Меню

Правовой статус судьи права и обязанности российских судей

Какой же должен быть правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции?

Проблемой, требующей серьезного осмысления, является пересмотр роли и места в судебной системе института судебных администраторов. В юридической литературе по настоящее время ведется широкая дискуссия относительно предполагаемых функциональных обязанностей администратора и порядка назначения его на должность (применительно к судам общей юрисдикции).

Конечно, возникновение института судебных администраторов в системе арбитражных судов и судах общей юрисдикции было обусловлено, прежде всего, необходимостью наиболее рационального управления обеспечением судебной деятельности. Поэтому, анализируя возникновение данного института в судебной системе нашей страны, нельзя не остановиться вообще на истории происхождения судебного администрирования.

Судебное администрирование достаточно давно используется в практике работы судов различных уровней в США. Там исходили, прежде всего, из того, что аппараты судов нуждаются в управлении, которое не может быть обеспечено занятыми, перегруженными работой судьями, рабочая нагрузка которых постоянно растет. Для этого был необходим штат квалифицированных администраторов или менеджеров, берущих на себя управление аппаратом, при котором судьи смогут сконцентрироваться на своей первоочередной обязанности. В настоящее время в США успешно действует институт судебного администрирования, освободивший судей от несвойственных им функций.

Возвращаясь к деятельности судебной системы нашей страны, в частности к судам общей юрисдикции, мы видим, что в комплексной деятельности Судебного департамента по организационному обеспечению судебной власти в лице администратора суда существует одновременно и объект, и специфический субъект, катализирующий процесс многоаспектной деятельности между Судебным департаментом, судьями и работниками аппарата судов. Администратор суда, по своей сути являясь представителем аппарата Судебного департамента в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа и районном суде, выступает не только представителем и носителем организационно-управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности Судебного департамента, но и является субъектом персонифицированной ответственности за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Всем хорошо известно, что любой институт имеет практическое значение и эффективно функционирует при условии взаимодействия всех его компонентов. В рамках интересующей нас проблематики можно говорить о наличии правоотношений, складывающихся между Судебным департаментом и институтом судебных администраторов, с одной стороны, и между председателями судов, федеральными судьями и работниками аппарата судов, с другой.

В отличие от ряда других правоотношений, в первом случае судебное администрирование построено на началах контроля Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации за деятельностью администраторов суда и взаимодействия с ними. У них общие цели и задачи, соответствующие уровню распределения обязанностей и ответственности, и они связаны между собой общими началами координации и субординации. И совершенно иначе сконструирован законодателем механизм отношений между председателем суда, федеральными судьями, работниками аппарата судов и администратором суда. С одной стороны, председатель суда – носитель самостоятельной, независимой ветви государственной власти, а с другой – непосредственно подчиняющийся и выполняющий все его распоряжения администратор суда. Таким образом, налицо отношения, где реально просматриваются властные полномочия председателя суда, выполняющего распорядительные функции в отношении представителя федерального органа государственной власти, а отсюда и полное отсутствие самостоятельности администратора суда.

Между тем полномочия администратора суда достаточно широки. В соответствии с Законом о Судебном департаменте, администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; обеспечивает надлежащие материальные и бытовые условия для судей и работников аппарата суда, а также их медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий администратором предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Вместе с тем становится очевидным, что выполнение такого широкого спектра полномочий требует высокой профессиональной подготовки и организаторских способностей со стороны администратора. Например, судебный администратор в Канаде должен обладать высокой квалификацией в области самых современных технологий и методов управления, и только тогда они способны внести особый вклад в деятельность судов. И не обязательно, чтобы они были специалистами с юридическим образованием, в целом они должны быть управленцами.

Анализ практической деятельности администраторов в судебной системе нашей страны показывает, что в нашей стране мало обращается внимания на их как персональные, так и профессиональные качества, поскольку многие председатели судов, как на уровне субъекта Федерации, так и в районных (городских) судах, относятся к ним как к обычным помощникам (дополнительной единице, состоящей в штате Судебного департамента) по решению вопросов материально-технического обеспечения. Такое положение администратора суда стало возможным только ввиду того, что он непосредственно подчинен руководителю суда и выполняет его распоряжения. В соответствие с должностной инструкцией администратор суда подчиняется непосредственно председателю суда, выполняет его распоряжения, указания, поручения и руководствуется планом работы для администратора, утвержденным руководителем суда. В результате, администраторы судов общей юрисдикции вместо того, чтобы занять в судебной системе место менеджеров и управленцев, как предполагалось изначально, превратились в обычных завхозов, ставших «челноками» между Судебным департаментом и судами.

