Меню

Ликвидация организации а как же кадры

Ликвидация организации: а как же кадры?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.«Клерк» Рубрика Ликвидация

Ликвидация организации является достаточно трудоемким и длительным процессом. Особое место в процедуре ликвидации занимает увольнение сотрудников, которое мы рассмотрим подробнее.

Порядок ликвидации

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидацией юрлица признается прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, то есть организация фактически перестает существовать в будущем. При этом ликвидация может носить как добровольный характер (на основании решения его учредителей (участников) либо специализированного органа), так и принудительный — по решению суда.

После вынесения решения о ликвидации учредители (участники) предприятия или специализированный на то орган, формируют состав ликвидационной комиссии (или единоличного ликвидатора), а также устанавливают порядок и сроки ликвидации согласно законодательству. С момента своего назначения комиссия (или ликвидатор) полностью управляет ликвидируемым юридическим лицом и отвечает за все действия, совершаемые от его имени (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Кроме того, в течение трех рабочих дней после даты объявления решения о ликвидации учредители или специализированный орган обязаны письменно проинформировать инспекцию по месту учета юрлица о начале процесса ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ), а также опубликовать в СМИ сообщение о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). При этом в ИФНС по месту учета нужно подать следующие документы:

  • заполненное уведомление о ликвидации юридического лица (по форме № Р15001);
  • заверенная копия решения собрания учредителей (участников) о ликвидации организации.

По истечении пяти рабочих дней ИФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что организация находится в стадии ликвидации. Следует также заметить, что фонды ПФР и ФСС уведомлять не обязательно, данную информацию им передает налоговый орган.

Остальные этапы порядка ликвидации юрлица можно уточнить в ст. 63 ГК РФ.

Увольнение сотрудников

Особую роль в ликвидации занимает прекращение трудовых отношений с работниками. В п. 1ст. 81 ТК РФ указано, что ликвидация юридического лица является одним из оснований расторжения трудовых отношений с сотрудниками. Важно заметить, что под увольнение по данной статье попадают все категории работников без исключения, в том числе и физлица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или женщины в отпуске по беременности и родам. У данных категорий порядок увольнения будет таким же, как и у остальных.

В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан письменно и под подпись уведомить своих сотрудников о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией предприятия, но не позднее чем за два месяца до даты увольнения.

Уведомление передается каждому сотруднику персонально. Как правило, работодателю рекомендуется составить документ в двух экземплярах, где один из них вручается непосредственно работнику, а на втором экземпляре ставится подпись сотрудника и дата информирования и отдается работодателю. Со следующего дня начинается отсчет двух месяцев.

Бывают случаи, когда сотрудник не соглашается подписывать уведомление о предстоящем увольнении. Тогда со стороны предприятия составляется специальный акт, который подписывают представители ликвидируемой организации и любой иной работник. И здесь дата отсчета двухмесячного периода начинается со следующего дня после подписания настоящего акта.

Если в организации имеется профсоюз, то его необходимо поставить в известность за три месяца до увольнения сотрудников. Кроме того, организация-работодатель обязана сообщить и в органы службы занятости сведения о высвобождении работников за два или три месяца (в зависимости от массовости) до даты расторжения договоров, для ИП — за две недели до дня увольнения (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (ред. от 11.12.2018г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г.). В уведомлении для службы занятости работодатель должен на фирменном бланке указать информацию о должности каждого работника, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда. Разрешается составление уведомления как в свободной форме, так и по форме из Приложений № 2 и № 1, утвержденных Постановлением Правительства от 5 февраля 1993 г. № 99 (ред. от 24.12.2014г.) «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». Непредставление сведений соответствующим органам может повлечь административную ответственность (согласно ст. 19.7 КоАП РФ).

Важно заметить, что также органы ФСС требуют сообщать о прекращении выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет в результате увольнения физлица. Это необходимо для того, чтобы исключить переплату пособия со стороны фонда и штрафные санкции в адрес страхователя.

В день увольнения сотрудников (по истечении двух месяцев с момента вручения уведомления) специалистами кадровой службы ликвидируемого предприятия издаются приказы об увольнении. Работники обязаны под подпись ознакомиться с приказами.

В момент прекращения трудовых отношений работодатель также вносит в трудовую книжку необходимые сведения об увольнении. Приблизительная формулировка записи должна соответствовать основанию, которое приведено в ст. 81 ТК РФ (согласно п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда от 10.10.2003г. № 69): «Ф. И. О. уволен(-а) в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ». В случае, если у работника будет отсутствовать возможность забрать трудовую книжку в последний рабочий день (по общему правилу), то она может быть направлена по почте, но с первичным письменным согласием сотрудника.

