Меню

Должные инструкции работников школы

Перечень должностных инструкций работников школы

В связи с введением образовательных стандартов второго поколения у многих руководителей образовательных организаций возникла необходимость утвердить должностные инструкции работников школы новые, в полной мере отвечающие требованиям ФГОС.

В связи с введением образовательных стандартов второго поколения у многих руководителей образовательных организаций возникла необходимость утвердить должностные инструкции работников школы новые, в полной мере отвечающие требованиям ФГОС.

Должностная инструкция — обязательный документ для всех сотрудников государственных образовательных учреждений (ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), инструмент управления педагогическим коллективом и техническим персоналом. Она может издаваться как отдельный документ или в качестве приложения к трудовому договору. Должностные инструкции работников школы:

  • обеспечивают прозрачность трудовых отношений и устраняют несогласованность действий работников;
  • регулируют права, обязанности, сферы компетентности специалиста, меры ответственности и взаимосвязи с другими работниками и службами в рамках исполнения основных обязанностей;
  • последовательно утверждают новые нормы оказания образовательно-воспитательных услуг;
  • формируют оптимальные условия для осуществления образовательной и воспитательной деятельности.

Должностные инструкции в школе по ФГОС: функции и правовой статус

Внедрение ФГОС последнего поколения отражается на всех аспектах функционирования школ, включая вопросы кадрового управления и распределения обязанностей между членами педколлектива, что является обязательным условием построения единой образовательной среды. Должностные инструкции работников школы не только определяют их организационно-правовой статус, но и упрощают процесс адаптации новых сотрудников. Если молодой педагог будет знать свои обязанности и права, руководителю ОУ удастся избежать инициативности, выходящей за границы компетентности, или, напротив, неуместной пассивности специалиста. Поскольку ключевые обязанности педагога или технического работника лаконично и точно переданы в документе, он служит инструментом самоконтроля и самоуправления, позволяя оценить эффективность выполнения обязанностей.

Практические советы и пошаговые инструкции по каждому этапу работы специально для читателей Системы «Образование» дает Инна Иванова, кандидат юридических наук, заместитель начальника Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда

Если в коммерческих организациях от практики составления должностных инструкций часто отказываются, то в государственных образовательных учреждениях эти локальные акты обязательны. Они позволяют:

  • регламентировать квалификационные требования к специалистам, включая последние изменения на законодательном уровне;
  • закрепить круг обязанностей и зону ответственности педагогических и непедагогических работников учреждения;
  • избежать дублирования должностных обязанностей, некорректного распределения их среди членов коллектива;
  • справедливо оценивать работу специалистов, поощряя или порицая их в допустимых законом рамках;
  • осуществлять контроль качества образовательно-воспитательного процесса и эффективного управления кадрами.

Согласно ст.68 ТК РФ, оформляясь на новую работу, работнику необходимо пройти ряд обязательных процедур: заключить трудовой договор, под роспись ознакомиться с должностной инструкцией работника школы в соответствии с ФГОС, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами. Должностные инструкции не имеют срока давности, а потому могут оставаться без изменения в течение всего периода работы специалиста, если потребность в правках не возникает. Инструкцию меняют только в связи с изменением должностных обязанностей работника. При приеме на работу специалист под роспись знакомится с текстом инструкции и сохраняет у себя один из двух экземпляров этого локального акта. Работодатель вправе самостоятельно выбирать ответственного за составление должностных инструкций для школы, а потому эту обязанности может выполнять любой работник учреждения, хотя чаще всего ее поручают руководителю подразделения или сотрудникам кадровой службы. Этот порядок действителен для коммерческих организаций, следовательно, в отсутствии противоречащих документов и отраслевых актов, в госучреждениях работает аналогичное правило. В действительности инструкции разрабатывают заместители директора для специалистов тех должностей, которые находятся в их непосредственном подчинении, а директор школы после согласования с профкомом утверждает их. При составлении документа целесообразно бесплатно скачать типовые должностные инструкции для школы, чтобы впоследствии адаптировать их к условиям и потребностям конкретного ОУ.

