Меню

Инструкции как акт министерств

Приказы Министерств и Ведомств

» О внесении изменений в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 14-МЕД (ОМС) «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС», утвержденной приказом Росстата от 17.04.2014 г. № 258″

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

«О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №182н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения»

«Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования»

«Об утверждении Порядка направления сведений о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве».

  • Федеральные законы в сфере ОМС
  • Указы Президента РФ
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ
  • Приказы Министерства здравоохранения РФ
  • Приказы Министерств и Ведомств
  • Приказы ФОМС
  • Открытые данные
  • Нормативно-справочная информация

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а
E-mail: general@ffoms.ru

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

Телефон для справок по осуществлению защиты прав застрахованных лиц:
(495) 870-96-80, доб. 1033, 1042

Телефон для справок по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1520, 1517, 1513, 1514, 1516

Источник



Инструкции как акт министерств

В соответствии со ст.104 Конституции РФ среди субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, федеральных органов исполнительной власти нет. Тем не менее, участвовать в процессе создания норм права они могут. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер.

Приказ, распоряжение

Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы федерального органа исполнительной власти. Приказ (распоряжение) имеет следующие реквизиты:

— Наименование федерального органа исполнительной власти;

— Наименование вида документа;

Приказ может иметь заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание. Распоряжения, как правило, заголовка не имеют. В констатирующей части приказа кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Если приказ изменяет или отменяет ранее изданный документ, то текст должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Приказы (распоряжения) подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти, а в его отсутствие — лицо, его замещающее. Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект.

Положение, правила, инструкция

Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти. В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов. Положения, правила и инструкции применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем, или как акты, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти; утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

С 5 июня 1996 года по настоящее время — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах имеют особенный порядок вступления в силу. Подробнее см. Справку «Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах».

Об особенностях вступления в силу актов таможенного законодательства см. справку.

Об особенностях вступления в силу актов МСФО и МСА см. справку.

Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его (п.17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009).

Читайте также:  Метформин зентива 850мг 30 шт таблетки покрытые пленочной оболочкой

Официальные источники опубликования:

— с 18.08.98 по настоящее время — «Российская газета»; дополнительно с 01.01.2015 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru);

— с 05.06.96 по 17.08.98 — газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

* с 29.05.2017 «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» исключен из списка источников официального опубликования.

Указом Президента РФ от 16.05.97 N 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.97 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте России, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Стоит отметить, что похожая норма содержалась еще в Постановлении Правительства РФ от 13.04.93 N 307, которое было отменено после вступления в силу ныне действующего Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763. Однако в новый Указ она сначала не вошла и была внесена позже, с 19.05.97.

Органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), находящиеся в ведении Президента РФ

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
(МВД России)

Акты, издаваемые органом исполнительной власти

Вступление в силу и источники официального опубликования актов органа исполнительной власти

Документы, применявшиеся ранее по

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации
(после 01.01.2016)

Акты ненормативного характера

вопросу опубликования и вступления в силу

— иные нормативные правовые акты.

1) Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу и опубликовываются в общем порядке.
Нормативные правовые акты МВД России, за исключением нормативных правовых актов, направленных в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России, вступают в силу с момента их официальной регистрации в ДДО МВД России, если в самом нормативном правовом акте МВД России не указан иной срок.
Основание: приказ МВД России от 27.06.2003 N 484.

2) Акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их признания Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Основание: Приказ МВД России от 27.12.2016 N 897.

Источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Вступают в силу со дня принятия (подписания, утверждения), если в самом документе не установлен иной порядок вступления в силу.

Источник

Как оформить приказ о пересмотре инструкций по охране труда в связи с новыми правилами?

Регламент проведения обучения по безопасности на предприятии и проверки полученных навыков работниками предприятия утвержден постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

В документе предусмотрена необходимость проверки теории требований ОТ и использование их на практике для рабочих профессий. Ее осуществляют руководители отделов в рамках требований и норм утвержденной инструкций по охране труда, если требуется пересмотр данных актов, то проводится он на основании приказа.

  1. В каких случаях проводится пересмотр инструкций по охране труда?
  2. Как оформить приказ в связи с новыми правилами в 2021 году?
  3. Скачать образец
  4. Выводы

В каких случаях проводится пересмотр инструкций по охране труда?

Внеочередная проверка знаний норм безопасности проводится вне зависимости от даты проведения предыдущей процедуры в следующих случаях:

  • изменение отраслевых и межотраслевых правил охраны труда;
  • внесение поправок в действующие условия труда работников;
  • внедрение новых технологий на производство, закупка нового оборудования;
  • фиксирование несчастного случая или профессионального заболевания у специалистов компании;
  • направление предписания государственного органа по контролированию прав трудоспособных граждан.

Пересмотр ранее утвержденной инструкции по охране труда необходимо осуществить сразу после возникновения обстоятельств для предотвращения нежелательных событий в будущем.

При досрочных изменениях локальных актов предприятия следует предпринять важные мероприятия:

  • пересмотр перечня профессий, требующих изменений;
  • разработка новых инструкций, отправка недействующей редакции в архив;
  • пересмотр регламента на предмет смены оборудования, режима труда и отдыха специалистов;
  • внесение изменений в документацию и их согласование с профсоюзной организацией;
  • ознакомление с поправками всего персонала компании под роспись;
  • оформление журнала учета инструкций по охране труда (внесение новой записи).

Если в досрочном пересмотре нет необходимости, то периодичность ее обновления составляет 1 раз в 5 лет. В каждом случае необходимо приложить максимум усилий и исключить формальный подход к мероприятию, и утвердить действительно рабочий документ.

