Меню

Международный валютный фонд что это такое и зачем он нужен

Международный валютный фонд: что это такое и зачем он нужен

В мире есть организация, которая следит за финансами государств — Международный валютный фонд. Он контролирует бюджеты других, выдаёт кредиты и советует правительствам. Разберём подробнее, что это за могущественная структура.

Международный валютный фонд или МВФ — глобальная спецорганизация ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Она следит за стабильностью финансовой системы мира. В МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2 500 сотрудников из 148 стран.

История. Идея фонда родилась в 1944 году на конференции ООН. Тогда 44 страны проголосовали за его создание, потому что не хотели повторения Великой депрессии. Они подписали Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому к доллару США привязывались мировые валюты, а сам доллар — к золоту. Только одна страна, СССР, была против и не подписала документ. К МВФ мы обратились только в конце 80-х.

МВФ учредили 27 декабря 1945 года, но работать он начал с марта 1947 года. Фонд помогал странам пережить последствия Второй мировой войны и выдавал краткосрочные кредиты для поддержания платёжного баланса. Первым заёмщиком стала Франция.

В 1971 году «золотовалютный стандарт» отменили: президент США Ричард Никсон объявил о его временной приостановке. Предыдущее десятилетие курс доллара к золоту считался завышенным, а война во Вьетнаме и рост цен на нефть зафиксировали крах системы. Через пять лет подписали новый документ — Ямайские соглашения о свободной торговле валютой: курс валюты не фиксируется, а формируется на основе спроса и предложения. Эти правила действуют до сих пор.

В истории МВФ было два периода быстрого роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 до 1991 год количество стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, потому что он регулировал переход вновь образованных государств от плановой экономики к рыночной и предоставлял займы в обмен на преобразования. Грузию, Молдову, Украину и Армению фонд кредитует до сих пор — на конец 2018 года общий заём для этих стран равнялся 12 млрд долларов США.

Ипотечный кризис США 2008 года вновь укрепил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и ввёл новые правила финансовой поддержки, которая в некоторых случаях может превышать ранее установленные лимиты. Общий объём денег на кредиты вырос до 750 млрд долларов, потому что ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счёт собственных средств.

Структура. Возглавляет фонд директор-распорядитель Кристин Лагард и её четыре заместителя. Они подчиняются Совету управляющих, который состоит из представителей стран-членов. Обычно это сотрудник Минфина или центробанка страны, поэтому Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка.

Операционную деятельность ведёт исполнительный совет, который также возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директора: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России — Алексей Можин, его заместитель — Лев Палей.

Фонд делится по территориальному и функциональному принципам. В состав входят департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие; и департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и др.

Задачи. Главное для МВФ — сохранить стабильность валютных курсов и рост международной торговли. Основными функциями фонд считает: рекомендации государствам по вопросам развития экономики, кредитование, техподдержку и подготовку кадров.

МВФ сосредоточен на глобализации — всемирной унификации стран. Чтобы сохранять экономическое равновесие в мире, страны должны стать похожими друг на друга, независимо от культуры, истории и религии. В прошлом году фонд отметил чрезмерный дисбаланс в мировой экономике, поэтому он рекомендует странам с дефицитом бюджета, США и Великобритании, поощрять сбережения и конкурентоспособность. Странам с профицитом бюджета, Германии, Японии, Швеции и Сингапуру, стимулировать инвестиции и конкуренцию.

Исследования. МВФ регулярно выпускает исследовательские отчёты:

Финансы МВФ

Финансирование. Бюджет МВФ формируется из разных источников. Главный — взносы государств-членов, т.н. «квоты». Квота для каждого государства своя. Она рассчитывается по формуле, в которой учтён вес страны в мировой экономике. Квота — право и обязанность одновременно. Она определяет сумму ежегодного взноса, максимальный объём кредитования и количество голосов.

Формула расчёта квоты:

0,50 * ВВП + 0,30 * финансовая открытость + 0,15 * экономическая изменчивость + 0,05 * международные резервы.

Общий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону. Он привязан к корзине валют, которая пересматривается раз в пять лет. С 2016 года в корзину входят доллар США, евро, фунт стерлингов, иена и юань.

Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174 Рис. 5. Состав валютной корзины для СДР

Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето — США с более 17% голосов.

Квоты — первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно.

