Меню

Краснов решил обновить регламент участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

Временная инструкция губернским прокурорам

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

от 10 ноября 1922 г. N 125

О ПРИНЯТИИ К РУКОВОДСТВУ ИНСТРУКЦИИ

ВОЕННЫМ ПРОКУРОРАМ И ИХ ПОМОЩНИКАМ

На основании ст. 17 Постановления 3-й сессии ВЦИК, распубликованного в N 132 «Известия ВЦИК» от 16 июня 1922 года и в дополнение временной инструкции губернским прокурорам (циркуляр НКЮ N 67 от 29.07.1922) предлагаю принять к неуклонному руководству и исполнению следующую Инструкцию о правах и обязанностях военной прокуратуры и взаимоотношениях военных прокуроров с прокуратурой общегражданской, причем § 1 — 7 включительно временной инструкции губернским прокурорам, подлежат безоговорочному исполнению также и военными прокурорами.

ВОЕННЫМ ПРОКУРОРАМ И ИХ ПОМОЩНИКАМ

§ 1. При каждом РВТ военного округа, фронта или армии состоит военный прокурор, непосредственно подчиненный Помощнику Прокурора Республики при Верховном Трибунале по Военной Коллегии или лицу, его заменяющему, и по представлению его назначаемый Прокурором Республики. Увольнение, перемещение и отстранение от должности военных прокуроров исходит исключительно от Прокурора Республики.

§ 2. Для осуществления функций прокурорского надзора при корпусных и дивизионных отделениях РВТ округа, фронта или армии состоят помощники военного прокурора округа в числе, определяемом особыми штатами. Помощники военного прокурора назначаются и отзываются Прокурором Республики по представлению через его помощника, состоящего при Верховным Трибунале по Военной Коллегии, или лица, его заменяющего, военного прокурора соответствующего округа или фронта. Распределение помощников по должности исходит от военного прокурора.

Примечание 1. На одного из своих помощников военный прокурор возлагает обязанности своего заместителя.

Примечание 2. По делам выдающейся важности прокурор вправе для наблюдения за ведением следствия и выступления в суде заменить одного помощника другим.

§ 3. В обязанности военного прокурора входит:

а) Наблюдение за законностью действий всех должностных лиц и учреждений данного военного округа или фронта, не исключая Реввоенсовета , и предложения им об отмене или изменении изданных ими в нарушение действующих законов, за исключением распоряжений и приказов оперативного характера;

б) Обжалование указанных выше распоряжений и постановлений:

1) Должностных лиц и учреждений, подчиненных командиру корпуса или дивизии, — командиру или комиссару соответствующего корпуса или дивизии.

2) Учреждений и должностных лиц, подчиненных РВСР, — соответствующему Реввоенсовету округа, фронта или армии.

3) Реввоенсовета фронта, округа или армии — через Прокурора Республики;

в) Надзор за производством дознания и предварительного следствия органами военного и морского ведомства, в том числе органами СОГПУ, и за законностью и целесообразностью принимаемых ими мер пресечения, путем дачи этим органам указаний и распоряжений;

г) Возбуждение судебного преследования против должностных лиц военного и морского ведомства как по своей инициативе, так и по поступающим жалобам и заявлениям, причем о случаях обнаружения преступного действия, а равно и бездействия гражданских учреждений и лиц военный прокурор сообщает для принятия должных мер соответствующему губернском прокурору или его помощнику, где таковой имеется, в случае же отсутствия такового, принимает соответствующие меры в пределах, предусмотренных для сего случая законом;

д) Участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех тех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;

е) Разрешение вопросов о предании суду и прекращении дел о военнослужащих, поступающих от органов дознания;

ж) Утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление нового обвинительного заключения и предложения суду о прекращении дела в случаях несогласия прокурора с заключением следователя в соответствии ст. ст. 232 и 233 УПК;

з) Поддержание обвинения в военных судах;

и) Опротестование приговоров и постановлений в кассационную инстанцию, а также в порядке надзора, дача заключений на жалобы в порядке Высшего Судебного Контроля (ст. ст. 463, 464 и т.д. УПК);

к) Проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы лиц, числящихся за органами РВТ и СОГПУ, и освобождение незаконно содержащихся (ст. 6 УПК), а равно надзор за правильным применением дисциплинарного устава;

л) Надзор за правильным исполнением приговоров, вынесенных РВТ (ст. 470 УПК).

