Меню

Методика Рисунок семьи интерпретация

Методика «Рисунок семьи»: интерпретация

metodika-risunok-semi-interpretaciya

Вы слышали о методике выявления особенностей внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»? Он позволяет выявить отношение ребенка к членам своей семьи, понять, как он воспринимает себя внутри нее и какую роль отводит для себя. У детей свое восприятие мира, свои ценности, свои законы. В материалах этой статьи вы найдете информацию о методике тестирования детей от 3 до 10-11 лет, о порядке ее проведения, обработке и интерпретации результатов.

Суть методики

Метод рисования своей семьи применяется в том случае, когда нужно определить отношение человека к членам своей семьи. Ценность данной методики в том, что ребенок не всегда может выразить и правильно описать свои эмоции и переживания, а создавая рисунок, ему удается запечатлеть то, что есть в подсознании. Через определенные символы, размещение элементов рисунка можно легко считать важную информацию об отношениях, царящих в семье и место в ней ребенка.

Интерпретируя результаты методики «Рисунок семьи», следует помнить, что ребенок передает в данном случае отношения, которые существуют в ее семье, свое видение отношения родителей к детям, видение своего места в семье. Но при этом на рисунке не изображаются характеристики самого ребенка как индивида или кого-либо из его семьи. Для этого существуют другие специальные методики.

Порядок проведения диагностики

Для проведения теста «Рисунок семьи» ребенку дают чистый белый лист бумаги и цветные карандаши. При этом ему говорят: «Нарисуй здесь свою семью». Никаких дополнительных инструкций и вопросов ребенку не задают, а оставляют на некоторое время в покое. Время предоставляется ребенку неограниченное. В основном на это затрачивается не более 35-40 минут.

При создании ребенком рисунка исследователь проводит наблюдения за процессом рисования. В специальном протоколе или рабочей тетради стоит отметить последовательность изображения объектов, стирание изображений, эмоциональные реакции ребенка во время рисования отдельных элементов, спонтанные высказывания.

Методика «Рисунок семьи» для детей 3-10 лет.jpg

После завершения рисования можно задать уточняющие вопросы. Которые помогут в процессе интерпретации результатов теста.

При опросе очень важно обратить внимание, кто из семьи вызывает у ребенка положительные эмоции, а кто отрицательные? Чувствует ли себя ребенок счастливым в семье? Особую тревогу вызывает момент, когда ребенок кого-то из членов семьи сознательно не хочет изображать на рисунке. Стоит спросить с помощью удаленных вопросов, в чем причина не желания ребенка видеть это лицо в кругу своей семьи. Однако делать это надо очень осторожно, избегая прямых вопросов, которые могут вызвать агрессию и желание «закрыться» в ребенка.

При проведении диагностики следует отметить возраст ребенка, особенности его психоэмоционального развития, количество членов семьи, их возраст.

Обработка и интерпретация результатов

При проведении анализа теста «Нарисуй семью» стоит обратить внимание на последовательность изображения членов семьи, соответствие их количества реальному наличию, эмоции, с которыми ребенок рисовал каждого, группировка членов семьи.

Структура рисунка семьи

Если ребенок проживает в полной благополучной семье и чувствует себя в ней счастливым, он нарисует всех членов семьи. Если ребенок не хочет кого-то изображать на рисунке — это выражение его подсознательного протеста против этого человека. А также невозможность изменить ситуацию в лучшую для себя сторону.

Если на рисунке ребенок не изобразил никого из своей семьи — это свидетельствует о глубокой психологической травме и переживании малыша, связанными с семьей, чувство ненужности. Часто такие рисунки создают дети, которые перешли в семью из детдома. В новой семье они еще не чувствуют полноценной защиты и комфорта, поэтому не хотят изображать свою семью.

Уменьшенное количество членов семьи на рисунке, по сравнению с реальным, присутствует тогда, когда ребенок чувствует с определенным лицом конфликт или эмоциональное напряжение. Изобразив семью без этого человека, ребенок как бы вычеркивает его из семейного круга, и вместе с тем хочет вывести отрицательные эмоции, связанные с ним.

Иногда дети на рисунке семьи не хотят рисовать своих сестер или братьев. Это объясняется ощущением конкуренции за родительское внимание, царящее в семье между детьми.

Изображения животных может свидетельствовать о желании ребенком отразить следующим образом свои братьев и сестер, уменьшив их роль в семье. Если ребенок изображает семью животных на рисунке, это свидетельствует о нехватке теплоты и доверия в семье.