Кредиты. МВФ даёт деньги странам не на конкретные проекты, а на восстановление платёжного баланса. Если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, её поддержит МВФ. Также фонд помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. МВФ выдаёт кредиты по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже — вплоть до нулевых.

На середину 2019 года МВФ окажет финансовую помощь 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 85 млрд долларов США.

Перед выдачей кредита МВФ оценивает центробанк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В прошлом году фонд оценил почти 100 центробанков мира, а 60 из них регулярно мониторит. Вот на что смотрят эксперты:

  • как проводиться внешний и внутренний аудит центробанка;
  • какая структура центробанка;
  • зависит ли от органов власти; как формируется финансовая отчётность;
  • какой контроль за бизнес-процессами внутри банка.

На 30 апреля 2018 года только два заёмщика имеют просрочку по кредиту свыше шести месяцев. Это Сомали — 239 млн СДР и Судан — 966 млн СДР. Общий долг — 1,2 млрд СДР или 1,6 млрд долларов.

МВФ и Россия

Россия стала членом МВФ после распада СССР — 01 июня 1992 года. СССР не вступал в члены из-за холодной войны, но в конце 80-х стране понадобились деньги. Михаил Горбачёв просил МВФ принять страну в членство и кредитовать. В ответ МВФ рекомендовал перейти от плановой экономики к рыночной. Для этого надо было приватизировать госкомпании, не препятствовать импорту товаров, урезать финансирование сельского хозяйства и промышленности. Такие меры МВФ, как правило, рекомендует всем развивающимся странам, которые обращаются за кредитами.

В 90-е Россия получила кредитов на 22 млрд долларов США. Однако в 2000-х политика поменялась — правительство решило больше не зависеть от иностранных кредитов. Поэтому в 2005 году мы досрочно погасили последний долг в размере 3,3 млрд долларов, и с тех пор Россия сама кредитует другие государства. С 2010 года деньги на кредиты берутся из международных резервов РФ. Россия обещает обеспечить 10 млрд долларов США для кредитования МВФ.

В России есть постоянное представительство МВФ, которое возглавляет Габриэль Ди Белл. Он следит за развитием экономики страны и регулярно готовит доклады. Последний — от октября 2018 года. Он считает, что Россия подготовилась к кризисам: бюджетный профицит, низкий госдолг и плавающий курс валюты. Однако он видит и ряд препятствий для развития экономики: большая доля госкомпаний, перекос в распределении доходов, мало жителей, низкий поток инвестиций и недостаточный объём экспорта.

Кратко

МВФ — организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США — они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ — 750 млрд долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются. Россия закрыла последний долг перед МВФ в 2005 году. Теперь мы кредитуем сами.

Источник



Новые рекомендации МВФ: сдать армию, вернуть все деньги на Запад и поднять цены на бензин

21.07.2019
Новые методички Международного валютного фонда позволяют наглядно проследить, откуда растут ноги у многих инициатив правительства РФ. Директора Фонда одобрили повышение налогов и пенсионного возраста и посоветовали России урезать помощь бедным, отменить субсидии на бензин, а главное немедленно вложить накопленные полтриллиона долларов Фонда национального благосостояния в «высококачественные иностранные активы», дабы закончить разговоры про какой-то там суверенитет и вернуться к полной зависимости от санкций. Таких открытых рецептов финансовой капитуляции страны МВФ не выписывало России с начала-середины 90-х.

Двенадцатого июля 2019 года Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) завершил консультации с Российской Федерацией. По завершении обсуждения директор-распорядитель МВФ как председатель Совета собрал мнения исполнительных директоров и направил официальным органам страны — правительству РФ и ЦБ для ознакомления и исполнения. Официально правительство России не обязано исполнять все эти «рекомендации», но так повелось с начала 90-х, что почти все, что нам указывают международные банкиры, мы выполняем либо полностью, либо частично, за что тогда получаем «выговор».

