Меню

Пленум ВС одобрил аппаратную реформу в судах

Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах

Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму пакет законопроектов (тексты здесь и здесь), реформирующих институт администраторов судов. Так, предлагается разграничить правовой статус администраторов и в зависимости от уровня судебной инстанции возложить на них функции руководства аппаратом суда.

ВС обратил внимание на двойственное правовое положение администратора суда. Этот институт появился в системе федеральных СОЮ в 1998 году. За продолжительный период выявились сложности в определении объема и характера полномочий, а также должностного положения администратора. Существуют проблемы с определением квалификационных требований к должности, которая совмещает в себе функционал хозяйственника и менеджера. Кроме того, постоянно увеличивается объем работы, а это приводит к росту служебной нагрузки.

Функции администратора по организационному обеспечению деятельности суда в значительной степени пересекаются с должностными обязанностями работников аппарата суда и зачастую их дублируют: например, в судебном делопроизводстве, ведении статистики, работе архива. Вместе с тем администратор не имеет полномочий по непосредственному руководству аппаратом суда и формально подчиняется председателю суда. Это, как считают в ВС, необоснованно возлагает на председателя решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения.

В ВС считают, что назрела необходимость законодательно разграничить правовой статус администраторов. В кассационных и апелляционных СОЮ и военных судах, областных и равных им судах, федеральных арбитражных судах администраторы будут выполнять функции руководства аппаратом суда, будучи в штате суда. В районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах они станут выполнять только хозяйственные, обеспечивающие функции. Эти ставки останутся в системе Судебного департамента, поскольку суды этих инстанций не являются самостоятельными юридическими лицами и соответствующие полномочия реализуются органами Суддепа.

Предлагается законодательно определить полномочия руководителя аппарата — администратора суда. Среди прочего он будет отвечать за делопроизводство и работу архива, судебную статистику, правовое обеспечение судей и работников аппарата, материальное и социальное обеспечения судей, в том числе в отставке, а также за мероприятия, связанные с госзакупками. Устанавливаются квалификационные требования в виде наличия высшего юридического образования. Указывается, что в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы эта должность отнесена к главной группе категории «руководители» с соответствующим должностным окладом.

Администраторам в районных, городских и гарнизонных судах оставят функции материально-технического, хозяйственного обеспечения и безопасности судебной деятельности. Так, предлагается исключить из функций администраторов-хозяйственников организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.

Кроме того, вводится дополнительная должность «администратор постоянного судебного присутствия». Эти вакансии будут заполняться за счет перераспределения должностей при упразднении некоторых районных и городских судов и создании постоянных судебных присутствий.

Источник



III. ТИПОВОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО, ЗАМЕЩАЮЩЕГО ДОЛЖНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ АДМИНИСТРАТОРА РАЙОННОГО, ГОРОДСКОГО, МЕЖРАЙОННОГО СУДА

III. Должностные обязанности, права и ответственность администратора районного суда

III. Должностные обязанности, права и ответственность
администратора районного суда

3.1. Должностные обязанности администратора районного суда по организационному обеспечению деятельности суда, социально-правовому обеспечению судей и членов их семей:

3.1.1. Обеспечение безопасности судебной деятельности:

организация подготовки залов судебных заседаний к работе;

организация мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности суда и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация оборудования зданий и внутренних помещений суда и находящейся в ведении суда территории техническими средствами, системами безопасности и средствами защиты;

осуществление контроля за обеспечением и содержанием оборудования в камерах для подсудимых и помещениях для конвоя в надлежащем состоянии;

разработка плана действий работников суда при возникновении чрезвычайных происшествий в зданиях (сооружениях) суда в рабочее и нерабочее время;

организация учебно-тренировочных занятий с работниками суда на предмет предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в здании суда.

3.1.2. Организация ведения судебной статистики:

организация работы по ведению первичного статистического учета, в том числе в автоматизированном судебном делопроизводстве, и формированию статистических отчетов;

обеспечение подготовки аппаратом суда статистических и аналитических материалов о работе суда для соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел (контроль за сроками нахождения дел в производстве суда), регулирования служебной нагрузки судей, подготовки обобщений судебной практики, а также представление председателю соответствующего суда регулярных докладов о состоянии организационного обеспечения деятельности суда;

координация работы отделов судебного делопроизводства (работников аппарата суда, ответственных за делопроизводство в суде) в части ведения первичного статистического учета и формирования статистической отчетности;

контроль за полнотой и достоверностью ведения электронных картотек автоматизированного судебного делопроизводства и базы данных по судимости;

контроль за своевременной отправкой регламентных и нерегламентных (по запросам управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации) статистических отчетов о деятельности суда, в том числе в электронном виде, с соблюдением соответствующих форматов и порядка представления;

осуществление контроля за изучением работниками аппарата суда, ответственными за ведение судебной статистики, нормативных документов;

организация взаимодействия с соответствующим филиалом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента субъекта Российской Федерации по своевременному обновлению автоматизированных информационных систем по судебному делопроизводству.

3.1.3. Организация процессов информатизации:

контроль за выполнением работ ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в районном суде;

обеспечение своевременности подачи заявок в службу технической поддержки ФГБУ ИАЦ Судебного департамента на проведение работ по восстановлению функционирования (работоспособности) программно-технических средств, общего и специального программного обеспечения, контроль их выполнения;

контроль за ведением эксплуатационной документации на комплекс средств автоматизации;

участие в формировании предложений по выбору общесистемного и специального программного обеспечения, организация его внедрения и эксплуатации;

осуществление контроля за своевременным составлением отчетности о работе районного суда по линии информатизации;

осуществление контроля за состоянием оборудования и оргтехники, проведением работ по профилактическому обслуживанию и ремонту.

