Меню

О новых правилах уч та основных средств бюджетными организациями

Определение основного средства инструкция 157н

(с изменениями на 14 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 29 августа 2014 года N 89н (Российская газета, N 251, 05.11.2014) (применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета);

приказом Минфина России от 6 августа 2015 года N 124н (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 13.08.2015) (о порядке применения см. пункт 2 приказа Минфина России от 6 августа 2015 года N 124н. Переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета, но не позднее 1 октября 2015 года);

приказом Минфина России от 1 марта 2016 года N 16н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.03.2016, N 0001201603300018) (применяется при формировании показателей объектов учета в 2016 году);

приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190019) (о порядке применения см. пункт 8 приказа Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н);

приказом Минфина России от 27 сентября 2017 года N 148н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.10.2017, N 0001201710180025);

приказом Минфина России от 31 марта 2018 года N 64н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.04.2018, N 0001201804270012) (применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года);

приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 298н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2019, N 0001201901300026) (применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года);

приказом Минфина России от 14 сентября 2020 года N 198н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2020, N 0001202010060007) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 14 сентября 2020 года N 198н).

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; 2008, N 5, ст.411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

3.1. Настоящий приказ распространяется на:

а) Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств..

(Пункт 3.1 дополнительно включен с 16 ноября 2014 года приказом Минфина России от 29 августа 2014 года N 89н; в редакции, введенной в действие с 12 сентября 2015 года приказом Минфина России от 6 августа 2015 года N 124н, применяется при формировании показателей объектов учета в 2015 году. — См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 года, регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов Российской Федерации
А.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 декабря 2010 года,
регистрационный N 19452

Приложение N 1
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
«Об утверждении Единого плана счетов
бухгалтерского учета для государственных
органов власти (государственных
органов), органов местного
самоуправления, органов управления
государственными внебюджетными фондами,
государственных академий наук,
государственных (муниципальных)
учреждений и
Инструкции по его применению»
от 1 декабря 2010 года N 157н
(В редакции, введенной в действие
с 10 февраля 2019 года
приказом Минфина России
от 28 декабря 2018 года N 298н,
применяется при формировании
учетной политики и показателей
бухгалтерского учета, начиная с 2019 года.
— См. предыдущую редакцию)

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

Источник



О новых правилах учёта основных средств бюджетными организациями

эксперт по бюджетному учёту и налогообложению компании «Что делать Консалт»

С 1 января 2018 года действует Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Основные средства», утверждённый Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства», стандарт). В целях методологического сопровождения применения стандарта выпущены методические указания, доведённые в письмах Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257, от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (далее – Письмо № 02-07-07/79257, Письмо № 02-07-07/84237).

Об основных отличиях стандарта от действующей Инструкции по бухгалтерскому учёту № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.10 № 157н) расскажем в настоящей статье.

Нюансы нового стандарта

Новый стандарт «Основные средства» применяется одновременно со стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора».

Изменения, внесённые в учёт объектов основных средств учреждений государственного сектора (казённых, бюджетных, автономных), новым СГС «Основные средства» значительные.

Перечислим основные из них:

  1. Определены критерии отнесения материальных ценностей к активам. В стандарте прямо указано, что объекты, не отвечающие условиям признания актива, учитываются за балансом.
  2. Дано понятие активов культурного наследия, определены их состав и признаки.
  3. Изменена группировка ОС и добавлен новый вид – биологические активы.
  4. В состав основных средств теперь включаются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании по договору лизинга или аренды.
  5. Объекты ОС, у которых срок полезного использования одинаков и стоимость несущественна, разрешено учитывать как комплекс ОС.
  6. Введён новый порядок определения первоначальной и остаточной стоимости имущества.
  7. Уточнён перечень затрат, которые включают и не включают в первоначальную стоимость объектов.
  8. Введены два новых метода и способа учёта накопленной амортизации при переоценке ОС.
  9. Установлены основополагающие критерии для списания основного средства.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Признание имущества активом, критерии

Новое определение основных средств шире ранее установленного в Инструкции № 157н.