Обработка и интерпретация результатов методики

Размещение членов семьи

Размещение членов семьи на рисунке имеет ключевое значение при диагностике семейных отношений между ее членами. Чем более отдаленными будут изображены на рисунке фигуры, тем большая психологическая удаленность между ними в реальной жизни.

Благополучным знаком является изображение семьи, в которой все держатся за руки. Так ребенок передает дружественность, сплоченность и взаимную поддержку, которую испытывает в семье. Так же хороший символ — изображение семьи, которая занимается одним общим делом — вместе отдыхают, готовят еду на пикнике, катаются на лыжах и тому подобное.

Размещение членов семьи маленькими группками на рисунке показывает на конфронтации в семье, микроструктуры. Если ребенок изображает себя отдельно от семьи — это верный признак его одиночества, непонимания, чувство отчужденности и ненужности в собственной семье. Изображение стен, заборов показывает наличие блокировки определенных связей или отношений в семье, препятствия для эмоционального единения.

Изображения, которые вызывают особую тревогу за ребенка — когда он рисует себя и обводит свое изображение или рисует себя на противоположной стороне листа бумаги. Это свидетельствует об ощущение социальной изоляции, которая может углубляться, если ребенку не оказать своевременную помощь.

Интерпретация изображения фигур

При изображении отдельных лиц следует обратить внимание на такие элементы рисунка:

  • изображение деталей строения тела — глаз, губ, волос, рук, ног и т.д.;
  • изображение украшений — прическа, бусы, корона, узоры на одежде и тому подобное;
  • использование при рисовании цветных карандашей и их количество.

Как правило, более подробно дети изображают лиц, которые вызывают у них любовь и симпатию. Если же человек является эмоционально отрицательным — его изображение достаточно схематично, часто одним цветом, или простым карандашом.

Человек, который вызывает у ребенка чувство агрессии или повышенную тревожность основном рисуется серым или черным карандашом и часто затирается. Анализ по размеру фигур — самыми большими изображаются те люди, которые олицетворяют силу и значимость для испытуемого.

Стоит обратить внимание на размеры, которыми изображает себя ребенок. Если он рисует себя больше родителей — это свидетельствует о эгоцентризме ребенка. Если же его изображение очень миниатюрное — ощущение комплексов и собственной ненужности.

Изображения отдельных частей тела людей тоже имеет особое значение. Изображение фигур без рук — безволие, а также невозможность повлиять на ситуацию, желание чрезмерного контроля. Изображение члена семьи без лица или без головы, или голова сильно зарисована — конфликты ребенка с этим человеком.

Анализ манеры рисования

При анализе манеры рисования тоже можно получить много важной информации. При этом главное внимание обращают на:

  • последовательность изображения фигур;
  • размещение фигур на листе;
  • затирки;
  • спонтанные высказывания во время рисования;
  • изображение деталей;
  • паузы;
  • возвращение к уже изображенным деталям.

Стоит помнить, что первым рисуют фигуру того человека, который является для ребенка наиболее значимым. А дальше — по убыванию. Поэтому очень часто можно наблюдать, как дети в большинстве случаев во время такого эксперимента сначала рисуют маму, потом себя, а потом уже отца и других членов семьи. Если же ребенок первым изображает себя — это уже ярко выраженный эгоцентризм.

Дети из неблагополучных семей часто изображают фоновые элементы рисунка — пейзаж, дом, а затем приступают к рисованию семьи. Это своеобразное оттягивание во времени неприятной для них задачи. Стирание отдельного человека свидетельствует о негативном отношении к нему.

Особое внимание стоит уделить спонтанным выражениям, сопровождающим прорисовывания наиболее эмоционально заряженных фигур. Поставив в этот момент ребенку правильные уточняющие вопросы, можно прояснить соответствующие моменты в анализе рисунке.

Источник

Методика «Рисунок семьи»

Методика предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Методика

  1. Описание теста
  2. Инструкция к тесту
  3. Интерпретация результатов теста
  4. Симптомокомплексы детского рисунка семьи

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

  • порядок заполнения свободного пространства;
  • порядок появления персонажей рисунка;
  • время начала и окончания работы;
  • возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);
  • время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;
  • эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.

