Меню

Новое в обращении взыскания на заложенное имущество в исполнительном производстве

Инструкция об исполнительном производстве 1985 год

приказом Министра юстиции СССР
от 15 ноября 1985 года N 22

ИНСТРУКЦИЯ
об исполнительном производстве

(с изменениями на 2 сентября 1993 года)
___________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минюста России от 20 декабря 1999 года N 364
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом Минюста России от 2 сентября 1993 года б/н.
____________________________________________________________________

Исполнительное производство в судах ведется в порядке, установленном Основами гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, гражданскими процессуальными кодексами союзных республик и в соответствии с правилами, изложенными в настоящей Инструкции.

Глава I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общие условия действий судебного исполнителя

1. По правилам, изложенным в настоящей Инструкции, подлежат исполнению:

1) решения, определения и постановления судов по гражданским делам (за исключением решений по делам о взыскании с граждан недоимок по государственным и местным налогам и сборам, обязательному окладному страхованию и самообложению)*;

* Исполнение решений судебных органов по взысканию с граждан недоимок по государственным и местным налогам и сборам, обязательному окладному страхованию и самообложению производится соответствующим органом взыскания по правилам, установленным законодательством Союза ССР.

2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;

3) постановления судьи или суда в части имущественных взысканий за совершение административных правонарушений;

4) мировые соглашения, утвержденные судом;

5) постановления прокурора об административном выселении лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;

6) исполнительные надписи нотариальных органов;

7) решения органов арбитража в предусмотренных законом случаях;

8) решения Морской и Внешнеторговой арбитражных комиссий при Торгово-промышленной палате СССР и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;

9) не оплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком;

10) решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;

11) решения третейских судов;

12) решения комиссий по трудовым спорам;

13) постановления профсоюзных комитетов по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

14) постановления, вынесенные органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в установленных законом случаях;

15) решения исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов о принудительной продаже второго дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности;

16) решения исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских Советов народных депутатов о взыскании с государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений;

17) решения иностранных судов в предусмотренных законом случаях.

2. Исполнение перечисленных в ст.1 актов производится судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах.

Судебные исполнители назначаются и освобождаются начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов областных, краевых, городских Советов народных депутатов, министрами юстиции автономных республик, а в союзных республиках без областного деления министрами юстиции союзных республик. В судах, где имеется два и более судебных исполнителя, один из них назначается старшим судебным исполнителем.

3. Руководство деятельностью судебных исполнителей возлагается на председателей районных (городских) народных судов и народных судей.

Указанные должностные лица обязаны осуществлять повседневный контроль за правильным и своевременным исполнением судебных решений, за соблюдением судебными исполнителями установленных правил исполнения и оказывать им необходимую помощь.

Председатели районных (городских) народных судов и народные судьи ежеквартально проверяют работу каждого судебного исполнителя с составлением акта проверки, особо обращая внимание на оперативность в принятии мер к исполнению судебных решений, обоснованность возврата исполнительных документов взыскателям, регулярность и качество проверок исполнения в организациях, учреждениях, предприятиях, а также финансовую деятельность судебных исполнителей.

4. Представители общественных организаций и трудовых коллективов, не являющиеся стороной в деле, могут допускаться судьей или судебным исполнителем к участию в исполнении решений, если это вызывается государственными или общественными интересами и может способствовать более быстрому и правильному исполнению судебного решения.

К участию в исполнении решений представители общественности допускаются при наличии у них соответствующих полномочий — выписки из решения общего собрания коллектива, из решения руководящего органа общественной организации и т.д.

Представители общественности вправе знакомиться с материалами исполнительного производства и присутствовать при осуществлении судебным исполнителем исполнительных действий. Свою деятельность представители общественности осуществляют под контролем судебного исполнителя. Самостоятельно принимать меры по принудительному исполнению они не правомочны.

5. Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении в случаях:

1) если он является родственником сторон, других лиц, участвующих в деле, или родственником представителей;

2) если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

О наличии указанных обстоятельств судебный исполнитель обязан заявить судье.

По этим же основаниям отвод судебному исполнителю может быть заявлен взыскателем, должником или их представителями, а также прокурором.

Вопрос об отводе судебного исполнителя разрешается судьей или народным судом, при котором он состоит, в порядке, установленном соответствующими статьями ГПК союзных республик.

