Меню

Организация работы и полномочия

Организация работы и полномочия

1.Кандидатура или кандидатуры для назначения на должность мирового судьи вносятся в Думу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры председателем Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
2. Председателем Суда автономного округа в Думу автономного округа могут вноситься на один судебный участков несколько кандидатур для назначения на должность мирового судьи.
3. Представление председателя Суда автономного округа о назначении на должность мирового судьи вносится не позднее чем за десять дней до дня его рассмотрения на заседании Думы автономного округа. К представлению прилагаются следующие документы:
1) проект постановления Думы автономного округа о назначении на должность мирового судьи с указанием судебного участка, на который предлагается назначить мирового судью;
2) справка, содержащая биографические данные, сведения о трудовой деятельности кандидата на должность мирового судьи;
3) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы);
4) характеристика, выданная председателем соответствующего федерального суда (для кандидатов, ранее работавших в должности федерального судьи), председателем соответствующего суда субъекта Российской Федерации (для кандидатов, ранее работавших в должности заместителя председателя федерального суда);
5) копия Указа Президента Российской Федерации о назначении на должность федерального судьи и другие документы, подтверждающие стаж работы в должности федерального судьи;
6) справка о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи представляется гражданами, не являющимися судьями, и судьями, пребывающими в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к исполнению обязанностей мировых судей;
7) рекомендация квалификационной коллегии судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
8) копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
9) копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
10) данные о количестве и качестве рассмотренных уголовных, гражданских и административных дел, количестве обоснованных жалоб и заявлений, поступивших на действия судьи (при повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи);
11) документы, подтверждающие основание прекращения полномочий судьи (для кандидатов, ранее работавших в должности судьи);
4. Мировые судьи назначаются на должность Думой автономного округа.
5. Порядок рассмотрения кандидатур и назначения на должность мирового судьи устанавливается Регламентом Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
6. Мировой судья, назначенный на должность судьи впервые, считается вступившим в должность с момента принесения им присяги судьи в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Мировой судья, ранее приносивший присягу судьи, считается вступившим в должность со дня принятия Думой автономного округа постановления о назначении его на должность мирового судьи.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа
от 04 марта 2009 года № 11-оз
«О порядке назначения и деятельности мировых судей
в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Глава 1. Назначение на должность мирового судьи, срок его полномочий

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон
от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ
«О мировых судьях в Российской Федерации»
Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировой судья назначается на три года.
2. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на десять лет.
3. По истечении указанных сроков лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность в соответствии со статьей 2 настоящего Закона и в порядке, установленном Регламентом Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 04 марта 2009 года № 11-оз
«О порядке назначения и деятельности мировых судей
в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Статья 5. Срок полномочий мирового судьи

1. Деятельность мирового судьи обеспечивает его аппарат.
2. Структура аппарата мирового судьи утверждается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Штатное расписание аппарата мирового судьи утверждается в порядке, установленном Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. 3. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
4. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.
5. Работники аппарата мирового судьи назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем уполномоченного органа. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощерения и взыскания, а также утверждения графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляются руководителем уполномоченного органа по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 04 марта 2009 года № 11-оз
«О порядке назначения и деятельности мировых судей
в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Статья 10. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи:
1) принимает и выдает документы;
2) удостоверяет копии судебных документов;
3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
4) контролирует уплату пошлин и сборов;
5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дела к слушанию;
6) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
7) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в судебном участке;
8) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
9) осуществляет хранение дел и документов;
10) учавствует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу.
11) осуществляет прием граждан.
2. Аппарат мирового судьи при осуществлении своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
3. Положение об аппарате мирового судьи утверждается уполномоченным органом.

Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 04 марта 2009 года № 11-оз
«О порядке назначения и деятельности мировых судей
в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Статья 10.1. Функции аппарата мировых судей

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.
Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Читайте также:  Характеристики материнской платы MSI B150 GAMING M3

Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ
«О мировых судьях в Российской Федерации»
Статья 8. Прекращение, приостановление
полномочий мирового судьи и замещение
временно отсутствующего мирового судьи

Источник



Статус судьи в РФ

Правовой статус судьи
права и обязанности российских судей

Статус судьи установлен системой взаимосвязанных норм, имеющихся в различных отраслях права. Речь идет не вообще о правовом положении судей как граждан, а о статусе судьи в силу его должностного положения как представителя судебной власти.

