Меню

Нацбанк Беларуси принял новые правила за неделю снял с карты 5 800 рублей и ты уже на карандаше

Нацбанк Беларуси принял новые правила: за неделю снял с карты 5 800 рублей и ты уже «на карандаше»

  • 25536 68
  • 06 апреля 2021, 12:16
  • БеларусьНацбанкденьгиновости

Нацбанк Беларуси принял новые правила: за неделю снял с карты 5 800 рублей и ты уже «на карандаше»

Нацбанк Беларуси принял новые правила: за неделю снял с карты 5 800 рублей — и вас уже подозревают в отмывании денег, коррупции или спонсировании акций протеста.

Теперь к старым критериям рискованных операций, подпадающим под усиленный контроль, добавляются новые — уплата штрафов и превышение суммы снятия наличных.

Национальный банк также рекомендует банкам наладить обмен информацией с системой ЕРИП для получения дополнительной информации от пользователей системы.

Для чего разработаны вообще эти рекомендации?

«Настоящие Рекомендации разработаны в целях организации эффективного внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, основанного на риск-ориентированном подходе…»

Ограничения для физлиц

Что касается пороговых значений, сейчас, согласно постановлению НБ РБ № 82 от 31 марта 2021 года это значение снизили с 500 базовых до 200 базовых для следующих операций:

“67.48. разовое или неоднократное в течение анализируемого периода снятие при использовании банковской платежной карточки, эмитированной банком-нерезидентом, в банкомате на территории Республики Беларусь наличных денежных средств в сумме, равной или превышающей 500 базовых величин;

67.49. разовое или неоднократное в течение анализируемого периода получение физическим лицом денежных средств в сумме, равной или превышающей 500 базовых величин, связанных с перечислением из-за границы доходов и (или) иных денежных средств по бестоварным сделкам (услуги, займы, дивиденды, выигрыши), а также имеющих признаки иностранной безвозмездной помощи, использование которой осуществляется без регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного физического лица, не позволяет определить источник происхождения денежных средств;…”

Это пункты из Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения при осуществлении банковских операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 818.

Причем это ограничение распространяется не на одну операцию, а на операции в течение недели.

Источник



Нацбанк утвердил инструкции о проведении валютных и валютно-обменных операций

Национальный банк готовится к вступлению в силу новой редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступит в силу 9 июля 2021 года.

В целях реализации положений нового Закона Правлением Национального банка принято постановление от 28 мая 2021 г. № 141, которым утверждена Инструкция о порядке проведения валютно-обменных операций, которая вступает в силу 9 июля 2021 года.

Инструкцией № 141 определен порядок проведения валютно-обменных операций физическими и юридическими лицами на внутреннем валютном рынке. В числе прочего юридическим и физическим лицам предоставляется возможность совершения валютно-обменных операций на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» без участия банка. Совершение валютно-обменных операций на торгах биржи будет осуществляться с учетом требований иных актов законодательства, а также локальных правовых актов биржи, которые в настоящее время находятся на стадии разработки. О механизме совершения биржей валютно-обменных операций с физическими и юридическими лицами без участия банков будет сообщено дополнительно, говорится в сообщении Нацбанка.

Инструкцией № 141 регламентирован порядок работы обменных пунктов, касс, а также порядок установления банками обменных курсов при проведении валютно-обменных операций с физическими лицами. При этом документом закреплена возможность проведения в обменных пунктах, кассах банков помимо валютно-обменных также и иных банковских операций.

Кроме того, в целях защиты прав потребителей финансовых услуг – физических лиц и предотвращения возможных спорных ситуаций при проведении валютно-обменных операций в Инструкции № 141 определено, что передача физическим лицом кассиру наличных денежных средств рассматривается как согласие физического лица с условиями проведения валютно-обменной операции, отраженными на стенде или специальном электронном табло. При этом валютно-обменная операция с наличными денежными средствами, которые переданы физическим лицом кассиру до изменения информации на стенде или специальном электронном табло, проводится по обменному курсу, действующему до получения информации о его изменении.

