Меню

Перевозка растительного масла в цистернах

Портал газовиков

Всё для безаварийной работы

Всё для безаварийной работы

  • Главная
  • События
  • Газбиблиотека
    • ГОСТы
    • ВРД
    • ВСН
    • РД
    • Инструкции
      • Типовые инструкции по охране труда по профессиям и видам работ
      • Типовые инструкции по ОТ
      • Типовые производственные инструкции по выполнению газоопасных работ на объектах газораспределительных систем
      • Инструкции по ОТ службы ЛЭС
      • Инструкции по ОТ службы ЭВС
      • Инструкции по пожарной безопасности (ПБ)
      • ИНСТРУКЦИЯ по организации и безопасному проведению огневых работ на газовых объектах
      • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ на рабочем месте при несчастных случаях и внезапных заболеваниях
    • Электробезопасность
    • Эксплуатация грузоподъемных кранов
    • СНиПы
    • СТО Газпром 2005
    • СТО Газпром 2006
    • СТО Газпром 2007
    • СТО Газпром 2008
    • СТО Газпром 2009
    • СТО Газпром 2010
    • СТО Газпром 2011
    • Р Газпром
      • Р Газпром 2007
      • Р Газпром 2008
      • Р Газпром 2009
      • Р Газпром 2010
    • СТО Газнадзор
    • СТО Газпром РД
    • СТО ЕСУОТ
    • Свод правил (СП)
    • Технические условия (ТУ)
  • Рацпредложение
  • Контакты

Инструкция по охране труда при приемке, отпуске и заправке ГСМ

Инструкция по охране труда является основным документом, устанавливающим требования безопасного выполнения работ при приемке, отпуске и заправке ГСМ .

Настоящая инструкция разработана в соответствии «Правилами по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов» утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2015 г. № 873н, Методическими рекомендациями, с учётом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. Знание настоящей инструкции по охране труда для рабочих всех разрядов и групп квалификации, а также их непосредственных руководителей выполняющих работы при приемке, отпуске и заправке ГСМ — обязательно.

1.Общие требования охраны труда.

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации безопасного проведения работ при приемке, отпуске и заправке ГСМ.

1.2. Работы, выполняемые при приемке, отпуске и заправке ГСМ, являются газоопасными работами, выполняемые без оформления наряда-допуска, поэтому должны выполняться все требования по организации безопасного проведения газоопасных работ с записью в «Журнале учета газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска».

1.3. К работам при приемке, отпуске и заправке ГСМ допускаются рабочие не моложе 18 лет; прошедшие: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и не имеющие противопоказаний для выполнения данного вида работ; вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, производственное (теоретическое и практическое) обучение по безопасным приемам и методам труда, стажировку на рабочем месте, первичную проверку знаний на допуск к самостоятельной работе, повторный инструктаж на рабочем месте, очередную проверку знаний, целевой инструктаж и имеющие удостовере­ние установленного образца с отметкой о допуске к самостоятельной работе.

Работнику разрешается выполнять только работы, предусмотренные его трудовыми обязанностями или по поручению непосредственных руководителей, а также осуществлять иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо в его интересах.

1.4. Рабочий, допущенный к самостоятельной работе должен:

  • иметь опыт по приемке, отпуске и заправке ГСМ;
  • знать и соблюдать требования настоящей инструкций, требования промышленной санитарии, противопожарных мероприятий, правил внутреннего трудового распорядка, правил личной гигиены;
  • применение спецодежды, спецобуви и др. СИЗ в соответствие с Нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам филиалов, структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ПАО “Газпром”
  • знать порядок допуска к работам повышенной опасности;
  • знать характеристики опасных и вредных производственных фактором;
  • выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
  • знать правила оказания первой помощи пострадавшим, оказывать первую помощь пострадавшему;
  • сообщать руководителю работ о замеченных неисправностях;
  • за нарушение требований безопасности, при выполнении работы или требований инструкций рабочие несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

1.5. Рабочему, допущенному к работе по приемке, отпуске и заправке ГСМ, выдаются средства индивидуальной защиты:

  • костюм из термостойкий и антистатической ткани;
  • бельё нательное хлопчатобумажное;
  • головной убор летний (кепи или бейсболка);
  • рукавицы комбинированные или перчатки с защитным покрытием или перчатки резиновые;
  • рукавицы нефтеморозостойкие;
  • перчатки трикотажные хлопчатобумажные;
  • ботинки или сапоги кожаные;
  • сапоги резиновые;
  • наушники противошумные;
  • очки защитные;
  • каждый работник обязан уметь применять СИЗ.

На наружных работах зимой дополнительно:

  • костюм для защиты от пониженных температур из термостойкой и антистатической ткани;
  • рукавицы утепленные или перчатки из полимерных материалов морозостойкие;
  • валенки;
  • галоши на валенки;
  • шапка-ушанка.

1.6. К опасным и вредным производственным факторам при приемке, отпуске и заправке ГСМ относятся:

Опасные и вредные производственные факторы воздействующие на работника Возможные нежелательные события при реализации производственных факторов (опасностей) Меры, обеспечивающие предотвращение реализации опасностей
1 2 3
Взрыво- и пожароопасность Получение работником травм и ушибов при разлете элементов оборудования, трубопроводов. Ранения осколками, деталями, частицами. Недостаток кислорода, удушье. Получение ожогов четырех степеней: I — по­краснение кожи; II — образование пузырей; III — омертвение всей толщи кожи Ограждение опасной зоны, установка знаков безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001. Применение средств индивидуальной защиты
Подвижные части производственного оборудования Травмирование работника. Защемление работника между частями оборудования, контактные удары (ушибы) при столкновении с подвижными частями оборудования, переломы, ранения, вывихи, кровотечения. Запрещение нахождения вблизи подвижных частей оборудования. Ограждение подвижных частей производственного оборудования, оснащение средствами блокировки, остановки, сигнализации, или окрашивание в сигнальные цвета и обозначение знаками безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001
Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и материалов Перегрев организма, тепловой удар, ожоги и отморожение конечностей или участков тела работника Применение средств индивидуальной защиты, установка ограждений, знаков безопасности или поясняющих надписей
Расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола) Получение травм и ушибов при падении с поверхностей разного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания. Переломы, ранения, вывихи, кровотечения Установка креплений и ограждений, установка знаков безопасности. Выполнение работ на безопасном расстоянии, использование средств индивидуальной защиты, предохранительных защитных средств, инвентарных лес­тниц и подмостей
Повышенная загрязненность воздуха рабочей зоны парами легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей Острые или хронические отравления, интоксикация, расстройства нервной системы, аллергические заболевания, развитие раковых заболеваний При легком отравлении — головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость, психическое возбуждение, беспричинная вялость, легкие подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, мышечные судороги Применение средств индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы). Проветривание, вентиляция рабочей зоны. Ограждение опасных мест и участков знаками безопасности. Контроль воздуха рабочей зоны переносными газоанализаторами. Запрет на курение, прием пищи и питья воды в помещении.
Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны Тепловой или солнечный удар, нарушение теплового баланса, перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания Применение средств индивидуальной защиты, увеличение кратковременных перерывов на отдых, сокращение времени пребывания, обогрев

1.7.Рабочие обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления);
  • об обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений и инструмента.

2.Требования охраны труда перед началом работ.

При невыполнении требований настоящей инструкции и несоблюдении мер личной безопасности возможны нежелательные последствия для здоровья и безопасности работников:

  • Получение травм и ушибов при падении с поверхностей разного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания. Переломы, ранения, вывихи, кровотечения;
  • Травмирование работника. Защемление работника между движущимися машинами и механизмами;
  • Тепловой или солнечный удар, нарушение теплового баланса, перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания;
  • Нарушение нервной системы и анализаторов: вестибулярного, тактильного, зрительного. Головокружения, расстройство координации движений, симптомы укачивания, вестибулярной неустойчивости. Деформация межпозвоночных дисков и костной ткани, изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, деформация и снижение подвижности суставов.
  • Летальный исход.

2.1. Работник обязан получить задание от непосредственного руководителя на выполнение определенного вида работ или определенных видов работ, ознакомиться с содержанием задания по журналу ежедневного учета выдачи заданий службы (цеха) под подпись

2.2. При приемке, отпуске и заправке ГСМ обслуживающий персонал обязан:

  • выполнять работы с разрешения и в присутствии ответственного за производство работ;
  • получить инструктаж в соответствии с данной инструкцией, расписаться в «Журнале проведения газоопасных работ без наряда-допуска»;
  • надеть полагающуюся спецодежду;
  • перед началом работы ответственный должен проверить у исполнителей наличие удостоверений на право ведения газоопасных работ, опросить каждого исполнителя о самочувствии;
  • перед приемкой, отпуском и заправкой ГСМ оборудование и топливозаправщик должны быть надежно заземлены путем подсоединения медного тросика к клеммным зажимам, располагаемым на ТРК и топливозаправщике;
  • проверить нет ли подтекания топлива на соединениях, на всасывающих рукавах и рукаве е раздаточного пистолета;
  • проверить наличие средств пожаротушения и приступить к заправке автотракторной техники, заливке или приемке ГСМ.

3.Требования охраны труда во время работ.

3.1 Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливораздаточные колонки в топливные баки транспортных средств или путем слива и налива топливозаправщиками через всасывающие рукава в емкости.

3.2. Запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару.

3.3.При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

  • Расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем 3 м, а находящимися в очереди, должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС в случае возникновения аварийной ситуации
  • Загрязненные нефтепродуктами части автомобилей водитель обязан протирать насухо
  • Случайно пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок собрать в металлический ящик с крышкой.

3.4. На АЗС запрещается:

  • Заправка транспортных средств с работающим двигателем
  • Проезд транспортных средств над подземными резервуарами
  • Заполнение резервуаров топливом и выдача топлива потребителям во время грозы
  • Заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры

3.5. Во время заправки автомобилей оператор АЗС:

  • обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
  • осуществляет постоянный контроль за работой ТРК, предупреждает возможные разливы нефтепродуктов и принимает меры к их устранению;

3.6 Во время работы каждые 30 минут производить замер паров нефтепродуктом сигнализатором горючих газов СГГ-20Н рабочего места при превышении наличия паров нефтепродуктов работы немедленно остановить, людей удалить из опасной зоны. До выяснения причин превышении наличия паров нефтепродуктов и их устранения к работе не приступать;

-обращать внимание на самочувствие товарища и его действия. Если имеет место отклонения от обычного поведения, признаки недомогания, а также при возникновении обстоятельств угрожающих его безопасности, работу прекратить, вывести его из опасной зоны и доложить руководителю работ.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1 При возникновении пожароопасных аварийных ситуаций на АЗС необходимо сообщить диспетчеру, отключить электропитание, освободить территорию от людей и транспортных средств и приступить к ликвидации аварийных ситуаций.

4.2 В случае большого разлива ГСМ необходимо немедленно устранить утечку топлива, вывести людей за опасную зону и приступить к ликвидации аварии.

5. Требования охраны труда по окончанию работы.

5.1 По окончанию работ убрать рабочее место

5.2 Выключить электропитание.

5.3. Рабочую одежду убрать в специально отведенное место.

Источник

Перевозка растительного масла в цистернах

Перевозка подсолнечного, растительного масла осуществляется в цистернах, флекситанках и танк контейнерах. Этот продукт относятся к категории скоропортящихся и имеет свои особенности перевозки.