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус — это законодательно признанная совокупность основополагающих прав и обязанностей субъекта права, предопределяющая его социально-правовое положение. Учёные не выработали единых критериев при отборе различных элементов для включения их в правовой статус. Если права и обязанности — бесспорный элемент статуса, то такие элементы, как гарантии и ответственность до настоящего времени вызывают споры.

Правовой статус судей следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовым статусом судьи следует понимать правовое положение должностного лица судебной власти, осуществляющего правосудие.

Статус судьи в узком смысле определяется совокупностью должностных прав, обязанностей и юридической ответственностью, наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Хотя есть мнение, что ответственность нельзя включать в статус в качестве отдельного его элемента, так как она (ответственность) есть разновидность гарантий по реализации субъектом своих обязанностей, которыми его наделил закон.

В широком смысле правовой статус судей характеризуется также компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также преференциями — гарантиями реализации прав и обязанностей (несменяемость, неприкосновенность, независимость) и особым порядком наделения кандидатов судейскими полномочиями, требованиями к кандидатам на должности судей, процедурой приостановления и прекращения полномочий.

Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.*(1)

На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка.

Начиная с 1990-х гг. произошли значительные изменения судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях в РФ», «О финансировании судов РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и др.
Конституция РФ, Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в РФ», Кодекс судейской этики и другие правовые акты подробно устанавливают требования, предъявляемые к личности судьи, его профессионализму, этическим качествам и состоянию здоровья, поведению и взаимоотношению с участниками судопроизводства, различными организациями.

*(1) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.

В качестве основного классификационного критерия деления судейских прав и обязанностей можно считать их отношение к главной судейской функции — отправлению правосудия. По этому критерию все принадлежащие судьям статусные права и обязанности условно поделим на два вида:
1. основные или процессуальные (непосредственно связанные с осуществлением правосудия);
2. вспомогательные (относящиеся к организации судебной власти и ее конституционно-правовым принципам).

Процессуальные права и обязанности — совокупность полномочий судьи по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских. арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (создание прецедентов судебных). Данные права и обязанности имеют ярко выраженную процедурную направленность и устанавливаются преимущественно нормами процессуального законодательства.
Вспомогательные права и обязанности вытекают из высокого положения лиц судейского звания и связаны с обеспечением реализации функции по осуществлению правосудия, т.е. они непосредственно не связаны с отправлением правосудия, а направлены на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления судьями своих полномочий. По закону судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны.
При этом независимость судьи обеспечивается требованиями закона о несменяемостьи и неприкосновенности, равенства прав судей, а также установленным порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку, обязательностью установленных процедур судопроизводства, запретом на любое вмешательство в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих статусу.

Правовой статус — то, что установлено законом.

Фактический статус судей может отличаться от установленного законом в силу ряда причин, о которых подробнее можно ознакомиться здесь.

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Различия в статусах существуют, поскольку не может быть полного тождества в полномочиях судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, военного, общей юрисдикции и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Различия правого положения судей допускается только в случае, если оно установлено законом.

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.

Общие права и обязанности судей в РФ

Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает следующие требования к судье.
Судья обязан:

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации

Судья не вправе:

  • Замещать иные государственные должности;
  • Принадлежать к политическим партиям и публично выражать своё отношение к политическим партиям;
  • Заниматься предпринимательской деятельностью или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;
  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках;
  • Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • Иметь гражданство другого государства; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, и др.

