Меню

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44 ФЗ

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ

Энергосервисные контракты по 44 ФЗ — это соглашения, по которым заказчики поручают исполнителям разработать и внедрить в жизнь план мероприятий по совершенствованию системы энергопотребления. Цель — оптимизировать системы водоснабжения, теплоснабжения или газоснабжения так, чтобы снизить расход ресурсов и траты на их закупку.

Как составить энергосервисный контракт

В п. 8 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 дано определение, что такое энергосервисный контракт по 44 ФЗ, простыми словами — это документ, по которому исполнитель обязуется улучшить энергетические системы заказчика так, чтобы у того расходовалось меньше ресурсов и тратилось меньше денег на их закупку.

Вопросы заключения энергосервисного договора урегулированы двумя федеральными законами:

  • от 23.11.2009 № 261-ФЗ об энергосбережении;
  • от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе.

Эти законы регулируют и то, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта: заказчиком. Он составляет проект договора, проводит закупку, определяет потенциального исполнителя.

Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения

В текст проекта договора, в соответствии со ст. 19 261-ФЗ, необходимо включить:

  • условие о том, каких показателей экономии ресурсов заказчик хочет достичь по итогу исполнения соглашения;
  • срок действия договора, которого должно хватить на достижение установленной экономии.

Помимо обязательных условий, желательно предусмотреть:

  • обязательное согласование сторонами режимов использования ресурсов;
  • обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета ресурсов;
  • зависимость цены договора от стоимости сэкономленных ресурсов.

Дополнительно, когда готовите проект энергосервисного контракта, укажите такие сведения:

  • список конкретных мероприятий, которые проведет исполнитель, с указанием точных технических характеристик и сроков проведения;
  • положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика;
  • необходимую заказчику экономию ресурса;
  • порядок распределения дополнительной экономии;
  • срок, в течение которого стороны достигнут экономию;
  • сроки оплаты госзаказчиком услуг. Они оплачиваются пропорционально долям достигнутой экономии;
  • ответственность сторон;
  • порядок перехода собственности на установленное при исполнении соглашения оборудование к госзаказчику;
  • возможность для исполнителя полностью или частично уступить третьему лицу право требования;
  • условие о неизменности процента экономии, который оплачивается исполнителю, — устанавливается только в соглашениях, заключенных в результате конкурентного тендера.

Особенности заключения по 44-ФЗ

Заключение энергосервисного контракта в бюджетной сфере по 44 ФЗ сопровождается рядом особенностей.

  1. В ч. 1 ст. 108 44-ФЗ установлен перечень энергетических ресурсов, на которые заключаются энергосервисные договоры: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поставка электроэнергии, мазута, угля, топлива, используемого для выработки энергии.
  2. Правило о заключении энергосервисного соглашения в рамках договора поставки определенного ресурса с организацией-поставщиком не работает в госзакупках. В ч. 2 ст. 108 прописан запрет такого совмещения.
  3. Чтобы заключить энергосервисный договор, госзаказчику необходимы данные о расходах на ресурс, поэтому такой договор нельзя заключить, если ранее таких расходов не было и ресурс не использовался.
  4. При подготовке проекта соглашения учитывают положения, которые изложены в требованиях к энергосервисным контрактам по постановлению правительства № 636 от 18.08. 2010.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Прежде чем приступать к подготовке соглашения и проведению закупки, госзаказчик вправе провести энергообследование в порядке, установленном ст. 15 261-ФЗ. Результат энергообследования поможет понять реальную потребность заказчика и обосновать начальную цену тендера.

Закупка должна планироваться по положениям о планировании 44-ФЗ.

После проведения подготовительных мероприятий госзаказчик переходит непосредственно к организации тендера, пошаговая инструкция по энергосервисному контракту по 44 ФЗ:

Шаг 1. Выбор вида тендера.

Для закупки подойдет любая конкурентная процедура. Важно помнить, что с 01.01.2019 все тендеры проводятся в электронной форме.

Электронный аукцион проводится, если определенный код ОКПД2 входит в федеральный и региональный аукционные перечни. Победителем по результатам аукциона станет участник, который предложит наименьшую цену исполнения.

Электронный конкурс необходим, если код ОКПД2 не вошел в аукционные перечни. Кроме цены, в рамках конкурса заказчик оценивает качественные и квалификационные критерии. Победит тот, кто станет лучшим по сумме оцениваемых факторов.

