Меню

Обязанности алтарника на литургии

Я алтарник

Александр Раков Алтарник — служитель церкви, который помогает священникам и диаконам во время службы в алтаре храма (отсюда и название). Основные обязанности алтарника:

— помогать священникам и диаконам облачаться перед началом богослужения;

— следить за облачением священнослужителей;

— следить за порядком в алтаре;

— зажигать лампады и свечи в алтаре и перед иконостасом;

— подготавливать вино и хлеб перед Причастием;

— во время Причастия алтарники держат платок (точнее, «плат»), которым прихожане вытирают капли с губ;

Помимо всего вышеперечисленного алтарники при необходимости выполняют функцию чтеца, звонаря.

Рассказывает алтарник храма Кулич и Пасха Николай Степанович Ковалёв:

— У меня университетское образование — я филолог, преподаватель русского языка и литературы. К Богу пришёл уже в зрелом возрасте, — и как жалею сейчас, что не пришёл раньше, в лучшие годы молодости! Но — на всё воля Божия… Поначалу очень хотелось мне стать монахом, жить жизнью равноангельной, — я и готовился понемногу к такому шагу: много читал и нёс особое послушание — в одной из псковских обителей занимался с детьми-инвалидами, вместе с тамошним архимандритом и с монашествующими. Тяжёлое послушание. Дети непростые… Но с Божией помощью я справлялся, служил в алтаре вместе со своими воспитанниками и всё ждал, когда придёт пора и мне принять монашество.

И вдруг всё разом изменилось: как-то на Сретение вместе с детьми я поехал в паломничество в Петербург, думая посетить приснопамятного отца Василия Ермакова и взять у него благословение на иноческий путь. Никаких сомнений в том, что это благословение я получу, у меня не было. И что же? Глубоко чтимый мной батюшка, отец Василий, решительно изрёк: «Не надо тебе жить по-чёрному, живи по-белому!» И сразу жизнь моя переменилась: я остался в Петербурге, стал алтарником в знаменитом здешнем храме Кулич и Пасха, и с тех пор прошло уже девять лет. Главное моё дело, педагогика, осталось со мной: сейчас я ещё и методист благочиния и преподаватель церковной воскресной школы. Эти нагрузки мне по милосердию Божию даны, я почитаю их своим главным делом, но о них — особая речь, а сейчас я хотел бы поговорить об алтарничестве.

Что главное в этом великом сослужении? — а оно великое, как и всякое пребывание у церковного престола… В алтаре, как и повсюду, главным является забота о спасении души. Возможно, эти слова кого-то удивят, но я уверен: наша человеческая природа такова, что вечную погибель мы можем заработать и стоя в алтаре. Как? Если забудем о благоговении! А это весьма близкая опасность: невольно, за будничностью равномерно текущих дней, всё в наших глазах обезценивается, всё кажется не таким уж важным — даже то святое, что происходит в алтаре во время Божественной службы. И пропадает трепет сердечный, уходит душевная теплота — мiр врывается в наши души. Мiр, со своими мелкими интересами, со своим цинизмом, своим безразличием… И вот ты уже становишься чужд тому, что творится в храме. И разрушается то великое единство, когда все сослужащие — и священники, и диаконы, и чтецы, и алтарники — составляют единый организм, когда каждый служит на своём месте, каждый по-своему, на едином дыхании, единым сердцем и устами… Это единство — главное условие церковной службы; разрушить его — значит совершить великий грех и погубить душу свою.

И нужно понимать, что у каждого из священников есть свои особенности, у каждого свои привычки, своя манера служить. Следует помнить об этом, чтобы верно предуготовить пути Господу. Вот оно, слово! — алтарник приуготовляет пути для Литургии, путь для Тела Господня.

Всякая Литургия — это, как говорили Святые Отцы, великое действо, или, говоря современным языком, великий мистический спектакль, являющий молящимся и земной путь Господа, и цель нашей жизни в Боге. Какова же роль алтарника в этом мистическом спектакле? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните притчу о девах мудрых, которые позаботились о масле для своих лампад, и девах неразумных, которые маслом не запаслись. Так вот, алтарник — это тот, кто следит, чтобы лампада богослужения была полной и огонь в ней горел неукоснительно. Как это важно, чтобы горел огонь и были полны лампады. Как этого достичь? Только молитвой. Когда алтарник соучаствует в соборной молитве, когда он пребывает в духе, тогда он сможет достойно исполнить свои обязанности. Когда такое братское, единодушное сослужение достигнуто и служба движется духом — выше этого ничего нет, — это благодать, которая даётся Господом, и её потеря очень страшна: не захочешь, потеряв её, ни небесного, ни мирского.

В нашем современном мире сознание у людей замутнено: что такое для человека с улицы какой-то алтарник. Как может нецерковный человек понять важность этого служения? Сознание наше кинематографическое, сформированное рекламными клипами, а клипы эти твердят: не останавливайся в погоне за мирскими благами — будь то вещи или карьера, — хватай побольше, карабкайся повыше! А алтарник? — разве это высокий чин. Но я вспоминаю слова знаменитого учёного, замечательного знатока церковной культуры Сергея Аверинцева. Он, будучи профессором, обладателем высоких учёных степеней, просил своих близких: «Ничего не пишите на моём могильном кресте, напишите только: «Чтец Сергий» (он был чтецом в одном из московских храмов). Вот как люди мудрые оценивают даже скромные церковные послушания.