3. Основные права и обязанности судей, работников суда, а также администратора суда 3.1. Судья, работник суда, администратор суда имеют право на:
— работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации;
— производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
— профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
— охрану труда;
— оплату труда в размере, установленном действующим законодательством, а также премирование по результатам работы;
— отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;
— пособия по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
— отпуск без сохранения заработной платы согласно действующему законодательству;
— возмещение вреда, причиненного его здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;
— непосредственное обращение (в установленном порядке) к председателю суда и его заместителям.

3.2. Судья, работник суда, администратор суда обязаны:
— обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний и поручений председателя суда и его заместителей, руководителей структурных подразделений суда, отданных в пределах предоставленных им полномочий;
— предъявлять при приеме на работу документы, сообщать сведения личного характера, предусмотренные законодательством, а также информировать обо всех изменениях, происшедших в запрошенных сведениях, в частности об изменении адреса, семейного положения и т.д., в сроки, установленные в суде;
— поддерживать уровень квалификации, необходимый для эффективного исполнения своих должностных обязанностей;
— соблюдать трудовую дисциплину, а также правила внутреннего распорядка суда;
— использовать рабочее время для производительного труда;
— принимать меры по устранению причин, нарушающих нормальный ход работы, и немедленно сообщать о случившемся непосредственному руководителю;
— бережно относиться к средствам оргтехники и другому имуществу суда, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
— воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам выполнять их служебные (трудовые) обязанности;
— проявлять вежливость, уважение, терпимость;
— иметь опрятный внешний вид;
— экономно использовать расходные материалы и другие материальные ресурсы, а также не допускать ведения междугородных и местных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью;
— перед уходом в отпуск, убытием в командировку оставить в надлежащем виде средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в его распоряжении, передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю, а в случае расторжения трудового договора или прекращения полномочий (выхода в отставку), кроме того, возвратить в кадровую службу служебное удостоверение (пропуск), судья — в порядке, установленном законодательством;
— при отсутствии на рабочем месте принять меры к извещению об этом непосредственного руководителя;
— хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей и затрагивающие частную жизнь граждан;
— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей;
— соблюдать требования настоящих Правил, должностных и иных инструкций, а также установленный порядок работы со служебными документами.
3.3. Судье, работнику суда, администратору суда запрещается: — выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения;
— приносить в здание суда взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества, а также предметы или товары, предназначенные для продажи, пользоваться нестандартными электроприборами и нагревателями;
— вывешивать объявления вне отведенных для этого мест без соответствующего разрешения;
— выполнять на рабочем месте работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей;
— образовывать в суде структуры политических партий и общественных объединений (за исключением профсоюзов), использовать свое служебное положение в их интересах;
— совершать деяния (действия или бездействие), способные нанести ущерб своей репутации, репутации суда, судебной системе или судебному сообществу;
— курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения табака;
— находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
// Постановление Совета судей РФ от 18.04.2003 N 101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов»

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Источник

Квалификационные требования к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими аппарата мирового судьи

Квалификационные требования к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими аппарата мирового судьи

1. Работу мирового судьи обеспечивают:

  • Помощник мирового судьи
  • Секретарь суда,
  • Секретарь судебного заседания,
  • Старший инспектор.

Должности помощника мирового судьи, секретаря суда и секретаря судебного заседания являются должностями государственной гражданской службы Пермского края. Должность старшего инспектора относится к работникам, осуществляющим техническое обеспечение деятельности мировых судей.

2. Требования к уровню профессионального образования:

  • к должности помощник мирового судьи — высшее образование по направлениям подготовки (специальности) «юриспруденция»;
  • к должности секретарь суда — высшее образование по направлениям подготовки (специальностям): «юриспруденция», «экономика и управление», «педагогика», «социальные науки»;
  • к должности секретарь судебного заседания — высшее образование по направлению подготовки (специальности) юриспруденция;
  • к должности старший инспектор — среднее полное.

3. Требования к профессиональным знаниям:

  • знания процессуального законодательства, основ судопроизводства, делопроизводства, нормативно-методических документов по судопроизводству, по делопроизводству.