3.1.4. Организация информационно-правового обеспечения деятельности суда:

организация получения, учета и хранения периодических изданий, осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов федерального законодательства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

организация получения, учета и хранения Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, ежеквартальных обзоров нового законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, материалов судебной практики вышестоящего суда;

организационно-техническое обеспечение подготовки материалов обобщения судебной практики суда;

осуществление контроля за получением и хранением приказов и распоряжений и иных нормативных правовых актов Судебного департамента, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

организация получения, учета и хранения юридической литературы и справочно-информационных материалов;

осуществление контроля за своевременной доставкой периодических изданий и юридической литературы органами почтовой связи, организация претензионной работы в случае ненадлежащего выполнения органами почтовой связи обязанностей по своевременной и качественной доставке периодических изданий и юридической литературы;

организация обеспечения суда справочными правовыми системами.

3.1.5. Организация делопроизводства и работы архива:

осуществление контроля за организацией приема граждан работниками аппарата суда;

организация проверок состояния помещения для хранения вещественных доказательств;

организация проверок по ведению книги учета, реестров (журналов) по учету, приему, хранению и уничтожению (утилизации) вещественных доказательств, поступающих в суд;

осуществление контроля за оборудованием (оснащением) помещения архива суда, а также за организацией его работы;

оказание работникам аппарата суда консультативной помощи в их деятельности по организации делопроизводства суда и работы архива.

3.1.6. Организация предоставления медицинской помощи судьям и членам их семей:

подготовка и направление в управление Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации полных списков лиц, подлежащих страхованию, а также изменений (дополнений и исключений) в списках лиц, подлежащих страхованию;

своевременное информирование о претензиях к работе страховых компаний управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

своевременное ознакомление судей (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с информацией, касающейся предоставления медицинской помощи судьям федеральных судов общей юрисдикции, в том числе пребывающим в отставке и членам их семей.

3.1.7. Организация санаторно-курортного лечения судей и членов их семей:

сбор и обобщение заявок судей на санаторно-курортное лечение;

своевременное ознакомление судей (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с информацией, касающейся организации санаторно-курортного лечения.

3.1.8. Организация страхования жизни и здоровья судей:

незамедлительное информирование председателя соответствующего суда и начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации о наступлении страховых случаев, оказание судье или члену семьи судьи помощи по сбору документов для оформления страхового случая с последующим направлением их в страховую компанию;

абзац исключен. — Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.05.2019 N 99;

своевременное доведение до судей (под роспись) информационных писем, касающихся страхования жизни и здоровья судей.

3.1.9. Организация страхования имущества судей:

своевременное извещение председателя соответствующего суда и начальника управления Судебного департамента о наступлении страхового случая;

оказание помощи в подготовке необходимых документов;

своевременное информирование о претензиях к работе страховых компаний управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

своевременное доведение до судей (под роспись) информационных писем, касающихся страхования имущества судей.

3.1.10. Организация материально-технического обеспечения деятельности суда:

определение потребности суда в материально-технических средствах (канцелярские товары, бланки, документы, предметы длительного пользования, расходные материалы и др.) при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами;

участие в работе по заключению и исполнению государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе коммунальных;

участие в разработке документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, контроль за исполнением государственных контрактов, представление отчетов об осуществлении закупок;

участие в составлении установленных отчетов-заявок на материально-технические средства и представление их в управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

обеспечение контроля за сохранностью материальных ценностей и своевременностью представления отчетности об их использовании;

организация своевременного представления счетов на оплату коммунальных услуг, ведение текущего учета их поступления;

участие в разработке прогнозов объемов продукции, закупаемой для обеспечения государственных нужд, и планировании закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

3.1.10.1. Организация обеспечения автотранспортом в соответствии с установленными нормами:

определение потребности суда в автотранспорте, организация учета автотранспорта, запасных частей автотранспорта, оформление паспортной документации;

организация содержания и эксплуатации служебного автотранспорта;

проведение мероприятий по содержанию автотранспорта в исправном состоянии, организация прохождения технического осмотра, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта;

организация учета горюче-смазочных материалов, контроль списания горюче-смазочных материалов в соответствии с установленными нормами;

организация своевременного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

контроль учета, выдачи, заполнения путевых листов.

3.1.10.2. Организация обеспечения оргтехникой и средствами связи:

составление заявок на приобретение оргтехники и средств связи и представление их в управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

организация технического обслуживания и ремонта оргтехники, средств связи.

3.1.10.3. Организация обеспечения мебелью, сейфами, металлическими шкафами и металлообнаружителями, бытовыми предметами, приборами:

организация обеспечения служебных помещений районного суда мебелью, сейфами, металлическими шкафами в соответствии с утвержденными нормами;

организация обеспечения действующих входов зданий районных судов стационарными и ручными металлообнаружителями;

организация обеспечения районных судов символами государственной власти в соответствии с утвержденными нормами.

3.1.10.4. Организация обеспечения мантиями судей и служебным обмундированием работников аппарата районного суда, имеющих классный чин.

3.1.11. Организация строительства (реконструкции), ремонта, эксплуатации, технического обслуживания зданий (помещений), сооружений и управления объектами недвижимого имущества, в том числе земельными участками:

организация работы по получению документов на отвод земель под строительство объектов;

подготовка документации по обоснованию строительства и исходных данных для составления задания на проектирование при строительстве зданий и сооружений для размещения суда;

оформление разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;

осуществление контроля за ходом строительства, ремонта и качеством выполняемых работ;

организация подготовки зданий и сооружений для эксплуатации в осенне-зимний период;

обеспечение выполнения требований по доступности зданий, помещений и территорий (при наличии) для маломобильных групп населения;

осуществление постоянного контроля за техническим санитарно-гигиеническим и противопожарным состоянием зданий и сооружений;

ведение учета потребления коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными документами, осуществление контроля за своевременностью их оплаты;

оформление правоустанавливающих и технических документов на недвижимое имущество, в том числе и земельные участки;

организация подбора, инструктаж персонала по охране и обслуживанию зданий суда, руководство его работой (по поручению председателя суда);

подготовка необходимых в работе проектов договоров и соглашений.