Между тем практика показывает, что в тех судах, где активно поддерживали администратора суда и его работа получала одобрение со стороны руководства суда, гораздо быстрее происходило его становление. В ряде российских судов председатели судов проявили инициативу в передаче судебному администратору тех обязанностей, которые не связаны с отправлением правосудия, в частности по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда. В целях повышения их самостоятельности соответствующими приказами на администраторов судов были возложены не только организационное руководство аппаратом суда, но и выполнение других обязанностей. Постепенная передача обязанностей, не связанных с процессуальной деятельностью суда, совершенно не означала утрату контроля над администраторами, а наоборот, повышала его значимость, особенно в глазах работников аппарата суда и во внешних взаимоотношениях. Таким образом, при таких конструктивно сбалансированных правоотношениях «судебная власть – исполнительный орган» профессиональный администратор мог бы обеспечивать прекрасную коммуникативную связь как внутри суда, так и за его пределами.

Иными словами, по своей правовой природе, установленной Законом о Судебном департаменте, администратор суда при его определенной самостоятельности мог бы стать основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и реализовать на практике одну из основных задач – освобождение председателей судов от выполнения несвойственных им функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия.

Между тем поспешное копирование реформаторами судебной системы Российской Федерации института судебного администрирования требует серьезного переосмысления, поскольку в настоящее время мы все же приближаемся к пониманию вопросов «определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти», в частности и по организационному обеспечению деятельности судов.

Современных исследователей отличает не только изучение российского – исторического и современного – опыта строительства современной судебной системы, но и выработка критериев эффективности судебной власти и поиск структурообразующих связей как внутри судебной системы, так и вне ее. Поэтому становится вполне объяснимым увеличение числа желающих исследовать проблему двойственной подчиненности администратора суда общей юрисдикции, заинтересованных в получении качественно новых знаний о взаимоотношениях администратора суда с судебной властью и обеспечивающим его аппаратом как разновидности новых судебно-правовых отношений внутри судебной системы.

Явный пробел, допущенный в Законе о Судебном департаменте, отмечался и в Постановлении Совета судей РФ от 20 апреля 2001 г № 51 «О проблемах должностного положения администратора суда федеральных судов общей юрисдикции», в котором указывалось, что правовой статус и должностное положение администратора суда законом определены не в полной мере, а лишь в самом общем виде. Особенности правового статуса администратора суда заключаются в его двойном подчинении. С одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, что закреплено в статье 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», а с другой – руководителю органа Судебного департамента, что вытекает из положений статьи 17 этого же закона. Такое положение, в соответствии с которым администратор суда, находясь в штате Судебного департамента, фактически должен обладать распорядительными функциями в отношении работников аппарата суда, является неопределенным и неэффективным. Кроме того, выполняя функции материального обеспечения деятельности суда и находясь в штате Судебного департамента, он не в полной мере может решать задачи, связанные с приобретением, движением, распределением материальных ценностей, не может иметь права подписи финансовых документов суда.

При этом следует заметить, что вопрос о двойственности положения судебного администратора ставится органом, являющимся вторым по значимости в иерархической структуре органов судейского сообщества.

Двойное подчинение администратора суда породило массу коллизий между ним и председателем суда, аппаратом суда (аппарат суда находится в штате суда, а администратор суда – в штате Судебного департамента) и т.д. При таком положении администратор суда стал «инородным телом» в штате суда, и его появление в судебной системе в сущности ничего не изменило.

Таким образом, основной цели обеспечения подлинной независимости судей, освобождения судей от несвойственных им организационных функций администратор суда не обеспечил, поскольку председатель суда по предложенной схеме по-прежнему продолжает отвечать за работу аппарата суда, в том числе за деятельность самого администратора суда.