Запрос котировок проводится при начальной цене тендера до 500 000 рублей.

Шаг 2. Расчет начальной цены и выбор способа оплаты услуг.

НМЦК тендера на заключение энергосервисного соглашения рассчитывается из фактического потребления ресурсов в предыдущем периоде, его стоимости и ожидаемой продолжительности действия контракта по формуле:

  • V — объем ресурса, потребленного за прошлый год;
  • С — стоимость единицы этого ресурса;
  • СК — количество полных лет исполнения контракта.

Если для расчета стоимости ресурса использовались несколько тарифов, в формуле берется среднее значение между ними. Прошлый год учитывается как полный, даже если ресурс использовался не на всем его протяжении.

Помимо НМЦК, заказчику необходимо определиться с системой оплаты услуг исполнителя энергосервисного контракта, варианты следующие:

1. Четкий размер экономии, которая требуется заказчику, и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.

2. Минимальная требуемая экономия для заказчика и процент от нее, который выплачивается исполнителю.

3. Минимальная требуемая экономия для заказчика и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.

Шаг 3. Составление документации и извещения.

Требования к извещению о проведении процедуры бывают общими — едиными для всех видов процедур (они установлены ст. 42 44-ФЗ), специальными — для отдельных способов закупок и специфическими, которые установлены для энергосервисных контрактов.

В числе специфических условий извещений следующие:

  • предельный размер расходов заказчика на реализацию контракта — устанавливается по желанию;
  • обеспечение исполнения контракта от 5% до 30% от процента сбереженных в результате предпринятых мер средств заказчика, которое заказчик выплатит исполнителю;
  • условия предоставления доступа к объектам энергосервиса;
  • положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика, в том числе на составление заявки.

Если тендер проводится в форме конкурса или котировок, в документацию включаются условия оценки заявок участников, которые устанавливаются в зависимости от выбранной системы оплаты услуг исполнителя. Наиболее выгодной считается та заявка, в которой предложили наилучшее для заказчика соотношение размера итоговой экономии и процента от нее, выплачиваемого исполнителю.

Если проводится аукцион, в документации о нем необходимо установить, что проводится снижение одного из следующих показателей:

  • итоговой стоимости соглашения или гонорара исполнителя;
  • разницы между начальной ценой тендера и суммой средств, которую сбережет заказчик в результате исполнения соглашения;
  • разницы между начальной ценой тендера и экономией, уменьшенной на предложенный участником гонорар для себя.

Шаг 4. Проведение процедуры и заключение энергосервисного соглашения, итоговые условия соглашения.

Процедура проводится по общим правилам 44-ФЗ, предусмотренным для выбранного способа определения исполнителя, после чего в проект контракта включается информация о победителе и документ подписывается сторонами. В контракте указывается получившаяся в итоге цена соглашения, которая рассчитывается в соответствии с предусмотренными условиями расчетов сторон.

В текст энергосервисного контракта дополнительно вписывается желаемая экономия, пересчитанная в единицы измерения конкретного ресурса. Для получения этого параметра необходимо денежную сумму, которую госзаказчик планирует сберечь в результате мер, предпринятых исполнителем, разделить на стоимость одной единицы ресурса.

Источник



Как правильно заполнить и заключить энергосервисный госконтракт

Разбираем энергосервисный контракт по 44-ФЗ: каковы особенности его заключения, в чем состоят основные плюсы и минусы и кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта.

Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ, ЭСК — соглашение, основным предметом которого является совершение сторонами действий, нацеленных на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов. Понятия энергосбережения и энергетической эффективности закрепляются ст. 2 Федерального закона № 261.

ЭСК заключается в том случае, если у заказчика возникла потребность в закупке ТРУ, которые непосредственно относятся к сфере функционирования естественных монополий: водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке газа и проч. (ч. 1 ст. 108 44-ФЗ). Стоит учесть, что ЭСК — это отдельное соглашение, контрактные отношения устанавливаются параллельно с результатами закупок в вышеуказанных сферах (ч. 2 ст. 108). В соответствии с положениями ст. 108, организация-заказчик может заключать такой договор по факту проведения конкурентных процедур — аукционов, конкурсов, запросов котировок.