Читайте также:  Насос погружной дренажный HAMMER NAP750D 750Вт 13000л ч

По инициативе самого работника день увольнения может наступить и до истечения двухмесячного срока. Об этом отмечено в ч. 3 ст. 180 ТК РФ. Однако от работника потребуется письменное заявление. А также в соответствии с указанной статьей уволенному сотруднику, помимо гарантированных выплат, полагается дополнительная компенсация, которая рассчитывается как средний заработок, исчисленный пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного периода.

В итоге в момент увольнения в результате ликвидации юридического лица сотруднику полагаются следующие гарантированные выплаты:

  • заработная плата за отработанное время;
  • компенсация неиспользованных дней ежегодного отпуска;
  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация при увольнении (если сотрудник увольняется до истечения двух месяцев с момента вручения уведомления).

Окончательный расчет всех выплат должен быть осуществлен в день увольнения физлица.

Отдельно следует остановиться на расчете выходного пособия. О нем прописано в ч. 1 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ: при расторжении трудовых отношений по причине ликвидации предприятия увольняемому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты, а также среднемесячный заработок сохраняется за сотрудником и на период трудоустройства не свыше двух месяцев с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). То есть выплата выходного пособия на сумму среднемесячного заработка зачитывается за первый месяц после наступления увольнения. Если в течение второго месяца бывший сотрудник не сможет трудоустроиться, то ему положено выплатить еще один среднемесячный заработок.

В качестве исключения среднемесячная заработная плата может сохраняться за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения, но по решению службы занятости населения и при наличии условия, что сотрудник обратился в службу в двухнедельный период после своего увольнения и в результате не был трудоустроен данной службой.

Следует также заметить, что на предприятии, например, коллективным договором могут быть предусмотрены повышенные размеры выходных пособий, не противоречащие условиям ТК РФ.

В день прекращения трудовых отношений уволенным сотрудникам необходимо выдать справки:

  • 2-НДФЛ;
  • по форме 182-н;
  • бланк СЗВ-СТАЖ (только на 1 сотрудника);
  • по необходимости справку о среднем заработке за последние три месяца работы (для предоставления в службу занятости населения).

После совершенной процедуры увольнения бухгалтер не должен забыть и про сдачу отчетности за сотрудников до подачи заявления о ликвидации по форме № Р16001:СЗВ-СТАЖ, нулевой СЗВ-М, 4-ФСС, РСВ, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ. При этом на титульных листах нужно проставлять отметку «Прекращение деятельности».

Источник



Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Ликвидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

  • Подача документов на ликвидацию в соответствующий орган Минюста России. Документы подаются в двух экземплярах. Это можно сделать лично, через представителя по доверенности. Также можно направить документы почтой и через сайт «Госуслуги».
  • Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

    Читайте также:  Инструкция Телевизор SoundMAX SM LED32M03

    Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения.

    Источник

    Приложение. Порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации муниципального бюджетного или муниципального казенного учреждения

    Порядок
    принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации муниципального бюджетного или муниципального казенного учреждения

    1. Общие положения

    1.1. Порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации муниципального бюджетного или муниципального казенного учреждения (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 11 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Порядок устанавливает процедуры ликвидации муниципального бюджетного и муниципального казенного, учреждения города Димитровграда Ульяновской области.

    2. Ликвидация муниципального бюджетного и муниципального казенного учреждения

    2.1. Решение о ликвидации муниципального бюджетного или муниципального казенного учреждения города Димитровграда Ульяновской области (далее — муниципальное учреждение) принимается Администрацией города Димитровграда Ульяновской области в форме постановления и должно содержать следующую информацию:

    — наименование муниципального учреждения с указанием типа;

    — наименование отраслевого (функционального) органа Администрации города Димитровграда Ульяновской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и ответственного за осуществление ликвидационных процедур.

    2.2. Проект постановления о ликвидации муниципального учреждения подготавливается отраслевым (функциональным) органом Администрации города Димитровграда Ульяновской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

    Одновременно с проектом постановления о ликвидации муниципального учреждения представляется пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации муниципального учреждения и информацию о кредиторской задолженности муниципального учреждения (в том числе просроченной).

    В случае если ликвидируемое муниципальное учреждение осуществляет государственные функции, пояснительная записка должна содержать информацию о муниципальном учреждении, которому указанные государственные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.

    В случае если ликвидируемое муниципальное учреждение осуществляет полномочия отраслевого (функционального) органа Администрации города Димитровграда Ульяновской области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, пояснительная записка должна содержать информацию о муниципальном учреждении, которому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.