В этой связи представляется разрешение данной проблемы только путем разграничения функций судебной и исполнительной властей, при создании полной административной независимости работы аппарата судебного администратора от процессуальной деятельности судей. При таком механизме судебный администратор со своим аппаратом, в который должен будет войти и аппарат суда, мог бы взять на себя решение всех вопросов, связанных с организационным обеспечением нормальной деятельности суда по осуществлению правосудия.

Причин сегодняшнего, весьма далекого от идеала положения администратора суда достаточно много. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделения Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, – препятствует исполнению им возложенных на него обязанностей по руководству аппаратом суда. Именно это положение и вызывает в судах неприятие администратора суда работниками аппарата, поскольку ранее они подчинялись председателю суда, а при условии, что председатель суда издавал приказ и возлагал на администратора суда полномочия по руководству аппаратом суда, то они должны были подчиняться и председателю, и администратору. Опять же следует подчеркнуть, что возложение таких полномочий зависело от председателя суда, а это на первоначальных этапах формирования службы судебного администрирования было просто нереально, поскольку на должности администраторов были приняты уволенные в запас военнослужащие, ушедшие в отставку по выслуге лет работники органов милиции, но в основном это были специалисты, далекие от юриспруденции.

С самого начала деятельности данного института даже сам термин «администратор» вызывал неприятие у значительного числа председателей судов, судей и работников Судебного департамента. По мнению некоторых практиков этот термин несколько обезличивал и принижал его роль, и поэтому предлагалось заменить термин «администратор суда» на «заместитель председателя суда по вопросам организационного обеспечения деятельности суда». Но была и другая точка зрения. Например, прямо указывалось, что придумывая различные должности, как-то: «помощник председателя», «администратор суда» с подчинением их только председателю суда или же с двойным подчинением, государство при этом не решало главной задачи – эффективности осуществления правосудия, поскольку за организацию работы суда продолжает отвечать все тот же председатель, что дает ему возможность воздействовать и на администратора суда, несмотря на то, что он состоит в штате управления Судебного департамента.

Между тем в системе арбитражных судов (даже после их реформирования) вопросы организационного обеспечения деятельности судов, управления финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами решаются принципиально иным образом. Как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата – администратором арбитражного суда.

Читайте также:  Обзор модельного ряда мотоблоков Weima Характеристики отзывы

Таким образом, центральную должность в аппаратах всех арбитражных судов страны занимают администраторы судов, что уже свидетельствует о совершенно ином, принципиально новом подходе к судебному администрированию, чем в системе судов общей юрисдикции. Администратор арбитражного суда призван способствовать созданию организационных, информационных, материально-технических и иных условий для осуществления правосудия, укрепления самостоятельности арбитражного суда, независимости судей, и ему подчиняются структурные подразделения аппарата суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.

Отсюда следует, что в настоящее время законодатель установил две принципиально разные системы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов. В системе судов общей юрисдикции – через специально созданный федеральный государственный орган – Судебный департамент при Верховном Суде РФ, управления (отделы) в субъектах РФ и администраторов судов (уровня субъекта РФ и районного), а в системе арбитражных судов – через институт руководителя аппарата – администратора арбитражных судов, входящего непосредственно в штат арбитражного суда в ранге, фактически соответствующем заместителю председателя арбитражного суда.

И это сравнение двух институтов судебного администрирования далеко не случайно, поскольку суды общей юрисдикции на порядок отстают в плане развития от института администраторов суда в системе арбитражных судов. Во-первых, судебное администрирование в системе арбитражных судов более упорядочено, регламентировано конкретными нормами права, что свидетельствует о более эффективной системе организации деятельности указанного института. Во-вторых, в системе арбитражных судов безбоязненно делегируются полномочия по организационному обеспечению, и тем самым председатели судов постепенно освобождаются от участия в многоаспектной деятельности по финансовому, материально-техническому и иному организационному обеспечению судов. В-третьих, в системе арбитражных судов пришли к пониманию предоставления максимальной самостоятельности администраторам, поскольку без такого отношения немыслимо ожидание эффективной деятельности данного института.

Между тем даже при таком прогрессивном и интенсивном развитии института судебного администрирования в арбитражных судах, администратору российской судебной системы пока трудно сравниться с его коллегой в зарубежных судах, который действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением собственно осуществления правосудия. В российских же судах, особенно общей юрисдикции, администратор продолжает по настоящее время хозяйственно-организационными делами и гораздо меньше – делопроизводством в суде.

