Меню

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН РАБСКИЙ ТРУД ЗА СОЦПАКЕТ

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН – РАБСКИЙ ТРУД ЗА СОЦПАКЕТ

Я устроился на работу в Московский метрополитен в октябре 2018 года.

Нужна была вакансия со стабильным заработком. Поскольку высшего образования я не имею, а снова идти в общепит не хотелось, метро показалось лучшим вариантом на тот момент. Что ж, это было ошибкой.

Итак, ты решил посвятить жизнь сфере обслуживания. Лучше всего подъехать в отдел подбора персонала, расположенный на станции метро Выставочная. Улыбчивые молодые девушки и парни дадут тебе брошюрку со списком доступных вакансий. Механики, уборщики, мойщики составов и т.д. Мой выбор пал на билетного кассира со знанием английского языка. Работа казалась непыльной – сидишь себе на кассе, не месишь грязь, как уборщики и продаешь билеты. Далее заполняешь анкету, отдаешь сотруднику и тебя приглашают на собеседование в отдел кадров. Едешь туда, тебе вкратце обрисовывают ситуацию: по деньгам, графику, так же выбираешь себе станцию для работы.

Ещё, если идешь на кассира со знанием языка, тебя отошлют в учебный центр для проверки знаний. Уровень там нужен элементарный. «Hello», «good bye», «can I help you» и тому подобное. Я со своим B2 (практически свободное владение) там был белой вороной, преподаватель сильно удивился, услышав грамотную речь на английском и большой словарный запас. Это к тому, что сильно париться не нужно. Особой импровизации в общении с иностранцами от тебя никто не ждёт – у каждого кассира есть табличка-шпаргалка с общими фразами, которые при желании можно выучить, но обычно их просто зачитывают вслух. После успешной сдачи экзамена возвращаешься в отдел кадров с пакетом документов. Это паспорт, трудовая книжка, ИНН, СНИЛС, наличие штампа о регистрации (у меня была временная, поэтому её привёз отдельной бумагой), документ об образовании. Подписываешь трудовой договор и можешь ехать на станцию приступать к стажировке.

Тебя прикрепляют к старшему кассиру, работаешь по его графику 2/2 по 12 часов. В первый день просто теория, подписываешь бумаги, чутко внимаешь и всё рассматриваешь. Потом могут и на кассу посадить работать под наблюдением старшего. Ещё какое-то время проведешь на обучении в центре на Выставочной и полюбуешься на башни Москва-Сити. Стажировка идёт около недели, после неё – к начальнику дистанции, отвечаешь по билетам на вопросы. Если вдруг не смог сдать экзамен, то стажировка продлевается до тех пор, пока не сможешь. Начальство подтверждает твою профпригодность, идешь получать униформу на складе и можешь приступать к работе.

Спустя какое-то время тебе сделают красную ксиву сотрудника метрополитена и торжественно вручат вместе с металлическим бейджиком.

Рекламные плакаты метро, завлекающие гибким графиком, карьерным ростом и работой рядом с домом, лгут. Во-первых, там есть крохотная надпись под «звездочкой», которую не все видят. «При наличии вакантных мест на выбранной станции». Не факт, что сможешь устроиться на ближайшую станцию. Я, например, рассматривал одну, но свободных мест не было, поэтому пришлось выбирать из того, что есть. Во-вторых, что мне позже сообщили на стажировке, кассира могут спокойно послать работать на другую станцию. Даже на противоположный конец города, потому, что так решило начальство. Да, большую часть времени ты проведёшь на «своей» станции, однако будь готов ехать чёрт знает куда. Об этом нюансе кадровики не сочли нужным сообщить.

Карьерный рост теоретически возможен. Кассир – старший кассир – бригадир – начальник дистанции. Только вот дальше старшего кассира никто не продвигался. Кумовство здесь в почете. И обычные кассиры редко хотят идти на повышение. За незначительную прибавку в окладе ты получишь большой геморрой. Старший кассир отвечает за всё, именно его зовут общаться со скандалящими пассажирами, отчитываться перед высшим руководством за все косяки, разгребать всё дерьмо.

Забудь о свободном времени и нормальном сне.

Плавно перейду к рабочему графику.
Кассиры есть сменные и не сменные. У сменных график 2/2 по 12 часов. Утренняя смена начинается в 7.30, ночная, соответственно – 19.30. Плюсы быть сменным кассиром – не гоняют на другие станции, ты закреплен за непосредственным начальством – старшим кассиром и сидишь на жопе ровно.

