Меню

Должностная инструкция вожатого

Должностная инструкция вожатого

Leader-of-packm.jpg

Первый документ, с которым знакомятся наемные работники, устраиваясь на работу – это должностная инструкция, которая определяет круг обязанностей, как наемного работника, так и работодателя. Должностные инструкции разрабатываются не под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована в классификаторе существующих профессий. Поэтому должностные инструкции, прежде всего, нормативно считаются правовым документом, который определяет круг обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую должность, правила приема и увольнения, замещения. Применяя должностные инструкции в организации производственного процесса, позволяют работодателю четко и эффективно организовать деятельность предприятия, так как участие каждого работника четко определено. Должностные инструкции утверждаются работодателем и подписываются наемным работником. С этого момента они определяют отношения между ними. Работнику они дают чувство стабильности и защищенности, а работодателю облегчают работу по управлению персоналом. Исходя из выше сказанного, должностные инструкции должные содержать следующую информацию — общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и уметь, занимая эту должность. Второе – это перечень работ, которые выполняет наемный работник, находясь на этой должности. Затем идут его права, которые он может отстаивать и требовать от работодателя. Последний пункт – это ответственность, которую несет работник при выполнении своих обязанностей. Применение должностных инструкций, как видно, в одинаковой степени важны как для наемного работника, так и для работодателя, помогая в решении проблем, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности.

Должностная инструкция вожатого

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристик «педагог — организатор» и «старший вожатый», утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

На должность вожатого назначается и освобождается от должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет, имеющее документ об успешном окончании вожатских обучающих курсов.

Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому (методисту), заместителю директора по воспитательной работе.

В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности вожатого являются:

  • попечение и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;
  • организация свободной деятельности вверенного ему отряда.

3. Должностные обязанности

Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

  • создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
  • организует семейные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;
  • поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
  • организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение;
  • помогает руководителю студии (кружка) во время занятий, если число детей из своей семейки превышает 8 человек;
  • обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
  • организует и обеспечивает участие детей в культурно — массовых, спортивно — оздоровительных и трудовых мероприятиях;
  • использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
  • организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;
  • изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
  • соблюдает права и свободы воспитанников;
  • ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
  • проходит периодические медицинские обследования;
  • соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;
  • обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро — и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
  • оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.

Вожатый имеет право:

  • участвовать в управлении лагеря;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
  • на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;
  • давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

  • работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лагеря по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе;
  • в соответствии с общим составляет совместно с воспитателем план проведения отрядных дел, в которые рекомендуется включать как мероприятия, игры, требующие активности, так и дела, дающие возможность расслабиться и отдохнуть. План работы утверждается старшим вожатым не позднее двух дней с начала планируемого периода;
  • представляет старшему вожатому (методисту) письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 2 дней по окончании смены;
  • получает от директора лагеря и его заместителей информацию нормативно — правового и организационно — методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
  • работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми, руководителями кружков, психологом, инструкторами по физкультуре и плаванию;
  • систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками лагеря.
Читайте также:  Каким числом должны утверждены должностные инструкции

Источник



Должностная инструкция вожатого

I. Общие положения

1. На должность вожатый назначается лицо, имеющее основное общее образование или среднее общее образование, профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики.

2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

3. Дополнительные требования:

— возраст не менее 18 лет,

— отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)

4. Назначение на должность вожатый, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Вожатый должен знать:

5.1. Законодательные и иные нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, в том числе международные, в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в сфере деятельности детских и молодежных общественных организаций, а также в сфере информационной безопасности, включая защиту персональных данных

5.2. Локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления

5.3. Основы планирования деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления

5.4. Технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния

5.5. Возрастные особенности детей

5.6. Подходы к организации мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления

5.7. Основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи

6. Вожатый подчиняется непосредственно __________________.

7. На время отсутствия вожатого (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности вожатого входит:

1. Сопровождение деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника:

— Планирование деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления

— Сопровождение временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с ежедневным планом работы организации отдыха детей и их оздоровления

— Проведение под руководством педагогического работника игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния

— Включение участников временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в систему мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления

2. Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника:

— Информирование обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения)

— Планирование деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника с учетом мнения обучающихся

— Проведение под руководством педагогического работника организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ результатов его деятельности

— Информирование обучающихся — членов детского коллектива (группы, подразделения, объединения) о возможностях участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего детского коллектива в целом

III. Права

Вожатый имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Вожатый несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018г. №840н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Источник

Должностная инструкция специалиста организации включает вожатого

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) и определяет должностные обязанности, права и ответственность вожатого.

2. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

3. На должность вожатого назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Читайте также:  Инструкция и руководство для Timex T2N958 на русском

4. Вожатый должен знать законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Вожатый назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения (предприятия, организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. Вожатый непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения или воспитателю (преподавателю).