Согласно письму Роструда от 31.10.2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников», должностная инструкция в образовании не является соглашением между работником и работодателем, последний утверждает документ своей подписью и печатью учреждения, а после самостоятельно вправе решать, какие изменения вносить в документ и когда. При этом существует два подхода к рассмотрению правовой природы инструкции и обязанностей работника:

  • деятельность работника становится обязанностей в силу закрепления ее в должностной инструкции (в контексте этого утверждения неясно, как формируются трудовые обязанности у специалистов, для которых не была утверждена должностная инструкция);
  • приоритет трудового договора и его условий обеспечивает факультативный характер списка должностных инструкций в школе, поскольку при составлении текста инструкции работодатель не может предусмотреть все нюансы и трудовые обязанности вытекают из соответствующей трудовой функции.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Перечень должностных инструкций в школе

Отсутствие понятия «должностная инструкция» в трудовом законодательстве не умаляет ее определяющего значения в разрешении трудовых споров и регламентации труда. Перечень должностных инструкций в школе — собрание кадровых документов, с помощью которых работодатель выражает требования к специалисту и обозначает спектр его обязанностей. Важно подчеркнуть, что все требования, закрепленные в трудовом договоре, являются абсолютно законными, независимо от того, были ли они закреплены в инструкции или нет. Число должностных инструкций педагогов школы определяется кадровой политикой учреждения и количеством учащихся в нем. Локальные акты составляются в соответствии с тенденциями ФГОС, однако могут быть адаптированы под конкретное образовательное учреждение. Руководствуясь актуальными требованиями, которые предъявляются к сотрудникам школы и школьному документообороту, администрации ОУ важно контролировать наличие должностных инструкций у всех категорий сотрудников.

Группа Должностные функции Перечень должностей, по которым должны быть составлены инструкции
Администрация школы Представители школьной администрации, выполняя административно-регулятивные действия, ответственны за ход реализации образовательно-воспитательного процесса методической, финансовой и административно хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Директор школы
Заместитель директора по УВР
Заместитель руководителя по ВР
Заместитель директора по УМР
Заместитель руководителя по АХР
Заместитель директора по АХЧ
Заместитель руководителя по ИКТ
Главный бухгалтер школы
Педагогический персонал Выполняя должностные инструкции по профстандартам в школе, педагогический персонал учреждения реализует комплекс социально-педагогических мероприятий, направленный на организацию научно-практической, эстетической, оздоровительно-спортивной и досуговой деятельности учащихся школы Учитель начальных классов
Учитель русского языка и литературы
Учитель математики, физики
Учитель химии, биологии, естествознания
Учитель географии
Учитель физической культуры
Учитель информатики
Учитель иностранного языка
Учитель по трудовому воспитанию
Преподаватель-организатор ОБЖ
Социальный педагог
Педагог-организатор
Тьютор
Старший вожатый
Учитель-логопед, дефектолог
Руководитель кружковой деятельности
Педагог дополнительного образования
Учебно-вспомогательный персонал Представители учебно-воспитательного персонала оптимизируют реализацию образовательно-воспитательного процесса в школе. Библиотекарь
Школьный психолог
Секретарь
Секретарь учебной части
Лаборант
Системный администратор
Медицинская сестра
Обслуживающий и технический персонал От качества работы специалистов обслуживающе-технического персонала зависят условия реализации образовательно-воспитательного процесса, которые включают поддержание чистоты и надлежащего состояния внутренней и внешней части здания школы и смежной территории. Школьный повар
Работник кухни
Дворник
Сторож
Работник по обслуживанию зданий школы
Уборщица

Внесение изменений и признание должностной инструкции недействительной

Должностные инструкции работников школы могут быть изменены только в связи с изменениям условий трудового договора. Внесение правок возможно только в том случае, когда сотрудник выразил согласие продолжать трудовые отношения. Поскольку порядок разработки, введения и изменения должностных инструкций не закреплен на законодательном уровне, любые коррективы в них вносятся по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ). В зависимости от формы должностной инструкции зависят принципы внесения корректив в документ:

  1. если инструкция оформлена как приложение к трудовому договору, правки стоит вносить и в нее, и в трудовой договор путем составления дополнительного соглашения, что требует обязательного согласования с работником, о чем его должны в письменной форме уведомить не позднее чем за 2 месяца;
  2. если инструкция является отдельным документом, внесение корректив в нее не требует изменения текста трудового договора и может осуществляться без согласования с работником.