Перед проведением транспортировки растительного масла, должен быть разработан детальный маршрут, по которому будет осуществляться доставка. Так как растительное масло является довольно капризным продуктом, при его транспортировке нужно придерживаться всех, приведённых ниже, правил.

Правила, что необходимо соблюдать при перевозке масла

Особое внимание необходимо уделять подготовке ёмкости, в которой растительное масло будет перевозиться.

Наиболее экологически безопасным видом транспортировки, является перевозка танк-контейнерами. Особенностями растительного масла является то, что оно способно быстро портиться и может вступать в реакцию с иными веществами. Поэтому ёмкость должна быть идеально чистой, и перед тем, как заливать масло в цистерну, её нужно проверить на присутствие загрязнений. Это позволит избежать ухудшения качеств продукта. Поэтому, цистерна должна соответствовать всем санитарным требованиям и экологическим нормам. Очень важно обеспечить постоянную температуру, и не допускать её больших перепадов.

Также, чтобы сохранить все свойства растительного масла, оно не должно находиться в пути больше месяца. Одним из самых быстрых способов является доставка растительного масла флекситанками, которые имею такие преимущества перед другими перевозками, как сокращение затрат до 40%, экономия на стоимости тары, минимальные потери при выгрузке и экологичность (они полностью утилизируются). Соблюдение всех правил гарантирует качественное выполнение перевозки данного продукта.

Источник

Особенности грузоперевозок нефтепродуктов автотранспортом

Россия обладает богатейшими запасами чёрного золота, что обусловило распространённость грузоперевозок продуктов перегонки сырой нефти. Наиболее востребованным вариантом таких перевозок является использование автомобильного транспорта. Достоинства этого метода вытекают из недостатков альтернативных способов. Морские перевозки используются преимущественно для доставки грузов в регионы, отделённые водной стихией. Железнодорожные поставки в советские времена были самыми распространёнными, но в настоящее время их актуальность резко снизилась из-за высокой стоимости и недостаточной оперативности. Так что перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом на малые/средние расстояния на сегодня является наиболее популярным подходом к решению проблемы их доставки конечному потребителю.

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом

Виды нефтепродуктов

Данный вид материалов относится к категории легковоспламенимых жидкостей, главная опасность при транспортировке которых заключается в высоком риске воспламенения/взрыва. Примерно такой же уровень опасности исходит от паров нефтепродуктов, которые также могут являться легковоспламенимыми, а вдобавок – токсичными для человека и других высокоорганизованных представителей животного мира. Другая опасность, характерная при перевозке нефтепродуктов, – вероятность из разлива, что грозит нанесением серьёзного ущерба окружающей среде, приравниваемым к экологической катастрофе локального характера.

Вследствие этого нефть вместе с множеством производных, согласно европейской классификации ДОПОГ, приравнена к грузам третьего класса опасности. Перевозку нефтепродуктов следует осуществляться в соответствии с действующими правилами, распространяющимися на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных. Существует несколько общепринятых критериев классификации нефтепродуктов. В частности, по агрегатному состоянию вещества, находящегося в естественных условиях (давлении/температуре), они подразделяются на следующие категории:

  • газообразные нефтепродукты;
  • находящиеся в жидком состоянии;
  • твёрдые.

Типы нефтепродуктов

Автотранспортом допускается транспортировка только двух последних категорий. Согласно совокупности физико-химических свойств нефтепродукты можно разделить на следующие большие группы:

  • топливо (дизельное, реактивное, бензиновое, авиакеросин);
  • масла (индустриальные, для ДВС и электромоторов, трансмиссионные, судовые, трансформаторные, для изоляционной продукции, гидравлические и др.);
  • технологические вязкие смазки, вещества для консервации техники;
  • твёрдые нефтепродукты (битум, парафин);
  • специальные вещества.

Более обобщённая классификация предполагает разделение нефтепродуктов на светлые и тёмные. К первым принято относить продукты нефтеперегонки, характеризующиеся невысокой вязкостью и достаточно качественной очисткой. Это практически весь спектр топливных материалов. К тёмным нефтепродуктами относят жидкости с высокой концентрацией нефтяных фракций, что обуславливает их высокую степень вязкости и плотности. Ввиду низкой температуры застывания тёмные нефтепродукты необходимо перевозить в условиях постоянного подогрева. К этой категории нефтепродуктам относят битум, мазут, некоторые разновидности масел, сырую нефть и другие нефтесодержащие вещества.

Поскольку любые нефтепродукты подвержены самовоспламенению, предосторожность при транспортировке нефти и производных автотранспортом должна ставиться во главу угла. Любая ошибка грозит экологическим бедствием, устранить которое будет чрезвычайно сложно. Существует также реальная угроза для жизни/здоровья людей, оказавшихся в непосредственной близости от транспортного средства, перевозящего опасный груз.

Процесс перевозки нефтепродуктов

Подвижной состав для транспортировки нефтепродуктов

Большая часть разновидностей нефтепродуктов доставляется к месту назначения с использованием бестарного метода, предполагающего применение специализированного подвижного состава. Классификация СПС:

  • бензовозы (автоцистерны, используемые для перевозки таких нефтепродуктов, как масла, моторное топливо, смазочные материалы, жидкие растворители, другие вещества со сходными физико-химическими характеристиками);
  • топливозаправщики (специализированные бензовозы, оснащенные насосным оборудованием для дозированного скачивания);
  • битумовозы (специализированные автоцистерны, оснащённые горелкой для подогрева перевозимого битума);
  • газовозы (специализированные автоцистерны, позволяющие перевозить сжиженные газы под высоким давлением), оснащённые насосным оборудованием для перекачки СГ в стационарные резервуары;
  • автогудронаторы; (специализированные автоцистерны, оснащённые механизмом, обеспечивающим равномерное распределение битума при укладке дорожного полотна);
  • газовозы, специализирующиеся на транспортировке бытовых баллонов со сжиженным газом.

