Меню

Должностные инструкции работников образования россии

Сборник должностных инструкций

Обновление: 10 июня 2021 г.

В обязанности работодателей входит оформление различной кадровой документации. В нашей консультации мы расскажем о том, что такое должностная инструкция, как ее составить, и обязан ли работодатель издавать должностные инструкции. Кроме того, вы сможете ознакомиться с образцами должностных инструкций.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция – это внутренний организационно-распорядительный документ, содержащий конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 N 3520-6-1).

Для каких целей используется

Сразу хотим отметить, что в общем случае законодательством не установлена обязанность работодателя по изданию должностных инструкций. Ведь трудовая функция работника должна быть раскрыты в его трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Однако составлять должностные инструкции рекомендуется тогда, когда в трудовом договоре не раскрыты трудовые обязанности работника.

Кстати, по мнению Роструда, должностные инструкции имеет смысл разрабатывать по каждой должности, имеющейся в штатном расписании работодателя. А отсутствие должностной инструкции порой мешает работодателю (Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0):

  • обоснованно отказать в приеме на работу. Ведь именно в должностной инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника;
  • объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
  • распределить трудовые функции между работниками;
  • временно перевести работника на другую работу;
  • оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

Содержание должностной инструкции

Обычно должностные инструкции составляются на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках, к примеру, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37). Если речь идет о рабочих должностях, то при составлении должностной инструкции используется единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Кроме того, хорошим подспорьем при составлении должностных инструкций служат профстандарты.

Должностная инструкция может быть оформлена отдельным документом или же являться приложением к трудовому договору.

Теперь давайте остановимся на примерной структуре должностной инструкции.

В этом разделе, как правило, указывается:

  • к какой категории должностей относится должность, для которой составляется данная должностная инструкция (например, к категории руководителей);
  • какие требования предъявляются к работнику, претендующему на конкретную должность (уровень образования, опыт работы и т.д.);
  • какими знаниями должен обладать работник, чтобы занимать эту должность.

Задачи и функции

Как становится понятно из названия, в этом разделе прописываются задачи и функции работника, занимающего соответствующую должность.

Данный раздел предназначен для подробного описания должностных обязанностей работника. Чем более детально вы все распишите, тем меньше потом разногласий может возникнуть между вами и работником по поводу того, что должен делать работник.

В этом разделе перечисляются права работника в рамках его должности. Например, указывается, какие документы имеет право подписывать работник.

Указывается, к какой ответственности может быть привлечен работник при наличии тех или иных нарушений, к примеру, за ненадлежащие исполнение своих трудовых обязанностей или же в случае совершения преступлений при исполнении должностных обязанностей.

В этом разделе прописывается порядок взаимодействия работника с другими работниками, с подразделениями работодателя, с контрагентами и т.д. Например, если работник обязан составлять какой-либо отчет для другого сотрудника или передавать ему какие-либо документы, то в данном разделе имеет смысл указать, в какие сроки он должен это делать.

Кроме того, в разделе «Взаимоотношения» можно прописать, кого замещает работник и кем замещается сам в случае своего отсутствия.

Должностная инструкция утверждается руководителем организации. Соответственно, на инструкции должны стоять:

  • гриф утверждения («УТВЕРЖДАЮ»);
  • наименование должности руководителя (генеральный директор, президент и т.п.);
  • подпись руководителя;
  • ФИО руководителя;
  • дата утверждения.

Также на должностной инструкции указывается наименование организации. Можно добавить и иные реквизиты работодателя (адрес, ИНН, КПП и т.д.).

Как правило, на должностной инструкции ставят свои визы:

  • разработчик инструкции;
  • работник кадровой службы;
  • работник юридической службы;
  • непосредственный начальник работника.

С должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под роспись при приеме на работу, то есть до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

Как внести изменения в должностную инструкцию

Порядок внесения изменений в должностную инструкцию зависит от того, влечет ли это изменение обязательных условий трудового договора или нет.

Изменение должностной инструкции не влечет изменений обязательных условий трудового договора.

В этом случае работодателю удобнее утвердить новую редакцию должностной инструкции и ознакомить с ней работника под роспись (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).

Изменение должностной инструкции влечет изменение обязательных условий трудового договора.

В данной ситуации работодателю необходимо заручиться согласием работника на такие изменения (ст. 72 ТК РФ). Соглашение об изменении условий трудового договора заключается между работодателем и работником в письменной форме. Соответственно, изменения в должностную инструкцию могут быть внесены только после получения согласия от работника. При этом если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, имеет смысл вносить изменения сразу и в договор, и в инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).

