Меню

Инструкция правовой акт издаваемый или утверждаемый

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  • По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).

    По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Законы

    Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

    Виды законов:

    Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

    Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

    Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

  • Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

    Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

    Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

    Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    Источник

    

    Инструкции

    что такое инструкции Что такое инструкция — это правовой акт, утверждаемый или изда­ваемый в целях установления правил, регулирующих организацион­ные, научно-технические, технологические, финансовые или иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их структурных подразделений и служб), должно­стных лиц и граждан.

    Инструкции издаются также в целях разъяснения и опреде­ления порядка применения законодательных актов, распоряди­тельных документов, по заполнению и ведению форм докумен­тов (например, бухгалтерских, отчетных, учетных и др.).

    В управленческой практике используются как типовые, так и индивидуальные инструкции. Типовые обычно издают органы власти или управления для системы однотипных организаций или учреждений.

    Инструкция оформляется на общем бланке и должна содер­жать следующие реквизиты: наименование организации, наиме­нование вида документа, дату, место издания, заголовок к тек­сту, гриф утверждения, текст, подпись.

    Заголовок должен четко определять те вопросы, объекты или круг лиц, на которые распространяется инструкция. Например, должностная инструкция «Секретаря-референта», Инструкция «По делопроизводству».

    Как правило, первый раздел инструкции называется «Общие положения». В нем указывают цели издания, область распро­странения, порядок и обязательность использования, правовые, нормативные или распорядительные акты, послужившие осно­вой для разработки инструкции.

    Возможные значение термина «инструкция»

    Инструкция — это документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

    Читайте также:  Примерная форма должностной инструкции комплектовщика белья 3 го разряда подготовлено экспертами компании Гарант

    Инструкция по эксплуатации — это описание изделия и правил пользования им.

    Должностная инструкция — это документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.

    Инструкция по применению лекарственного препарата — это официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.

    Инструкция в информатике — это одна отдельная операция процессора, определённая системой команд.

    Инструкция это документ длительного действия. В «Общих по­ложениях» оговариваются сроки введения инструкции в дейст­вие или отмена ее введением ранее действующей.

    Текст инструкции состоит из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, которые нумеруются арабскими цифрами. Коли­чество разделов и их логическая взаимосвязь определяются раз­работчиками. По стилю изложения текст инструкции носит рас­порядительный характер («устанавливается», «не допускается», «запрещается» и др.) и излагается от третьего лица единствен­ного или множественного числа. Например: «Исполнитель обязан сдать законченные в делопроизводстве документы секретарю структурного подразделения». Или «Секретари структурных подразделений обязаны ежемесячно предоставлять в канцеля­рию данные об объеме документооборота».

    Инструкцию подписывает руководитель того подразделе­ния, которое ее разработало. Инструкция может вводиться в действие после утверждения руководителем организации или после издания специального распорядительного документа. И в том и в другом случае на первой странице инструкции оформляется гриф утверждения с указанием должности и да­ты утверждения или ссылки на распорядительный документ, его дату и номер.

    Источник

    Приложение1

    В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

    Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

    Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

    Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

    Рассмотрим названные группы более подробно.

    1. Официальная правовая информация

    Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

    1.1. Нормативная правовая информация

    Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

    Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

    В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

    Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

    Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

    • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
    • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

    Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

    Норма права касается:

    • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
    • б) круга должностных лиц;
    • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
    • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
    • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

    Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

    Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

    В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

    Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

    Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

    Законы РФ принимаются в виде:

    • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
    • — федеральных конституционных законов;
    • — федеральных законов (в том числе кодексов).

    Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

    К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

    Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

    Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

    Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

    Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

    Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

    В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

    1.2. Иная официальная правовая информация

    К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

    • — ненормативные акты общего характера;
    • — акты официального разъяснения;
    • — правоприменительные акты.

    Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

    Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

    Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

    1.3. Формы правовых актов

    Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

    НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

    Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

    Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

    Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

    2. Информация индивидуально — правового характера,
    имеющая юридическое значение

    Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

    Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

    • — договоры (сделки);
    • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

    Общие черты этих актов:

    • — носят индивидуально — правовой характер;
    • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

    3. Неофициальная правовая информация

    Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

    • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
    • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
    • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
    • — образцы деловых бумаг;
    • — комментарии законодательства;
    • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

    Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

    Источник

    Что такое распорядительные документы, как оформляются и когда вступают в силу?

    cУправленческие решения, которые принимаются руководящими работниками организаций, оформляются распорядительной документацией. Юридическую силу они приобретают при условии их корректного составления.

    Приказы, решения и другие виды распорядительных документов, издаваемых руководством организации, действуют в рамках этой организации и являются её внутренними (локальными) нормативными актами.

    1. Что такое распорядительные документы и для чего нужны?
    2. Какие бывают — виды
    3. Приказ
    4. Распоряжение
    5. Указание
    6. Постановление
    7. Решение
    8. Как оформляются — основные реквизиты
    9. Выводы

    Что такое распорядительные документы и для чего нужны?

    Управленческие процессы в организациях и учреждениях не обходятся без документального сопровождения.

    Официальные документы, которые непосредственно касаются управленческой деятельности в компании, считаются организационно-распорядительной документацией.

    В современном менеджменте организационно-распорядительные документы подразделяются на следующие типичные категории:

    1. Информационно-справочная документация. Как правило, её применяют для обоснования, выработки и принятия всевозможных управленческих решений. Это могут быть, например, различные справки, аналитические обзоры, экспертные заключения, договоры, акты, деловая переписка, а также прочие подобные документы.
    2. Организационная документация. Её целевое назначение – установление юридического статуса организации, определение правового положения отдельных структурных подразделений компании, обозначение важных стратегических приоритетов в работе конкретного предприятия, а также регламентация организационно-управленческих структур учреждения. Такими документами обычно являются устав компании, всевозможные правила, положения об отделах, внутренний распорядок, инструкции, положения о порядке осуществления тех или иных процедур, штатные расписания, прочие локальные регламенты данной компании.
    3. Распорядительная документация. Она играет ключевую роль в системе организационно-распорядительных документов любого предприятия. Распорядительными документами (актами) оформляют управленческие решения, которые принимаются руководством конкретной компании, обладают юридической силой исключительно в рамках этой компании и, соответственно, являются обязательными для её персонала.

    Таким образом, распорядительная документация выполняет в организациях следующие функции:

    1. Обеспечивает официальный статус принятых управленческих решений.
    2. Позволяет ставить четкие задачи перед определенными исполнителями в самых разных сферах (кадровая, административная, производственная, организационная, управленческая и другие сферы).
    3. Создает необходимый формат для деловых отношений, существующих между руководством компании и её персоналом. При данном формате руководство вправе требовать, чтобы сотрудники, упомянутые в приказе или ином распорядительном акте, выполняли поставленные задачи.

    Рекомендуем ознакомиться с информацией о других видах документов:

    • информационно-справочные.

    Какие бывают — виды

    Всё многообразие распорядительных документов делится на две укрупненные группы:

    1. Единолично издаваемая распорядительная документация. К ней можно отнести приказы и указания (как вариант, указы) лица, занимающего в организации позицию высшего руководителя (например, генерального директора). Заместители высшего руководителя компании и начальники её структурных подразделений могут оформлять свои управленческие решения соответствующими указаниями и распоряжениями.
    2. Коллегиально издаваемые распорядительные документы. Так, решения, которые выносятся в организации коллегиально (например, собранием лиц, обладающих управленческими полномочиями), могут оформляться соответствующими постановлениями (как вариант, решениями).

    Что такое распорядительные документы, как оформляются и когда вступают в силу?

    Приказ

    Приказ руководителя небезосновательно считается самым распространенным видом распорядительной документации.