Вот вопросы, которые следует задать:

  • Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
  • Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
  • Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
  • Кто в семье самый хороший и почему?
  • Кто самый счастливый и почему?
  • Кто самый грустный и почему?
  • Кто больше всех нравится ребенку и почему?
  • Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
  • Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

  • Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
  • Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  • Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
  • Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
  • Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  • Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?
Читайте также:  Микроволновая печь GALATEC AM 720CDB

Вопроса: «Почему ребёнок не нарисовал того или иного члена семьи (если так произошло).» Следует избегать, так как это может индуцировать тревогу и защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать:

  • возраст исследуемого ребенка;
  • состав его семьи, возраст братьев и сестер;
  • если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Приведем основные критерии, по которым можно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные
с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Симптомокомплексы детского рисунка семьи

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3. Изображение всех членов семьи
4. Отсутствие изолированных членов семьи
5. Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линии
7. Отсутствие показателей враждебности
8. Адекватное распределение людей на листе

2. Тревожность у ребенка

1. Штриховка
2. Указана линия основания
3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6. Преувеличенное внимания к деталям
7. Преобладание вещей
8. Двойные или прерывистые линии
9. Подчеркивание отдельных деталей

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
4. Выделение отдельных фигур
5. Изоляция отдельных фигур
6. Неадекватная величина отдельных фигур
7. Член семьи, стоящий спиной
8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи

4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький
2. Расположение фигур на нижней части листа
3. Изоляция автора от других
4. Все фигуры маленькие
5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
6. Отсутствие автора
7. Автор стоит спиной

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Агрессивная позиция фигуры
2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
3. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
5. Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Непропорционально большие кисти рук

Источник



Рисуночный тест Моя семья: оценка и интерпретация психологов

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

Читайте также:  Проведение вводного инструктажа по охране труда

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка семьи

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка семьи

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Источник

Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка

Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога.

Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.

Читайте также:  Плендил Plendil инструкция по применению

Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. Проективная методика «Рисунок ​семьи» — это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.

Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:

  • расположение;​
  • штриховка;
  • размер;
  • цветовая гамма и т. д.

Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»

Изображение, нарисованное ребенком, является отображением его взаимоотношений с другими членами семьи. Через рисунок он передает то, как он их видит и какую роль он отводит каждому в семье.

Анализ групповой композиции рисунка

Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом. На картинке они могут быть просто изображены рядом или заняты общим делом. Или противоположный вариант, когда члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком. Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе.

Если на рисунке все держатся за руки, то это можно понимать двояко. Или же в семье все отлично, или ребеночек хочет чтобы так было.

Двусмысленно также будет изображение двух человек, стоящих рядом. Возможно, между этими людьми действительно теплые отношения или же крохе хочется, чтобы это стало реальностью.

Если один из персонажей отдален от общей картины, означает что он держится от всех на расстоянии и ребенок эту отчужденность заметил.

Размещение одного из персонажей выше других или ниже, говорит о том что он главный в семье, если ниже — его влияние минимальное. Например, младшая сестра нарисована выше всех, то есть непосредственно она распоряжается всеми.

Диагностирование самого привлекательного персонажа

Диагностирование самого привлекательного персонажа можно провести по таким признакам:

  • он был нарисован первым, его в основном размещают на фронтальном плане рисунка;
  • его нарисовали крупнее других;
  • этот персонаж нарисован с любовью;
  • вокруг него нарисованы остальные персонажи. Они смотрят в его сторону.

Малыш может нарисовать его в необычной одежде или же прорисовывает какие-то детали и такие же рисует на своей фигуре — так он сравнивает себя с ним.

Размер нарисованных персонажей также играет немаловажную роль в проектированной методике «Рисунок семьи». Кроха рисует большого размера того члена семьи, с которым хорошие отношения. Например, он нарисовал большим папу. Это можно понимать, что с отцом ребенку комфортно находиться рядом, ему нравится проводить с ним время. Отношения с мамой у малыша или натянуты или имеют меньшее для него значение. Менее значимые персонажи изображаются вдалеке от остальных и рисуются последними маленького размера. Но также ребеночек может зачеркнуть или стереть этого малозначимого персонажа.

Стоит обратить внимание и на штриховку, и на нажим. Если во время рисования какого-либо персонажа тестируемый давит на карандаш, это означает, что данный персонаж вызывает у него чувство тревоги.

Если малыш рисует себя близко возле папы или мамы, значит, он отдает свое предпочтение данному родителю.

