Правила ПОВЕДЕНИЯ НА СУДНЕ
1. Пассажиры обязаны соблюдать на борту судна общественный порядок, требования безопаснотного плавания, санитарные нормы, нормы пожарной безопасности и настоящих правил поведения на судне.
2. Пассажиры обязаны беспрекословно и быстро выполнять команды Инструктора. Команды Инструктора не обсуждаются и не подвергаются сомнениям. Если у пассажира есть претензии к Инструктору, их можно обсуждать с ним только на берегу.
3. Место для курения находится на открытой палубе. Курение в каюте судна запрещено. Курение на ходу судна запрещено.
4. Инструктор не несёт ответственности за действия находящихся на берегу пассажиров.
5. Судно оснащено необходимым оборудованием для обеспечения безопасного плавания и полностью соответствует действующим правилам охраны жизни на воде и стандартам судоходства. При наступлении экстренного случая, эвакуация пассажиров с судна производится под руководством Инструктора. В случае необходимости пассажирам выдаются спасательные жилеты. Пассажиры оповещаются Инструктором обо всех необходимых действиях.
6. Пассажирам судна запрещается:
• начинать высадку или посадку до полной швартовки судна;
• вставать на горизонтальные части борта корпуса судна;
• находится на судне в береговой обуви, грязной обуви, в обуви с черной маркой подошвой и в обуви на каблуках;
• на ходу судна находится вне сидений или каюты, перемещаться по палубе;
• находится на месте Инструктора;
• включать или выключать электрическое оборудование судна, крутить штурвал, заводить или глушить двигатель;
• создавать условия, препятствующие работе Инструктора, а также некомфортные для других пассажиров;
• выносить с борта судна или портить судовое имущество;
• бросать за борт любой мусор;
• заходить или прыгать в воду с судна, кроме площадки, специально оборудованной для купания;
• перевешиваться через борта судна;
• использовать пиротехнические и огневые средства на судне (факелы, фейерверки, петарды, звуковые и огневые ракеты, бенгальские огни и т.п.).
7. Без разрешения Инструктора пассажирам судна не разрешается:
• перемещаться с причала на судно или в обратном направлении;
• выходить на крышу каюты;
• использовать спасательное оборудование;
• заходить в воду;
• находясь в воде, приближаться к ходовому винту судна.
8. Инструктор имеет право:
• высадить пассажира на берег за невыполнение команд, грубое нарушение правил поведения на судне или принятых норм поведения;
• отказать пассажиру в той или иной просьбе без объяснения причин;
• временно, до прибытия на берег изъять личные вещи пассажира, если они могут создать угрозу здоровью и безопасности другим пассажирам и/или экипажу; угрозу порчи судна или судового имущества.
9. За нарушение правил поведения на судне, порчу судна или судового имущества виновные обязаны возместить ущерб владельцу судна и нести ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Источник
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств. Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:
• Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты.
• В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей.
• В любой ситуации все обязаны командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения.
• В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду).
• Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега.
• Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников.
• При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся.
Запрещено:
• При посадке вставать на борта и сидения.
• Перегружать плавсредство.
• Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с.
•Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации.
• Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.)
• Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства.
• При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда.
• Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет.
• Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации.
• Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ.
• Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.
При большом волнении нужно:
• Носом лодки резать волну, нельзя оставлять борт перпендикулярно волне, т.к. лодка может опрокинуться.
• Принимать пострадавшего на борт необходимо только с кормы, с бортов — категорически запрещается, т.к., это чревато переворотом маломерного плавсредства, а со стороны носа поднимать человека не всегда удобно.
• При падении человека за борт на судне подаются три продолжительных звуковых сигнала, длительность которых определена от 4 до 6 секунд.
• Купание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии.
При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.
Источник
НБЖС — Оставление судна и обеспечение выживаемости людей
Содержание
Когда судну угрожает гибель и ему требуется немедленная помощь, по указанию капитана подаются установленные сигналы бедствия, в том числе по радио с указанием времени и характера бедствия, местонахождения судна и необходимой помощи.
Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.
Для спасения людей капитан должен:
- маневрировать судном так, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для спуска шлюпок и других спасательных средств;
- организовать максимально безопасную в данных условиях посадку пассажиров и членов экипажа в спасательные шлюпки и плоты.
