Меню

Как организовать медицинские осмотры водителей

Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы

587 БЗ-ОСНОВА.png

Необходимость организации и проведения предварительных и периодических медосмотров работников закреплена трудовым законодательством (ст. 212, 213 ТК РФ), законодательством об охране здоровья (ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), другими законами и нормативными правовыми актами.

В настоящей статье сосредоточимся на проблеме предрейсовых медосмотров водителей, а именно на том, в каких случаях они действительно обязательны и какие риски несет работодатель, не обеспечивший их проведение.

Кого осматривать

Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы. Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6).

Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя». У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории. В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е. те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией). Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору. На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.

Подкрепим утверждение примерами из судебной практики

Примечательно Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства). Суды не увидели нарушения в действиях организации, которая при эксплуатации транспортных средств не проводила предрейсовых медосмотров. Аргументами в её пользу сочли то, что водителей или лиц, выполняющих трудовую функцию водителя, в штате не имелось, автомобили использовались сотрудниками (менеджеры, руководители и др.) для передвижения при исполнении служебных обязанностей.

При аналогичных обстоятельствах Мосгорсуд приходил к таким же выводам (Апелляционное определение Мосгорсуда от 18.09.2018 по делу № 33а-6141, Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019): в предрейсовых медосмотрах не нуждались менеджеры, медицинские представители, руководители, которым служебные авто были предоставлены с целью улучшения условий работы при исполнении служебных обязанностей; штатная единица «водитель» в штатном расписании организаций не значилась.

Если управление автомобилем не является обязанностью работника, автомобиль не является его рабочим местом, он сам определяет воспользоваться ли ему этим транспортным средством для служебной поездки или добраться иначе, то водителем такого сотрудника считать нельзя (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 № 33-9894, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 № 33-24668/2014). В то же время вуалирование водительских функций иным наименованием должности бесперспективно. Так, в штатном расписании организации имелась должность «торговый представитель», однако по существу в обязанности занимающих ее сотрудников входила автомобильная доставка грузов покупателям. В таких обстоятельствах их следовало рассматривать как водителей, в том числе, и применительно к вопросу о проведении предрейсовых медосмотров (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Добавим, что требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Для решения вопроса об обязательности предрейсового медосмотра не значимо, задействован водитель в перевозках грузов или пассажиров по стороннему заказу или для собственных нужд организации (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

А судьи кто

Требования о проведении предрейсовых медосмотров лежат в сфере трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о безопасности дорожного движения.

Это обуславливает подходы к контролю.

Согласно КоАП РФ несоблюдение правил в интересующей нас области образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 (ч.ч. 3, 5), ст. 11.32, ст. 12.31.1 (ч. 2).

Осуществлять контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях по этим составам вправе в пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД, инспекторы труда, должностные лица органов Росздравнадзора, Ространснадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. ст. 23.3, 23.12, 23.36, 23.36.1, 28.1, 28.3 КоАП РФ).

Вмешательства иных органов в контроль закон не предполагает.

Так, налоговые органы не могут отказать в признании в целях налогообложения расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, только на том основании, что водители налогоплательщика не прошли обязательного предрейсового (или иного) медосмотра. Это факт при налоговом контроле не значим. Его выявление само по себе не позволяет поставить под сомнение ни совершение служебной поездки как таковой, ни экономическую оправданность расходов. Под обоснованными расходами ст. 252 НК РФ понимает экономически оправданные затраты. Произведены они должны быть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Требования, которые лежат вне плоскости налоговых правоотношений, не могут приниматься в расчет при налоговом контроле (ст. 1 ТК РФ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 54.1, п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, Минфин России в письме от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18410 ответил на вопрос о возможности списания расходов на оплату сверхурочных работ сотрудников, которые отработали так более разрешенных 120 часов в год: нарушение работодателем норм трудового права не влечёт запрета на признание указанных расходов.

След на путевом листе

Не могут ли налоговые инспекторы посчитать расходы на служебный транспорт документально неподтверждёнными на том основании, что в путевых листах отсутствует отметка о предрейсовом медосмотре?

Ст. 252 НК РФ требует, чтобы расходы подкреплялись документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Читайте также:  Инструкция правил пожарной безопасности для офиса

Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368 определяет состав и правила заполнения обязательных реквизитов путевых листов.

В их числе дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и отметка «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», которые проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пп. 2 п. 5, п. 15 Приложения к Приказу № 368).

Однако, во-первых, применение Приказа Минтранса № 368 обязательно далеко не для всех эксплуатантов автотранспорта. Дело в том, что издан он как подзаконный акт к Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (это указано в самом Приказе), а Устав регулирует только отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ (ст. 1). Если фирма или ИП не осуществляют деятельность по перевозке грузов или пассажиров и багажа, то и Устав им не указ, и Приказ также. Его положения можно игнорировать.