§ 4. Военный прокурор округа или фронта созывает периодические совещания по борьбе с преступностью в составе: председателя-прокурора и членов: председателя РВТ, начальника особого отдела ГПУ, начальника РКП и представителей РВС, для выработки необходимых мер и объединения всех мероприятий по борьбе с преступностью.

§ 5. Военные прокуроры и их помощники не могут по совместительству занимать никаких иных должностей.

§ 6. Прокурор округа, фронта или армии вправе требовать от всех учреждений и должностных лиц военного ведомства, РВТ и СОГПУ необходимые ему сведения и материалы, каковые требования для всех лиц и учреждений обязательны.

§ 7. Все приказы, приказания и имеющие руководящий принципиальный характер распоряжения по округу, фронту или армии, а также окружных и фронтовых управлений, не носящие оперативного характера, по их подписи немедленно должны сообщаться в копии подлежащему военному прокурору или его помощнику.

§ 8. Помощники военных прокуроров подчинены исключительно распоряжениям военных прокуроров, а последние распоряжениям Прокурора Республики и его Помощника при Верховном Трибунале.

§ 9. Военный прокурор осуществляет предоставленные ему права как лично, так и через своих помощников. О деятельности всей прокуратуры, округа, фронта или армии представляет периодически, через каждые три месяца, отчеты Помощнику Прокурора Республики.

Примечание. Форма и сроки этих отчетов определяются отделом прокуратуры НКЮ.

§ 10. Военные прокуроры могут давать своим помощникам циркулярные или отдельные согласованные с законом и инструкциями Прокурора Республики руководящие указания и разъяснения по вопросам местной текущей практики, причем копии этих циркуляров представляются в отдел прокуратуры НКЮ и в РВСР.

§ 11. Не реже одного раза в год прокурор обязан обревизовать своих помощников, представляя о результатах ревизии Прокурору Республики.

§ 12. Все делопроизводство ведется по общим формам, разработанным Отделом Прокуратуры НКЮ.

§ 13. Там, где существует общая гражданская прокуратура, военные прокуроры осуществляют свои функции исключительно лишь по наблюдению за военными учреждениями и ставят в известность гражданскую о всех обнаруженных ею преступных действиях гражданских лиц и учреждений. Если же после извещения через месячный срок будет установлено, что со стороны губернского прокурора не последует никаких действий, направленных к пресечению или обнаружению того или иного преступления, то военный прокурор доносит о том Прокурору Республики.

§ 14. В губерниях и областях, где нет военного прокурора или его помощника, губернские прокуроры и их помощники выполняют все функции и пользуются всеми правами военной прокуратуры, уведомляя о своих действиях военного прокурора соответствующего округа, фронта или армии.

§ 15. В тех губерниях, где существуют военно-следственные органы и органы дознания, в том числе и СОГПУ, надзор и руководство за их деятельностью, за отсутствием военного прокурора или его помощника, возлагается на губернского прокурора или соответствующего при нем помощника, причем последний ставит о всех данных ими указаниях в известность соответствующего военного прокурора или по его указанию его помощника.

§ 16. В целях взаимной информации и разработки общего плана дальнейшей деятельности губернской, военной и военно-транспортной прокуратуры созывается не реже одного раза в два месяца совещание под председательством губернского прокурора.

Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

Источник

Временная инструкция губернским прокурорам

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 504
  • КНИГИ 642 343
  • СЕРИИ 24 474
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 698

Прокурорская деятельность в Российской Федерации: Курс лекций

Под редакцией А.С. Мамыкина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российский государственный университет правосудия

Прокурорская деятельность в Российской Федерации - i_001.png

B. А. Бобренев, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, канд. юрид. наук, доцент (введение, лекции 1 – 11, 12 (совместное Поповым А. А.), 19 (совместно с Поповым А. А.), руководитель авторского коллектива;

К. Н. Голиков, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, канд. юрид. наук, доцент (лекции 14, 15, 16 совместно с Мамыкиным А.С.);

C. В. Кирсанов, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, канд. юрид. наук (лекции 17, 18);

А. С. Мамыкин, зав. кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, канд. юрид. наук, доцент, заслуженный юрист РФ, Почетный работник сферы образования Российской Федерации (лекция 13, лекции 14, 15, 16 совместно с Голиковым К. Н.), глоссарий, заключение, ответственный редактор;

Читайте также:  Гам ковид вак инструкция состав

A. А. Попов, аспирант кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП (лекция 12, 19 совместно с Бобреневым В. А.).

