Меню

Опросник родительского отношения ОРО А Я Варга В В Столина

Опросник родительского отношения («ОРО») А.Я. Варга, В.В. Столина

date image2020-01-14
views image242

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Данный опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения [8]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Тест — опросник состоит из 61 вопроса, дифференцированного в 5 шкал:

1. «принятие – отвержение» – показатель эмоционального отношения к ребенку (высокий тестовый балл – показатель отвержения);

2. «кооперация» – шкала социально-желательного образа родительского ожидания (высокий балл показатель социальной желательности);

3. «симбиоз» – отражение межличностной дистанции в общении с ребенком (высокий балл – показатель симбиоза);

4. «авторитарная гиперсоциализация» – отражение формы и направления контроля за поведением ребенка (высокий балл – показатель гиперсоциализации);

5. «маленький неудачник» – особенности восприятия и понимания ребенка родителями.

Опросник позволил определить доминирующий тип родительского отношения к детям – преимущественно конструктивный (если доминируют значения по шкале «Принятие») или деструктивный (если доминируют значения шкал «Отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник»).


Приложение 2

Анкета по оценке уровня школьной мотивации А.М. Шуберта

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

1. Тебе нравится в школе? да;
не очень;
нет
2. Утром ты всегда с иду с радостью;
радостью идешь в школу бывает по-разному;
или тебе часто хочется чаще хочется остаться дома
остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, пошел бы в школу;
что завтра в школу не не знаю;
обязательно приходить остался бы дома
всем ученикам, ты пошел
бы в школу или остался
дома?
4. Тебе нравится, когда не нравится;
отменяются какие-нибудь бывает по-разному;
уроки? нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не хотел бы;
не задавали никаких не знаю;
домашних заданий? хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в нет;
школе остались одни не знаю;
перемены? хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о часто;
школе своим родителям и редко;
друзьям? не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у мне нравится наш учитель;
тебя был другой, менее точно не знаю;
строгий учитель? хотел бы
9. У тебя в классе много много;
друзей? мало;
нет друзей
10. Тебе нравятся твои нравятся;
одноклассники? не очень;
не нравятся

Анализ результатов.

За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный 1 балл, последний — О баллов.

1. 25 — 30 баллов (максимально высокий уровень> — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 — 24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 -19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 -14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно — психического здоровья.

Источник



Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А. Я. Варга и В. В. Столина

Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А. Я. Варга и В. В. Столина

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

Структура опросника.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. Принятие – отвержение ребенка

Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация

Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз

Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Авторитарная гиперсоциализация

Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Маленький неудачник

Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

Я уважаю своего ребенка.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто мне неприятен.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения моего ребенка.

Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

Мой ребенок часто меня раздражает.

Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Шкала «Принятие — отвержение»

* Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

* Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Читайте также:  Программирование брелка Аллигатор

Шкала «Кооперация»

* Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

* Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»

* Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

* Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник»

* Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источник

Опросник родительского отношения (ОРО)

Опросник родительского отношения (ОРО)

Авторы: В. В. Столин, А. Я. Варга

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребенку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют пять шкал.

Шкала «Принятие — отвержение ребенка» выражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Шкала «Кооперация» выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Шкала «Симбиоз»: вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Шкала «Маленький неудачник» показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкция. Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

Шкала «Принятие — отвержение»: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37–40, 42–47, 49, 51–53, 55, 56, 60.

Шкала «Кооперация»: 21, 25, 31, 33–36.

