Меню

Противопожарные мероприятия для аэропортов и терминалов

Противопожарные мероприятия для аэропортов и терминалов

Внезапно возникающий пожар в самолетах, аэропортах или терминалах представляют смертельную опасность для находящихся внутри людей, поэтому к обеспечению противопожарной безопасности на таких объектах предъявляются особые требования. Четкая и своевременная разработка противопожарных мероприятий позволит свести риск дальнейшего распространения пожара в случае появления очага возгорания к минимуму. Особые требования предъявляются к противопожарному оснащению аэропорта в целом и его отдельных элементов – ангаров, стоянок, оборудования для заправки топливом.

Необходимость организации противопожарной безопасности в аэропорту

В аэропорту круглосуточно должна находиться пожарная охрана с устройствами для тушения пожара. На стоянках самолетов должны находиться специальное углекислотное оборудование, первичные средства пожаротушения:

  • огнетушители различных типов;
  • ящики с песком;
  • противопожарный инвентарь.

Ангары, помещения складского типа и производственные комнаты в аэропортах должны быть оснащены системами автоматического пожаротушения. Личный состав, работающий на территории аэропорта, должен проходить:

  • первичный и вторичный инструктажи;
  • мероприятия по противопожарной безопасности;
  • тревоги учебного типа с использованием автоматических систем пожаротушения.

Что запрещено в аэропортах

Прохождение инструктажа должно фиксироваться в специальном журнале по технике безопасности. Инструкции по обеспечению противопожарной безопасности разрабатываются в каждом конкретном аэропорту и его подразделении. На территории аэропорта категорически запрещено:

  • пользоваться огнем в непосредственной близости к самолетам, обогревателям и ангарным помещениям;
  • заправлять самолет без заземления лайнера и заправщика, с неисправным (нерабочим) состоянием элементов в цепях;
  • проливать материалы горючей природы вблизи самолетов (при возникновении таких ситуаций самолет отбуксируют от стоянки и промывают оставшиеся следы горючего);
  • запускать двигатель с выключенной системой пожаротушения на стоянке самолетов;
  • курить в запрещенных местах (для курения есть специальные зоны).

Выполнение правил противопожарной безопасности регулируется руководством аэропорта, в связи с чем соблюдаются и противопожарные мероприятия. Согласно противопожарным нормам, определяются места стоянки самолетов, подъездные пути для обслуживающего транспорта, заправщиков для того, чтобы исключить возникновения чрезвычайных ситуаций.

Система противопожарной защиты

Противопожарная защита аэропорта представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение, обнаружение, оповещение и своевременное тушения пожара. Система противопожарной защиты включает в себя:

  • централизованный охранный пункт;
  • систему автоматической сигнализации и оповещения о пожаре;
  • систему пожаротушения.

Охранный пункт осуществляет контроль над элементами комплекса. Кроме того, он оснащается системой видеонаблюдения для слежения за помещениями аэропорта. В состав пожарной сигнализации входят приемно-контрольное устройство, датчики-извещатели и оповещатели. Последние элементы расположены на территории аэропорта. В аэропортах размещаются адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации, которые с точностью определяют место и адрес извещателя, от которого исходил сигнал о задымлении или возгорании.

Особое внимание уделяется материалам, из которых изготавливаются аэродромные конструкции и сооружения. Они должны обладать высокой степенью огнестойкости (бетон или металл), не поддерживать процесс горения. Кроме того, обязательно проведение огнезащитной обработки металлоконструкций, размещенных в близости к складским помещениям с горючими материалами. В связи с наличием массового количества людей важно в аэропортах организовать эвакуацию при пожаре (наличие табличек с указанием путей эвакуации, электронное табло и пр.). Такие действия обязательны для исполнения в аэропорту.

Источник



Документация по пожарной безопасности для аэропорта: Инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы и акты, графики и методички — пакет документов (образцы бесплатно)

Заказывай комплект документов у нас! Гарантия правильности 100%!

Выбрать другой объект Выбрать другой объект

Особенности разработки документации по пожарной безопасности для аэропорта

В этой статье мы рассмотрим особенности разработки документации по пожарной безопасности и предложим полный перечень локальных нормативных актов и документов , среди которых инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы, регламенты и акты , актуальные в 2021 году.

