Меню

Кто проводит внутренний аудит в организации

Инструкция начальника отдела внутреннего аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н “Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, № 31, ст. 4466) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2019 г.

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21.11.2019 г. № 195н

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» (далее — Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101), применяется при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет права и обязанности должностных лиц (работников) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — администраторы бюджетных средств), которыми являются:

должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — уполномоченное должностное лицо));

субъекты бюджетных процедур;

привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперты наделяются правами и обязанностями должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (за исключением прав и обязанностей руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, а также руководителя аудиторской группы).

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».

II. Права и обязанности должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита

3. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеют право:

получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;

получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;

знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;

посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;

консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;

осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;

получать от юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101). Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти полномочия юридическим лицом (организацией) в части предоставления информации об осуществлении переданных полномочий, установленном договором (соглашением) о передаче полномочий и (или) решением о передаче полномочий;

руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта «Внутренний аудитор» 1 в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.

4. Руководитель аудиторской группы, помимо указанных в пункте 3 настоящего Стандарта прав, имеет право:

подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;

обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;

подготавливать и представлять на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению (в случае если руководитель аудиторской группы не является уполномоченным должностным лицом).

5. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита, помимо указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Стандарта прав, имеет право:

подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;

привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперта, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы;

определять членов аудиторской группы и назначать из состава должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита руководителя аудиторской группы в целях проведения аудиторского мероприятия;

по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия (за исключением изменения срока проведения аудиторского мероприятия в части даты его окончания);

обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;

подготавливать и направлять руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;

подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;

подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.

6. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) обязаны:

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств;

соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2012, N 50, ст. 6954);

своевременно сообщать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита (руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств) о нарушениях должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (членами аудиторской группы) принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;

использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;

применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;

проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;

обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;

формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;

обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;

принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

7. Руководитель аудиторской группы, помимо исполнения указанных в пункте 6 настоящего Стандарта обязанностей, обязан:

проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;

по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать программу аудиторского мероприятия, а также представлять ее на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита;

обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;

обеспечивать подготовку заключения;

направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения и (или) заключение;

Читайте также:  Инструкция Духовой шкаф Zigmund Shtain EN 222 112 B

подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, и по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии).

8. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита, помимо исполнения указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Стандарта обязанностей, обязан:

планировать деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;

представлять на утверждение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств план проведения аудиторских мероприятий;

обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;

утверждать программы аудиторских мероприятий;

самостоятельно проводить аудиторское мероприятие в случае, если руководителем субъекта внутреннего финансового аудита является уполномоченное должностное лицо;

рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);

подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств;

представлять руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;

обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;

обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;

принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, со стороны должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (членов аудиторской группы);

своевременно сообщать руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.

III. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур

9. Субъекты бюджетных процедур имеют право:

ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;

получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;

получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);

представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.

10. Субъекты бюджетных процедур обязаны:

оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;

выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы;

по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);

осуществлять в присутствии членов аудиторской группы бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.

1 Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 N 398н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2015 г., регистрационный N 38251).

Обзор документа

С 2020 г. вводится стандарт о правах и обязанностях проверяющих и проверяемых в рамках внутреннего финансового аудита участников бюджетного процесса.

Аудит проводится по утвержденной программе. По результатам составляется заключение. Предусмотрено ведение реестра бюджетных рисков.

Источник

Должностная инструкция начальника службы внутреннего аудита

919 Общие положения

919.1Настоящая должностная инструкция является основным нормативно-организационным документом, устанавливающим функции, права и обязанности, ответственность Начальника службы внутреннего аудита Отдела внутреннего аудита, регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений XXX.

919.2Настоящая должностная инструкция является документом прямого действия, вступает в силу со дня утверждения и является обязательной для исполнения работником с момента ознакомления под роспись.

