Меню

Должностная инструкция водителя для перевозки грузов

Составление должностной инструкции водителя-экспедитора

Должностная инструкция водителя-экспедитора

Должностная инструкция – это второй по значимости документ после трудового договора. Она определяет круг обязанностей любого работника, права и обязательства перед работодателем.

При составлении должностной инструкции для водителя-экспедитора необходимо быть особенно внимательным. На работников данной категории возлагается полная материальная ответственность не только за автомобиль. Они ответственны и за доставляемый груз.

В целом такая инструкция повторяет аналогичный документ для рядовых водителей, но имеет особенности. Их обязательно нужно учесть, чтобы в дальнейшем избежать проблем.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Поговорим более подробно о тех пунктах, которые стоит включить в должностные обязанности водителя-экспедитора.

Общие положения

В этом разделе необходимо указать:

Водители относятся к техническим исполнителям

  • к какой категории можно отнести работника (технических исполнителей);
  • как и кем осуществляется назначение на должность и освобождение от неё;
  • кому непосредственно подчиняется;
  • требования к уровню образования и стажу (устанавливаются сугубо по желанию работодателя;
  • наличие водительского удостоверения с открытыми категориями В, С либо Е).

Большинство работодателей в этом разделе указывают конкретные требования к стажу и образованию соискателя.

Водитель должен знать

Здесь нужно перечислить все знания, которыми необходимо обладать работнику:

  • доскональное знание правил дорожного движения и размеры штрафов за их нарушение;
  • знание всех технических составляющих автомобиля (принципы устройства механизмов, особенности эксплуатации, признаки неисправностей и т.д.);
  • сроки проведения плановых технических осмотров;
  • правила приёма и передачи грузов;
  • условия перевозки и хранения различных видов груза;
  • правила (нормы) трудового распорядка, требования техники безопасности, необходимые нормы охраны труда и др.

к содержанию ↑

Должностные обязанности

Функции сотрудника – самый объемный пункт. В нем прописано всё, что должен делать водитель-экспедитор, а именно:

Следить за состоянием авто входит в обязанности

  • следить за исправностью грузового автомобиля;
  • в случае поломки осуществлять ремонт своими силами;
  • поддерживать чистоту в салоне и грузовом отсеке;
  • осуществлять своевременную замену технических жидкостей: тосола, масла, стеклоочистительной жидкости;
  • своевременно заправлять автомобиль топливом;
  • проходить необходимое техническое обслуживание в установленные сроки;
  • регулярно проверять давление воздуха в шинах, при необходимости подкачивать их;
  • оставлять автомобиль только в гараже организации либо на платной стоянке;
  • на время стоянок/остановок закрывать все двери грузовика;
  • проходить перед каждым рейсом медицинский осмотр;
  • не употреблять алкогольные/наркотические вещества во время выполнения должностных обязанностей;
  • принимать и передавать грузы в соответствии с сопровождающей документацией (счет-фактурами, накладными);
  • проверять состояние груза при приёмке, перевозке и передаче;
  • осуществлять контроль за работой грузчиков при погрузке и разгрузке;
  • проверять, не повреждена ли упаковка;
  • обеспечивать надлежащую сохранность транспортируемого груза;
  • соблюдать оговоренные сроки доставки товара к месту назначения;
  • вести и заполнять путевые листы с указанием маршрута и расхода топлива;
  • быть доверенным лицом организации при приёме, транспортировке и передаче груза третьим лицам;
  • своевременно информировать своё руководство о нестандартных ситуациях (дорожно-транспортных происшествиях, поломках и т.д.).

Не лишним будет указать, что работник обязан выполнять также отдельные поручения руководства. Можно оговорить в инструкции участие водителя-экспедитора в погрузке-разгрузке товара в качестве грузчика.