2. Должностные обязанности

Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее — учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Вожатый имеет право:

— вносить предложения руководству по вопросам организации и условий труда;

— пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

— проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего квалификационного разряда;

— повышать свою квалификацию.

Вожатый пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

4. Ответственность

Вожатый несет ответственность за:

— осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

— организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

— соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

— ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями;

— оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения (предприятия, организации), его работникам и иным лицам.

За нарушение законодательных и нормативных актов Вожатый может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Источник

Должностная инструкция специалиста организации включает вожатого

2. Должностные обязанности отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря.

3. Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого.

4. Этапы организации педагогической деятельности вожатого.

1. Организация труда отрядного вожатого

1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак;

2) руководитель детского объединения в лагере.

Рассмотрим основные компоненты педагогического труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.

Предмет труда отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря — личность ребенка, подростка, детский коллектив. Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского коллектива лагеря-отряда.

Специфика труда отрядного вожатого состоит в том, что:

– опора на детский коллектив является важнейшим условием воспитательного процесса и составляет его суть;

– вожатый действует не только сам, а достигает целей и результатов своего труда при условии, если включает в него своих воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.

Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного ла­геря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.

Специфичны и средства педагогического труда вожатого: исполнитель труда — вожатый и главное его средство в процессе воспитания в детском оздоровительном лагере — воспитанник как бы сливаются воедино. Инструментом воздействия на воспитанников является личность вожатого — его знания, уме­ния, чувства, воля.

Результат труда вожатого определяется как совокупность следующих показателей:

– уровень развития детского коллектива;

– качество межличностных отношений детей;

– состояние морально-психологического климата в отряде.

Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций:

– функции организатора жизнедеятельности отряда.

Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников.

2. Должностные обязанности отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря

Обязанности, связанные с функцией руководителя, включают необходимые этапы процесса управления:

– анализ эффективности и оценку работы,

– выработку мер по совершенствованию деятельности отряда.

Как руководитель отрядный вожатый выполняет следующие обязанности:

– изучает руководящие, нормативно-правовые документы по проблеме организации летнего отдыха и оздоровления детей;

– изучает детский коллектив отряда, интересы, запросы, потребности воспитанников, процессы, происходящие в среде детей и подростков, специфику социальной среды, в условиях которой действует отряд;

– разрабатывает на основе психолого-педагогической диагностики мероприятия по воспитанию детей и подростков отряда;

– планирует работу отряда, привлекая воспитанников, обсуждает план в коллективе;

– планирует личную работу;

– формирует органы детского самоуправления, направляет, контролирует и оценивает их деятельность;

– представляет отряд в педагогическом совете лагеря;

– постоянно анализирует эффективность проводимой работы, вырабатывает рекомендации и принимает меры по повышению эффективности воспитательного воздействия отряда на его членов;

– готовит информацию, отчеты о работе отряда для администрации лагеря;

– постоянно совершенствует свои профессиональные знания, умения, навыки путем самообразования и самовоспитания.

Обязанности, связанные с функцией организатора, предполагают реализацию замыслов и намеченных планов работы отряда, организацию самодеятельности воспитанников, последовательное и систематическое обучение детей, участвующих в делах отряда, методам организации коллективной творческой деятельности.

Как организатор вожатый выполняет следующие обязанности:

– через органы самоуправления, путем включения вос­питанников в активную деятельность, обеспечивает выполнение намеченных планов;

– стимулирует активную работу воспитанников отряда путем соревнований, через поощрения, положительным примером других детей;

– организует практическое участие отряда в общелагерных делах;

Читайте также:  Телпрес таблетки 20мг инструкция

– организует практическое участие в деятельности от­ряда родителей и представителей общественности;

– обучает избранный актив, организаторов коллективных творческих дел;

– информирует руководство лагеря о деятельности отряда.

Обязанности, связанные с функцией воспитателя, должны реализовываться в деятельности вожатого на основе педагогических принципов воспитания как организатора ра­боты в отряде, старшего наставника и друга ребят.

Как воспитатель вожатый выполняет следующие обязанности:

– обеспечивает проведение воспитательной работы на основе самодеятельности, инициативы и творчества детей;

– обеспечивает общественно-полезную и гуманистическую направленность всех проводимых мероприятий;

– способствует всестороннему развитию воспитанников, формирует у них активную гражданскую позицию, высокие нравственные качества;

– заботится о том, чтобы жизнь отряда была яркой, наполненной романтикой, игрой, вызывала заинтересованность и активность воспитанников;

– планирует, организует и анализирует воспитательную работу в отряде.

У вожатого наряду с его обязанностями имеются и права, которые он должен знать и при необходимости отстаивать.