В силу п. п. 7, 8 СГС «Основные средства» основными средствами признаются материальные ценности, соответствующие следующим критериям:

1) имеют срок полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности);

2) предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учёта в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учёта при условии, что данные материальные ценности:

  • принадлежат субъекту учёта на праве оперативного управления (находятся во владении (пользовании)). При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрацией;
  • находятся в пользовании субъекта учёта в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.) с учётом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»;
  • переданы субъектом учёта в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочные договоры аренды (договоры безвозмездного пользования)) с учётом требований СГС «Аренда»;

3) обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды.

При этом полезным потенциалом, заключённым в активе, является его пригодность[1].

А экономическими выгодами, заключёнными в активе, признаются возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами поступления денежных средств или их эквивалентов[2]. Основные средства, не обладающие полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды, подлежат переносу на забалансовый учёт.

В соответствии с п. 7 ФСБУ в состав основных средств не включаются непроизведённые активы, имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, биологические активы, материальные ценности, объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, материальные ценности, объекты незавершённого строительства, числящиеся в составе капитальных вложений.

Порядок группировки основных средств изменён

Группы основных средств определены в п. 7 СГС «Основные средства». Положениями СГС «Основные средства» данная группировка подверглась изменениям, а перечень имущества, учитываемого в составе основных средств, расширен.

Эти изменения проявились в следующем:

  1. Появилась абсолютно новая группа основных средств – инвестиционная недвижимость. К этому виду отнесена недвижимость, которая принадлежит организации и либо сдаётся владельцем в аренду, либо выступает в роли инвестиции. Таким образом, стандарт разграничил недвижимость на ту, которая используется в деятельности самого учреждения, и на ту, что предназначена для сдачи в аренду или выступает в качестве инвестиций.
  2. Нежилые помещения присоединены к группе «Здания и сооружения».
  3. Для библиотечного фонда отдельной группы теперь не предусмотрено.
  4. В отдельную группу выделены многолетние насаждения.

К данной группе отнесли растения и животных, предназначенных для использования в научных целях, в целях обучения, перевозок, развлечений и отдыха, обеспечения обороны, а также в питомниках для собственных нужд. В бухгалтерском учёте отражаются на счёте 101.07 «Биологические ресурсы». Не учитываются в составе основных средств объекты, которые предназначены исключительно для получения биопродукции. Такие активы отражаются в составе биологических активов. Минфин России подготовил проект приказа о федеральном стандарте «Биологические активы», его планируют внедрить с 1 января 2020 года.

Читайте также:  Культиватор бензиновый PATRIOT T 2030 DENVER

Также следует отметить, что стандарт не устанавливает соответствие с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), то есть новая группировка объектов напрямую не совпадает с ОКОФ.

В сравнительной таблице приведём сопоставление с прежней группировкой основных средств, предусмотренной Инструкцией № 157н.

Группы основных средств СГС «Основные средства»

Группы основных средств, Инструкция № 157н

Нежилые помещения (здания и сооружения)

Машины и оборудование

Машины и оборудование

Инвентарь производственный и хозяйственный

Производственный и хозяйственный инвентарь

Основные средства, не включённые в другие группы

Прочие основные средства

В СГС «Основные средства» закреплён порядок реклассификации основных средств и перевод объекта основных средств в иную группу либо в иную категорию объектов бухгалтерского учёта[3]. В случае реклассификации выбытие инвентарного объекта из одной группы основных средств и отражение его в другой группе основных средств должно быть отражено в бухгалтерском учёте одновременно. Однако реклассификация объектов основных средств не должна приводить к изменению их стоимости.

Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств зависит от способа его получения

Первоначальной стоимостью основного средства является стоимость, по которой актив принят субъектом учёта к бухгалтерскому учёту. До вступления в силу стандарта перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств, определялся положениями п. 47 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года порядок формирования первоначальной стоимости основного средства определяется в соответствии с разделом V. Оценка объектов основных средств при их признании (принятии к бухгалтерскому учёту) СГС «Основные средства».