Таким образом, напрашивается вывод, что правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции решены законом не в полной мере и лишь в самом общем виде. Камнем преткновения в правовом статусе администратора суда является его двойное подчинение: с одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, а с другой – руководителю органа Судебного департамента и находится в штате Судебного департамента.

Такое двойное подчинение определяет и круг его полномочий, который носит производный характер от части управленческих полномочий председателя суда. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусмотрев выведение администратора суда общей юрисдикции из подчинения председателя суда, наделив его полномочиями по руководству аппаратом суда и организационному обеспечению деятельности суда. Тем самым, в полномочия председателя суда будет входить внутрисистемное управление, направленное, прежде всего, на обеспечение качества и сроков рассмотрения дел, но в то же время ему должны быть даны контрольные функции как в отношении органов, осуществляющих ресурсное обеспечение суда, так и администратора суда.

Источник



Статус судьи в РФ

Правовой статус судьи
права и обязанности российских судей

Статус судьи установлен системой взаимосвязанных норм, имеющихся в различных отраслях права. Речь идет не вообще о правовом положении судей как граждан, а о статусе судьи в силу его должностного положения как представителя судебной власти.

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус — это законодательно признанная совокупность основополагающих прав и обязанностей субъекта права, предопределяющая его социально-правовое положение. Учёные не выработали единых критериев при отборе различных элементов для включения их в правовой статус. Если права и обязанности — бесспорный элемент статуса, то такие элементы, как гарантии и ответственность до настоящего времени вызывают споры.

Правовой статус судей следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовым статусом судьи следует понимать правовое положение должностного лица судебной власти, осуществляющего правосудие.

Статус судьи в узком смысле определяется совокупностью должностных прав, обязанностей и юридической ответственностью, наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Хотя есть мнение, что ответственность нельзя включать в статус в качестве отдельного его элемента, так как она (ответственность) есть разновидность гарантий по реализации субъектом своих обязанностей, которыми его наделил закон.

В широком смысле правовой статус судей характеризуется также компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также преференциями — гарантиями реализации прав и обязанностей (несменяемость, неприкосновенность, независимость) и особым порядком наделения кандидатов судейскими полномочиями, требованиями к кандидатам на должности судей, процедурой приостановления и прекращения полномочий.

Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.*(1)

На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка.

Начиная с 1990-х гг. произошли значительные изменения судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях в РФ», «О финансировании судов РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и др.
Конституция РФ, Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в РФ», Кодекс судейской этики и другие правовые акты подробно устанавливают требования, предъявляемые к личности судьи, его профессионализму, этическим качествам и состоянию здоровья, поведению и взаимоотношению с участниками судопроизводства, различными организациями.

*(1) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.

В качестве основного классификационного критерия деления судейских прав и обязанностей можно считать их отношение к главной судейской функции — отправлению правосудия. По этому критерию все принадлежащие судьям статусные права и обязанности условно поделим на два вида:
1. основные или процессуальные (непосредственно связанные с осуществлением правосудия);
2. вспомогательные (относящиеся к организации судебной власти и ее конституционно-правовым принципам).

Процессуальные права и обязанности — совокупность полномочий судьи по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских. арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (создание прецедентов судебных). Данные права и обязанности имеют ярко выраженную процедурную направленность и устанавливаются преимущественно нормами процессуального законодательства.
Вспомогательные права и обязанности вытекают из высокого положения лиц судейского звания и связаны с обеспечением реализации функции по осуществлению правосудия, т.е. они непосредственно не связаны с отправлением правосудия, а направлены на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления судьями своих полномочий. По закону судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны.
При этом независимость судьи обеспечивается требованиями закона о несменяемостьи и неприкосновенности, равенства прав судей, а также установленным порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку, обязательностью установленных процедур судопроизводства, запретом на любое вмешательство в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих статусу.

Правовой статус — то, что установлено законом.

Фактический статус судей может отличаться от установленного законом в силу ряда причин, о которых подробнее можно ознакомиться здесь.