Права отрядного вожатого:

– право пользоваться всеми гражданскими правами в
соответствии с уголовным и трудовым законодательством;

– право участвовать в разработке содержания деятель­ности лагеря;

– право быть свободным в выборе форм, методов, для
работы в отряде;

– право на помощь в работе со стороны администрации лагеря, врача, психолога, социального работника, методис­та, воспитателей и других работников лагеря;

– право на помощь родителей воспитанников в работе;

– право присутствовать в отряде на мероприятиях, про­водимых другими сотрудниками лагеря.

Чтобы эффективно выполнять свои должностные обя­занности и реализовывать права, вожатый должен быть ком­петентным специалистом в вопросах организации педагоги­ческой деятельности в специфических условиях детского оздоровительного лагеря. Вожатый должен обладать психолого-педагогическими знаниями, соблюдать общие основы воспитания, использо­вать технологии организации досуга детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря.

3. Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого

Педагогическая деятельность отрядного вожатого – это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом-отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.

Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.

Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.

К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся: диагностическая, прогностическая, конструктивная, организационная, коммуникативная, аналитическая

Диагностическая деятельность отрядного вожатого направлена на выявление интересов, потребностей, возможностей детей, а также эффективность организации воспитательной работы в отряде. Нельзя осуществлять воспитательную работу, не зная особенностей психологического развития детей, уровня их воспитанности, круга интересов.

Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации. Выделяют три типа диагностики:

начальная диагностика связана с планированием и управлением временным детским коллективом (отрядом). Перед определением воспитательной цели и задач, которые будут реализовываться в ходе смены, вожатый изучает интересы, склонности, возможности и уровень воспитанности детей;

текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности детского коллектива, ориентирует вожатого на изменения, которые происходят в воспитаннике и коллективе, помогает вожатому быстро корректировать свою деятельность, совершенствовать стиль общения с детьми и методику воспитательной работы. Через текущую диагностику вожатый имеет возможность реагировать на изменения в уровне воспитанности детей, тем самым обеспечивать возможность активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива;

– обобщающая (итоговая) диагностика проводится по итогам работы смены.

Прогностическая деятельность отрядного вожатого определяет направления воспитательной работы, ее конкретные цели, задачи на каждом этапе организации лагерной смены и ее результаты. Прогностическая деятельность вожатого обеспечивает совершенствование процедуры постановки цели, определения задач, выбора методов и форм воспитания в отряде.

Конструктивная деятельность вожатого направлена на конструирование, проектирование содержания воспитательной работы в отряде. В зависимости от конкретных условий воспитания вожатый может предусмотреть систему увлекательных форм работы. Вожатый разрабатывает программу воспитательной деятельности отряда, определяя основные направления, конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы и способы их реализации.

Организационная деятельность вожатого направлена на:

– реализацию намеченной программы воспитательной деятельности;

– организацию жизнедеятельности временного детского коллектива;

– формирование здоровых, гуманных отношений среди
воспитанников;

– объединение взрослых и детей общей системой интересов и ценностей;

– организацию социальной реабилитации в условиях детского оздоровительного лагеря дезадаптированных детей и подростков;

– координацию деятельности и сотрудничество с родителями воспитанников и педагогами лагеря.

Организационная деятельность вожатого выражается в умении вовлечь воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулировать их активность, организовывать различные виды деятельности детей, а также в организации собственной деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками.

Коммуникативная деятельность вожатого связана с его личным обаянием, нравственной культурой, умением устанавливать и поддерживать с воспитанниками доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, заботу о них, создает гуманный стиль взаимоотношений с воспитанниками отряда.

Аналитическая деятельность направлена на проведение ана­лиза эффективности организации воспитательной работы в отряде, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности, сравнение достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечал вожатый, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Эта деятельность позволяет вносить необходимые коррективы в воспитательную работу вожатого.

При анализе деятельности отрядного вожатого необходимо оценивать:

– уровень профессионально-педагогических знаний и умений вожатых (применение вожатым разнообразных средств, методов и форм работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря);

– наличие профессионально значимых личностных качеств;

– уровень воспитанности детей (нравственные качества, отношения к труду, культура поведения, активность и т. п.);

– уровень сформированности детского коллектива;

– уровень руководства отрядом;

– удовлетворенность воспитанников и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

4. Этапы организации педагогической деятельности вожатого

Педагогическая деятельность вожатого протекает в три этапа:

1. Подготовительный этап начинается с формулирования цели, определения содержания, средств, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия, то есть с разработки программы воспитательной деятельности. А также предполагает проведение организационно-методической работы.

2. Основной этап направлен на организацию воспитательного процесса и реализацию поставленной цели на основе выбора оптимальных средств.

3. Итоговый этап предполагает анализ и оценку свой педагогической деятельности.

[1] При подготовке лекции использован материал пособия Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде. – М., 2007.

Источник