Меню

РД 220 12 98 Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений(СГП или СГЗП) и тары на подъемных сооружениях

Вопрос от 25.01.2019:

Исходя из норм статьи 7 (приложение № 3) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента.

Необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя, в соответствии с пунктом 233 ФНП ПС.

Согласно пункту 195, пункту 199 ФНП ПС, стальные канаты и цепи, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по длине, марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте подъемного сооружения и иметь сертификат предприятия – изготовителя.

В силу пункта 219 ФНП ПС, требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции, должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, совместно с которым они используются по назначению.

Вопрос от 17.05.2018:

Ответ: В каждом паспорте стропа указывается гарантийный срок эксплуатации(3 месяца). Согласно п.223 и п.228 ФНП №533 [новый документ] стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации. Для стальных канатов стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 4 к ФНП №533, а для цепей стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 7 к ФНП №533.

Браковочные признаки текстильных стропов также приведены в приложении № 7 к ФНП №533. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы, при этом результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Таким образом, рекомендованный срок безопасной эксплуатации стропа не является обязательным и необходим для планирования замены эксплуатируемых стропов.

Вопрос от 17.05.2018:

Ответ: В каждом паспорте стропа указывается на проведение испытания стропа с указанием даты проведения испытания и результатов испытания (годен, не годен), необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя и приложения №7 «Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе» ФНП № 533. По браковке стропов при визуальном осмотре, определяется годность стропа к эксплуатации и не требуется проведение испытаний строп, т.к. изготовитель гарантирует соответствие стропа заявленным характеристикам при изготовлении. Согласно п.п.225,226 ФНП №533 проведение проверки грузоподъемности стропа проводится только после проведения ремонта с целью проверки качества выполненного ремонта с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления.

Вопрос от 17.05.2018:

Ответ: Согласно п.23 «ж» [новый документ] Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

  • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Вопрос от 28.03.2019:

Ростехнадзором были разъяснены вопросы назначения работника, проводящего осмотры СГП следующим образом:

Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС. В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Из вышеприведенного разъяснения получается, что возложение обязанностей по осмотру СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии возможно только в организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе). Но в п. 228 сказано, что специалистов для осмотра СГП назначают согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП, где перечислены и ответственный за безопасное производство работ и ответственный за работоспособное состояние.

Прошу более подробно разъяснить почему ответственный за работоспособное состояние не может быть назначен специалистом для осмотра СГП?

Ответ: Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

  • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, при этом сведения об учете и осмотре СГП, закреплённых за ПС, можно дополнительно отражать в вахтенном журнале ПС.

ФНП 533 не запрещает назначение ответственного за работоспособное состояние специалистом для осмотра СГП.

Вопрос от 19.04.2016:

На основании п.п. 264 и 148 «к» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [новый документ] следует, что съемные грузозахватные приспособления и тара не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Прошу разъяснить, требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности съемных грузозахватных приспособлений и тары, участвующих в технологическом процессе транспортирования расплавов черных и цветных металлов (объект является ОПО также по признаку получения, транспортирования, использования расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более).

Ответ Ростехнадзора: Управление горного надзора рассмотрело Ваше обращение и сообщает, что съемные грузозахватные приспособления и тара участвующая в технологическом процессе транспортирования расплавов черных и цветных металлов на опасном производственном объекте не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 06.11.2015:

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.

В соответствии с п. 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, (далее – ФНП по ПС) [новый документ] в процессе эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов, согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП [новый документ]) должна периодически производить их осмотр не реже чем:

  • траверс, клещей, захватов и тары – каждый месяц;
  • стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
  • редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений – перед началом работ.

Из изложенного следует, что если траверсы, клещи, захваты и тара используются реже чем 1 раз в месяц или стропы используются реже чем 1 раз в 10 дней, то их следует относить к редко используемым и производить их осмотр согласно п. 228 ФНП по ПС перед началом работы.