Во-вторых, если правила Приказа для бизнеса обязательны, то в пп. 2 п. 5 документа чётко оговорено, что отметка о предрейсовом медосмотре водителя проставляется лишь тогда, когда обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Даже в случаях, когда все условия сошлись, а необходимый медосмотр не проведён, не проставлена отметка на путевом листе, это может быть лишь сопутствующим, но не самодостаточным основанием для признания расходов налогоплательщика не оправданными и документально не подтвержденными (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3463/2017 по делу № А40-78891/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 25.07.2017 № 305-КГ17-8890 отказано в передаче дела № А40-78891/16 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2017 № Ф09-472/17 по делу № А07-9734/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 31.05.2017 № 309-КГ17-5573 отказано в передаче дела № А07-9734/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2018 № Ф03-5303/2018 по делу № А04-1346/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 27.03.2019 № 303-ЭС19-2398 отказано в передаче дела № А04-1346/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2018 № Ф06-39461/2018 по делу № А12-48841/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2018 № Ф06-32863/2018 по делу № А12-26817/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 19.09.2018 № 306-КГ18-13685 отказано в передаче дела № А12-26817/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.11.2018 № Ф09-6766/18 по делу № А47-13446/2017 и др.).

Источник



Как организовать медицинские осмотры водителей

Анастасия Лукьяненко, эксперт по работе с клиентами
04 апреля 2019 г., охрана труда, как организовать медицинские осмотры

Как правило, принимая решение об открытии транспортного отдела в компании, руководители забывают об одном очень важном моменте — медицинские осмотры для водителей. Работодатель обязан организовывать медицинские осмотры для водителей в своей фирме. О том, как организовать медицинские осмотры водителей правильно, мы как раз с Вами и разберемся.

Все виды медицинских осмотров водителей

Видов обязательных медосмотров для водителей немного:

  1. Предварительные медосмотры при поступлении на работу.
  2. Периодические медицинские осмотры
  3. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Данные медосмотры должны пройти:

  • Сотрудники ( согласно статье 214 ТК РФ. )
  • Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки самостоятельно ( п.4 ст 23 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ. )

Эти медосмотры проходят исключительно за средства компании ( «Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя» ст.213 ТК РФ ). Пока сотрудник проходит медицинский осмотр, за ним сохраняется рабочее место и средняя заработная плата.

Предварительные. Как организовать медицинские осмотры водителей

Всегда, прежде чем принять на работу водителя, работодатель обязан отправить его на предварительный медицинский осмотр. То же самое касается и индивидуальных предпринимателей, решивших осуществлять перевозки самостоятельно.
Пройти предварительный медицинский осмотр можно как в государственных и муниципальных медицинских организациях, так и в частных. Но только, если у них есть лицензия на оказание данных услуг.
Для того, что бы пройти предварительный медицинский осмотр, работодатель выдает соискателю направление под подпись, где указано:

  • Наименование организации.
  • Форма собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД.
  • Наименование медицинской организации, фактический адрес местонахождения и код по ОГРН.
  • Вид медицинского осмотра (предварительный или периодический).
  • Фамилию, имя, отчество соискателя.
  • Наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель.
  • Наименование должности или вида работы.
  • Вредные или опасные производственные факторы.

Работодатель подписывает направление, а так же ведет учет всех выданных направлений. Вместе с направлением, соискатель предъявляет в медицинскую организацию:

  • Паспорт
  • Паспорт здоровья работника (если есть)
  • Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование

Медицинская организация оформляет заключение, по результатам медицинского осмотра. Составляется заключение в двух экземплярах. Первый выдают соискателю и он предоставляет его руководителю. Второй остается в медицинской организации и приобщается к карте амбулаторного больного. Если, по итогам медицинского осмотра, противопоказаний не выявлено, работодатель может заключить с соискателем трудовой договор.

Периодические. Как организовать медицинские осмотры водителей

В обязательном порядке периодический медицинский осмотр проходят:

  • Лица, работающие водителями автомобилей
  • Индивидуальные предпринематели, самостоятельно осуществляющие перевозки

Точно так же, как и предворительный, периодический осмотр оплачивает руководитель. По закону, водители обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже одного раза в два года. Но, работники, чей возраст меньше 21 года — проходят осмотры каждый год.
Что бы направить работников на периодический медицинский осмотр, потребуется:

  1. Список работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра.
  2. Поименный список лиц, которые должны пройти осмотр, с указанием структурного подразделения и вредных факторов.
  3. Направить поименный список в медицинскую организацию, не позднее чем за два месяца до даты начала периодического медицинского осмотра.
  4. Согласовать календарный план проведения периодических медицинских осмотров водителей.
  5. Ознакомить сотрудников с календарным планом, не позднее чем за 10 дней до начала осмотра.
  6. Выдать направления на периодический медицинский осмотр.