    Как правило, приказы руководителя затрагивают вопросы, касающиеся производственной деятельности компании, работы с её персоналом (личным составом), а также целый ряд управленческих решений, принимаемых в сфере создания, реорганизации и ликвидации самой компании и её отдельных структурных подразделений.

    Кроме того, приказами генерального директора могут утверждаться инструкции, положения, правила и иные подобные документы, являющиеся для персонала общеобязательными.

    Ещё одной областью применения приказов являются всевозможные кадровые вопросы – прием гражданина на работу, перевод работника на иную позицию (должность), увольнение сотрудника и другие задачи.

    Распоряжение

    Распоряжение представляет собой распорядительный документ, посредством которого руководящий работник (например, начальник подразделения) ставит конкретную задачу перед своим подчиненным.

    Как правило, распоряжение касается оперативного (текущего) вопроса деятельности компании, действует на протяжении ограниченного промежутка времени.

    Пример – распоряжение о порядке выполнения определенного производственного задания.

    Указание

    Указание считается распорядительным актом информационно-методического назначения.

    Его функции – организовать надлежащее выполнение приказов и иных распорядительных актов, скоординировать работу персонала.

    Зачастую такие указания издаются заместителями директора или начальниками отделов, получившими надлежащие полномочия от высшего руководителя компании (директора).

    Постановление

    Постановление представляет собой распорядительный акт, который издается соответствующим коллегиальным органом, обладающим управленческими полномочиями в организации.

    Подобным органом в компании может являться какая-либо комиссия или определенный комитет, призванный решать важные задачи.

    Решение

    Решение считается распорядительным актом, издаваемым в организации либо коллегиально (то есть коллегиальным органом управления), либо конкретным лицом, выступающим как единоличный представитель коллегиального органа управления. Например, субъект, который является единственным участником ООО, единолично издает решение о назначении определенного гражданина на должность гендиректора.

    Как оформляются — основные реквизиты

    Оформление распорядительного документа осуществляется на предприятии в следующем порядке:

    1. Четко формулируется задача. Нужно уточнить, с какой целью издается документ (например, приказ), что именно он должен урегулировать. Учитываются необходимые нормы законодательства, внутренние акты самого предприятия. Конкретизируется используемая терминология.
    2. Разрабатывается проект распорядительного акта. Данный этап считается самым сложным.
    3. Разработанный проект акта обсуждается, дополняется, редактируется, а затем утверждается. Специфика этого этапа зависит от того, как выносят конкретное управленческое решение – единолично или коллегиально.
    4. Согласование проекта на всех уровнях – как внешних, так и внутренних. Для окончательного утверждения данного документа могут понадобиться согласующие визы начальников отделов, партнерских организаций, вышестоящих структур.
    5. Подписание документа соответствующим руководителем (он ставит утверждающую подпись), а также иными заинтересованными лицами, упомянутыми в данном акте (они ставят подписи, подтверждая ознакомление с документом). С данного момента документ начинает действовать.

    Что такое распорядительные документы, как оформляются и когда вступают в силу?

    Содержательная часть любого распорядительного акта включает вступление (преамбулу) и распорядительную часть.

    В преамбуле констатируется событие, обусловившее издание этого акта (например, вступление закона в силу, подача заявления сотрудником, другие возможные факты).

    В распорядительной части отражается формулировка воли руководящего лица, издавшего данный акт (здесь перечисляются принятые решения, поставленные задачи, исполнители, сроки выполнения и ответственные лица).

    При этом в приказе формулировка распорядительной части начинается со слова «приказываю» (в постановлении – «постановил»; в решении – «решил»; в распоряжении – «обязываю»).

    Выводы

    Распорядительная документация используется в компаниях для надлежащего оформления любых управленческих решений руководства – уполномоченных должностных лиц.

    Издаются единоличными органами управления (например, директором компании, начальником отдела/цеха) или коллегиальными управленческими структурами (например, комиссией или комитетом).

    К ним обычно относят приказы руководства, а также его распоряжения, указы, постановления, указания и решения.

    Источник

  • Adblock
    detector