Нацбанк отмечает, что действие Инструкции № 141 не распространяется на порядок проведения валютно-обменных операций при использовании банковских платежных карточек, в том числе в терминалах автоматического обмена валюты, а также порядок установления и применения обменных курсов по валютно-обменным операциям, совершаемым при использовании банковских платежных карточек. Кроме того, Инструкция № 141 не затрагивает порядок проведения валютно-обменных операций при осуществлении денежных переводов в случае, если такие операции предусмотрены в системах денежных переводов, а также порядок проведения валютно-обменных операций, осуществляемых при взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

В связи с принятием постановления с 9 июля 2021 г. утрачивают силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций», а также от 1 февраля 2011 г. № 35 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций», также сказано в сообщении Нацбанка.

Читайте также:  Разнообразие электрических моделей

Кроме того, также в целях реализации положений новой редакции Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правлением Национального банка принято постановление от 31 мая 2021 г. № 147, которым утверждена Инструкция о проведении валютных операций, которая также вступает в силу 9 июля.

Инструкцией № 147 урегулированы:

  • порядок и случаи использования валютных ценностей при проведении валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • порядок определения юридическими лицами – резидентами срока репатриации белорусских рублей и (или) иностранной валюты по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт;
  • случаи и порядок представления резидентами и нерезидентами в банки Республики Беларусь (далее – банки), ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства, содержание этой информации.

Инструкцией № 147 также установлен четкий перечень банковских операций в иностранной валюте, при проведении которых банки имеют право взимать с резидентов вознаграждение (плату) в иностранной валюте. В этот перечень включено:

  • предоставление кредитов;
  • осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, банков-корреспондентов;
  • валютно-обменные операции, совершаемые на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
  • выдача банковских гарантий;
  • доверительное управление;
  • факторинг.

В целях расширения использования белорусских рублей в расчетах за пределами Республики Беларусь в Инструкции № 147 закреплено право юридического лица – резидента проводить расчеты наличными белорусскими рублями за границей с юридическим лицом – нерезидентом в общей сумме не более 100 базовых величин по одному валютному договору. При этом участникам данных правоотношений также необходимо учитывать законодательство страны, где будет проводиться валютная операция. Ранее данный вопрос не был урегулирован в белорусском законодательстве.

В целях снижения административной нагрузки на граждан и юридических лиц оптимизирован перечень случаев, когда не требуется представление документов и иной информации при проведении валютных операций. Так, не нужно будет представлять документы:

  • при перечислении иностранной валюты по своим счетам;
  • по платежам с использованием банковской платежной карточки по валютным договорам, не подлежащим регистрации;
  • при поступлении иностранной валюты физическим лицам;
  • при проведении валютных операций по зарегистрированным валютным договорам в случае прикрепления резидентами документов на веб-портале для регистрации валютных договоров.

Нерезиденты (юридические и физические лица) не будут представлять в банк, Банк развития документы при проведении ими валютных операций.

В связи с принятием постановления с 9 июля 2021 г. утрачивают силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций», от 16 апреля 2009 г. № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля», от 26 августа 2015 г. № 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования».

Источник

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 года № 67 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2015 г.)

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги — тенге с учетом комиссии.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 года № 67
Об утверждении Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций

Правление Национального банка Республики Беларусь постановляет :

1. Утвердить Инструкцию о порядке совершения банковских документарных операций.

2. Признать утратившими силу:

Инструкцию о банковских операциях по международным расчетам (документарные аккредитивы, гарантии, инкассо), утвержденную Правлением Национального банка Республики Беларусь 25 августа 1998 г. (протокол № 15.3) (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 23; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 34, 8/3066);

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 февраля 2000 г. № 6.8 «Об утверждении изменений и дополнений в Инструкцию о банковских операциях по международным расчетам (документарные аккредитивы, гарантии, инкассо), утвержденную Правлением Национального банка Республики Беларусь 25 августа 1998 г. (протокол № 15.3)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 34, 8/3066).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2001 г.