Новые нормы 2021 года внесли изменения в 40 правил охраны труда. Сейчас все требования сведены в один регламент, нет необходимости ориентироваться на разные нормативно-правовые акты.

Типовые инструкции отменены для 14 видов деятельности, многие их них разрабатывались 2 или 3 десятка лет назад. Их актуальность исчезла в связи ростом технического прогресса, введением новых технологий, приемов.

Читайте также:  Инфракрасный термометр Sensitec NF 3101 отзывы характеристики и особенности

Также претерпели изменения санитарные правила к условиям труда (новые нормы периодичности осуществления производственного контроля рабочих мест специалистов).

Как оформить приказ в связи с новыми правилами в 2021 году?

Когда решение о необходимости переиздания инструкции сотрудником по ОТ принято, составляется перечень актов, подлежащих пересмотру. Этот список является приложением к соответствующему приказу.

Приказ составляется по общим требованиям делопроизводства. Необходимо указать название распоряжения, номер и дату издания.

В преамбуле прописывается нормативный акт для конкретного вида деятельности, издание которого привели к изменениям действующих норм.

В приказе указываются ответственные лица: руководитель подразделения и специалист по охране труда.

В текстовой части документа фиксируется необходимость пересмотра.

Далее приказ передается для согласования в представительный орган работников, такая процедура является обязательной при наличии этой структуры. Игнорирование данной нормы нарушает требования Трудового кодекса (ст.212), работодатель будет оштрафован по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Сумма ошибки равна 50-80 тысяч рублей.

Пройдя согласование, руководителю в течение 5 дней направляется протокол об успешном согласовании, а затем подписывается приказ. С распоряжением знакомят всех сотрудников. В левом верхнем углу проставляется реквизит о согласовании инструкции, в правом — гриф утверждения работодателем.

Скачать образец

Выводы

Ранее работодатели стремились устранить риски в компании после возникновения опасности, все мероприятия были нацелены на недопущение травм в будущем. Изменения 2021 года направлены для достижения нулевого травматизма, об этой проблеме давно дискутируют, но на практике сложно реализуется.

Министерством труда составлены рекомендации о пересмотре инструкций каждые 5 лет. Их составляли еще в 2004 году, но динамично развивающееся законодательство в области ОТ указывает на необходимость пересмотра данного требования.

Так, к примеру, инструкция для электротехнического персонала по профессиям и видам работ нуждается а пересмотре 1 раз в 3 года. Для каждого предприятия необходимо установить периодичность такой процедуры в Положении о системе управления охраной труда.

Источник

Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.

Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов (например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственной налоговой инспекции и т. п.).

Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и проч.).

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Они принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

Локальные нормативно-правовые акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Они выражаются в форме уставов, решений, приказов и распоряжений. Уставы и решения принимаются коллегиально (собранием акционеров, советом директоров и т. д.) и имеют нормативное содержание. Приказы устанавливаются руководителем предприятия и могут иметь как нормативное, так и индивидуальное значение. Распоряжения принимаются, как правило, руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов. Кулапов В.А. Теория Государства и права: Учебник .- М.: Норма, 2008.- С. 227

Коммерческие, профессиональные и иные общественные объединения и движения могут принимать нормативно-правовые акты как самостоятельно (с санкции государства), так и совместно с государственными органами. Формы этих актов, как правило, устанавливаются в положениях и уставах, регламентирующих их деятельность.

Нормативно — правовые акты подразделяются на общие и специальные. Общие акты содержат правовые предписания общего характера, без учета конкретных особенностей регулируемых общественных отношений. Специальные нормативные акты, напротив, закрепляют именно такие особенности. Например, общие положения о статусе юридического лица устанавливаются ст. 48 ГК РФ, а подробное описание правового положения акционерного общества можно найти в специальном Законе «Об акционерных обществах». Иванов А.А.Теория государства и права: Учебник.- М.: Закон и право, 2009.-С.136

Таким образом можно сделать вывод, что подзаконные нормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.

Читайте также:  Клинический опыт применения Сульфасалазина ЕН

По юридической силе все нормативно — правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно — правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно — правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

Источник

Имеют ли юридическую силу письма Минтруда РФ, и являются ли они нормативными актами?

А. А. Алешин
автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

Какую юридическую силу имеют письма Минтруда РФ, являются ли они нормативными актами?

Ответ

Письма Минтруда РФ носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению. При рассмотрении того или иного вопроса письма Минтруда РФ можно использовать только как подтверждение правовой позиции.

Вместе с тем следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда РФ.

Обоснование

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 24.07.2020) утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также – Положение).

Согласно пункту 1 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В пункте 5.2 Положения перечислен перечень нормативных правовых актов, принимаемых Минтрудом РФ в пределах своей компетенции. При этом в указанном перечне не поименованы письма Минтруда РФ.

Тем не менее, в силу пункта 5.16 Минтруд РФ дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для определения являются ли письма Минтруда РФ нормативными актами и какую они имеют юридическую силу, необходимо обратиться к основным признакам нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Следовательно, в отсутствие официального опубликования документ, издаваемый федеральным органом исполнительной власти, не может быть признан нормативным актом.

Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее также – Правила).

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений (пункт 2 Правил).

Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Помимо указанного следует учитывать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 25.12.2018 N 50 (далее также Постановление № 50).

В пункте 2 Постановления № 50 указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (п. 3 Постановления № 50).

Таким образом, письма Минтруда РФ не отвечают признакам нормативных правовых актов, носят исключительно рекомендательный характер в части обеспечения соблюдения законодательства о труде.

Однако следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда РФ.

А. А. Алешин
автор ответа, консультант Аскон

Источник