Не позднее, чем через 30 дней после осмотра, медицинская организация оформляет акт проведения периодического медицинского осмотра. Акт составляется в четырех экземплярах, заверенный печатью медицинской организации.

Предрейсовый и послерейсовый. Как организовать медицинские осмотры водителей

Предрейсовый медицинский осмотр проходят перед началом рабочего дня, послерейсовые соответственно после рабочего дня. Что бы проводить такие осмотры в компании, руководителю потребуется: либо самостоятельно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и принять на работу медицинского сотрудника, или же заключить договор на оказание услуг с медицинской организацией, у которой есть такая лицензия. О результатах данных осмотров медицинский работник сообщает руководителю.

Источник

Оформите в 2021 году специальное направление на медосмотр сотрудника

С 1 апреля действует новый порядок медосмотров. В некоторых случаях сотрудник обязан перед трудоустройством пройти предварительный медосмотр. Если его проводят в медицинском учреждении, кандидату нужно выдать специальное направление. Образец привели эксперты Системы Главбух.

Читайте также:  Видео обзоры мультиварки Polaris PMC 0508D floris

Скачать образец бесплатно

С 1 апреля 2021 года появился новый список вредных факторов и работ. От него зависит, кого из работников нужно направлять на медосмотры. Новый список Минздрав и Минтруд утвердили совместным приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н. Вредные факторы сгруппировали в пять разделов:

  1. химические факторы;
  2. биологические факторы;
  3. аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли;
  4. физические факторы;
  5. факторы трудового процесса.

Совместный приказ Минздрава и Минтруда от 31.12.2020 № 988н/1420н заменяет приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Из-за обновления списка вредных факторов и работ придется отправлять на медосмотры больше сотрудников.

Эксперты учли все изменения и подготовили рекомендацию, с образцами и примерами. Рекомендация доступна для вас по бесплатному гостевому доступу, который действует три дня. Подтвердите его сейчас и сможете три дня использовать возможности Системы Главбух в неограниченном количестве.

С 1 апреля также действует и новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров. Его Минздрав утвердил приказом от 28.01.2021 № 29н. Чиновники дополнили сам порядок проведения медосмотров и скорректировали требования к оформлению направлений.

Напомним, предварительные обязательные осмотры проводят при приеме на работу до того, как заключат трудовой договор. Цель – определить, может ли кандидат претендовать на ту или иную должность по состоянию здоровья.

Если предварительный медосмотр проводят в медицинском учреждении, кандидату нужно выдать направление. В связи с отсутствием в настоящее время унифицированного бланка направления организация вправе разработать его самостоятельно.

Сотрудники, чья работа связана с повышенной опасностью, проходят обязательные медосмотры за счет работодателя. Как выплатить и учесть зарплату за время, когда сотрудник проходил обязательный медосмотр – смотрите в Системе Главбух.

В направлении, который работодатель выдает соискателю должности на вредных или опасных работах, указывают вредные или опасные производственные факторы, с которыми сотрудник столкнется после трудоустройства на вакантную должность. Кроме того, в направлении укажите:

  • наименование работодателя;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный);
  • фамилию, имя, отчество, дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения организации (при наличии), в котором будет занят кандидат;
  • наименование должности (профессии) соискателя или виды работ, которые он будет выполнять.

С 1 апреля, кроме привычных данных, в направлении на медосмотр нужно указывать новые сведения:

  • электронную почту и контактный телефон работодателя;
  • электронную почту и контактный телефон медучреждения;
  • пол работника;
  • номер медицинского страхового полиса.

Направление выдается человеку под подпись. Работодатель должен организовать учет выданных направлений (п. 8-9 Порядка из приказа Минздрава от 28.01.2021 № 29н).

Для некоторых сотрудников предварительные и периодические медосмотры обязательны. Затраты на их проведение включите в расходы по обычным видам деятельности и учтите при налогообложении. Организация может предложить сотрудникам, для которых обязательные медосмотры не предусмотрены, пройти осмотр по собственной инициативе. Как учесть расходы на медосмотр сотрудника по инициативе организации – смотрите в рекомендации от экспертов Системы Главбух.

Направление на обязательный предварительный медосмотр

Прочитайте в Системе Главбух рекомендации, которые ответят на главные вопросы по организации медосмотра сотрудников

  • Кто должен проходить обязательный медосмотр
  • Обязательно ли предпринимателю-водителю проходить медосмотры
  • Где сотрудники проходят обязательный медосмотр
  • Как проводится обязательный медосмотр
  • Как направить работника на предварительный обязательный медосмотр
  • Как организовать периодический обязательный медосмотр сотрудников
  • Как учесть расходы на обязательный медосмотр сотрудника
  • Как учесть расходы на медосмотр сотрудника по инициативе организации
  • Как отразить в бухучете затраты на проведение медосмотров по инициативе организации

Отвечает Ольга Сергеева,

Сотрудники, которые выполняют определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет работодателя. На время осмотров за ними сохраняйте средний заработок (ст. 185 ТК). Обязательные медосмотры проводят по порядку, который приведен в приложении 3 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, читайте в рекомендации Системы Главбух, которая входит в состав Актион Бухгалтерия.