Перевозка отдельных разновидностей нефтепродуктов может производиться с использованием ТС общего назначения, которые дооборудованы приспособлениями, обеспечивающими соблюдение правил транспортировки. В некоторых случаях разрешается задействовать обычные грузовики (если нефтепродукты перевозятся в специальной таре, регламентированной требованиями ГОСТ 1511/85). Правила перевозки ОГ позволяют транспортировать нефть и её производные с использованием обычного подвижного состава (при условии, что объёмы перевозок находятся в пределах установленных норм: бензин – не более 33 литров, дизтопливо – в пределах 1000 литров).

Транспортировка крупных партий продуктов светлой нефтехимии производится с использованием прицепов-цистерн или полуприцепов-цистерн. Эта разновидность подвижных составов обеспечивает минимизацию себестоимости перевозки нефти автотранспортом посредством оптимального посекционного распределения горючей жидкости. Контейнерные перевозки продуктов светлой нефтехимии актуальны, если их доставка планируется в отдалённые регионы. Контейнеры очень удобны и как практичный полевой ПС.

Стандартный объем таких контейнеров находится в пределах 1.0– 5.0 кубометров, а для их перевозки можно использовать тентованные бортовые грузовики марок ЗИЛ или ГАЗ.

Тара для перевозки НП

Вязкие масла и жидкие составы (растворители, топливо всех разновидностей) перевозятся с использованием канистр и аналогичной тары ёмкостью 5-60 литров. Если требуется тара большего объёма, допускается применение бочек (полиэтиленовых или металлических) ёмкостью 50-250 литров. Правила перевозки ОВ лимитируют объём такой тары для транспортировки конкретных веществ (для дизтоплива это 60 литров), но если требуется ёмкость большего объёма, это допустимо, но на тару должно быть нанесена соответствующее буквенно-цифровое обозначение.

В соответствии с Правилами, заполнять канистры или бочки нужно не полностью – максимально на 95% от объёма.

Нефтепродукты, предназначенные для продажи в розничной сети в категории товарных нефтепродуктов, как правило, фасуются в заводскую упаковку и перевозятся в ящиках/коробках или посредством размещения на поддонах с обязательной упаковкой в термоплёнку. Для транспортировки небольшого ассортимента твёрдых продуктов переработки нефти (битум, парафин) допускается использование обычной тары – картонных коробок, ящиков, барабанов и аналогичных тарных ёмкостей

Автомобиль для перевозки

Перевозка жидких нефтепродуктов автотранспортом общего назначения в оптовых объемах осуществляется с применением флекситанков – эластичных многослойных мешков, предназначенных для размещения в контейнерах. Объём такой тары варьируется в пределах 10000-25000 литров. Но чаще всего для перевозки нефтепродуктов используются автоцистерны, обеспечивающие соблюдение всех требований и правил безопасности при перевозках опасных грузов. Обладая полностью герметичным корпусом овальной формы (оптимальным в плане аэродинамики), они оборудуются:

  • задвижкой клиновидной формы для удобного слива перевозимых продуктов;
  • специальным патрубком, предназначенным для заливки в ёмкость жидкостей маслянистой консистенции;
  • указателем уровня жидкости стержневого типа;
  • дыхательным клапаном, обеспечивающим надёжную герметизацию резервуара;
  • насосным оборудованием насосом и системой шлангов;
  • съёмными волнорезами, предназначенными для минимизации ударной волны, возникающей при ускорении/торможении во время движения ТС.

Автоцистерны, предназначенные для доставки тёмных нефтепродуктов, дополнительно оснащаются нагревательным оборудованием с целью поддержки заданного температурного режима. Все автоцистерны имеют в своем составе огнетушители и заземляющие приспособления, предназначенные для отвода возникающего при заправке/сливе нефтепродуктов статического электричества.

Перевозка нефтепродуктов автотранспортом

Требования к транспортировке НП

Грузовые автомобили вместе с полуприцепами и прицепами, используемые для транспортировки большинства разновидностей продуктов перегонки нефти, должны соответствовать ряду требований, описанных в Правилах перевозки ОГ. Перечислим эти требования:

  • ТС необходимо оснастить таким образом, чтобы обеспечить соблюдение мер пожарной безопасности. В их число входит обеспечение наличия в кабине выключателя «массы», обеспечивающего аварийное отключение электропитания транспортного средства, оснащение подвижного состава глушителем с пламегасителем и фронтальным расположением оконечного устройства (выхлопной трубы), заземляющей металлической цепью, противоподкатными бамперами, средствами защиты цистерны и системы трубопроводов от механических ударов, при опрокидывании ТС;
  • транспортное средство должно быть оснащено маркировкой, предупреждающей о перевозке груза, относящегося к категории опасных (включая заметную издалека надпись «Огнеопасно» и соответствующие информационные таблички);
  • автоцистерны для перевозки обширного спектра нефтепродуктов должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими максимальную остойчивость подвижного состава;
  • цистерны должны иметь специальную окраску;
  • подвижный состав должен быть укомплектован средствами ИЗ водителя и всех сопровождающих опасный груз лиц, а также стандартными средствами пожаротушения (песком, багром, лопатой, двумя или более огнетушителями, кошмой);
  • такой спецтранспорт оборудуется сигнальными средствами, могущими работать в автономном режиме (спаренные фонари оранжевого цвета).