919.3Переименование, ликвидация должности Начальника службы, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности осуществляются по приказу Генерального директора XXX.

919.4Начальник службы непосредственно подчиняется Начальнику Отдела внутреннего аудита.

919.5У Начальника службы по решению начальника Отдела внутреннего аудита могут быть назначены подчиненные по функциональному признаку на время выполнения определенной работы.

920 Цели и должностные обязанности

920.1Деятельность Начальника службы направлена на достижение следующих целей:

2.1.1. Оценка эффективности системы управления рисками Компании, тестирование систем внутреннего контроля и системы управления рисками, выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

2.1.2. Оценка существующей системы управления XXX, выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

2.1.3. Обеспечение соблюдения сотрудниками подразделений требований и правил, установленных ВНД и законодательством РФ.

2.1.4. Содействие в обеспечении эффективного и экономичного использования ресурсов XXX.

920.2 Для достижения установленных целей Начальник службы исполняет следующие обязанности:

920.2.1Планирует деятельность службы в соответствии со стратегическим планом развития, актуальным профилем рисков и с учетом инициатив руководства XXX.

920.2.2Организует проведение внутренних аудитов и контрольных проверок, формирует и проводит анализ итоговых отчетов, ведет мониторинг исполнения решений, распоряжений и других нормативных документов XXX.

920.2.3Проводит анализ эффективности построения бизнес-процессов на предмет соответствия внутренним стандартам, законодательству РФ, обеспечения адекватности управленческого и бухгалтерского учетов, сохранности активов, достижения целей компании. Предоставляет рекомендации по оптимизации бизнес-процессов.

920.2.4Взаимодействует с подразделениями Компании и Холдинга по вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита, в том числе по вопросам прохождения внешнего аудита.

920.2.5 Консультирует сотрудников компании по вопросам управления рисками, контроля, корпоративного управления.

920.2.6Принимает участие в построении системы управления рисками в Компании.

920.2.7Взаимодействует с сотрудниками других функциональных контрольных подразделений Компании в процессе проведения совместных мероприятий.

920.2.8Взаимодействует со Службой внутреннего аудита Финансового департамента с целью обеспечения достоверности финансовой бухгалтерской и управленческой отчетности.

920.2.9Координирует деятельность и управление специализированными контрольными подразделениями, а также контролерами рисков по вопросам методологии планирования и проведения контрольных мероприятий.

920.2.10 Выявляет признаки и, участвует в расследовании мошенничеств.

920.2.11 Обеспечивает своевременное предоставление Начальнику Отдела внутреннего аудита информации о выявленных недостатках систем управления рисками, контроля и корпоративного управления, а также рекомендаций по улучшению существующих систем.

920.2.12 Информирует Начальника Отдела внутреннего аудита о результатах и качестве выполнения мероприятий (корректирующих шагов), разработанных менеджментом по результатам проведённых аудитов.

920.2.13 Информирует Начальника Отдела внутреннего аудита о существующих ограничениях, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

920.2.14 Выполняет иные распоряжения Начальника Отдела внутреннего аудита в рамках функциональных обязанностей.

921 Показатели оценки деятельности

Деятельность Начальника службы оценивается на основе следующих показателей:

921.1Соблюдение требований ВНД.

921.2Своевременное и качественное выполнение программ аудитов и контрольных проверок, подготовки отчетов и рекомендаций по их результатам.

922 Общекорпоративные нормы

Деятельность Начальника службы регулируется общекорпоративными нормами, отраженными в следующих документах:

922.1Правила внутреннего трудового распорядка

922.12 Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Институт внутренних аудиторов).

922.13 Настоящая должностная инструкция.

Начальник службы имеет следующие права, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей:

923.1Запрашивать и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям, базам данных и другой информации о деятельности Компании, делать копии документов, формировать файлы отчетов по согласованию с руководителями компании, имеющими соответствующие полномочия.