Нет, если юноша стремится стать священником, то понятно его стремление побыстрее пройти все промежуточные ступени к заветной цели; понятно, что и на своё алтарничество он смотрит с неким пренебрежением. Но есть великий смысл в этом церковном труде: с его помощью мы обретаем послушание. Когда ты пришёл в церковь, помни, что ты пришёл слушаться и слышать. И если ты чистым сердцем слушаешься и слышишь, тогда у тебя уши открываются и сердце теплеет. При всех своих достоинствах и недостатках и при всех талантах, которыми ты обладаешь, ты не сможешь поставить свою душу на службу Богу, если не научишься сперва слушать людей и слушаться Божией воли. Тогда ты понимаешь, что прикасаешься к вечному и безконечному, и как-то смешно и глупо становится желать чего-то иного… Великая мудрость послушания — это основа для возрастания в Боге, это первая ступень к Небесам — а может быть, и главная ступень. И скромная служба алтарника позволяет эту ступень одолеть. А там — добрый путь.

Источник



Обязанности алтарника на литургии

Роль и обязанности алтарника в литургии, возможно, восходят к третьему столетию: Папа Бенедикт XVI говорил о Святом Тарчизиуме как о «предположительно помощнике, то есть алтарнике». Хотя эта функция обычно связана с детьми, она может выполняться людьми любого возраста или происхождения. Многие не понимают, кто такой алтарник, функции его остаются неясными, а происхождение этого сана и вовсе овеяно мраком истории.

В католичестве

Практика, подтвержденная Папой Бенедиктом XIV в 1775 году об исключении женщин из служения священнику на праздновании мессы, в настоящее время не соблюдается. В 1994 году Конгрегация божественного поклонения и Дисциплина таинств разъяснила, что в соответствии с пересмотром Кодекса канонического права 1983 года служение на алтаре должно считаться одной из литургических функций (лектора и кантора), которая, согласно канону 230 § 2 Кодекса канонического права 1983 года, может выполняться людьми обоих полов.

В то же время Конгрегация указала, что этот канон Кодекса Канонического права является только разрешительным и не обязывает допускать женщин-алтарниц, должностные обязанности которых, в сущности, ничем не отличаются от функций мальчиков-алтарников. В 2006 году единственная американская епархия, которая исключала женщин из службы на алтаре, была в Линкольне, штат Небраска. Даже там, где епископ не ограничивает разрешение, предоставляемое общим каноническим правом, священник, ответственный за церковь, не обязан его соблюдать. Традиционалистские католические группы, такие как ФССП и Институт Христа Царя и некоторые отдельные священники, например, этого не делают.

Суть такова

Термин «алтарник» иногда применяется к алтарным служителям, но в более точном смысле он означает «установленный помощник». В «Общей инструкции римского миссала» термин «алтарник» трактуется как отличный от термина «служитель», обязанности алтарники при этом тоже отличаются.

Если священник проводит мессу, в которой конгрегация ему не помогает, он не должен делать этого без алтарника, за исключением крайней необходимости.

В отсутствие установленных помощников некоторые из их функций на мессе могут выполняться алтарными служителями.

В обязанности алтарника входит хранение литургических книг для священника, когда он не находится у алтаря и читает главные молитвы. Они приносят и хранят такие вещи, как книги, сосуды, воду и полотенца-лавабы, сосуды для хранения освященного хлеба и микрофоны.

Обязанности во время процессий

Входная процессия ведется с помощью турифера с горящими фимиамами (если ладан используется на мессе) и крестоносителем с крестом, который с обеих сторон окружен другими служителями с зажженными свечами. Все это входит в обязанности алтарника на литургии.

Чтение Евангелия

Когда распыляются благовония, алтарник подпевает священнику во время песнопения. Алтарники, несущие зажженные свечи, сопровождают амвона, диакона или священника, который читает Евангелие.

Подготовка даров

Один или несколько алтарников, обязанности которых включают любую работу в церкви, способствующую помощи в организации алтаря священника (в служении мессы без участия дьякона священник выполняет функции, назначенные диакону). Если, насколько это уместно, хлеб и вино для мессы представлены верующими, алтарники помогают священнику или диакону, который получает эти и, возможно, другие дары, нести их и раскладывать в нужные места, например в жертвенник. Они подают кружки вина и воды священнику или дьякону, чтобы тот вливал их в чашу.

Если используются благовония, алтарник подает их священнику, который освящает дары, крест и жертвенник, после чего дьякон или алтарник благословляют священника и людей. Когда священник моет руки после этой процессии, стоя сбоку от алтаря, алтарник наливает ему воду.

Освящение

Алтарник звонит в колокол незадолго до освящения, как правило, в эпиклесисе (когда священник протягивает руки над подарками). В соответствии с местным обычаем, он также звонит в колокол, когда после освящения хлеба и вина священник показывает плоть Христа, а затем чашу с вином.

Знак мира

Помимо обязанностей алтарника на всенощном бдении, в его обязанности также входит хранение специального «знака мира». Священник или дьякон могут дать знак мира алтарникам, оставаясь в святилище.

Читайте также:  Краткая характеристика программного обеспечения Навител

Распространение Священного Причастия

В некоторых церквях алтарники помогают в распространении Священного Причастия. Они угощают собравшихся в церкви людей хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Христа соответственно.