Первый помощник капитана, первый штурман, механик и радист оставляют судно по распоряжению капитана, Капитан оставляет судно последним. Капитан должен помнить, что несвоевременное оставление судна может явиться причиной гибели людей.
Четкость организации оставления судна определяется правильностью принятой схемы эвакуации людей, знанием ими своих обязанностей по шлюпочной, тревоге и умением их выполнять, слаженностью действий экипажа и пассажиров, готовностью спасательных средств к использованию.
Подготовка экипажа и пассажиров к оставлению судна
Подготовка каждого члена экипажа к использованию спасательных средств должна включать изучение принципов выживания после оставления судна, а также привитие практических навыков по следующим операциям:
- выполнению членами экипажа своих обязанностей во время шлюпочной тревоги;
- подготовке и спуску на воду спасательных шлюпок, а также использованию других средств движения;
- использованию коллективных спасательных средств;
- правилам поведения при нахождении в спасательной шлюпке или на плоту;
- использованию индивидуальных спасательных средств;
- использованию забортных штормтрапов, запуску двигателей на моторных шлюпках и применению различного оборудования и снабжения спасательных средств, включая средства сигнализации и радиосвязи.
Пассажиры должны быть, проинструктированы об их действиях во время тревог. При этом следует обратить особое внимание на:
- места расположения и содержание каютных карточек, схем, рисунков и инструкций.
- систему оповещения по тревогам—сигналы тревог;
- пути эвакуации, места сбора и действия пассажиров по тревогам;
- необходимость быть одетым при оставлении судна в удобную, соответствующую сезону, одежду;
- правильное надевание спасательных жилетов и использование спасательных кругов;
- соблюдение порядка на трапах и в проходах;
- необходимость использования штормтрапов для посадки в шлюпки и нецелесообразность прыжков за борт (особенно без спасательного жилета);
- очередность посадки пассажиров в шлюпки (дети, больные, женщины, престарелые);
- обязанности членов экипажа по оказанию помощи пассажирам при оставлении судна;
- правила поведения в шлюпках.
Командиром спасательной шлюпки и его заместителем, командиром плота могут быть назначены только лица, имеющие соответствующую подготовку. Для членов экипажей судов загранплаваний такая подготовка устанавливается международными конвенциями.
Командир (заместитель командира) спасательного средства должен иметь списки членов команды этого средства и следить, чтобы они знали свои обязанности.
На судах загранплавания в помещениях, наиболее посещаемых экипажем (столовая, кают-компания), должно иметься руководство по оставлению судна, отвечающее требованиям Конвенции по охране человеческой жизни на море.
Организация эвакуации пассажиров и экипажа судна
Маршруты эвакуации должны быть обозначены знаками-указателями. Запрещается загромождать проходы и запирать двери на путях эвакуации.
Ответственным за организацию эвакуации пассажиров является командир партии (группы) охраны порядка и безопасности.
Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещении) и штатной численности пассажирской службы и может осуществляться:
- непосредственным сопровождением пассажиров в шлюпки бортпроводниками (при сложном расположении внутренних помещений);
- сопровождением пассажиров до первого регулировщика, который указывает дальнейший путь движения.
Для регулирования движения и вывода пассажиров к спасательным средствам из состава партии (группы) охраны порядка и безопасности назначаются регулировщики, которые должны иметь нарукавные повязки “Регулировщик».
Основной принцип схемы расстановки регулировщиков состоит в том, чтобы пассажир, куда бы он ни пошел, в нос или корму, встретил регулировщика на любой палубе.
В обязанности регулировщика входит регулирование движения пассажиров в нужном направлении к спасательным средствам, обеспечение их непрерывного выхода к спасательным средствам, исключения возможностей образования толпы, заторов, пробок.
По общесудовой тревоге командир партии (группы) охраны порядка и безопасности должен проверить расстановку бортпроводников, регулировщиков, доставку в спасательные средства дополнительного снабжения (продовольствия, воды, одеял и т. д.) и доложить об этом на ГКП (главный командный пункт).
При объявлении шлюпочной тревоги делается объявлению по судовой трансляции:
- о подготовке пассажиров к оставлению судна (пассажиры должны быть одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами);
- о том, какие предметы разрешается брать с собой (документы, деньги, зажигалку, кружку, одеяло и т. п);
- о категорическом запрещении брать с собой другие предметы и личные вещи, кроме указанных.