Подписание энергосервисного контракта является правом организации-заказчика, но не его обязанностью (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2618 от 09.09.2015), однако учреждения государственного и муниципального уровня начиная с 2010 г. и в течение последующих 5 лет в обязательном порядке должны сокращать объем потребления водных, топливных, тепловых и газовых ресурсов. В 2011 году эта обязанность коснулась и бюджетников. Все бюджетные, казенные и автономные учреждения также должны снижать объемы потребления природных ресурсов (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

На основании ч. 1 ст. 26 261-ФЗ, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями энергоэффективности и учитывать показатели классов энергоэффективности ТРУ и их ключевые характеристики.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Особенности заключения ЭСК

В закупочной документации, помимо технических характеристик и требований энергоэффективности, необходимо определить НМЦК, продемонстрировав при этом затраты на поставку энергоресурсов каждого отдельного вида и указав их количественные значения (ч. 3 ст. 108). Таким образом, начальная максимальная цена энергосервисного контракта определяется путем фактического подтверждения затрат на поставку энергоресурсов за прошлый отчетный период (год). НМЦК не может быть выше издержек заказчика на энергоресурсы. Обеспечение исполнения такого договора устанавливается в пределах 5-30 % (ч. 16 ст. 108).

Читайте также:  Инструкция 191 бюджетный учет

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется как процент от экономии затрат на поставку энергетических ресурсов согласно ценовому предложению, указанному в заявке победителя торгов (ч. 13 ст. 108):

  • в соотношении с максимальным процентом, установленным закупочной документацией (п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ);
  • как минимальный размер экономии издержек организации-заказчика, максимальный процент которого перечисляется участнику-победителю (п. 3 ч. 3 ст. 108);
  • в соответствии с процентом экономии, который может быть перечислен поставщику в минимальном размере (п. 2 ч. 3 ст. 108).

В самом ЭСК образовавшаяся экономия указывается в натуральных величинах по каждому виду расходов заказчика на энергоресурсы.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется согласно предусмотренной в нем величине экономии от затрат на энергетические ресурсы и ее процента. Величина такого сбережения рассчитывается по актуальным на момент исполнения контрактных обязательств ценам на энергоресурсы.

Требования к содержанию договора

Требования к содержательной части договоров ЭС регламентируются Правительством РФ, а именно ПП РФ № 636 от 18.08.2010.

В ЭСК обязательно должны быть включены следующие условия:

  • положения о размере экономии энергоресурсов и о долях образовавшихся сбережений;
  • возможность распределения образовавшейся величины экономии и механизмы ее перераспределения;
  • перечень мероприятий, которые направлены на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов;
  • период достижения таких целей;
  • сроки взаиморасчетов по договору;
  • штрафы, уплачиваемые заказчиком в случае неисполнения им своих обязательств;
  • условие о невозможности компенсации издержек, которые понес участник при подготовке к участию в закупочных процедурах;
  • взыскания в случае недостижения поставщиком компенсации;
  • механизм перехода права собственности к организации-заказчику на то оборудование, которое было использовано поставщиком;
  • возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

Источник

Нюансы закупки электроэнергии по 44-ФЗ

—>

    On 09.07.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Объекты закупок, ФАС

С покупкой электроэнергии сталкиваются абсолютно все заказчики. В рамках контрактной системы существует особое основание для таких закупок. Однако при заключении контрактов нужно учитывать не только нормы закона 44-ФЗ, но из законодательства об электроэнергетике.

О различии между типами соглашений

Закупка электроэнергии производится путем заключения контракта с единственным поставщиком. В пункте 29 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ приводится такое основание для неконкурентной закупки: «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии».

Следует отличать договор энергоснабжения от договора купли-продажи электроэнергии с поставкой. Почему это важно? В зависимости от того, какой контракт заключается, основание для закупки у единственного поставщика будет разным. А за неправильно выбранное основание может быть назначено взыскание по части 1 статьи 7.29 КоАП. В этом случае должностному лицу заказчика грозит штраф в сумме 50 000 рублей.

Договор энергоснабжения подразумевает не только покупку заказчиком электроэнергии, но и накладывает на продавца обязанность ее передать. Передача гарантируется до электроприемных устройств заказчика. Это следует из пункта 28 Основных положений функционирования различных рынков электрической энергии, утвержденных постанов л ением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Договор продажи электроэнергии предполагает лишь приобретение непосредственно самой энергии, без услуг ее передачи. Такие услуги приобретаются отдельно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93, то есть по другому основанию, а не по пункту 29. В соответствии с пунктом 1 приобретаются услуги у естественных монополий. Именно к таковым и относится передачи электроэнергии в соответствии с частью 1 статьи 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».