923.2Запрашивать и получать необходимую помощь сотрудников подразделений, в которых проводится аудит, а также помощь сотрудников других подразделений Компании.

923.3Доводить до сведения Начальника ОВА предложения по улучшению существующих систем, процессов, политик, процедур, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита.

923.4При необходимости давать предложения по привлечению сторонних экспертов при выполнении контрольных мероприятий.

923.5Запрашивать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, от соответствующих структурных подразделений и должностных лиц XXX в пределах своей компетенции.

Начальник службы несет персональную ответственность перед Генеральным директором XXX за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей в достижении установленных целей, а также ненадлежащее использование предоставленных ему прав:

— в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, внутренними нормативными документами, трудовым договором работник несет дисциплинарную ответственность;

— в соответствии с договором о полной индивидуальной материальной ответственности работник несет материальную ответственность.

Источник



Внутренний аудит на предприятии: главные моменты, которые следует знать управленцу

Внутренний аудит дает возможность руководству компании взглянуть на свой бизнес «со стороны», оценить эффективность тех или иных процессов, работу структурных подразделений. Кто проводит внутренний аудит на предприятии, как самостоятельно организовать систему аудита и в чем принципиальная разница с внешней аудиторской проверкой – разберем в этой статье.

Вы узнаете:

  • Что такое внутренний аудит.
  • Каковы задачи внутреннего аудита.
  • Какие законодательные акты регламентируют создание службы внутреннего аудита в компании.
  • Как на конкретном примере организовать внутренний аудит на предприятии.
  • Кто проводит внутренний аудит, можно ли это сделать самостоятельно.
  • Зачем нужна служба аудита, если контрольные функции отчасти лежат на менеджменте компании.
  • В чем различие внутреннего и внешнего аудита. Можно ли заменить внутренний аудит внешним. Можно ли использовать данные внутреннего аудита при проведении внешней аудиторской проверки.

Внутренний аудит на предприятии – это

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за всеми хозяйственными процессами, происходящими на предприятии. Организуется он, чтобы оперативно выявлять и исправлять факторы, которые снижают эффективность работы и качество продукции, а также негативно сказываются на финансовых и экономических показателях.

Проведение внутреннего аудита на предприятии регламентирует действующее законодательство. Но даже без предписаний результаты такого контроля представляют интерес для собственников бизнеса, помогают оценить будущие риски и направления развития компании.

Аудит выполняет сразу несколько задач:

  1. контроль за различными сферами деятельности, которые, так или иначе, влияют на эффективность компании;
  2. выявление злоупотреблений и недочетов;
  3. предупреждение вероятных рисков.
Читайте также:  Инструкция о порядке допуска 63 2010

Анализу подвергаются и внутренние рабочие процессы такие, как, например, кадровая политика, и внешние процессы, как маркетинговая политика, имиджевые моменты, маржинальность бизнеса.

Законодательное регулирование внутреннего аудита в организации

Сразу стоит оговориться, что порядок проведения внутреннего аудита на предприятии законодательно не определен. Процедуру регламентирует каждая компания на свое усмотрение локальными актами.

Но именно обязанность проведения внутреннего аудита закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. В статье 19 говорится, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

Для некоторых организаций эта норма действует уже давно (банки, страховые компании), в этом случае речь идет о специальном внутреннем аудите.

На все остальные компании распространяется требование об общем внутреннем аудите.

К нормативным документам, регламентирующим контрольную деятельность в компании, также относят:

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
  • Рекомендации Минфина России № ПЗ-11/2013 по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ.
  • Локальные акты предприятия о внутреннем аудите.

Кто проводит внутренний аудит в организации

Есть ошибочное представление, что если аудит внутренний, то проводят его строго внутри компании силами собственных сотрудников. На самом деле возможны два варианта.