Чтобы понять, насколько российская власть от них зависит, посмотрим, что делалось согласно указаниям МВФ. Если в 2017 году они рекомендовали нам сокращение расходов и бюджетное правило, что было выполнено до пункта, то в 2018 году пришло время повышения налогов и пенсионного возраста. «Мы приветствуем планы официальных органов по увеличению расходов на здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры. Однако это следует делать таким образом, чтобы не подорвать доверие к новому бюджетному правилу. В противодействии негативным демографическим тенденциям могла бы помочь (по крайней мере, временно) давно откладываемая параметрическая пенсионная реформа. Кроме того, тщательно продуманный и не влияющий на размер дефицита переход от отчислений на социальное страхование к налогообложению потребления мог бы стимулировать предложение рабочей силы, сократить масштаб неформальных трудовых отношений и способствовать привлечению новых инвестиций», — было отмечено в прошлогодних «рекомендациях».

Читайте также:  Инструкция проводнику электромонтеру почтовых вагонов

Прошел год, и мы имеем повышение пенсионного возраста, налог на самозанятых, повышение НДС, а также довольно сомнительные результаты реформ здравоохранения и образования, которые дошли до маразма в виде «прогрессивного» привлечения почтальонов к оказанию медуслуг, дабы сэкономить на врачах.

То есть правительство Медведева выполнило все пункты данных рекомендаций, да так, что весной на отдельном собрании случилось давно не бывалое: за выполнение своих указов МВФ ругал демократическую и подконтрольную «хорошую» Украину и хвалил «злую, подсанкционную» Россию. Отдельные благодарности глобальных спекулянтов заслужили ЦБ и Минфин, а заодно напомнили, что тратить собранные в Фонд национального благосостояния деньги в России нельзя. «Чтобы закрепить доверие к правилу, рекомендуется избегать дальнейших его изменений, особенно после небольшого смягчения в прошлом году. Официальным органам рекомендуется также воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния, а следует продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП)», — говорилось в весеннем докладе МВФ.

И вот итоговая резолюция Фонда, полностью которую можно прочесть на их официальном сайте. https://www.imf.org/ru/News/Articles/2019/07/16/pr19282-russia-imf-executive-board-concludes-2019-article-iv-consultation Там после еще одной похвальбы нашего правительства отмечают: прорывов не ждите, ваш курс не более 1,2% роста ВВП, то есть чуть больше статпогрешности, а главное — верните деньги обратно нам, на Запад. Вот начало «рекомендаций»:

1

Просто сказочно. Правительство России молодцы, что собрали с народа столько налогов и обеспечили «справедливое распределение между поколениями», не вкладывая в экономику России. Вот здесь хотелось бы спросить, если МВФ требует продолжения вложений в «высококачественные иностранные активы», которые могут отобрать, введя санкции по любому поводу и без оного, то чьим поколениям должно достаться «справедливое распределение»? Молодому поколению США (штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, если кто забыл)? Или молодому поколению владельцев корпораций? То есть вкладывать деньги в создание новых производств внутри России нельзя — это плохо и повредит бюджетному правилу, а вот обобрать своих и отдать деньги им — это хорошо, правильно и замечательно.

Но это только начало рекомендаций. Дальше пойдет про «борьбу с бедностью», важностью цен на бензин на уровне Германии и налогов для самозанятых.

2

Если коротко, то МВФ советует максимально усилить контроль над самозанятыми, дабы никто не мог подзаработать в обход их денег, пардон, вложений в «высококачественные иностранные активы», убрать внутренние субсидии на бензин, что приведет в течение двух-трех недель к удорожанию бензина до 70-80 рублей за литр. И, конечно же, МВФ одобрил внесение всех бедных в реестр для «выдачи адресной помощи», которая бы не затрагивала средств бюджетного правила — то есть как и с прошлой адресной помощью или помощью на Украине. Чтобы получить субсидии как бедный, ты еще должен семь раз доказать, что совсем бедный, не имеешь возможности идти работать, даже если работы нет вообще (привет из украинских сел, где наличие огорода являлось поводом для отказа в субсидии). Притом у нас речь идет не о будущем выполнении этих рекомендаций — они у нас уже внедряются полным ходом, что говорит о том, кто и как управляет правительством РФ.

Однако и это еще не все. В конце своих указивок МВФ не только в очередной раз «посоветовал» провести новую приватизацию, но открыто призвал рассекретить расходы по оборонным проектам, то есть по всем государственно-частным контрактам, суммы на которые, как и остальные детали, содержатся в секрете от НАТО и отдельно США.