Шкала «Симбиоз»: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Шкала «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Интерпретация результатов

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Шкала «Принятие — отвержение»: высокие баллы по шкале — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку; взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним немало времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть; такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка; понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация»: высокие баллы по шкале — 7–8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы по данной шкале — 1–2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»: высокие баллы — 6–7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»: высокие баллы по шкале — 6–7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; он навязывает ребенку почти во всем свою волю; такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным как воспитатель для детей. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует; это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Читайте также:  Биотуалет porta potti qube 165 инструкция

Шкала «Маленький неудачник»: высокие баллы по шкале — 7–8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим воспитателем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Отклонения в поведении ребенка можно рассматривать под углом зрения их полезности для родителей, так как они выявляют систему взаимодействия, которая выступает аналогией другой системы

8.1. Характеристика стилей родительского воспитания на основе данных бесед с клиентами

8.1. Характеристика стилей родительского воспитания на основе данных бесед с клиентами Анализ магнитофонных записей и протоколов бесед позволил выявить во всех 176 случаях одну общую особенность стиля воспитания детей в семьях наших клиентов. Эта особенность состояла в

8.1.4. Классификация стилей родительского воспитания

8.1.4. Классификация стилей родительского воспитания Описанные основные стили родительского воспитания и их разновидности можно представить в виде родовидовой классификации, схема которой изображена на рисунке 3.На этой схеме указаны названия основных стилей

8.2. Результаты тестирования стилей родительского воспитания клиентов

8.2. Результаты тестирования стилей родительского воспитания клиентов На рисунке 4 представлены в виде диаграмм усредненные результаты тестирования родителей, полученные с помощью методики анализа семейных взаимоотношений (АСВ), у которых, по данным бесед, выявились

9.1.3. Особенности личности и проблемы детей в семьях со смешанными стилями родительского воспитания

9.1.3. Особенности личности и проблемы детей в семьях со смешанными стилями родительского воспитания В таблице 21 представлены сведения о распределении детей из семей со смешанными стилями родительского воспитания по подгруппам, с учетом их возраста и вида сочетания

Глава о драматических последствиях родительского влияния

Глава о драматических последствиях родительского влияния Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые свойственны им. Ф. Шиллер Человеческий детеныш очень зависим от ухаживающего взрослого и вряд ли выживет после рождения без кормления и заботы.

Первая истерика клана Валиного папы, или Продолжение Родительского гамбита

Первая истерика клана Валиного папы, или Продолжение Родительского гамбита Получившийся результат можно назвать закономерным. Валя в субботу вечером пришла домой со слезами: я – ее родная мама и я ее люблю, а здесь ее не любят (по крайней мере, так передала мама Богдана в

8. От родительского контроля – к самоконтролю

8. От родительского контроля – к самоконтролю Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного

6.3. Стили родительского воспитания

6.3. Стили родительского воспитания Диана Бомринд (Baumrind, 1971, 1991) выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность (общение) и эмоциональная близость (табл. 6.1).Таблица 6.1 .

Феномен родительского программирования (РП)

Феномен родительского программирования (РП) «Всех нас ломали с детства. Всем навешивали чужие матрицы, прививали кондовость, чтобы подавить странные желания и лишние потребности, чтобы мысли катились по колеям, не срываясь в неведомое». /С. Иванов/ Вообще-то их очень

Глава двадцатая, о зарплате из родительского кармана

Глава двадцатая, о зарплате из родительского кармана Многие, очень многие люди начинают свой трудовой путь с помощи в родительском бизнесе (бизнес здесь — любое дело). Сначала в каникулы, потом на полставки, курьером, «подносчиком снарядов». Кем я только ни работала в

Из родительского дома – в группу сверстников

Из родительского дома – в группу сверстников Самое страстное желание мальчика 14–17 лет – чтобы родители относились к нему по-партнерски, чтобы слышали и уважали его мнение. К 13,5–14 годам в психике появляется так называемое новообразование: чувство взрослости. И во многих

Источник

Детско-родительские отношения в семье

Психологи давно изучают понятие гармонии в семье. Для её появления первостепенно необходим баланс в детско-родительских отношениях, нарушение которого приводит к достаточно неприятным последствиям. Развиваются психосоматическое реакции, подвергающие опасности не только ментальное, но и физическое здоровье ребенка. А благодаря нездоровым сценариям воспитания след остается на всю оставшуюся жизнь.