НЕ ПРОПУСТИТЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ ШТРАФ

В журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» вы узнаете, какие пункты необходимо добавить в должностные инструкции сотрудников с января 2019

Читайте также:  Можно ли капать сульфацил натрия в ухо

Таким образом, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, руководитель образовательного учреждения в одностороннем порядке вправе вносить правки в текст должностной инструкции, если условия работы специалиста изменились (были введены новые стандарты, появились инновационные технологии или средства обучения). Педработники, которые откажутся выполнять новые инструкции, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Изменения могут быть продиктованы:

  • уточнением перечня работ, характерного для сложившихся организационно-педагогических условий или обновленных требований к специальной подготовке специалистов;
  • повышением эффективности труда и совершенствованием работы образовательного учреждения, что требует расширения спектра обязанностей в рамках предусмотренных квалификационными характеристиками.

Прежде чем сотрудники смогут скачать обновленные должностные инструкции в школе, правки в документы могут быть внесены путем включения или исключения отдельных пунктов, изменения части текста или утверждения новой редакции документа. Попытки признать должностную инструкцию недействительной — редкость в российской судовой практике. В этом случае истцам и ответчикам важно знать, что даже отсутствие на документе нумерации, печати работодателя или отдела кадров, подписи ответственного лица, наличия второго экземпляра документа у работника и даже его собственноручной подписи не может служить поводом для признания документа недействительным, поскольку, требования к оформлению документом ГОСТ Р 6.30-2003 являются лишь формальным основанием и не может считаться нарушением.

Распространенные заблуждения касательно должностных инструкций

Чем отличается должностная инструкция от инструкции по охране труда?

  • Должностные инструкции работников школы содержат описание трудовых функций специалистов, из профессионального опыта и знаний, зоны ответственности и обязанностей. Закон не регламентирует структуру документа и порядок изложения в нем, однако в нем всегда указывают: должностные обязанности, ответственность, права и общие положения.
  • Инструкция по охране труда — локальный акт, регламентирующий действия или бездействие сотрудника, необходимое для соблюдение охраны труда. Они разрабатываются специалистами по охране труда и руководителями подразделений для вида работы, профессии или должности под контролем профсоюзной организации или иного уполномоченного органа.

Для запуска процедуры аттестации педагога скачайте в справочной Системе Завуч

Источник



должностные инструкции работников школы
материал на тему

Тараторкина Елена Алексеевна

Мною были разработаны должностные инструкции для работников школы: директора, заместителя директора, учителей-предметников, повара, гардеробщика, рабочего по обслуживанию здания, водителя автобуса, воспитателя, помощника воспитателя, библиотекаря, бухгалтера, классного руководителя, оператора газовой котельной, педагога дополнительного образования, преподавателя-организатора ОБЖ, старшего вожатого сторожа, уборщика служебных помещений.

Скачать:

Вложение Размер
должностные инструкции для работников школы 424.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение «Косиновская основная общеобразовательная школа»

______________ Карелов В.И.

Приказ № _____ от _________

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарификационно-квалификационной характеристики по общеотраслевой профессии рабочего «гардеробщик», утвержденной постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 года №31 ( с изменениями на 24 ноября 2008 года) .