Отнесение съёмных грузозахватных приспособлений и тары к категории редко используемых оформляется распорядительным документом эксплуатирующей организации.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Источник



Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в «Каталог СНиП»

РД 220-12-98 Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары.

Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары

(утв. ПКФ «Авангард» 8 декабря 1998 г.)

1. Общие сведения

1.1. Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин (кранов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты.

1.3. Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рамы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Читайте также:  Каталог Электронный контроллер давления Насосы плюс оборудование Модель EPS II 12 для бытовых и комме

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление).

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

1.10. Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, жидких, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

1.11. В одной инструкции или нормативном документе невозможно отразить все виды и конструктивные исполнения грузозахватных приспособлений и тары, как и изложить требования безопасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящей Типовой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные машины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердить производственные инструкции по безопасной эксплуатации металлических приспособлений и металлической технологической тары в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов и других правил безопасности и нормативных документов.

2. Требования безопасности

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Госгортехнадзора России.

2.2. Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов Госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»* и нормативными документами.

2.3. Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:

— прочность и надежность конструкции грузозахватного приспособления и тары;

— минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

— удобство в обслуживании и обращении;

— обеспечение сохранности захватываемого груза;

— соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

2.4. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требованиями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

2.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выданную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта — на предприятии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименования приспособлений, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления.

2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение 1 к настоящей Типовой инструкции).

3. Эксплуатация

3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.

3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.

3.5. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, указанных в п. 3.6 настоящей Типовой инструкции, согласно требованиям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

3.6. Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рамы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

3.7. Владельцем грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

3.8. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

3.9. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

3.10. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.

3.11. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

3.12. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

3.13. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

— при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

— под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;

— не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

3.14. Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства (рис. 1)**: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

3.15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

3.16. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

3.17. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.18. При работе грузоподъемной машины не допускаются подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

4. Порядок осмотра и браковки металлических приспособлений и тары

4.1. Согласно требованиям правил безопасности стропальщики должны производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары перед их использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

4.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных приспособлений в следующие сроки:

— стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

— траверс, захватов и тары — каждый месяц;

— редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.

4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

4.4. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

— характер и число обрывов проволок, в т. ч. наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

— поверхностный и внутренний износ;

— поверхностная и внутренняя коррозия;

— местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

— деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;

— повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

4.5. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Читайте также:  Что представляет собой техника Dodge and Burn

Источник

Портал газовиков

Всё для безаварийной работы

Всё для безаварийной работы

  • Главная
  • События
  • Газбиблиотека
    • ГОСТы
    • ВРД
    • ВСН
    • РД
    • Инструкции
      • Типовые инструкции по охране труда по профессиям и видам работ
      • Типовые инструкции по ОТ
      • Типовые производственные инструкции по выполнению газоопасных работ на объектах газораспределительных систем
      • Инструкции по ОТ службы ЛЭС
      • Инструкции по ОТ службы ЭВС
      • Инструкции по пожарной безопасности (ПБ)
      • ИНСТРУКЦИЯ по организации и безопасному проведению огневых работ на газовых объектах
      • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ на рабочем месте при несчастных случаях и внезапных заболеваниях
    • Электробезопасность
    • Эксплуатация грузоподъемных кранов
    • СНиПы
    • СТО Газпром 2005
    • СТО Газпром 2006
    • СТО Газпром 2007
    • СТО Газпром 2008
    • СТО Газпром 2009
    • СТО Газпром 2010
    • СТО Газпром 2011
    • Р Газпром
      • Р Газпром 2007
      • Р Газпром 2008
      • Р Газпром 2009
      • Р Газпром 2010
    • СТО Газнадзор
    • СТО Газпром РД
    • СТО ЕСУОТ
    • Свод правил (СП)
    • Технические условия (ТУ)
  • Рацпредложение
  • Контакты

Эксплуатация подъемных сооружений

Безопасность при производстве работ кранами

Обеспечение безопасности выполнения работ грузоподъемными кранами

Общие требования безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами

Строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные, ремонтные и др. работы с применением кранов должны выполняться в строгом соответствии с проектами производства работ, технологическими картами, правилами и инструкциями по технике безопасности.

Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики и стропальщики должны быть ознакомлены с ППРк (под роспись) до начала работ.

До начала производства строительно-монтажных работ следует:

  • установить порядок обмена сигналами между крановщиком и стропальщиками;
  • обеспечить работающих необходимым количеством промаркированных исправных грузозахватных приспособлений, тарой, средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и средствами механизации;
  • выделить крановщикам и стропальщикам схемы строповки, складирования грузов, список основных перемещаемых грузов с указанием их массы;

До начала производства строительно-монтажных работ необходимо проверить:

  • наличие и исправность средств коллективной и индивидуальной защиты, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  • соответствие освещенности рабочих мест требованиям норм;
  • определить границы опасных зон, выставить необходимые сигнальные ограждения, при необходимости — наблюдающих.

Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

В процессе выполнения работ по перемещению грузов кранами необходимо обеспечить выполнение следующих требований.

В случае использования стрелового самоходного крана произвести его установку в соответствии с требованиями техники безопасности.

На месте производства работ, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе.

При перемещении грузов кранами стропальщики должны находиться со стороны, противоположной подаче груза, за пределами опасной зоны.

Подход стропальщиков к грузу разрешается только после зависания груза над местом предполагаемой установки на высоте 1 метр. После этого груз плавно, на малой скорости опускается в нужное место.

Во избежание раскачивания или вращения груза при его перемещении краном следует использовать оттяжки из пенькового или синтетического каната.

Перед подъемом, опусканием и во время перемещения груза, когда необходимо предупредить об опасности стропальщиков, машинист крана обязан подать звуковой сигнал.

Строповка должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 о .

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке (на землю) транспортных средств.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должна производиться только после определения его фактической массы.

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов. Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.

Поднимать груз следует плавно, без рывков, раскачивания и строго вертикально.

Подъем и перемещение груза производиться в две стадии. Сначала груз поднимается на высоту 200 — 300 мм, проверяется правильность строповки, равномерность натяжения стропов, действие тормозов крана. Только после этого подается сигнал о дальнейшем подъеме и перемещении груза.

При подъеме (опускании) груза стропальщик должен убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, штабелями, оборудованием.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания груза.

По окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

Не допускается нахождение людей и проведение, каких либо работ в пределах перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или магнитом. Места производства работ такими кранами должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками.

Не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен.

Не допускается перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены служебные, производственные или жилые помещения, где могут находиться люди. В отельных случаях по согласованию с органами госгортехнадзора может производиться перемещение грузов над перекрытиями служебных или производственных помещений, где могут находиться люди, после разработки мероприятий обеспечивающих безопасное выполнение работ. Эта работа выполняется под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ кранами запрещается:

  • перемещение груза находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;
  • подъем и перемещение груза с находящимися на нем людьми;
  • подъем груза, заложенного другими грузами, засыпанного землей или примерзшего к земле, укрепленного болтами, залитого бетоном;
  • перемещение груза, на который не разработан схемы строповки;
  • подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков;
  • освобождение краном защемленных стропов, канатов или цепей;
  • оттягивание груза руками во время его подъема и опускания, поправка стропов на весу;
  • подача груза в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
  • работа при отключенных или неисправных приборах безопасности или тормозах;
  • использование концевых включателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;
  • включение механизмов крана при нахождении людей на кране в не его кабины, за исключением работников, ведущих его осмотр или ремонт;
  • посадка людей в тару, поднимаемую краном.