Обязанности алтарника в православной церкви

Алтарники сопровождают священника или любого другого представителя духовенства на входной процессии, за исключением того алтарника, который работает в качестве террифере у входа, а при этой процессии следует за крестоносцем. Если православный епископ торжественно проводит мессу, два алтарника, одетых в вымпы, держат митру и крестовину и подают их в подходящее время.

Облачение

Кроме обязанностей алтарника в православной церкви им также причитается специальное облачение. Это правило действует и во всех остальных церквях. Облачение, общее для всех рукоположенных и назначенных министров любого ранга, представляет из себя мантию, которая должна быть привязана к талии с помощью пояса, если только она не сделана таким образом, чтобы обходиться без него. Алтарники, чтецы, пономари и другие низшие церковные саны могут носить либо альб, либо другую подходящую одежду, определенную местной епископской конференцией.

Алтарники часто носят рясу, причем черные и красные являются наиболее распространенными цветами.

Византийское православие

В византийском (греческом) обряде алтарники помогают высшему духовенству во время службы. Они могут носить крест, свечи или литургические атрибуты в процессии и во время выхода к алтарю, поддерживать кадило, чтобы в нем было достаточно живого древесного угля, заправлять его ладаном и передавать священнику или диакону, когда это требуется. Также они занимаются приготовлением горячей воды (зеона) для ее добавления в чашу при Божественной литургии, подготовкой антидорона для людей, которые будут получать его после Святого Причастия. Они выполняют любые другие необходимые задачи, способствующие тому, чтобы священник мог не отвлекаться во время службы.

Кроме того, обязанности алтарника на всенощном бдении включают поддержание порядка в церкви и зажжение свечей, а также регулярные молитвы.

Раннее христианство

В ранней Церкви, прежде чем кто-то мог стать алтарником, его нужно было постричь. В настоящее время во многих местах нет необходимости быть постриженными до того, как кому-либо разрешат служить, так как постриг должен выполняться епископом или священником более высокого ранга. Алтарник и его функции, описанные выше, на самом деле практически не изменились за 2000 лет существования христианства и слабо различаются в различных церквях. В некоторых традициях, таких как греческое православие или мельникский католицизм, обычаи допускают, чтобы постриженные алтарники также жили в арарионе, носили символы в виде креста на спине, как у подпольякона, но с концами, висящими параллельно спереди. В русском православии, однако, орарион обычно не носят алтарники, а только должным образом рукоположенные иподиаконы и дьяконы.

Канонические тонкости

Перед тем как приступить к своим обязанностям, алтарник должен сложить свой стихарион и принести его священнику, чтобы он его благословил. Священник благословляет и кладет руку на сложенный стихарион. Алтарник целует руку священника и крест на облачении. Любой алтарник, который не был пострижен, должен убрать стихарион, когда он получает Святое Причастие, потому что все священнослужители, независимо от сана, получают Причастие в соответствии с их порядком в Церкви. Перед своим уходом со службы он должен получить благословение священника, ведь следование всем формальностям тоже входит в обязанности алтарника.

Возраст алтарника

Минимальный возраст зависит от местных обстоятельств, но мальчики должны быть достаточно зрелыми, чтобы выполнять свои обязанности, не нарушая святости алтаря. Хотя в Северной Америке для мальчиков принято выступать в качестве алтарников в церкви, в некоторых местах эта практика практически неизвестна, и эти обязанности выполняются взрослыми мужчинами. В других обителях, где алтарники традиционно являются мальчиками, взрослые мужчины не допускаются к этой роли.

Некоторые же святыни предусматривают тот факт, что мальчикам не разрешено служить на алтаре по достижении подросткового возраста на том основании, что молодой человек уже недостаточно молод, чтобы служить на алтаре.

Субординация и запреты

Алтарники, независимо от возраста и пола, подчиняются всем нормальным ограничениям, накладываемым на священнослужителей низкого сана. Любой, кто кровоточит или имеет открытую рану, не может подойти к алтарю. Они не могут прикоснуться к алтарному столу или чему-либо на нем ни при каких обстоятельствах без благословения. Они не могут трогать священные сосуды, чашу и все остальное. Они не могут стоять прямо перед алтарным столом или проходить между ним и иконостасом, но должны пересекать алтарь, если им нужно переместиться на противоположную сторону. Контроль за дисциплиной среди «алтарных мальчиков» входит в обязанности старшего алтарника.

Женский вопрос

В общем и целом, женщины не служат на алтаре, кроме женских монастырей. В этом случае они не получают клерикального пострига (хотя они должны быть постриженными монахинями) и не облачаются в стихарион, но продолжают посещать службы и служат на некотором расстоянии от фактического стола алтаря. Обычно в алтаре могут служить только старшие монахини.

Реформы 70-х в Католической церкви

До 1972 года алтарники считались обладателями самого высокого из четырех младших санов. Постановлением Папы Павла VI Automation quaedam от 15 августа 1972 года термин «младшие саны» был заменен термином «министерства». Два эти «министерства», такие как чтецы и алтарники, должны присутствовать во всей Латинской Церкви по всему миру. Предписанный интервал, как было решено Святейшим Престолом и национальной епископской конференцией, должен соблюдаться между получением людьми этих санов. Кандидаты на диаконат и священство должны для начала отслужить в этих министерствах и выполнять все обязанности алтарника, прежде чем получить право на принятие более высокого сана. Эти два министерства не зарезервированы исключительно для кандидатов на звания священнослужителей, но могут быть неплохим началом для карьеры в церкви. В православной церкви ситуация не слишком отличается от католической. Министерства назначаются либо епископом, либо в случае религиозных институтов главой церкви.