1.2. Гардеробщик принимается на работу и увольняется с работы директором школы по представлению заместителя директора по административно-хозяйственной части из числа лиц старше 18 лет без предъявления требований к образованию и опыту работы. На период отпуска и временной нетрудоспособности гардеробщицы ее обязанности могут быть возложены на других сотрудников младшего обслуживающего персонала. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Гардеробщик подчиняется непосредственно заместителю директора школы по адми-нистративно-хозяйственной деятельности.

1.4. В своей работе гардеробщик руководствуется правилами приема и хранения личных вещей; графиком работы школы; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; положением об организации пропускного режима, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Гардеробщик соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Должностные обязанности

Гардеробщик выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. поддерживает в чистоте и порядке помещение гардеробной в течение рабочего дня;

2.2. принимает на хранение верхнюю одежду, головные уборы и другие личные вещи от обучающихся, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих) и посетителей школы;

2.3. выдает одежду обучающимся, родителям обучающихся (лицам, их заменяющим) или посетителям;

2.4. оказывает помощь инвалидам, малолетним и престарелым лицам при раздевании и одевании;

2.5. обеспечивает сохранность вещей, сданных на хранение;

2.6. немедленно сообщает администрации школы об утере вещей, сданных на хранение, и принимает меры к их обнаружению;

2.7. отвечает за пропускной режим посетителей в ОУ.

Гардеробщик имеет право в пределах своей компетенции :

3.1. представлять к дисциплинарной ответственности заместителя директора по учебно-методической и воспитательной работе учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

3.2. вносить предложения по совершенствованию работы МОП и технического обслуживания школы;

3.3. на оборудование рабочего места (гардеробной) по установленным нормам, обеспечивающим возможность выполнения им должностных обязанностей.

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, гардеробщик несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4.3. Гардеробщик несет полную материальную ответственность в случае утери или порчи вещей, сданных на хранение, на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Председатель ПК __________ /Малыхина В. В./

Источник

Должные инструкции работников школы

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
Наумчик И. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кто именно — инженер (специалист) по охране труда или руководители соответствующих структурных подразделений — должны разрабатывать инструкции по охране труда для работников? Ответ на этот вопрос содержится в представленной публикации.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

Согласно п. 1, 2, 3 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом положений ст. 212 ТК РФ исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Работодатель при этом обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором (соглашением) может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников (п. 4 Методических рекомендаций по разработке инструкций).

В соответствии с разделом III Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее — Рекомендации), к функциям службы охраны труда в том числе относятся:

— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

— оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.

Из Рекомендаций следует, что служба охраны труда, в частности инженер по охране труда, не разрабатывает и не пересматривает инструкции по охране труда, а лишь оказывает методическую помощь руководителям подразделений, которые, в свою очередь, и разрабатывают соответствующие инструкции.

Кроме того, в приложении 1 Методических рекомендаций по разработке инструкций в примечании указано, что на оборотной стороне инструкции по охране труда рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц (смотрите также приложение N 8 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80).

Соответственно, можно сделать вывод, что руководитель (специалист) службы охраны труда визирует инструкцию по охране труда, но не разрабатывает ее.

Отметим, что в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.05.2013 N 205 должность «инженер по охране труда» исключена из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее — Справочник). С 1 июля 2013 года (п. 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г . N 559н) применяется раздел Справочника «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», в котором предусмотрены должности «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда».

При этом согласно этому документу «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда» лишь оказывают методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда; иными словами, должностные обязанности этих специалистов также не включают в себя обязанности именно по разработке инструкций по охране труда.

Нормативно-правовой акт, возлагающий обязанности по разработке инструкции по охране труда на конкретное лицо (работника по конкретной должности), нами не обнаружен. В то же время нормативно-правовые акты, устанавливающие отраслевые правила по охране труда, предусматривают, что инструкции по охране труда для работников должны разрабатываться руководителями соответствующих структурных подразделений организации при участии (методическая и организационная помощь и содействие) службы охраны труда организации и утверждаться приказом работодателя по согласованию с профсоюзным органом либо иным уполномоченным работниками представительным органом. Смотрите, например, п. 4.4 постановления Госстроя РФ от 08.01.2003 N 2 «О Своде правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»; п. 3.12 приказа Минздрава РФ от 29.04.1997 N 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения РФ»; п. 1.1.5 постановления Минтруда РФ от 16.08.2002 N 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства»; п.п. 1.17, 1.5.1 и 1.5.2 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 (утв. постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 N 16) и др.