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Различия в статусах существуют, поскольку не может быть полного тождества в полномочиях судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, военного, общей юрисдикции и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Различия правого положения судей допускается только в случае, если оно установлено законом.

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.

Общие права и обязанности судей в РФ

Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает следующие требования к судье.
Судья обязан:

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации

Судья не вправе:

  • Замещать иные государственные должности;
  • Принадлежать к политическим партиям и публично выражать своё отношение к политическим партиям;
  • Заниматься предпринимательской деятельностью или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;
  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках;
  • Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • Иметь гражданство другого государства; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, и др.

3. Основные права и обязанности судей, работников суда, а также администратора суда 3.1. Судья, работник суда, администратор суда имеют право на:
— работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации;
— производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
— профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
— охрану труда;
— оплату труда в размере, установленном действующим законодательством, а также премирование по результатам работы;
— отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;
— пособия по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
— отпуск без сохранения заработной платы согласно действующему законодательству;
— возмещение вреда, причиненного его здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;
— непосредственное обращение (в установленном порядке) к председателю суда и его заместителям.

3.2. Судья, работник суда, администратор суда обязаны:
— обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний и поручений председателя суда и его заместителей, руководителей структурных подразделений суда, отданных в пределах предоставленных им полномочий;
— предъявлять при приеме на работу документы, сообщать сведения личного характера, предусмотренные законодательством, а также информировать обо всех изменениях, происшедших в запрошенных сведениях, в частности об изменении адреса, семейного положения и т.д., в сроки, установленные в суде;
— поддерживать уровень квалификации, необходимый для эффективного исполнения своих должностных обязанностей;
— соблюдать трудовую дисциплину, а также правила внутреннего распорядка суда;
— использовать рабочее время для производительного труда;
— принимать меры по устранению причин, нарушающих нормальный ход работы, и немедленно сообщать о случившемся непосредственному руководителю;
— бережно относиться к средствам оргтехники и другому имуществу суда, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
— воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам выполнять их служебные (трудовые) обязанности;
— проявлять вежливость, уважение, терпимость;
— иметь опрятный внешний вид;
— экономно использовать расходные материалы и другие материальные ресурсы, а также не допускать ведения междугородных и местных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью;
— перед уходом в отпуск, убытием в командировку оставить в надлежащем виде средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в его распоряжении, передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю, а в случае расторжения трудового договора или прекращения полномочий (выхода в отставку), кроме того, возвратить в кадровую службу служебное удостоверение (пропуск), судья — в порядке, установленном законодательством;
— при отсутствии на рабочем месте принять меры к извещению об этом непосредственного руководителя;
— хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей и затрагивающие частную жизнь граждан;
— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей;
— соблюдать требования настоящих Правил, должностных и иных инструкций, а также установленный порядок работы со служебными документами.
3.3. Судье, работнику суда, администратору суда запрещается: — выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения;
— приносить в здание суда взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества, а также предметы или товары, предназначенные для продажи, пользоваться нестандартными электроприборами и нагревателями;
— вывешивать объявления вне отведенных для этого мест без соответствующего разрешения;
— выполнять на рабочем месте работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей;
— образовывать в суде структуры политических партий и общественных объединений (за исключением профсоюзов), использовать свое служебное положение в их интересах;
— совершать деяния (действия или бездействие), способные нанести ущерб своей репутации, репутации суда, судебной системе или судебному сообществу;
— курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения табака;
— находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
// Постановление Совета судей РФ от 18.04.2003 N 101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов»

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Источник

Помощник судьи. Секретарь судебного заседания

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий

Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.

При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Источник

Должностная инструкция для судей

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 августа 2019 года N 193

Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда

1. Утвердить прилагаемые Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) районного суда и гарнизонного военного суда*, Типовой должностной регламент помощника председателя суда, помощника судьи верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда*, Типовой должностной регламент помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, Типовой должностной регламент помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда (далее — Типовые должностные регламенты).

* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

2. Председателям кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных и гарнизонных военных судов утвердить на основании Типовых должностных регламентов должностные регламенты помощника председателя суда и помощника судьи соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

УТВЕРЖДЕН
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 27 августа 2019 года N 193

Типовой должностной регламент помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда

Раздел 1. Общие положения

1.2. Должность помощника председателя суда в аппарате кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда (далее — суд) относится к главной группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)».