Документы для скачивания

Приказ Агентства от 22.07.2015 №СЭД-37-01-07-114 О квалификационных требованиях (pdf, 1.54 Мб)

Дата публикации 14 сентября 2015
Дата изменения 14 сентября 2015

Источник

Должностные инструкции работников мирового суда

от 27 апреля 2006 года N 156

Об утверждении правил поведения работников аппарата судов

Заслушав и обсудив информацию заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. о работе по подготовке «Правил поведения работников аппарата суда» Совет Судей Российской Федерации отмечает, что названные Правила разработаны на основе норм Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О Государственной гражданской службе Российской Федерации», они уточняют и конкретизируют этические нормы поведения работников аппарата суда, обеспечивая укрепление авторитета судебной власти.

Учитывая, что работа над проектом правил поведения работников аппарата суда проходила под контролем Президиума Совета Судей Российской Федерации, они подлежат утверждению Советом Судей Российской Федерации на основании п.2 ч.1 ст.6_2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в соответствии с которым утверждаются Правила внутреннего распорядка судов.

На основании изложенного Совет Судей Российской Федерации

2. Предложить председателям судов довести настоящие правила до сведения работников аппаратов судов и рекомендовать руководствоваться ими при исполнении своих должностных обязанностей.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Судей
Российской Федерации
от 27 апреля 2006 года N 156

ПРАВИЛА
поведения работников аппарата суда

Введение

Каждый работник аппарата суда, являясь носителем и исполнителем государственной гражданской службы на должностях в судебной системе Российской Федерации, должен осознавать свою ответственность перед государством, обществом, гражданами и стремиться оправдать общественное доверие; способствовать укреплению авторитета судебной власти, формированию в общественном сознании уважительного отношения к суду, судебным решениям; способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Положения настоящих Правил уточняют и конкретизируют этические нормы поведения работников аппарата суда, вытекающие из закрепленных законом требований к служебному поведению гражданских служащих, их следует рассматривать и применять как средство к достижению вышеназванных целей.

Правила являются составной частью условий труда государственных служащих с момента заключения ими служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы.

1. Обязанность работника аппарата суда соблюдать нормы права и правила этического поведения

1.1. В своей служебной деятельности и вне службы каждый работник аппарата суда обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, определяющими правовое положение (статус) гражданского служащего, правилами поведения, установленными настоящими Правилами, общепринятыми нормами морали.

Работник аппарата суда должен соблюдать ограничения, не нарушать запреты, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, уважать и лично соблюдать нормы этического поведения, установленные настоящими Правилами. Работник аппарата суда должен информировать непосредственное руководство о любых попытках склонения его к нарушению норм этического поведения.

1.2. Работник аппарата суда не должен допускать того, чтобы личные, семейные, общественные или другие отношения влияли на его служебное поведение или принимаемые им решения.

1.3. Работник аппарата суда не должен использовать служебное положение для получения личной выгоды, в частных интересах других лиц.

2. Приоритет в служебной деятельности

2.1. Работник аппарата суда при исполнении своих служебных обязанностей должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности судебной власти.

2.2. Работник аппарата суда, осуществляя служебную деятельность, должен в полной мере реализовывать свои права и выполнять возложенные на него обязанности, высоко ставить верность принципам правосудия и гражданской службы.

2.3. Работник аппарата суда должен помнить, что в процессе его труда объектом воздействия являются человек (его интеллект, сознание, свобода, здоровье, поведение и др.), общество, социальные институты и процессы.

2.4. Работник аппарата суда в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации суда, поставить под сомнение его объективность и независимость при выполнении служебных обязанностей.

Работник аппарата суда обязан не совершать поступки, порочащие его честь, достоинство и умаляющие авторитет судебной власти.

3. Обязанности работника аппарата суда при исполнении служебных обязанностей

3.1. Работник аппарата суда должен исполнять должностные обязанности честно и добросовестно, в соответствии с должностным регламентом, на высоком профессиональном уровне. Своевременно и эффективно решать конкретные задачи, связанные с исполнением должностных функций, проявляя самостоятельность, высокую организованность, требовательность и принципиальность.