Главным фактором, определяющим предпочтения малыша, является расстояние между членами семьи. Именно это расстояние является психологической дистанцией. Дети изображают близких людей рядом с собой.

Ребенок о себе

Выделяя себя среди остальных детей, ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, отодвинув на задний план остальных членов семьи.

Преувеличенная фигура ребенка рядом с отцом означает, что малыш старается равняться во всем на отца. Так он выражает чувство соперничества, он хочет быть таким же авторитетным в семье, как и отец.

Чувство опеки и беспомощности будет выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание. Возможно, это связано с усиленной опекой над ненаглядным чадом и он привык к такому обращению с ним. В основном такое бывает, когда в семье один ребенок. Своей несамостоятельностью и слабостью дети очень часто манипулируют взрослыми, чтобы получить больше внимания.

Кроха тщательно прорисовывает свою фигуру на рисунке — так он показывает, что жизнь вращается вокруг него, он уникальный. Это также говорит о том, что родители вкладывают все силы в ребенка, чтобы воплотить в нем все несбывшиеся мечты. В такой семье детские желания на первом плане, а родители выполняют второстепенную роль.

Дополнительные персонажи

Изображение на рисунке несуществующих людей, не относящихся к семейному кругу, или животных говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями. Или же это можно расшифровать как недостаток эмоциональных связей. Дети, у которых нет родных братьев и сестер, могут изобразить двоюродных как членов своей семьи. Изображая зверушек, ребенок показывает, что ему не хватает общения с другими детьми, он желает играть с ровесниками, ему нужен постоянный компаньон в играх, чтобы он мог общаться с ним на равных.

Выдуманные персонажи говорят о неудовлетворенных детских потребностях. Недостаток удовольствия в настоящей жизни кроха удовлетворяет в своих воображениях и мечтах. Расспросив ребенка об этом персонаже, можно понять, чего же ему не хватает.

Если дошкольник изображает одного из членов семьи как домашнее животное, в реальности не существующее, то так он показывает, что ему мало любви и он желает ее обрести от этого человека.

Изображение родителей

Зачастую ребенок рисует обоих родителей. Папа выше всех слева, потом мама и остальные члены семьи. Но следует помнить, что ребенок может изображать желаемое, а не реальность. Это случается в неполных семьях. Малыш рисует отсутствующего члена семьи, тем самым показывает, что он хочет, чтобы папа или мама были рядом. Если родители развелись, он может так показать свое желание, чтобы родители снова сошлись.

Изображение одного родителя показывает, что ребенок прошел адаптацию и принял существующую реальность. Или же фигура одного из родителей может быть изолирована. Этим способом ребенок показывает свое желание быть с родителем противоположного пола. Вызванная ревность эдиповым комплексом вполне нормальное явление у детей, которые еще не достигли полового созревания.

Иногда дети рисуют или отца, или мать огромного размера. Это свидетельствует о том, что он является доминирующим членом семьи. Этот взрослый угнетает независимость ребенка и его инициативы. Ребенок показывает подавление своей воли, враждебность, страх перед этим человеком. Иногда дети рисуют также большие руки, что может означать диктаторское отношение. Если один из взрослых изображен небольшого размера с маленькими ручками или без них, это можно истолковывать как неуважение и игнорирование к данному близкому человеку.

Нежелание рисовать одного из членов семьи

Случается что дошкольник отказывается рисовать одного из членов семьи. На вопрос: «Почему ты не нарисовал брата?» малыш может ответить, что не хватило места или забыл. Помните, ничего не происходит случайно. Такая «забывчивость» или «нехватка места» может означать переживания и какие-то чувства к данному члену семьи. В основном дети из-за ревности к родителям не изображают младших сестер и братьев, потому что, как считают, именно им достается больше любви и родительского внимания. В реальности дети не проявляют агрессии, но во время рисования она может показываться на рисунке отсутствием младших детей.

Случается, что кроха изображает младших членов семьи, но при этом не изображает себя. Так, он ассоциирует себя с братом или сестрой, которым приходится большая часть родительского внимания. Если ребенок не изображает кого-то из родителей, это может быть негативное отношение к нему.

Ребенок, который чувствует себя в семьи одиноко, рисует свою фигуру вдалеке от всех. Или же он может не нарисовать себя. Это тоже показывает отчужденность и одиночество. Он также чувствует себя неполноценным, у него занижена самооценка. Такое может быть, если взрослые очень часто критикуют малыша, ставя в пример старших детей.

Источник