При объявлении шлюпочной тревоги члены партии (группы) охраны порядка и безопасности проверяют, чтобы пассажиры были одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами, и, чтобы они не брали с собой предметов, кроме разрешенных. Если возникает необходимость—оказывают помощь пассажирам при надевании спасательных жилетов.
Каюты должны быть открыты. Необходимо проверить, все ли члены экипажа и пассажиры покинули помещения.
Об отсутствии в каютах людей должен поступить доклад на ГКП.
Спуск шлюпок должен производиться так быстро, как это возможно. При возможности шлюпки приспускаются до палубы, с которой в соответствии с конструктивными особенностями судна производится посадка пассажиров и экипажа.
По команде с ГКП сбрасываются плоты.
В первую очередь производится посадки детей, больных, женщин и престарелых. Для страховки их от падения используются выброски, растительные (синтетические) тросы, лини.
Затем производится посадка остальных пассажиров и членов экипажа для управления шлюпкой (плотом) в соответствии с расписанием по шлюпочной тревоге.
Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очередность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.
Экипаж судна оказывает помощь пассажирам при занятии ими мест в шлюпках (плотах).
К лицам, нарушившим порядок посадки людей в спасательные средства или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.
Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).
Закончив посадку в шлюпку (плот), следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние в сторону носа или кормы, вести наблюдение за судном и водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям, не успевшим воспользоваться спасательными средствами.
Меры, способствующие сохранению жизни людей, покинувших гибнущее судно
Все члены экипажей судов, выходящих а море согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков, должны быть ознакомлены с приемами личного выживания в различных условиях и получить практические навыки по правильному надеванию спасательного жилета, прыжкам в воду и плаванию в спасательном жилете, умению держаться на воде без спасательного жилета, посадке на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды, оказанию помощи в посадке на спасательное средство, эксплуатации оборудования спасательных средств (включая эксплуатацию переносного оборудования), постановке плавучего якоря.
Все члены экипажа и пассажиры при оставлении судна должны по возможности размещаться в шлюпках и плотах.
Все лица, находящиеся в спасательном средстве (шлюпке, плоту), подчиняются командиру данного спасательного средства, который отвечает за моральное и физическое состояние спасающихся. Все распоряжения командира должны выполняться беспрекословно.
Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами.
В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.
Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избежания непосредственной опасности и если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.
Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.
Всех людей, находящихся в воде, необходимо как можно скорее взять в шлюпку (плот). Если шлюпка переполнена, людям, находящимся в воде, следует держаться за ее спасательный леер до перераспределения их по другим шлюпкам (плотам).
Литература
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [2004]
Источник
Правила поведения пассажира на борту маломерного судна
Капитан судна несет полную персональную ответственность за безопасность всех пассажиров на борту, пассажиры обязаны чётко, беспрекословно и без промедления подчиняться его распоряжениям.
В экстренных случаях эвакуация пассажиров с борта судна осуществляется под руководством капитана. Также капитаном проводится общий инструктаж о правилах поведения на судне во время плавания. За действия пассажиров на берегу (причале), капитан ответственности не несет.
- Пассажир, несет полную ответственность, включая финансовую, за свои решения и поступки в ходе плавания, а также за ущерб, нанесенный имуществу других лиц, в том числе — судовладельцу.
- Пассажир несет ответственность за действия, которые могут создать угрозу для жизни и здоровья других пассажиров, как окружающих людей, так и его самого в соответствии с действующим законодательством.
- Не рекомендуется плавание на маломерном судне лицам, страдающим дисфункцией вестибулярного аппарата («морской болезнью»), а так же пребывающим в болезненном или ослабленном состоянии.
Пассажиру судна запрещается:
- Начинать посадку или высадку до полной швартовки судна и без указания капитана.
- Вступать в пререкания с капитаном и вмешиваться в управление судном.
- Самовольно покидать судно, нырять с борта и купаться в непосредственной близости от него.
- На ходу и во время стоянки перегибаться через борт судна, а также сидеть на леерных ограждениях.
- При прохождении под мостами и нависающими препятствиями — вставать со своих мест и поднимать вверх руки или любые предметы.