Теперь расскажу о не сменных. Если придумывать название их графику, то на ум приходит лишь одна фраза: «скажи прощай нормальному режиму». Эти кассиры работают 3/1, причем первые три дня так называемого цикла пашешь с 6.30 до 15.00. Единственный выходной (иногда удача улыбается и ставят сдвоенные, но редко). Далее смены начинаются в 13.30 и длятся до 22.00. К слову, на обед всем кассирам, неважно, 8 ты часов пашешь или 12, даётся полчаса.

А теперь ситуация. В утреннюю смену тебя посылают работать на станцию, находящуюся на другом конце Москвы. Метро открывается в 5.30. Кассир обязан быть на рабочем месте за полчаса до начала смены, чтобы расписаться за «приход» в книге явок, ознакомиться с новыми распоряжениями и сверить выданные начальством разменные деньги и проездные билеты с накладной. Люди просто не успевают доехать вовремя. А за несвоевременный выход на смену, допустим опоздал на полчаса – требуют объяснительные, что прямым образом влияет на выплату премии. Если часто опаздываешь – лишают её полностью. Начальство не волнует, что ты появился не вовремя просто потому, что не успел, а не проспал или поленился встать рано.

Заберём у рабов последние гроши.

Вообще, премии тут с удовольствием лишают за всё. Визиты проверяющих –автоматная очередь по всем твоим косякам. Опоздал на смену, не расписался в документах (бюрократии здесь по горло хватает), принес телефон на рабочее место, повесил куртку не в шкафчик для одежды.

Доходит до маразма – иногда бывают «тайные покупатели», и не дай бог кассир не улыбнулся или забыл поздороваться с ним. Лично от начальства слышал историю, как на одной станции полностью лишили человека премии на год за это. Знаете, при огромном потоке пассажиров в час пик особенно нет желания каждому говорить «здравствуйте» и «до свидания». Всем плевать.

Премии могут спокойно лишить, если на тебе надеты штаны не того цвета, рубашка без нашивок или отсутствует бейдж на форме. Униформу дают бесплатно, даже ищут под твои размеры, никаких удержаний из зарплаты. Вычесть могут при увольнении, если ты не сдал что-то из списка на склад. Сделана она, мягко скажем, топорно. Материал одежды доставляет сильный дискомфорт. Если белые рубашки ещё можно носить, они хлопковые, и ты не чешешься каждые 5 минут, то с «низом» дела обстоят хуже. Это серые брюки/юбки, дикая смесь синтетики и шерсти. Мало того, что они жаркие (зимой, быть может, это идет в плюс, но летом потеешь так, что одежда прилипает к заднице), так ещё и сильно раздражают кожу.

Тварь ты дрожащая или… нет, прав ты не имеешь.

Про скотское отношение к сотрудникам и условия труда хочу посвятить отдельный абзац.

С коллективом мне повезло. Люди работают хорошие. На смене обычно есть старший кассир, парочка сменных и несколько обычных. В большинстве своём – тётки от 40 лет и выше. Кто-то дорабатывает до пенсии, кому-то в силу возраста трудно устроиться куда-то ещё, у кого-то нет высшего образования. Молодых почти нет, на всю бригаду был лишь я (23 года) и еще трое человек до 30-ти.

У каждой станции есть бригадир, грубо говоря – высшее начальство. Именно он собирает с тебя объяснительные, составляет твой рабочий график, отсылает на другие станции и портит тебе жизнь. Незадолго до моего увольнения сменилось руководство, на место нормальной начальницы, с которой я работал год, пришла новая бригадирша. У которой пункт на то, чтобы быть сукой.

Однажды на утренней смене мне стало плохо. Работал на кассе, перед этим ночь не спав. Резкое понижение давления, обморок, тахикардия. Бригадирша поступила по уставу – вызвала мне скорую. Врачи, приведя меня в чувство, сказали ей, что меня лучше отправить домой отлежаться, состояние не самое стабильное. Как думаете, кто-то меня отпустил? Нет. Система такова: либо тебя увозят в морг/реанимацию, либо ты не так уж и плох и можешь доработать смену. 6 часов я сидел и работал в полуживом состоянии с темнотой в глазах, ознобом и тошнотой.

Ещё подобный случай был уже после того, как я написал заявление по собственному и должен был отрабатывать две недели. Здоровье у меня далеко не богатырское, плюс хроническая бессонница. Нужно было идти в утреннюю смену. 5 утра. Мне стало плохо с сердцем из-за бессонной ночи. Ну, думаю, что тут поделать – пишу бригадиру, что мне стало плохо, на смену я не выйду, а как откроется поликлиника – оформлю больничный лист. Она звонит мне и орёт в трубку. Я не утрирую, в самом деле разговор был на повышенных тонах.