Напомним, что есть случаи, когда для изменений определенных условий трудового договора согласие работника не требуется. Например, такое возможно, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены (ст. 74 ТК РФ). Правда, в этом случае для изменения трудовой функции работника все равно потребуется его согласие.

В каких случаях должностная инструкция обязательна

Как мы уже сказали выше, работодатель не обязан составлять должностные инструкции. Но, как известно, из любого правила есть исключения. Так, например, в Законе о частной детективной и охранной деятельности в РФ прямо прописано, что действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией (ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1). Причем законодательством установлены типовые требования к должностной инструкции частного охранника (Приложение к Приказу Росгвардии от 19.10.2020 N 419).

Также должные инструкции должны быть разработаны для персонала физической защиты структурных подразделений ядерного объекта (п. 105 Федеральных норм и правил, утв. Приказом Ростехнадзора от 08.09.2015 N 343).

Сборник должностных инструкций

На нашем сайте в разделе «Формы» вы найдете образцы должностных инструкций для самых различных должностей. Кроме того, там же вы сможете скачать бланки этих должностных инструкций.

В вышеупомянутом разделе, к примеру, представлены:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Источник

Должностные инструкции работников образования россии

Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, функции, обязанности, права и ответственность работников. Четкая организационно-правовая регламентация служебной деятельности способствует рациональной организации и повышению производительности труда, более полному использованию профессионального и творческого потенциала кадровых ресурсов, обеспечивает большую объективность при аттестации работника, его поощрении и наложении на него дисциплинарного взыскания.

Вместе с тем все знают, сколько сил занимает подготовка должностных инструкций. В целях экономии времени при их разработке сотрудниками редакции журнала «Управление образовательной организацией» подготовлены электронные версии сборников должностных инструкций работников школ и иных образовательных организаций.

Все материалы сборников основаны на действующих нормативно-правовых актах. Представленные образцы должностных инструкций носят рекомендательный характер и могут служить основой для разработки собственных должностных инструкций, содержащих уточненный перечень квалификационных требований, должностных обязанностей и прав работников, меру их ответственности и схему подчиненности с учетом особенностей деятельности конкретной образовательной организации.

Основным нормативно-правовым документом при разработке должностных инструкций в школах является Единый квалификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011). Содержащиеся в нем квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей деятельности образовательной организации, труда и управления, а также прав и ответственности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Читайте также:  Назаваль плюс инструкция состав

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При разработке должностных инструкций работников могут также применяться профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 ТК РФ). В отличие от квалификационных характеристик ЕКС, профессиональный стандарт содержит квалификационные требования с разбивкой по трудовым функциям работника. В качестве примера можно привести профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016).

В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников образовательной организации возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При разработке д олжностных инструкций руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования использован Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н.

На сайте редакции журнала «Управление образовательной организацией» можно ознакомиться с отдельными инструкциями и/или скачать следующие сборники:

В сборники включены должностные инструкции работников школ и иных образовательных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Должностные инструкции руководителей

Должностная инструкция руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностная инструкция директора школы

Должностная инструкция заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностная инструкция заместителя директора школы

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательного учреждения

Должностные инструкции педагогических работников

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция преподавателя

Должностная инструкция педагога-организатора

Должностная инструкция социального педагога

Должностная инструкция учителя-дефектолога (логопеда)

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция воспитателя (старшего воспитателя)

Должностная инструкция тьютора

Должностная инструкция старшего вожатого

Должностная инструкция педагога (старшего педагога) дополнительного образования

Должностная инструкция музыкального руководителя

Должностная инструкция концертмейстера образовательного учреждения

Должностная инструкция руководителя физического воспитания

Должностная инструкция инструктора по физической культуре

Должностная инструкция методиста (старшего методиста)

Должностная инструкция инструктора-методиста (старшего инструктора-методиста)

Должностная инструкция инструктора по труду

Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Должностная инструкция тренера-преподавателя (старшего тренера-преподавателя) образовательного учреждения

Должностная инструкция мастера производственного обучения

Должностные инструкции работников учебно-вспомогательного персонала

Должностная инструкция вожатого

Должностная инструкция помощника воспитателя

Должностная инструкция младшего воспитателя

Должностная инструкция секретаря учебной части

Должностная инструкция диспетчера образовательного учреждения

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Должностные инструкции руководителей

Должностная инструкция руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Должностная инструкция президента образовательного учреждения высшего профессионального образования