Источник

Производственная инструкция при эксплуатации стропов

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ
И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОПОВ ГРУЗОВЫХ

Дата введения 2008-03-01

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых (далее — Инструкция) разработана на основании полномочий, предоставленных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

1.2. Инструкция определяет совокупность, последовательность и методику проектирования, изготовления и безопасной эксплуатации стропов грузовых канатных (круглого сечения и плоских), цепных стропов, стропов из синтетических тканых материалов, которые применяются в промышленности, строительстве, транспорте, морских и речных портах, складских и иных объектах и используются при подъеме и перемещении грузов всеми типами подъемных сооружений, оснащенных захватными органами.

1.3. Требования Инструкции в их применении к перечисленным в п.1.2. стропам грузовым являются обязательными для проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих эти стропы юридических лиц (независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности), а также для индивидуальных предпринимателей.

1.4. Стропы грузовые (технические устройства) являются составной частью съемных грузозахватных приспособлений.

1.5. Импортируемые из зарубежных стран стропы грузовые и поставляемые отдельно от них комплектующие, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны быть сертифицированы (иметь сертификат соответствия по системе сертификации Госстандарта России), а поставщики (изготовители) этих строп и комплектующих иметь разрешение на их применение, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба).

2. ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Строп грузовой — съемное грузозахватное приспособление, легко снимаемое с подъемного устройства (сооружения) и отсоединяемое от груза, состоящее из прямолинейного(ых) отрезка (отрезков) гибких элементов (канаты, цепи, ленты и т.п.), концы которого (которых) снабжены захватными устройствами (в виде петель, захватных органов, концевых звеньев) или криволинейных отрезков, замкнутых в овальную (овоидную) форму.

2.2. Захватный орган — устройство (крюк, грузовой зажим, лапчатый захват, карабин и т.п.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.

2.3. Концевое звено — соединительный элемент, с помощью которого строп грузовой (далее строп) подвешивается к захватному органу подъемного устройства (сооружения) (черт.2.1.).

2.4. Переходное концевое звено — звено, применяемое для соединения одноветвевого или двухветвевого стропа к концевому звену или к нижнему захватному органу, если требуется (см. черт.2.1.г., д., е., ж. и черт.2.2.).

2.5. Промежуточное звено — звено, присоединяемое (если требуется) к переходному концевому звену по п.2.4. (см. черт.2.2. б., в., г.).

2.6. Переходное звено — звено, применяемое (если требуется) для соединения промежуточного звена по п.2.5. с ветвью одноветвевого стропа (см. черт.2.2.б., в., г.).

2.6.1. Применение (вариант) звеньев по п.2.3. 2.6. приведен на черт.2.3.

2.7. Строп петлевой — тип стропа, состоящего из одного или нескольких прямолинейного(ых) гибкого(их) элемента(ов) (канат, цепь, лента и т.п.) и снабженного по концам петлями из этого гибкого(их) элемента(ов) или металлическими захватами (черт.2.4.). Модификация стропа петлевого — ветвь канатная (см. п.3.1.).

2.7.1. Строп кольцевой — тип стропа, состоящего из одного целого отрезка гибкого элемента (канат, цепь, лента и т.п.), замкнутого в кольцевую или овальную форму (черт.2.5.).

2.8. Строп одноветвевой — тип стропа, состоящего из стропа петлевого, снабженного звеньями, в том числе, концевым звеном (при необходимости) и захватным органом (см. черт.2.3.г. и черт.2.6.) или стропа кольцевого.

2.9. Строп двухветвевой — тип стропа, состоящего из двух одноветвевых стропов, соединенных с концевым звеном (см. черт.2.3.б., 2.3.в. и черт.2.7.).

2.10. Строп трехветвевой — тип стропа, состоящего из трех одноветвевых стропов, соединенных с концевым звеном (черт.2.8.).

2.11. Строп четырехветвевой — тип стропа, состоящего из четырех одноветвевых стропов, соединенных с концевым звеном (черт.2.9.) или двух одноветвевых (черт.2.3.а.).

2.11.1. Строп многоветвевой — тип стропа, состоящего из трех и более одноветвевых стропов, соединенных с концевым звеном.