3.2. Работника аппарата суда должны отличать преданность своему делу, ответственное отношение к работе, дисциплинированность, исполнительность и трудолюбие. Каждый работник аппарата суда должен соблюдать правила внутреннего распорядка суда и использовать рабочее время для производительного труда.

При исполнении служебных обязанностей работник аппарата суда должен занимать активную гражданскую позицию, высоко ставить служебные интересы, вносить предложения по совершенствованию профессиональной служебной деятельности.

3.3. Работник аппарата суда обязан воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам суда выполнять их служебные обязанности, либо брать на себя выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности.

3.4. Работник аппарата суда не вправе прекращать исполнение должностных обязанностей в период урегулирования служебного спора, а должен разрешать его в соответствии с законом.

3.5. Работник аппарата суда должен исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, соблюдать установленный законом порядок действий в случае получения неправомерного поручения, ответственно и корректно подходить к решению вопроса о правомерности решений руководителя.

4. Требования к работнику аппарата суда при исполнении служебных обязанностей

4.1. Работник аппарата суда не должен влиять или пытаться оказать влияние на процесс рассмотрения дел СУДЬЯМИ, а также в процессе своей работы предпринимать действия, которые могут быть благоприятны для какой-либо из сторон, участвующей в процессе, или адвокатов, либо создавать впечатление о том, что это возможно.

4.2. При выполнении своих обязанностей работник аппарата суда не должен проявлять предубеждения и дискриминации (словесно или действиями) по отношению к кому-либо на основании расовой, религиозной, национальной, половой, либо политической принадлежности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, языка общения и других обстоятельств или оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

Работник аппарата суда должен проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4.3. Общественное мнение, возможная критика деятельности суда или работника аппарата суда лично не должны влиять на правомерность и обоснованность действий работника суда при исполнении им своих обязанностей.

Работник аппарата суда должен помнить, что каждый человек, обращающийся в суд, имеет право на уважительное отношение, помощь и внимательное обслуживание, а его проблемы не могут быть обременительными.

В процессе общения с гражданами, участниками судебного разбирательства, судьями, коллегами и персоналом работник аппарата суда должен стремиться производить соответствующее профессиональное впечатление. Работнику аппарата суда следует сохранять приветливое выражение лица, поддерживать ровный, спокойный тон голоса, избегать чрезмерной жестикуляции.

Работник аппарата суда обязан представиться, когда его об этом спрашивают.

Работник аппарата суда не должен отвечать на оскорбления, обвинения или критику со стороны граждан, участников судебного разбирательства, коллег и персонала суда встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство другого человека.

Разговаривая с судьей, работники аппарата суда должны проявлять должное уважение и обращаться к судье в ходе судебного процесса «Ваша честь», в разговоре с третьими лицами в отношении судьи «Судья (далее назвать фамилию, имя, отчество судьи)», в иных случаях допускается обращение к судье по имени отчеству.

В разговоре с гражданами, участниками судебного разбирательства или работниками суда следует использовать имя и отчество, в допустимых случаях — имя собственное.

Работник аппарата суда не должен говорить и отзываться о других работниках аппарата или посетителях в унизительной форме. Распространение злонамеренных слухов и употребление ругательных слов считаются недопустимыми.

4.5. Внешний вид работника аппарата суда должен быть опрятным и производить профессиональное впечатление. Работник аппарата суда обязан носить бэйдж с указанием фамилии, имени, отчества и называть свое имя, когда его об этом спрашивают.

Работники аппарата суда, имеющие классные чины, должны носить служебное обмундирование, другие работники аппарата суда — соответствующую деловую одежду.

4.6. Работник аппарата суда обязан соблюдать правила общения и предоставления информации по телефону.

Работник аппарата суда обязан начинать деловой телефонный звонок со слов приветствия и сообщения своего учреждения, занимаемой должности и своих фамилии, имени, отчества.

Информация, предоставляемая работником аппарата суда по телефону, должна быть максимально краткой и сжатой. Недопустимо длительно занимать телефонную линию, просматривая папки, консультируясь с коллегами или в поиске информации в компьютере. В случае необходимости работнику аппарата суда следует сделать повторный звонок после подготовки запрашиваемой информации.