3

А может, МВФ сначала попросить рассекретить детали американской ядерной программы или работы АНБ? Какие фирмы работают, кому и какие контракты достаются, какие результаты и цели преследуются? Да нет, за такие секреты Ассанжа и Сноудена до сих пор гоняют и мечтают лет на 300 усадить. Но это для белых людей, а вы, русские, сдавайте секреты, тем более, когда выполните все рекомендации окончательно, не про защиту от внешнего врага думать будете, а как народ усмирить.

Для понимания, подобная система рекомендаций, которую продвигает МВФ в России, не нова. Она уже себя «великолепно» зарекомендовала в Нигерии. Там с 2004 года действовал механизм «избыточных нефтяных счетов» (Excess Crude Accounts — ECA), на котором собирались огромные для этой нищей африканской страны деньги. В 2010 году его разделили по рекомендации МВФ между тремя инвестиционными фондами под управлением NSIA — Стабфондом, Фондом будущих поколений и Нигерийским инфраструктурным фондом. И достигли великолепных высот в экономике. Как сообщил ТАСС, Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, стала ведущей экономикой континента, обогнав ЮАР по размеру ВВП. Опубликованный их правительством пересчитанный объем ВВП увеличен с $264 млрд до $453 млрд и обогнал $384 млрд ВВП ЮАР. «Нигерия стала крупнейшей экономикой в Африке по размеру ВВП и 26-й экономикой мира», — сказала министр финансов Нгози Оконджо-Ивеала.

Вот только сами нигерийцы из этих денег не видят ничего. 10% сверхбогатых и их прислуги, свыше 60% абсолютно нищего населения, у которого трехразовое питание: понедельник, среда, пятница и если очень повезет, то и воскресенье. Там нет как такового образования — согласно докладу ООН, 154 место по уровню грамотности населения из вообще 189 стран, в которых проводились исследования. То есть хуже дела только в ряде других стран — Африке, Афганистане, Сирии, Ливии и других странах, где идет война. Про медицину говорить вообще не стоит: рекомендации ООН на тему того, что можно там подхватить, — учебник по вирусной медицине. А где же тогда все эти огромные деньжищи?

Правильно — в большинстве своем они сосредоточены в руках владельцев иностранных корпораций, которые «инвестировали» в страну и теперь качают оттуда нефть и газ, а также в «правильных» фондах. А то как бы тупой народец не научился читать, а главное считать, и не понял, что его страну банально доит кучка западных и местных «экономических гениев».

А теперь и нам МВФ уже чуть ли не в открытую пишут: ребята, Россия — это страна третьего или четвертого мира, которая не должна иметь ни промышленности, ни нормальной армии, ни государственных предприятий, тем более секретных. Она не должна тратить деньги на «нищебродов», делая массовую бесплатную медицину и образование. Ее удел — быть северной Нигерией, а как бы наши Набиуллина и Медведев улыбаются, машут и все исполняют.

«Кстати, глава Банка России Эльвира Набиуллина поддержала эти рекомендации. А как же иначе?! Она вновь пугает всех ростом инфляции и восстановлением зависимости экономики и рубля от колебаний цен на нефть. Уже появились и «подпевалы» из банков, инвесткомпаний и фондов, которые стали активно поддакивать госпоже Набиуллиной — дескать, тратить резервы сейчас никак нельзя, они накоплены для «чёрного дня». Только эти умники никак не могут понять, что для отечественной экономики, для миллионов российских семей эти чёрные дни уже наступили», — заметил ведущий телеканала Царьград Юрий Пронько. Знал бы он еще, как прав, только «черные дни» у нас наступили даже не потому, что в стране кризис, а потому, что мы идем экономическим курсом Нигерии, как это ни смешно и печально звучало.

И здесь становится реально непонятно, если наш экономблок так старательно старается догнать и перегнать Африку, то зачем тогда было вот это все с 2014 года? Зачем было спасать Крым, идти в Сирию и вообще проводить самостоятельную внешнюю политику? Зачем надо было останавливать внедрение транснациональными корпорациями ГМО, вводить контрсанкции, а также возрождать армию, если мы стремились влиться в «северную Африку»? По логике либералов и МВФ, это все лишнее и вредное, ибо не дает «полностью реализовать себя частным инвестициям», то есть передать все в руки «правильных корпораций» с гешефтом местной элите.