2.12. Строп полотенчатый — тип стропа, выполненного из одного цельного отрезка:

2.12.1. Круглопрядного каната и состоящий из двух и более замкнутых в овальную или кольцевую форму витков круглопрядных канатов, уложенных параллельно на захватные органы (см. черт.2.4.з.);

2.12.2. Ленточного синтетического тканого материала шириной более 250 мм.

2.13. Строп витой — тип стропа, состоящего из двух и более сплетенных между собой отрезков круглопрядных канатов (см. черт.2.4.ж., 2.5.д. и черт.2.6.а.).

2.14. Строп инвентарный — строп многократного использования.

2.15. Строп неинвентарный — строп однократного использования.

2.16. Строп канатный — строп, гибким элементом которого является канат.

2.16.1. Строп из стальных канатов — канатный строп, гибким элементом которого является круглопрядный или плоский стальной канат.

2.16.2. Строп из канатов крученных, плетенных и комбинированной свивки — канатный строп, гибким элементом которого является круглопрядный (по сечению) канат, состоящий из органических, синтетических волокон и комбинированных со стальными проволоками (далее — строп канатный волокнистый).

2.16.3. Строп из ленточных синтетических тканых материалов — строп, гибким элементом которого является плоская лента, тканная из синтетических нитей (далее — строп ленточный).

2.16.3.1. Строп ленточный многослойный — тип стропа из синтетических тканых материалов, сшитый из двух и более слоев ленты.

2.16.3.2. Строп синтетический круглый — тип стропа, гибким элементом которого являются пучки синтетических нитей (шнуров, жгутов), уложенных в защитный рукав (оболочку) из синтетических тканых материалов.

Читайте также:  Стул prima pappa diner инструкция

2.16.4. Строп цепной — строп, гибким элементом которого является грузовая цепь.

2.16.5. Исполнение стропа — один и тот же тип стропа, оснащенный дополнительными элементами, уравнительным блоком, звеньями, захватными органами и др. или отличающийся условием применения по температуре окружающей среды или конструкцией гибкого элемента (например — стальной канат круглопрядный или плоский).

2.17. Круглопрядный канат — канат, сечение которого представляет собой концентрическую окружность (черт.2.10.).

2.17.1. Круглопрядный стальной канат — канат, сечение которого представляет собой концентрическую окружность с круглопрядными прядями со стальными проволоками (см. черт.2.10.а., б., в.).

2.18. Плоский стальной канат — канат шириной в два и более раз превышающий его толщину, пряди которого изготовлены из стальной проволоки (черт.2.11.).

2.19. Разъемные звенья — звенья по п.2.3. 2.6., концы которых при соединении с захватным органом и другими звеньями, а также с одноветвевыми стропами, замыкаются без применения сварки (см.черт. 2.1.а., б., 2.1.г. з. и черт.2.2.а., б.).

2.20. Неразъемные звенья — звенья по п.2.3. 2.6., концы которых при соединении с захватным органом и другими звеньями, а также с одноветвевыми стропами, замыкаются с применением сварки (см. черт.2.1.в., и., к. и черт.2.2.в., г.).

2.21. Крюк — захватный орган (устройство) для подвешивания стропа или груза, захватывания или подхватывания груза на (за) незамкнутый криволинейный участок (кривой брус или стержень), именуемый зевом (черт.2.12.).

2.22. Карабин — захватный орган (устройство) с полузамкнутым овальным кольцом с разъемно запирающимся зевом в виде полуокружности для подвешивания стропа или груза (черт.2.1.б.).

Концевые звенья (к п.2.3.):

а — разъемное (исполнения 1. 4); б — разъемное карабин; в — неразъемное овальное;
г — разъемное скоба с изогнутой дужкой со шплинтом; д — разъемное скоба с изогнутой дужкой;
е — разъемное скоба с П-образной дужкой со шплинтом; ж — разъемное скоба с П-образной дужкой;
з — разъемное треугольная скоба.; и — неразъемное треугольное звено с одним упором;
к — неразъемное треугольное звено с двумя упорами.