Документация по пожарной безопасности для аэропорта

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, аэропорт — это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал и другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, а также имеющий для этих целей необходимое оборудование и персонал.

Аэропорты являются многофункциональными предприятиями, поэтому не могут относиться к объектам одного класса функциональной пожарной опасности.

Основным связующим звеном в комплексе объектов аэропорта является аэровокзал. Он относится к группе общественных зданий. Здесь производится приобретение билетов, регистрация и оформление багажа, досмотр пассажиров и их ручной клади в целях обеспечения безопасности полетов, а в международных аэровокзалах ещё и пограничный контроль. Кроме того, аэровокзал предоставляет пассажирам бытовое и медицинское обслуживание, общественное питание и другие услуги. Для этого предусмотрены помещения ресторанов, кафе, буфета, узла связи, камеры хранения багажа, медпункта, киосков, магазинов беспошлинной торговли и т.д.

В соответствии с действующим законодательством аэровокзалы идентифицируются как объекты класса функциональной пожарной опасности Ф 3.3 — здания вокзалов (подпункт «в» пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2007 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также в рамках приложения №8 (скачать >>) к Приказу МЧС России от 28.06.2018 № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»).

Пожарная опасность аэровокзалов вызвана массовым пребыванием в них людей различного возраста и физического состояния из числа обслуживаемых пассажиров и персонала.

Кроме того, пожарная опасность аэровокзалов обусловлена горючей нагрузкой помещений основного технологического назначения, дополнительного обслуживания пассажиров, а также служебных и вспомогательных помещений.

Законодательство РФ предъявляет к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф3.3 требования как общего, так и специфического характера. На каждом объекте защиты данного класса должен быть выполнен комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение его пожарной безопасности. В состав этого комплекса входит ряд локальных нормативных актов и документов (см. здесь >>), отражающих специфику пожарной опасности здания, сооружений, помещений, оборудования и различных процессов деятельности аэровокзала.

Номенклатура этих актов и документов, как правило, включает в себя:

  • приказы;
  • планы и графики;
  • инструкции и программы;
  • журналы;
  • акты и протоколы различных испытаний.

Ответственность за разработку и обновление этой документации возложена законодательством на руководителя объекта. Невыполнение или ненадлежащее выполнение данных обязанностей может повлечь за собой дисциплинарную, административную, а при наступлении определенных последствий и уголовную ответственность согласно:

  1. ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  2. ч.12, ч.14, ст. 19.5., ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  3. ч.2. ст. 167, ст.168, ст.219 Уголовного кодекса РФ.

Законодательство (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390) позволяет руководителю объекта делегировать часть своих обязанностей должностным лицам, назначив ответственных за пожарную безопасность в установленном порядке.

Читайте также:  Nokta Simplex Plus обзор и тест металлоискателя

В зависимости от специфики аэровокзала полный, но минимально необходимый комплект документов и актов включает в себя порядка 36 наименований (см. здесь >>). Часть из них разрабатывается должностными лицами объекта, часть — лицензированными организациями, оказывающими объекту услуги в области пожарной безопасности на договорной основе (см. здесь >>). К содержанию ряда документов, например к инструкциям и программам, устанавливаются конкретные требования пожарной безопасности согласно:

  1. разделу XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
  2. нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Разработка и качественное оформление комплекта документов по пожарной безопасности в организации часто оказывается непростой задачей даже для опытных специалистов и требует по крайней мере немалых временных затрат, так как этим приходится заниматься далеко не каждый день. Умение ориентироваться в постоянно меняющихся требованиях законодательства и знание специфики объекта, конечно, помогут справиться с задачей, но не гарантируют отсутствия досадных ошибок. Мы предлагаем провести эту работу за Вас на профессиональном уровне.

Наши специалисты утвердят перечень локальных актов, разработают инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы, регламенты и акты конкретно для вашего объекта защиты, подготовят полный пакет документов с учетом требований в области пожарной безопасности в 2021 году.