Но ведь это все делалось, а значит, курс на возрождение России как самостоятельной и независимой от Западе державы имел и, надеемся, имеет место. Вот только если вести самостоятельную внешнюю политическую политику и выполнять все указы «заклятых друзей» в экономике, то рано или поздно страну порвет — Мадуро не даст соврать, да и у нас хоть пока и не рвет, но дело к тому движется, и довольно быстро. И определяться, чего мы хотим, уже поздно, так что пора бы рвать с МВФ, их рекомендациями, а главное — с исполнителями этих рекомендаций. Дальше уже тянуть просто некуда.

Источник

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Читайте также:  Условия гарантийного обслуживания и информация для владель

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Источник

Рекомендации МВФ для России

Рекомендации МВФ для России — результат консультационной поддержки России Международным валютным фондом в части денежно-кредитной, налогово-бюджетной, макрофинансовой политики и структурных реформ, влияющих на дальнейшее развитие страны.

В основе индивидуальных рекомендаций (планов стабилизации), разрабатываемых для стран-заёмщиков, лежат положения «Вашингтонского консенсуса». Последний был сформулирован экономистом Дж. Вильямсоном в конце 1980-х годов в работах американского Института мировой экономики с целью гарантировать своевременное погашение долга фонду [1] .

Предоставление рекомендаций является одним из важных направлений деятельности Фонда. Эти рекомендации являются примером мягкого права, которое работает в отсутствие инструментов принуждения. Так, страны ЕС берут на себя обязательства по разработке финансовых планов и программ, не противоречащих рекомендациям Фонда [2] .

Содержание

[править] Анализ основных рекомендаций

Российская Федерация является членом МВФ с 1 июня 1992 года [3] . В соответствии со статьёй IV соглашения МВФ, Россия проводит консультации с фондом [4] , как правило 1 раз в год. Ниже представлены результаты консультационной деятельности в виде основных рекомендаций.

[править] Пенсионная реформа

В период с 2012 по 2018 год, МВФ рекомендовал провести пенсионную реформу. Ниже представлена её детальная динамика.

2012 год — необходимо увеличить пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет к 2030 году и до 65 лет к 2050 году. По утверждению фонда, реформа необходима в связи с демографическими проблемами. [5] [6] Также по мнению фонда, если реформа не будет проведена, то расходы на пенсию будут увеличены до 16 % ВВП к 2050 году.
Результат выполнения: в течение 2012 года реформа будет находиться в стадии рассмотрения.

2013 год — повысить пенсионный возраст в связи с тем, что в долгосрочной перспективе расходы на пенсию будут увеличиваться относительно размеров ВВП. Также немаловажно повысить минимальную продолжительность стажа необходимого для выхода на пенсию.
Результат выполнения: В течение 2013 года правительством РФ принято решение не рассматривать повышение пенсионного возраста на законодательном уровне. С 2015 года будет введён новый принцип формирования пенсий основанный на пенсионных баллах, которые будут начисляться в течение рабочего стажа. Также, минимальный рабочий стаж для получения пенсии будет повышен с 6 до 15 лет. Введён порог на минимальное количество условных баллов дающий право выйти на пенсию. С учётом такой системы, человеку, получающему минимальный размер оплаты труда, понадобится около 40 лет на то, чтобы получить право на пенсию. [7] [8] [9]

2014 год — повысить пенсионный возраст, который в России является низким по международным стандартам. По мнению фонда это повлечёт за собой удержание рабочей силы, а также увеличит экономический рост. [10]
Результат выполнения: до 2015 года реформа пенсий находилась в стадии рассмотрения.

2015 год — провести повышение пенсионного возраста, и минимального рабочего стажа позволяющего получать пенсию. Такие рекомендации связаны со спадом российской экономики в следствии санкций со стороны США и ЕС (ситуация с Украиной в 2014 году), а также падением цен на нефть. По мнению фонда такие действия могут дать экономию до 2-3 % ВВП России. [11]
Результат выполнения: введён новый принцип формирования пенсий основанный на пенсионных баллах. Минимальный рабочий стаж для получения пенсии увеличен с 5 до 6 лет. Повышение пенсионного возраста находилась в стадии рассмотрения.

2016 год — осуществить экономию бюджета за счёт повышения пенсионного возраста. По мнению фонда такие действия позволят удержать рабочую силу и сэкономить бюджет.
Результат выполнения: в течение 2016 года дискуссия по вопросу повышения пенсионного возраста продолжалась.