Доставка мазута и других светлых/тёмных нефтепродуктов автотранспортом должна осуществляться по маршруту, согласованному с представителями ГИБДД. Недопустимой является транспортировка в тёмное время суток. На отвечающее всем вышеперечисленным требованиям транспортное средство оформляется допуск в соответствии с правилами ДОПОГ в отношении конкретного вида продуктов переработки нефти.

Требования к водителям

Согласно правилам, регламентирующим перевозку всех разновидностей нефтепродуктов автотранспортом, водители, задействованные для этих целей, должны в установленном Правилами порядке пройти специальный курс обучения и получить удостоверение, разрешающее допуск к транспортировке ОГ. Кроме общего инструктажа по ТБ, перед каждым выездом должен проводиться дополнительный инструктаж, объясняющий правила и особенности транспортировки конкретной разновидности нефтепродуктов. Это позволит водителям правильно реагировать на возникновение любых нештатных ситуаций, возникающих на пути следования подвижного состава.

Условия безопасной перевозки лёгких/тяжёлых нефтепродуктов автомобильным транспортом предполагают обращение особого внимания вопросам, касающимся защите персонала, участвующего в транспортировке. В частности, в число таких мер входит использование индивидуальных защитных средств при выполнении погрузки/разгрузки, ремонте автоцистерн, позволяющих защитить людей от вредного воздействия токсичных паров.

Документы, требуемые для перевозки нефтепродуктов

Основным документом при осуществлении перевозок нефтепродуктов автотранспортом является договор, заключаемый между грузообладателем и перевозчиком. Этот документ дополняется транспортной накладной отечественной формы или аналогичным документом международного образца. Наличие ТН является обязательным условием перевозок опасных грузов. Составление этого документа – прерогатива грузоотправителя (иногда – грузополучателя или компании, уполномоченной на отправку нефтепродуктов по просьбе клиента). Кроме договора и ТН, согласно нормативно-законодательной базе РФ, необходимо оформить пакет сопроводительных документов на транспортируемый груз.

Оформление документов

В него входят документы, которые могут быть востребованными таможенными, карантинными, санитарными службами. Рекомендуется иметь сертификаты на весь ассортимент перевозимых продуктов переработки нефти, паспорт качества продукции, а также все другие документы и удостоверения, которые могут выдаваться уполномоченными органами на конкретную разновидность груза:

  • путевой лист с наличием соответствующей опасному грузу маркировкой;
  • свидетельство европейских правил ДОПОГ, выдаваемое на конкретное ТС;
  • удостоверение о допуске водителя к транспортировке ОГ;
  • согласованный маршрут передвижения;
  • инструкцию, регламентирующую действия персонала в случае возникновения на маршруте следования непредвиденной ситуации;
  • информационный лист (сведения обо всех ответственных лицах, задействованных в грузоперевозках, с указанием их контактных данных).

Отметим, что соблюдение правил и требований при транспортировке нефти и её производных является обязательным условием, обеспечивающим наряду с дисциплинированностью водителя требуемый уровень безопасности.

Источник



Лаборатория ADR

Магазин ADR: +38 (050) 547-18-16
Суперконсультации: +38 (066) 276-61-91
Обучение: +38 (099) 002-32-33
E-mail:glabadr@gmail.com

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

  • Главная
  • Актуальные вопросы
  • Магазин
  • Справочник
  • Обучение
  • СУСАР
  • Вопрос эксперту
  • Контакты
  • Актуальные вопросы
  • Магазин
  • Справочник
  • Обучение
  • СУСАР
  • Вопрос эксперту
  • Контакты

12/04/2012

Перевозка минеральных масел автомобильным транспортом

В 2010 году Европейская ассоциация по охране здоровья и окружающей среды CONCAWE, созданная ведущими нефтяными компаниями Европы, опубликовала результаты многолетних и чрезвычайно дорогостоящих исследований по воздействию нефтепродуктов на здоровье человека и окружающую среду. При этом использовалось кодирование возникающих при операциях с нефтепродуктами рисков согласно двум европейским директивам 67/548/ЕЕС и 2001/59/EC (так называемое кодирование «фразами риска»).

Результаты исследований ассоциации по основным нефтепродуктам приводятся в нижеприведенном перечне.

  1. Высокая опасность возгорания.
  2. Токсичность для водных организмов может вызвать долгосрочное опасное воздействие на водную среду.
  3. Может вызвать рак.
  4. Опасен при вдыхании.
  5. Может причинить вред будущему ребенку.
  6. Может вызвать наследственные генетические нарушения.
  7. Может причинить вред легким при проглатывании.

Нефтепродукты-водозагрязнители (опасные грузы 3 или 9 классов):

Наименование

Выявленные риски

Дизельное топливо (солярки)

Неочищенные дистилляты ароматических экстрактов

Нефтепродукты, не являющиеся водозагрязнителями, но имеющие другие опасные свойства:

Наименование

Выявленные риски

Очищенные дистилляты ароматических экстрактов

Сырой парафин (парафиновый гач)

Масло, выделенное при потении парафина

Нефтепродукты, не являющиеся опасными грузами (рисков не выявлено):

Остаточные ароматические экстракты

Ограниченные доказательства канцерогенного воздействия

Парафин и углеводородные воски

Холодный окисленный (продутый) битум

Вызывает раздражение кожи

Результаты данных исследований были приняты во внимание на очередном сентябрьском заседании Рабочей группы (RID|ADR|ADN Joint Meeting) в Женеве. Участники согласились с тем, что:

  1. Дизельное топливо любого происхождения, а также легкое печное топливо с температурой вспышки от 60° до 100°С в закрытом тигле, это всегда (!) № ООН 1202.
  2. Тяжелое печное топливо(мазуты) с температурой вспышки свыше 60 °С, это всегда (!) № ООН 3082.
  3. При перевозке тяжелого печного топлива (мазутов) выше температуры вспышки, это всегда (!) UN3256.