Обязанности алтарника в католической церкви описаны в указе motu proprio и указаны также в Общей инструкции Римского Миссала № 98, в которой говорится: «Алтарник нужен, чтобы служить на алтаре и помогать священнику и диакону. В частности, он несет ответственность за подготовку жертвенника и священных сосудов и, если это необходимо, может помогать верующим прихожанам совершать Евхаристию. В обслуживании жертвенника у алтарника есть свои функции, которые он должен выполнять лично».

В англиканстве

В англиканских церквях, таких как Англиканская церковь Великобритании, Епископальная церковь Соединенных Штатов, Церковь Уэльса, шотландская епископальная церковь, алтарники часто называются помощниками и могут быть как любого пола, так и любого возраста (хотя обычно не моложе десяти лет).

Алтарник, его обязанности, форма и статус различаются в разных церквях. Тем не менее у англикан (как у католиков и православных) он может помогать в богослужении, неся крест во время процессии, зажигая свечи, держа книгу Евангелия, держа свечи или «факелы», помогая диакону или священнику, размахивая кадилом или распыляя ладан, вручая тарелки для приема причастия и выполняя многие другие задачи, которые, по мнению священника или помощника, нужно выполнять.

В англо-католических церквях помощники обычно носят рясу и коту. Пояс может представлять собой скрученную веревку с узлами на концах, закрепленную вокруг талии. Пояс может быть белого или черного цвета. Ношение крестов или других специальных штифтов или символов является прерогативой каждой отдельной церкви.

В некоторых более «традиционных» приходах алтарники оцениваются по мере того, как они развивают свои способности служить: стажеры, младшие помощники, старшие помощники и заслуженные помощники. В других случаях функции помощников выполняются без облачений лицами из прихода, не имеющими формального образования, опыта и подготовки.

Аколиты

В некоторых церквях алтарники называются аколитами. В методистских и лютеранских традициях аколиты участвуют в богослужении, неся кресты или распятия (эти алтарники и аколиты называются крестоносцами), освещают и гасят алтарные свечи и звонят в церковный колокол, чтобы призвать конгрегацию к поклонению. В этих традициях освещение алтарных свечей в богослужении является символом прихода Иисуса в присутствии поклоняющегося ему сообщества верующих.

Перед тем как зажечь свечи, аколит может поклониться алтарю в знак уважения. Перед тем, как погасить последние алтарные свечи, помощники зажгут свою «свечную зажигалку», а затем перейдут в нартхекс. Это символизирует присутствие Иисуса Христоса для всех людей и во всех частях света. Это также знаменует свет Иисуса Христа, выходящего в мир, в котором верующие призваны служить.

По англиканской традиции в ассирийских церквях носят одежды, называемые альбами, иногда с различными оттенками. У методистских аколитов также принято носить традиционную сутану, но должностные обязанности алтарников при этом везде одинаковы, несмотря на различия в форме.

Источник

Должностная инструкция для алтарника

Что делают алтарники?

Что делают алтарники?

Каждый раз, бывая на богослужении, мы, видим, как в алтаре вместе со священниками и диаконами находятся мужчины и юноши, а нередко и мальчики, облаченные в стихари – специальную священную одежду длинного покроя с широкими рукавами. В древней церковной традиции их было принято называть пономарями, а в недавнем советском прошлом их звали алтарниками. Теперь же в церковном употреблении оба этих названия – в зависимости от принятой в храме традиции. Мне ближе более древнее именовании, хотя многим моим знакомым более привычно выражение алтарник. Но как стать пономарем и чем предстоит заниматься в алтаре, если ты не священнослужитель?

Путь каждого пономаря в алтарь складывается по-разному: кого-то о помощи попросил приходской священник, кто-то выразил самостоятельное желание, кто-то принял решение посвятить свою жизнь служению Церкви в священном сане и проходит обязательную перед рукоположением пономарскую практику. Кто-то стал привлекаться к алтарному служению через занятия в воскресной школе, а за кого-то просто попросили батюшку родители. В целом, нет единого правила или процедуры, фактически все оставляется на благоусмотрение приходского настоятеля.

Я хорошо помню, когда сам в первый раз вошел в алтарь и оказался по другую сторону иконостаса. По просьбе священника меня с еще одним прихожанином попросили вынести из алтаря бак со святой водой. После этого случая настоятель обратил на меня более пристальное внимание и со временем стал привлекать для оказания помощи при генеральных уборках алтаря к праздникам Рождества и Пасхи, а также к престольному храмовому торжеству.

Уборка алтаря является одной из главных обязанностей пономарей. В обычный день она может ограничиваться мытьем пола, чисткой ковров, протиранием пыли и чисткой кадила от остатков угля и ладана. Однако в преддверии великих и двунадесятых праздников моется, протирается и чистится до блеска, без преувеличения, весь алтарь и его принадлежности, разумеется, за исключением престола и жертвенника, которых имеют права касаться только священники и диаконы.