Согласно стандарту первоначальная стоимость основных средств зависит от типа операции, по которой оно приобреталось: обменная или необменная операция. Для активов, созданных своими силами (самостоятельно) порядок определения первоначальной стоимости аналогичен порядку признания в учёте активов, приобретённых в результате обменных операций.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретённого в результате обменной операции (или созданного субъектом учёта), формируется в сумме фактически произведённых капитальных вложений с учётом предъявленного НДС. Исключения составляют случаи, когда объект будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.

Первоначальной стоимостью основного средства, приобретённого в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

При определении первоначальной стоимости в результате обменных операций необходимо руководствоваться перечнем затрат, установленных в п. 15 СГС «Основные средства». Кроме того, стандартом предусмотрено включение в первоначальную стоимость сумм затрат на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известных на момент принятия объекта ОС к бухгалтерскому учёту[4].

Стандартом также конкретизирован перечень затрат, не включаемых в первоначальную стоимость объекта основного средства[5].

Установлен порядок оценки стоимости объекта основного средства в рублёвом эквиваленте при приобретении за иностранную валюту.

Стоимость объекта при покупке за валюту пересчитывается:

  • в части предварительных платежей (по курсу ЦБ на дату перечисления аванса);
  • в неоплаченной части (на дату признания объекта ОС).

После признания объекта ОС в учёте все курсовые разницы относятся на финансовый результат текущего периода[6]. В целях формирования первоначальной стоимости объекта основного средства по обменным операциям, а также созданного собственными силами в стандарте прямо определён момент прекращения признания затрат: объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению[7].

При определении первоначальной стоимости объекта основного средства, созданного собственными силами, необходимо учитывать, что:

  • не включаются в первоначальную стоимость актива понесённые при его создании сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов;
  • признание процентов по привлекаемым заимствованиям в составе фактических капитальных вложений осуществляется с учётом положений данного стандарта и других применяемых нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учёт, бухгалтерскую (финансовую) отчётность[8].

Признание первоначальной стоимости актива, приобретённого по необменным операциям, определяется как справедливая стоимость (рыночная цена) на дату приобретения.
Если справедливую стоимость полученного или переданного актива невозможно надёжно оценить, то первоначальная стоимость полученного актива равна остаточной стоимости переданного взамен актива. Если сведения об остаточной стоимости отсутствуют или она нулевая, приобретённый актив учитывается в условной оценке «один рубль»[9].

Первоначальной стоимостью объекта ОС, полученного безвозмездно, также является справедливая стоимость на дату поступления.
Следует отметить, что стандартом «Основные средства» не предусмотрено определение первоначальной стоимости для неучтённых объектов основных средств, выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов. Но так как этот факт нельзя признать обменной операцией, следовательно, эти объекты следует принимать к учёту по справедливой стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств, полученных от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, признаётся стоимость, определённая передающей стороной (собственником (учредителем)) и отражённая в передаточных документах.

Добавлены новые методы начисления амортизации

Порядок начисления амортизации установлен п. 39 стандарта «Основные средства». В отличие от действующего ранее порядка, когда допускался только линейный метод начисления амортизации, новым стандартом допускаются три метода начисления амортизации. А именно:

1) Линейный, где предполагается равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива. Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из следующего:

а) ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, ёв активе;

б) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, которыми комплектуется объект имущества;

в) решения комиссии по поступлению и выбытию активов, принятого с учётом рассмотрения всех обязательных вопросов для принятия такого решения.

2) Уменьшаемого остатка, при котором годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной с учётом срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учёта и установленного им в соответствии с его учётной политикой.
3) Пропорционально объему продукции. Начисление суммы амортизации данным методом производится на основании ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

Амортизация может начисляться самостоятельно на структурную часть объекта основных средств отдельно от иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта единый объект основных средств.