2017 год — провести повышение пенсионного возраста для сокращения количества пенсионеров. По данным ПФР, в 2016 году численность пенсионеров в стране составляла 43,3 миллиона человек. В нынешнем году эта цифра вырастет до 43,9 миллиона. Специалисты фонда считают, что проведение такой реформы смягчит неблагоприятную демографическую обстановку. [12]
Результат выполнения: в течение 2017 года пенсионная реформа находилась в стадии обсуждения.

2018 год — провести параметрическую пенсионную реформу, включая повышение установленного законом пенсионного возраста и ограничение раннего выхода на пенсию.
Результат выполнения: в течение 2018 года пенсионная реформа была утверждена. Она предусматривает повышение пенсионного возраста на пять лет за следующее десятилетие. Реформа начнёт действовать с 1 января 2019 года.

[править] Бюджетное правило

В 2000-ые годы в мире сложились высокие цены на нефть и газ, и Россия стала получать огромные доходы от их экспорта. В условиях сильной зависимости от нефти, необходимо учитывать и связанные с ними риски. [13] Например, если цена на нефть на мировом рынке уменьшится на 1 доллар, то это повлечёт за собой уменьшение государственных доходов [14] . Одним из вариантов решения подобных проблем предусматривает применение «бюджетного правила», которое чётко определяло бы нефтегазовую долю доходов которую можно потратить, а которую необходимо сохранить. В рамках этого правила была введена некая цена отсечения для направления доходов на расходы, и сбережения в Стабилизационном фонде. [15] Впервые бюджетное правило было введено в 2004 году в соответствии с рекомендациями МВФ. [16] [14] Ниже представлена детальная динамика таких рекомендаций.

2003 год — сберечь сверхдоходы от продажи нефти. [17]
Результат выполнения: в течение 2003 года официальными органами России велись обсуждения инициативы предложенной фондом. В результате 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд РФ и затем бюджетное правило [18] . По этому правилу все доходы от продажи нефти превышающие 20 долларов за баррель направлялись в этот фонд. В январе 2004 года цена на нефть составляла 29 долларов за баррель. [19] Впервые эти сверхдоходы были направлены 01 мая 2004 года.

Читайте также:  Правовые аспекты применения физической силы специальных средств и оружия сотрудниками полиции при задержании

2004 год — доходы от цен на нефть свыше 20 долларов за баррель необходимо и дальше сберегать в стабилизационном фоне [14] .
Результат выполнения: бюджетное правило оставлено без изменений.

2005 год — повысить цену отсечения с 20 до 27 долларов за баррель в связи с повышением цен на нефть до 60 долларов за баррель [20] .
Результат выполнения: повышена с 20 до 27 долларов за баррель. Закон подписан Президентом в октябре 2005 года. Вступает в силу с 1 января 2006 года. [21] [22]

[править] Налог на добавленную стоимость

Это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации [23] . Ниже представлена детальная динамика рекомендаций МВФ в части реформ данного налога.

2017 год — повысить ставку с 18 до 22 процентов [24] .
Результат выполнения: в течение 2017 года повышение основной ставки обсуждалось на уровне от 18 до 20 процентов [25] . Летом 2018 года Государственная дума утвердила повышение ставки до 20 процентов начиная с января 2019 года. [26]

[править] Обсуждения в СМИ

Сообщения о том, что реформы в России являются рекомендациями МВФ, появляются крайне редко, но все же такие есть. Например, «Газета.Ru» в 2017 году сообщила россиянам, что МВФ предложил поднять пенсионный возраст [27] , в том числе снижение ставки социальных страховых взносов, повышение НДС и ограничение прав досрочного выхода на пенсию (например, для военных). Более того, аналогичные рекомендации получают Украина, и другие страны (в частности, Греция).

Есть и положительные примеры рекомендаций МВФ, так Кристалина Георгиева выражает обеспокоенность неравенством доходов населения внутри стран, так как такое возрастание неравенства обычно, за последние 200 лет, предшествовало кризисам, и угрожает стабильности мировой финансовой системы. [28] [29] [30]

Этим продиктованы многочисленные требования МВФ к странам и государствам увеличить минимальный размер оплаты труда, бороться с бедностью и оказывать адресную помощь беднейшим.