- Самостоятельно открывать люки служебных помещений судна.
- Самостоятельно подключать любые электроприборы к бортовой электрической сети судна.
- Оставлять ребёнка, находящегося на вашем попечении, без присмотра, снимать с него спасательный жилет.
- Прикреплять любые материалы в судовых помещениях к стенам, потолку и палубе.
- Использовать судовую сирену, средства связи и сигнализации.
- Снимать без крайней необходимости спасательные жилеты.
- Проносить на борт судна вещи, относящиеся к категории опасных и запрещённых (сжатые газы, едкие вещества, оружие, взрывчатые и горючие вещества, наркотики и т.д.)
- Подниматься на борт судна в одежде и обуви, способных загрязнить или повредить имущество других пассажиров или отделку судна и его палубу.
- Бросать за борт мусор и любые другие предметы.
- Самовольно использовать на судне любые световые и пиротехнические средства (факелы, петарды, фейерверки, бенгальские огни, звуковые и огневые ракеты, лазерные устройства и т.п.).
- Находиться на борту в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Знать и соблюдать правила — значит, распространять эти знания и показывать пример их соблюдения!
Источник
Правила поведения на водном транспорте
Человек всегда мечтал летать в небе, как птица и плавать в воде, как рыба. Поэтому он и изобрёл воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты. А также водный транспорт: плоты, лодки, катера, сухопутные суда и т.д. С начала, конечно, все эти приспособления были самыми примитивными, но сегодня такой водный транспорт, как крейсер сделан с использованием последних технологий. Именно поэтому современные корабли – это целые плавучие города, с бассейнами, ресторанами, фитнесс-центрами, даже улицами и магазинами.
Однако, не смотря на всю эту роскошь, почти ежедневно представители прессы сообщают о возгорании или потоплении того или иного судна. Ведь корабль, даже самой прочной конструкции может:
сбиться с правильного курса;
наткнуться на мель;
напороться на один из плавучих ледяных глыб (так как это было с легендарным «Титаником»;
может столкнуться с другим кораблем;
попасть в шторм и перевернуться на бок;
попасть в водоворот и т.д.
В любом случае, человек, путешествующий на водном транспорте, должен знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Для этого, необходимо внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности, который проводится капитаном судна. Следует обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты. Затем нужно прочитать инструкцию или поинтересоваться у капитана, как пользоваться спасательными жилетами, как правильно спускать шлюпку и садиться в неё. Кроме того, даже если ситуация критическая, команда корабля не может самостоятельно разрешить ситуацию, то не стоит заблаговременно паниковать и бездумно бегать по кораблю. В любой ситуации пассажир должен держать себя в руках и сохранять здравый рассудок. Потому, как часто во время паники люди оказываются попросту задавленные другими пассажирами. К тому же все действия по эвакуации пассажиров будут проводиться под чётким контролем капитана и его команды. О планах дальнейших действиях капитан оповестит всех пассажиров с помощью радиотрансляции.
Итак, если была объявлена массовая эвакуация, следует делать следующее:
пропустить к шлюпкам детей и женщин;
надеть спасательный жилет (если на улице зима, то следует надеть с начала тёплую одежду и только потом жилет);
взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);
не спеша опускаться в шлюпку.
В случае если пассажирам не хватило плавательных средств, нужно прыгать в воду, но перед этим:
подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад)
напрячь свой затылок;
сделать глубокий вдох;
закрыть правой рукой одновременно нос и рот;
правой рукой держаться за спасательный жилет.
После того, как приземление в воду прошло успешно, нужно вынырнуть раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того, как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (это может быть мебель, багаж). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно издавать сигналы о помощи.
Пассажирам следует знать также те вещи, делать которые на борту корабля или на причале категорически запрещается:
начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки;
двигаться вдоль борта судна на причал или с него подниматься на борт корабля не по специальному трапу;
выходить и находиться на площадке, не имеющей ограждения;
курить в не отведённом для этого месте;
самостоятельно заходить в служебные помещения и открывать технические помещения;
перевешиваться за борта судна;
провозить с собой и использовать огнеопасные вещества (питарды, фейерверки).
Все эти правила нужно знать и в нужный момент применить, тогда любая ситуация разрешиться в вашу пользу!
Источник