  1. На предприятии создается аудиторский отдел из своих кадров: специалисты наблюдают и оценивают хозяйственную деятельность и все процессы бизнеса. Чаще всего это экспертная команда, где каждый эксперт осуществляет контроль над своим участком работы: финансовыми операциями, отчетностью, эффективностью организации труда и т.д. Специалисты могут пройти для этого дополнительное обучение, однако никакие лицензии или разрешения для осуществления внутреннего аудита не требуются. Преимущество такой команды в том, что собственные кадры знают бизнес и его специфику изнутри, им не нужно вникать во все процессы предприятия.
  2. Но для гарантии объективности, непредвзятости, более высокого профессионального уровня многие компании привлекают сторонних аудиторов (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013). Помимо знаний в финансовой сфере, привлеченные специалисты должны разбираться в вопросах корпоративного управления, внутреннего контроля на предприятии, а также оперативно разобраться в специфике бизнеса, который будут проверять.

Благодаря возможностям дистанционного обучения, сегодня многие специалисты получают сертификаты международного образца без отрыва от основной деятельности. По программе CIA можно получить диплом внутреннего аудитора.

Резонно возникает вопрос: зачем прибегать к помощи сторонних аудиторов или создавать целый отдел в компании для внутреннего аудита, обучать его, платить зарплату, если руководство и так контролирует и координирует все бизнес-процессы.

Но на практике (особенно это касается крупных предприятий) у директоров не всегда остаются ресурсы для объективной оценки деятельности. Элементарно нет времени для сбора, систематизации и анализа информации.

Задача руководства компании заключается в управлении бизнесом. Чтобы справляться с ней эффективно, руководитель должен:

  • получать достоверную, объективную информацию о состоянии дел в компании и перспективах развития;
  • при этом не тратить время на контроль за выполнением работниками его управленческих решений.

Именно этот пласт работы и снимает на себя отдел внутреннего аудита. В результате эффективность управления растет, а бизнес получает постоянное развитие.

Как провести внутренний аудит на предприятии самостоятельно, подключив к работе собственные кадры, разберем далее.

Как провести аудит сайта

Советы из статьи электронного журнала «Генеральный Директор» помогут вам улучшить сайт.

Организация и постановка внутреннего аудита на предприятии

  1. Регламентация и организация работы службы

Проведение аудита на предприятии оформляется приказом. Затем на основе приказа разрабатываются и утверждаются локальные методологические документы. Это может быть:

  • Положение о службе внутреннего аудита – в нем прописываются цели, задачи, полномочия и ответственность службы.
  • Руководство (инструкция) для службы внутреннего аудита – закрепляются организационные моменты, вопросы взаимодействия с другими подразделениями компании, объекты контроля, типовые формы и методики решения аудиторских задач и проведения процедур.
  • Должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита и т.д.

Количество работников в отделе может быть разным, обычно исходят от числа бизнес-процессов, направлений деятельности, структурных подразделений на предприятии. Важно сохранить бесстрастность и независимость аудиторов. Так как служба формируется из штатных сотрудников, велика вероятность, что результаты оценки могут быть необъективны. Следует избегать ситуаций, в которых бывший работник какого-либо отдела будет оценивать и контролировать его в дальнейшем. Имеет значение также и выстраивание структуры подчиненности. Логично, если служба внутреннего аудита будет непосредственно подчиняться генеральному директору или совету директоров.

  1. Планирование и проведение аудиторской проверки на предприятии

Инициатива проверки какого-либо отдела или бизнес-процесса исходит от руководителя службы внутреннего аудита. Перед этим выявляются проблемы и слабые места в работе, аудиторы предварительно изучают направление, структуру и задачи бизнес-процесса.

Непосредственно саму процедуру аудиторской проверки можно разделить на следующие этапы:

  • Инициирование аудита.
  • Планирование и подготовка, определение круг вопросов, сроков и методов проверки.
  • Проведение аудиторских процедур.
  • Оформление результатов, написание отчета.
  • Последующая работа с результатами аудита.
  • Формирование результатов аудита

На заключительном этапе аудиторской проверки какого-либо процесса проводится обобщение сделанных выводов и даются рекомендации для менеджмента.

