Меню

Консультант Плюс СПС справочно правовая система

Временное смягчение отдельных требований валютного контроля со стороны Банка России в связи с распространением COVID-19

Опубликовано информационное письмо Банка России от 17.04.2020 N ИН-014-12/71 «О применении отдельных положений нормативных актов Банка России в сфере валютного контроля на период с 30 марта по 1 июля 2020 года».

В письме Банк России сообщает следующее:

— в срок представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций[1], не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 года (включительно);

— в случае несвоевременного представления либо непредставления резидентами указанных справок и документов по окончании периода с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно уполномоченные банки направляют органам валютного контроля информацию о нарушении при непредставлении резидентами таких документов до 22 июля 2020 года включительно.

comment.jpg 22 июля – это дата истечения 15 рабочих дней, следующих за периодом с 30 марта по 1 июля 2020 года. Именно на такой порядок исчисления срока указано в дополнительном новостном сообщении Банка России по этому вопросу (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020 «Банк России утвердил дополнительные меры по защите интересов граждан, поддержке кредитования экономики, временному смягчению ПОД/ФТ и валютного контроля»[2]). 15 рабочих дней – это обычный срок представления документов и информации в рамках Инструкции № 181-И.

Одновременно в письме Банка России обращено внимание на необходимость соблюдения требований в отношении порядка и сроков проведения резидентом валютной операции по списанию денежных средств со своего расчетного счета, а также постановки импортного контракта на учет в уполномоченном банке.

Также Банком России разъясняется, что информация о нарушении резидентами обязанности репатриации по экспортным внешнеторговым контрактам направляется уполномоченными банками в обычные сроки.

В письме отмечено, что указанный подход согласован с ФТС России и ФНС России.

Следует отметить, что сроки, о которых идет речь в письме, установлены на уровне Инструкции Банка России (от 16.08.2017 N 181-И). Изменения в инструкции по вопросам валютного контроля всегда вносились Указаниями Банка России. Диспозиция составов ст. 15.25 КоАП РФ, в которых установлена ответственность за нарушения сроков, сформулирована как несоблюдение (нарушение) установленных порядка (сроков).

Может ли информационное письмо Банка России считаться нормативным актом, установившим сроки (пусть и временные) – это вопрос, на который следует дать отрицательный ответ. Банк России принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, и нормативные акты в сфере валютного контроля подлежат регистрации в Минюсте России[3]. Да, сейчас необходима оперативность в принятии мер, и для банков данное письмо в любом случае является руководством к действию, но штрафы за несоблюдение сроков налагают налоговые и таможенные органы, а не банки.

Формально юридически письмо Банка России не изменяет сроки представления документов, установленные Инструкцией, а лишь предусматривает меры, направленные на невыявление органами валютного контроля соответствующих нарушений, так как банки не будут передавать информацию о них. Однако, например, налоговый орган (опять же, формально юридически) может выявить нарушения этих сроков самостоятельно в ходе налоговой проверки, после чего будет назначена проверка соблюдения валютного законодательства [4]. Лишь указание в письме Банка России, что подход согласован с ФТС России и ФНС России, позволяет предполагать, что данные ведомства намерены не штрафовать резидентов за соответствующие нарушения.

Также вызывает вопросы следующая формулировка новостного сообщения Банка России (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020): «Банк России предоставляет право кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций …». Если речь идет о праве, значит, кредитные организации вправе и не воспользоваться им. Но, вероятно, речь все же идет о том, что банки вправе не выполнять собственную обязанность по ведению учета нарушений в данной части, так как в другом письме (от 17.04.2020 N ИН-014-12/73) и в той же Информации Банка России разъяснено, что Банк России не будет применять к кредитным организациям меры за допущенные уполномоченными банками нарушения сроков передачи информации органам валютного контроля с 30 марта по 1 июля 2020 года.

О чем подумать, что сделать

Можно только приветствовать временное смягчение требований к срокам представления резидентами справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, в сложившейся ситуации.

Одновременно хотелось бы верить, что резидентов, представивших документы с нарушением обычного срока, но в пределах 22 июля 2020 г., в течение последующих двух лет (срок давности) не привлекут к административной ответственности со ссылкой на отсутствие у письма Банка России достаточной юридической силы и непринятие резидентом всех зависящих мер по избежанию нарушения.

С целью минимизации таких рисков рекомендуется проявлять осторожность и не откладывать представление в банк документов и информации, если имеется реальная техническая возможность их своевременного представления.