Должностная инструкция заместителя руководителя (проректора, заместителя директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения

Должностная инструкция заведующего аспирантурой

Должностная инструкция советника при ректорате

Должностная инструкция ученого секретаря совета учреждения

Должностная инструкция ученого секретаря совета факультета (института)

Должностная инструкция заведующего (директора, начальника, руководителя) питомника, учебного вивария, лесхоза, опытного поля, ботанического сада (дендрария)

Должностная инструкция руководителя (заведующего) учебной (учебно-производственной, производственной) практики

Должностная инструкция директора (начальника, руководителя) студенческого дворца культуры

Должностная инструкция директора (начальника, заведующего) студенческого общежития

Должностная инструкция директора (руководителя, заведующего) издательства учебной литературы и учебных пособий

Должностная инструкция помощника ректора (проректора)

Должностные инструкции профессорско-преподавательского состава

Должностная инструкция ассистента

Должностная инструкция декана факультета (директора института)

Должностная инструкция доцента

Должностная инструкция заведующего кафедрой

Должностная инструкция преподавателя

Должностная инструкция профессора

Должностная инструкция старшего преподавателя

Должностные инструкции работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала

Должностная инструкция диспетчера факультета

Должностная инструкция тьютора

Должностная инструкция специалиста по учебно-методической работе

Должностная инструкция учебного мастера

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ)»

Должностная инструкция архивариуса

Должностная инструкция бухгалтера

Должностная инструкция водителя автомобиля

Должностная инструкция гардеробщика

Должностная инструкция главного бухгалтера

Должностная инструкция грузчика

Должностная инструкция дворника

Должностная инструкция дежурного по общежитию

Должностная инструкция делопроизводителя

Должностная инструкция документоведа

Должностная инструкция заведующего архивом

Должностная инструкция заведующего библиотекой

Должностная инструкция заведующего канцелярией

Должностная инструкция заведующего столовой

Должностная инструкция заведующего хозяйством

Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной части

Должностная инструкция инспектора по кадрам

Должностная инструкция истопника

Должностная инструкция кассира

Должностная инструкция кастелянши

Должностная инструкция кладовщика

Должностная инструкция курьера

Должностная инструкция лифтера

Должностная инструкция машинистки

Должностная инструкция начальника отдела кадров

Должностная инструкция начальника хозяйственного отдела

Должностная инструкция переводчика

Должностная инструкция повара

Должностная инструкция профконсультанта

Должностная инструкция руководителя службы охраны труда

Должностная инструкция секретаря руководителя

Должностная инструкция секретаря-машинистки

Должностная инструкция слесаря-ремонтника

Должностная инструкция слесаря-сантехника

Должностная инструкция слесаря-электрика

Должностная инструкция специалиста по кадрам

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Должностная инструкция сторожа (вахтера)

Должностная инструкция уборщика производственных и служебных помещений

Источник



Должностные инструкции: Что? Как? Зачем?

Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, мы прежде всего расчитываем получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит. Поэтому чем четче и подробнее компания опишет свои ожидания от сотрудника, тем лучше будем всем.

Читайте также:  При каких заболеваниях применяют Рибоксин

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.

Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.

Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.

Как написать должностную инструкцию

Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.

Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.

В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.

В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.

Обычно должностная инструкция содержит пять разделов:

1. Общие положения:

— точное и полное наименование должности работника;

— уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;

— подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;

— порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т д.);

— перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности (законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации и т п.).

2. Основные задачи:

— задачи, выполнение которых возлагается на работника;

— конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.

— перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

— ответственность работника за невыполнение обязанностей;

— ответственность данного работника за действия его подчиненных, если таковые есть.

5. Требования к работнику:

— требования к уровню образования, квалификации, стажу работы и иным характеристикам, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.

Зачем нужна должностная инструкция

Без грамотно составленных должностных инструкций невозможны эффективное управление персоналом, разрешение конфликтов, связанных с расхождением в определении обязанностей работника, и деятельность организации в целом.

Ведь должностная инструкция — это:

  • основа для оценки результатов деятельности работника, информация для проведения обоснованного отбора работников при найме и оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности;
  • важная информация для самого работника: в ней сообщается, по каким критериям будут оценивать результаты его труда и каких действий от него ожидают, она дает ориентиры для повышения уровня образования и квалификации работника;
  • эффективные организационные методы, помогающие наладить работу отдела;
  • документ, без которого, например, нельзя списывать в расходы амортизацию автомобиля, так как для этого использование машины должно быть прописано в должностной инструкции владельца машины или работника, которому она временно выдана в пользование.