6. В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ по определению народного судьи передается другому судебному исполнителю того же суда, а если при суде состоит один судебный исполнитель — направляется через отдел юстиции исполкома городского, областного, краевого Совета народных депутатов, министерство юстиции автономной республики, в союзных республиках без областного деления — министерство юстиции союзной республики для исполнения в другой народный суд.

7. Определение об отказе в отводе судебного исполнителя может быть обжаловано и опротестовано в установленном порядке в вышестоящий суд, однако подача жалобы или протеста не приостанавливает производства исполнительных действий.

Все документы, связанные с вопросом об отводе судебного исполнителя, приобщаются к соответствующему исполнительному производству.

8. Исполнение решения производится судебным исполнителем по месту жительства, или по месту работы должника, либо по месту нахождения его имущества в пределах города или района, обслуживаемого районным (городским) народным судом, при котором состоит судебный исполнитель. Если должником является юридическое лицо, то исполнение производится по месту нахождения его органа или имущества.

В необходимых случаях судебный исполнитель продолжает исполнительные действия вне обслуживаемого участка в пределах, установленных гражданскими процессуальными кодексами союзных республик по особому в каждом отдельном случае указанию либо определению судьи.

9. Если в процессе исполнения должник выбыл в район другого суда и имущества, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту жительства должника не осталось, судебный исполнитель составляет об этом акт и направляет исполнительный документ в установленном порядке в суд по новому месту жительства должника, о чем извещает взыскателя.

По указанию начальника отдела юстиции соответствующего исполнительного комитета областного, краевого, городского Совета народных депутатов, министра юстиции автономной республики, а в союзных республиках без областного деления по указанию министра юстиции союзной республики судебный исполнитель проводит исполнительные действия в пределах области, края, республики.

10. В нерабочие дни исполнение решения допускается в случаях, не терпящих отлагательства, и с разрешения судьи того суда, при котором состоит судебный исполнитель.

В ночное время исполнение может иметь место лишь в тех союзных республиках, ГПК которых предусмотрена такая возможность, при этом во всех случаях на проведение исполнительных действий в ночное время необходимо письменное разрешение народного судьи.

Продолжительность ночного времени определена соответствующими статьями ГПК союзных республик.

11. Необходимые при исполнении решения расходы на хранение и перевозку имущества должника, на публикацию о продаже жилого строения с торгов, на оплату экспертов, на оплату проезда судебного исполнителя к месту исполнения производятся по смете суда, при котором состоит судебный исполнитель.

Читайте также:  УТВЕРЖДЕНОприказом ФНС Россииот __ _______ 2016 года N _______

Эти расходы взыскиваются в доход государства с должника по определению народного судьи независимо от взыскания с него имущества или денежных сумм по исполняемому решению. На это определение может быть подана частная жалоба или принесен протест.

12. Доставка и пересылка взыскателю по почте сумм, взысканных в возмещение вреда, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, производится за счет должника.

Во всех остальных случаях перевод по почте взысканных по исполнительным документам сумм производится за счет взыскателя.

13. В соответствии со ст.17 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и ст.55 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик требования судебного исполнителя по исполнению судебных решений обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, должностных лиц и граждан на всей территории СССР.

14. Судебный исполнитель приступает к исполнительным действиям по устному или письменному заявлению взыскателя или его представителя, по заявлению прокурора и по предложению судьи, а также по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в случаях, когда гражданское дело было начато по их инициативе в интересах других лиц.

В случае признания гражданина ограниченно дееспособным суд направляет копию решения в орган опеки и попечительства. Судебному исполнителю передается копия решения для осуществления контроля за исполнением решения в части назначения попечителя. О назначении попечителя судебный исполнитель докладывает судье, и дело с соответствующей отметкой сдается в архив.

15. Судебный исполнитель обязан по собственной инициативе принимать все законные меры к быстрому и реальному исполнению решения, разъяснять сторонам их права и обязанности и активно помогать им в защите их прав и охраняемых законом интересов.

16. При совершении исполнительных действий судебный исполнитель имеет право входить в помещение, занимаемое должником, и производить осмотр всех его хранилищ (кладовки, погреба, сараи, шкафы, ящики и т.п.).