И это изначальное условие. Если грузоотправитель, согласно решению Рабочей группы хочет перевозить данные нефтепродукты как неопасный груз, он обязан юридически, на основании чрезвычайно дорогостоящих исследований доказать контролирующим органам, что это неопасный груз

Перевозка минеральных масел

Учитывая вышесказанное, автомобильные минеральные масла, имеющие температуру вспышки выше 60°С, по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) относятся к опасным грузам при их перевозке автомобильным транспортом: № ООН 3082 (класс 9 – прочие опасные вещества и изделия; группа упаковка III – вещества с низкой степенью опасности).

Согласно Правилам дорожного движения перевозка минеральных масел должна осуществляться по специальным правилам (ДОПОГ, Правила дорожной перевозки опасных грузов, ППОГАТ и т.д).

Указанные нормативные документы определяют основные требования к обеспечению безопасности перевозок опасных грузов по автомобильным дорогам и разработаны так, чтобы не создавать препятствий для перевозки опасных грузов в количествах, которые не представляют серьезной опасности для других участников дорожного движения и окружающей среды. При этом:

1. Главой 3.4 ДОПОГ предусмотрено, что требования соглашения не распространяются на перевозки минеральных масел в упаковках, маркированных каким-либо знаком из приведенных на рис.1, при условии, что они:

  • упакованы в комбинированную тару и их количество на внутреннюю тару не превышает 5 л, а на упаковку – 30 кг (масса брутто);
  • помещены на лотки и обернуты в термоусадочный материал или в пленку и их количество на внутреннюю тару не превышает 5 л, а на упаковку – 20 кг (масса брутто).

Маркировочные знаки для опасного груза № ООН 3082 (масла минерального), упакованного в ограниченных количествах

Рис. 1. Маркировочные знаки для опасного груза № ООН 3082, упакованного в ограниченных количествах:
а – маркировочный знак в соответствии с ДОПОГ 2009; б – маркировочный знак в соответствии с ДОПОГ 2011; в – маркировочный знак в соответствии с ТИ ИКАО

При международных перевозках минеральных масел, обозначенных знаками, приведенными на рис.1, в количестве более 8 тонн (масса брутто), транспортная единица должна маркироваться как показано на рис.2.

Маркировка транспортного средства, перевозящего минеральные масла, упакованные в ограниченных количествах

Рис. 2. Пример маркировки транспортного средства, перевозящего минеральные масла, упакованные в ограниченных количествах

2. Подразделом 1.1.3.6 ДОПОГ предусмотрены упрощенные требования к перевозке минеральных масел, упакованных в одиночную тару, в количестве не более 1000 л (номинальная емкость сосудов в литрах) на транспортную единицу.

При перевозке минеральных масел в упаковках (канистры, барабаны и др.), маркированных знаком опасности, приведенным на рис.3, в количестве не более 1000 л (номинальная емкость сосудов в литрах) на транспортную единицу, не требуется:

  • наличие на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасного груза, ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, письменных инструкций и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
  • маркировать транспортное средство информационными таблицами опасного груза (табличками оранжевого цвета);
  • укомплектовывать транспортное средство дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения (кроме одного огнетушителя минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка).

Знак опасности и маркировочный знак для минеральных масел

Рис. 3. Знак опасности и маркировочный знак для минеральных масел

При этом, в обязательном порядке должны быть соблюдены требования ДОПОГ, касающиеся:

  • транспортного документа и его оформления. Должны указываться № ООН, надлежащее отгрузочное наименование, номер образца знака опасности, группа упаковки и т.д.;
  • маркировки упаковок номером ООН, знаком опасности;
  • размещения и крепления опасных грузов;
  • запретов на совместную загрузку опасных грузов в одно транспортное средство. Упаковки с минеральными маслами не должны грузится в одно транспортное средство с упаковками, маркированными оранжевыми знаками опасности.

Кроме этого, во время перевозки минеральных масел членами экипажа транспортного средства должны соблюдаться запреты:

  • на вскрытие упаковок с опасным грузом;
  • использование в транспортных средствах осветительных приборов, имеющих открытое пламя или открытые металлические поверхности, способные вызывать искрообразование;
  • курение в транспортных средствах и возле них при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.

Источник

Правила перевозки наливных грузов

Наливные грузы — это вещества, которые для сохранения своих свойств и товарных качеств должны перевозиться в жидком или сжиженном газообразном состоянии: растительные масла, спирты, нефть и нефтепродукты, кислоты, пропан, бутан и пр. Однако вместе с тем «ассортимент» наливных грузов настолько широк, что применять к ним единые правила перевозки никак нельзя. Эти правила, особенности транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ зависят от вида и свойств груза.

Наливные грузы делятся на:

  • нефтепродукты;
  • химические грузы (кислоты, щелочи (…), а также сжиженные газы);
  • пищевые продукты.

Правда, на порядок организации транспортировки будет влиять не столько «видовая принадлежность» груза, сколько его физико-химические свойства. Они определяют выбор транспортного средства и цистерн, условия и длительность перевозки, особенности погрузки и разгрузки, необходимость получения разрешения, квалификацию водителя, количество и вид сопроводительных документов и пр.

На какие свойства наливных грузов обращают внимание в первую очередь?

Плотность — отношение массы вещества к единице объема. Еще со школьного курса физики известно, что плотность жидкости тесно связана с температурой: как правило, при нагревании она увеличивается в объемах, а при охлаждении, наоборот, сжимается. И это свойство вещества, равно как и температуру, при которой оно было загружено, очень важно учитывать при заполнении цистерны и при транспортировке. Ведь в процессе езды температура может повыситься и жидкость, залитая до этого до краев и от нагревания увеличившаяся в объеме, будет искать щели и прочие дыры, чтобы выбраться наружу. Если же цистерна (или другая емкость) цела и герметична, тогда начнет расти давление, отчего эту цистерну может даже «разорвать».