3.1.12. Разработка проекта сметы расходов суда:

разработка проекта сметы расходов суда, представление его на утверждение председателю соответствующего суда и направление его в управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с учетом:

предложений всех структурных подразделений суда (работников, ответственных за определенные направления деятельности суда);

временных норм обеспечения материально-техническими средствами;

тарифов (расценок) на предоставление услуг (работ), установленных органами по ценовой и тарифной политике федерального, регионального и муниципального уровня;

отраслевых среднестатистических показателей стоимости работ (услуг);

нормативных затрат на обеспечение функций управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

3.1.13. Осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, норм и правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности:

организация надлежащих условий труда и рабочего места работников аппарата суда;

организация проведения инструктажей с работниками суда по охране труда и пожарной безопасности.

3.1.14. Иные должностные обязанности администратора районного суда:

предоставление в установленном порядке сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

уведомление в установленном порядке председателя соответствующего суда, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

уведомление в установленном порядке председателя соответствующего суда и начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, немедленное уведомление в письменной форме председателя соответствующего суда о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

передача принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликтов интересов;

уведомление председателя соответствующего суда и начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства;

Читайте также:  Средства оказывающие тонизирующее воздействие на центральную нервную систему

разработка, представление на согласование председателю соответствующего суда и на утверждение начальнику управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации плана своей работы, а также принятие участия в составлении плана работы суда в части организационного обеспечения деятельности суда;

составление, подписание (собственноручно) и представление начальнику управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утвержденного председателем соответствующего суда отчета о выполнении плановых мероприятий;

соблюдение правил и порядка работы с документами, сроков и качества их исполнения;

соблюдение установленных в суде правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдение кодексов этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующего суда;

неразглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

выполнение иных поручений председателя соответствующего суда.

3.2. Права администратора районного суда.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» администратор районного суда имеет право:

знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

знакомиться с решениями, принимаемыми председателем соответствующего суда, управлением Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, касающимися его деятельности и выполняемых им должностных обязанностей;

по поручению председателя суда вести переписку с управлением Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, работниками аппарата суда, иными государственными органами, гражданами и организациями по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

вносить на рассмотрение председателя соответствующего суда и начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации предложения по улучшению деятельности суда, в том числе в части его организационного обеспечения, совершенствования организации работы аппарата суда, а также своей деятельности;

повышать свой профессиональный уровень.

3.3. Ответственность администратора районного суда.

Администратор районного суда несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с федеральной государственной гражданской службой, а также за:

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

разглашение сведений ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

нарушение положений кодексов этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, соответствующего суда;

несвоевременное выполнение поручений председателя соответствующего суда, начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и иных должностных лиц в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением незаконных.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» администратор районного суда несет (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную) ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

Источник

Как оформить должностную инструкцию

Как оформить должностную инструкцию

  • Работа ООО
  • Сотрудники

Обычная история с должностной инструкцией в компании: скачали шаблон, а реальные обязанности объяснили на словах. А потом руководитель дает поручения, а сотрудник такой: «С чего это я буду делать? У меня в обязанностях этого нет». И сидит в потолок плюет.

И никакой управы компания найти не может, трудовая инспекция будет на стороне сотрудника. Сейчас расскажем, как не попасть в такую ситуацию.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — внутренний документ с подробным описанием, чем сотрудник занимается в компании. В документе перечислены:

  • требования к квалификации сотрудника;
  • опыт работы, обязанности;
  • права и ответственность;
  • кому он подчиняется;
  • как взаимодействует с начальством и другими сотрудниками.

По Трудовому кодексу РФ утверждать должностные инструкции для сотрудников обязаны только госкомпании. Все остальные могут писать их по своему усмотрению, без строгого шаблона.

Судебная практика доказывает: если есть должностная инструкция, у компании больше шансов выиграть судебный спор.

Сотрудник хотел оспорить увольнение и получить с компании деньги, но не было

Что случилось. Управляющий магазином плохо выполнял обязанности, и его решили уволить. Ущерб от плохой работы оценили в 3 млн рублей.

Сотрудник не согласился и подал иск в суд. Он требовал изменить формулировку причины увольнения, выплатить средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. В общем, требований — вагон.

Что нарушил сотрудник. Суд изучил все материалы дела, должностная инструкция там тоже была.

В обязанности управляющего входило: 70% рабочего времени находиться в торговом зале с персоналом, контролировать, как работники магазина выполняют свои обязанности, обеспечивать замены отсутствующих работников и т. д. Управляющий подписал договор о полной материальной ответственности.

В реальности оказалось, что большую часть рабочего времени управляющий сидел в офисе, за сотрудниками не следил и вообще пустил работу на самотек. А компании — ущерб.

Решение суда. Компания смогла доказать, что сотрудник нарушил должностную инструкцию, и суд встал на ее сторону. Все потому, что:

  1. В магазине были утверждены должностные инструкции.
  2. В должностной инструкции были четко прописаны должностные обязанности и ответственность.
  3. Сотрудники ознакомились с должностной инструкцией под роспись.

Если бы в компании не было инструкции, доказать проступок было бы сложнее.

Иногда все обязанности работников вносят в трудовой договор. Это не всегда удобно — договор выходит огромный, да и менять его будет сложно. В трудовом договоре лучше указать общие обязанности работника, а дополнительные расширить в должностной инструкции.

Какие бывают должностные инструкции

Чтобы более четко прописать обязанности каждого работника, компания может разработать разные виды должностных инструкций. В законе нет единых требований к форме и содержанию, но исходя из практики должностные инструкции можно разделить на индивидуальные и типовые.

Индивидуальные — составляются, если у сотрудников должности называются одинаково, но есть различия в обязанностях.

Типовые — если на одинаковой должности работники занимаются одним и тем же.

Вот основные различия типовой и индивидуальной должностной инструкции:

Типовая Индивидуальная
Под конкретную должность Под конкретного человека
ФИО не указывается В инструкции указывается ФИО сотрудника
Новые сотрудники просто подписывают существующую инструкцию Надо заново утверждать при смене кадров
Нужна, когда есть много одинаковых должностей, в которых обязанности не отличаются Нужна, если есть одинаковые должности, но надо разграничить обязанности

Чтобы должностная инструкция носила официальный характер и работники были обязаны ее выполнять, надо выполнить два условия:

  1. Утвердить должностную инструкцию — это значит правильно оформить документ, поставить подпись работодателя.
  2. Сотрудник должен с ней ознакомиться и подписать.

Если просто написать список обязанностей и назвать это должностной инструкцией, она не будет иметь юридическую силу.

Для чего нужна должностная инструкция

Без должностной инструкции сотрудник не всегда знает и понимает свои задачи: за что его могут наказать или, наоборот, поощрить. Работодатель не может эффективно управлять персоналом, быстро решать конфликты в компании и трудовые споры в суде. Вот основные преимущества должностной инструкции для работодателя и работника.

1. Равномерное распределение задач. В инструкции описаны задачи каждого сотрудника. Нет такого, что один сотрудник горит и зашивается, а другой спокойно пьет кофе каждые 10 минут и смотрит фотки в соцсетях.

2. Возможно наказать сотрудника за нарушение сроков и качества работы. Например, вынести дисциплинарное взыскание, если сотрудник не отправил важный документ и компания потеряла клиента.

3. Понятная иерархия. Каждый сотрудник знает, кому подчиняется. Нет такого, что все сразу бегут со своими проблемами к генеральному директору, — сотрудники решают вопросы через своего руководителя;

Если сотрудники не понимают свои обязанности, они могут ссориться, кто возьмет наиболее сложные задачи. С должностной инструкцией так не получится. Они не могут сказать: «Я не успеваю, пусть лучше Иван Петрович возьмется — он более опытный».

4. Работодателю легче решить вопросы в суде. Допустим, сотрудник плохо работал, его уволили и он подал в суд. Без должностной инструкции его, скорее всего, восстановят на работе, а компания должна будет выплатить компенсацию за время, пока он не работал.

Другое дело — с должностной инструкцией: компания предъявит ее в суде и докажет нарушение. Тогда суд будет на стороне компании.

5. Возможность провести аттестации сотрудников. Если предусмотреть в должностной инструкции аттестации, компания может тестировать сотрудников, проверять их знания и квалификацию.

Например, бухгалтерия в компании перешла на 1 бухгалтеры должны изучить программу и сдать экзамен. Если откажется и продолжит сводить баланс в «Экселе», можно его уволить за несоответствие занимаемой должности.

В должностной инструкции много плюсов и для сотрудников:

1. Фиксированный список обязанностей. Работник знает, что неожиданно не добавят обязанностей, не будут спрашивать свыше того, что прописано в инструкции. Например, продавец точно знает, что работает в магазине и ему не придется развозить товары, которые заказали через интернет.

2. Понятные KPI. Сотрудник понимает, что надо делать и что будет, если не выполнить требование. Например, в должностной инструкции прописано количество продаж в месяц.

3. Защита в суде. Сотрудник может отстоять свои права в суде. Должностную инструкцию можно использовать как доказательство того, что человека наказали без оснований.

Должностная инструкция не нужна для работника, который трудится по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Если он подпишет инструкцию, договор ГПХ переквалифицируют в трудовые отношения. Тогда трудовая инспекция может оштрафовать компанию. Штраф от 50 — 100 тысяч ₽.

Какие пункты есть в должностной инструкции

В законе ничего не сказано о том, как составить должностную инструкцию, поэтому оформление, разделы, их названия, содержание и количество пунктов компания может составить под себя.

Вот структура, которую чаще всего используют при разработке должностной инструкции:

  • Заголовок.
  • Общие положения.
  • Должностные обязанности.
  • Права.
  • Ответственность.
  • Взаимодействие.

Заголовок. В заголовке указывают название организации, гриф утверждения документа и должность того, кто утверждает инструкцию.

Утверждать может как руководитель, так и любой работник по его приказу — например, начальник отдела, кадровый работник. Дальше надо написать название структурного подразделения компании, если оно есть: управление, отделение, отдел, служба, бюро, цех, лаборатория, сектор.

После этого идут данные о профессии или специальности, для которой составлена инструкция, и ФИО работника, если инструкция индивидуальная.

Пример заголовка должностной инструкции бухгалтера-кассира Так можно оформить заголовок должностной инструкции бухгалтера-кассира

Общие положения. В этом разделе содержатся пункты, обязательные для всех сотрудников:

  • Кто назначает и увольняет работника. Например, помощника юриста назначает и освобождает от должности руководитель юридической службы.
  • Образование и опыт. Например, помощник юриста должен иметь юридическое образование (можно неоконченное высшее), а опыт работы по профилю не требуется.
  • Кто заменяет сотрудника при болезни или отпуске. Например, бухгалтера временно замещает другой сотрудник, которого назначает главный бухгалтер.
  • Чем руководствуется в работе. Например, администратор руководствуется правилами внутреннего трудового распорядка: должен работать с 09:00 до 18:00 с понедельника по пятницу.
  • Что должен знать, квалификация. Здесь можно указать все, что должен знать сотрудник на этой должности: теорию, законы, правила, инструкции, СанПиНы, ГОСТы, приказы, программы.

Функции, должностные обязанности. Здесь подробно описывается, какую работу должен выполнять сотрудник: все обязанности, из чего складывается его работа, какие сроки он должен соблюдать.

Должностная инструкция должна соответствовать тому, чем на самом деле сотрудник занимается в компании. Например, в должностной инструкции повара нельзя прописать, что он должен чинить электроприборы на кухне.

Часто в типовых инструкциях пишут непонятным языком, канцеляритом, общими фразами. Пишите простым языком, иначе работнику тяжело понять, что конкретно он должен делать.

❌ Плохо ✅ Хорошо
Копирайтер обеспечивает информационное наполнение рекламы Копирайтер пишет тексты для презентаций, промостраниц, лендингов
Менеджер по продажам обеспечивает плановую оборачиваемость своей товарной группы Ежемесячный план продаж менеджера — 20 пылесосов
Администратор салона обеспечивает работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей Администратор салона встречает посетителей, записывает в журнал посещений, предлагает и готовит чай, кофе
Администратор сайта оказывает помощь в обслуживании сайта и оформлении публикуемых материалов Администратор сайта подключает коды систем аналитики, разрабатывает функционал сайта на движке Вордпресс, отправляет рассылки по базе данных, верстает письма рассылки, посадочные страницы продуктов, статьи

Права. В этом разделе указывают, что сотрудник может требовать от других, кто ему подчиняется, как и по какому вопросу он может обратиться к руководству.

Ответственность. Здесь перечисляют случаи, за которые сотрудника можно наказать. Например, когда выполнил работу некачественно и не в срок, не соблюдал трудовую дисциплину, не соблюдал нормы труда, не выполнял поручения руководства.

Взаимодействие. В разделе указывают, кому подчиняется работник, чьи приказы должен выполнять, как и с кем взаимодействовать.

Дополнительные пункты. Компании могут дополнять список основных разделов должностной инструкции под свои задачи. Например, отдельно выделить блок с результатами работы (KPI) и прописать там критерии, по которым оценивается эффективность: объем продаж, количество заявок, скорость доставки заказа.

Можно указать конкретные показатели — 50 продаж в месяц. Но если эти цифры часто меняются, удобнее прописать, что сотрудник обязан выполнять согласованный план, и каждый месяц обновлять этот план, чтобы не менять должностную инструкцию.

Как правильно разработать должностную инструкцию

Чтобы разработать должностную инструкцию, нужно пройти несколько этапов. Давайте разберем процедуру по шагам.

Шаг 1. Изучить профстандарты и нормативную базу. Сначала надо изучить нормативную базу, которая относится к деятельности компании: кодексы, федеральные законы, постановления, приказы, СНиПы, СанПиНы, ГОСТы, своды правил, акты о требованиях к охране труда на предприятиях, а также различные отраслевые и межотраслевые соглашения.

Если вы не хотите сами читать гору документов, проконсультируйтесь с экспертом по трудовому праву.

Для некоторых профессий при разработке должностной инструкции обязательно соблюдать профстандарты — например, для всех госслужащих, работников производств с вредными условиями труда или главных бухгалтеров АО. Но единого списка для всех отраслей нет.

Для малого бизнеса чаще всего профстандарты не обязательны: достаточно, чтобы требования должностной инструкции не нарушали базовые законы РФ.

Профстандартами можно воспользоваться справочно: взять основные требования к квалификации, опыту работы, обязанности и адаптировать под конкретную должность в компании.

Не всегда то, что указано в профстандартах, подходит конкретной компании. Трудовые обязанности и требования к уровню квалификации по одной и той же должности могут существенно различаться.

Шаг 2. Разработать должностную инструкцию. Стандартной формы нет, за основу можно взять пункты, которые мы предложили выше.

Разрабатывать должностную инструкцию может руководитель организации, кадровая служба, юристы или вообще сам работник. Бывает, руководитель либо сам берет типовые требования для должностной инструкции, либо поручает работу юристам или кадровикам.

Проблема может возникнуть, если руководитель или кадровики не очень хорошо понимают суть работы специалиста, для которого создается инструкция.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше, если в разработке должностной инструкции будут участвовать все заинтересованные лица: руководитель, юристы, кадровики, руководители структурных подразделений и сам сотрудник.

Шаг 3. Проверить у юристов. Юристы должны проверить, что должностная инструкция соответствует законодательству, нормам охраны труда и другим локальным нормативным актам компании.

Шаг 4. Подписать и утвердить должностную инструкцию. Инструкцию надо подписать в двух местах: на первой странице в грифе «Утверждаю» и в конце документа. Утверждает руководитель всей организации, а подписывает — руководитель структурного подразделения, к которому относится инструкция. Если компания небольшая, то обе подписи может поставить директор или ИП.

Шаг 5. Ознакомить с должностной инструкцией работника под роспись. Это надо сделать после подписания трудового договора или при переводе сотрудника на другую должность. Если работник не подписал должностную инструкцию, он все равно должен ее исполнять. В этом случае необходимо составить акт об отказе подписывать должностную инструкцию. При трудовом споре компания может использовать этот документ как основание вины сотрудника.

Лист ознакомления с должностной инструкцией Так может выглядеть лист ознакомления с должностной инструкцией

Шаг 6. Хранить должностную инструкцию. Один экземпляр надо отдать работнику под роспись на руки, а второй — в отдел кадров или непосредственному руководителю.

Как внести изменения в существующую инструкцию

Бывает, что в компании меняется структура, штатное расписание, название должностей, обязанности. В этом случае надо изменить и должностные инструкции.

Если компания просто меняет название, нужно:

  1. Изменить титульный лист.
  2. Утвердить должностную инструкцию у руководителя.
  3. Ознакомить работника с документом под роспись.

Чтобы изменить часть должностной инструкции, нужно:

  • Выпустить приказ об изменении текста части инструкции и сделать ее приложением к имеющейся должностной инструкции.
  • Ознакомить с приказом работника под роспись.

Или можно утвердить новую должностную инструкцию, а старую считать утратившей силу.

Если обязанности работника — трудовая функция — меняются в одностороннем порядке, его нужно предупредить не менее чем за два месяца.

Если в работе ничего не меняется, просто работник будет работать больше, меньше или другим способом, — предупреждать не обязательно.

Если должностная инструкция меняется кардинально, то компании лучше утвердить новую, в другой редакции.

Источник

Какой же должен быть правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции?

Проблемой, требующей серьезного осмысления, является пересмотр роли и места в судебной системе института судебных администраторов. В юридической литературе по настоящее время ведется широкая дискуссия относительно предполагаемых функциональных обязанностей администратора и порядка назначения его на должность (применительно к судам общей юрисдикции).

Конечно, возникновение института судебных администраторов в системе арбитражных судов и судах общей юрисдикции было обусловлено, прежде всего, необходимостью наиболее рационального управления обеспечением судебной деятельности. Поэтому, анализируя возникновение данного института в судебной системе нашей страны, нельзя не остановиться вообще на истории происхождения судебного администрирования.

Судебное администрирование достаточно давно используется в практике работы судов различных уровней в США. Там исходили, прежде всего, из того, что аппараты судов нуждаются в управлении, которое не может быть обеспечено занятыми, перегруженными работой судьями, рабочая нагрузка которых постоянно растет. Для этого был необходим штат квалифицированных администраторов или менеджеров, берущих на себя управление аппаратом, при котором судьи смогут сконцентрироваться на своей первоочередной обязанности. В настоящее время в США успешно действует институт судебного администрирования, освободивший судей от несвойственных им функций.

Возвращаясь к деятельности судебной системы нашей страны, в частности к судам общей юрисдикции, мы видим, что в комплексной деятельности Судебного департамента по организационному обеспечению судебной власти в лице администратора суда существует одновременно и объект, и специфический субъект, катализирующий процесс многоаспектной деятельности между Судебным департаментом, судьями и работниками аппарата судов. Администратор суда, по своей сути являясь представителем аппарата Судебного департамента в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа и районном суде, выступает не только представителем и носителем организационно-управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности Судебного департамента, но и является субъектом персонифицированной ответственности за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Всем хорошо известно, что любой институт имеет практическое значение и эффективно функционирует при условии взаимодействия всех его компонентов. В рамках интересующей нас проблематики можно говорить о наличии правоотношений, складывающихся между Судебным департаментом и институтом судебных администраторов, с одной стороны, и между председателями судов, федеральными судьями и работниками аппарата судов, с другой.

В отличие от ряда других правоотношений, в первом случае судебное администрирование построено на началах контроля Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации за деятельностью администраторов суда и взаимодействия с ними. У них общие цели и задачи, соответствующие уровню распределения обязанностей и ответственности, и они связаны между собой общими началами координации и субординации. И совершенно иначе сконструирован законодателем механизм отношений между председателем суда, федеральными судьями, работниками аппарата судов и администратором суда. С одной стороны, председатель суда – носитель самостоятельной, независимой ветви государственной власти, а с другой – непосредственно подчиняющийся и выполняющий все его распоряжения администратор суда. Таким образом, налицо отношения, где реально просматриваются властные полномочия председателя суда, выполняющего распорядительные функции в отношении представителя федерального органа государственной власти, а отсюда и полное отсутствие самостоятельности администратора суда.

Между тем полномочия администратора суда достаточно широки. В соответствии с Законом о Судебном департаменте, администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; обеспечивает надлежащие материальные и бытовые условия для судей и работников аппарата суда, а также их медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий администратором предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Вместе с тем становится очевидным, что выполнение такого широкого спектра полномочий требует высокой профессиональной подготовки и организаторских способностей со стороны администратора. Например, судебный администратор в Канаде должен обладать высокой квалификацией в области самых современных технологий и методов управления, и только тогда они способны внести особый вклад в деятельность судов. И не обязательно, чтобы они были специалистами с юридическим образованием, в целом они должны быть управленцами.

Анализ практической деятельности администраторов в судебной системе нашей страны показывает, что в нашей стране мало обращается внимания на их как персональные, так и профессиональные качества, поскольку многие председатели судов, как на уровне субъекта Федерации, так и в районных (городских) судах, относятся к ним как к обычным помощникам (дополнительной единице, состоящей в штате Судебного департамента) по решению вопросов материально-технического обеспечения. Такое положение администратора суда стало возможным только ввиду того, что он непосредственно подчинен руководителю суда и выполняет его распоряжения. В соответствие с должностной инструкцией администратор суда подчиняется непосредственно председателю суда, выполняет его распоряжения, указания, поручения и руководствуется планом работы для администратора, утвержденным руководителем суда. В результате, администраторы судов общей юрисдикции вместо того, чтобы занять в судебной системе место менеджеров и управленцев, как предполагалось изначально, превратились в обычных завхозов, ставших «челноками» между Судебным департаментом и судами.

Между тем практика показывает, что в тех судах, где активно поддерживали администратора суда и его работа получала одобрение со стороны руководства суда, гораздо быстрее происходило его становление. В ряде российских судов председатели судов проявили инициативу в передаче судебному администратору тех обязанностей, которые не связаны с отправлением правосудия, в частности по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда. В целях повышения их самостоятельности соответствующими приказами на администраторов судов были возложены не только организационное руководство аппаратом суда, но и выполнение других обязанностей. Постепенная передача обязанностей, не связанных с процессуальной деятельностью суда, совершенно не означала утрату контроля над администраторами, а наоборот, повышала его значимость, особенно в глазах работников аппарата суда и во внешних взаимоотношениях. Таким образом, при таких конструктивно сбалансированных правоотношениях «судебная власть – исполнительный орган» профессиональный администратор мог бы обеспечивать прекрасную коммуникативную связь как внутри суда, так и за его пределами.

Иными словами, по своей правовой природе, установленной Законом о Судебном департаменте, администратор суда при его определенной самостоятельности мог бы стать основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и реализовать на практике одну из основных задач – освобождение председателей судов от выполнения несвойственных им функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия.

Между тем поспешное копирование реформаторами судебной системы Российской Федерации института судебного администрирования требует серьезного переосмысления, поскольку в настоящее время мы все же приближаемся к пониманию вопросов «определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти», в частности и по организационному обеспечению деятельности судов.

Современных исследователей отличает не только изучение российского – исторического и современного – опыта строительства современной судебной системы, но и выработка критериев эффективности судебной власти и поиск структурообразующих связей как внутри судебной системы, так и вне ее. Поэтому становится вполне объяснимым увеличение числа желающих исследовать проблему двойственной подчиненности администратора суда общей юрисдикции, заинтересованных в получении качественно новых знаний о взаимоотношениях администратора суда с судебной властью и обеспечивающим его аппаратом как разновидности новых судебно-правовых отношений внутри судебной системы.

Явный пробел, допущенный в Законе о Судебном департаменте, отмечался и в Постановлении Совета судей РФ от 20 апреля 2001 г № 51 «О проблемах должностного положения администратора суда федеральных судов общей юрисдикции», в котором указывалось, что правовой статус и должностное положение администратора суда законом определены не в полной мере, а лишь в самом общем виде. Особенности правового статуса администратора суда заключаются в его двойном подчинении. С одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, что закреплено в статье 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», а с другой – руководителю органа Судебного департамента, что вытекает из положений статьи 17 этого же закона. Такое положение, в соответствии с которым администратор суда, находясь в штате Судебного департамента, фактически должен обладать распорядительными функциями в отношении работников аппарата суда, является неопределенным и неэффективным. Кроме того, выполняя функции материального обеспечения деятельности суда и находясь в штате Судебного департамента, он не в полной мере может решать задачи, связанные с приобретением, движением, распределением материальных ценностей, не может иметь права подписи финансовых документов суда.

При этом следует заметить, что вопрос о двойственности положения судебного администратора ставится органом, являющимся вторым по значимости в иерархической структуре органов судейского сообщества.

Двойное подчинение администратора суда породило массу коллизий между ним и председателем суда, аппаратом суда (аппарат суда находится в штате суда, а администратор суда – в штате Судебного департамента) и т.д. При таком положении администратор суда стал «инородным телом» в штате суда, и его появление в судебной системе в сущности ничего не изменило.

Таким образом, основной цели обеспечения подлинной независимости судей, освобождения судей от несвойственных им организационных функций администратор суда не обеспечил, поскольку председатель суда по предложенной схеме по-прежнему продолжает отвечать за работу аппарата суда, в том числе за деятельность самого администратора суда.

В этой связи представляется разрешение данной проблемы только путем разграничения функций судебной и исполнительной властей, при создании полной административной независимости работы аппарата судебного администратора от процессуальной деятельности судей. При таком механизме судебный администратор со своим аппаратом, в который должен будет войти и аппарат суда, мог бы взять на себя решение всех вопросов, связанных с организационным обеспечением нормальной деятельности суда по осуществлению правосудия.

Причин сегодняшнего, весьма далекого от идеала положения администратора суда достаточно много. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделения Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, – препятствует исполнению им возложенных на него обязанностей по руководству аппаратом суда. Именно это положение и вызывает в судах неприятие администратора суда работниками аппарата, поскольку ранее они подчинялись председателю суда, а при условии, что председатель суда издавал приказ и возлагал на администратора суда полномочия по руководству аппаратом суда, то они должны были подчиняться и председателю, и администратору. Опять же следует подчеркнуть, что возложение таких полномочий зависело от председателя суда, а это на первоначальных этапах формирования службы судебного администрирования было просто нереально, поскольку на должности администраторов были приняты уволенные в запас военнослужащие, ушедшие в отставку по выслуге лет работники органов милиции, но в основном это были специалисты, далекие от юриспруденции.

С самого начала деятельности данного института даже сам термин «администратор» вызывал неприятие у значительного числа председателей судов, судей и работников Судебного департамента. По мнению некоторых практиков этот термин несколько обезличивал и принижал его роль, и поэтому предлагалось заменить термин «администратор суда» на «заместитель председателя суда по вопросам организационного обеспечения деятельности суда». Но была и другая точка зрения. Например, прямо указывалось, что придумывая различные должности, как-то: «помощник председателя», «администратор суда» с подчинением их только председателю суда или же с двойным подчинением, государство при этом не решало главной задачи – эффективности осуществления правосудия, поскольку за организацию работы суда продолжает отвечать все тот же председатель, что дает ему возможность воздействовать и на администратора суда, несмотря на то, что он состоит в штате управления Судебного департамента.

Между тем в системе арбитражных судов (даже после их реформирования) вопросы организационного обеспечения деятельности судов, управления финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами решаются принципиально иным образом. Как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата – администратором арбитражного суда.

Таким образом, центральную должность в аппаратах всех арбитражных судов страны занимают администраторы судов, что уже свидетельствует о совершенно ином, принципиально новом подходе к судебному администрированию, чем в системе судов общей юрисдикции. Администратор арбитражного суда призван способствовать созданию организационных, информационных, материально-технических и иных условий для осуществления правосудия, укрепления самостоятельности арбитражного суда, независимости судей, и ему подчиняются структурные подразделения аппарата суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.

Отсюда следует, что в настоящее время законодатель установил две принципиально разные системы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов. В системе судов общей юрисдикции – через специально созданный федеральный государственный орган – Судебный департамент при Верховном Суде РФ, управления (отделы) в субъектах РФ и администраторов судов (уровня субъекта РФ и районного), а в системе арбитражных судов – через институт руководителя аппарата – администратора арбитражных судов, входящего непосредственно в штат арбитражного суда в ранге, фактически соответствующем заместителю председателя арбитражного суда.

И это сравнение двух институтов судебного администрирования далеко не случайно, поскольку суды общей юрисдикции на порядок отстают в плане развития от института администраторов суда в системе арбитражных судов. Во-первых, судебное администрирование в системе арбитражных судов более упорядочено, регламентировано конкретными нормами права, что свидетельствует о более эффективной системе организации деятельности указанного института. Во-вторых, в системе арбитражных судов безбоязненно делегируются полномочия по организационному обеспечению, и тем самым председатели судов постепенно освобождаются от участия в многоаспектной деятельности по финансовому, материально-техническому и иному организационному обеспечению судов. В-третьих, в системе арбитражных судов пришли к пониманию предоставления максимальной самостоятельности администраторам, поскольку без такого отношения немыслимо ожидание эффективной деятельности данного института.

Между тем даже при таком прогрессивном и интенсивном развитии института судебного администрирования в арбитражных судах, администратору российской судебной системы пока трудно сравниться с его коллегой в зарубежных судах, который действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением собственно осуществления правосудия. В российских же судах, особенно общей юрисдикции, администратор продолжает по настоящее время хозяйственно-организационными делами и гораздо меньше – делопроизводством в суде.

Таким образом, напрашивается вывод, что правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции решены законом не в полной мере и лишь в самом общем виде. Камнем преткновения в правовом статусе администратора суда является его двойное подчинение: с одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, а с другой – руководителю органа Судебного департамента и находится в штате Судебного департамента.

Такое двойное подчинение определяет и круг его полномочий, который носит производный характер от части управленческих полномочий председателя суда. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусмотрев выведение администратора суда общей юрисдикции из подчинения председателя суда, наделив его полномочиями по руководству аппаратом суда и организационному обеспечению деятельности суда. Тем самым, в полномочия председателя суда будет входить внутрисистемное управление, направленное, прежде всего, на обеспечение качества и сроков рассмотрения дел, но в то же время ему должны быть даны контрольные функции как в отношении органов, осуществляющих ресурсное обеспечение суда, так и администратора суда.

Источник

Типовая инструкция администратора суда

от 22 августа 2006 года N 80

Об утверждении типовых должностных регламентов администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда

(с изменениями на 3 февраля 2015 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», своевременной разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации,

1. Утвердить прилагаемые типовые должностные регламенты администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (далее — Типовой регламент).

2. Председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов разработать и представить в соответствии с разделом VII Типового регламента должностные регламенты администраторов соответствующих судов на согласование в Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента в срок до 20 сентября 2006 года.

3. Председателям окружных (флотских), гарнизонных военных судов разработать и представить в соответствии с разделом VIII Типового регламента должностные регламенты администраторов соответствующих судов на согласование в Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента в срок до 20 сентября 2006 года.

4. Председателям районных судов разработать и представить в соответствии с разделом VII Типового регламента должностные регламенты администраторов соответствующих судов на согласование начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в срок до 20 сентября 2006 года.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Перепеченова А.Я. и заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов Украинцева П.Н.

Врио Генерального директора
Н.Ф.Кильмашкин

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Генерального директора
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 22 августа 2006 года N 80

ТИПОВОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда

I. Общие положения

1.1. Должность администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда (далее — администратор) в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители».

1.2. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент) и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда — под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с ним.

1.3. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа назначается и освобождается от должности приказом начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по представлению председателя районного суда.

1.4. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

1.5. Администратор суда призван способствовать укреплению самостоятельности суда, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

II. Квалификационные требования

2.1. На должность администратора суда назначаются лица с высшим образованием.

2.2. Стаж работы лица, претендующего на замещение должности администратора суда, должен составлять: не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа по специальности.

2.3. Администратор суда должен знать:

федеральные законы от 8 января 1998 года N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, касающиеся организационного обеспечения деятельности судов и регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий;

нормативные правовые акты Судебного департамента в пределах своей компетенции;

Положение об администраторе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда, утвержденное приказом Судебного департамента от 3 марта 2003 года N 14;

Правила поведения работников аппарата суда, утвержденные постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 года N 156;

порядок работы со служебной информацией;

основы ведения делопроизводства;

основы проведения переговоров, заключения договоров;

нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

правила внутреннего трудового распорядка федерального суда общей юрисдикции;

2.4. Администратор суда должен уметь:

обобщать и анализировать работу функционирования суда в части его организационного обеспечения;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения должностных обязанностей;

разрабатывать план конкретных мероприятий;

оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

осуществлять взаимодействие со структурными подразделениями Судебного департамента, суда (работниками аппарата суда) и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по вопросам организационного обеспечения деятельности суда, организации делопроизводства и работы архива;

эффективно и последовательно осуществлять взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

правильно распределять рабочее время;

владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, отзывчивым, дружелюбным; помогать в работе коллегам; быть объективным при исполнении должностных обязанностей);

иметь навыки владения компьютерной и другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением.

III. Должностные обязанности, права и ответственность администратора суда

3.1. По организационному обеспечению деятельности суда

3.1.1. По вопросам обеспечения безопасности судебной деятельности:

организация подготовки залов судебных заседаний к работе;

организация мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности судов и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация оборудования зданий и внутренних помещений суда кнопками тревожной сигнализации;

организация оборудования зданий (помещений) суда металлическими решетками на окнах и в дверных проемах, установки стационарного металлообнаружителя;

осуществление контроля за обеспечением и содержанием оборудования в камерах для подсудимых и помещениях для конвоя в надлежащем состоянии;

организация с работниками суда учебно-тренировочных занятий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.1.2. По организации ведения судебной статистики:

организация обеспечения суда бланками учетно-статистических документов;

координация работы отделов судебного делопроизводства по ведению первичного статистического учета и формированию статистической отчетности;

осуществление контроля за своевременным получением программных шаблонов утвержденных форм статистической отчетности, их установкой, своевременной отправкой, в том числе в электронном виде по каналам связи;

осуществление контроля за изучением работниками аппарата суда, ответственными за ведение судебной статистики, нормативных документов;

организация внедрения автоматизированных информационных систем по судебному делопроизводству, ведение базы данных о судимости.

3.1.3. По информационно-правовому обеспечению деятельности суда:

организация и контроль процессов информатизации в суде, поддержания в рабочем состоянии автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения, локально-вычислительной сети и каналов связи;

организация и осуществление контроля за соблюдением техники безопасности при эксплуатации компьютерного оборудования, пожарной безопасности в помещениях суда;

участие в принятии решения по выбору общесистемного и специального программного обеспечения, организация его внедрения и эксплуатации;

осуществление контроля за своевременным составлением отчетности о работе суда по линии информатизации;

осуществление контроля за состоянием оборудования и оргтехники, принятие мер к их профилактическому обслуживанию и ремонту.

3.1.4. По обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами:

организация получения, учета и хранения периодических изданий, осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов федерального законодательства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

организация получения, учета и хранения Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, ежеквартальных обзоров нового законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, материалов судебной практики вышестоящего суда в регионе; организационно-техническое обеспечение подготовки материалов обобщения судебной практики данного суда (совместно со специалистом по кодификации);

осуществление контроля за получением и хранением приказов и распоряжений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

организация получения, учета и хранения юридической литературы и справочно-информационных материалов;

осуществление контроля за своевременной доставкой периодических изданий и юридической литературы органами почтовой связи, организация претензионной работы по недоставкам;

осуществление контроля за заключением и исполнением договоров на оснащение суда справочными правовыми системами: Консультант, Гарант, Кодекс (совместно со специалистом по информатизации).

Источник