Посмотрите видео о нововведениях в обязанности экспедиторов:

Права

Общий пункт, в котором прописаны стандартные права водителя. Он имеет право:

  • требовать от работодателя обеспечения условий, необходимых для выполнения трудовых обязанностей;
  • получать всю необходимую документацию и информацию о транспортируемом грузе;
  • вносить на рассмотрение своего руководителя рациональные рекомендации по улучшению своей работы;
  • в случае перевозки пассажиров водитель вправе требовать от последних выполнения всех правил безопасности (сажать и высаживать из автомобиля людей только в установленных местах, быть пристёгнутыми ремни безопасности);
  • принимать по необходимости решения в рамках своих полномочий.

к содержанию ↑

Ответственность

Главный пункт в инструкции. Водитель-экспедитор всегда материально ответственен за автомобиль, который он использует, и транспортируемый груз. Как правило, в данном документе указано, что он понесёт ответственность за:

  1. нанесенный им материальный ущерб;
  2. неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, оговоренных в инструкции;
  3. совершение водителем правонарушений во время выполнения им служебных обязанностей.

За неисполнение должностных обязанностей работодатель может уволить сотрудника по статье. Подробнее об этом читайте тут.

Обычно ответственность прописывается с такой формулировкой – «в пределах действующего в РФ гражданского, уголовного, административного и трудового законодательства». Делается это потому, что вина водителя определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

За машину предусмотрена ответственность

Возможно, он был нетрезв, нарушил условия или сроки транспортировки, не вызвал вовремя полицию, оставил автомобиль без присмотра. Вариантов может быть масса. В любом случае, меру ответственности водителя-экспедитора возможно определить лишь после досконального расследования.

Если в итоге выяснится, что вины водителя в причинении материального ущерба нет (авария произошла не по его вине, сроки и условия транспортировки были соблюдены, целостность упаковки товара не нарушена и т.д.), то и материальной ответственности он не понесёт. Спор о вине водителя и размере материального ущерба определяется в суде.

Образец должностной инструкции можно скачать здесь.

Должность водителя-экспедитора совмещает в себе две специальности и, соответственно, предусматривает вдвое больше обязательств. Именно поэтому при составлении должностной инструкции для такого специалиста нужно быть особенно внимательными.

Читайте также:  Инструкция по применению МЕТОКЛОПРАМИД METOCLOPRAMIDUM таблетки

В ней нужно отразить специфику деятельности предприятия-работодателя и чёткий перечень обязанностей работника. Претендент на эту должность должен понимать, какую работу ему предстоит выполнять. Это поможет в дальнейшем избежать разногласий и непонимания.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Источник

Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Читайте также:  Ибупрофен инструкция таблетки детям сколько

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Источник



Водитель грузового автомобиля

водителя грузового автомобиля (лица, управляющего грузовым автомобилем)

(Пункты могут быть изменены применительно к работе вашей организации)

  1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя, управляющего служебным грузовым автомобилем в (наименование вашей организации).
  2. Водитель служебного грузового автомобиля назначается приказом руководителя организации.
  3. Водитель служебного грузового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение категории «С», «С1», «С1Е», «СЕ».
  4. Водитель служебного грузового автомобиля должен знать:
  • Правила дорожного движения, административную ответственность за их нарушение, основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок грузов.
  • Основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Основные технические характеристики и общее устройство грузового автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).
  • Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса, сцепного устройства и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.
  • Назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории.
  • Признаки неисправностей, возникающих в пути.
  • Правила подачи грузового автомобиля под погрузку и разгрузку грузов, укладки и крепления груза.
  • Правила и порядок использования тахографа.
  • Порядок действия в случае дорожно-транспортного происшествия и порядок вызова аварийных и спасательных служб.
  • Правила оказания первой медицинской помощи.
  • Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и порядке.
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила и нормы охраны труда.