Из перечисленных документов можно сделать вывод, что трудовая функция инженера (специалиста) по охране труда не предусматривает исполнения такой трудовой обязанности как разработка инструкций по охране труда работников.

Полагаем, что обязанности по разработке инструкций по охране труда целесообразно возложить на руководителей подразделений организаций, поскольку именно эти специалисты лучше всех владеют информацией о фактических условиях труда конкретных работников и несут персональную ответственность за состояние охраны труда в своем структурном подразделении.

Однако обращаем Ваше внимание на то, что такая позиция является нашим экспертным мнением. К сожалению, нам не удалось обнаружить какой-либо судебной практики или разъяснений компетентных органов по рассматриваемому вопросу.

Точка зрения редакции

Это была аргументированная правовая оценка, основанная на действующих нормативно-правовых актах. Реально по жизни инструкции по охране труда писали и пишут инженеры (специалисты) по охране труда. Заставить делать это руководителей структурных подразделений крайне трудно, а сами инструкции в этом случае будут, скорее всего, более низкого качества при всей методической и консультативной поддержке со стороны службы по охране труда. Фактически Вы как специалист по охране труда потратите гораздо больше времени на общение и консультирование руководителя структурного подразделения, чем на самостоятельную подготовку проекта инструкции, который Вы просто согласуете с этим руководителем, а при необходимости внесете необходимые изменения.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 10/2015

Источник

Должные инструкции работников школы

Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, функции, обязанности, права и ответственность работников. Четкая организационно-правовая регламентация служебной деятельности способствует рациональной организации и повышению производительности труда, более полному использованию профессионального и творческого потенциала кадровых ресурсов, обеспечивает большую объективность при аттестации работника, его поощрении и наложении на него дисциплинарного взыскания.

Вместе с тем все знают, сколько сил занимает подготовка должностных инструкций. В целях экономии времени при их разработке сотрудниками редакции журнала «Управление образовательной организацией» подготовлены электронные версии сборников должностных инструкций работников школ и иных образовательных организаций.

Все материалы сборников основаны на действующих нормативно-правовых актах. Представленные образцы должностных инструкций носят рекомендательный характер и могут служить основой для разработки собственных должностных инструкций, содержащих уточненный перечень квалификационных требований, должностных обязанностей и прав работников, меру их ответственности и схему подчиненности с учетом особенностей деятельности конкретной образовательной организации.

Основным нормативно-правовым документом при разработке должностных инструкций в школах является Единый квалификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011). Содержащиеся в нем квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей деятельности образовательной организации, труда и управления, а также прав и ответственности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При разработке должностных инструкций работников могут также применяться профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 ТК РФ). В отличие от квалификационных характеристик ЕКС, профессиональный стандарт содержит квалификационные требования с разбивкой по трудовым функциям работника. В качестве примера можно привести профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016).

В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников образовательной организации возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При разработке д олжностных инструкций руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования использован Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н.

На сайте редакции журнала «Управление образовательной организацией» можно ознакомиться с отдельными инструкциями и/или скачать следующие сборники:

В сборники включены должностные инструкции работников школ и иных образовательных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Должностные инструкции руководителей

Должностная инструкция руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностная инструкция директора школы

Должностная инструкция заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностная инструкция заместителя директора школы

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательного учреждения

Должностные инструкции педагогических работников

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция преподавателя

Должностная инструкция педагога-организатора

Должностная инструкция социального педагога

Должностная инструкция учителя-дефектолога (логопеда)

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция воспитателя (старшего воспитателя)