Должностные инструкции должны быть не просто данью бюрократии, а продуманным и серьезно составленным документом, тогда они смогут выполнять свои основные функции: наладить работу в организации и помогать в решении правовых и экономических споров.

Источник

8.1.3. Обязанности педагогических работников

Общие обязанности педагогических работников. Общий круг основных общих обязанностей педагогических работников представлен в Законе РФ «Об образовании». Однако, в отличие от прав и свобод педагогических работников непосредственного перечня таких обязанностей закон не содержит. Их можно выделить лишь путем анализа содержания норм всего этого закона, прежде всего, текста ст.ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования», 4 «Задачи законодательства Российской Федерации в области образования»,5«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования», 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», 56 «Трудовые отношения в системе образования» и др. Такой подход законодателя к установлению правового статуса одного из центральных субъектов образовательной системы и образовательных отношений в целом представляется не совсем удачным, поскольку обязанности субъектов права, наряду с их правами и свободами, являются ключевыми элементами такого статуса. В этом отношении правильно поступили авторы проекта Общей части Кодекса РФ об образовании, выделив в качестве самостоятельной ст. 60 «Основные обязанности педагогических работников образовательного учреждения (организации)», которые в целом соответствуют ныне закрепленным в законе. Комплексный анализ этих двух документов позволяет свести все основные (общие) обязанности педагогических работников в следующий перечень:

— обязанность соблюдать действующее российское законодательство, в том числе образовательное законодательство, Устав и локальные акты образовательного учреждения (организации):

— обязанность обеспечивать качественное проведение учебного и воспита­тельного процесса, высокую эффективность педагогической и мето­дической деятельности;

— обязанность соблюдать все требования, предъявляемые к педагогическим работникам в тарифно-квалификационных характеристиках, утвер­жденных в установленном порядке;

— обязанность обеспечивать качественное освоение обучающими образова­тельных программ и выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с учебным планом и графиком занятий;

— обязанность строго следовать профессиональной этике;

— обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— обязанность развивать у обучающихся (воспитанников) самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также содействовать гражданам с отклонениями благоприятных психолого-педагогических условий для получения ими образования;

— обязанность формировать у обучающихся (воспитанников) здоровый образ жизни, вести профилактику вредных привычек;

— обязанность уважать, защищать и обеспечивать права, свободы и законные интересы обучающегося (воспитанника) в образовательном процессе, недопустимость произвольного ограничения этих прав, свобод и законных интересов;

— обязанность периодически обновлять образовательные программы, учебные планы;

— обязанность осуществления систематического текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его Уставом и требованиями образовательного законодательства;

— обязанность содействия формированию и подержанию благоприятного морально-психологического климата среди обучающихся (воспитанников) и в целом в коллективе работников образовательного учреждения.

Обязанности педагогических работников общеобразовательных учреждений.Анализ трудовых и образовательно-профессиональных обязанностей, конкретизирующие и уточняющие названные выше обязанности Трудовым кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, их уставами и иными локальными актами, а также трудовыми договорами (контрактами) педагогических работников (учителей школы) позволяет выделить следующие их обязанности:

— добросовестно выполнять трудовые обязанности;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— стремиться к повышению качества выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на до­стижение высоких результатов трудовой деятельности;

— соблюдать требования по охране труда, технике без­опасности, производственной санитарии (гигиене труда) и противопожарной охране;

— проходить один раз в пять лет аттестацию на соответствие занимаемой должности;

— систематически повышать свой теоретический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

— соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

— проходить периодически бесплатное медицинское обследование.

— осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

— принимать меры к немедленному устранению причин и ус­ловий, препятствующих или затрудняющих осуществление педагогического процесса;

— формировать общую культуру личности учащихся, условия для осознанного выбора и последующего освоения профессио­нальных образовательных программ учащимися;

— реализовать образовательную программу и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующего Госу­дарственному образовательному стандарту;

Читайте также:  Holip HLP A100 Series Operating Manual

— участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— сотрудничать с коллегами, органами управления об­разования в интересах учащихся;

— постоянное проявлять внимание и вежливое отноше­ние к детям, родителям учащихся и членам коллектива;

— участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями, выходящими за рамки учебного плана образовательного учреждения.

Упоминавшаяся выше «Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей» называет такие обязанности учителей, признание и обеспечение которых является одной из важнейших задач органов народного образования:

— все учителя должны стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

— учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества;

— учительскими организациями должен быть выработан кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такое кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами;

— учителя должны проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы.