Также в сложившейся ситуации рекомендуется еще раз оценить совершаемые валютные операции и заключенные с нерезидентами договоры на предмет рисков нарушения валютного законодательства, которые могут возникать в условиях ограничительных мер, принимаемых государствами, и меняющихся экономических обстоятельств.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам выявления и снижения рисков привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства, в том числе проверить договоры и операции на валютные риски, оценить правомерность зачета встречных требований по договорам, обеспечить представление интересов организаций и их работников в органах валютного контроля и судах.

[1] Предоставление указанных справок и документов предусмотрено Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И.

[3] Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

[4] Пункт 18 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с.

Источник



Консультант Плюс СПС — справочно-правовая система

Готовые комплекты Консультант Плюс

Консультант Плюс Юрист 2019Купить
Консультант Плюс Бухгалтер 2019Купить
Консультант Плюс бюджетные организации 2019Купить

Консультант Плюс Бизнес

Купить

Справочная правовая система включает в себя

Законодательство

  • ИБ «Российское законодательство (Версия Проф)»
  • ИБ «Версия ПРОФ»
  • ИБ «Эксперт-приложение»
  • ИБ «Региональный выпуск»
  • ИБ «Документы СССР»
  • ИБ «Практика антимонопольной службы»
  • ИБ «Решения госорганов по спорным ситуациям»
  • ИБ «Архив решений ФАС и УФАС»
  • ИБ «Архив документов муниципальных образований субъектов РФ»

Судебная практика

  • ИБ «Правовые позиции высших судов»
  • ИБ «Решения высших судов»
  • ИБ «Суд по интеллектуальным правам»
  • ИБ «Арбитражный суд округа»
  • ИБ «Арбитражные суды всех округов»
  • ИБ «Налоговые споры»
  • «Все апелляционные суды»
  • ИБ «Арбитражный апелляционный суд»
  • ИБ «Кассационные суды общей юрисдикции»
  • ИБ «Апелляционные суды общей юрисдикции»
  • ИБ «Областные суды общей юрисдикции»
  • ИБ «Архив решений мировых судей»
  • ИБ «Суды Москвы и области»
  • ИБ «Суды Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
  • ИБ «Суды Свердловской области»
  • ИБ «Подборки судебных решений»
  • ИБ «Архив определений арбитражных судов»
  • ИБ «Архив решений арбитражных судов первой инстанции»
  • ИБ «Архив решений судов общей юрисдикции»
  • ИБ «Перспективы и риски судебных споров»
Читайте также:  Teyes AHD или Sony Как выбрать камеру заднего вида Teyes

Финансовые и кадровые консультации

  • ИБ «Путеводитель по налогам»
  • ИБ «Путеводитель по кадровым вопросам»
  • ИБ «Путеводитель по сделкам»
  • ИБ «Разъясняющие письма органов власти»
  • ИБ «Вопросы-ответы (Финансист)»
  • ИБ «Вопросы-ответы»
  • ИБ «Бухгалтерская пресса и книги»
  • ИБ «Корреспонденция счетов»

Консультации для бюджетных организаций

  • ИБ «Путеводитель по бюджетному учету и налогам»
  • ИБ «Разъясняющие письма органов власти (бюджетные организации)»
  • ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации)»
  • ИБ «Корреспонденция счетов (бюджетные организации)»
  • ИБ «Пресса и книги (бюджетные организации)»

Комментарии законодательства

  • ИБ «Путеводитель по договорной работе»
  • ИБ «Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)»
  • ИБ «Путеводитель по корпоративным процедурам»
  • ИБ «Путеводитель по корпоративным спорам»
  • ИБ «Путеводитель по трудовым спорам»
  • ИБ «Путеводитель по госуслугам для юридических лиц»
  • ИБ «Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок»
  • ИБ «Путеводитель по спорам в сфере закупок»
  • ИБ «Ответственность за нарушение часто применяемых норм»
  • ИБ «Постатейные комментарии и книги»
  • ИБ «Юридическая пресса»
  • ИБ «Изменения в регулировании договоров»

Проекты правовых актов

  • ИБ «Законопроекты»
  • ИБ «Проекты нормативных правовых актов»

Технические нормы и правила

  • ИБ «Строительство»
  • ИБ «Архив строительных технических норм»
  • ИБ «Отраслевые технические нормы»
  • ИБ «НТА по охране труда и пожарной безопасности в офисах и ТЦ»

Международные правовые акты

Правовые акты по здравоохранению

Формы документов

В программе можно найти не только подробные разъяснения, но и числовые примеры по конкретным ситуациям. Уже свыше 300 000 российских организаций (от небольших компаний до крупнейших предприятий) выбрали эту систему в качестве надежного помощника в своей работе.