Должностная инструкция тьютора

Должностная инструкция старшего вожатого

Должностная инструкция педагога (старшего педагога) дополнительного образования

Должностная инструкция музыкального руководителя

Должностная инструкция концертмейстера образовательного учреждения

Должностная инструкция руководителя физического воспитания

Должностная инструкция инструктора по физической культуре

Должностная инструкция методиста (старшего методиста)

Должностная инструкция инструктора-методиста (старшего инструктора-методиста)

Должностная инструкция инструктора по труду

Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Должностная инструкция тренера-преподавателя (старшего тренера-преподавателя) образовательного учреждения

Должностная инструкция мастера производственного обучения

Должностные инструкции работников учебно-вспомогательного персонала

Должностная инструкция вожатого

Должностная инструкция помощника воспитателя

Должностная инструкция младшего воспитателя

Должностная инструкция секретаря учебной части

Должностная инструкция диспетчера образовательного учреждения

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Должностные инструкции руководителей

Должностная инструкция руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Должностная инструкция президента образовательного учреждения высшего профессионального образования

Должностная инструкция заместителя руководителя (проректора, заместителя директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения

Должностная инструкция заведующего аспирантурой

Должностная инструкция советника при ректорате

Должностная инструкция ученого секретаря совета учреждения

Должностная инструкция ученого секретаря совета факультета (института)

Должностная инструкция заведующего (директора, начальника, руководителя) питомника, учебного вивария, лесхоза, опытного поля, ботанического сада (дендрария)

Должностная инструкция руководителя (заведующего) учебной (учебно-производственной, производственной) практики

Должностная инструкция директора (начальника, руководителя) студенческого дворца культуры

Должностная инструкция директора (начальника, заведующего) студенческого общежития

Должностная инструкция директора (руководителя, заведующего) издательства учебной литературы и учебных пособий

Должностная инструкция помощника ректора (проректора)

Должностные инструкции профессорско-преподавательского состава

Должностная инструкция ассистента

Должностная инструкция декана факультета (директора института)

Должностная инструкция доцента

Должностная инструкция заведующего кафедрой

Должностная инструкция преподавателя

Должностная инструкция профессора

Должностная инструкция старшего преподавателя

Должностные инструкции работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала

Должностная инструкция диспетчера факультета

Должностная инструкция тьютора

Должностная инструкция специалиста по учебно-методической работе

Должностная инструкция учебного мастера

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ)»

Должностная инструкция архивариуса

Должностная инструкция бухгалтера

Должностная инструкция водителя автомобиля

Должностная инструкция гардеробщика

Должностная инструкция главного бухгалтера

Должностная инструкция грузчика

Должностная инструкция дворника

Должностная инструкция дежурного по общежитию

Должностная инструкция делопроизводителя

Должностная инструкция документоведа

Должностная инструкция заведующего архивом

Должностная инструкция заведующего библиотекой

Должностная инструкция заведующего канцелярией

Должностная инструкция заведующего столовой

Должностная инструкция заведующего хозяйством

Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной части

Должностная инструкция инспектора по кадрам

Должностная инструкция истопника

Должностная инструкция кассира

Должностная инструкция кастелянши

Должностная инструкция кладовщика

Должностная инструкция курьера

Должностная инструкция лифтера

Должностная инструкция машинистки

Должностная инструкция начальника отдела кадров

Должностная инструкция начальника хозяйственного отдела

Должностная инструкция переводчика

Должностная инструкция повара

Должностная инструкция профконсультанта

Должностная инструкция руководителя службы охраны труда

Должностная инструкция секретаря руководителя

Должностная инструкция секретаря-машинистки

Должностная инструкция слесаря-ремонтника

Должностная инструкция слесаря-сантехника

Должностная инструкция слесаря-электрика

Должностная инструкция специалиста по кадрам

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Должностная инструкция сторожа (вахтера)

Должностная инструкция уборщика производственных и служебных помещений

Источник

Должностные инструкции

Должностная инструкция – это локальный документ распорядительного характера, фиксирующий обязанности трудящихся. Перечень этот зависит от множества факторов: особенности производственного процесса, требования к должности, степень ответственности сотрудников.