Источник

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Из этой статьи вы узнаете, кто и в каком порядке проводит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. Также сможете скачать образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра СКАЧАТЬ
Образец журнала послерейсового медицинского осмотра СКАЧАТЬ
Рекомендации по проведению предрейсовых медосмотров СКАЧАТЬ

Необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей прописана в ч. 5 ст. 23 ФЗ №196. Очередные коррективы и дополнения к этому закону вступили в силу с 30.12.2018 г.

предрейсовых – не позволить лицам, которые не в состоянии безопасно управлять транспортными средствами, садиться за руль. Это делается для:

  • обеспечения безопасности дорожного движения;
  • сохранения жизни и здоровья водителя, пассажиров, окружающих людей;
  • сохранности автомобиля, груза;
  • защиты окружающей среды от попадания в нее опасных веществ, которые перевозит автомобиль.

послерейсовых – выявить случаи воздействия на трудящихся ОПФ и производственных вредностей, проконтролировать поведение водителей после того, как их путевые листы заполнены.

Все эти медосмотры обязательны даже в тот день, когда работник прошел ежегодную медкомиссию.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Пред рейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

Кем проводятся предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей

Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:

  • привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  • вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2020 г.
Читайте также:  Необычный дальномер Sndway SW 50G теперь с зеленым лазером и с повышенной точностью

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец 2020 года

Сегодня в российских законодательных актах нет единого образца журнала предрейсового медицинского осмотра водителей. Поэтому этот образец каждая компания вправе разработать самостоятельно с учетом своих потребностей. Базовые требования к наполнению и оформлению журнала содержатся в специальной Методике, которую разработал Минздрав. Для этого в 2003 году было издано специальное письмо, требования которого обязательны к исполнению. По утвержденной этим письмом Методике, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей:

  • исключает возможность подмены страниц. Для этого журналы шнуруются, скрепляются печатью, все страницы нумеруются. Печать может ставить работодатель либо медучреждение, если контроль проводится в больнице.
  • содержать графы для записи ФИО водителя, его возраста, места работы, даты, времени медосмотра, заключения врача, принятых мер, ФИО медработника.

Примерные образцы журналов для фиксации предрейсовых медицинских осмотров и послерейсовых медицинских осмотров приведены ниже. Вы можете доработать их по своему усмотрению. Если в вашей компании сохранились советские журналы, утвержденные еще в 1989 году, и вы собираетесь заполнять их, это не станет ошибкой. Главное, чтобы их содержание подходило вам по сфере деятельности и включало приведенную в утвержденной Минздравом Методике информацию.

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец обложки:

Источник

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Обновление: 6 декабря 2019 г.

В обязанности работодателя входит проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров для сотрудников, чья работа связана с движением транспорта (ст. 212, 213 ТК РФ). Кроме того, водители транспортных средств должны проходить обязательные предрейсовые и обязательные послерейсовые медицинские осмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). В нашей консультации мы расскажем о предрейсовых медосмотрах водителей.

Цель проведения предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся перед началом рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Как часто проводятся предрейсовые медицинские осмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медицинские осмотры водители могут проходить в медицинских учреждениях, с которыми работодатель заключает договор на обслуживание (п. 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Кроме того, работодатель вправе ввести в штат должности медицинских работников и создать подразделение (медицинский кабинет, медицинскую часть и т.д.), оказывающее медицинскую помощь работникам организации (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Кто оплачивает предрейсовые осмотры

Предрейсовые медосмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Такие расходы работодатель вправе учесть при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Что будет, если работник не прошел предрейсовый медицинский осмотр

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) водителя, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (ст. 76 ТК РФ).

Стоит отметить, что согласно ТК в общем случае период отстранения от работы работодатель не должен оплачивать работнику (ст. 76 ТК РФ). Но, по мнению Роструда, если водитель не был допущен до работы из-за того, что предрейсовый медосмотр выявил у него проблемы со здоровьем, отстранения от работы нужно оплатить.

Что ждет работодателя, если он все же допустит к работе водителя, не прошедшего предрейсовый медосмотр

Если работодатель допустит к работе такого водителя, работодателю грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для организаций — от 110000 руб. до 130000 руб.
  • для должностных лиц организации (для ИП-работодателей) — от 15000 до 25000 руб.;

Предрейсовые осмотры должны проходить не только водители

Такие осмотры должны проходить не только работники, числящиеся в качестве водителей, но и работники некоторых других должностей. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Источник