Полный перечень документов по пожарной безопасности для аэропорта. Формы. Бланки. Примеры оформления

В стандартный комплект документов для аэропорта могут входить:

  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для аэропорта.*
    (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Инструкция о порядке действий дежурного персонала при поступлении сигнала о пожаре и неисправности системы противопожарной защиты для аэропорта.*
    (п. 64 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре для аэропорта.*
    (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Инструкция по порядку использования лифтов, имеющих режим работы «транспортировка пожарных подразделений» для аэропорта.*
    (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Программа вводного противопожарного инструктажа для аэропорта.*
    (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390; п. 14 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645)
    Форма документа
  • Программа первичного противопожарного инструктажа для аэропорта.*
    (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390; п. 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645)
    Форма документа
  • Методичка по организации пожарных тренировок для аэропорта.*
    (Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» (утв. МЧС РФ 04.09.2007 N 1-4-60-10-19)
    Форма документа
  • Журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов для аэропорта.****
    (п. 59 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты для аэропорта.****
    (пп. 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Журнал учета инструктажей о мерах пожарной безопасности для аэропорта.**
    (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390; п. 10 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645)
    Форма документа
  • Журнал учета выдачи нарядов-допусков на выполнение огневых работ для аэропорта.**
    (п. 437 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Журнал учета наличия, периодических осмотров и сроков перезарядки огнетушителей для аэропорта.**
    (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя для аэропорта.***
    (чч. 8-11 ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)
    Форма документа
  • Журнал учета проведения тренировок по эвакуации на случай пожара для аэропорта.**
    (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390; Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» (утв. МЧС РФ 04.09.2007 N 1-4-60-10-19))
    Форма документа
  • График проведения повторного противопожарного инструктажа с работниками аэропорта.**
    (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390; п. 23 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645)
    Форма документа
  • График проведения работ по очистке воздуховодов и вентиляционного оборудования от горючих отходов для аэропорта.**
    (п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • График проведения технического обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты для аэропорта.****
    (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • План проведения тренировок по эвакуации для аэропорта.**
    (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность для аэропорта.*
    (ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»)
    Форма документа
  • Приказ об утверждении порядка обучения мерам пожарной безопасности для аэропорта.*
    (ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Приказ об обеспечении пожарной безопасности для аэропорта.*
    (ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»)
    Форма документа
  • Приказ о проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара для аэропорта.**
    (Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 г. N 1-4-60-10-19))
    Форма документа
  • Приказ об итогах подготовки и проведения тренировки для аэропорта.**
    (Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 г. N 1-4-60-10-19))
    Форма документа
  • Памятка по порядку использования лифтов, имеющих режим работы «транспортировка пожарных подразделений» для аэропорта.*
    (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки для аэропорта.**
    (Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 г. N 1-4-60-10-19))
    Форма документа
  • Акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность для аэропорта.****
    (п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт огнезащитной обработки для аэропорта.****
    (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт приемки работ по очистке вентиляционных систем для аэропорта.****
    (п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт периодической проверки дымовых каналов от газоиспользующего оборудования и бытовых печей для аэропорта.****
    (п. 82 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт о перекатке пожарных рукавов для аэропорта.****
    (п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт проверки исправности клапанов мусоропровода и помещений мусоросборных камер для аэропорта.****
    (п. 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт проверки работоспособности СПЗ (АПС, АПТ, люков, задвижек, клапанов, блокировок) для аэропорта.****
    (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт проверки состояния огнезащиты для аэропорта.****
    (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Акт испытаний наружного противопожарного водоснабжения на работоспособность для аэропорта.****
    (п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Протокол испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу для аэропорта.****
    (ст. 86 Федерального закона от 22 июля 2007 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
  • Протокол испытаний лестниц и ограждений для аэропорта.****
    (п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390)
    Форма документа
Читайте также:  Должностная инструкция врача школы 2020

* Подготовит полностью наш Сервис. Вы только предоставляете информацию об объекте.

** Мы предоставляем форму.

*** Заполняют надзорные органы.

**** Форма для заполнения обслуживающей организацией или заполняется организацией самостоятельно (если не лицензируемый вид деятельности).

Источник

Новые требования ICAO к пожарной аэродромной и АС технике

Эксперты: на протяжении более чем 25 лет, с момента когда были введены в действие Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) и Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91) в организации деятельности СПАСОП ничего не изменилось.