Функции

ДИ характеризуется этими функциями:

  • Определение требований к квалификации, к конкретной должности. В числе этих требований может быть образование, необходимость в специальной подготовке, опыт работы на той же должности.
  • Установление обязанностей. В числе обязанностей может быть перечень исполняемых работ, объем работы, степень ответственности сотрудника.

Цели формирования инструкции:

  • Документ является основанием для отказа в приеме на должность. В частности, работодатель может отказать соискателю, если тот не отвечает квалификационным требованиям.
  • Распределение профессиональных функций между штатом сотрудников.
  • Оценка качества деятельности работника на протяжении испытательного срока.
  • Оценка качества исполнения сотрудником своей работы.
  • Установление несоответствия сотрудника занимаемой им должности.

На основании положений должностной инструкции работодатель может накладывать на сотрудника дисциплинарное взыскание. Основание для его наложения – невыполнение или ненадлежащее выполнение своих рабочих функций.

Формы должностной инструкции

Существует 2 формы должностных инструкций:

  • Типовая. Касается определенной должности. Такая инструкция является универсальной. То есть, она относится ко всем сотрудникам, работающим на одной и той же должности. С документом нужно ознакомить работников под роспись. Должностные обязанности в инструкции и трудовом договоре должны совпадать.
  • Отдельная. Оформляется отдельным документом. В нем прописываются должностные инструкции, особенности взаимодействия, подчиненность. Бумага является приложением к трудовому соглашению. В этом соглашении также указываются обязанности сотрудника. Но они должны быть прописаны со ссылкой на должностную инструкцию.

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот.

Разделы инструкции

Инструкция подразделяется на различные разделы. Рассмотрим их особенности.

Общие положения

В этом разделе прописывается основная информация:

  • Должность сотрудника.
  • Наименование подразделения.
  • Подчиненность сотрудника.
  • Порядок назначения на должность и отстранения от нее.
  • Особенности замещения основного сотрудника временным.
  • Требования к подготовке и знаниям: образование, опыт.

Необходимо также указать перечень нормативных актов, на основании которых работает сотрудник (ТК, внутренние акты, приказы и прочее).

Задачи

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника, работающего на определенной должности. Указывается участок работы.

Обязанности

Указываются обязанности работника на определенной должности. Они могут быть специфическими и типовыми, универсальными. Рассмотрим универсальные обязанности:

  • Соблюдение сроков подготовки документации.
  • Следование правилам взаимодействия в коллективе.
  • Соблюдение внутреннего распорядка.

Для некоторых должностей принципиальным является обязанность по соблюдению конфиденциальности информации.

Права

Здесь перечисляются права сотрудника, необходимые для исполнения должностных обязанностей. К примеру, это могут быть следующие права:

  • Принятие решений в установленных рамках полномочий.
  • Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций.
  • Согласование и утверждение документации.

В этом разделе имеет смысл зафиксировать порядок реализации этих прав.

Ответственность

Здесь фиксируются формы ответственности сотрудника за неисполнение должностных требований и положений. На работника могут накладываться различные виды ответственности: материальная, административная и прочее.

Взаимодействие

Здесь фиксируется порядок взаимодействия сотрудника с подразделениями/ руководством.

Утверждение

Инструкции обычно создаются кадровым отделом. На документе ставится подпись руководителя отдела. Рекомендуется согласовать его с руководителями подразделений, где работает сотрудник, для которого формируется инструкция. Документ утверждается руководителем компании.

После того, как инструкция утверждена, нужно ознакомить с ней сотрудника под роспись. Работник ставит свою роспись в одном из следующих мест:

  • Отдельный лист под роспись.
  • Специальный журнал.
  • Графа в самой инструкции.

Ознакомление может подтверждаться и иными способами, если они не противоречат закону.

Источник

Adblock
detector