Переходные концевые, промежуточные и переходные звенья (к п.2.4., п.2.5. и п.2.6.):

а — овоидное разъемное; б — разъемное; в — овоидное неразъемное; г — овальное неразъемное.

Варианты применения звеньев по п.2.3. 2.6. (к п.2.6.1.) в стропах:

а — строп канатный по п.2.16. типа 4СК-25,0-6000 (см. п.3.1.1.)
(1 — концевое звено по п.2.3. типа Тр по черт.2.1.з.; 2 — переходное концевое звено по п.2.4. типа Ов1
по черт.2.2.г; 3 — промежуточное звено по п.2.5. типа блочной обоймы Бо; 4 — ветвь стропа;
5 — уравнительный канат; 6 — захватный орган по п.2.2. типа крюковой обоймы); б — строп цепной по п.2.16.4.
(1 — концевое звено по п.2.3. типа Ов2 по черт.2.1.в.; 2 — переходное концевое звено по п.2.4. типа Ов2
по черт.2.1.в.; 3 — промежуточное звено по п.2.5. типа Oв1 no черт.2.2.г.; 4 — переходное звено по п.2.6. типа Oв1
no черт.2.2.г или типа О по черт.2.2.в; 5 — ветвь стропа; б — захватный орган по п.2.2. типа крюка);
в — строп канатный двухветвевой по п.2.9. и п.2.16. (1 — захватный орган по п.2.2. типа крюка;
2 — канатная ветвь типа ВК; 3 — концевое звено по п.2.3. типа Рт по черт.2.1.а.); г — строп ленточный
по п.2.16.3. (1 — ветвь ленточная; 2 — концевое звено по п.2.3. типа Ов2 по черт.2.1.в.;
3 — захватный орган по п.2.2. типа крюка; 4 — переходное концевое звено по п.2.4. типа Ов2 по черт. 2.1.в.).

Стропы петлевые (к п.2.7.):

а — строп канатный из круглопрядных стальных канатов с обжимными втулками или цанговыми захватами;
б — строп канатный из круглопрядных канатов с заплеткой; в — строп ленточный; г — ветвь цепная;
д, е — стропы канатные из круглопрядных стальных канатов с металлическими захватами;
ж — строп витой (к п.2.13.); з — строп полотенчатый (к п.2.12.);
и — строп из плоских стальных канатов (к п.2.16.1. и п.2.18.).

Стропы кольцевые (к п.2.7.1.):

а — строп цепной; б — строп канатный из круглопрядных стальных канатов; в — строп ленточный;
г — строп канатный; д — строп витой; е, ж, з — соответственно сечения кольцевого стропа витого из семи ,
девятнадцати и тридцати семи витков круглопрядных канатов;
и — строп канатный из плоского стального каната.

Стропы одноветвевые (к п.2.8.):

а и б — стропы витые (см. п.2.13.); в — строп цепной (см. п.2.16.4.);
г — строп канатный волокнистый (см. п.2.16.2.).

Стропы двухветвевые (к п.2.9.):

а — строп ленточный (см. п.2.16.3.); б — строп цепной (см. п.2.16.4.).

Строп трехветвевой (к п.2.10.):

а и б — стропы цепные (см. п.2.16.4.); в — строп канатный (см. п.2.16.);
г — строп ленточный (см. п.2.16.3.).

Строп четырехветвевой (к п.2.11.):

а — строп канатный (см. п.2.16.); б — строп канатный (см. п.2.16.) с уравнительными блоками (см. п.2.16.5.);
в — строп ленточный (см. п.2.16.3.); г — строп цепной (см. п.2.16.4.).

Сечения круглопрядных канатов (к п.2.17., 2.17.1.):

Источник

Должностная инструкция стропальщика

В должностной инструкции стропальщика закреплены права, обязанности и другие характеристики профессии. Грамотно составленная инструкция позволяет формализовать отношения между нанимателем и работником, минимизируя необходимость индивидуальных контактов и разъяснений.