Детско-родительские отношения в семье

Как обеспечить здоровые отношения между родителями и ребенком, если очень трудно во всем следовать идеалу? Пройдите опросник авторства Столина и Варга, чтобы убедиться, что в вашей семье всё идет по плану.

  1. Особенности детско-родительских отношений
  2. Роли ребенка в семье
  3. Методика диагностики детско-родительских отношений Столина и Варга
  4. Тест
  5. Интерпретация результатов

Особенности детско-родительских отношений

Семья – основная ценность ребенка в первые пять лет жизни и основополагающий фундамент при прочих возрастных категориях. В одно время дети тянутся к родителям больше, в другое – меньше, но им всегда нужна поддержка. Стоит только вспомнить подростковый период, характеризующийся тем, что индивид больше тянется к друзьям и ровесникам, чем к близким.

Одна из основных задач родителей – построить здоровую, гармоничную систему взаимоотношений. В будущем ребенок стопроцентно будет перенимать эту модель, формируя свою ячейку общества.

Детско-родительские отношения в семье

Дело в том, что дети не знают другого сценария развития отношений. Они могут частично вдохновляться опытом знакомых, реагировать на сериалы и фильмы, книги, но фундаментом останутся детские воспоминания. Даже если ребенок был резко против конкретных аспектов в поведении матери или отца, в будущем он, скорее всего, сам почувствует изменения в какую-либо неприятную сторону в своем характере, скопированные с родительского примера.

Роли ребенка в семье

Случается так, что при дисгармоничных взаимоотношениях родителей ребенок вживается в определенную роль. Выделяют четыре таких типа:

  1. «Любимчик». Роль проявляется тогда, когда родители преувеличенно заботятся о ребенке, поскольку взаимных эмоций и чувств между ними практически не осталось.
  2. «Малыш». Если же ситуация абсолютно противоположная, и супруги настолько увлечены друг другом, что не замечают ребенка, его роль – бездумный «Малыш», который не имеет ни прав, ни голоса. Его задание – дополнять любовь партнеров друг к другу.
  3. «Примиритель». Нередко такая роль примеряется ребенком, который был рожден ради стабилизации кризисных ситуаций в семье. Позже он входит в положение миротворца: постоянно мирит партнеров друг с другом, становится причиной невозможности развода.
  4. «Козел отпущения». Наиболее травматичная позиция для ребенка, поскольку весь негатив партнеров он забирает себе, становится своеобразной игрушкой для битья.

Стоит заметить, что при типизации и шаблонизации ролей в семье страдают абсолютно все члены. Также это указывает на наличие скрытого или явного неразрешенного конфликта.

Детско-родительские отношения в семье

Принадлежность к какой-либо роли пагубно для ребенка, так как накладывает определенный след на его психику, рушит здоровое восприятие семьи, становится моделью на будущее.

Методика диагностики детско-родительских отношений Столина и Варга

Для создания методики А.Я. Варга и В.В. Столин обратились к данным, предоставленным 197 родителями в ходе опроса. Все эти люди обращались за психологической помощью в контексте детско-родительских отношений в центр при факультете психологии МГУ.

Для прохождения теста следует внимательно прочитать утверждение, следом выразить согласие или несогласие с ним. За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» баллы не начисляются. Если в ключе перед цифрой стоит минус, то за ответ «нет» начисляется один балл.

Интерпретация результатов происходит по пяти шкалам оценивания критических зон в детско-родительских отношениях:

  • принятие (отвержение) ребенка;
  • стремление к сотрудничеству;
  • симбиоз;
  • авторитарность (контроль);
  • отношение к неудачам ребенка.

Время прохождения опросника родительского отношения (61 вопрос) – около 40 минут.

