Меню

Положение по расследованию причин инцидентов ПРИ

Инструкция порядок расследования аварий и инцидентов

от 19 августа 2011 года N 480

(с изменениями на 11 октября 2019 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Ростехнадзора от 25 декабря 2014 года N 609 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2015, N 0001201502270030);

приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 года N 507 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.03.2017, N 0001201703210043);

приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2017, N 0001201710250036);

приказом Ростехнадзора от 11 октября 2019 года N 394 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2019, N 0001201911120033).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935),

2. Считать не подлежащей применению Инструкцию о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России, утвержденную постановлением Госгортехнадзора от 18 июня 1997 года N 21 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 1997 года, регистрационный N 1374; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 16).

в Министерстве юстиции

8 декабря 2011 года,

регистрационный N 22520

Приложение

Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

(с изменениями на 11 октября 2019 года)

I. Общие положения

1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Порядок), разработан на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935), с учетом требований:

Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.27; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30, ст.3613, 3616; N 52, ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, 3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717; 2010, N 31, ст.4196; N 52, ст.7002; 2011, N 1, ст.49; N 25, ст.3539; N 27, ст.3880);

Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; N 30, ст.3128; 2006, N 1, ст.10, 21; N 23, ст.2380; N 31, ст.3442; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2251, 2260; N 29, ст.3418; N 30, ст.3604, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 31, ст.4195, 4209; N 48, ст.6246; N 49, ст.6410; 2011, N 13, ст.1688; N 17, ст.2310; N 27, ст.3880; Российская газета, 2011, N 153);

Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; Российская газета, 2011, N 153);

Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2004, N 35, ст.3607; 2008, N 30, ст.3616);

Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880);

Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2001, N 1, ст.2; N 53, ст.5030; 2002, N 52, ст.5132; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; N 52, ст.5038; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2008, N 29, ст.3418; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2010, N 31, ст.4195);

а также иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Службы.

2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

утрата взрывчатых материалов промышленного назначения — хищение, разбрасывание и потеря (в т.ч. потеря качества) взрывчатых материалов промышленного назначения в результате нарушения установленного порядка хранения, перевозки, использования или учета;

Оперативное сообщение — сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 1.1 и 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313. — См. предыдущую редакцию)

Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313. — См. предыдущую редакцию)

техническое расследование причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном объекте, определение лиц, ответственных за указанные происшествия, разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий;

материалы технического расследования — сброшюрованный комплект документов об обстоятельствах и причинах аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента или утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленный по результатам проведенного технического расследования с учетом требований нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка;

акт технического расследования — документ, подготовленный (составленный) комиссией по техническому расследованию причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в соответствии с требованиями законодательства и содержащий выводы об обстоятельствах и причинах происшествий, о лицах, виновных в аварии, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инциденте или случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, а также мероприятия по предупреждению аналогичных происшествий. Акт технического расследования является обязательной частью материалов технического расследования.

3. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

4. Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, происшедших на поднадзорных Службе объектах и включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313. — См. предыдущую редакцию)

5. По каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.

6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия:

1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 марта 2015 года приказом Ростехнадзора от 25 декабря 2014 года N 609. — См. предыдущую редакцию)

Читайте также:  Регецин гель наружн 15г туба п угревой сыпи

территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);

вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);

орган местного самоуправления;

государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;

страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;

соответствующий орган прокуратуры;

2) передает оперативное сообщение о случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента установления (выявления) факта утраты на поднадзорных Службе объектах в:

территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом;

администрацию города (района);

территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации;

соответствующий орган прокуратуры;

3) при несчастном случае (тяжелом, групповом, а также со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном Службе объекте, сообщение включает в себя оперативное сообщение (информацию) об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, а также оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем;

4) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

5) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и сохранению жизни и здоровья людей.

В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись);

6) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объекте;

7) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, инцидента, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, инцидента, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения.

7. Руководитель (или лицо, его замещающее) организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, несет ответственность за невыполнение мероприятий, изложенных в пункте 6 настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор* за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее — ОДС).

*При временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.) руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313. — См. предыдущую редакцию)

При передаче территориальным органом Службы в ОДС информации об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном Службе объекте с нарушением установленных сроков дополнительно представляется информация о причинах нарушения срока передачи информации и принятых мерах по предотвращению аналогичных нарушений.

II. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий гидротехнических сооружений

(Наименование в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313. — См. предыдущую редакцию)

Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения

(Наименование в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 313. — См. предыдущую редакцию)

9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее — аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.

Источник



Положение по расследованию причин инцидентов (ПРИ).

Что можно сказать Положении о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и их учета на опасном производственном объекте (ПРИ)? Это порядок идентификации первопричин и инцидентов с целью их регистрации, определения виновных должностных лиц и составления мероприятий по упреждению таких ситуаций.

Обязанность по разработке данного положения определяется Федеральным законом «О промышленной безопасности ОПО» № 116-ФЗ. К предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предъявляются следующие требования:

  1. Проведение анализа обстоятельств при аварии на опасном объекте предприятия.
  2. Проведение профилактических процедур по минимизации количества подобных (повторных) инцидентов.
  3. Осуществление документальной регистрации нештатных условий и обстоятельств возникающих на объекте.
  4. Отчетное осведомление структур государственного управления о количестве аварийных случаев на опасном объекте, их причинах и мероприятиях по их локализации и устранению.

Также обязанность владельцев ОПО по составлению ПРИ установлена статьей 32 Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г.

Утвержденное и согласованное «Положение о расследовании инцидентов» должно быть у каждого предприятия, имеющего опасный производственный объект, независимо от присвоенного ему класса опасности.

Какие задачи призвано решать положение?

  1. Исполнение законодательных требований РФ касающихся обеспечения защищенности общества от аварий и инцидентов на опасном объекте.
  2. Документальная систематизация и регулирование мероприятий по выявлению и анализу факторов спровоцировавших аварийную ситуацию.
  3. Деятельное и эффективное соучастие в расследовании причин инцидентов совместно с государственными ведомствами.
  4. Детекция всех первопричин и условий возникновения нештатных ситуаций и производственных травм работников на производственном объекте с целью предупреждения повторного происхождения подобных инцидентов.
  5. Установление размера фактических материальных потерь работодателя (предприятия), иного ущерба созданного аварией на объекте, а также перечня лиц, причастных к формированию факторов побудивших возникновение аварийной ситуации.
  6. Аналитический учет и регистрация всех опасных техногенный происшествий на эксплуатируемом ОПО.
  7. Описание конкретных действий ориентированных на максимально возможное снижение вероятности происхождения подобных и иных потенциально вероятных нештатных ситуаций.

Список разделов и их краткое содержание, раскрывающее структуру документа.

  1. Ключевые информационно — теоретические понятия.
    1. Список нормативно-правовых актов, требования которых учитываются при составлении Положения.
    2. Вводные положения:
      • введение, цели, задачи и область действия настоящего Положения;
      • сведения о разработчике Положения (должностное лицо организации, отвечающее за осуществление производственного контроля на ОПО).
    3. Употребляемая терминология.
  2. Определение списка категорий аварийных ситуаций и инцидентов.
    1. Прогнозирование потенциально возможных вариаций происхождения аварий на опасном объекте и схемы их наиболее вероятного распространения.
    2. Классификация производственных травм персонала ОПО, которые может повлечь за собой возникновение, либо неконтролируемое развитие аварийной ситуации.
    3. Регламент комиссионной работы должностных лиц по расследованию происшествий на ОПО и установлению достоверных причин их возникновения.
  3. Условия, позволяющие сохранить обстановку инцидента в первоначальном виде.
    1. Правила фиксации (фото, видеосъемка) и документирования (план — схемы, эскизы, протоколы) обстановки на месте аварии.
    2. Порядок совместных действий с ведомственными аварийными службами.
    3. Порядок опроса должностных лиц и свидетелей инцидента.
    4. Изучение документации по техобслуживанию вышедших из строя технических систем и оборудования опасного объекта.
    5. Алгоритм привлечения сторонних экспертов и специалистов для проведения необходимых технических расчетов и лабораторных исследований.
    6. Последовательность проверки исполнения персоналом всех установленных требований безопасности:
      • осуществление производственного контроля;
      • правильность эксплуатации оборудования;
      • обеспечение и правильность применения индивидуальных и коллективных средств защиты;
      • проверка степени соответствия технологических процессов требованиям проектной документации.
      • Предварительное установление размеров материального ущерба, в том числе упущенную выгоду и масштабы негативного воздействия на окружающую среду.
  4. Порядок учета, аналитического исследования и регистрации итогов расследований происшествий.
    1. Правила определения конкретного перечня материалов расследования в зависимости от характера наступившего инцидента.
    2. Документальное оформление результатов расследования.
    3. Разработка и реализация перечня мер, направленных на оперативное устранение последствий произошедшего инцидента и упреждение аналогичных ситуации.
    4. Порядок рассылки результатов расследования службам и органам, принимавшим участие в работе комиссии.
  5. Приложения к «Положению о расследовании инцидентов»:
    • Приложение № 1 — применяемые методики передачи экстренных оперативных сообщений об авариях на ОПО;
    • Приложение № 2 — образец незамедлительного оповещения о групповых, тяжелых и смертельных случаях повреждения здоровья персонала вследствие нештатной ситуации на ОПО;
    • Приложение № 3 — форма акта технического выявления причин происшествий на опасном объекте;
    • Приложение № 4 — процессуальные документы расследования причин инцидентов:
      • план — схема места возникновения аварийной ситуации;
      • документированные результаты опросов свидетелей и ответственных специалистов предприятия.
    • Приложение № 5 — журнал учета инцидентов произошедших на ОПО в котором указываются:
      • место и дата происшествия;
      • описание и спровоцировавшие инцидент факторы;
      • время вынужденного простоя технологических процессов и оборудования объекта;
      • установленные виновники возникновения инцидента;
      • материальный ущерб предприятия и размеры оказанного негативного влияние на окружающую среду;
      • разработанные, комиссией по расследованию, мероприятия по ликвидации источников аварийной ситуации с указанием отметки об их реализации.
Читайте также:  Цифровой баян Roland Roland FR 3XB BK купить недорого в СПб

Порядок разработки, утверждения и согласования «Положения о расследовании инцидентов».

Действующее законодательство РФ, регулирующее сферу промышленной безопасности, устанавливает требование к наличию ПРИ на каждом предприятии, не воспрещая при этом привлекать к его разработке сторонние организации. Самостоятельное составление ПРИ зачастую вызывают сложности у предприятий. Возможность обращения за разработкой Положения к специализированным компаниям обладает следующими преимуществами:

  1. Экономия материальных ресурсов предприятия. Услуга по разработке Положения, за весьма умеренную стоимость (от 25 тысяч рублей), избавит предприятие от взысканий со стороны надзорных организаций. Размеры штрафов, за нарушения в области промышленной безопасности, могут составлять суммы в десятки раз превышающие затраты на разработку ПРИ.
  2. Значительная экономия времени. Заказав специалистам разработку ПРИ, предприятие – заказчик может быть в уверенности получения качественного результата в заранее оговоренные сроки. Процедура составления Положения, как правило, занимает от 14 дней. Также следует учитывать, что по окончании разработки, ПРИ требует согласования с территориальным органом Ростехнадзора. Регламентом РТН, специалистам ведомства отводится 1 месяц на проверку подаваемых Положений. В случае если, представленное в Ростехнадзор, Положение будет иметь несоответствия, установленным требованиям, оно возвращается на доработку. После корректировки, процедура согласования длительностью 30 дней соответственно повторится, поэтому самостоятельная разработка ПРИ зачастую очень затягивается на стадии согласования, а порой и вовсе не реализуется. Предпоследняя стадия – утверждение Положения (перед его направлением на согласование в РТН). Это процесс его подписания специалистом, отвечающим за производственный контроль, и руководителем предприятия.

Установленная форма отчетности для предприятий эксплуатирующих ОПО.

Владельцы опасных производственных объектов, в процессе работы которых имели место происшествия, связанные с возникновением аварийных ситуаций, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять в органы Ростехнадзора нижеперечисленные отчетные данные:

  1. Количество возникших аварийных ситуаций за отчетный период.
  2. Поясняющая характеристика произошедших инцидентов.
  3. Установленные комиссией первопричины возникновения инцидентов.
  4. Перечень упреждающих мероприятий, ориентированных на минимизацию случаев возникновения аналогичных ситуаций.

Какая ответственность предусматривается законодательством за отсутствие положения?

Предприятия, эксплуатирующие ОПО, без утвержденного и согласованного Ростехнадзором «Положения о расследовании инцидентов» несут ответственность за несоблюдение установленных требований промышленной безопасности, согласно статьи 9.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об Административных Нарушениях устанавливает следующие размеры штрафов:

  1. За однократное нарушение требований промбезопасности:
    • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
    • на ответственных лиц предприятий и владельцев ОПО (руководителей) — от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев;
    • на организации, имеющие обособленное имущество — от 200000 до 300000 рублей, либо принудительное временное прекращение деятельности сроком до 3 месяцев.
  2. За повторное, аналогичное несоблюдение требований промышленной безопасности:
    • на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей, либо временное лишение права занимать должность сроком от 1 года до 2 лет;
    • на юридических лиц — от 500000 до 1000000 рублей, либо приостановление производственной деятельности предприятии на срок до 90 суток.

Источник

Инструкция порядок расследования аварий и инцидентов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 8 декабря 2020 года N 503

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

24 декабря 2020 года,

регистрационный N 61765

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 декабря 2020 года N 503

Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения

I. Общие положения

1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) , инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

2. Порядок устанавливает требования для работников, включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

3. Требования Порядка обязательны при осуществлении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции .

4. Техническое расследование проводится по каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения .

5. Организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, выявления факта утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемые образцы оперативных сообщений приведены в приложениях N 1 и N 2 к Порядку):

1) при аварии, инциденте, произошедшем на опасном производственном объекте, при аварии гидротехнического сооружения в:

территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого произошла авария (при эксплуатации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей);

вышестоящий орган или организацию (при наличии);

орган местного самоуправления, на территории которого располагается опасный производственный объект;

страховую организацию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора оперативное сообщение передается в профессиональное объединение страховщиков) ;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (при авариях, связанных с выбросом опасных веществ);

комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (при авариях);

территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории деятельности которого произошла авария;

2) при обнаружении случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в:

территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор за объектом;

орган местного самоуправления, на территории которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

Передача оперативного сообщения о произошедшей аварии, инциденте и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу (при наличии), электронной почтой (при наличии) или иным способом, обеспечивающим информирование о произошедшем.

6. Организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения:

1) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц, которым может быть причинен ущерб, от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

2) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и сохранению жизни и здоровья людей.

В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись);

3) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объекте;

4) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, организовывает и проводит расследование инцидента.

Читайте также:  Где купить Бестселлер ВДГ цена

II. Организация работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения

7. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее — аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц, лиц, виновных в произошедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.

8. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений) или его территориального органа (далее — уполномоченный орган) .

Комиссия по техническому расследованию причин аварии (далее — комиссия по техническому расследованию) назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

9. В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение;

организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение и (или) собственника гидротехнического сооружения (но не более 30% членов комиссии);

страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или гидротехническое сооружение, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора в состав комиссии включаются представители профессионального объединения страховщиков);

федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

вышестоящего органа или организации (при наличии);

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации .

При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.

Комиссия по техническому расследованию должна состоять из нечетного количества членов. Количество членов комиссии по техническому расследованию не должно быть менее чем пять человек.

10. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями), проводится территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария, а учет аварий производится территориальным органом уполномоченного органа, в котором зарегистрирован соответствующий опасный производственный объект.

11. Техническое расследование причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах уполномоченного органа, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария.

12. Комиссия по техническому расследованию с даты подписания правового акта о назначении комиссии приступает к работе и не позднее 30 календарных дней со дня завершения технического расследования причин аварии составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении (далее — акт технического расследования причин аварии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку) и осуществляет подготовку материалов, перечисленных в пункте 23 Порядка.

13. Акт технического расследования причин аварии подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При наличии у члена комиссии замечаний соответствующий член комиссии по техническому расследованию рядом с подписью делает отметку об особом мнении, которое с аргументированным обоснованием прилагается к акту технического расследования причин аварии.

14. В зависимости от характера аварии и при проведении дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 12 Порядка срок технического расследования причин аварии может быть продлен правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа, назначившим данное расследование, но не более чем на 15 календарных дней.

Источник

Бизнес лоцман

You are using an outdated browser.

Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов и аварий на опасном производственном объекте – один из нескольких локальных нормативных актов, который должен разрабатываться организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, независимо от класса опасности.

Положение разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения».

Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами и т.п.), проводится территориальным органом Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария, а их учет производится территориальным органом Ростехнадзора, в котором эти устройства зарегистрированы.

C 05 ноября 2017 года отменена обязанность организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, согласовывать Положение в Ростехнадзоре. Однако обязанность его разрабатывать и руководствоваться им при расследовании инцидентов или аварий по-прежнему контролируется Ростехнадзором.

Положение необходимо разработать до ежегодного предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте, так как в годовой отчет включается информация о наличии разработанного Положения на предприятии. За отсутствие Положения о техническом расследовании причин инцидентов организация привлекается к ответственности по статье 9.1. КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 200 000 до 300 000 рублей.

Мы разрабатываем Положения о расследовании причин аварий и инцидентов для предприятий, эксплуатирующих:

Оборудование, работающее под избыточным давлением

Наши эксперты разрабатывают Положение о расследовании инцидентов в соответствии с требованиями Центрального управления Ростехнадзора. Разработанное Положение направляется заказчику почтовой курьерской службой. Доставка осуществляется за наш счет от двери до двери. Срок доставки обычно не превышает трех рабочих дней.

Структура положения о порядке расследования причин инцидентов

  • Общие положения (содержит термины и определения, классификацию инцидентов);
  • Порядок организации работ по проведению расследования причин инцидентов на ОПО;
  • Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидентов;
  • Ответственность.
  • Приложение 1. Оперативное сообщение (информация) об инциденте;
  • Приложение 2. Оперативное сообщение о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате инцидента;
  • Приложение 3. Акт технического расследования инцидента, происшедшего на опасном производственном объекте;
  • Приложение 4. Протокол осмотра места инцидента, происшедшего в организации;
  • Приложение 5. Протокол опроса очевидца инцидента (должностного лица), происшедшего в организации;
  • Приложение 6. Журнал учета инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте.
  • Приложение 7. Информация в МТУ (ЦУ) Ростехнадзора о произошедших инцидентах на опасном производственном объекте организации за отчетный период.

Нормативный срок действия Положения о расследовании инцидентов законодательством не предусмотрен. Актуализация Положения осуществляется при изменении действующих норм и правил в области промышленной безопасности, а также по предписанию надзорных органов.

Перечень документов, необходимых для разработки Положения

  1. Свидетельство о регистрации ОПО;
  2. Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
  3. Приказ о производственном контроле.

Срок разработки – 5 раб. дней.
Стоимость услуги – 20 000 руб. независимо от количества ОПО в организации.

Источник

«Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2011 №22520
Первое официальное опубликование: «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 5, 30.01.2012
Документ действовал до 31.12.2020
Действие отменено на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192

Дата внесения: 20.03.2016
Дата изменения: 11.01.2021

Описание

3. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

4. Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на происшедших поднадзорных Службе объектах и включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах.

5. По каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.

Источник

Adblock
detector