Н.Н. Карпов, зав. кафедрой Академии Генеральной прокуратуры РФ, д-р юрид. наук, профессор;

B. И. Качалов, профессор кафедры уголовного процесса им. Н. В. Радутной РГУП, канд. юрид. наук, доцент.

Специфический признак правового государства – наличие в нем законов, выражающих потребности прогрессивного развития общества. Однако сами по себе законы не обеспечивают всеобщего их соблюдения в государстве и обществе в силу различий, главным образом, экономического, нравственного и иного характера, существующих в российском обществе. Это проявляется и в отношении к праву, к закону, служит причиной их несоблюдения, совершения правонарушений.

Выявление и устранение нарушений Конституции РФ и законов, действующих на территории страны, возложено на российскую прокуратуру, которая рассматривается как один из важных конституционных институтов, являющейся неотъемлемым элементом механизма правовой защиты в государстве и обществе.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства права, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Учебная дисциплина «Прокурорская деятельность» – совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предназначение органов прокуратуры, предмет, цели и задачи прокурорского надзора как основной функции прокурорской деятельности, иных функций и направлений деятельности прокуратуры как государственного функционального института по обеспечению законности и правопорядка в Российской Федерации. Изучение этой дисциплины рассматривается как необходимое условие обеспечения профессионального образования по направлению подготовки федерального государственного образовательного стандарта 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»).

В процессе обучения студенты знакомятся с системой органов прокуратуры в Российской Федерации, основными направлениями ее деятельности, организацией службы в органах прокуратуры и получают знания о состоянии законности в стране и наиболее распространенных нарушениях, допускаемых практически по всем отраслям права, способах их выявления и устранения, в том числе, в сферах соблюдения прав и свобод граждан, экономики, законодательства о труде, защиты прав потребителей, а также нарушений процессуального и материального права в административном, гражданском, арбитражном и уголовном процессе, исполнительном производстве и т. д.

В ходе изучения студентами курса «Прокурорская деятельность» на основе сочетания аудиторных занятий и самостоятельных форм обучения достигаются следующие цели:

• образовательная – усвоение теоретических положений о прокурорской деятельности, ее месте в правоохранительной системы государства, целях и задачах, функциях и принципах организации и деятельности прокуратуры в современный период, тенденциях и перспективах развития;

• закрепление теоретических знаний, полученных при изучении других юридических дисциплин, о роли прокуратуры в соблюдении Конституции РФ и законов, защите прав человека и гражданина, обеспечении законности при расследовании преступлений, участия прокуратуры в административном, арбитражном, гражданском и уголовном судопроизводстве, осуществлении уголовного преследования, исполнения судебных решений, проведении антикоррупционной экспертизы нормативных актов, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и других;

• практическая – умение уяснять смысл и содержание Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов Генерального прокурора РФ и применять их в конкретных правовых отношениях, возникающих в сфере основных направлений прокурорской деятельности, приобрести методические навыки ее осуществления, подготовки актов прокурорского надзора и реагирования на выявляемые нарушения закона;

• воспитательная – формирование правового мировоззрения будущих юристов в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», обусловленными приоритетом защиты прав и свобод человека и гражданина, основами правовой теории и практики, социальными, гуманистическими и нравственными началами российского права.

Достижение этих целей направлено на формирование у студентов следующих общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК): способность соблюдать законодательство РФ, в том числе Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1); способность работать на благо общества и государства (ОПК-2); способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3); способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4); способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3); владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12).

Учебное пособие содержит системный анализ нормативных правовых актов об организации прокурорской деятельности в Российской Федерации и примеры правоприменительной практики органов прокуратуры.

Возникновение и развитие прокуратуры в России

1.1. История прокуратуры в России

Прокуратура как институт государства зародилась во Франции. Она была учреждена Ордонансом короля Филиппа IV в 1302 г. как орган представительства монарха и выполнения его воли. При этом прокуратура должна была выполнять не только надзорную функцию, но и уголовное преследование лиц, обвиняемых в преступлениях против государства и церкви.

Прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных государственных институтов в других странах.

Не стала исключением и Россия. Император Петр I в 1711 г. своим Указом учредил в России Фискальную службу, в функции которой входило осуществление тайного надзора за исполнением распоряжений главы государства, а также контроль за производством расследований злоупотреблений и преступлений с последующим докладом в Юстиц-коллегию для судебного разбирательства. Однако фискалы не оправдали возлагавшиеся на них надежды. Многие из них и сами погрязли в различных махинациях и мздоимстве, чему в немалой степени способствовало то, что они не получали от казны жалованья и существовали за счет «собственных кормовых», то есть поборов. Спустя несколько лет, Петр I вынужден был признать, что «чин фискала тяжел и ненавидим»[1].

Прокуратура России. 290 лет на страже закона / По ред. М. Е. Гридневой. М., 2012. С. 9.

Источник



Краснов решил обновить регламент участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

Игорь Краснов. Фото: genproc.gov.ru

Генеральная прокуратура подготовила проект ведомственного приказа, которым регламентируется участие прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов. Действующий приказ был принят еще в 2012 году.

Опубликованный 11-страничный проект сохранил основные правовые подходы. Вместе с тем появились и новые требования. Например, прямое указание, что аттестованным работникам органов прокуратуры следует участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или в военной форме. Прописан четкий запрет на выбор прокурорами дел для гособвинения, а также на немотивированную замену гособвинителя.

Среди прочего из новой редакции приказа исчезло действующее сейчас указание о необходимости при наличии оснований предлагать суду удовлетворить иск о материальном ущербе и моральном вреде. Но при этом осталось аналогичное требование о назначении дополнительного наказания и конфискации имущества. Впрочем, прокурорам разъясняется, что они должны способствовать принятию судом законных, обоснованных и справедливых решений по уже заявленным гражданским искам и в случае отказа либо частичного удовлетворения решать вопрос об оспаривании судебного решения.

Отдельным пунктом гособвинителям указано в обязательном порядке принимать участие в рассмотрении ходатайств о прекращении дела с назначением судебного штрафа (ст. 446.2 УПК РФ). И при формировании своей позиции учитывать обстоятельства дела, степень общественной опасности деяния, а также исходить из принципа справедливости (На прошлой неделе Краснов в ходе отчета перед сенаторами скептически высказался о судебных штрафах и сообщил, что Генпрокуратура будет добиваться их отмены по ряду составов преступлений).

При даче согласия на рассмотрение уголовных дел в особом порядке гособвинителям приказано руководствоваться требованиями закона об условиях его применения. А при расхождении позиции с мнением, выраженным в прокурорском представлении, незамедлительно докладывать начальству.

Существенная часть проекта посвящена особенностям участия прокурора в апелляционном и кассационном судопроизводстве. Отметим, что в начале прошлого года генпрокурор уже давал уточняющие указания в приказ от 2012 года в связи с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Источник

Особенности формирования и функционирования советской прокуратуры в период новой экономической политики

Е.Б. Камалов, ассистент кафедры теории и истории государства и права ЮУрГУ

Г.Т. Камалова,кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ЮУрГУ

Проблема защиты общечеловеческих ценностей в современной России тесно связана с эффективностью деятельности правоохранительных органов, среди которых важное место занимает прокуратура. В условиях реализации курса на построение правового государства на фоне реформирования юстиции, МВД, судебной системы заметно, что перемены практически не коснулись влиятельнейшего органа правоохранительной системы — прокуратуры, объединяющей в своих руках функции надзора, следствия и обвинения. В связи с этим, заслуживает внимания обращение к периоду новой экономической политики, когда закладывались правовые, организационные, идеологические основы советской прокуратуры.

Читайте также:  Защищенные видеокамеры JVC Everio 2017 года

В.И. Ленин изначально представлял советскую прокуратуру как структуру, подотчетную партии. Он отмечал, что все жизненные органы государства, в том числе прокуратура, должны работать «под наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК и ЦКК»1.

Роль прокуратуры определялась В.И. Лениным и его соратниками как проводника партийной программы строительства социалистического государства, выполнявший кроме того, особую миссию, связанную с реализацией революционной законности.