Должность помощника заместителя председателя суда, судьи в аппарате суда относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)».

1.3. Должности государственной гражданской службы «помощник председателя суда», «помощник заместителя председателя суда» и «помощник судьи» (далее — помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности «председатель федерального суда», «заместитель председателя федерального суда» и «судья федерального суда» (далее соответственно — председатель суда, заместитель председателя суда, судья), в реализации их полномочий.

1.4. Назначение лица на должность помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя суда.

1.5. Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

1.6. Помощник заместителя председателя суда подчиняется непосредственно заместителю председателя суда, помощником которого он является, а также председателю суда.

1.7. Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, председателю суда, а также заместителю председателя суда.

1.8. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя суда, нормативными правовыми актами и руководящими документами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, настоящим Типовым должностным регламентом.

1.9. Помощник председателя, заместителя председателя суда, судьи исполняет обязанности, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

1.10. Вопросы взаимозаменяемости помощников председателя суда, заместителя председателя суда, судьи регулируются приказами председателя суда.

На период временного отсутствия помощника председателя суда, заместителя председателя суда его замещает помощник судьи, на период отсутствия помощника судьи его обязанности возлагаются на другого помощника судьи данного суда.

Раздел 2. Квалификационные требования

2.1. На должность помощника председателя суда назначается лицо с высшим образованием по специальности, направлению подготовки образования «юриспруденция» или «правоведение» не ниже уровня специалитета, магистратуры.

На должность помощника заместителя председателя суда, помощника судьи назначается лицо с высшим образованием по специальности, направлению подготовки «юриспруденция» или «правоведение».

2.2. Лицо, претендующее на замещение должности помощника председателя суда, должно иметь не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Для лиц, претендующих на замещение должности помощника председателя суда, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Требования к стажу работы лица, претендующего на замещение должности помощника заместителя председателя суда, помощника судьи, не предъявляются.

2.3. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи должен знать:

государственный язык Российский Федерации (русский язык);

указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;

систему органов государственной власти в Российской Федерации;

порядок работы со служебной информацией, служебной информацией ограниченного распространения, информацией с ограничительной пометкой «для служебного пользования» и сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну;

меры по обеспечению безопасности информации при использовании общесистемного и прикладного программного обеспечения, требования к надежности паролей;

порядок работы со служебной электронной почтой, а также правила использования личной электронной почты, служб «мгновенных» сообщений и социальных сетей, в том числе в части наличия дополнительных рисков и угроз, возникающих при использовании личных учетных записей на служебных средствах вычислительной техники (компьютерах);

основные признаки электронных сообщений, содержащих вредоносные вложения или ссылки на вредоносные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая «фишинговые» письма и спам-рассылки;

требования по обеспечению безопасности информации при использовании удаленного доступа к информационным ресурсам государственного органа с помощью информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть «Интернет»), в том числе с использованием мобильных устройств;

правила и ограничения подключения внешних устройств (флеш-накопители, внешние жесткие диски), в особенности оборудованных приемо-передающей аппаратурой (мобильные телефоны, планшеты, модемы), к служебным средствам вычислительной техники (компьютерам).

понятие персональных данных, принципы и условия их обработки;

меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах;

перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

основы ведения судебного делопроизводства и судебной статистики;

нормы и правила охраны труда, пожарной и технической безопасности;

правила внутреннего трудового распорядка суда;

кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих суда;

настоящий Типовой должностной регламент;

порядок размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов на официальном сайте суда в сети «Интернет»;

нормативные документы, регулирующие деятельность приемной суда;

правила поведения посетителей в здании суда.

2.4. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи должен уметь:

мыслить стратегически (системно);

анализировать и обобщать результаты работы суда;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, применять их на практике;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и реализовывать управленческие решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;

владеть приемами межличностных отношений (уметь эффективно сотрудничать и принимать советы коллег по работе, не допускать межличностных конфликтов);

работать с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности,;

пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

Раздел 3. Должностные обязанности

3.1. Приоритетными направлениями деятельности помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи является организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности председателя суда, заместителя председателя суда, судьи, а также обеспечение их процессуальной деятельности.