Вскрытие и осмотр помещения и хранилищ производятся в присутствии понятых, а также, если это предусмотрено гражданским процессуальным кодексом союзной республики, в присутствии представителя жилищно-эксплуатационной организации или исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Судебный исполнитель вправе принимать и другие меры принудительного характера.

17. К мерам принудительного исполнения относятся:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда;

5) иные меры, указанные в решении суда, в соответствии с законом.

В ходе исполнения судебный исполнитель имеет право вызывать должников в суд для ознакомления с исполнительными документами, а также получать от сторон и лиц, не участвующих в исполнении, устные или письменные сообщения и информации, если они необходимы для осуществления исполнения.

18. В случае отказа должника допустить судебного исполнителя в занимаемое им помещение или в место нахождения его имущества либо открыть хранилище судебный исполнитель приглашает представителя органов внутренних дел или местного (сельского) Совета народных депутатов, а также понятых, в присутствии которых открывает помещение и хранилище и производит их осмотр. Судебный исполнитель не вправе производить личный обыск должника и посягать в какой-либо форме на его личную свободу и достоинство.

19. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю при исполнении решения судебный исполнитель в присутствии понятых составляет об этом акт, для устранения препятствий к исполнению решения обращается за содействием к органам власти и продолжает исполнительные действия.

Акт, подписанный судебным исполнителем и понятыми, представляется судье для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших сопротивление судебному исполнителю.

20. Взыскатель и должник имеют право присутствовать при совершении судебным исполнителем действий по исполнению решения, знакомиться с материалами исполнительного производства и получать необходимые справки, относящиеся к исполнению решения, заключать мировые соглашения, оспаривать принадлежность имущества и его оценку, обжаловать действия судебного исполнителя.

Мировое соглашение, заключенное взыскателем и должником в процессе исполнения, подается судебному исполнителю в письменной форме, который в трехдневный срок передает его народному судье для разрешения судом вопроса о его утверждении.

21. Предоставлять самостоятельно отсрочку или рассрочку исполнения или изменять способ и порядок исполнения судебного решения судебный исполнитель не может. При наличии обстоятельств, делающих исполнение решения затруднительным или невозможным (стихийное бедствие, отсутствие присужденного имущества в натуре, болезнь должника или членов семьи и т.д.), судебный исполнитель составляет об этом акт, который представляет народному судье для постановки вопроса перед судом или органом, выдавшим исполнительный документ, о решении вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения или об изменении способа и порядка исполнения решения.

На определение суда по вопросу об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения может быть подана частная жалоба или принесен протест.

22. Судебный исполнитель приступает к исполнительным действиям на основании исполнительного документа, выданного в порядке, установленном ГПК союзной республики.

Производство исполнительных действий без исполнительного документа не допускается, за исключением перепроверки актов об отсутствии имущества у должника и случая, предусмотренного статьей 146 настоящей Инструкции.

23. Исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов, мировых соглашений, утвержденных судом, решений товарищеских судов, решений третейских судов по спорам между гражданами, решений Внешнеторговой арбитражной комиссии и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел, решений иностранных судов;

Источник



Новое в обращении взыскания на заложенное имущество в исполнительном производстве

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.«Клерк» Рубрика Исполнительное производство
На фото Александр Федоров, председатель совета директоров ОАО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ»

В канун Нового 2009 Года Президентом Д. Медведевым подписан Федеральный закон « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» (далее по тексту – Закон). Изменения коснулись и законодательства об исполнительном производстве.

Общий вектор Закона направлен на защиту и существенное улучшение положения залогодержателя. Складывается ощущение, что Закон пролоббирован банковскими структурами.

Непосредственно изменения внесены в следующие нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон «О залоге» (статья 1 Закона);
  • Основы законодательства о нотариате (статья 2 закона)
  • часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации 9 статья 3 Закона);
  • Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 4 закона);
  • Федеральный закон «Об ипотеке» (статья 5 Закона);
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 6 Закона);
  • Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (статья 7 Закона);
  • Федеральный закон «О Ломбардах» (стать 8 закона).

В настоящее время все изменение вступили в законную силу, за исключением некоторых оговорок, указанных в статье 9 закона, и применяются к правоотношениям, возникшим после вступления Закона в силу.