Читайте также:  Круглая кроватка 8 в 1 от 7350 руб с доставкой по России и СНГ

Вскоре все время богослужений я стал проводить в алтаре, постепенно погружаясь все глубже в пономарские обязанности. Сначала мне нужно было научиться разжигать кадило и запомнить, в какие моменты необходимо его подавать священнику или диакону. Также следовало запомнить, в какие моменты богослужения нужно зажигать выносные свечи для входа с кадилом или Евангелием, или великого входа.

На самом деле, для достойного пономарского служения требуется хорошее знание церковного устава. Тем более, что богослужения великопостного и пасхального периодов сильно отличаются от остального времени года. Алтарнику важно разбираться в литургических особенностях, нужно знать чинопоследования таинств Крещения и Венчания и иных треб. Кроме того, пономарю важно уметь читать на церковнославянском языке, так как нередко кроме прислуживания в алтаре алтарников привлекают еще и к чтению часов, шестопсалмия, апостола, кафизм, канонов. Без навыка и умения здесь не обойтись. Вот почему к каждому богослужению пономарю прходится тщательно готовиться. Он должен появляться в алтаре задолго до священника, а уходить намного позже него. Иначе все может пойти наперекосяк.

По сути, пономарское послушание предоставляет единственную возможность мирянину входить в алтарь и быть одним из активных участников богослужения. Но это участие в богослужении должно выражаться не в простом хождении со свечами и своевременной подаче священнослужителям кадила. Выполняя алтарные обязанности, пономарь должен соучаствовать в общей молитве, держа ум на тех словах, которыми в настоящий момент молится Церковь. Ведь ядром, стержнем, сердцевиной любого чинопоследования является молитва, а все остальные действия лишь ей сопутствуют.

Пономарское служение нельзя назвать простым или легким, оно требует от человека особенной мобилизации душевных и телесных сил не только за богослужением, но и при его подготовке, а также после окончания службы. Со временем каждый пономарь начинает чувствовать себя в алтаре «как рыба в воде», и в этот момент главное суметь сохранить чувство благоговения перед святостью алтаря. А для этого о высоте своего служения необходимо помнить и в повседневной жизни, когда мы не находимся в храме или возле престола. Всем нам, вне зависимости от того места, где мы обычно пребываем в храме, важно вне церковного здания строго следить за своими словами и поступками, сверяя их со словом Евангельской Истины.

Павел Рябчевский

фото из блогов священника Константина Пархоменко и Александра Каменского

Источник

Алтарник

Алта́рник (поно­марь) – име­но­ва­ние муж­чины-миря­нина, помо­га­ю­щего свя­щен­но­слу­жи­те­лям в алтаре во время бого­слу­же­ния. Термин возник в сере­дине XX века; прежде при­слу­жи­вав­ших в алтаре назы­вали поно­ма­рями.

altarnik - Алтарник

В насто­я­щее время в обя­зан­но­сти алтар­ника могут вхо­дить сле­ду­ю­щие:

  • замена иконы празд­ника в храме,
  • воз­жи­га­ние лампад в алтаре и на ико­но­стасе,
  • при необ­хо­ди­мо­сти – чтение на бого­слу­же­нии (см. Часо­слов).
  • при­не­се­ние в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
  • под­го­товка кадила,
  • под­го­товка обла­че­ния свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов (см. Цвет обла­че­ния),
  • пода­ва­ние плата для оти­ра­ния уст во время при­ча­ще­ния,
  • помощь свя­щен­нику при совер­ше­нии таинств и треб,
  • функ­ции зво­наря,
  • уборка в алтаре.

На эту долж­ность насто­я­те­лем выби­ра­ются муж­чины-миряне, обла­да­ю­щие высо­кими нрав­ствен­ными каче­ствами, испол­нен­ные бла­го­го­ве­ния. Слу­же­ние алтар­ни­ком обя­за­тельно про­хо­дят в каче­стве послу­ша­ния все те, кто решил посвя­тить себя свя­щен­ству.

Алтар­ник как про­об­раз Ангела

Алтар­ник несет на себе три при­ход­ских слу­же­ния: чтеца, поно­маря и пара­ек­кле­си­арха. Как чтец – он участ­вует в бого­слу­же­нии, донося до цер­ков­ного народа слова молитв и поуче­ний (в том числе и тексты Свя­щен­ного Писа­ния). Как поно­марь – совер­шает поло­жен­ные ему уста­вом свя­щен­но­дей­ствия (входы со све­чами и т.п.) и помо­гает (как бы сослу­жит) свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Как пара­ек­кле­си­арх – алтар­ник следит за поряд­ком в храме во время бого­слу­же­ния, при­го­тов­ляет поме­ще­ние храма и цер­ков­ную утварь к службе и наво­дит поря­док после, гото­вит веще­ство Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важ­ность слу­же­ния алтар­ника накла­ды­вает особую ответ­ствен­ность на людей, несу­щих это послу­ша­ние. Во-первых, алтар­ник должен быть чело­ве­ком высо­кой духов­ной жизни, т.к. без внут­рен­него молит­вен­ного дела­ния и без борьбы с соб­ствен­ными стра­стями невоз­можно нести службу (при­слу­жи­вать) у Пре­стола Божия. Особо алтар­ник должен вос­пи­ты­вать в себе доб­ро­де­тели сми­ре­ния, рас­су­ди­тель­но­сти, вни­ма­тель­но­сти, тру­до­лю­бия и ответ­ствен­но­сти (не только за себя, но и за своих собра­тьев). Во-вторых, алтар­ник должен быть цер­ковно гра­мо­тен: знать устав бого­слу­же­ния, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, веро­уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви, и должен посто­янно повы­шать свое хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние. В‑третьих, алтар­ник должен быть пре­дельно строг в отно­ше­нии к себе. Это каса­ется не только внут­рен­ней жизни души, но и внеш­него облика цер­ков­но­слу­жи­теля. Алтар­ник должен вести себя в обра­ще­нии с людьми кротко и сте­пенно. Внеш­ний вид его должен быть всегда опря­тен (чистые волосы, не мятая одежда; одно­тон­ная рубашка, черные брюки и черные начи­щен­ные ботинки). Речь алтар­ника должна быть спо­кой­ной, веж­ли­вой и убе­ди­тель­ной.