[править] Критика

Евгений Фёдоров и активисты «НОД», критикуют МВФ и его рекомендации для России [31] .

Сергей Глазьев указывает на неадекватность рекомендаций реальности, дающих ложные оценки и имеющие псевдонаучное обоснованние. Также Глазьев отметил, что указания МВФ для США и ЕС бывают противоположны тем, что они дают России:

  • для США и ЕС в кризис рекомендовано не повышать процентные ставки;
  • для России же — наоборот, повышать процентные ставки.

Именно МВФ рекомендовал переход к свободно плавающему курсу рубля, что, по словам Глазьева, противоречит здравому смыслу и международному опыту, но было осуществлено в России в 2015 году, результатом чего стало падение курса рубля вдвое и обрушение финансового рынка, который перешел в турбулентное состояние, инфляция же не понизилась. При переходе к новому технологическому укладу все развитые и успешно развивающиеся страны (действуя часто наперекор рекомендациям МВФ) наращивают кредитование своих экономик, Россия же, следуя рекомендациям, снизила такое кредитование, что не дало роста экономики и заблокировало такой переход. Выполнение таких условий МВФ, как таргетирование инфляции посредством ключевой ставки и пренебрежение устойчивостью рубля очень облегчило США ввод санкций против России, обеспечив мощный вывод капитала, сжатие кредита, падение инвестиций и производства, рост инфляции, и все вытекающее из этого.

Это привело к подрыву экономических достижений Российской Федерации за последних 10 лет, где ЦБ РФ «фактически выступил орудием» противника. С 2005 по 2015 год Россия была донором мировой финансовой системы. Несмотря на то, что кризисы 1998, 2008 и 2014 годов были спровоцированы уходом иностранного капитала с нашего рынка, ЦБ РФ не препятствовал выводу капитала, придерживаясь политик «открытости», вследствие чего денежная масса формируется в основном под иностранные обязательства, что означает глубокую подчиненность иностранному капиталу, и ежегодно выводится 120—150 млрд долл. Были примеры когда в кризис 1998 года ЦБ РФ отвергнул рекомендации МВФ — это позволило успешно преодолеть кризис (вызванный, кстати, уходом западных капиталов с нашего рынка), попутно уменьшив инфляцию в 4 раза. США с 2008 года проводят именно такую политику смягчения, вопреки рекомендациям МВФ. Япония же, следуя рекомендациям МВФ, впала в затяжную стагнацию. [32]

Негативный эффект от рекомендаций МВФ отмечали также Василий Дерен (2019) [33] , А. О. Баранов (2013) [34] , Глазьев (2010) [35] , Чувахина Л. Г. (2011) в рамках исследования кризиса с 2008—2009 гг. [36] а также Примаков (1999) [37] .

Коптелов И. О. [38] указывает, что МВФ рекомендовал России прирост инвестиций в основной капитал от 3,9 (2014) до 6 % (2016), тогда как необходимо минимум 10-15 %, и закладывая такие темпы, МЭР РФ фактически отказывается от обновления производственного аппарата, и это в момент перехода к новому технологическому укладу. ЦБ РФ рекомендовано снижать инфляцию путем сжатия денежной массы, в то время как ведущие ЦБ мира (США, ЕС, Японии, Англии) поступают противоположно.

Рекомендации МВФ для России — улучшение инвестиционного климата, защита прав собственности и призыв «смелее проводить структурные реформы» — мало отличаются от рекомендаций странам в глубоком кризисе, например, Греции, хотя госдолг РФ — 13 % ВВП, Греции же — 170 %. Также Коптелов рекомендует России меры, противоположные тем, что советует МВФ.

Владимир Бурлачков в 2002 году делает вывод, что высокие процентные ставки (это неизменная рекомендация МВФ) неизбежно влекут за собой сокращение кредитования, нехватку оборотных средств, а значит, и сокращение производства, а большой внешний долг влечет за собой экспорт сырья и продукции по заниженным ценам. т. о., кредиторы обретают двойную выгоду — и возврат долга с процентами, и низкие цены на покупаемую продукцию. А если учесть, что при наращивании долга для его отдачи необходимо, чтоб ВВП рос опережающими темпами (при сокращении же производства происходит обратное), то следуя рекомендациям МВФ, расплатиться будет невозможно. [39]