Федеральное законодательство: нормативные и иные правовые акты общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отношения по всем отраслям хозяйственной деятельности.

Федеральное законодательство: законы и подзаконные акты; правовые акты разъяснительного характера и правоприменительные акты общего значения, а также акты отраслевого значения, связанные с экономическими и финансовыми аспектами деятельности организаций.

Информационно-правовой комплекс, объединяющий информационные банки по законодательству всех 83 субъектов Российской Федерации.

Консультации в форме «вопрос-ответ» по бухгалтерскому учету и налогообложению, внешнеэкономической, банковской деятельности, валютному регулированию и другим темам. Многие консультации подготовлены специально для пользователей КонсультантПлюс — их нет в других источниках информации.

Подборка консультаций по бухгалтерскому учету и налогообложению, кадровым и другим вопросам для организаций, ведущих учет по Общему плану счетов.

Схемы бухгалтерских проводок, в которых рассмотрен порядок бухгалтерского учета отдельных операций и возможные налоговые последствия. Адресуется организациям, ведущим учет по Общему плану счетов. Все схемы содержат подробное описание ситуации, нормативное обоснование, формы первичной учетной документации и таблицу проводок.

Рассматриваются вопросы бухгалтерского учета и налогообложения различных сделок, приведены таблицы проводок и практические примеры, также содержатся другие полезные сведения – общая правовая информация по сделкам, нюансы оформления, типовые формы договоров.

Содержит практические пособия и энциклопедии спорных ситуаций по различным видам налогов и взносов, по бухгалтерской отчетности, налоговым проверкам, другим вопросам части первой НК РФ. В пособиях приведены конкретные рекомендации, пошаговые инструкции, числовые примеры, бухгалтерские проводки, образцы заполнения документов. В энциклопедиях представлены позиции Минфина РФ, ФНС РФ, судов, независимых экспертов по спорным ситуациям.

Содержит информацию по кадровым вопросам: начиная с оформления сотрудника на работу и заканчивая его увольнением. Банк включает пошаговые инструкции, практические примеры, рекомендации по сложным ситуациям, все необходимые формы документов, образцы их заполнения.

Необходимые для делопроизводства типовые формы: договоры, акты, заявления, инструкции и т.п.

Нормативно-техническая документация, связанная со строительством, градостроительством и архитектурой.

Нормативные документы, регламентирующие медицинскую и фармацевтическую деятельность, консультации и комментарии юристов и аудиторов, разъясняющие аспекты работы медицинских и фармацевтических организаций.

Подборки наиболее значимых судебных решений различных судов по налоговой, гражданско-правовой и другим тематикам, представленные в компактной форме.

Акты 9 и 10 арбитражных апелляционных судов и акты судов общей юрисдикции уровня субъекта Российской Федерации.

Информационный комплекс, объединяющий информационные банки судебных актов всех 10 федеральных арбитражных судов округов РФ.

Судебные акты только по налоговым спорам всех 10 федеральных арбитражных судов округов РФ.

Документы высших органов судебной власти (Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ); документы, касающиеся деятельности судебной системы РФ.

Решения судов общей юрисдикции разных субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург.

Кассационные и апелляционные суды

Перспективы и риски судебных споров

Изменения в регулировании договоров

Полностью включает документы всех ИБ «Апелляционный суд». Банк представлен как информационный комплекс, объединяющий информационные банки судебных актов всех 20 арбитражных апелляционных судов.

Содержит информацию, необходимую юристу для составления договоров, — особенности условий для каждой стороны, примеры формулировок условий, возможные риски.

Содержит все необходимые сведения о порядке проведения корпоративных процедур и подготовки документов для них.

Содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы различных уведомлений.

Содержит анализ судебной практики по 16 наиболее востребованным гражданско-правовым договорам: проблемы применения ГК РФ, позиции судов, выводы из судебной практики.

Приведены аннотации судебных решений разных регионов и точки зрения экспертов в области трудового права.

Содержит информацию о спорных ситуациях и подходах госорганов и судов к их решению.

Содержит информацию о спорных ситуациях и подходах госорганов и судов к их решению.