3.2. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса.

3.3. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также по поручению председателя суда, заместителя председателя суда, судьи:

оказывать помощь председателю суда, заместителю председателю суда, судье в подготовке и организации судебного разбирательства, а также в подготовке проектов судебных решений;

по поручению судьи, являющегося председательствующим в судебном заседании, в случае необходимости вести протокол судебного заседания по уголовным делам, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, производить иные процессуальные действия;

Источник

Права и обязанности судьи в РФ

Правосудие в России осуществляется судьями. Это особая категория работников на территории страны. В зависимости от вида судов (общей юрисдикции, арбитражные, федерального значения) такие сотрудники наделены разными правами и обязанностями. Законодателем приняты специальные правовые нормы, регулирующие данную деятельность.

Что является главным в деятельности судьи?

Деятельность судьи

Правосудие – это важная деятельность на всей территории страны. Работа судей основывается на принципах, которые имеют огромное значение. Вот несколько из них:

  1. Справедливость (никто не может быть оговорен или осужден просто так).
  2. Законность и компетентность.
  3. Равенство всех перед законом и судом.
  4. Открытость судебного разбирательства (есть исключения).

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ. Следование законам – это главная составляющая работы суда. Каждое решение должно основываться на нормах права, доказательствах.

Только данный государственный орган в стране имеет полномочия по назначению наказаний для граждан, ИП и юридических лиц. Здесь важна непредвзятость, отсутствие каких-либо связей между судьей и участниками процесса (личных, родственных или служебных). От этого напрямую зависит исход рассмотрения дела. Все важные вопросы заключены в кодифицированные акты. В них ограничен список прав и обязанностей данной категории работников в России.

На должность принимают человека, который осознает всю ответственность перед гражданами. Он должен создавать все условия для справедливого и честного правосудия. Данная профессия является пиком юридической карьеры. Это престижная должность, которая многие годы будет оставаться в центре внимания, на вершине рейтингов.

Что определяет статус судьи?

Определение статуса судьи

В России существует три самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Последняя является наиболее независимой, что позволяет беспристрастно и объективно рассматривать различные споры, возникающие между субъектами правоотношений.

В юридической литературе приводится значение слова «статус» — этот термин переводится с латыни, как «состояние, должность». В современном обществе термин «статус» используется для обозначения правового статуса кого-либо, будь то гражданин РФ, государственный или муниципальный орган, или юридическое лицо.

Данное правовое положение работника суда означает специальный юридический статус как государственного деятеля, который закреплен на законодательном уровне.

Описание и характеристику возможно найти в таких нормативных актах, как Конституция РФ (статьи 120-122, 124, 128), Закон о статусе судей, о судебной системе (глава 2), о Конституционном суде (глава 2), о военных судах РФ (глава 3), о мировых судьях (статьи 6-8) и другие правовых, а также в подзаконных актах.

В субъектах имеются законодательные документы, содержащие правила и требования по организации деятельности суда. Они не должны противоречить основным законам страны.

Огромное значение в регулировании правового статуса судей играет и международное право. Наиболее значимым документом, регулирующим деятельность в этой области, является Европейская хартия о статусе судей 1998 года, а также Основные принципы независимости судебной власти, принятые в 1985 году.

Вот несколько его элементов:

  1. В качестве людей, осуществляющих (реализующих) судебную власть, судьи являются государственными образованиями, имеющие законные права и обязанности, полномочия.
  2. Единство статуса судей. Это означает, что все судьи равны внутри судейского сообщества. Закон гарантирует равную защиту их прав, но им также назначены те же обязанности и ограничения.
  3. Присвоение квалификационных классов судьям. На сегодня созданы следующие классы: высший, 1, 2, 3, 4 и 5. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации имеют высший квалификационный класс.
  4. Наличие особых требований к судье и особых ограничений, связанных с его статусом.