О цене контракта

Закон 44-ФЗ требует, чтобы в контракте прописывать твердая цена объекта закупки, которую нельзя менять в течение срока его исполнения. В отдельных случаях, определенных Правительством, в документации о закупке можно указывать ориентировочное значение цены либо приводить формулу ее расчета ценовой максимум.

Однако электроэнергия приобретается путем неконкурентной закупки, для которой документация не составляется. Поэтому энергозакупка не включена в перечень случаев, когда можно указывать формулу и ценовой максимум (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Минэкономразвития в письмах от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159 подтверждает, что цена контракта на электроэнергию должна быть твердой и определяется на весь период их исполнения. Соответственно, это ложится на плечи заказчиков — они требуют от поставщиков включать такие условия в контракт.

Что говорит судебная практика

Суд

В Верховном Суде России считают, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Специфика сферы такова, что цена за единицу рассчитывается по прошествии расчетного периода. Следовательно, твердую стоимость контракта на момент его заключения определить невозможно.

Судьи указывают на то, что закон об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках является специальным. Это значит, что условия контракта по электроснабжению, включая цену, должны определяться в соответствии с нормами законодательства об электроэнергетике. А она не предполагает указание твердой цены. К таким выводам Верховный Суд пришел в определении от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016.

О возможности изменить количество электроэнергии и цену контракта

Но даже если прописать в контракте точное количество энергии и цену, прийти к этим показателям не получится. Понимая это, заказчики часто настаивают на включении в контракт положения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Речь о возможности по инициативе заказчика пропорционально изменить объем и цену контракта в пределах 10% от его стоимости.

Но раз нельзя изначально определить точный объем потребления энергии и цену контракта, есть ли смысл вносить норму о 10-процентном отклонении? Посмотрим, что думают об этом судьи.

Поставщик электроэнергии не согласился с предложением заказчика внести упомянутую норму закона в контракт. По его мнению, это условие не соответствует Основным положениям, равно как и самой природе правоотношений. Судьи также не нашли разумных причин для того, чтобы включить в контракт условие об изменении объема/цены (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

При этом суд ссылается на то, что потребитель вправе самостоятельно и в одностороннем порядке сокращать или увеличивать объем потребляемой электроэнергии. Изменение этого объема не требуется подтверждать дополнительными соглашениями. Более того, заранее покупатель не может определить объем своих потребностей, ведь он зависит от различных обстоятельств. Поставщик электроэнергетики, со своей стороны, также не может понуждать потребителя выбирать заявленный в контракте объем либо ограничивать его.

Таким образом, с учетом характера соглашения, включать в него пункт об изменении первоначальной цены и объема в пределах 10% оснований нет.

РублиО необходимости своевременной оплаты

В общем случае за просрочку оплаты поставщик вправе требовать от заказчика пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки. Но в части 2 статьи 37 закона «Об электроэнергетике» сказано, что пени начисляются из расчета 1/130 ставки рефинансирования. Как было сказано выше, нормы профильного закона признаются судами более «сильными», чем 44-ФЗ, поэтому применять следует именно их.

Такой подход находит поддержку в судебной практике. Примером может служить Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016. Заказчик не заплатил вовремя, и поставщик электроэнергии насчитал ему пени исходя из 1/130 ставки рефинансирования. Однако, по мнению заказчика, пени следовало считать по правилам закона 44-ФЗ. Судьи сослались на специальный характер закона об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках и пришли к выводу, что прав поставщик.

Источник

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ

Энергосервисный контракт — это особенное соглашение, цель которого энергосбережение и повышение эффективности потребления. Энергосервисный контракт регулируется двумя федеральными законами и рядом подзаконных актов. Это одновременно и облегчает, и усложняет его заключение. В чем же сложности и преимущества контракта по энергосервису?

Читайте также:  Урсосан форте 500мг 50 шт таблетки покрытые пленочной оболочкой

Последние изменения и разъяснения

16.09.2020 ФАС выпустила письмо № ИА/80326/20, в котором разъяснила, что в энергосервисных госконтрактах обязательно учитываются правила национального режима для радиоэлектроники. Ведомство указало, что в госзакупках на выполнение мероприятий в рамках энергосервисного контракта фактически поставляется осветительное оборудование, которое передается в собственность заказчика.