Постатейные комментарии к законам и кодексам с анализом правовых норм; книги и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам законодательства.

Аналитические статьи из более чем 80 специализированных журналов и газет на актуальные темы законодательства и права, а также консультации в форме «вопрос-ответ» по сложным и спорным юридическим вопросам.

Сервис Консультант Плюс

Каждому клиенту Консультант Плюс мы гарантируем надежную и оперативную сервисную поддержку:

  • Горячая линия.
    Чтобы задать свой вопрос, Вам достаточно позвонить по телефону +7 (499) 842-40-13 или написать на почту info@cons-plus.ru
  • Обучение работе с системой КонсультантПлюс
    Вы можете пройти бесплатное обучение работе с системой КонсультантПлюс. По окончанию обучения Вы получите Сертификат, подтверждающий Ваш профессиональный уровень владения системами КонсультантПлюс. Узнать подробности и записаться на обучение Вы можете по телефону: +7 (499) 842-40-13.
  • Бюллетень Консультант Плюс
    Каждый месяц Вы будете получать бесплатный выпуск Бюллетеня Консультант Плюс с информацией о новшествах системы, новостях компании, практической информацией для специалистов.
    Посмотреть или скачать последний номер
  • Обслуживание Систем Консультант Плюс
    Став пользователем Консультант Плюс, Вы получите большой спектр дополнительных услуг от ИК Ю-софт.
    Узнать о всех дополнительных услугах
  • Персональный менеджер
    Став Клиентов ИК Ю-Софт, у Вас будет личный менеджер, который поможет оперативно решить любые вопросы.
  • Издательство Главная книга
    Мы предлагаем льготную подписку на журналы «Главная книга». Вы сможете сэкономить на стоимости и на доставке журналов, подписываясь у нас. Всем подписчикам «Главной книги» доставка журналов осуществляется бесплатно на рабочее место.
    Посмотреть анонс последнего номера и подписаться
Читайте также:  О значении гигиенических процедур в период пандемии коронавируса

Почему стоит выбрать нас?

Быстро реагируем

  • Горячая линия 9.30 – 18.30
  • 35+ полезных сервисов в Личном кабинете 24 часа в сутки в 1 клик
  • Персональный менеджер онлайн

Экономим Ваше время

  • Актуальная новостная лента
  • 90+ готовых бухгалтерских и правовых сборников в оболочке КонсультантПлюс
  • Индивидуальный тематический сборник
  • Индивидуальный обзор законодательства

Гарантируем!

  • Полис гарантий — документально гарантируем бесперебойную работу по 10-ти основным направлениям сервиса
  • Центр контроля качества — оперативно разбираем все обращения Клиентов

Начисляем бонусы!

  • Каждый наш клиент автоматически становится участником Бонусной системы
  • Получает бонусные баллы на свой счет и тратит их в Личном кабинете Ю-Софт. Это выгодно и приятно!

Консультируем вас

  • 3000+ авторских консультаций и статей экспертов Ю-Софт включены в КонсультантПлюс
  • Телефонные и письменные консультации
  • Налоговая и юридическая помощь
  • Пакеты консалтинговых услуг

Повышаем вашу квалификацию

  • Сертификаты ИПБР
  • Система абонементов
  • 25 + актуальных тематик семинаров в месяц
  • ВИП-семинары Крутяковой Т.Л., Воробьевой Е.В., Гуева А.Н. и др. популярных лекторов в рамках Бонусной системы

Преимущества системы Консультант Плюс

Почему российские бухгалтеры и юристы предпочитают справочную правовую Систему Консультант Плюс? Оценим объективно:

Консультант Плюс — крупный правовой информационный ресурс, включающий документы федерального и регионального законодательства, комментарии к законодательству, финансовые консультации, судебные решения и множество другой актуальной и полезной информации. В информационных банках программы насчитывается более 203 288 856 документов, в том числе финансовые консультации, комментарии и обзоры ведущих специалистов Минфина, ФНС и других государственных служб.

Система «Консультант Плюс» — это конкретная помощь в оформлении документов. Счета-фактуры, акты, накладные – всё это ежедневные заботы бухгалтера. От правильного оформления этих документов зависит спокойный сон не только специалиста по налогам и бухучету, но и руководителя организации.

Для того чтобы обеспечить максимальную информативность, правовая система Консультант Плюс содержит более 21 миллионов документов по законодательству России. И если вам нужны комментарии или консультации специалиста либо нормативные акты, справочная правовая система Консультант поможет в этом. Также правовая система содержит информацию по налогам.