Стандартной формы внутреннего аудиторского отчета не существует, каждая компания сама создает типовой документ.

Основные разделы отчета могут быть следующими:

Источник

Составляющие успеха руководителя службы внутреннего аудита

Еще пару десятилетий назад говорить о внутреннем аудите как о серьезной и значимой профессии в России было не принято. Профессиональная организация, объединяющая внутренних аудиторов, специалистов в области внутреннего контроля, сотрудников контрольно-ревизионных подразделений российских компаний и организаций, – Некоммерческое партнерство «Институт внутренних аудиторов» – появилась в 2000 г. С течением времени специальность развивалась. У сотрудников служб внутреннего аудита (СВА) появились переведенные на русский язык международные стандарты профессиональной деятельности, возможность сдавать экзамен для получения признанной во всем мире профессиональной квалификации (CIA) на русском языке. В 2012 г. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации утвердил Кодекс профессиональной этики аудиторов. Сегодня, по мнению экспертов, деятельность внутренних аудиторов стала заметна для советов директоров и высшего исполнительного руководства компаний: они воспринимают внутренний аудит как самостоятельное звено корпоративного механизма и ценят его вклад в дело развития и процветания компании [10].

Но если общие для внутренних аудиторов принципы работы известны – это честность, объективность, конфиденциальность и профессиональная компетентность [16], то качества эффективного руководителя всей службы – и сегодня актуальный дискуссионный вопрос. К ответу на него мы попытаемся максимально близко подойти в нашей статье.

Качества успешного руководителя

Для погружения в проблему следует начать с обозначения общих подходов к качествам, необходимым руководителю.

Канадский эксперт Сьюзен Уорд считает, что успешный руководитель должен обладать пятью ключевыми навыками – уметь планировать и прогнозировать, быть дальновидным, быть открытым, уметь давать распоряжения и уметь вдохновлять личным примером [11]. Журнал «Harvard Business Review» расширяет список требований, предъявляемых крупными компаниями, до семи пунктов: лидерские задатки, стратегическое мышление и руководство, технические и технологические навыки, умение выстраивать отношения и создавать команду, умение подать себя и общаться, управление изменениями, честность [3].

Масштабный опрос в июне 2008 г. провел исследовательский центр портала SuperJob.ru. На вопрос, какими основными качествами должен обладать топ-менеджер, ответили 100 директоров российских предприятий. Результаты показали: главные качества, по мнению респондентов, это профессионализм, компетентность и интеллект. Опрошенные убеждены, что настоящий топ-менеджер, прежде всего, должен уметь четко и ясно обозначать задачи и организовывать работу по их решению, применять свои знания на практике, а также обладать аналитическим складом ума и широким кругозором. Часть респондентов отметили целеустремленность и стратегическое мышление. По мнению участников опроса, квалифицированного управленца характеризуют также нацеленность на результат, умение просчитывать развитие ситуации на несколько шагов вперед [7].

Сертифицированный бизнес-тренер, преподаватель программы MBA Елена Ветлужских полагает: «Руководитель должен постоянно развиваться (поскольку знания быстро устаревают), расширять границы своих познаний и преодолевать психологические барьеры» [4,]. Иными словами, важно непрерывное образование и обучение.

При этом некоторые авторы считают, что понятия «эффективная личность» не существует в принципе, а все успешные руководители различаются по своим качествам. То есть эффективность в работе – это привычка, комплекс определенных практических методик, которые можно освоить. По мнению Питера Друкера, американского ученого, экономиста, одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента, таких привычек пять. Перечислим их:

  1. Эффективные руководители знают, на что расходуется их время.
  2. Концентрируются на достижениях, выходящих за рамки их организаций. Они нацелены не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат.
  3. Развивают сильные стороны – свои собственные, своих начальников, коллег, подчиненных. В сложных ситуациях они полагаются именно на сильные стороны и не зацикливаются на слабых.
  4. Сосредотачиваются на нескольких крупнейших областях, где отличная работа приведет к выдающимся результатам.
  5. Принимают эффективные решения, знают, что правильные решения – это не что иное, как система – ряд правильных шагов в правильной последовательности. Они знают, что эффективное решение – это всегда суждение, основанное на «несовпадении мнений», а не на «консенсусе в отношении фактов» [5].