Председатель Правления

П.П. Прокопович

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

от 29 марта 2001 года № 67

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке совершения банковских документарных операций

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее — банки) расчетов в безналичной форме в виде аккредитива, инкассо, а также операций по банковским гарантиям и резервным аккредитивам.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения
Читайте также:  Инструкция по заправке картриджа HP 177

2. Для целей настоящей Инструкции нижеперечисленные термины имеют следующие значения:

авизование — направление авизующим банком бенефициару извещения об открытии аккредитива (выдаче банковской гарантии) или изменении аккредитива (банковской гарантии), воспроизводящего условия аккредитива (банковской гарантии) или его (ее) изменения и являющегося подтверждением того, что авизующий банк удостоверился в подлинности аккредитива (банковской гарантии) или его (ее) изменения;

авизующий банк — банк, который осуществляет авизование аккредитива (банковской гарантии) или его (ее) изменение по просьбе банка-эмитента (гаранта);

банк бенефициара — банк, обслуживающий бенефициара по операциям, связанным с авизованием, исполнением и подтверждением аккредитива, а также авизованием, выдачей и исполнением банковской гарантии;

Источник

Инструкция 67 национального банка беларуси

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 июля 2018 г. № 154 (далее —постановление № 154) внесены изменения и дополнения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция).

Изменениям подверглись нормы Инструкции , регламентирующие порядок использования печатей. И хотя в самом постановлении № 154 такой ссылки не содержится, несложно предположить, что его принятие вызвано необходимостью приведения норм Инструкции в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Подпунктом 3.1 1 п. 3 этого документа установлено, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Возвращаясь к постановлению № 154 , в первую очередь следует отметить, что некоторой корректировке подвергся п. 18 Инструкции, которым установлено, что для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

наименование организации и (или) структурного подразделения — автора;

дата документа;

регистрационный индекс;

Согласно ч. 2-й этого пункта для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Бизнес неразрывно связан с рисками, поэтому нет ничего удивительного в том, что его субъекты хозяйствования всячески стремятся не допустить наступления неблагоприятных последствий и заинтересованы в надлежащем исполнении обязательств своими контрагентами. Для минимизации указанных рисков в законодательстве предусмотрены определенные способы обеспечения исполнения обязательств.

Поговорим о таком достаточно эффективном способе, как задаток.

Определяемся со способом обеспечения

Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, гарантией, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.

Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного способа обеспечения исполнения обязательств, необходимо учитывать характер обеспечиваемых обязательств и цель, которую преследует то или иное лицо, обеспечивая их исполнение. Когда вы определитесь с целью, может оказаться, что вам нужно использовать вовсе не задаток.

Вопросам задатка посвящены лишь две статьи ГК . Несмотря на это, они очень содержательны, информативны и значимы.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 351 ГК задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Исходя из приведенного определения, сразу отметим несколько важных деталей.

Во-первых, задатком признается денежная сумма. Не имущественные или неимущественные права, не работы или услуги, даже не ценные бумаги. Законодатель четко и лаконично сформулировал, что задатком может быть только определенная сумма денег.

Эвелина ДУБОВИК,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Соломон»

В настоящее время в Республике Беларусь очень актуальным является вопрос стимулирования и развития экспорта. В свою очередь, для экспортеров жизненно важно как можно быстрее получить валютную выручку и завершить внешнеторговую операцию.

Вниманию экспортеров: белорусские банки начинают предлагать следующую услугу —дисконтирование обязательства отсроченного платежа по экспортному аккредитиву, подтвержденному белорусским банком.