Строительство советской прокуратуры, определение круга ее полномочий и места в правоохранительной системе проходило в условиях острейших дискуссий, в которых принимали участие видные партийные и государственные деятели, юристы. В «Еженедельнике советской юстиции» при обсуждении проблемы функциональных обязанностей прокурора выявлялось две диаметрально противоположенные позиции. С одной стороны, крайне сдержанные предложения по максимуму ограничивающие права прокурора. С другой — развернутые, представлявшие ему широкие полномочия, вплоть до наложения вето на все незаконные распоряжения местных органов власти, включая губисполкомы2. Разногласия при обсуждении проекта приняли столь острый характер, что В.И. Ленин был вынужден вмешаться в этот процесс письмом «О «двойном» подчинении и законности»3, в котором отстаивал идею строго централизованной и независимой прокуратуры. Завершилась борьба мнений обоюдным компромиссом: была закреплена централизация прокурорского надзора (отвергнут принцип «двойного» подчинения), но было отказано в праве прокуроров обсуждать в суде незаконные решения исполкомов.

26 мая 1922 г. Ш сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре4. 28 мая оно было подписано Председателем ВЦИК М.И. Калининым и стало законом, который вводился в действие с 1 августа 1922 г. Само название закона подчеркивало главную функцию прокуратуры. На нее возлагалось «осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестований».

Существенно закрепили роль прокуратуры в правоохранительной системе два ведомственных документа: Временная инструкция губернским прокурором, вышедшая в свет в июле 1922 г. Она предусматривала обязательное участие прокурора в заседаниях губернского и уездных исполкомов и инструкция НКЮ «О вопросах ближайшей деятельности прокуроров на местах в области общего надзора». В инструкциях регламентировались права прокурора по общему надзору.

Заметной вехой в дальнейшем законодательном регулировании прокурорского надзора явилось «Положение о судоустройстве РСФСР»5, принятое 11 ноября 1922 г. В нем говорилось: «Для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения в суде действует государственная прокуратура».

А в июле 1923 г. Положение было дополнено главой ХП «О государственной прокуратуре», которая в основном повторила «Положение о прокурорском надзоре» 1922 г. Вместе с тем, на прокуратуру были возложены дополнительные обязанности: опротестовывать незаконные решения и кассационные определения по гражданским делам, имеющим публичный интерес. Гражданский процессуальный кодекс 1923 г. представил прокурору право путем предъявления иска ставить перед судом вопрос о возбуждении гражданских дел и предусмотрел возможность его участия во всех стадиях процесса по этим делам6.

В связи с образованием СССР в 1922 г. и принятием Конституции Союза ССР в 1924 г. возникли новые проблемы в организации единого надзора в государстве. Была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР7 в результате, чего в Советском государстве начали функционировать две организационно не связанные между собой системы (два уровня) прокурорского надзора — Государственная прокуратура наркоматов юстиции союзных республик и судебная прокуратура СССР. Эта ситуация вновь обострила вопрос о месте прокуратуры в системе правоохранительных органов. Стали выдвигаться проекты слияния прокуратуры с контрольными комиссиями (ЦКК-РКИ), а фактически реанимировалась идея упразднения прокуратуры и предоставления местным органом широких полномочий.

Противостояние между сторонниками и противниками предоставления широких полномочий органам прокуратуры привело к тому, что ЦИК и СНЕС СССР 24 июля 1929 г. утвердили Положение о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР. Это Положение еще более усилило позиции Прокурора Верховного Суда, ему были предоставлены широкие права, вплоть до законодательной инициативы. Он получил право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, СТО, коллегий наркоматов и других центральных ведомств СССР. Было продекларировано право прокурора приостанавливать даже постановления и действия ОПТУ. Аналогичным правом был наделен и его старший помощник по надзору за ОГПУ.

Действия, направленные на структурное совершенствование прокуратуры, позволили отчасти решить проблему централизации всей правоохранительной системы СССР. Окончательно эта проблема была решена лишь в середине 30-х гг.