«Если у вас есть силы ждать открытия поликлиники – значит не так уж вам и плохо. Вызываете скорую и пишете мне номер наряда!»

Скорую я вызвал, дёрнув врачей по такому пустяку. Номер наряда написал. Потому что, зная бригадира, то она с радостью влепила бы мне прогул и статью.

Она же пыталась силой заставить меня написать заявление по собственному желанию. Когда мне вызывали скорую. Мол, раз вы не в состоянии здесь работать, сейчас я вам всё соберу, и вы поедете в отдел кадров подписывать бумаги. Что является грубым нарушением.

Ты не имеешь права отпроситься с работы/взять отгул в связи с делами/болезнью. Либо ты открываешь больничный, либо тебе поставят прогул, а далее увольнение по статье. Ты не имеешь права взять отпуск за свой счет. Ты не можешь сказать что-то против. Рабам слова не дают.

Раз в неделю, у нас обычно по средам, на станцию приходила проверка. Которая писала замечания и требовала объяснительные со всего коллектива, даже если заметила пыль в подсобке.

Кстати, давайте поговорим о самих условиях на рабочем месте. Метро – локация шумная, грязная. Здесь в воздухе постоянно пыль, когда приходишь со смены и умываешься/сморкаешься, то в раковину стекает вода темно-серого цвета. Постоянный шум поездов, вибрации, плохое качество освещения, сквозняки, стрессы. Бонусом сотрудники выгружают автоматы по продаже билетов. Это носить по 2-3 килограмма мелочи за раз. А автоматов на нашей станции было 16. Поскольку на неё идет пассажиропоток с подмосковных электричек, загруженность крайне высокая. За смену выгружали 8-10 автоматов. К чему рассказываю – работникам полностью убрали доплату за вредность. Забитые пылью легкие, посаженное зрение и психика, простудные заболевания и прочие прелести жизни. Действительно, чего уж тут вредного для здоровья.

Читайте также:  Особенности тяного туалета под маркой Kekkila

В подсобке не было туалета. Да, прошу прощения за подробности, мы всем коллективом справляли нужду в ведёрко, которое потом сливали в раковину. При желании можно было добежать до уборной на другом конце станции, но это долго и муторно каждый раз туда идти. Горячей воды, к слову, тоже не было. Да и сама вода не была пригодна для питья, от нее несло за версту металлом, а иногда хлоркой. В подсобке душно – проветрить помещение невозможно, окон не было. Летом спасались кондиционерами. Зимой чуть легче, но тоже порой нечем было дышать, а от кондиционера холодно. Вот так государственное предприятие обеспечивает своим сотрудникам условия работы.

Пара слов о пассажирах. Здесь всё зависит от станции. На нашу постоянно стекался подобный контингент с электричек: алкаши, бомжи, гопники, неадекватные «гости столицы». Очень много скандалистов, которые швыряются жалобами и удавятся за копейку. «Метро ворует мои деньги!» — популярная фраза на нашей станции. Нормальные люди, к сожалению, были редкостью. Порой приходили и иностранные туристы, обычно большими группами, по поводу чего у меня отдельная злость.

Суть деления на кассиров 1-го и 2-го разряда в том, что первые, ввиду знания английского, получали больший оклад. У обычного кассира это сумма около 19000, англичане же получали 21500. В марте 2019 года начальство посчитало, что не нужны нашей станции кассиры со знанием языка. Поставило перед фактом – либо переводитесь на другую станцию, где есть вакантные места, либо пишете заявление на понижение в должности (и в окладе). Я по весомым причинам не смог перейти на другую станцию, поэтому пришлось лишиться почти 3000 из оклада. А иностранцы как ходили, так и ходят.

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

Осенью 2019-го у нас в коллективе началась текучка. И стали пропадать крупные суммы. Сперва у кассира на смене украли 15000 из выручки. Которые ей пришлось покрывать из своего кармана. Никаких камер и прослушки в подсобных и кассовых помещениях не стоит. Ментов тоже никто вызывать не стал и внутреннего расследования не провели. Далее из сумок для инкассации увели 5000. А еще чуть позже пропало 30000. Воровал кто-то из своих, посторонние не могут попасть внутрь без ведома.
Здесь, как и везде, любые недостачи покрываешь сам. Бывали случаи, что пассажиры в час пик приносили фальшивые купюры, пользуясь большим наплывом народа и банальной нехваткой времени у кассира, чтобы проверить деньги на подлинность. Это был крупняк – 2000 или 5000, делают их качественно, невооруженным глазом не отличишь от оригинала. А при сдаче выручки и прогона через машинку для подсчета купюр всё всплывает, и кассир открывает свой кошелек.