Образец должностной инструкции стропальщика

1. Общие положения

  1. Стропальщик подчиняется начальнику смены.
  2. Решение по кадровым перемещениям стропальщика (увольнение, наём, перевод) принимается главой компании, по рекомендации начальника смены.
  3. Если стропальщик временно отсутствует (переподготовка, командировка и т.д.), то его обязанности исполняет на период отсутствия другой специалист, назначенный начальником смены.
  4. Перед допуском стропальщика к работе он обязан пройти инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
  5. Кандидат на эту позицию обязан удовлетворять нижеперечисленным квалификационным характеристикам:
    • законченное среднее (средне-специальное) образование;
    • успешный медосмотр;
    • группа по электробезопасности не ниже 2-й категории;
    • рабочий стаж в сфере перемещения и крепления грузов от года.
  6. От стропальщика требуется знание следующих профессиональных аспектов:
    • профильные нормативы и правила;
    • распространенные типы строп и их особенности;
    • виды увязки и соединений строп;
    • нормы работы с краном и его приспособлениями в процессе перемещения грузов;
    • устройство и принципы действий крана и его перемещающих приспособлений;
    • параметры, которым должны соответствовать грузы, используемые при их перемещении стропы и грузозахватные устройства;
    • параметры грузоподъемности основных типов стропов;
    • правила выбора оптимальных способов перемещений и строповки различных типов грузов;
    • параметры взаимодействия с оператором крана и другими служащими, занятыми в перемещении грузов;
    • разновидности тары и её специфические особенности;
    • способы проведения расчетов, применяемых в своей деятельности;
    • правила строповки сложных грузов;
    • правила размещения и укладки перемещенных грузов;
    • параметры обращения с профильной документацией;
    • критерии, которым должна соответствовать выполненная работа;
    • правила работы в опасных зонах, в том числе рядом с линиями электропередач;
    • принципы охраны труда, пожарной безопасности.
  7. Стропальщик руководствуется:
    • актуальными законами и правилами;
    • соответствующими документами компании;
    • разделами данной инструкции.

2. Функции

Стропальщик отвечает за решение следующих задач:

  1. Перемещение требуемых грузов с помощью крана и его приспособлений.
  2. Текущий осмотр и контроль состояния крана, используемого для перемещения грузов, а также его составляющих.
  3. Выявление массы и типа перемещаемого груза.
  4. Предварительное складирование грузов.
  5. Выполнение подготовки к перемещению груза (крепление, укладка, подвешивание).
  6. Увязка и строповка простых, средних и сложных грузов.
  7. Применение тех схем строповки, которые подходят для перемещаемых грузов в текущих условиях.
  8. Связывание стропов требуемыми узлами.
  9. Навешивание груза на крюк перемещающего устройства.
  10. Взаимодействие с оператором крана в процессе перемещения грузов.
  11. Раскрепление доставленного груза и его освобождение от строп.
  12. Текущий контроль пригодности стропов.
  13. Соблюдение нормативов по охране труда и пожарной безопасности.
  14. Оказание содействия другим работникам в границах своей компетенции.
  15. Заполнение документов, обязательных по нормам делопроизводства компании.
  16. Обеспечение грамотного использования комплекта инструментов и спецодежды, предоставленных компанией.

3. Ответственность

Стропальщик может быть наказан за:

  1. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей — в соответствии с принципами трудового законодательства.
  2. Правонарушения, допущенные в процессе выполнения трудовых задач, — в тех пределах, которые даны в соответствующих разделах актуального законодательства.
  3. Ущерб, полученный компанией-работодателем по его вине, — в соответствии с параметрами действующего законодательства.

4. Права

Стропальщик наделяется работодателем правами:

  1. Информировать руководство о возможных способах улучшения трудовых процедур.
  2. Участвовать в собраниях персонала, где рассматриваются вопросы, относящиеся к его сфере ответственности.
  3. Получать доступ к нужной для работы информации, в том числе в отношении критериев оценки эффективности.
  4. Требовать от менеджмента обеспечения параметров, необходимых для эффективного выполнения своих функций.
  5. Отказываться от выполнения своих профессиональных функций при обнаружении нарушений норм охраны труда.
  6. Получать, за счет компании-работодателя, комплект спецодежды и инструментов, нужных для работы.