Как можно заметить, ряд этих рекомендаций уже нашел свое отражение в российском образовательном законодательстве.

Обязанности педагогических работников педагогических работников высших учебных заведении не отличаются принципиально от обязанностей учителей общеобразовательных школ, хотя четкого перечня таких обязанностей ни ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Типовое положение о высшем учебном заведении не приводят. Скажем, как и любому педагогическому работнику, преподавателю высшей школы запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения (п. 38 . Типового положении о высшем учебном заведении)

То же время в, уставах вузов ряд обязанностей актуализируются и уточняются, исходя из специфики высшей школы вообще и конкретного вуза, в частности. Так¸ из положений пунктов 45 и 46 Типового положения явно вытекают обязанности профессорско-преподавательского состава активно заниматься научной деятельностью, по результатам оценки которой дается характеристика как индивидуальной профессиональной научно-педагогической работы каждого преподавателя, но и всего учебного заведения в целом. Это, в частности, имеет отношение и к так называемой «грантовой» научной деятельности, удельный вес и значимость которой для оценки научно-педагогического профессионализма преподавателя и вуза в целом в современный период повышаются.

Пункт 49 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский университет предусматривает следующие, помимо общих, указанных выше, обязанности научно-педагогических работников Университета:

— всемерно своим трудом и поведением способствовать повышению престижа Университета как научно-образовательного, просветительного и культурного центра.

— обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

— формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

— выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера, а также правовой охране интеллектуальной собственности Университета.

Пункт 6.25 Устава Института дополнительного профессионального образования – негосударственного образовательного учреждения «Европейский университет в Санкт-Петербурге предусматривает также такие (кроме общих) обязанности своих преподавателей, как обязанности ответственно и творчески относиться к работе, а также соблюдать нормы профессионального поведения и этики.

Уместно вновь привести извлечение из «Рекомендации ЮНЕСКО/МОТо статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования» (Париж, 1997г.) с перечислением обязанностей преподавателей высшей школы. Представляется, что этот перечень, признаваемый мировым сообществом, для российского законодателя и самих вузов страны, равно как и для самих преподавателей, имеет исключительно большое значение.

VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ

КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

33. Необходимо, чтобы преподавательские кадры учреждений высшего образования признавали, что осуществление их прав влечет за собой особые обязанности и ответственность, включая обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира.

34. Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем:

1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедливым к студентам мужского и женского пола и одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а также инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавателями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем, чтобы направлять учебу студентов.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны, в случае необходимости, обеспечивать охват того минимума материала по каждому предмету, который предусмотрен в учебной программе;

2) проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты или, когда проведение оригинальных исследований не требуется, поддерживать и повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью учебных курсов и исследовательской деятельности, а также посредством разработки учебной методологии, нацеленной на совершенствование педагогических навыков:

3) осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;

4) соблюдать этику научных исследований, касающихся человека, животных, наследия или окружающей среды;

5) уважать и признавать научную работу своих коллег и студентов, и в частности обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все, кто внес в них реальный вклад и разделяет ответственность за их содержание;

6) воздерживаться от использования новой информации, концепций или данных, изначально полученных вследствие доступа к конфиденциальным рукописям или запросам о предоставлении средств на исследовательскую деятельность или подготовку, ознакомиться с которыми можно было в результате такой деятельности, как, например, внешнее рецензирование, за исключением тех случаев; когда автор дал на это разрешение;

7) обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы се результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученых и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев; когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность;

8) избегать столкновения интересов и решать спорные вопросы на основе открытости и всесторонних консультаций с учреждением высшего образования, в котором они работают, с тем, чтобы получить поддержку этого заведения:

9) добросовестно использовать все предоставляемые в их распоряжение финансовые средства в интересах учреждений высшего образования, исследовательских и других профессиональных или научных органов;

10) быть честными и беспристрастными в профессиональной оценке своих коллег и студентов;

11) сознавать свою ответственность, выступая или публикуя вне научных каналов материалы по вопросам, не связанным со своими профессиональными знаниями, и не вводить общественность в заблуждение в отношении характера своих профессиональных знаний;

12) выполнять надлежащие обязанности, требующиеся для коллегиального управления учреждением высшего образования и профессиональными органами.

35. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества их работы.

36. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует вносить свой вклад в подотчетность учреждений высшего образования перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник

Adblock
detector