Выводы делайте сами

Поработав в метро год, я получил: больную спину и судороги в ногах, невралгию, бессонницу, резкое ухудшение здоровья глаз и ненависть к людям. Из плюсов работы могу отметить разве что пресловутый соцпакет. Да, здесь есть оплачиваемый отпуск 28 календарных дней, который ты можешь при желании разбить. Больничные оплачиваются. Зарплата приходит без задержек. В бухгалтерии тебя никто не обворует, свои копейки получишь гарантированно и в срок. Проезд на метро бесплатный по карте сотрудника. А будешь успешно лизать зад руководству – кататься тебе сыром в масле.

Источник

Сколько платят кассирам столичного и региональных метрополитенов?

Метрополитен есть не в каждом российском городе. Но там, где этот вид транспорта есть, он неизменно пользуется высоким спросом. Например, Московский метрополитен ежедневно обслуживает порядка 8 миллионов пассажиров. При такой серьезной загрузке неудивительно, что две самые востребованные профессии в метрополитене это машинисты и билетные кассиры. И хотя много лет ходят разговоры о том, что их работу можно автоматизировать, вакансии билетных кассиров открыты постоянно. Но насколько хорошо оплачивается такая работа?

Как устроиться билетным кассиром в метрополитен?

Самый высокий спрос на билетных кассиров зафиксирован в Московском метрополитене. Здесь по состоянию на начало 2019 года работают уже более 3 тысяч билетных кассиров и всегда есть вакансии, несмотря на то, что в метрополитене установлены и автоматы по продаже билетов.

кассир столичного и региональных метрополитенов

В Московском метрополитене был разработан специальный сайт “Работа в метро”, на котором можно получить информацию об актуальных вакансиях. Поскольку должность билетного кассира является одной из наиболее востребованных в подземке, эта профессия вынесена на главную страницу. Перейдя по ссылке, можно прочитать требования к билетному кассиру, узнать минимальный уровень зарплаты (он сейчас составляет 32 тысячи рублей) и отправить резюме. В Петербургском метрополитене список вакансий представлен на официальном сайте предприятия.

Особо строгих требований к кассирам метрополитена не предъявляют, для этой работы необязательно иметь высшее образование, достаточно будет и среднего. При этом желателен опыт работы с кассой, знание основ оформления таких операций, компьютерных кассовых программ и т.д. Но последний момент не принципиален – работе с программой могут научить, главное быть уверенным компьютерным пользователем.

кассир столичного и региональных метрополитенов

В случае, если соискатель подходит по всем параметрам, после чтения резюме его приглашают для собеседования, а по его итогам оформляют трудовое соглашение. Если соискателю повезет, он сможет выбирать из нескольких вакансий ту, что находится ближе всего к его дому.

От чего зависит зарплата билетного кассира

Зарплата кассира состоит из основного оклада и надбавок. Оклад выплачивается за сменную работу. Он может долго не пересматриваться, но зато для него предусмотрена индексация, компенсирующая уровень инфляции в стране. Надбавки же выплачиваются, например, за стаж работы. Кроме того, по итогам календарного года кассиров могут премировать. Что касается места работы, то понятно, что в Московском метрополитене кассиры получают больше, чем, например, в Санкт-Петербурге, хотя и уровень нагрузки здесь значительно выше.

кассир столичного и региональных метрополитенов

Дополнительные бонусы и преимущества

Главным преимуществом работы билетного кассира является официальное трудоустройство в соответствии с российским законодательством. Это означает, что больничный лист оплачивается, женщина-кассир может спокойно уходить в декретный отпуск и, кстати, ежегодный отпуск тоже соответствует требованиям закона.

Кроме того, к преимуществам работы, например, в столичном метрополитене относятся:

  1. право на бесплатный проезд в московском метро,
  2. для жителей пригородов – возможность бесплатного проезда электричкой от места жительства и до места работы,
  3. льготные путевки в оздоровительный лагерь для ребенка, возможность водить ребенка на занятия в детский клуб при метрополитене,
  4. льготные отдых в корпоративном оздоровительном комплексе.

кассир столичного и региональных метрополитенов

В Санкт-Петербурге метрополитен предлагает своим сотрудникам и медицинскую страховку, что тоже очень важно. Также он обеспечивает билетных кассиров формой. При этом метрополитен заботился о своих сотрудниках даже в тяжелые 90-е годы, когда предприятия одно за другим отказывались от своих социальных обязательств. Так что даже многие из тех, кто рассматривали свою работу здесь как временную, сегодня не представляют свою жизнь без подземки.

Сколько получает билетный кассир в метрополитене?