Возросший статус прокуратуры, превращение ее во влиятельнейший орган правоохранительной системы потребовали усиления внимания правящей партии к подбору прокурорских кадров. 5 декабря 1922 г. В.М. Молотов подписал циркуляр, в соответствии с которым назначение и перемещение губернских прокуроров должно было осуществляться Прокурором Республики по согласованию с ЦК РКП(б), «причем губкомы должны сообщать в ЦК о выдвигаемых ими кандидатов или о мотивах к отзывам и перемещениям»8. В прокуратуру должны были направляться коммунисты, уже имевшие опыт работы в правоохранительных органах и юридическое образование. Однако анализ изменений в составе прокурорского корпуса РСФРСР показывает, что все-таки главным критерием при отборе для работы в прокуратуре являлась принадлежность к правящей партии.

Если на 1 января 1924 г. из 63 губернских прокуроров было 2 беспартийных (3,1 %), а среди помощников прокуроров доля беспартийных составила — 22,7 %, то уже на 1 января 1925 г. губернские прокуроры РСФСР все были членами РКП(б), а среди помощников — процент беспартийных снизился до 16,6 %, а на 1 июля 1925 г. — до 13 %. Произошли определенные изменения и в характеристике образовательного уровня прокурорских кадров. На 1 января 1925 г. среди губернских прокуроров республики число, имевших высшее образование уменьшилось на 10,6 %, при этом доля со средним образованием возросла на 7 %. А в составе помощников прокуроров число с высшим образованием сократилось на 6,2 %, количество со средним образованием возросло всего на 2 %, зато число с низшим образованием увеличилось на 8,5 %9. Эти изменения в образовательном уровне были связаны с сокращением доли интеллигенции среди прокурорских кадров.

С развитием законодательства о советской прокуратуре менялась ее организационная структура, шло расширение функций. Организационно прокуратура РСФСР входила в состав народного комиссариата юстиции (НКЮ). Ее возглавлял в качестве прокурора республики нарком юстиции Д.И. Курский, в непосредственном ведении которого находился центральный аппарат прокуратуры — отдел прокуратуры НКЮ РСФСР. Помощников прокурора республики в отличие от других ответственных работников НКЮ, утверждал Президиум ВЦИК. Прокурор республики наблюдал за законностью деятельности всех наркоматов, иных центральных учреждений и организаций, вносил представления об отмене или изменении изданных ими незаконных распоряжений и постановлений или опротестовал эти акты в СНК или Президиуме ВЦИК. Важной мерой в строительстве системы прокурорского надзора стало утверждение коллегией НКЮ РСФСР 26 июня 1922 г. организационной структуры. В частности, губернские прокуратуры состояли из подотделов общего надзора за законностью и наблюдения за местами заключения, по организации обвинения и надзора за органами следствия и дознания, а также секретариат. Уже к концу г. работали все 58 губернских прокуроров (по числу губерний)10.

На местах прокуроры и их помощники назначались и отзывались Прокурором республики, который руководил их деятельностью, давал указания и разъяснения по всем возникавшим вопросам. Структура прокурорских органов вскоре была изменена Положением о Народном Комиссариате Юстиции от 1 февраля 1923 г. в сторону расширения ее компетенции и аппарата. Начало экономического районирования и изменение административного деления также внесли свои коррективы. В связи с образованием в декабре г. Уральской области, объединившей 4 губернии:Екатеринбургскую,Пермскую,

Тюменскую и Челябинскую11, была образована 9 января 1924 г. Уральская областная прокуратура. В ее составе было образовано управление, куда входили прокурор, два заместителя и шесть помощников, а также 14 окружных прокуратур12. Структурно прокурор Уральской области непосредственно подчинялся Прокурору Республики, а окружные прокуроры — областному1 .