Первым и важным изменением является изменение в часть 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» — теперь исполнительная надпись нотариуса является полноценным исполнительным документов, таким же, как, например, исполнительный лист или судебный приказ. Хочется отметить, что не является новеллой. Инструкция об исполнительном производстве от 15.11.1985 года также содержала положение о том, что исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом. Таковой она была до 1997 года, то есть до принятия ФЗ «Об исполнительном производстве».

Насколько я знаю, оптимизма судебным приставам-исполнителям это новшество не добавляет. Увеличится и без того колоссальная служебная нагрузка.

Читайте также:  Должностная инструкция медсестра детского отделения

Но особенно значимым представляется изменение в ст. 78 «Обращение взыскания на заложенное имущество». На этих изменениях хотелось бы остановиться детально.

Обратить взыскание на заложенное имущество можно по исполнительному документу — судебному акту, исполнительному листу или исполнительной надписи нотариуса. То есть, если исполнительное производство возбуждено, например, на основании постановления налогового органа, то о заложенном имуществе можно забыть, и оно выпадает из той массы имущества, с которой будет работать судебный пристав-исполнитель.

Далее появилась новая мера принудительного исполнения — изъятие имущества и его передача залогодержателю (в нашем случае это всегда взыскатель) для последующий реализации в установленном законом порядке (специфику процедуры реализации регулирует Гражданский Кодекс РФ, ФЗ « Об ипотеке» и ФЗ «О залоге» в зависимости от вида имущества и условий договора о залоге.).

Так, в соответствии с ч. 1.1 ст. 78 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заложенное имущество двумя способами:

— при наличии ходатайства залогодержателя (взыскателя) самостоятельно обращает на него взыскание, то есть передает в специализированную организацию. Таким образом, судебный пристав-исполнитель будет действовать только тогда, когда это будет выгодно залогодержателю.

— если ходатайства залогодержателя нет, то судебный пристав-исполнитель изымает и передает имущество залогодержателю (взыскателю) и непосредственно процесс реализации будет уже осуществлять сам залогодержатель (взыскатель) в установленном законом порядке.

К сожалению, закон оставил за «кадром» сроки направления ходатайств, и поэтому при разрешении этих вопросов будет возникать некая правовая неопределенность. Очевидно, что эти нововведения выгодны залогодержателю, т.к. он освобождается от необходимости «терпеть» неспешность государственной машины. В тоже время такие чрезвычайные правомочия могут повлечь за собой серьезные злоупотребления со стороны взыскателя, особенно когда речь идет об имуществе стоимостью десятки миллионов рублей.

Судебные приставы-исполнители являются государственным служащими, и над ними осуществляется системный комплексный контроль (ведомственный, судебный, прокурорский).

Взыскатель, будучи простым физическим или юридическим лицом волен в своих поступках и юридическая ответственность за злоупотребления будет наступать для него в основном в гражданско-правовом поле (а не уголовном или административным). Так это или нет, покажет будущая практика.

В части второй ст. 78 ФЗ «Об исполнительном производстве» исключена оговорка о том, что в случае, если взыскание обращается на движимое имущество в пользу взыскателя, являющегося залогодержателем, то оно может производиться без судебного акта и в первую очередь. Законом слов «движимое» исключено, и теперь если имущество недвижимое, то взыскание также можно обратить без специального судебного акта.

Однако здесь возникает другой очень важный практический вопрос с определением начальной продажной стоимости имущества на торгах. Если у нас специальный судебный акт, то здесь вопросов нет, начальная продажная стоимость содержится в судебном акте. Если такого акта нет, как судебному приставу-исполнителю определить начальную продажную стоимость недвижимого имущества? По соглашению сторон? Но должник будет всячески уклоняться, т.к. это затягивает исполнительное производство? Взять начальную стоимость из договора о залоге? Тогда где правовые основания так поступить судебному приставу-исполнителю. Конечно, практика найдет ответы на эти вопросы, но в настоящий момент ответ на этот вопрос совершенно неясен.

Новая редакция части 4 статьи 78 ФЗ «Об исполнительном производстве» пустила по борту всех других взыскателей, кроме залогодержателя, в том случае, если исполнительное производство сводное. Напомню, что когда взыскателей у должника много, то исполнительное производство объединяется в сводное исполнительное производство. Если же у должника недостаточно имущества и денежных средств, то требования взыскателей удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; (нет разделения на ФСС, ПФР и иных бюджетов)
  • в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Теперь, требования залогодержателя удовлетворяются в первую очередь, требования остальных взыскателей будут удовлетворяться, только если денежные средства останутся после погашений требований залогодержателя.