Помимо этого, Консультант Плюс включает информацию по судебной практике, справочную информацию, книги и путеводители по нужной теме. Разработана программа Консультант Плюс таким образом, чтобы необходимый документ было легко найти.

Система Консультант поможет легко и быстро справиться с поставленной задачей. Все примеры корректного заполнения первичных документов можно найти в данной СПС! Вы найдете пошаговые инструкции, примеры, пояснения, ссылки на документы-первоисточники, сроки составления первичных учетных документов, информацию об обязательных и необязательных реквизитах первичных документов, их назначении, особенностях составления и оформления отдельных первичных учетных документов.

СПС КонсультантПлюс также содержит эксклюзивные материалы для практических решений бухгалтеров, юристов и кадровиков. Уникальный ресурс «Путеводители» рассматривает широкий спектр актуальных вопросов — налоги, договоры, сделки, кадры, корпоративные споры и многое другое. Здесь Вы найдете конкретные выводы и оптимальные варианты действий в сложных ситуациях.

Система Консультант — это надежность во всем: в информации, в технологиях, в сервисе. Именно это обеспечивает ведущую позицию на российском рынке справочных правовых систем.

Постоянно пользуемся справочно-правовой системой «Консультант Плюс», очень довольны, что приобрели ее для нашего учреждения. Это и юридическая помощь, и все нужные формы документов. Спасибо разработчикам и установщикам!

Мы установили у себя в офисе справочно-правовую систему «Консультант-плюс», пользуемся уже больше месяца. Действительно нужное для работы ПО, много необходимой информации, за которой раньше приходилось обращаться к юристам.

Отличная система, можно найти все нужные НПА и бланки для заполнения. Программа постоянно обновляется, так что любой документ можно посмотреть в последней редакции. Спасибо специалистам «Ю-Софт», которые устанавливали программу!

Источник

О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов при валютных операциях

С 1 января 2018 года вступает в силу обновленная инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операций

Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.

  • отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;
  • для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня;
  • отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения инструкции.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Со дня вступления в силу инструкции признается утратившей силу аналогичная Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И.

Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749.

Источник

Новая инструкция ЦБ по валютным операциям с 1 марта

С 1 марта 2018 года вступает в силу инструкция ЦБ РФ №181-И с новыми правилами подачи сведений о валютных операциях. Уникальный номер будут присваивать не паспорту сделки, а самому договору, оформление документов в банке станет проходить быстрее. Подробности вы узнаете из нашего материала.

Вместо оформления паспортов сделок резиденты будут ставить договоры на учет в уполномоченных банках. Действующий паспорт сделки закрывать не нужно. Банк самостоятельно признает его закрытым и будет хранить в досье валютного контроля.

Читайте также:  Инструкция по применению Энап таблетки 2 5мг 20 шт

Сроки направления документов для постановки договора на учет остаются теми же, что и при оформлении паспорта сделки.

Есть важные нюансы:

  • экспортеру, чтобы поставить контракт на учет, достаточно подать в банк информацию о нем. Сам договор нужно предъявить в банк не позднее 15 рабочих дней после даты его постановки на учет;
  • договор можно зарегистрировать на основании его проекта. После подписания договора у резидента будет 15 рабочих дней на его передачу в банк УК. Датой подписания считается наиболее поздняя из следующих дат: составления, подписания, вступления в силу.

Еще по теме:

Когда банк зарегистрирует договор, что станет со справками о подтверждающих документах, какие особенности вводят для недорогих договоров, читайте обзор в КонсультантПлюс Отмена паспорта сделки: что нового для участников ВЭД

Источник

Комментарий Банка России по проектам новой редакции Инструкции Банка России «О порядке регулирования деятельности банков» и Указания Банка России «Об оценке рисков кредитных организаций по отдельным видам сделок с финансовыми активами»

Комментарии Российской Газеты

Банк России в рамках работы по совершенствованию системы банковского регулирования и надзора, а также в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» о регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативных актов Банка России подготовил проекты новой редакции Инструкции Банка России «О порядке регулирования деятельности банков» (далее по тексту — Проект Инструкции) и Указания Банка России «Об оценке рисков кредитных организаций по отдельным видам сделок с финансовыми активами» (далее по тексту — Проект Указания).