Часто в совре­мен­ной при­ход­ской жизни можно встре­тить пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к слу­же­нию алтар­ника. Однако Пре­да­ние Церкви сви­де­тель­ствует нам о том, что алтар­ник, подобно прочим слу­жи­те­лям Алтаря, являет собой и своим послу­ша­нием образ гор­него мира – образ Цар­ства Божия, про­об­ра­зуя собою Анге­лов, сослу­жит Христу Спа­си­телю в деле спа­се­ния людей (мест­ной цер­ков­ной общины) от греха и смерти.

иеро­мо­нах Иеро­ним (Зуб)

Обя­зан­но­сти алтар­ни­ков за литур­гией, при отсут­ствии диа­кона

(ска­чать в фор­мате Word)

1) Затеп­лить лам­пады. При­го­то­вить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обя­за­тельно попро­бо­вать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посто­рон­них при­вку­сов, иде­ально нали­вать вино с вечера. При­го­то­вить воду для про­ско­ми­дии, неболь­шое коли­че­ство, так чтобы в кор­чаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обыч­ная, не освя­щен­ная, не остатки теп­лоты с про­шлой литур­гии. При­не­сти записки в алтарь. Читать поми­на­ния по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника во время про­ско­ми­дии и в сво­бод­ные про­ме­жутки вре­мени до Херу­вим­ской.
2) Подать кадило в конце про­ско­ми­дии по ука­за­нию свя­щен­ника (Сна­чала под­нять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верх­няя часть не мешала дер­жать покро­вец над кади­лом. Затем отпу­стить нижнюю чашку для каж­де­ния боль­шого покровца). Наре­зать анти­дор.
3) Когда начи­на­ется каж­де­ние — открыть завесу цар­ских врат. (Закрыть её после Вели­кого входа). Перед нача­лом литур­гии вклю­чить пани­ка­дило.
4) Малый вход. Во время воз­гласа свя­щен­ника «Яко благ и Чело­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Тебе славу воз­сы­лаем…” перед нача­лом пения 3 анти­фона (обычно – «Бла­женны») зажи­га­ется поно­мар­ская свеча на горнем месте. Алтар­ник ста­но­вится рядом с ней. Начало Малого входа обычно про­ис­хо­дит во время пения «Бла­женни мило­сти­вии», (если поются тро­пари на «бла­женны», то на «Славу») алтар­ник син­хронно кре­стится со свя­щен­ни­ком, кла­ня­ется ему, после того, как св‑к напра­вится от пре­стола к гор­нему месту, подойти со свечой к двери, когда свя­щен­ник прой­дет горнее место открыть север­ные врата и выйти. После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника на вход алтар­ник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, кре­стится и кла­ня­ется свя­щен­нику, тушит свечу.
5) Чтение Апо­стола. Во время пения Три­свя­того, держа Апо­стол перед собой вер­ти­кально, взять бла­го­сло­ве­ние со сло­вами: “Бла­го­слови вла­дыко святый Апо­стол про­че­сти” и выйти.
6) Во время чтения Апо­стола (если один алтар­ник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Алли­лу­а­рия выне­сти свечу на амвон.
Если один алтар­ник, то после Малого входа он не зано­сит свечу в алтарь, а остав­ляет горя­щей перед иконой Спа­си­теля. По про­чте­нии Алли­лу­а­рия свеча ста­вится перед амво­ном.
По про­чте­нии Св. Еван­ге­лия свеча зано­сится в алтарь и гасится.
8) Во время про­из­но­ше­ния сугу­бой и заупо­кой­ной екте­ний рас­пре­де­лить заказ­ные поми­на­ния между слу­жа­щими свя­щен­но­слу­жи­те­лями.
8а) Подать кадило, если есть заупо­кой­ная екте­нья. Свя­щен­ник, читая екте­нью, совер­шает каж­де­ние пре­стола, стоя спиной к откры­тым цар­ским вратам.
9) Вели­кий вход.
9а) По про­чте­нии свя­щен­ни­ком тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каж­де­ния алтаря и ико­но­стаса.
Пока св‑к кадит ико­но­стас на солее — зажечь свечу. По окон­ча­нии каж­де­ния забрать кадило.
9б) По тре­тьем про­чте­нии свя­щен­ни­ком «Иже херу­вимы» подойти к жерт­вен­нику с кади­лом. Подать его свя­щен­нику. Если алтар­ник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выхо­дим на солею, встать перед амво­ном. Как только св‑к ставит Дары на пре­стол – войти в алтарь.
9в) Тут же поста­вить и пога­сить свечу, и подать кадило высоко для каж­де­ния покрова.
10) Воз­глас «Воз­лю­бим друг друга» — подойти к завесе для её откры­тия. На воз­гласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Сим­вола веры» кипя­тится чайник.
12) При пении: “Тебе поем…” (после освя­ще­ния св. Даров) после зем­ного поклона подать свя­щен­нику кадило для каж­де­ния Святых Даров.
13) На воз­гласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.
14) Сразу же под­не­сти на под­носе чайник с кипят­ком св-ку (чайник пред­ва­ри­тельно опо­лос­нуть кипят­ком).
14б) Сразу же поста­вить свечу перед Цар­скими вра­тами.
15) По окон­ча­нии пения при­частна читать молитвы ко Св. При­ча­ще­нию.
16) Открыть завесу по ука­за­нию свя­щен­ника.
17) Пере­ста­вить свечу к иконе Спа­си­теля.
18) Дер­жать плат и выти­рать уста при­част­ни­кам. В случае попа­да­ния Св. Даров на плат не допу­стить их паде­ния на пол.
19) После при­ча­ще­ния мирян подать кадило для каж­де­ния пре­стола, а потом жерт­вен­ника.
20) Зажечь свечу на жерт­вен­нике.
21) Забрать кадило и подать его снова свя­щен­нику перед жерт­вен­ни­ком.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после воз­гласа: “Всегда, ныне и присно…” перед пере­но­сом Св. Даров.
23) Раз­дать анти­дор.
24) Читать бла­го­дар­ствен­ные молитвы.
25) Подать свя­щен­нику чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Поря­док чтения Апо­стола

Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Пре­муд­рость.
Чтец: Про­ки­мен, глас (.): про­ки­мен цели­ком.
Хор: повто­ряет про­ки­мен.
Чтец: Стих после про­кимна.
Хор – про­ки­мен цели­ком.
Чтец: Про­ки­мен (1‑ю часть – до запя­той).
Хор: 2‑ю часть про­кимна.
(Если есть второй про­ки­мен, то вместо этого чтец: Про­ки­мен, глас (.): второй про­ки­мен цели­ком. Хор: про­ки­мен).
Иерей: Пре­муд­рость.
Чтец: ……….. *чтение.

(Деяния святых апо­стол чтение (Или: Собор­наго посла­ния Пет­рова [или: Иоан­нова, причем не при­нято гово­рить, какое это посла­ниепервое, или второе, или третье] чтение. Или: К рим­ля­ном [К корин­фя­ном; К гала­том; К Тимо­фею и т.п.] посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апо­стол… (Начи­нает мед­лен­ным низким голо­сом, повы­шая тон, если два чтения, то первое чтение закан­чи­ва­ется пони­же­нием тона и далее снова тон повы­ша­ется)
Иерей: Мир ти, чту­щему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Пре­муд­рость.
Если диакон будет читать с амвона Еван­ге­лие, то отойти немного вправо.

Читайте также:  Руководство LG WD 10490N Стиральная машина

Если одно чтение, то
Чтец: Алли­луйя (3 раза),
Хор поет “Алли­луйя” трижды на ука­зан­ный глас.
Чтец: 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”,
Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор: “Алли­луйя”.

Если два чтения, то
Чтец: Алли­луйя (3 раза) и сразу 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”,
Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор: “Алли­луйя”.
Чтец: 1‑й стих вто­рого алли­лу­и­а­рия ; Хор: “Алли­луйя”

В храмах, где поют зна­мен­ным рас­пе­вом вместо Алли­луйя (3 раза) нередко про­из­но­сят Алли­луйя глас (.)

Недо­пу­стимо делать ошибки при чтении молитв, уда­ре­ния в словах должны быть рас­став­лены пра­вильно. Также чтец должен сам хорошо пони­мать смысл чита­е­мого, пра­вильно делать логи­че­ские уда­ре­ния, оста­новки на знаках пре­пи­на­ния и т.п. Чтение должно быть речи­та­тив­ное, без выкри­ки­ва­ний, моно­тон­ное, без скач­ков, кото­рые режут ухо. При недо­статке опыта необ­хо­димо про­смот­реть текст молитв зара­нее, а текст Апо­столь­ских чтений, про­кимны, алли­лу­и­а­рии должны быть про­смот­рены зара­нее в любом случае.

Свечу затеп­ляют огар­ком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с гор­него места, то перед этим кре­стятся и кла­ня­ются гор­нему месту и кла­ня­ются пре­столу.

Как пода­вать свя­щен­нику кадило. Правой рукой дер­жать за кольцо, левой вытя­нуть цепочку крышки и обхва­тить все цепочки.

Опре­де­ле­ние апо­столь­ких зачал и чтение про­ким­нов, алли­лу­а­риев, тро­па­рей, конда­ков

Если 2 тро­паря на часах, то: тро­парь 1‑й — Слава.. – тро­парь 2‑й – И ныне.

Кондак всегда чита­ется один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.

Если 2 про­кимна, то: про­ки­мен, глас… (1‑й про­ки­мен) – стих – про­ки­мен глас… (2‑й про­ки­мен).

Опре­де­ле­ние зачала Апо­столь­ского чтения, про­кимна и алли­лу­а­рия.