На 1 января 1925 г. штат Уральской областной прокуратуры насчитывал 57 человек, в том числе в управлении — 9 человек; в окружных прокураторах — 4814. В деятельности прокуратуры в 20-е гг. ведущее место занимала надзорная функция во всех сферах общественной жизни. Реально возросла прокурорская власть в связи с передачей прокуратуре функций контроля за нормотворческой деятельностью исполкомов. Прокуратура обязывалась следить за соответствием издаваемых местными органами постановлений, распоряжений действующим республиканским законам15. Наиболее характерным проявлением этого направления были протесты государственной прокуратуры. При этом наблюдался рост протестов прокуратуры на незаконные постановления местной власти. Если с января 1922 по январь 1924 гг. их количество составило 9019; за 1924 г. — 17 437; за 1925 г. — 29,8 тыс.; за 1926 г. — 25,3 тыс.16. Анализ их содержания показывает постепенное уменьшение протестов, выносимых в центральные и губернские органы власти и, наоборот, увеличение протестов, выносимых в уездные органы, то есть протесты главным образом на действия низового аппарата. Если в 1924 г. — 87,2 % от общего количества протестов выносились в губернские органы власти, то в 1926 г. — лишь 20,7 %, в то время как доля протестов на постановления волостных, районных и сельских советов возросла с 12,8 % — в 1924 г., до 79,3 % — в 1926 г. от общего их числа17.

Читайте также:  Инструкция по эксплуатации Opel Astra J

Наибольшее количество нарушений законов в деятельности уездных исполкомов было связано с финансово-налоговой деятельностью. Главная причина этого — слабость местного бюджета.

Другим способом реализации функции надзора была реакция прокуратуры на жалобы населения — основной показатель настроений. В 1924 г. в органы прокуратуры РСФСР поступило жалоб и заявлений — 244,8 тыс., в г. — 334,1 тыс., в 1926 г. — только за первую половину -122,7 тыс.18

В основном жалобы были от крестьян. Из общего количества жалоб, принятых прокуратурой от крестьян в первой половине 1926 г. удовлетворено 78,1 %, а во второй половине

г. — 85,4 %19. Борьба с произволом в деревне сопровождалась привлечением представителей власти к ответственности. В 1926 г. возбуждено по жалобам крестьян 20 256 уголовных дел и 3435 — дисциплинарных преследований20, то есть жалобы трудящихся стали одним из каналов укрепления революционной законности.

Особую значимость прокуратуре придала функция надзора над следствием. Следственные органы были выведены из под административного подчинения судебных органов. Это позволило эффективно контролировать всю государственную систему. В параграфе четвертом Временной инструкции губернским прокурорам подчеркивалось, что «контроль прокуратуры необходим в интересах дела и самого дознания»21. Только за несколько месяцев 1922 г. прокуроры приняли участие в 3739 распорядительных заседаниях и судебных процессах. В 1926 г. — количество выступлений прокуроров в судах составило 7551 2. Их участие в Пленуме губернского суда было обязательным, а протест на решение Пленума приостанавливал его исполнение23. На местах работники прокуратуры опирались на актив, особенно при расследовании уголовных дел. В 1923 г. возник институт общественных обвинителей. Это привлечение прокуратурой в качестве обвинителей рядовых рабочих и крестьян. В 20-е гг. их выступления в судебном процессе использовались очень широко. Как свидетельствуют данные журнала «Власть Советов», в 1923 г. — число выступлений общественных обвинителей составило 2420, в г. — уже 8660; в 1925 г. — 15 61224 (рост активности в 6,4 раза). В 1926 г. число общественных обвинителей в сельской местности достигло 36,8 тыс. человек, а число их выступлений в судах — 7,5 тыс25.

В 20-е гг. прокуратура выработала свой особый метод контроля за законностью. Это межведомственные совещания по борьбе с преступностью. Заседания проходили с участием представителей всех правоохранительных органов, заинтересованных учреждений и общественности. В целом по РСФСР только в г. прокуратура провела свыше 3,6 тыс. совещаний, в 1926 г. — 2,25 тыс.26. Регулярно проводились совещания областных и губернских прокуроров республики. На этих совещаниях обсуждались такие вопросы как: укрепление революционной законности в сфере управления и администрирования, меры по укреплению законности в деревне и др. Так, на совещании областных прокуроров в июне 1925 г. главным вопросом было обсуждение роли и места общего надзора в прокурорской практике. В условиях активизации рыночных отношений, когда хозяйственные преступления стали более изощренными, совещание отметило особую актуальность надзора за хозяйственной деятельностью государственных и хозяйственных органов27.