Все остальные части, ранее находившиеся в ст. 78 ФЗ «Об исполнительном производстве» исключены. Таким образом, заложенное имущество в исполнительном производстве получило фактически иммунитет от взыскания, за исключением случаев, когда взыскателем является залогодержатель.

Кроме того, если исполнительное производство сводное и взыскателей много, то в первую очередь денежные средства от реализации предмета залога пойдут залогодержателю. Насколько справедливо здесь выдержан баланс между публичными, общественными и частными интересами вопрос конечно риторический, но все-таки, такой порядок может негативно отразиться на существующих отношениях.

Работники предприятия и понятия не имеют, о том, какое имущество заложено, а какое нет, однако, в рамках исполнительного производства они получат взысканную по суду задолженность по заработной плате только тогда, когда будут погашены все задолженности залогодержателю (чаще всего это совсем не бедные банки).

Источник

Приказ Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 года № 22 «Об утверждении Инструкции об исполнительном производстве» (утратил силу)

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги — тенге с учетом комиссии.

Приказ Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 года № 22
Об утверждении Инструкции об исполнительном производстве

Данный приказ действовал до принятия Закона КР «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике» от 18 марта 2002 года № 39

В связи с изменением действующего уголовного и гражданского законодательства и в целях совершенствования работы судов по исполнению судебных решений приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об исполнительном производстве и ввести ее в действие с 1 апреля 1986 г.

2. Поручить Управлению общих судов и Хозяйственному управлению в трехмесячный срок подготовить к изданию текст Инструкции и обеспечить ею каждого судью и судебного исполнителя.

3. Министрам юстиции союзных и автономных республик, начальникам отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов:

организовать изучение Инструкции всеми судьями, судебными исполнителями, секретарями судов, работниками органов юстиции и обеспечить правильное ее применение в практической деятельности;

в 1986 г. осуществить проверки и изучение практики применения названной Инструкции.

4. Признать утратившей силу с 1 апреля 1986 г. Инструкцию о порядке исполнения судебных решений, утвержденную приказом Министра юстиции СССР от 24 апреля 1973 г. № 7 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 1 августа 1978 г. № 11.

Министр юстиции СССР

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

юстиции Союза Советских

от 15 ноября 1985 года № 22

об исполнительном производстве

Исполнительное производство в судах ведется в порядке, установленном Основами гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, гражданскими процессуальными кодексами союзных республик и в соответствии с правилами, изложенными в настоящей Инструкции.

Глава I. Основные положения

Общие условия действий судебного исполнителя

1. По правилам, изложенным в настоящей Инструкции, подлежат исполнению:

1) решения, определения, и постановления судов по гражданским делам (за исключением решений по делам о взыскании с граждан недоимок по государственным и местным налогам и сборам, обязательному окладному страхованию и самообложению(*);

Читайте также:  ТОП 7 рейтинг лучших кухонных машин Redmond 2021 года Обзор характеристики плюсы и минусы

2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;

3) постановления судьи или суда в части имущественных взысканий за совершение административных правонарушений;

Источник

Когда и как прекращается исполнительное производство

Адвокат Антонов А.П.

Прекратить исполнительное производство может суд либо судебный пристав-исполнитель, в зависимости от основания прекращения. Таких оснований немало. Некоторые связаны с выбытием стороны исполнительного производства, другие — с невозможностью исполнения. Производство также может прекратиться, когда отпала необходимость в принудительном исполнении или перестали действовать документы — основания производства.
Суд прекращает исполнительное производство по заявлению пристава либо одной из сторон. Пристав делает это по заявлению одной из сторон или самостоятельно после получения документов, подтверждающих, что есть основание для прекращения.

1. По каким основаниям прекращается исполнительное производство
Перечисленные в законе основания условно можно разделить на несколько групп. Рассмотрим их подробнее.