Резюмируя, можно сказать, что выдающийся руководитель должен быть профессионалом, иметь стратегическое мышление, обладать отличными навыками коммуникации и командообразования, постоянно развиваться, уметь реагировать на быстрые изменения в бизнес-среде.

Неизвестная составляющая

В то же время следует четко понимать: руководитель СВА – не лидер в чистом виде, не первое лицо компании, а потому некорректно было бы напрямую проецировать на него характеристики топ-менеджера. При этом специфика его деятельности – в необходимости непрерывной коммуникации (что обусловлено, с одной стороны, консультационной, с другой – конфликтной природой функции внутреннего аудита), в аналитической работе и быстрой реакции на изменяющиеся условия ведения бизнеса. Поэтому следует выяснить, как перечисленные выше качества трансформируются относительно конкретной профессии.

Читайте также:  Subaru Forester 2013 года Руководство по эксплуатации

Автор журнала «Internal Auditor» Расселл А. Джексон считает: несмотря на различия в опыте, высокоэффективные директора по внутреннему аудиту имеют много общего. Он выделяет пять главных качеств руководителя СВА [14, с.178]:

  • эффективные коммуникации;
  • работа в команде;
  • видение полной картины;
  • выстраивание стратегических отношений;
  • личностные качества.

Такой подход, в целом, справедлив, поскольку перед руководителем СВА стоит задача позиционирования всей функции внутреннего аудита. Зачастую ему необходимо разъяснять клиенту аудита цели проверки, знакомить его с процессом проверки, добиваться его готовности взаимодействовать с аудиторами. Только наладив продуктивное общение, можно преодолеть негативное и настороженное отношение к факту проверки (как к проявлению сомнений в компетенции проверяемых структур). Эффективная коммуникация необходима и потому, что сегодня внутренний аудит воспринимается как консультант, советник бизнеса.

Некоторые исследователи называют следующие составляющие эффективной коммуникации («Модель 7C»): correctness – правильность, completeness – полнота, conciseness – краткость, clarity – ясность, concreteness – конкретность, courtesy – вежливость, consideration – внимание. По нашему мнению, эффективная коммуникация зависит от умения просто и доходчиво излагать свои мысли, четко формулировать вопросы и слышать ответы, от доброжелательности, вежливости, терпения и такта, грамотной речи, способности расположить к себе путем невербального общения.

Умение работать в команде – следующее звено в цепочке навыков высококвалифицированного руководителя СВА. Информация, которую руководитель получает от топ-менеджмента и комитета по аудиту, должна передаваться всей команде. Это влияет на качество работы аудиторов и рождает у них чувство сопричастности к жизни компании [6]. К тому же руководителю СВА нужны специалисты, способные работать с большими объемами информации, отсеивать ненужное, проверять объективность данных, глубоко понимать проблему.

Видение полной картины неразрывно связано с пониманием общей рисковой среды для бизнеса. Актуальность этого навыка подтверждает компания PwC: «1 530 руководителей, принявших участие в Исследовании современного состояния профессии внутреннего аудитора в 2012 году и представляющих 16 отраслей и 64 страны, заявили, что их бизнес сталкивается с большим числом рисков, чем когда-либо раньше» [12]. Заинтересованные стороны высоко ценят способность службы внутреннего аудита определять риски, оценивать сопряженную с ними угрозу и предоставлять рекомендации и контрольные инструменты для управления рисками. О необходимости выявления рисков говорится и в Международных стандартах профессиональной практики внутреннего аудита (группа 1220 «Профессиональное отношение к работе»):

1220.А3 – «Внутренние аудиторы должны быть готовы выявлять существенные риски, способные оказать воздействие на цели, деятельность или ресурсы организации» [8].