Как уже упоминалось выше, начальный уровень зарплаты кассира составляет 32 тысячи рублей. Опытный кассир может получать 35-36 тысяч рублей, в зависимости от стажа. На некоторые станции требуются кассиры со знанием английского языка (речь идет о станциях в туристических центрах). Зарплата такого сотрудника составляет уже 38 тысяч рублей, а старший кассир и вовсе получает порядка 40-45 тысяч рублей в месяц.

Профессия – билетный кассир метрополитена

Источник

Инструкция по охране труда для билетного кассира

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для билетного кассира.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве билетного кассира допускаются лица не моложе 18 лет с профессиональными навыками, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие:
— обучение по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
— обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение правилам пожарной безопасности, проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве;
— теоретическое и практическое обучение безопасным приемам выполнения работ;
— проверку знаний безопасных приемов и методов выполнения работ;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— стажировку на рабочем месте (в течение 3-14 смен в зависимости от стажа, опыта и характера работы);
— предварительный и периодические медицинские осмотры.
1.2. Билетный кассир должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
1.3. Вводный инструктаж проводит работник службы охраны труда или работник, его замещающий, со всеми принимаемыми на работу по программе, утвержденной работодателем и согласованной с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.
1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит должностное лицо, определенное приказом индивидуально до начала производственной деятельности работника по программе охраны труда по профессии.
1.5. В процессе работы билетный кассир должен проходить повторные, не реже одного раза в шесть месяцев, и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.
1.6. Билетный кассир, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работе не допускается.
1.7. Билетный кассир обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
1.8. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.9. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.10. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
1.11. В процессе выполнения работ на билетного кассира могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенный уровень электромагнитных излучений;
— повышенный уровень статического электричества;
— пониженная ионизация воздуха;
— повышенная яркость света, пониженная контрастность экрана монитора ПЭВМ (персональной электронно-вычислительной машины) при неправильном выборе параметров;
— повышенная пульсация светового потока;
— прямая и отраженная блесткость;
— повышенный уровень шума при работе печатающего устройства;
— нерациональная организация рабочего места;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— перенапряжение зрительных анализаторов;
— монотонность труда;
— повышенные нервные нагрузки;
— психоэмоциональное напряжение, переутомление;
— опасность разбойного нападения.
1.12. Источники возникновения вредных и опасных производственных факторов:
— неисправное производственное оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправное электрооборудование или неправильная его эксплуатация;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация СИЗ;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация приборов освещения;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение должностной инструкции, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
1.13. Билетный кассир извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.
1.14. Билетный кассир должен знать:
— экспозиционный материал музея, порядок и места расположения залов;
— назначение, устройство, принцип работы, правила эксплуатации используемого оборудования и приспособлений;
— правила получения, хранения, учета, сдачи денежных средств, бланков билетов, других материальных ценностей;
— порядок оформления и продажи билетов;
— порядок использования технических средств безопасности;
— порядок действий при наступлении чрезвычайных ситуаций;
— место хранения аптечки и средств пожаротушения;
— пути эвакуации;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте;
— безопасные приемы при выполнении работ;
— мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций;
— порядок действий при ликвидации аварийных ситуаций;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
— назначение средств индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться;
— правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
— правила внутреннего трудового распорядка, установленные в музее;
— требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, руководствоваться ими в своей деятельности;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения при возникновении пожара, вызвать пожарную охрану.
1.15. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах билетный кассир обязан:
— своевременно и точно выполнять правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения администрации при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— соблюдать требования локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, регламентирующие порядок организации работ на объекте;
— соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха;
— бережно относиться к имуществу работодателя;
— выполнять только входящую в его служебные обязанности работу, работать по заданию непосредственного руководителя.
1.16. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.17. Билетный кассир, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