Если в такой контракт входит радиоэлектронная продукция из перечня, который утвержден постановлением правительства № 878 от 10.07.2019, то заказчики обязаны установить в закупочных документах ограничения допуска по этому постановлению или разместить в ЕИС обоснование того, что их невозможно соблюсти.

Не забудьте отразить в закупочной документации и условия допуска, если товар, который покупаете, есть в перечне, который закреплен приказом Минфина № 126н от 04.06.2018.

Скачать письмо ФАС № ИА/80326/20 от 16.09.2020 о применении контрактного законодательства для закупок на проведение энергоэффективных мероприятий

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец предоставлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

ВАЖНО! С 01.04.2019 вступило в силу постановление правительства № 1618 от 21.12.2018. В нем указано, что в плане закупок энергосервисные контракты придется прописывать отдельной строкой. Подробнее об этом рассказали в статье «Установили особенности энергосервисных контрактов».

Особенности заключения

В документации как к конкурсу, так и аукциону, и в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например, имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВт·ч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 × 6,3 × 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Требования к содержанию

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Источник

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ и какими правовыми нормами он регулируется?

Содержание

  1. Какими правовыми нормами регулируется
  2. Понятие
  3. Особенности заключения энергосервисных контрактов
  4. Порядок заключения: алгоритм действий
  5. Выбор способа определения поставщика
  6. Требования к содержанию
  7. Расчет НМЦК
  8. Формирование документации и проведение процедуры

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350 34 85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

На то, что заказчик наделен правом подписания энергосервисных контрактов, дополнительно указывается в письме Минэкономразвития от 2015 года № Д28и-2618. При этом государственные и муниципальные учреждения должны минимизировать объемы потребления энергоресурсов (газа, тепла и воды) в течение 5 лет, начиная с 2010 года. Это указано в ст. 24 261-ФЗ. С 2011 года требование распространилось и на казенные, бюджетные, автономные учреждения.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ — это госконтракты, которые подписываются заказчиками в целях внедрения энергосберегающих технологий. Предмет и цели энергосервисных контрактов прописаны в ч. 1 ст. 108 44-ФЗ.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

Читайте также:  Теория инструкций Джерома Брунера

В ч. 2 ст. 108 44-ФЗ указано, что государственные контракты на энергосервисные услуги заключаются отдельно от договоров поставки на ресурсы от естественных монополий. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ такие контракты подписываются отдельно от договора на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение, подключение к инженерным сетям, на поставку мазута и топлива, подключение к энергосетям.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В договоре следует прописать определение экономии энергоресурса, которое обеспечивается исполнителем. Экономия должна определяться на основании денежного выражения, которое вычисляется на основе данных о стоимости единицы энергоресурса на дату размещения закупочной документации.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

К обязательствам заказчика относится регулярная оплата в пользу исполнителя в виде фиксированного процента от достигнутой экономии в течение всего срока действия договора. Данный процент отдельно фиксируется в разделе «Цена контракта».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе с объектом контракта перечисляются объекты, на которых исполнитель будет осуществлять работы по повышению энергоэффективности. Характеристики и режимы использования энергоресурсов обычно прописываются в приложении к контракту. В отношении указанных объектов заказчик обязуется передать исполнителю актуальные сведения (в частности, о наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки и типе ограждения и пр.).

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

Сторонам следует определиться с факторами, которые влияют на объем потребления энергоносителей. Это температура за окном, изменение количество потребителей ресурса, изменение функционального режима энергоустановок, площадь помещения, продолжительность отопительного сезона и пр.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Обычно в контракт включаются условия о том, что исполнитель в течение 5 дней после завершения выполнения услуг по повышению энергоэффективности должен уведомить об этом факте заказчика. После получения уведомления у сторон есть 5 дней на подписание акта сдачи-приемки результатов мероприятия. Либо заказчик должен направить официальное уведомление об отказе принять работы и предоставить разумные сроки для устранения недостатков.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

При формировании плана закупок заказчику следует определиться с тем, что контракт предполагается подписать с целями обеспечения энергоэффективности. К моменту подготовки плана-графика уже требуется рассчитать начальную цену контракта. Согласно ч. 16 ст. 108 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется как 5-30% от НМЦК.

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Источник

Adblock
detector