Для начисления амортизации частей, составляющих объект, общая стоимость объекта основных средств распределяется между его структурными частями.

Если срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта совпадают со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих со структурными частями единый объект основных средств, то для определения амортизации такие части объединяются.

Не запрещено применение разных способов амортизации по группам основных средств.

Выбор метода и порядок начисления амортизации следует отразить в учётной политике.

Как и ранее, при начислении амортизации в стандарте предусмотрены стоимостные показатели, однако границы первоначальной стоимости основных средств при отнесении имущества к амортизируемому увеличены. А именно:

  • первоначальная стоимость введённого (переданного) в эксплуатацию объекта ОС, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 (ранее до 3 000) рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, выбывает с балансового учёта с одновременным отражением объекта ОС на забалансовом счёте 21;
  • на объекты основных средств, стоимостью от 10 000 до 100 000 (ранее от 3 000 до 40 000) рублей включительно, амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при вводе в эксплуатацию;
  • если первоначальная стоимость объекта основного средства 100 000 рублей и выше (ранее 40 000), то способ амортизации учреждение выбирает самостоятельно, исходя из функционального использования объекта, то есть метод должен опираться на способ получения экономической выгоды (потенциал полезности). Начисление амортизации производится в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами;
  • на библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей амортизация начисляется в размере 100% при выдаче его в эксплуатацию.

Обратите внимание! Начисление амортизации объекта ОС не приостанавливается, если объект ОС простаивает, или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания), за исключением случая, когда остаточная стоимость ОС стала равной нулю.

Стандартом введены существенные изменения в порядок начисления амортизации в отношении объектов. находящихся на консервации. Так, если объект основных средств был законсервирован до 1 января 2018 года и в соответствии с Инструкцией № 157н на такой объект амортизация не начислялась, то с 01.01.2018 на данный объект необходимо производить начисление амортизации.

Новые правила начисления амортизации относятся только к тем объектам, которые принимаются к учёту в составе основных средств с 1 января 2018 года. По объектам, отражённым на счёте 101 00 до 1 января 2018 года, перерасчёт амортизации проводить не надо. В частности, не надо начислять амортизацию до 100% по объектам основных средств стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей, принятым на учёт до 1 января 2018 года.

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучёте бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчётов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.

Порядок учёта основных средств для бюджетных предприятий теперь во многом зависит от положений учётной политики. Поэтому к её составлению необходимо подойти очень ответственно и заранее оценить финансовые последствия принятых решений.

Источник

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

Нет времени читать?

В 2021 г. в Инструкцию № 157н внесены поправки (Приказ Минфина РФ от 14.09.2020 г. № 198н). Уже сейчас надо учитывать имущество, которым пользуются сотрудники даже в нерабочее время, все медизделия, а не только медикаменты.

В каких случаях поможет проводка 0.401.10.172, когда не стоит применять «красное сторно», какие новые счета появились — об этом и другом более подробно.

Счета учета

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.

В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Читайте также:  Обзор моделей магнитол Navipilot

Новшества в аналитическом учете

Требования к аналитическому учету скорректировали для счетов 101.00, 106.00, 205.00, 206.00, 208.00, 209.00, 210.03, 210.10, 302.00, 304.01 и 304.03. Приведем наиболее существенные поправки.

Основные средства

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

one

Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

one

Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

Материальные запасы

Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.

В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.

Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.

При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

Земельные участки

Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Расчеты по операциям финансирования из бюджетов

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Другие объекты учета

Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

Права пользования нематериальными активами

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

Какие поправки нужно учитывать с 2021 г.

В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.

Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:

  • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
  • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
  • I — программное обеспечение и базы данных;
  • D — иные объекты интеллектуальной собственности.

Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.

Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.

На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.

Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

  • 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.

В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.

Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).

Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.

Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.

Технические поправки к Инструкции

Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.

Например, на счете 103.00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.