4.7. Каждый работник аппарата суда отвечает за организацию и состояние своего рабочего места и должен соблюдать установленный порядок работы со служебными документами.

4.8. Работники аппарата суда должны беречь государственное имущество, в том числе предоставленное им для исполнения должностных обязанностей, бережно относиться к средствам оргтехники, экономно использовать расходные материалы, не допускать ведения междугородных и местных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью, соблюдать установленный порядок хранения и использования материальных ценностей и других материальных ресурсов.

4.9. Работникам аппарата суда запрещается выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения.

4.10. Перед уходом в отпуск или убытием в командировку работник аппарата суда обязан: оставить в надлежащем виде рабочее место, средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в его распоряжении; передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю; в случае расторжения служебного контракта, кроме того, возвратить в кадровую службу служебное удостоверение.

4.11. Работник аппарата суда не вправе разглашать или использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе, сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, а также не должен использовать такую информацию в целях получения личной выгоды.

Конфиденциальная информация включает в себя, в том числе информацию о судебных делах, информацию, относящуюся к деятельности судей, работников аппарата, иных работников суда.

В необходимых случаях работник аппарата суда должен обратиться к своему непосредственному руководству за разъяснением, какая информация является конфиденциальной или какие материалы следует обозначить как конфиденциальные.

Конфиденциальная информация, доступная работнику суда в связи с исполнением должностных обязанностей, должна предоставляться только уполномоченным на то лицам.

Работникам аппарата суда запрещается инициировать, либо передавать информацию от сторон по делу, свидетелей или адвокатов судьям, присяжным заседателям или другим лицам в пользу одной из сторон процесса.

Каждый работник аппарата суда обязан сообщить конфиденциальную информацию непосредственному руководству в случае если он считает, что данная информация является, либо может являться доказательством нарушения закона или профессиональной этики.

4.12. Работник аппарата суда должен соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Информация, предоставляемая гражданам, участникам судебного разбирательства, судьям, работникам аппарата суда, персоналу, должна соответствовать требованиям достаточности (не должна быть излишне краткой, но и не избыточной) и достоверности (не требовать перепроверки).

Работник суда не вправе: делать публичные заявления по существу дел, находящихся в производстве суда, комментировать судебные решения, подвергать сомнению судебные решения; критиковать профессиональные действия судей и работников аппарата суда, а также допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая суд, в котором работник суда замещает должность гражданской службы. Данное ограничение не распространяется на публичные заявления, сделанные в порядке исполнения служебных обязанностей в суде.

Все запросы об информации, поступающие от средств массовой информации, должны отсылаться работником аппарата суда уполномоченным на то лицам.

4.13. Работник аппарата суда должен поддерживать свою квалификацию на уровне, необходимом для надлежащего исполнения должностных обязанностей, совершенствовать профессиональное мастерство и стремиться к служебному росту.

4.14. Вторжение в личную жизнь работников аппарата суда считается недопустимым, особенно, если это носит оскорбительный характер и приводит к публичным оскорблениям. Обязанность каждого работника аппарата не поощрять такого поведения и таких разговоров.

4.15. Работник суда обязан соблюдать правила пожарной безопасности, требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, ему запрещается приносить в здание суда взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества, пользоваться нестандартными электроприборами и нагревателями.

Работникам аппарата суда запрещается курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения, находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

5. Урегулирование конфликта интересов

Работник аппарата суда должен избегать конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей, не допускать конфликтных ситуаций, способных поставить под сомнение возможность данного работника аппарата исполнять свои обязанности беспристрастно и надлежащим образом, нанести ущерб его репутации или авторитету суда.

Работник аппарата суда обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

Если работник суда знает о возможности конфликта интересов, он обязан приложить должные усилия для осознания существующего конфликта интересов и незамедлительно проинформировать об этом непосредственное руководство.

Источник