Не менее важны для руководителя СВА место за одним столом с членами аудиторского комитета, вовлеченность в корпоративное управление, работа с высшим управленческим персоналом. Эффективно используя свои базовые компетенции, развивая доверительные отношения и демонстрируя глубокое понимание проблемы, наиболее эффективные функции внутреннего аудита доказали свое право «сидеть» за одним столом с членами совета директоров и участвовать в принятии решений – от аудита к аудиту [12].

В заключение теоретики и практики сходятся во мнении, что руководитель СВА должен быть готов к лидерству и управлению организацией не только в отношении аудита. Важно уметь влиять на руководство компании, на аудиторский комитет в части отстаивания своей точки зрения. Но в то же время ему должно быть присуще «чувство кризиса» – отличное владение ситуацией для того, чтобы не перегнуть палку.

Исследователи Ричард Чамберс и Пол Макдоналд в статье «7 характеристик высокоэффективных внутренних аудиторов» предлагают похожий перечень атрибутов успешного руководителя СВА. На основе интервью с руководителями крупных СВА авторы выделяют следующие качества [15]:

  • целостность;
  • выстраивание отношений;
  • партнерство;
  • коммуникации;
  • работа в команде;
  • разнообразие;
  • непрерывное обучение.

Интересно, что одну из граней целостности представляет отказоустойчивость. Зачастую результаты проверок носят конфликтный характер. «Люди могут надавить на вас, они могут быть не полностью откровенными, особенно в ситуации, когда кто-то из них сделал свою работу не очень хорошо. Тогда вы должны быть крепкими, целостными, уметь «пробиться» через сопротивление и снова работать с людьми в конструктивном ключе» [15].

Еще одно новое качество, которое называют авторы статьи, – это стремление к постоянному обучению. В компании Home Depot считают: руководитель СВА должен быть естественно любознательным, а потому стремятся нанимать таких аудиторов, которые не принимают поверхностных объяснений, испытывают страсть к пониманию бизнеса, открытиям и образованию. Важно помнить, что необходимость в непрерывном обучении обусловлена постоянно ускоряющимся темпом изменения бизнеса.

Подведем итог. Главными качествами для руководителя СВА можно считать: эффективные коммуникации, умение работать в команде, гибкость, партнерские отношения с руководством компании и советом по аудиту. И при этом – непрерывное обучение и обладание навыками высокоэффективного руководителя, перечисленными нами в начале статьи.

Доверие или профессионализм?

Попробуем спроецировать изыскания зарубежных исследователей на российскую действительность. Если на Западе фундаментом успеха руководителя является профессионализм, то в России исторически важна эмоциональная составляющая, доверие, а рабочие отношения зачастую построены на личных симпатиях. Особенно ярко это проявилось после 1990-х гг., когда главным качеством партнера по бизнесу была надежность.

Эксперты подтверждают: доверие – один из ключевых аспектов ведения бизнеса и личных отношений. Именно доверие и уважение должен вызывать лидер, а его задача – создать условия, в которых конфликт служит средством обучения и носит конструктивный, а не деструктивный характер [1]. Президент и генеральный директор ИВА Ричард Чемберс тоже акцентирует внимание на важности доверия для внутреннего аудита: «Мы видим себя как стражи доверия в наших организациях» [13]. Суть же доверия он понимает так, чтобы принимать поступки человека, особенно в ситуациях, когда он должен принимать жесткие решения.