Вязкость или, иными словами, «текучесть» вещества. Это свойство, в первую очередь, определяет длительность и условия налива и слива груза. Так, вещества с высокой вязкостью менее «подвижны», а значит, их погрузка и разгрузка может потребовать большего времени и дополнительных мер — подогрева, использования насосов и пр.

Температура застывания вещества. Она влияет как на особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ (необходимость нагревания вещества перед наливом и сливом), так и на процесс транспортировки и выбор транспортного средства. Так, для перевозки некоторых грузов (битум, асфальт и т.п.) могут использоваться специальные цистерны с подогревом, которые препятствуют застыванию вещества.

Испаряемость — склонность вещества к парообразованию, то есть переходу из жидкого состояния в газообразное. Наибольшая испаряемость характерна для бензинов и других нефтепродуктов. Ее интенсивность зависит от типа вещества, его температуры и температуры окружающей среды, атмосферного давления, времени года и площади свободной поверхности жидкости. Учитывать это свойство необходимо для того, чтобы прогнозировать допустимые потери груза при транспортировке, хранении, наливе и сливе.

Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть вещество на 1°C. Эта величина позволяет высчитать, сколько времени (или сколько энергии) уйдет на то, чтобы подогреть вещество до той температуры, при которой его можно беспрепятственно сливать и наливать.

Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары вещества (обычно — нефтепродуктов), образовавшие смесь с воздухом, способны воспламеняться при наличии открытого пламени. Это свойство определяет пожароопасность груза, а значит, предельное значение температуры, на которое может быть нагрето вещество при транспортировке, наливе и сливе, а также условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Так, при наливе нефтепродуктов следят за тем, чтобы их температура была как минимум на 10°C ниже температуры вспышки.

Температура воспламенения — самая низкая температура, при которой жидкость или газ самовозгораются без искры или пламени. Это значение, во избежание катастрофы, очень важно учитывать при выборе цистерны, в процессе транспортировки, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Предел взрываемости — минимальное содержание паров вещества в воздухе (в процентном соотношении), способное взорваться в присутствии открытого пламени, раскаленных металлических предметов и пр. Это свойство точно так же определяет безопасность на всех этапах перевозки наливного груза.

Электролизация — свойство вещества (как правило, нефтепродуктов) накапливать заряды статического электричества, что чревато возникновением электрического разряда. Этот разряд, в свою очередь, способен вызвать искру и повлечь за собой взрыв и воспламенение груза. Опасное накопление зарядов чаще всего происходит при прохождении жидкости по резиновым наливным шлангам и через металлические фильтры. Кроме того, они могут изначально заноситься вместе с веществом в цистерну и накапливаться в ней. Чтобы избежать воспламенения, взрыва и пр., обязательно заземляют наливную эстакаду, иногда ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза, а также добавляют в вещества специальные присадки, повышающие его электропроводность.

Коррозионность — это способность вещества «разъедать» металлы, особенно характерная для кислот и щелочей. Чтобы во время транспортировки не произошло повреждения корпуса емкости, в которой перевозится груз, и его утечки, необходимо использовать специальные цистерны с усиленной защитой.

Токсичность — вредное воздействие вещества на организм человека. При работе с такими грузами, во избежание острого отравления, должны выполняться строгие меры безопасности и тщательно контролироваться концентрация паров опасного вещества в воздухе.

Кроме того, при транспортировке нефти и нефтепродуктов учитывают октановое (свидетельствует о детонационной способности вещества) и цетановое (характеризует воспламеняемость топлива) число, а организуя перевозку жиров и растительных масел, обращают внимание на такие показатели, как йодное число (чем оно выше, тем вероятнее возможность окисления) и кислотное. Последнее фиксирует начало процесса гидролитического распада масел или жира: выделяющийся при таком процессе свободный кислород тоже способствует окислению продукта и ухудшает его вкусовые и пищевые качества. Чтобы этого избежать, необходимо помнить о том, что на усиление окислительных процессов влияет контакт с металлом (а значит, для перевозки должны использоваться емкости из специального материала), а также повышение температуры вещества, которую, следовательно, надо тщательно регулировать как при сливе и наливе, так и при непосредственном передвижении груза.

Порядок организации перевозки наливных грузов

Очевидно, что перевозка наливных грузов — это достаточно сложный и полный нюансов процесс. Чтобы организовать его качественно, доставить груз в целости и сохранности (ну, или почти в сохранности — за вычетом того минимума, что не могло, например, не испариться), избежать аварий и катастроф, нужно четко представлять, какое именно вещество перевозится и какими свойствами оно обладает.

Все перечисленные характеристики вещества, а также условия его хранения, использования, способы оказания первой помощи при аварии, методы обезвреживания и пр. описаны в паспорте безопасности, к которому должны иметь доступ экспедитор и перевозчик.

Однако главное, о чем необходимо помнить, так это о том, что значительная часть наливных грузов относится к опасным. А значит, их перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам, его обозначения на время движения и пр. В этом случае первое, что понадобится тому, кто организует доставку груза, — это номер вещества по ООН.

Транспортные средства для перевозки наливных грузов

Что касается транспортных средств, то обычно наливные грузы перевозятся в цистернах или контейнерах-цистернах. Их выбор на самом деле достаточно разнообразен и зависит от того, повторимся, какое вещество необходимо доставить и какими свойствами оно обладает.

По температурному режиму автоцистерны могут быть:

  • изотермическими: способны сохранять определенную температуру, чаще всего используются для перевозки скоропортящихся продуктов (например, молока);
  • с «паровой рубашкой»: позволяют дополнительно подогревать груз в любой момент его транспортировки или перед сливом;
  • с автономным подогревом: поддерживают постоянную повышенную температуру вещества на всем пути его перевозки;
  • без температурного режима — для относительно непривередливых грузов.