Новые требования ICAO к пожарной аэродромной и АС технике

Важнейшей компонентой аэропортовой деятельности и обязательным условием осуществления полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях России является наличие полноценной, технически оснащенной и укомплектованной подготовленным личным составом Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

Особую актуальность эти вопросы приобретают в связи с подготовкой к проведению на территории 11 субъектов РФ ЧМ-2018 и неизбежными инспекционными проверками со стороны FIFA и ICAO.

В аэропортах стран- членов ICAO должны соблюдаться весьма жесткие нормативы времени реагирования СПАСОП на авиационные пришествия и инциденты. Дело в том, что в 2014 году было существенно переработано Приложение 14, а с 1 января 2015 года вступило в силу доработанное Секретариатом ICAO четвертое издание: «Руководство по аэропортовым службам». Часть 1. Спасание и борьба с пожаром (Doc 9137-AN898).

В издании (Руководстве ICAO) нашли отражение современные достижения в области тактики и технологий осуществления аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, пересмотрены многие нормативы и технические параметры.

Так, время развертывания первого прибывшего пожарного аварийно-спасательного аэродромного автомобиля рекомендовано сократить с 3-х до 2-х минут, а заключительного автомобиля- с 4-х до 3-х минут! А это, в свою очередь, требует оснащения СПАСОП соответствующей высокоскоростной (100-105 км/час) и весьма приемистой (80 км/час за 25 и 40 секунд, соответственно) техникой на современном шасси, с большой грузоподъемностью и высокопроизводительным подающим насосным оборудованием и мощной арматурой для получения пены.

Руководством ICAO предусмотрено применение современных огнетушащих веществ (пленкообразующие пенообразователи и огнетушащие порошки), изменились нормативы их количественных запасов.

Однако, как показывает анализ, а также многочисленные публикации и выступления наших экспертов в журнале «Транспортная безопасность и технологии» СПАСОП аэропортов России нуждается в серьезном обновлении и совершенствовании.

На протяжении более чем 25 лет, с момента когда были введены в действие Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) и Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91) в рассматриваемой сфере практически ничего не изменилось. По-прежнему в них в качестве максимального указан лишь 9 уровень противопожарной защиты аэропорта, хотя в мире давно введен 10 уровень?!

Читайте также:  Пылесос с контейнером для пыли Bork V504

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) руководствуясь в своей деятельности, в том числе и Международными договорами, реализует серьезные контрольно-разрешительные, сертификационные и иные полномочия в сфере СПАСОП и аэропортовой деятельности.

На официальном сайте Росавиации опубликован Перечень действующих сертификатов на аварийно-спасательную технику и оборудование на 6 октября 2016 года. В нем, в частности указаны аэродромные пожарные автомобили и пенообразователи, якобы имеющие действующие сертификаты соответствия и одобренные для гражданской авиации, но, как утверждают эксперты, не отвечающие предъявляемым требованиям, содержащимся в Руководстве ICAO.

По мнению специалистов и экспертов данная практика не способствует повышению эффективности СПАСОП и их качественному оснащению. Аэропортовая администрация, руководствуясь указанными Перечнями Росавации, закупает низкоскоростные и с недостаточной грузоподъемностью и производительностью по подаче огнетушащих веществ образцы пожарной и аварийно-спасательной техники (на шасси УрАЛ, КАМАЗ), пенообразователи. Но по понятным причинам в некоторых случаях в больших количествах и с большим числом персонала, чем допускается обновленным Руководством ICAO и неся дополнительные расходы.

А отсутствие понятных и прозрачных «правил» и «процедур» формирования указанных перечней может создавать предпосылки для недобросовестной конкуренции и коррупции.

Много вопросов вызывает практика осуществления аттестования подразделений СПАСОП и личного состава в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и лицензирование их деятельности по тушению пожаров. Так как при этом отсутствуют документы, регламентирующие профессиональную и боевую подготовку личного состава, организацию газодымозащитной службы (ГДЗС) и др.

Кроме того, небольшие аэропорты с низкой интенсивностью полетов воздушных судов формально обязаны содержать СПАСОП. В применяемых документах, вопреки обновленному и вступившему в силу с 1 января 2015 года Руководству ICAO, никак не учитывается интенсивность полетов. Не предусмотрены механизмы аутсорсинга, ГЧП, лизинговых схем и субсидирования приобретения аварийно-спасательной и противопожарной техники, или вахтового метода несения службы личным составом на период осуществления полетов.