К спецодежде на счете 105.05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.

На счете 105.06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.

К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.

Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.

Порядок перехода на новые правила

В Приказе об изменении Инструкции указано только то, что новые правила нужно применять при формировании отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, проводки надо отразить в учете в один день с заключительными операциями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор: Инна Хлевняк,
главный бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Источник

Инструкция 157 Н По Бюджетному Учету С Изменениями В 2021 Году

Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2021 № 191н (ред. от 30.11.2021)).

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2021 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2021 № 52н (ред. от 17.11.2021)).

Инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету в 2021 году: обзор изменений

Итак, значительно были дополнены субсчета счетов 206 00, 208 00, 302 00. К примеру, теперь не просто появились новые счета, такие, например, как 0 302 14 00 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме», соответствующий подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме » КОСГУ, но даже счета с буквами. Например, счет 0 302 4А 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию», соответствующий подстатье 24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию».

Читайте также:  Проблемы с срабатыванием защиты в МЦ Sony

3. В положения Инструкции № 157н по счетам 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» добавлен способ формирования 1-17, 24-26 разрядов номеров счетов (п. п. 199, 204, 217, 221, 256 Инструкции № 157н).

157н инструкция по бюджетному учету от 2021 года

В новой инструкции описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно — например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2021600, на котором учитывались аккредитивы. Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

Инструкция 157н с последними изменениями 2021 года

  • полученное безвозмездно, как вклад учредителя, в том числе имущество казны;
  • полученное, но не закрепленное на основании договора оперативного управления, использующееся в уставной деятельности по решению собственника или учредителя;
  • безвозмездно предоставленное передающей стороной на основании законодательного акта;
  • приобретенное, но не внесенное в договор оперативного управления.

В связи с внесением корректировок в закон 402-ФЗ в части регулирования бухучета организаций бюджетной сферы и в приказ 209н о порядке применения КОСГУ, Минфин готовит поправки в планы счетов и инструкции по их применению для организаций госсектора. Мы рассказываем о наиболее существенных предложенных изменениях к приказу Минфина 157н от 01.12.2021 года.

52н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2021 год

  • в разрядах 1 – 17 – соответствующий код (составная часть кода) бюджетной классификации;
  • в разрядах 24 – 26 – подстатья КОСГУ согласно Порядку № 209н, которая соответствует экономической сущности факта хозяйственной жизни (объекту бухгалтерского учета).

Из Инструкции № 157н были исключены некоторые нормы, которые теперь прямо регулируются положениями вступивших в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В нормах Инструкции № 157н, однако, остались отсылы на конкретные федеральные стандарты.

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2021 года

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2021 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Бюджетный учет основных средств в 2021-2021 годах (нюансы)

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

В Инструкцию № 157н внесены очередные изменения

В 2021 году вступили в силу новые правила применения КОСГУ и ряд федеральных стандартов. В связи с этим финансовое ведомство подготовило очередные изменения в Инструкцию № 157н (Приказ Минфина РФ от 28.12.2021 № 298н (далее – Приказ № 298н)). Как только поправки вступят в силу, необходимо актуализировать учетную политику на 2021 год. В статье предлагаем ознакомиться с основными изменениями в Едином плане счетов и инструкции по его применению.

Статья 160 также изменила свое назначение, теперь по ней отражаются безвозмездные денежные поступления капитального характера (ранее по ней показывались поступления в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование). Данная статья детализирована подстатьями 161 – 168.

Инструкция 174н с изменениями на 2021 год (бюджетный учет)

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкцию № 174н, является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (п. 3.2 Приказа № 227н). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

157н инструкция по бюджетному

Предложено устранить допущенные нарушения.
10объектов муниципального имущества в нарушение п. 4 ст. 2 Федерального закона 161-ФЗ переданы в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергоснаб» Муниципального образования «Новоюгинское сельское поселение».