Понятие экспортного аккредитива

Само понятие аккредитива раскрывается в ст. 254 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК). Необходимо отметить, что белорусское законодательство — в частности, БК и Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 67 (далее — Инструкция № 67), — не выделяет такие виды аккредитивов, как экспортные и импортные аккредитивы. Не найдем таких видов аккредитивов и в международном праве (см. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, публикация Международной торговой палаты № 600) (далее — UCP 600). Данная классификация порождена банковской практикой и обусловлена видом осуществляемой внешнеторговой операции. Так, если юридическое лицо — резидент, являющееся импортером (приказодатель), обращается в банк Республики Беларусь для открытия аккредитива в пользу нерезидента, выступающего продавцом по импортному внешнеторговому договору (бенефициар), то и аккредитив можно назвать импортным. В случае, если в пользу юридического лица — резидента, выступающего экспортером товара (бенефициар), открывается аккредитив по просьбе нерезидента, выступающего покупателем по экспортному внешнеторговому договору (приказодатель), то и аккредитив можно назвать экспортным. Наибольшее количество аккредитивов, используемых белорусскими субъектами хозяйствования в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности, являются импортными.

Читайте также:  Назонекс инструкция по применению

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

В практике валютных операций часто возникают ситуации, когда у физических лиц возникает необходимость перечислить денежные средства самим себе либо своим предприятиям из-за пределов Республики Беларусь. Казалось бы, что тут сложного. Тем не менее есть некоторые особенности проведения подобных операций.

Главное — верно указать персональные данные и вовремя явиться

К примеру, физическое лицо — резидент, находясь за пределами Республики Беларусь, перечислило 2 000 евро самому себе в банк Республики Беларусь на балансовый счет, предназначенный для учета средств на временной основе. В банк Республики Беларусь зачисляются 2 000 евро, а затем является физическое лицо — резидент и просит выдать поступившие денежные средства.

Возникают вопросы: правомерны ли данные расчеты и каковы действия банка?

Вначале определим место совершения валютной операции.

В соответствии с п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72), под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются:

в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, — валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача и получение товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг осуществляются на территории Республики Беларусь независимо от места передачи наличных денежных средств, места перечисления и (или) зачисления денежных средств по данным валютным операциям;

в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, не предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, — валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет, открытые в банках;

валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам по отчуждению недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь.

Захар ДЕНИСОВ

Банк не обязан, но вправе проставить печать…

Как известно, 26 февраля 2018 г. вступил в силу подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), в соответствии с которым субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. С целью приведения в соответствие с Декретом № 7 нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь последним принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 199 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь» (далее — постановление № 199).

Рассмотрим, что же изменилось в связи с принятием постановления № 199. Обращаем внимание, что данное постановление вступило в силу 12 мая 2018 г.

Во-первых, в соответствии с п. 26 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 201, банки-эмитенты, банки-агенты, банки, погашающие электронные деньги, эмитированные нерезидентами, в месячный срок с начала (прекращения) эмиссии электронных денег, принятия обязательства (прекращения обязательства) по распространению, погашению электронных денег, эмитированных нерезидентом, уведомляют об этом Национальный банк Республики Беларусь по утвержденной форме, которая помимо иных реквизитов должна была содержать печать банка. С принятием постановления № 199 банк не обязан, но вправе проставить печать на уведомлении об операциях с электронными деньгами.

Мария БУРНОС

Для того чтобы кассовое обслуживание банком юридических и физических лиц соответствовало их запросам, банки обязаны не только выполнять нормы законодательства при организации данной работы, но при этом и обеспечивать контроль над операционными рисками.

Требования к организации кассового обслуживания клиентов подкорректированы с 18 мая 2018 г., а отдельные новшества начнут применяться в работе с 1 октября 2018 г.

Изменения в Инструкцию по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 211 (далее — Инструкция № 211), внесены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 187 (далее — постановление № 187). Так, согласно принятому постановлению при организации кассового обслуживания клиентов банки должны обеспечивать:

сохранность ценностей, находящихся в банке;

выдачу денежной наличности годными банкнотами и монетами;

размен одних номиналов банкнот и монет на другие номиналы банкнот и монет;

соблюдение требований законодательства Республики Беларусь.

Источник

Adblock
detector