Учитывая сложившуюся ситуацию редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» обратилась к Руководителю Росавиации Александру Васильевичу Нерадько с просьбой рассказать нашим читателям:

  • об организации и состоянии деятельности по исполнению возложенных на Росавиацию полномочий в сфере СПАСОП аэропортов России;
  • о состоянии готовности СПАСОП к выполнению возложенных задач, в том числе и в период ЧМ-2018, а также о степени их соответствия требованиям указанного Руководства ICAO;
  • об организации и основных итогах контрольной деятельности Росавиации в соответствии с п. 5.4.44 Положения о Росавиации в части исполнения обновленного Руководства ICAO, соответствует ли оснащение СПАСОП и время оперативного реагирования (развертывания первого прибывшего к месту аварии аэродромного автомобиля) СПАСОП аэропортов России требованиям Руководства ICAO (2-3 минуты);
  • о существующем порядке и практике осуществления аттестования Росавиацией подразделений СПАСОП в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя, как при этом учитываются требования Руководства ICAO, основные итоги и существующие проблемы.

Кроме того, мы поинтересовались — на основании каких документов, кто и в соответствии с какими требованиями формирует Перечни действующих сертификатов на аварийно-спасательную технику и оборудование, рекомендованных для гражданской авации и почему в них содержатся образцы аэродромной пожарной и аварийно-спасательной техники и пенообразователи, не соответствующие введенным с 1 января 2015 года требованиям ICAO?

Надеясь на полноценный и развернутый ответ руководителя Росавиации, редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» планирует разместить данные материалы в очередном номере издания.

Источник

Типовая инструкция по действиям персонала при пожаре. Рекомендации по проведению эвакуации людей.

Типовая инструкция по действиям персонала при пожаре

В случае пожара, действия работников организации и привлекаемых к тушению лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности людей, их эвакуацию и спасение.

Каждый работник организации, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

  • немедленно сообщить о пожаре в пожарную охрану по городскому телефону по номеру «01» или по мобильному телефону по номеру «112» (при этом необходимо четко назвать адрес организации, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
  • известить о пожаре руководителя организации или замещающего его работника;
  • задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
  • при необходимости отключить электроэнергию, приостановить работу отдельных агрегатов и участков, способствующих развитию пожара и задымлению помещений здания;
  • оценить обстановку и приступить к тушению очага возгорания имеющимися первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), для ликвидации его на ранней стадии;
  • организовать встречу пожарных подразделений (выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников).

Рекомендации по проведению эвакуации людей

Правильная организация действий по спасению людей до прибытия пожарной охраны напрямую зависит от качества проведения практических занятий и учебных тренировок, направленных на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых чрезвычайных ситуациях.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем самостоятельно, и пожар принимает угрожающие размеры необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти людям. При этом выводятся люди из тех помещений, где в условиях пожара имеется наибольшая угроза жизни, а также из верхних этажей здания, в первую очередь, выводятся дети младших возрастов, престарелые и инвалиды. Очень важно зимой при сильных морозах взять с собой теплую одежду и одеть детей. При выходе из помещения необходимо выключить, по мере возможности, электричество и газ.

При пожаре дым скапливается в верхней части помещения, поэтому при задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот мокрым носовым платком или полотенцем, двигаться на четвереньках или ползком к выходу вдоль стены, чтобы не потерять направление.

Не пытайтесь выйти через сильно задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен).

Если лестница окажется отрезанной огнем или сильно задымлена, то лучше оставаться в помещении и ждать приезда пожарных. При этом следует выйти на балкон или подойти к окну и привлечь внимание прохожих. Уплотните дверь, через которую возможно проникновение дыма: намочите тряпки, полотенца, простыни, и плотно прикрыв двери, постарайтесь заткнуть щели между дверью и косяком. В этом случае эвакуацию следует осуществлять по балконам, наружным стационарным, приставленным и выдвижным лестницам.

Спускаться по водосточным трубам, стоякам и с помощью связанных простыней, недопустимо, а также прыгать из окон здания, т.к. неизбежны травмы и гибель.

Материал подготовил:
Дознаватель отделения ФГПН Тишкин И.Н.
р.т. 8-(351-91)-6-25-38

Источник