На основании распоряжения председателя Контрольного органа Каргасокского района от 11.09.2021г. № 19 и пункта 1.9 плана работы на 2021 год, утверждённого председателем Контрольного органа Каргасокского района 29.12.2021г. на основании распоряжения от 07.11.2021г. № 13, проведено контрольное мероприятие по проверке использования муниципального имущества, находящегося в собственности Киндальского сельского поселения.

Инструкция 157н по бюджетному учёту

Бухучёт унитарных предприятий и прочих государственных органов, ведущих хозяйственную и кассовую деятельность, сегодня осуществляется в соответствии с планом счетов, утверждённых отдельным Приказом Минфина №157н от 1 декабря 2021 г. Данный нормативный акт затрагивает работу государственных унитарных предприятий, получающих бюджетные инвестиции, осуществляющих инвестиции в государственные объекты и заключающих контракты от имени государства; а также госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом» в части ведения ими бюджетного учёта фактов хозяйственной жизни. В приложениях Приказа приведён не только План счетов в виде таблицы по всем разделам активов, но и Инструкция по его применению.

Инструкция 157н претерпела некоторые изменения, затронувшие целый ряд статей документа предыдущей редакции, и установила нормы относительно введения практики электронных подписей, ведения Журналов учёта операций, новых условий обязательного проведения инвентаризаций и пр. На нашем сайте можно скачать инструкцию 157н с учётом изменений, а также актуальный для 2021 года план счетов, который с 2021 года является единым для всех государственных унитарных предприятий.

Обратите внимание: изменения в Инструкцию № 157н

  • новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости»;
  • новая структура бюджетной классификации с 1 по 26 знак Рабочего плана счетов, которая применяется с 2021 года;
  • новое понятие «принимаемые обязательства»;

Кроме того, документом дополнено, что в части ведения бюджетного учета при реализации полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени публичного-правового образования госконтрактов, Инструкцию № 157н обязаны применять также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» и государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

С 2021 года применяется обновленный План счетов бюджетного учета

В новой редакции изложен Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Уточнено, например, что организация и ведение бухгалтерского учета осуществляется с учетом учетной политики, сформированной согласно ФСБУ для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Пункт 99 инструкция 157н по бюджетному учету в 2021 году с изменениями

0504202); — Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющийся для списания в расход всех видов топлива; — Акт о списании материальных запасов (ф. 0504203); — Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504230); — Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющийся для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф.

В нем есть операции «Централизованное снабжение (10Х — 3)» и «Внутриведомственное перемещение (10Х — 3)». В «1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений 7.7» оформляли документы, на основании кассового выбытия счет-фактура на аванс, которую заносили в книгу покупок. Затем счет-фактура за месяц на сумму подписки, строка книги покупок, строка книги продаж. Как реализовано в «1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8»? Если учреждение оплачивает услуги подписки авансом, то принять НДС к вычету оно имеет право, если получатель аванса выставил счет-фактуру.

Новации 2021 года: к чему готовиться бухгалтерам бюджетных организаций

Пока Минфин не привел методику расчета величины чистых активов (ЧА) в государственном секторе. Поэтому сегодня бюджетные и автономные учреждения могут рассчитать величину своих чистых активов, ориентируясь на порядок определения их стоимости как для коммерческих организаций (приказ Минфина РФ от 28.08.2021г. №84н). Этот приказ распространяется на АО, ООО, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства, организаторов азартных игр. Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета (п. 7 порядка 84н). При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, которую отражают в бухгалтерском балансе (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин), исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса. Аналогичное требование есть и в СГС «Представление отчетности» (п. 32). Где сказано, что показатели чистых активов учреждения раскрываются в нетто-оценке, т.е. за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и по сомнительным долгам.

Более того — дальнейшее развитие получат вопросы развития муниципальных финансов, стратегическое и территориальное планирование на местном уровне, градостроительная деятельность, качество городской среды, устойчивое развитие муниципалитетов, использование лин-технологий, реализация принципов смарт-сити («умный город») и другие.

Источник