Для примера можно привести:

  1. Работники суда руководствуются исключительно только Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Вмешательство в деятельность судей с целью предотвращения отправления правосудия подразумевает уголовную ответственность (части 1 и 3 статьи 294 Уголовного кодекса РФ).
  3. Судью не имеют право снять с должности в течение всего срока действия полномочий (лишь в особых исключительных случаях), что само собой означает, что судей не могут оформлять на иную должность (работу) или переводить в другой населенный пункт или субъект РФ без их согласия.
  4. Иммунитет судей, который тесно связан с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком задержания, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
  5. Право судьи на отставку (почетный выход на пенсию или отстранение от должности).
  6. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальная поддержка включает ежемесячную заработную плату в соответствии с занимаемой должностью, ежемесячную заработную плату судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, а также: ежемесячное денежное вознаграждение, дополнительная оплата за стаж работы, за академическую степень кандидата юридических наук и другие дополнительные выплаты.

Это лишь часть всего перечня, указанного в правовых нормах.

Процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде

Права и обязанности судей

Права и обязанности судьи:

  1. Рассмотрение дел.
  2. Контроль и надзор за деятельностью суда.
  3. Разрешение споров, касающихся компетенции судей.
  4. Проверка конституционности законов.
  5. Выступление с законодательной инициативой.
  6. Иные действия на основании Конституции РФ.

Данный перечень содержится в Федеральном конституционном законе №1-ФКЗ.

Группы, на которые можно подразделить права и обязанности судей

Деятельность работников суда подразделяется в зависимости от рассматриваемых дел, вида судебного органа. Существуют гражданско-правовые, уголовные, административные и арбитражные дела.

Права и обязанности при отправлении правосудия по уголовным делам

  1. Руководство судебным процессом от начала до конца (распоряжения персоналу, проверка документооборота, ведение архива).
  2. Ведение дела по всем этапам, включенным в нормы права.
  3. Вынесение решения, постановления, определения, приказа.
  4. Принятие и рассмотрение ходатайств, доказательств от участников процесса.
  5. Назначение судебной экспертизы любого вида.
  6. Перевод заключенного, обвиняемого в другой город или субъект РФ.
  7. Смягчение наказания по заявлениям осужденного, адвоката.
  1. Осуществление контроль и надзор за деятельностью суда.
  2. Распределение обязанностей среди сотрудников государственного органа.
  3. Подготовка документации для судебного разбирательства или передачи по подсудности, иные государственные органы.
  4. Информирование.

Данные перечни содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Права и обязанности судей при разрешении дел в гражданском и арбитражном суде

Схема гражданского, арбитражного и административного процесса

  1. Руководство процессом.
  2. Возбуждение, закрытие или приостановление дела.
  3. Рассмотрение дел по существу.
  4. Принятие и рассмотрение ходатайств, доказательств от участников процесса.
  5. Назначение судебной экспертизы любого вида.
  6. Запрос документов, дополнительных доказательств у граждан, ИП или юридических лиц.
  7. Приостановление деятельности предприятия на момент судебного разбирательства.
  1. Осуществление контроль и надзор за деятельностью суда.
  2. Распределение обязанностей среди сотрудников государственного органа.
  3. Подготовка документации для судебного разбирательства или передачи по подсудности, иные государственные органы.
  4. Информирование (занесение данных в систему для публичного доступа).

Это основные права и обязанности судей данных категорий судов. Все они закреплены в федеральном законодательстве.

Установление гарантий неприкосновенности судьи федеральным законом

Особый статус подразумевает привилегии. Их перечень указан в Федеральном законе №3132-1 статье 16. В тексте говорится о неприкосновенности судьи, его членов семьи, жилища, личных вещей, документов, а также переговоров, переписок. По закону в отношении подобной категории граждан запрещены досмотры, оперативно-розыскные мероприятия, допросы без весомых на то оснований. Судебная коллегия или вышестоящий суд должен вынести решение об одобрении (согласии) на проведение различных мероприятий в отношении судьи.

Никто не имеет право оскорблять работника суда в судебном заседании или вне его границ. Ответственность граждан за противоправные действия в отношении судей или сотрудников правоохранительных органов подразумевает более суровые наказания.

Благодаря особому статусу судью сложно привлечь к серьезной ответственности. Для этого необходимы весомые основания, доказательства, а порой и заседание всей коллегии суда. Ежегодно принимаются поправки в законы для улучшения судебной системы.

Видео о конституционно-правовых основах судебной власти в РФ:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Adblock
detector