Детско-родительские отношения в семье

  1. Меня можно назвать сочувствующим родителем.
  2. Ребенок обязан докладывать мне всё, что происходит в его жизни.
  3. На мой взгляд, поведение моего ребенка не соответствует общепринятым нормам.
  4. Ребенка стоит оберегать от сложных жизненных ситуаций, поскольку они могут оставить непоправимый след на его детской психике.
  5. Меня можно назвать родителем, относящимся к ребенку с симпатией и добротой.
  6. Между нами с ребенком царит взаимное уважение.
  7. Родители обязаны ограждать ребенка от конфликтных и трудных жизненных ситуаций.
  8. Я нередко испытываю чувство неприязни к ребенку, даже если на то нет объективных причин.
  9. Я всегда стараюсь приходить на помощь.
  10. Я считаю, что в воспитании должно быть больше «кнута», чем «пряника».
  11. Огорчение, недопонимание, досада – мои основные эмоции по отношению к ребенку.
  12. Я считаю, что у моего ребенка отсутствует потенциал.
  13. Мой ребенок – объект для издевательств всего школьного коллектива.
  14. Чаще всего мой ребенок совершает что-то, требующее наказания.
  15. На мой взгляд, ребенок недостаточно развит.
  16. Мне кажется, что мой ребенок специально старается доставить мне плохие эмоции.
  17. Моего ребенка очень просто заставить сделать что-то плохое или научить нехорошему.
  18. Мой ребенок и хорошие манеры – два противоположных понятия.
  19. Жесткие рамки, дисциплина и наказания – залоги благополучного воспитания.
  20. Мне нравится видеть в гостях приятелей ребенка.
  21. Я люблю играть с ребенком.
  22. Мой ребенок – магнит для нехороших вещей.
  23. Успех очень отдален от моего ребенка.
  24. Я не могу хвастаться достижениями своего ребенка в компании, так как мне становится стыдно и неловко.
  25. Я испытываю жалость к своему ребенку.
  26. На мой взгляд, одноклассники моего ребенка гораздо образованнее и лучше.
  27. Я не боюсь тратить свободное время на ребенка.
  28. Мне хотелось бы вернуться в то время, когда ребенок был маленьким.
  29. Я часто ощущаю враждебность и непринятие по отношению к ребенку.
  30. Мне бы хотелось, чтобы ребенок реализовал то, что не получилось реализовать у меня.
  31. Взрослые должны относиться к ребенку с уважением.
  32. Меня можно назвать человеком, потакающим всем просьбам ребенка.
  33. В нашей семье ребенок тоже имеет право голоса при принятии важных решений.
  34. Я активно заинтересована в жизни ребенка.
  35. Ребенок может выдвигать правильные требования.
  36. Дети скорее рано, чем поздно понимают, что родители – тоже люди и имеют право на ошибку.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Нас с ребенком можно назвать друзьями.
  39. Мой ребенок эгоистичен и упрям.
  40. Лучше не брать ребенка в отпуск – он только мешает.
  41. Ребенку нужно обеспечить приятное детство.
  42. Я не верю в то, что ребенок способен совершить что-то доброе, хорошее.
  43. Хобби моего ребенка меня интересуют.
  44. Любой человек быстро раздражается от действий моего ребенка.
  45. Я разделяю огорчения ребенка.
  46. Я испытываю раздражение по отношению к ребенку.
  47. Воспитание – неблагодарное дело.
  48. Характер и моральные качества гарантирует только строгая дисциплина.
  49. Мы с ребенком далеки от доверия друг к другу.
  50. Мой ребенок потом мне ещё спасибо скажет за строгое воспитание.
  51. Мне кажется, что порой я терпеть не могу своего ребенка.
  52. Мой ребенок собрал в себе все недостатки мира, а достоинства – практически нет.
  53. Мне действительно интересные увлечения ребенка.
  54. Мой ребенок не умеет делать что-то правильно с первого раза.
  55. Мой ребенок далек от самостоятельности.
  56. Я люблю своего ребенка за то, что он такой, каким он есть.
  57. Я наблюдаю за здоровьем ребенка очень тщательно.
  58. Я испытываю восхищение от своего ребенка.
  59. Между родителями и ребенком не должно быть никаких секретов.
  60. Мой ребенок знает, что я считаю его способности никакущими.
  61. Родители должны одобрить друзей ребенка.
Читайте также:  Автоматическое программирование приводов ALUTECH серии Roteo инструкция

Интерпретация результатов

Для обработки результатов рекомендуем вам воспользоваться ключом и провести анализ отдельно по каждой изучаемой сфере:

Детско-родительские отношения в семье

Высокие баллы (24-33) по первой шкале демонстрируют участие взрослого в жизни ребенка, принятие и уважение. Низкие (0-8) указывают на преобладание негативных эмоций родителя в отношении своего ребенка.