Параметры должностной инструкции

При написании инструкции используются определенные стандарты делопроизводства. Согласно им, в ней обязательны следующие разделы:

  • Общие аспекты должности.
  • Список функций.
  • Ответственность за проступки и нарушения.
  • Полномочия, предоставленные нанимателем.

Работодатель имеет возможность расширить список разделов. Обычно добавляются следующие части:

  • Принципы должностных взаимодействий.
  • Параметры оценки результативности (KPI).
  • Условия трудовой деятельности.
  • Порядок внесения изменений в инструкцию.

Расширенный вариант востребован при составлении инструкций для топ-менеджеров, а также в крупных организациях, с большим числом сотрудников. Он позволяет документировать многие аспекты профессиональной деятельности, но платой за это является уменьшение гибкости в решении трудовых вопросов.

Общий раздел

Во вводной части инструкции прописываются общие параметры профессиональной деятельности:

  • Требования к уровню квалификации (умения, опыт, образование).
  • Параметры кадровых решений, относящихся к сотруднику (его замена, увольнение и т.д.).
  • Положения, на которые служащий ориентируется в работе.
  • Другие общие аспекты трудовой деятельности.

Эта часть нужна не только для описания базовых аспектов деятельности специалиста, но и для отсеивания кандидатов с недостаточной квалификацией.

Внимание! При создании многих инструкций можно ориентироваться на подходящие профстандарты и параграфы Единого квалификационного справочника (ЕТКС). Для стропальщика можно применять параграфы 302-306 первого выпуска ЕТКС, в которых содержатся характеристики второго-шестого разрядов этой профессии.

Обязанности

Если базовые функции, характерные для профессии, одинаковы в любых организациях, то вспомогательные зависят от особенностей компании-работодателя: её кадровой политики, размаха деятельности, организационно-правовой формы и других параметров. Чем ценнее сотрудник и чем больше у него помощников и коллег, тем меньше стимула у работодателя нагружать его второстепенными обязанностями, отвлекающими от выполнения основных функций.

Внимание! Если сотрудник получает от работодателя инструменты и приспособления, необходимые для работы, то в отдельном параграфе упоминается о необходимости их качественного использования.

Ответственность

Степень вины сотрудника может определяться как в ходе административных разбирательств внутри организации, так в суде. В обеих ситуациях существует много факторов, влияющих на степень наказания. Поскольку данный раздел не предназначен для расписывания всех возможных вариантов трудовых разбирательств, то он составляется в короткой форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

Список полномочий, которыми наделен сотрудник, зависит от его должности, трудовой политики и особенностей деятельности нанимателя. Общим принципом является предоставление работнику дополнительных прав, если его позиция сопряжена с повышенной ответственностью. Так, специалисты, занятые на опасных участках, могут отказываться от продолжения работ, при обнаружении нарушений в сфере технической или пожарной безопасности.

Должностная инструкция проходит несколько этапов согласования:

  • Одобрение первоначального варианта юристом, сотрудником HR-службы, профильными руководителями.
  • Подготовка чистового варианта, в котором учтены полученные замечания.
  • Печать чистовика на официальном бланке, с включением атрибутов делового документа (реквизиты, даты и пр.).
  • Сбор подписей лиц, принимавших участие в согласовании инструкции.
  • Проставление подписи руководителем организации.

Сам сотрудник подписывает документ на заключительном этапе, соглашаясь с содержимым инструкции.

Внимание! Работник может затребовать в отделе персонала свою копию инструкции. Она выдается ему в бумажной форме или в виде электронного файла, выложенного в локальную сеть. Во втором варианте из неё предварительно удаляются персональные данные.

Источник