Мазахир Султанов указывает, что основной задачей МВФ является укрепление глобальной финансовой стабильности и международной валютно-финансовой системы, этим и объясняется, что, по его словам, «многочисленные страны и даже отдельные континенты не ощутили более менее заметных положительных результатов от внедрения в них программ МВФ и Всемирного банка» — ведь мировая валютно-финансовая система выходит их своих кризисов именно за счет развивающихся стран. В пример он приводит кризисы в 1990 году в Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина, и др.), Азиатского кризиса 1997 года, приводя слова Милтона Фридмана: «Не будет преувеличением сказать, что если бы не существовало МВФ, то не было бы и восточноазиатского кризиса», в странах Африки, а также в России в 1998 году. Причиной таких потрясений в РФ стали большие внешние заимствования, необходимые для перехода к рыночной экономике — и внезапное прекращение займов МВФ, что сам МВФ объяснил недостаточными темпами требуемых им реформ. [40]

Механизм такого подчинения периферийных стран глобальной финансовой системе раскрывают В. А. Волконский и А. И. Кузовкин [41] : страны Центра поднялись в послевоенное время, используя протекционизм, в 1970-е же началось новое наступление Центра на периферию, на этот раз монетарными способами: сначала показ всеми средствами своего высокого уровня жизни, далее «перевербовка» части властной и культурной элиты периферии и продвижение её во власть, они же, достигнув власти, устанавливают идеологию либерализма, открытости и необходимости иностранных инвестиций, а также всевозможных реформ, выгодных глобальному финансовому капиталу, МВФ и Мировой Банк являются инструментами такой политики, они и диктуют нам эти условия. Рекомендации их типичны для всех стран периферии, и как отмечал Дж. Стиглиц, вызваны не нужностью их для данной страны, а международным давлением (в том числе со стороны Казначейства США).

Требование внешне-экономической открытости (постоянная рекомендация МВФ) всего было орудием внешней экспансии, отмечают Волконский и Кузовкин, приводя пример Китая после опиумных войн, где в результате такой открытости, когда Китай открыл свои порты для иностранной торговли, и в течение 100 лет китайские таможенные тарифы были одними из самых низких в мире (4 % в 1913 и 8,5 в 1925, в то же время 30 % в США) душевой ВВП Китая оставался на уровне начала XIX века, душевой же ВВП стран Запада вырос на порядок, и в общем, страны, использующие с 1980 по 1995 иностранные кредиты (тоже рекомендация МВФ) не показывали никаких преимуществ перед теми странами, кто опирался на внутренние резервы. В России либерализация (тоже рекомендация МВФ) приводит ко все возрастающему оттоку капитала из страны, большему, чем приток инвестиций, аналогичное положение и в других странах, пользующихся рекомендациями МВФ. Требование же сокращать социальные расходы приводит к сокращению внутреннего спроса, за ним производства (воронка), росту безработицы, эмиграции. Капиталы же стекаются с периферии в Центр. Механизм таков: сначала краткосрочный приток инвестиций, в основном спекулятивных, «разогревание» рынка, потом быстрый отток «дешевых» долларов из страны, пакет «помощи», но уже гораздо более дорогих долларов — так было в Мексике в 1995, в Юго-Восточной Азии в 1997 в России и Бразилии в 1998.

Цель такой экспансии — завоевание рынков Периферии и экспорт природных ресурсов оттуда, а также скупка их национальных компаний. В пример авторы приводят скупку южнокорейских чеболей. Вообще же, доля западного капитала в корпоративной собственности Периферии увеличилась с 1979 по 1999 почти в 200 раз.

Далее авторы подробно описывают экономику России в 1990-е, построенную в точности по рекомендациям МВФ: государство самоустранилось от регулирования объёмов производства и цен, в результате резко возросла цена и роль доллара, а также доходность сырьевых отраслей (к 2000 прибыль «нефтянки» составляла половину прибыли всей российской промышленности), внутренний же спрос так же резко упал, и это повлекло падение обрабатывающей промышленности (с 1990 по 1995 вдвое), с 1990 по 2000 ВВП в сопоставимых ценах упал на 38 %, доходы же от посредничества выросли в 2,4 раза, уровень жизни населения упал на 60 % (с 1990 по 1995), распространился бартер, доходность же от банковской деятельности резко выросла, что, правда, закончилось в 1998.

Источник

Adblock
detector