Высокие баллы (7-8) по второй шкале (кооперация) указывают на то, что родитель проявляет искреннюю заинтересованность в успехах и начинаниях ребенка. Низкие баллы (1-2) говорят об обратном.

Высокие баллы (6-7) по шкале симбиоза указывают на то, что взрослый постоянно подсознательно пытается сократить дистанцию между собой и ребенком, уничтожить личные границы. Низкие баллы (1-2) указывают на сохранность личных границ во взаимоотношениях, что крайне важно для здоровой атмосферы в семье.

Детско-родительские отношения в семье

Высокие баллы (6-7) по шкале авторитарности указывают на желание взрослого излишне подчинять себе детей. При низких значениях (1-2) такого желания не наблюдается.

7-8 баллов по последней шкале, демонстрирующей отношение взрослого к неудачам ребенка, прямо указывают на то, что родитель не считает его за человека, относится как к несмышленому и слишком маленькому для принятия взвешенных решений. Низкие баллы (1-2) говорят о противоположной ситуации: взрослый верит в то, что все неудачи – случайны, готов поддерживать и направлять.

Источник

Тест — опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению ребенку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и их семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН Росси. Это количество было состав ленно из двух групп: контрольной, ….. родителей, не нуждающихся в психологической помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной – нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей – в нее вошла подгруппа лиц, регулярно обращающихся за психологической помощью. Все родители – жители г. Москвы, более половин из них с высшим образованием.

Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал.

1. “Принятие — отвержение”. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспитывает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.2. “Кооперация” – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта школа раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает индивидуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.3. ”Симбиоз” – Шкала отражает межличностную дистанцию общения с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. “Авторитарная гиперсоциализация” – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного поведения и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения. За проявления самостоятельности ребенка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными способностями, мыслями, чувствами.5. “Маленький неудачник” – отображает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несовместимость. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возвратом. Интересы, увлечения, мысли чувства ребенка кажутся родителю детскими. Ребенок представляется не приспособленным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досаду на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудности жизни и строго контролировать его действия.

60. Методика Рене Жиля

Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных: 1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: 1) любознательность; 2)стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.

Цель — изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных. 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Особенности проведения процедуры обследования.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Целесообразна только индивидуальная форма проведения тестирования.

ШКАЛЫ: 1 Отношение к матери 2 Отношение к отцу 3 Отношение к матери и отцу как родительской чете 4 Отношение к братьям и сестрам 5 Отношение к бабушке и дедушке 6 Отношение к другу (подруге) 7 Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8 Любознательность 9 Доминантность 10 Общительность 11 Закрытость, отгороженность 12 Социальная адекватность поведения

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены Н.с., состоящие из матери и детей. Существуют Н.с., где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. По данным переписи 1994, доля Н.с. среди всех семей составила 17,4%, причём 12,1% семей имели только мать и 1% — отца. Н.с. возникает в силу разных причин: рождения ребёнка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяют осн. типы Н.с.: внебрачная, осиротевшая, разведённая, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди Н.с.

Воспитание детей в Н.с. обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство Н.с. испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат Н.с. во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть Н.с. возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины своё разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребёнка. В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка. Кроме того, в Н.с. ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в Н.с. также отличается противоречивостью. Часто дети из Н.с., по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Однако это не означает, что Н.с. обязательно является неблагополучной. Н.с., хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь из-за детей, зачастую приносят напрасную жертву. Родителю, оставшемуся главой Н.с., необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

Источник