Читайте также:  Все об должностной инструкции офис менеджера

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Прибыть на рабочее место заблаговременно, отключить охранную сигнализацию, открыть помещение кассы.
2.2. Надеть форменную одежду, застегнуть и заправить, как полагается.
2.3. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, при необходимости надеть их и полагающуюся по нормам спецодежду и спецобувь, привести все в порядок.
2.4. Застегнуть одежду на все пуговицы. Не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.5. Получить задание от руководителя на выполнение работ.
2.6. Проверить наличие и исправность кассового и иного оборудования, мебели, технических средств безопасности.
2.7. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
— проверить исправность запоров и замков дверей, наличие (где это предусмотрено) решеток на окнах;
— закрыть дверь помещения кассы;
— произвести осмотр рабочего места, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
— очистить экран монитора ПЭВМ от пыли, отрегулировать высоту и угол наклона экрана;
— отрегулировать кресло по высоте;
— проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
— установить последовательность выполнения операций.
— проверить наличие противопожарных средств, аптечки (ее комплектацию).
2.8. Проверить внешним осмотром:
— отсутствие трещин и сколов на корпусах розеток и выключателей, а также отсутствие оголенных контактов;
— надежность закрытия всех токоведущих устройств оборудования;
— наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом);
— целостность изоляции электропроводов и питающих шнуров электроприборов, исправность предохранительных устройств;
— достаточность освещения рабочего места;
— отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования;
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, водяных пятен и др.).
2.9. Обо всех обнаруженных неисправностях кассового и иного оборудования, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.10. Билетному кассиру не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при наличии неисправности, указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя оборудования, при которой не допускается его применение;
— при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического освидетельствования) указанного оборудования;
— при отсутствии или неисправности спецодежды, спецобуви, СИЗ;
— при отсутствии или неисправности технических средств безопасности.
— при неисправности запорного механизма двери помещения кассы;
— при отсутствии противопожарных средств, аптечки;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
— при невыполнении предписаний органов государственного надзора;
— при отсутствии постоянного контроля со стороны ответственных лиц за безопасное производство работ;
— без прохождения целевого инструктажа на производство разовых работ, не связанных с его должностными обязанностями, а также работ, связанных с повышенной опасностью;
— без прохождения периодического медицинского осмотра.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не допускать в помещение кассы посторонних лиц.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приспособления, приборы освещения, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Следить за работой оборудования, периодически проводить его визуальный профилактический осмотр.
3.5. При обнаружении неисправного оборудования, приспособлений и т.д., других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, а также возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности кассиру следует сообщить об этом непосредственному руководителю.
3.6. Не приступать к работе до ликвидации выявленных нарушений.
3.7. При работе с ПЭВМ, электрооборудованием соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда.
3.8. При работе с ПЭВМ:
— экран должен находиться ниже уровня глаз на 5 град. и располагаться в прямой плоскости или с наклоном на оператора (15 град.);
— расстояние от глаз до экрана должно быть в пределах 60-80 см;
— местный источник света по отношению к рабочему месту должен располагаться таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света, и должен обеспечивать равномерную освещенность на поверхности 40 х 40 см, не создавать слепящих бликов на клавиатуре и других частях пульта, а также на экране видеотерминала в направлении глаз;
— для снижения зрительного и общего утомления после каждого часа работы за экраном следует использовать регламентированные перерывы продолжительностью 5 минут, во время которых осуществляется отдых;
— в течение рабочей смены экран дисплея должен быть не менее одного раза очищен от пыли;
— беременные женщины, с момента установления беременности, переводятся на работы, не связанные с использованием персональных компьютеров, или ограничивают время работы не более 3-х часов за рабочую смену.
3.9. Регулировать визуальные параметры (яркость изображения и контрастность) от минимальных до максимальных значений необходимо с помощью специальных ручек на корпусе монитора ПЭВТ.
3.10. При работе с оргтехникой и электроприборами (печатное устройство, бытовые электроприборы, приборы освещения и др.):
— автоматические выключатели и электрические предохранители должны быть всегда исправны;
— изоляция электропроводки, электроприборов, выключателей, штепсельных розеток, ламповых патронов и светильников, а также шнуров, с помощью которых включаются в электросеть электроприборы, не должна иметь пробоев;
— для подогрева воды пользоваться только сертифицированными электроприборами с закрытой спиралью и устройством автоматического отключения, с применением несгораемых подставок.
3.11. При перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места выключать оборудование.
3.12. В ходе трудового процесса применять безопасные приемы выполнения работ.
3.13. Предметы частого пользования располагать в зоне легкой доступности (частой обращаемости), менее частого пользования – в зонах основных движений, редкого пользования — в зонах вспомогательных движений.
3.14. Смену картриджа на билетопечатающем устройстве производить только при отключенном источнике электропитания.
3.15. При возникновении угрозы личной безопасности в случае нападения на кассу немедленно вызывать при помощи приданных технических средств представителей охраны музея.
3.16. В процессе работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
3.17. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
3.18. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, билетному кассиру следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.19. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту, пользоваться только установленными проходами.
3.20. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.21. Соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе. Время регламентированных перерывов целесообразно проводить вне рабочего места.
3.22. Соблюдать правила пожарной безопасности, требования настоящей инструкции, др. локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
3.23. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства музея, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, а также предписания представителей органов государственного надзора.
3.24. При выполнении работ билетному кассиру ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— пользоваться неисправным оборудованием, а также оборудованием и приборами, обращению с которыми он не обучен;
— производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования. Ремонт должен проводить специалист;
— касаться руками движущихся, вращающихся, неизолированных токоведущих частей и деталей оборудования;
— в процессе работы открывать крышки, снимать защитные кожухи;
— допускать попадание влаги на поверхность оборудования.
— загромождать рабочее место, верхние панели оборудования бумагами и посторонними предметами;
— допускать к работе посторонних лиц.
— приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности без получения целевого инструктажа;
— употреблять алкогольные и слабоалкогольные напитки, наркотические вещества;
— хранить и принимать пищу и напитки на рабочем месте.