  1. Откры­ваем главу «Сбор­ник 12 меся­цев» (непе­ре­хо­дя­щий кален­дарь). Зачала в Апо­столе сквоз­ные (с начала до конца). Если на этот день нет празд­ника с чте­нием, то п.2.
  2. Глава «Про­кимны … днев­ные» (по дням недели). Выби­раем соот­вет­ству­ю­щий день.
  3. В вос­кре­се­нье. Глава «Про­кимны … литур­гий­ные осьми гласов».
  4. Если хотим помя­нуть мест­но­чти­мого свя­того, то глава «Про­кимны … общии святым».
  5. Во время Пас­халь­ного цикла исполь­зуем «Ска­за­ние о анти­фо­нах и про­ки­ме­нах» (пере­хо­дя­щий кален­дарь).

В про­цессе чтения Апо­стола посте­пенно повы­шаем голос, закан­чи­ваем на 3 ноты.

Если 2 апо­столь­ских чтения (празд­ника и свя­того), то по окон­ча­нии пер­вого голос пони­жа­ется. Без объ­яв­ле­ния сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Пра­вила пове­де­ния алтар­ни­ков

(ска­чать в фор­мате Word)

Перед входом в храм необ­хо­димо выклю­чить мобиль­ный теле­фон.

Войдя в святой алтарь, алтар­ник должен сде­лать с бла­го­го­ве­нием три земных поклона перед святым пре­сто­лом, пере­кре­ститься с покло­ном в сто­рону Гор­него Места и подойти за бла­го­сло­ве­нием к стар­шему по чину свя­щен­но­слу­жи­телю.

В суб­боту, в вос­кре­се­нье и в празд­нич­ные дни, по пред­пи­са­нию Типи­кона, поло­жено совер­шать только пояс­ные поклоны.

Перед обла­че­нием в сти­харь необ­хо­димо испро­сить бла­го­сло­ве­ние на наде­ва­ние сти­харя у слу­жа­щего свя­щен­ника или у епи­скопа (если в про­цессе службы необ­хо­димо будет снять сти­харь, то на повтор­ное обла­че­ние брать бла­го­сло­ве­ние уже не тре­бу­ется).

В обя­зан­но­сти алтар­ника входит наблю­де­ние за семи­свеч­ни­ком, лам­па­дами и алтар­ными под­свеч­ни­ками, кроме тех, кото­рые стоят на пре­столе. За послед­ними смот­рят свя­щен­но­слу­жи­тели. Ста­вить на пре­стол и сни­мать с него лам­пады и под­свеч­ники лицам, не име­ю­щим свя­щен­ного сана, не раз­ре­ша­ется. Кроме того, алтар­ник должен вни­ма­тельно сле­дить за кади­лом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтар­ник должен пода­вать кадило слу­жа­щему диа­кону с правой сто­роны свя­того пре­стола.

Про­ходя через горнее место, поло­жено совер­шать крест­ное зна­ме­ние. Перед тем, как подать кадило диа­кону, алтар­ник должен вместе с ним пере­кре­ститься в сто­рону иконы гор­него места и покло­ниться слу­жа­щему свя­щен­нику. Брать кадило у диа­кона реко­мен­ду­ется на том же месте и с такими же дей­стви­ями, какие поло­жено делать перед пода­ва­нием кадила.

Нужно ста­раться как можно меньше ходить по алтарю. Раз­го­воры и смех в алтаре недо­пу­стимы. Раз­ре­ша­ется лишь шепо­том, спо­койно, ска­зать что-то, каса­ю­ще­еся бого­слу­же­ния. Во время Евха­ри­сти­че­ского канона, херу­вим­ской песни и чтения Еван­ге­лия не должно быть посто­рон­них дей­ствий и речи, кроме молитв.

Касаться пре­стола и жерт­вен­ника, про­хо­дить перед пре­сто­лом (между ним и цар­скими вра­тами), входить/выходить через Цар­ские врата строго запре­щено.

Про­дукты пита­ния (а тем более, живот­ного про­ис­хож­де­ния) в алтаре вос­пре­щены.

В Бого­слу­жеб­ных книгах поме­ток жела­тельно не делать

При любых видах кро­во­те­че­ния алтар­ник обязан сразу же поки­нуть алтарь.

Как дер­жать плат при при­ча­ще­нии

Во время при­ча­стия мирян, алтар­ник может быть при­гла­шён свя­щен­ни­ком дер­жать плат и оти­рать уста при­част­ни­кам. Это послу­ша­ние сле­дует испол­нять на пре­деле вни­ма­ния и осто­рож­но­сти. Важно сле­дить за тем, чтобы при­част­ники:

  • дер­жали руки на груди кре­стом;
  • ни в коем случае не кре­сти­лись перед Чашей;
  • дети сразу про­гла­ты­вали Святые Дары.

Сле­дует дер­жать плат широко (пол­но­стью раз­вёр­ну­тым) и быть гото­вым к тому, что ребё­нок или взрос­лый совер­шит резкое дви­же­ние или даже каш­ля­нёт.

Если мла­де­нец на руках у роди­те­лей, то они должны поло­жить его голо­вой к своей правой руке. Алтар­нику сле­дует при­дер­жи­вать ручки мла­денца.

Источник

Алтарник — ангельская работа

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Altarnik_500

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Горящее сердце

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник