Меню

Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан Российской Федерации. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитаюттрудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов.

Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 г. освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства.

Гражданин, обратившийся в службу занятости, должен представить паспорт и документ об образовании. При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции.

Помимо этого, представляется трудовая книжка, а в случае отсутствия – справка с последнего места работы. Освобожденные из мест лишения свободы представляют также справку об освобождении.

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное там время явиться для оформления. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью.

Данный документ возвращается в службу занятости, которая подбирает другую работу.

Ввиду того что в ряде регионов страны существует безработица, возникает вопрос о праве освобожденного на пособие по безработице, если с его трудоустройством возникли трудности.

Для начисления пособия по безработице освобожденный должен иметь справку из исправительного учреждения о заработке.

Трудоспособные инвалиды и лица, имеющие медицинские ограничения к определенным видам работы, должны иметь с собой справку ВТЭК или вра-чебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного во время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы.

Пособие выплачивается до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Освобожденный гражданин, имевший до осуждения жилую площадь, при согласии проживающих там жильцов на регистрацию может беспрепятственно возвратиться по прежнему месту жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.

Отмена ограничений в прописке по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России.

В ряде крупных городов установлены ограничения на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов.

Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник



К вопросу об оказании помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве

юридические науки

  • Санташова Людмила Леонидовна , преподаватель
  • Ефименок Елена Сергеевна , студент
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
  • ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ОСВОБОЖДАЮЩИЕСЯ ОСУЖДЕННЫЕ
  • ТРУДОВОЕ УСТРОЙСТВО
  • БЫТОВОЕ УСТРОЙСТВО
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
  • ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ
  • ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО

Похожие материалы

  • Проблемы трудового воспитания осужденных
  • Общая характеристика индивидуального служебного спора
  • Криминалистическая профилактика предупреждения дорожно-транспортных происшествий
  • Факторы негативно влияющие на правовую социализацию личности
  • Физическая культура и спорт в системе высшего образования

Среди средств дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности огромное значение имеет освобождение от дальнейшего отбывания наказания, применение которого призвано сбалансировать уголовно-правовую политику путем стимулирования положительного постпенитенциарного поведения и, тем самым, сокращения количества лиц, отбывающих наказание, особенно лишение свободы. Основания для освобождения могут быть разные, а проблемы, связанные с подготовкой осужденного к выходу на свободу одни.

В соответствии со статьей 182 УИК РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.

Осужденный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация исправительного учреждения обязана в письменном виде запросить осужденного, какое место жительства он изберет после освобождения. При этом в обязанности администрации исправительного учреждения входит разъяснение осужденному, что в отдельных крупных городах, например в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.

Согласно Инструкции «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» по избранному осужденным месту жительства администрацией исправительного учреждения направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу. Также администрация направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях (п. 10 Инструкции). В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.

В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.

В случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы, при отсутствии необходимости в оказании содействия — направляются сообщения.

В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.

С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.

Читайте также:  Отзывы об Амоксициллине ЭКСПРЕСС

В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.

В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.

Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.

Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.

В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии.

Для предварительного решения вопросов бытового и трудового устройства после освобождения осужденному может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения продолжительностью до семи суток (п. «а» ст. 97 УИК РФ). Однако разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока и личности и поведения осужденного.

Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств. Проездные билеты осужденный приобретает самостоятельно, в необходимых случаях администрация учреждения может оказать ему в этом содействие.

Даже отбывая наказание в исправительном учреждении, осужденный не утрачивает право на получение информации, поэтому может обращаться за информацией по интересующим его вопросам в соответствующие инстанции. Важно только знать, в какой орган власти, к какому должностному лицу, и по какому адресу следует обратиться. В этом могут помочь родственники, друзья, знакомые. Задача специалистов по социальной работе в этом случае опять же сводится к содействию в поддержании и налаживанию контактов осужденного.

А.Т. Самогов считает, что в настоящее время меры по улучшению работы по трудовому и бытовому устройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, крайне неэффективны, так как не учитывают ситуацию на рынке. Недостатки в трудовом и бытовом устройстве освобождающихся осужденных, а также оказании им иных видов социальной помощи в настоящее время объясняются упущениями как в правовом регулировании этого процесса, так и его организации, в частности, отсутствием механизма четко согласованных действий администрации исправительных учреждений и государственных органов, общественных объединений (организаций) и трудовых коллективов.

Таким образом, осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство. Осужденный сам выбирает место жительства после освобождения и по этому адресу администрация исправительного учреждения должна направить запрос в полицию о возможности проживания там. В случае невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству по желанию осужденного принимает меры по разрешению этих вопросов, в том числе и вопросы трудоустройства.

Список литературы

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. 1997. 16 января.
  2. Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 № 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. 13 февраля.
  3. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник / М., 2008. С.65.
  4. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций /М., 2010. С.150.
  5. Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / М., 2007. С.205.
  6. Уголовно-исполнительное право: учебник / В. М. Анисимков и др. — Ростов-на-Дону, 2008. С.302.
  7. Самогов А.Т. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им других видов социальной помощи: Дис. … канд. юрид. наук / А.Т. Самогов. — Рязань, 2006. С. 21.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник

    Роль трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы, а также оказания им иных видов социальной помощи в предупреждении постпенитенциарных преступлений Текст научной статьи по специальности « Право»

    CC BY

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбась Дмитрий Викторович

    в статье рассматривается вопрос о трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из мест лишения свободы , его роли в предупреждении постпенитенциарных преступлений

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбась Дмитрий Викторович

    EQUIPPING PRISONERS FOR LIFE AFTER RELEASE, CRIME PREVENTION UNDER SOCIAL REINTEGRATION

    the article deals with social reintegration: equipping prisoners for life after release and crime prevention

    Текст научной работы на тему «Роль трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы, а также оказания им иных видов социальной помощи в предупреждении постпенитенциарных преступлений»

    Криминология и профилактика преступлений

    yfl,K343.848.2 D V GORBAS*

    EEK 67.409.18 DmVm GORBAS

    EQUIPPING PRISONERS FOR LIFE AFTER RELEASE, CRIME PREVENTION UNDER SOCIAL REINTEGRATION

    Аннотация: в статье рассматривается вопрос о Annotation: the article deals with social reintegration:

    трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из equipping prisoners for life after release and crime

    мест лишения свободы, его роли в предупреждении prevention.

    постпенитенциарных преступлений. Keywords: equipping prisoners for life after release,

    Ключевые слова: трудовое и бытовое устройство, public assistance, imprisonment, release.

    социальная помощь, места лишения свободы, освобождение от отбывания наказания.

    Освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы неизбежно ставит каждого освобожденного перед необходимостью решения сразу нескольких вопросов: где и как получить жилье (если оно отсутствует), питание, одежду, работу или дру-пля/ато/а/а гие законные источники существования Перечис-Дтг11 ленные проблемы могут быть разделены на две ка-

    ГОРБАСЬ* Первая охватывает заботы об удовлетворении насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, то есть объединяет внешние условия жизнедеятельности человека, вторая — связана с непосредственным контактом освобожденного с новой микросредой — семьей, трудовым коллективом, бли-

    РОЛЬ ТРУДОВОГО жайшим окружением и т. д.

    И БЫТОВОГО УСТРОЙСТВА В первой, как правило, преобладают ситуации,

    определяемые объективными, не зависящими от воли

    ОСВОБОЖДАЕМЫХ освобождаемого обстоятельствами (отсутствие жи-ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ лья, трудности с трудоустройством регистрацией).

    Во второй решающую роль играют личностные ка-СВОБОДЫ, А ТАКЖЕ чества человека и его поведение или факторы субъективного плана.

    Бытовое устройство не только имеет более сложное содержание, своего рода многоаспектность, но и В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ является главенствующим Объясняется это тем, что

    Читайте также:  Инструкция и руководство для Inspector INV3000 Classic на русском

    важнейшая составная часть бытового устройства освобожденных — обеспечение жильем. Необходи-ПРЕСТУПЛЕНИИ мость человека в жилище возникает с момента его

    рождения и сохраняется на протяжении всей жизни, поэтому удовлетворениепотребности в жилье — одна из насущных социальных задач2. Не имея жилья, освобожденный не может зарегистрироваться по месту жительства. Однако только к решению жилищного вопроса бытовое устройство не сводится. Не случайно в литературе сформировался термин «бытовое», а не «жилищное» устройство.

    ОКАЗАНИЯ ИМ ИНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ помощи

    * Адъюнкт кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).

    В самом общем виде трудовое и бытовое устройство означает; что вне зависимости от характера совершенного преступления, длительности нахождения в местах лишения свободы, возраста, семейного положения и других критериев каждый освобождаемый должен определиться с жильем и получить работу3. В противном случае он перейдет в категорию лиц, занимающихся бродяжничеством, что рано или поздно вновь приведет к совершению преступления, осуждению и наказанию. В случаях, когда эти жизненно важные интересы решаются лишь частично или вообще не решаются, о благополучном исходе периода адаптации, даже несмотря на успешно проведенную психологическую и правовую подготовку, говорить вряд ли возможно.

    Организованное общественное воздействие на личность освобожденного возможно лишь при оседлом образе жизни, наличии постоянного места жительства, поэтому восстановление общественного положения освобожденного предполагает прежде всего обеспечение его жилищем. Обеспечение освобожденных жилой площадью в ряде случаев представляет значительную сложность. Решение этой задачи включает в себя: обеспечение прибытия к постоянному месту жительства, предоставление жилой площади, регистрацию, устройство на работу.

    На рецидиве преступлений сказывается неблагоприятная ситуация, в которую попадает подавляющее большинство освобождающихся из мест лишения свободы. Не имея намерения совершать новые преступления, они иногда не могут справиться с некоторыми жизненными трудностями, не в состоянии противостоять отрицательному влиянию отдельных лиц или микрогрупп, в результате чего вновь попадают на скамью подсудимых4.

    Как справедливо отмечает С.И. Комариц-кий, проблема трудового и бытового устройства освобождающихся часто подается исключительно как одно из направлений борьбы с рецидивной преступностью. Действительно, неудовлетворительное социальное устройство освобожденных является одной из причин совершения ими повторных преступлений Однако такой подход существенно сужает проблему, связывая ее только с преступностью и, следовательно, непроизвольно относя ее преимущественно к компетенции правоохранительных органов. На самом деле ежегодный поток лиц, освобожденных из мест лишения свободы и не получивших требуемой им социальной помощи, становится прежде всего мощным источником

    бродяжничества и безнадзорности, пополнением социального дна общества, о котором до недавнего времени умалчивалось5.

    Профилактическое значение труда проявляется в его функциях6. Труд — основной источник создания материальных благ, средство существования человека. Любая личность не может существовать без труда либо без частичного присвоения результатов чужого труда. Преступность (в значительной степени) и есть противоправное присвоение результатов труда других, то есть преступление выступает эквивалентом труда как способ существования.

    Именно труд является способом выражения личности, ее утверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает для человека самоутверждения и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности к преступлению Преступная деятельность может создать ложный, не поощряемый обществом авторитет индивиду в антиобщественной среде.

    Общеизвестно, что незанятость трудом лишает большинство освобожденных из мест лишения свободы возможности быстро и в полном объеме восстановить общественно полезные связи и является неблагоприятным фактором, увеличивающим вероятность совершения преступлений в постпенитенциарный период. Своевременное трудоустройствоосвободивше-гося из исправительного учреждения — одно из основных средств, позволяющих снизить процесс криминализации личности. Освобожденный попадает в сферу новых социальных связей, он заинтересован в их укреплении и расширении. Следовательно, создаются предпосылки для формирования позитивной жизненной позиции, исключающей совершение новых преступлений

    В свою очередь, трудоустройство освобожденных по специальности нередко осложняется тем, что они избирают местом жительства те районы, где нет дефицита в рабочей силе. Все это наносит серьезный вред работе по предупреждению постпенитенциарных преступлений. Незаслуженная обида, утрата веры в возможность прожить честно, потеря дальнейшей жизненной перспективы иногда приводят к рецидиву даже тех лиц, которые вернулись домой с намерением не совершать в дальнейшем преступлений. В процессе поиска работы и средств к существованию они более подвижны, чаще меняют место жительства и работы и поэтому становятся вынужденными мигрантами.

    Криминология и профилактика преступлений

    Криминология и профилактика преступлений

    Представляя собой в целом положительное социальное явление, миграция населения, в том числе освободившихся из исправительных учреждений, может сопровождаться так называемыми вторичными последствиями отрицательного характера, к числу которых относятся трудности адаптации к новой среде, различие в социально-бытовых условиях мигрантов, трудности жилищно-бытового характера. Их концентрация чаще всего происходитв крупных населенных пунктах, и эта сосредоточенность бывших преступников в крупных городах объясняется общими закономерностями миграции населения, в которой преобладает тенденция передвижения из сельской местности в город, а из малых городов в крупные.

    Социальная дезинтеграция жителей крупных городов, скопление людей на улицах, в местах отдыха, в транспорте, на вокзалах, в магазинах, большое количество приезжих и другие особенности городской жизни ослабляют действие социального контроля, облегчая возможность совершения преступления

    В городе большая вероятность возникновения конфликта между незнакомыми людьми, легче остаться незамеченным, восстановить прежние преступные связи. Естественно, что лица, не имеющие оснований для проживания в крупном городе, не обеспечиваются жильем, что затрудняет восстановление социальных связей и способствует возникновению криминальной ситуации, часто выходящей из-под контроля правоохранительных органов.

    Перечисленные обстоятельства оказывают на поведение освобожденных из мест лишения свободы более отрицательное влияние, чем остальной части мигрантов. Это объясняется особенностями их личности. Во-первых, определенная часть из них освобождается неис-правившимися, или их поведение было неустойчивым, а потому трудности в устройстве на работу, отрицательное влияние среды оказывают на них более негативное воздействие, чем на лиц с более высокими нравственными принципами; во-вторых, сам факт изоляции от общества, особенно на длительное время, приводит к определенной утрате адаптационных способностей, умения быстро приспосабливаться к новым условиям жизни, преодолевать жизненные трудности; в-третьих, освобожденные нередко подпадают под влияние отрицательной среды, а некоторые их них сознательно стремятся установить с нею связь.

    В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что от того, как исправительные уч-

    реждения, органы местного самоуправления, иные государственные и общественные организации справятся с задачей возвращения лица, отбывшего наказание, в общество в качестве полноправной личности, будетзависеть и положение освобожденного, и состояние преступности в пост-пенитенциарный период. Значительную роль в решении этой задачи, на наш взгляд, должна сыграть деятельность государственныхучреждений, органов и институтов общественности по предупреждению преступлений в постпенитенциарный период Как отметил президент России Д. А. Медведев, в тех регионах, где активно занимаются вопросом социальной реабилитации бывших осужденных и где такая работа уже ведется, уровень преступности снижается8.

    В процессе реформирования УИС при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных необходимо обеспечить тесное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Причем большую помощь в этой работе могут оказать общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний, а также общественные советы при территориальных органах УИС и религиозные организации9.

    Бытовое устройство освобожденных не следует ограничивать решением вопроса обеспечения их жильем. Семья, по мнению социологов, является самым устойчивым и важным в общественном отношении институтом. Семья -это прежде всего носитель определенных ценностных представлений, взглядов и привычек, область проявления наиболее сокровенных личностных черт. Более того, после освобождения лица из мест лишения свободы она выступает в своеобразной роли специфического и наиболее эффективного контролера за поведением судимого лица10.

    Бытовое окружение, семья, товарищи по работе — все эти группы играют неодинаковую роль в жизни человека, но необходимы для каждого. И какая-либо одна, как правило, не в состоянии заменить другую. Мало иметь прочные семейные отношения, необходимо иметь и хорошие отношения по месту постоянной или временной работы. Несложившиеся отношения с коллегами по работе отрицательно сказываются на положительном укладе жизни. Подобные неудачи освобожденного иногда делают

    Читайте также:  Лоратадин фармлэнд таблетки инструкция

    необходимыми уход с работы, поиски ее нового места, что далеко не всегда оказывается более удачным вариантом. Возможные срывы особенно отрицательно влияют на человека, когда он определился с жильем, устроился на работу и приступил к трудовой деятельности, которая, как известно, особенно важна в плане предупреждения постпенитенциарных преступлений

    Значимой для бытового устройства в плане нормализации жизни после отбывания наказания является и материальная помощь, оказываемая освобожденным. Ее оказание обусловлено двумя основными причинами: прежде всего в установленных пределах материально помочь освобождаемому на первое время — до поступления на работу и получения заработка; вторая причина самым тесным образом связана с первой — самим фактом существования возможности оказания материальной помощи

    констатируется забота о лицах, отбывших наказание, уже в постпенитенциарный период.

    Трудовое и бытовое устройство лиц, отбывших наказание, представляет собой приспособительный этап социальной адаптации, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает жизненные проблемы, связанные с его бытовым и трудовым устройством. Хотя этот начальный этап краток по времени, важность его для предупреждения постпенитенциарных преступлений трудно переоценить. На данном этапе закладывается фундамент того воспитательного воздействия, которое будет исходить от органов местного самоуправленияи их структур, трудовых коллективов, общественных объединений, родных и близких освобожденных. Его успешность является залогом эффективности предупреждения преступлений в постпенитен-циарный период11.

    1 См.: Перминов О.Т. Проблемы реализации уголовного наказания: автореф. дис. . д-ра юрид. наук М., 2002. С. 35-37.

    2 См.:МихлинА.С., ПотемкинаА.Т. Освобожденные от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство. Хабаровск, 1989. С. 57.

    3 См.: Кондратьев В. Обеспечение занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Преступление и наказание. 2006. № 2. С. 13.

    4 См.: Юзгин С.А. Проблемы социальной адаптации лиц, отбывающих наказания // Правовые и организационные проблемы взаимодействия УИС и ОВД по профилактике рецидивной преступности. Вологда, 2002. С. 17-29.

    5 См.: Комарицкий С.И. Ресоциализация осужденных как социально-правовая проблема // Проблемы дифференциации исполнения наказаний: сб. науч. тр. М., 1991. С. 97-98.

    6 См.: Уголовно-исполнительное право. М., 2006. Т. 2. С. 276-277.

    7 См.: Фомин Н.С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации: автореф. дис . д-ра пед. наук М., 2005. С. 17-22.

    8 См.: О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовноисполнительной системы. 2009. № 3. С. 3.

    9 См.: Реймер А.А. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Науч-практ. конф. по вопросам реформирования УИС: тез. докл. М., 2009.

    10 См.: Шереги Ф.Э. Социология девиации. Прикладные исследования М., 2004. С. 325-341.

    11 См.: Тюрьма без насилия: гуманизация условий отбывания наказаний и социальная реабилитация бывших осужденных М., 2004. С. 26-35; Аннотированный сборник передового опыта уголовно-исполнительной системы Российской Федерации за 2004 год. М., 2005. С. 3-33.

    Источник

    Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

    Осужденные, освобождаемые от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.

    Комментарий к статье 182 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

    1. Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан РФ. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.

    2. Освобожденный гражданин, имеющий до осуждения жилую площадь, при согласии проживающих там жильцов на регистрацию может беспрепятственно возвратиться на прежнее место жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.

    Если осужденному, ранее проживающему в приватизированной или кооперативной квартире, являющемуся ее собственником, проживающие там лица не дают согласия на регистрацию, он вправе обратиться в суд для защиты своих прав.

    Осужденные при отсутствии необходимой жилой площади могут претендовать на получение жилой площади в общежитиях или по месту работы с помощью органов местного самоуправления.

    3. Освобожденные граждане, не имеющие возможности трудоустроиться, должны зарегистрироваться в территориальном органе труда и социального развития и получить статус безработного.

    В этом случае им выплачивается пособие по безработице в течение 12 месяцев, размер которого зависит от заработной платы во время отбывания наказания, но должен быть не менее минимального размера оплаты труда.

    Освобожденному наряду с пособием выплачиваются и другие виды социальной помощи в полном объеме без каких-либо вычетов (пенсия по старости, инвалидности; женщинам, имеющим детей, — детское пособие).

    Другой комментарий к статье 182 УИК РФ

    Комментируемая статья лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказаний в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

    Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Закон о занятости населения относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой.

    В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органах федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Законом о занятости населения.

    Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

    Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

    При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.

    В ряде регионов по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

    Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» утверждены Примерные положения: о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; о социальном приюте для детей; о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными задачами перечисленных учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и экстренная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве.

    Остались вопросы по ст 182 УИК РФ?

    Получите консультации и комментарии юристов по статье 182 УИК РФ бесплатно.

    Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

    Источник

  • Adblock
    detector