Читайте также:  Эффекс Силденафил 100 мг таблетки покрытые пленочной оболочкой 15 шт

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При возникновении поломки оборудования, приспособления, угрожающей аварией на рабочем месте, кассиру следует:
— прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии и т.п. Самому неисправность не устранять;
— доложить о случившемся непосредственному руководителю работ и работнику, ответственному за осуществление производственного контроля.
— действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.3. При появлении очага возгорания необходимо:
— прекратить работу;
— отключить электрооборудование, ПЭВМ;
— организовать эвакуацию людей;
— немедленно приступить к тушению пожара;
4.4. При загорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
4.5. При невозможности выполнить тушение собственными силами кассиру следует в установленном порядке вызвать пожарную команду по телефону 101 и сообщить об этом непосредственному руководителю или руководству музея.
4.6. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия кассир должен прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться в медпункт (вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103).
4.7. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал кассир, ему следует:
— прекратить работу;
— немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю;
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую помощь,
— вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103;
— помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.8. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая кассиру следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Закончить работу, отключить ПЭВМ, электрооборудование.
5.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место.
5.3. Протереть салфеткой экран ПЭВМ, стереть пыль с оборудования, рабочего стола.
5.4. Убрать бланки билетов, инвентарь, бумагу и др. в специально отведенные для этого места.
5.5. Сдать денежные средства в соответствии с инструкцией инкассаторам.
5.6. При использовании спецодежды, СИЗ снять их. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку.
5.7. Вымыть руки теплой водой с мылом.
5.8. Закрыть окна, форточки, проверить противопожарное состояние помещения кассы, выключить свет, закрыть двери и включить охранную сигнализацию.
5.9. Доложить руководству обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.

Источник



Должностная инструкция кассира

Должностная инструкция не входит в перечень документов, которые должны быть на предприятии в обязательном порядке. Тем не менее, это очень важный документ, который определяет функции сотрудников, порядок их назначения и увольнения, права, ответственность и прочие условия, сопутствующие трудовой деятельности работников организации.

Зачем нужна должностная инструкция кассира

Этот документ необходим по нескольким причинам: помимо основного предназначения – регламентации служебного функционала, он позволяет руководству эффективно управлять подчиненными и служит доказательством при решении споров и конфликтов в судебном порядке (причем как с одной, так и с другой стороны). Именно поэтому необходимо тщательно и четко расписывать обязанности того или иного сотрудника, избегать неточностей и дублирования, а также учитывать продолжительность рабочего дня и не допускать двоякого толкования формулировок.

Правила составления должностной инструкции

В законе нет такого понятия, как должностная инструкция кассира, соответственно, не существует и единого ее образца. Организации вправе самостоятельно разрабатывать должностные инструкции сотрудников или писать их (при минимальных корректировках) по распространенным шаблонам.

Должностная инструкция всегда содержит несколько разделов, основные из которых: «Общие положения» «Обязанности», «Права», «Ответственность», но иногда этот список пополняется и другими пунктами, такими как «Право подписи», «Прочие условия» и т.д.

Документ должен быть заверен подписью самого кассира, руководителем подразделения (главным бухгалтером, начальником отдела кадров и т.п.), а также директором предприятия.

Подпись кассира будет свидетельствовать о том, что он ознакомился с возлагаемыми на него функциями, согласен с ними и понимает лежащую на нем ответственность.
Удостоверять должностную инструкцию печатью не обязательно, так как она относится к внутренней документации предприятия.

Составление должностной инструкции кассира

Шапка

  • Сначала вверху документа посередине нужно указать его наименование.
  • Затем в правой верхней части необходимо оставить несколько строк для утверждения должностной инструкции директором компании.
  • Тут следует вписать его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, оставить строку для подписи с расшифровкой и поставить дату составления документа.