Разработка указанных проектов направлена на переход от формальных оценок состояния кредитных организаций (так называемая комплаенс-ориентация) к содержательному анализу процессов, протекающих в банке, то есть дальнейшему внедрению элементов риск-фокусированного направления банковского надзора. Кроме того, при их подготовке были учтены опыт подразделений надзорного блока по осуществлению дистанционного надзора за кредитными организациями, а также практика взаимодействия Банка России с территориальными учреждениями.

Проект Инструкции содержит ряд изменений, отличающих его от действующей в настоящее время Инструкции Банка России от 01.10.1997 N 1 «О порядке регулирования деятельности банков», а именно:

1. Не содержит обязательных нормативов: максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика (Н8), максимального размера кредитного риска на одного акционера (вкладчика) (Н9), максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (Н11), максимального размера обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями нерезидентами (Н11.1) и норматива ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14), которые не предусмотрены Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Для активов, отнесенных к IV группе риска, предложен коэффициент риска 50% (в действующей редакции Инструкции — 70%).

3. В IV группу риска классифицируются: кредиты и депозиты (в том числе в драгоценных металлах) и иные средства, размещенные в банках-резидентах Российской Федерации, сроком размещения до 30 дней; кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено гарантийным депозитом, размещенным контрагентом — юридическим лицом в банке-кредиторе, залогом собственных векселей банка-кредитора.

4. Территориальным учреждениям предоставляется право при соответствующих обстоятельствах устанавливать контрольные значения обязательных нормативов (данное положение включено в проект Инструкции в развитие положений Указания Банка России от 31.10.1997 N 10-У).

5. Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности снижается до 50% (в действующей редакции Инструкции минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности установлено в размере 70%).

6. Предусматриваются изменения в порядок расчета нормативов ликвидности:

6.1. Перечень размещенных до востребования средств, включаемых в расчет показателя «Высоколиквидные активы» (Лам) (норматив мгновенной ликвидности Н2), ограничен депозитами до востребования, размещенными в банках стран из числа «группы развитых стран», со сроком нахождения на балансе до 10 дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее чем на следующий день после дня востребования, депозитами и иными размещенными средствами в Банке России до востребования и на один день;

6.2. Перечень размещенных до востребования средств, включаемых в расчет показателя «Ликвидные активы» (Лат) (норматив текущей ликвидности Н3), ограничен депозитами до востребования, размещенными в банках стран, не входящих в «группу развитых стран», сроком нахождения на балансе до 10 дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее чем на следующий день после дня востребования;

6.3. Суммы активов и обязательств корректируются на суммы встречных требований и обязательств банка в отношении тех же контрагентов сроком исполнения в течение ближайших 30 дней, по счетам НОСТРО и межбанковским кредитам и депозитам (в части требований и обязательств, по которым срок наступления обязательства равен или больше срока предъявления требования).

7. Вводится требование о соблюдении банками обязательных нормативов на ежедневной основе (при сохранении ежемесячного порядка предоставления отчетности об их соблюдении).

8. Конкретизируется режим взаимодействия банков с осуществляющими за ними надзор территориальными учреждениями Банка России по вопросу соблюдения обязательных нормативов.

9. Уточняются отдельные термины, используемые для целей проекта Инструкции (в частности: синдицированные ссуды, связанные заемщики, инсайдеры, связанные с кредитной организацией лица).

Проект Указания разработан в развитие положений Указания оперативного характера Банка России от 27.12.2002 N 181-Т «Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск» (далее по тексту — Рекомендации) и предусматривает включение в расчет важнейших пруденциальных показателей деятельности кредитных организаций (достаточность капитала, ликвидность, концентрация рисков, требования по формированию резервов, определение величины собственных средств) рисков, связанных с отчуждением/приобретением финансовых активов с одновременным принятием кредитной организацией обязательства по их обратному отчуждению/приобретению, а также рисков, связанных с отчуждением/приобретением финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту (приобретателю/продавцу) права отсрочки поставки финансовых активов.

Проект предусматривает уточнение определения видов финансовых активов кредитных организаций, на которые должно распространяться действие Указания.

В Проекте уточняется также (по сравнению с Рекомендациями) порядок включения сделок, связанных с приобретением/отчуждением финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению/приобретению, в расчет нормативов ликвидности, согласно которому указанные сделки по экономическому содержанию расцениваются как ссуды и/или дебиторская задолженность организации под залог финансовых активов.

Проекты публикуются для обсуждения и комментариев банковского сообщества, которые ожидаются до 26 сентября 2003 года.

Источник