«Выстраивание отношений – крайне важно, – подтверждает тезисы Ричарда Чемберса Мартин Койн. – Отношения должны строиться на доверии так же, как тестирование контролей дополняет проверку» [14]. При этом доверие должно периодически проверяться и обоюдно подтверждаться. Здесь стоит помнить простую истину: доверие сложно приобрести и легко потерять, руководителю СВА для этого достаточно хотя бы однажды проявить необъективность.

В то же время во многих компаниях часто происходит подмена понятий «доверие» и «личное расположение», «лояльность». Известно, что многие руководители стремятся окружить себя надежными, лояльными людьми. «Как правило, такие аргументы, как недостаточный опыт или сомнительный профессионализм, просто перестают существовать в глазах шефа, когда на другой чаше весов оказывается личная преданность кандидата начальнику, его дружеское расположение» [2]. В обществе даже появился разговорный термин «депрофессионализация», который означает, что служба требует не умений, а лояльности, не эффективности, а сервильности [9].

Интересным представляется ранжировать составляющие успеха руководителя СВА применительно к российским реалиям. Для достижения этой цели можно использовать результаты исследования, проведенного на одной из встреч регионального центра ИВА в г. Перми. Участие в опросе принимали руководители и сотрудники СВА пермских предприятий. Респондентам было предложено оценить значимость каждого из 11 качеств руководителя СВА, в числе которых: навыки общения с командой, навыки общения с руководством объекта аудита, навыки общения с заказчиком аудита, командность, понимание рисков компании и обеспечение защиты от рисков, место за одним столом с высшим руководством, вовлеченность в корпоративное управление компанией, лидерство, гибкость и адаптивность, аналитический склад ума, страсть к внутреннему аудиту. Всем позициям нужно было присвоить значения от 1 до 11 (где 1 – наименее важное, а 11 – наиболее важное качество). Результаты опроса представлены в диаграмме:

Респонденты посчитали самым важным качеством понимание руководителем СВА рисков компании и обеспечение защиты бизнеса от этих рисков, т.е. профессионализм. В отличие от западных коллег, российские специалисты недооценили такие качества, как «страсть» к внутреннему аудиту, гибкость и место за одним столом с высшим руководством. Результаты опроса показательны: рядовые аудиторы и руководители службы выбирают проверенный, знакомый из теории путь. Вероятно, доверие кажется им достаточно абстрактным понятием в отличие от обозначенных в стандартах профессиональных компетенций.

Следует сказать, что опрос демонстрирует, какими хотят видеть себя сами сотрудники и руководители СВА. Более информативные результаты можно было бы получить, проведя похожее исследование среди собственников крупных компаний (потребителей услуг внутреннего аудита). Поскольку именно их ожидания влияют на выбор кандидата для позиции начальника аудиторской службы. Эта тема представляется интересной для более глубокого и детального изучения.

Подводя итог, можно сказать: руководитель СВА, безусловно, должен быть профессионалом своего дела и при этом располагать доверием совета по аудиту и собственников бизнеса. Как показывает практика, одно без другого невозможно. Но прийти к обладанию этими характеристиками можно двумя путями. Либо руководитель СВА будет профессионалом своего дела и сможет рассчитывать, что со временем благодаря своим качествам – честности, объективности, умению стратегически мыслить – завоюет доверие руководства. Либо в начале своей карьеры он получит протекцию и аванс доверия со стороны топ-менеджмента. При этом владельцам бизнеса важно помнить, что доверие не должно подменяться обычной лояльностью. Таким образом, качества высокоэффективного руководителя СВА в целом соответствуют общепризнанным качествам успешного руководителя любой отрасли. Однако следует помнить, что начальник СВА – не лидер в чистом виде, но при этом всегда профессионал своего дела, которому всецело доверяют первый руководитель компании и собственники бизнеса.

Список литературы

3. Гройсберг Б. 7 главных качеств хорошего руководителя //Журн. «Harvard Business Review»

4. Ветлужских Е. Система вознаграждения: Как разработать цели и KPI. М. Альпина Паблишер, 2013. 217 с.

Источник