Должностная инструкция кассира. Образец, часть 1

Общие положения

  • В первом разделе под названием «Общие положения» следует указать, к какой категории работников относится кассир (специалист, технический персонал, рабочий и т.д.) и основания для начала исполнения трудовых функций (приказ, распоряжение директора и т.п.).
  • Затем нужно вписать непосредственного руководителя кассира (без написания конкретных фамилий) и требования по уровню образования, стажу и опыту, без наличия которых сотрудник не может быть допущен к работе.
  • После этого в этом же разделе нужно перечислить все законы, акты, нормативы и документы с которыми кассир обязан быть знаком, а также знание кассового аппарата и правила обращения с ним.
  • Здесь же вписывается сотрудник, который будет замещать его в период отсутствия на рабочем месте (также без указания конкретных имен).
  • В заключение в этом разделе следует указать, какими нормативными документами руководствуется кассир при исполнении рабочих обязанностей (обычно это устав, приказы и распоряжения руководства, законодательные акты и т.п.).

Должностная инструкция кассира. Образец, часть 2

Должностные обязанности кассира

Во втором разделе фиксируются функции, которые возлагаются на кассира. Этому разделу следует уделить особое внимание и описывать их нужно тщательно, подробно и точно, учитывая тот факт, что кассир является материально-ответственным лицом.

Важно, чтобы перечень обязанностей укладывался в рабочее время сотрудника.

Должностная инструкция кассира. Образец, часть 3

Права кассира

В разделе «Права» нужно подробно расписать полномочия и инициативы кассира, которыми он может пользоваться, чтобы выполнять свою работу максимально качественно и эффективно

Должностная инструкция кассира. Образец, часть 4

Ответственность кассира

Раздел «Ответственность» устанавливает конкретные нарушения, за которые кассир может быть привлечен к дисциплинарному наказанию. Важно, чтобы они соответствовали рамкам закона и Трудового кодекса РФ.

Условия работы

В «Условиях работы» следует указать, чем регламентируются условия работы, а также какие-то особенности (например, служебные командировки, сменный график, неполный рабочий день и т.п.).

Должностная инструкция кассира. Образец, часть 5

В конце инструкцию надо согласовать с сотрудником, несущим ответственность за соблюдением норм и правил, прописанных в данном документе. Сюда следует вписать его должность, название предприятия, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись и дать ей расшифровку.

Аналогичным образом чуть ниже следует указать данные о кассире: его фамилию, имя, отчество (полностью), должность, наименование компании, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом.

Источник

Разрешение конфликтов и методика 5S: каким будет новый стандарт обслуживания в кассах метро

Все кассиры столичной подземки должны быстро и качественно обслуживать пассажиров, быть вежливыми и уметь урегулировать конфликтные ситуации. Также им нужно будет содержать рабочее место в чистоте и иметь опрятный внешний вид.

Почти половина кассиров Московского метрополитена прошла обучение новому стандарту сервисного обслуживания. Сотрудники изучают правила работы с пассажирами, требования к внешнему виду и организации рабочего места.

«Стандарт сервисного обслуживания пассажиров метро разработали в конце 2017 года, а с этого года кассиры изучают его на занятиях. Курсы окончили уже более 1,5 тысячи работников. К чемпионату мира по футболу — 2018 обучение пройдут все кассиры», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Согласно стандарту, кассиры должны быстро и качественно обслуживать пассажиров, предоставлять ответы на все возникшие вопросы и быть вежливыми в общении. Особое внимание на занятиях уделяется работе с конфликтными ситуациями: нужно быть спокойными и терпимыми даже в том случае, когда пассажир ведет себя некорректно. Если конфликт не решается, сотрудник должен позвать старшего кассира (они проходят дополнительные занятия по урегулированию подобных ситуаций).

Помимо этого, кассиры должны организовывать свое рабочее место согласно принципу общепринятой в мировой практике методике 5S: соблюдение порядка на столе, содержание стола в чистоте, сортировка (все типы проездных билетов должны лежать отдельно друг от друга), стандартизация (следование рабочим инструкциям при консультации пассажира) и самосовершенствование (кассиру следует предлагать идеи, какими еще способами оптимизировать рабочее место).

Кроме того, все кассиры начали носить единую форму одежды. Работники касс получили стильные и комфортные жакеты, жилетки, рубашки, юбки и брюки красного и серого цветов с логотипом метро. Сотрудникам также выдали ярко-красные головные уборы и шелковые шейные платки. На обучении стандарту поясняют, что внешний вид кассира метро должен быть опрятным.

Кассы Московского метрополитена, в которых работают англоговорящие сотрудники, отметят специальными стикерами к чемпионату мира по футболу — 2018. Владеющие английским языком кассиры смогут без труда объяснить иностранным туристам, какие билеты есть в ассортименте, как пополнить транспортную карту, а также помогут сориентироваться в московском метро. Стикеры с надписью We speak English! наклеят на верхней части кассового окна.

Источник