Водитель служебного грузового автомобиля обязан:

  1. Соблюдать Правила дорожного движения.
  2. Строго выполнять все распоряжения руководителя организации и своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.
  3. Не употреблять перед выездом или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
  4. Проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр.
  5. Проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом, в пути, и по возвращению на место стоянки.
  6. Устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства, не требующие разборки узлов и агрегатов, а также самостоятельно выполнять необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
  7. Обеспечить корректное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров, сохранность груза и технически исправное состояние автомобиля. Не применять без крайней необходимости резкие обгоны впереди идущих автомобилей. Водитель должен предвидеть любую дорожную обстановку, выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.
  8. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль только на охраняемых стоянках.
  9. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.
  10. Контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов, проверять соответствие укладки и крепления груза на грузовом автомобиле требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности автомобиля.
  11. Совершенствовать навыки управления грузовым автомобилем.
  12. Своевременно проходить периодическое техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
  13. Содержать двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте и порядке.
  14. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.
  15. Ежедневно вести путевые листы, отмечать маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива. При необходимости отмечать количество отработанного времени.
Читайте также:  Инструкция и руководство для Bork V705 на русском

Водитель служебного грузового автомобиля имеет право:

  1. Прекратить эксплуатацию автомобиля в случае его неисправности.
  2. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.
  3. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей инструкции.

Водитель служебного грузового автомобиля несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях – уголовную) ответственность за:

  1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
  2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
  3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
  4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
  5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, правил дорожного движения, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
  6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

Источник

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

I. общее положение

1. Водитель грузового автомобиля управляет грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенным к одной из категорий транспортных средств «в» или «С». Водитель категории «В» управляет автомобилями грузоподъемностью до 3,5 тонн, буксирует прицепы весом до 750 кг. Водитель категории «С» управляет автомобилями грузоподъемностью свыше 3,5 тонн, буксирует прицепы весом свыше 750 кг.

2. Водитель подчиняется непосредственно главному инженеру или гл. механику завода.

3. Прием на работу и увольнение оформляется приказом директора завода.

4. Водителем может быть лицо без предъявления требований к среднему образованию, имеющее водительское удостоверение.

5. Квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии, имеющего категории транспортных средств «В», «С», «Д», «Е».

Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее 3-х лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, имеющего любые три категории транспортных средств.

6. водитель должен знать назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, их неисправности, правила безопасности движения, правила технической эксплуатации автомобилей, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию.

7. Водитель руководствуется в работе настоящей инструкцией.

Водитель грузового автомобиля обязан:

1. управлять грузовыми автомобилями всех марок и типов, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С».

2. заправлять автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

3. Перед выездом на линию убедиться в полноте и правильности заполнения всех реквизитов путевого листа, выезжать из гаража только по правильно оформленным путевым листам.

4. Проверять техническое состояние автомобиля перед выездом на линию, подписывать путевой лист у гл. механика о технически исправном состоянии автомобиля.

5. Проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр.

6. Сдавать автомобиль и ставить его на отведенное место по возвращении с работы на завод.

7. Устранять возникшие по время работы на линии неисправности автомобиля.

8. Производить текущий ремонт автомобиля, проводить ежедневное обслуживание, первое и второе техническое обслуживание, готовить автомобиль к техническому осмотру.

9. Выполнять производственные задания, установленные гл. инженером и гл. механиком, не допускать простоев, срывов заявок. Подчиняться начальникам подразделений завода, в распоряжение которого он направлен работать.

10. Соблюдать правила дорожного движения и правила технической эксплуатации автомобилей.

11. Соблюдать правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин, рационально использовать горюче-смазочные материалы и запчасти к автомобилю.

12. Соблюдать нормы, правила, инструкции, приказы и указания по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.

13. Содержать в чистоте автомобиль, убирать территорию гаража и бытовое помещение.

14. Соблюдать правила подачи автомобилей под погрузку и разгрузку грузов, проверять соответствие укладки и крепления груза на автомобиле требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности автомобиля.

15. Быть вежливым с заказчиком.

16. Содержать в исправном состоянии набор ручного инструмента для аварийного ремонта автомобилей.

17. Содержать автомобиль в укомплектованном состоянии.

18. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

19. Знать правила вызова:

— пожарной команды при возникновении загораний или возможностей его загораний;

Источник

Adblock
detector