В 20-е гг. прокуратура проводила большую работу по ликвидации правовой неграмотности среди работников государственных учреждений, милиции, а также по оказанию юридической помощи рабочим и крестьянам. Работники прокуратуры выступали с докладами на губернских и уездных съездах советов, на рабочих собраниях и сельских сходах. В 1926 г. работники прокуратуры РСФСР выступили с докладами — 24,9 тыс. раз, а в 1927 г. — 33,4 тыс. (рост составил 32,9 %), причем наибольший процент выступлений падал на крестьянскую аудиторию. Лишь в первой половине 1924 г. доля докладов и бесед среди крестьян составила 42,8 % от всех28. Только в Уральской области прокурорскими работниками дано юридических советов крестьянам более 4,5 тыс.29.

Местные прокуроры в своей деятельности широко использовали печать. Они выступали в газетах с обращениями к населению по поводу задач прокуратуры, разъясняли порядок обращений и обжалований действий должностных лиц и органов власти. Если в 1923 г. работники прокуратуры республики выступили в печати 743 раза, в 1924 г. — 1783, а в 1925 г. — уже 36783 , то есть количество публикаций возросло почти в 5 раз.

Кроме того, заметки рабселькоров служили источником выявления прокуратурой нарушений законности, случаев злоупотребления властью. Тематика сообщений в печати, по которым прокуратура начинали расследования, была весьма разнообразной: спекуляция, повышение цен на товары и продукты, взяточничество, волокита, бюрократизм, растрата и хищение денежных средств и материальных ценностей, покушение на селькоров и др.

В 1924 г. центральной прокуратурой обращено внимание на 632 публикации в печати, по которым в 29 случаях — возбуждено уголовное преследование, в 14 — последовало отстранение от должности, в 13 — дисциплинарные взыскания31. Уральская прокуратура отреагировала за этот же период на 1757 заметок, из которых по 1214 — были приняты меры32. В последующие годы масштабы этого направления работы прокуратуры значительно возросли. Так, в 1926 г. только в первой половине прокуратура отреагировала на 22,7 тыс. заметок, из них по 64,8 % из них были приняты конкретные меры33.

Таким образом, формирование советской прокуратуры как органа «революционной законности» проходило под руководством правящей партии и вполне соответствовало социальному заказу большевиков. Вместе с тем, при всей непоследовательности процессов, связанных с НЭП, прокуратура испытала на себе воздействие рыночных отношений и оживление демократии, общественной активности рабочих и крестьян, что не могло не отразиться на формах и методах ее деятельности. В них закладывалась возможность для последовательного проведения основ законности в правоохранительной сфере деятельности государства, но в последующие годы данная тенденция была пресечена в ходе формирования административно-командной системы управления.

Список литературы

ЦДОО СО. — Ф. 4. — ОП. 2. — Д. 274. — Л. 3.

Еженедельник Советская юстиция. — 1923. — № 45. — С. 1040.

ЦДОО СО. — Ф. 4. — ОП. 2. — Д. 274. — Л. 3; ОП. 3. — Д. 18.-Л. 168.

Еженедельник советской юстиции. — 1922. — № 37. — С. 38.

Власть советов еженедельный журнал Всероссийского ЦИК. — 1926. — № 44-45. — С. 23.

Еженедельник Советская юстиция. — 1927. — Ха 23. — С. 698-701.

Подсчитано по: Власть советов. — 1927. — № 46-47. — С. 20; №2.-С. 6.

Власть советов. — 1927. -№ 46-47. — С. 20.

Рабоче-крестьянская милиция. — 1926. — № 1. — С. 31.

Власть Советов. — 1927. — № 46-47. — С. 20.

Советская прокуратура: история и современность. — М, 1977. — С. 55-56.

Власть Советов. — 1926. — № 43. — С. 13.

Власть Советов. — 1927. — № 46-47. — С. 20.

Угроватов А.П. НЭП и законность (1921-1929 гг.). — Новосибирск, 1997. — С. 63.

Еженедельник Советской юстиции. — 1925. — № 26.

Еженедельник Советской юстиции. — 1928. — № 46-47. — С. 1207-1208.

Власть Советов. — 1926. — № 32-33. — С. 7.

Еженедельник Советской юстиции. — 1926. — № 18. — С. 558-560.

Еженедельник Советской юстиции. — 1925. — № 10. — С. 235.

Там же. — С. 236; ЦДООСО. — Ф. 4. — ОП. 3. — Д. 18.

Еженедельник Советской юстиции. — 1927. — С. 20.

Источник

Adblock
detector