    2.3. Настоящий раздел не затрагивает процедур ликвидации муниципальных автономных учреждений города Димитровграда Ульяновской области, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности города Димитровграда Ульяновской области, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», кроме случаев, установленных частью 14 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

    2.4. После издания правового акта Администрации города Димитровграда Ульяновской области о ликвидации муниципального учреждения отраслевой (функциональный) орган Администрации города Димитровграда Ульяновской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя:

    а) в течении трех рабочих дней доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что муниципальное учреждение находится в процессе ликвидации;

    б) в течение десяти рабочих дней:

    — утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения;

    — устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правовым актом о ликвидации учреждения.

    2.5. Ликвидационная комиссия:

    — обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого муниципального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

    — в течение восьми рабочих дней с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами, представляет в отраслевой (функциональный) орган Администрации города Димитровграда Ульяновской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;

    — в течение восьми рабочих дней после завершения расчетов с кредиторами, представляет в отраслевой (функциональный) орган Администрации города Димитровграда Ульяновской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс;

    — осуществляет иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации муниципального учреждения.

    2.6. При ликвидации муниципального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с ним убытков.

    2.7. Требования кредиторов ликвидируемого муниципального учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.

    Читайте также:  Душевая система HANSGROHE RAINDANCE E SHOWERPIPE 360 3JET с SHOWERTABLET SELECT 300 27288000

    Имущество муниципального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого муниципального учреждения, передается ликвидационной комиссией в казну города Димитровграда Ульяновской области.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Источник

    В каком порядке происходит ликвидация государственных учреждений и в чем отличие от ликвидации других юрлиц?

    Учреждения – это некоммерческие организации, создаваемые местными и федеральными органами власти в целях обеспечения функций органов власти в области культуры, здравоохранения, развития городской среды, предоставления госуслуг населению и т. д.

    • Правовое регулирование ликвидации учреждений
    • Основания для ликвидации
    • Порядок и сроки процедуры
    • Документы для налоговой

    Правовое регулирование ликвидации учреждений

    • автономные;
    • бюджетные;
    • казенные.

    Ликвидация автономных учреждений регулируется ст. 19 закона 174-ФЗ, а ликвидация бюджетных и казенных учреждений – ст. 18-19.1 закона 7-ФЗ. Процедура ликвидации учреждений местного, регионального или федерального уровней регламентируется постановлениями исполнительной власти данного уровня. Ориентиром для местных и региональных властей служит раздел 5 Постановления Правительства №539, регулирующий порядок ликвидации учреждений федерального уровня.

    Основания для ликвидации

    Для ликвидации государственных и муниципальных учреждений необходимо решение их учредителя – органа исполнительной власти соответствующего уровня, осуществляющего государственную политику и правовое регулирование в сфере деятельности ликвидируемой структуры. Например, основанием для ликвидации автономного образовательного учреждения является решение городского или областного департамента образования.

    В отличие от коммерческих юридических лиц, причинами ликвидации госучреждений могут являться:

    • изменение политики, проводимой властями в отношении реализации социальных программ;
    • оптимизация работы в сфере деятельности учреждения;
    • обеспечение выполнения новых законодательных норм;
    • переориентирование приоритетных направлений развития социальной сферы;
    • изменение объема финансирования.

    Если изменилась концепция властей в области культуры, здравоохранения и т. д., то часть автономных и бюджетных учреждений закрывается и их функциями наделяются вновь созданные структуры. Так же происходит при совершенствовании сферы предоставления госуслуг – происходит ликвидация узкопрофильных учреждений и создание единых центров по типу МФЦ.

    Урезание финансирования образовательных и культурных проектов наряду с переориентацией приоритетов в условиях ограниченного бюджета также приводит к ликвидации госучреждений.

    Например, при ликвидации учреждения, оказывающего ряд госуслуг, его функции должны быть переданы иным учреждениям.

    Порядок и сроки процедуры

    Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:

    1. Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.
    2. Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.
    3. В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.
    4. В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.
    5. В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.
    6. В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.
    7. Производится расчет с кредиторами.
    8. В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.
    9. Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.
    10. Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.

    Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:

    • название и тип ликвидируемой структуры;
    • данные об учредителе;
    • наименование ликвидатора;
    • правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).

    Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.

    Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.

    Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.

    Документы для налоговой

    По окончании расчета с кредиторами в налоговый орган подаются документы:

    • окончательный ликвидационный баланс;
    • платежные документы о перечислении средств учреждения на погашение претензий и в бюджет;
    • справка из Пенсионного фонда;
    • заявление о ликвидации по форме Р16001;
    • учредительные документы.

    Сведения о прекращении деятельности учреждения вносятся в ЕГРЮЛ в течение 10 дней. Если на предъявление требований кредиторов отведено 2 месяца, то максимальный срок ликвидации учреждения с учетом промежуточных сроков, определенных Постановлением №539, составит 3 месяца и 10 дней с момента подписания акта о ликвидации, если расчет с кредиторами по балансу произведен за неделю.

    Источник

    Adblock
    detector