По предъявляемым к их производству требованиям:

  • выполненные из специальной стали, которая устойчива к коррозии, высоким температурам и прочему агрессивному воздействию (используются, как правило, для перевозки кислот и щелочей);
  • с внутренним гуммирующим слоем, который служит буфером между перевозимым веществом и стенками цистерны и продлевает срок ее работы (толщина слоя зависит от вида и степени агрессивности груза);
  • произведенные из алюминиевого сплава: они меньше подвержены коррозии, более искробезопасны и чаще используются для транспортировки светлых нефтепродуктов;
  • имеющие усиленную конструкцию (выдерживает повышенное давление и уменьшает риск взрыва), наружный «кожух» (снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению) и внутреннюю емкость: предназначены для перевозки газов и, как правило, для предотвращения влияния солнца выкрашены в светлые цвета;
  • разделенные на отдельные отсеки — для одновременной перевозки различных грузов;
  • отвечающие определенным санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, так как используются для транспортировки пищевых продуктов.

Впрочем, классификация автоцистерн достаточно условна: каждая емкость может совмещать в себе несколько признаков и применяться для перевозки как какого-то одного определенного вещества (молоковозы), так и группы веществ, обладающих похожими свойствами.

Вместе с тем, хотя наливные грузы, как правило, не требуют отдельной упаковки и заливаются непосредственно в цистерну или контейнер-цистерну, достаточно популярна тара под названием «флекситанк».

Что такое флекситанк?

Это гибкая емкость из полимерных материалов, предназначенная для перевозки жидких неопасных грузов. Она крайне удобна в применении и, несмотря на то, что может использоваться только один раз, а потом подлежит обязательной утилизации, очень экономична.

Все достаточно просто: пустой флекситанк (который в таком виде напоминает сдутый матрас) устанавливается внутри стандартного 20-футового контейнера, после чего присоединяется шланг, запускается электронасос — и жидкость заполняет емкость. Когда груз занял необходимый объем (а флекситанк рассчитан на 14 000 — 24 000 л), он, в принципе, готов к транспортировке.

Причем перед погрузкой можно сделать специальный защитный слой, который убережет груз от резких перепадов температур, а для разгрузки (при необходимости) с помощью пара и электричества разогреть перевозимое вещество.

Главное же достоинство флекситанка в том, что его использование убирает проблему долгих поисков подходящей цистерны, за которую еще придется выложить порядочную сумму: найти стандартный 20-футовый контейнер куда проще, да и обойдется он дешевле.

Правда, есть и существенный минус: транспортировать можно только неопасные и относительно непривередливые грузы. Взрывоопасные газы, нефтепродукты, кислоты и пр. в такой емкости точно не довезешь.

Какие документы нужны для перевозки наливных грузов?

Помимо обязательного пакета (товарно-транспортной или транспортной накладной, путевого листа, документов на транспортное средство), перевозка химических грузов должна сопровождаться паспортом безопасности вещества. Если перевозятся продукты питания, то в перечень сопроводительных документов входят: санитарно-гигиенический, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия транспортного средства санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, а для водителя — справка, свидетельствующая о прохождении специального медицинского осмотра.

Однако для перевозки наливных грузов, относящихся к опасным, предъявляются гораздо более строгие требования:

  • разрешение на проезд;
  • свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
  • свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • письменные инструкции с описанием груза, условий транспортировки и мер, предпринимаемых в случае аварии и т.п.;
  • при смешанной перевозке с включением морского участка пути — свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства.

Итак, о чем необходимо помнить, организуя перевозку наливных грузов?

К перевозкам таких грузов, прежде всего, допускаются только опытные водители, имеющие стаж по соответствующей категории (B или C) (для опасных грузов — не менее трех лет). Кроме того, перед началом пути они должны быть проинструктированы: какой груз они везут, какими свойствами этот груз обладает и какие условия необходимо соблюдать, чтобы довезти его в целости и сохранности.

При этом выбор транспортного средства следует делать с учетом вида и химико-физических свойств груза и с их же учетом готовить груз к транспортировке и проводить погрузочные работы. Поэтому прежде всего необходимо точно узнать наименование, вид и свойства вещества и в соответствии с ними продумать план грузоперевозки.

Опасные грузы, как уже отмечалось, требуют дополнительных согласований, скоропортящиеся — оптимизации сроков доставки и поддержания на всем пути определенной температуры, а каждое вещество — специальных условий погрузки.

Так, нефтепродукты, способные к электролизации, следует наливать, заземляя наливную эстакаду. Вещества с высокой вязкостью нужно предварительно разогревать, учитывая при этом их температуру вспышки и воспламенения. Перед наливом пищевых жидкостей необходимо убедиться в том, что автоцистерна чиста, не содержит остатков других продуктов и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Впрочем, очищенными от материалов прежнего груза должны быть все без исключения транспортные средства, а те, которые перевозят опасные вещества, еще и обеззаражены.

Заполняя цистерну, необходимо всегда оставлять недолив — около 10 процентов от всего объема: в зависимости от вида и свойств вещества.

Перевозка некоторых грузов может потребовать добавления специальных присадок — повышающих электропроводность, уменьшающих вязкость, снижающих коррозионность…

В общем, все этапы перевозки наливных грузов (выбор автоцистерны, подготовка груза, условия транспортировки, особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, перечень сопроводительной документации и т.д.) целиком и полностью зависят от вида перевозимого вещества и его физико-химических свойств. Это же влияет и на конечную стоимость услуги.

Источник

Читайте также:  ИБП Smart UPS RT 2000XLI и UpsDiag странное поведение ИБП под нагрузкой