1.1. Выбывшая сторона не может быть заменена
Это ситуации, когда:
1)гражданин — взыскатель либо должник — умер. Обычно в таких случаях происходит правопреемство: место умершего в исполнительном производстве занимает его наследник (ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве). Но иногда права (обязанности) не могут перейти к наследникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, которого назначил орган опеки и попечительства. В таких случаях исполнительное производство прекращается судом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);

2)являющаяся стороной исполнительного производства организация исключена из ЕГРЮЛ. В этом случае производство прекращает судебный пристав-исполнитель (п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.2. Перестали действовать документы — основания исполнительного производства
Пристав прекращает исполнительное производство, если:
1)исполнительный документ, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, отменен или признан недействительным (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)отменен судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ (п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)суд принял акт о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа (п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
4)исполнение акта по делу об административном нарушении прекращено судом (другим органом, должностным лицом), выдавшим исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом (п. 6. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.3. Нет возможности исполнить исполнительный документ
Суд прекращает исполнительное производство, если утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).
Пристав прекращает производство по следующим основаниям:
1)если ребенок, которого незаконно переместили в Россию или удерживают в ней, достиг определенного возраста. Это касается требований о возврате ребенка (осуществления прав доступа к нему) на основании международного договора РФ, когда ребенок достиг возраста, при котором в отношении него такой договор не действует (п. 8 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)задолженность по платежам в бюджет признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию (п. 10 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)исполнительный документ содержит требование о взыскании госпошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет и эта задолженность признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию (п. 11 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.4. Больше нет необходимости в принудительном исполнении
Исполнительное производство прекращается судом в связи с тем, что отсутствует необходимость принудительного исполнения, когда:
1)взыскатель отказывается получать вещь, изъятую у должника в соответствии с исполнительным документом (п. 3. ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)исполняются документы, указанные в ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве, например, акт по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Пристав прекращает производство, если:
1)взыскатель отказался от взыскания и суд принял этот отказ (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)алиментные обязательства прекратились в связи с достижением ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности (п. 9. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)взыскатель и должник заключили мировое соглашение (соглашение о примирении), а суд это соглашение утвердил (п. 3. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
4)обязательство заемщика-физлица перед кредитором-залогодержателем прекратились в силу п. 5 ст. 61 Закона об ипотеке (п. 12 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

2. Как суд прекращает исполнительное производство
Чтобы начать процедуру прекращения исполнительного производства, нужно подать заявление в суд. Это может сделать любая из сторон либо пристав.
Суд рассмотрит ваше заявление в десятидневный срок (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327 АПК РФ, ч. 3 ст. 359 КАС РФ).
Если суд признает, что есть основание для прекращения исполнительного производства, он вынесет соответствующее определение и направит его сторонам и приставу, на исполнении которого находится исполнительный документ (ч. 2 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327, ч. 2 ст. 324 АПК РФ, ч. 3 ст. 359, ч. 2 ст. 358 КАС РФ).
Определение суда о прекращении исполнительного производства, равно как и определение об отказе в прекращении, вы можете обжаловать (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

3. Как пристав прекращает исполнительное производство
Когда возникает основание для прекращения, пристав, который ведет исполнительное производство, сам должен прекратить его. Но мы рекомендуем обратиться к нему с соответствующим заявлением, поскольку на практике это ускоряет процесс. Такое право сторон исполнительного производства предусмотрено законом (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Ваше заявление должно быть передано приставу не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение приставов. В течение трех дней с момента получения заявления пристав должен прекратить производство и вынести соответствующее постановление, которое утверждает старший судебный пристав или его заместитель (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
В тот же срок пристав должен прекратить производство после того, как к нему поступили документы, которые подтверждают возникновение основания для прекращения исполнительного производства (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Если акт о прекращении исполнительного производства принят судом, другим органом или должностным лицом, пристав исполняет его немедленно после получения (ч. 5 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).

4. Можно ли прекратить исполнительное производство в части
Закон об исполнительном производстве прямо не предусматривает частичное прекращение исполнительного производства, но в то же время и не содержит положений, исключающих такую возможность. На практике исполнительное производство частично прекращают, когда основания прекращения касаются только части требований, указанных в исполнительном документе.
Например, это возможно когда судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменен в части. Например, суд принял решение о взыскании с ответчика задолженности и убытков, был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. А затем вышестоящий суд отменил указанное решение в части взыскания убытков. В такой ситуации пристав прекратит исполнительное производство в соответствующей части (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник

Adblock
detector