Меню

Ремонт и облуживание КПП УАЗ 469

Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

Руководство по пятиступенчатой коробке передач АДС EXPERT для УАЗ, установка, неисправности и их устранениеО книге : Руководство коробке передач АДС EXPERT для УАЗ. Издание 2007 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 19
Язык : Русский
Размер : 6.9 мб
Скачивание : бесплатно, без ограничений и паролей

Руководство по пятиступенчатой коробке передач АДС EXPERT для УАЗ, установка, неисправности и их устранение.

Пятиступенчатая коробка передач АДС EXPERT, производства ОАО Автодеталь-Сервис, механическая, синхронизированная на всех передачах переднего хода, в цельном картере 420.3181-1700010-02 или 420.3182-1700010. Схема переключения передач классическая.

Применение пятиступенчатой коробки передач АДС EXPERT :

Коробка передач 420.3181-1700010-02 предназначена для установки на легковые автомобили семейства УАЗ-3160, УАЗ-3162 Симбир, УАЗ Хантер с бензиновыми двигателем ЗМЗ-409, УМЗ-4218 и дизельными двигателями ЗМЗ-514 и Andoria.

Коробка передач 420.3182-1700010 предназначена для установки на автомобили грузопассажирского семейства УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-2206, УАЗ-3909 с бензиновыми двигателями УМЗ-4178, УМЗ-4218, УМЗ-4213, ЗМЗ-409.

В целях увеличения ресурсных показателей пятиступенчатой коробки передач АДС EXPERT была проведена ее модернизация :

1. Увеличена длина рычага переключения передач в механизме коробки передач. Изменена конструкция кулачка возврата рычага в нейтральное положение, что сделало переключение передач более четким и легким, и исключило вероятность самовыключения передач переднего и заднего хода.

2. Доработана шпилька для раздаточной коробки, дополнительно установлен кронштейн крепления возвратной пружины стояночного тормоза и изменена конструкция картера ушка заднего торца коробки передач, что повысило удобство и сэкономило время при установке и сборке коробки передач с раздаточной коробкой.

3. Изменена конструкция избирательного механизма переключения передач, введено дополнительное резиновое уплотнение рычага, что позволило исключить вероятность течи трансмиссионного масла из-под рычага. Улучшены свойства резины, из которой изготовлен пыльник, это обеспечила полную защиту механизма коробки передач от попадания пыли и грязи и значительно увеличило ресурс пыльника, и как следствие, его надежность.

4. Установлен датчик включения заднего хода усиленной конструкции с защитой от агрессивной среды, это обеспечивает его бесперебойную.

5. Перенесено на 20 мм ниже заливное отверстие в картере коробки передач, установлен маслоотражатель подшипника вторичного вала, тем самым обеспечена лучшая циркуляция масла в агрегате и исключено самопроизвольное перекачивание масла из коробки передач в раздаточную коробку.

Кроме вышеперечисленных усовершенствований, пятиступенчатая коробка передач АДС EXPERT обладает рядом потребительских преимуществ :

— Расширенный диапазон скоростей.
— Снижение расхода топлива до 20%.
— Установка коробки передач возможна как с прямозубой, так и с косозубой раздаточной коробкой.
— Снижение уровня шума при эксплуатации коробки передач до 80 дБ.
— Легкое и четкое переключение передач.
— Широкий выбор установочных комплектов.

Содержание руководства по пятиступенчатой коробке передач АДС EXPERT для автомобилей УАЗ.

1. Общие сведения о коробках передач 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010

2. Эксплуатационные, технические характеристики коробок передач 420.3181-1700010-02, 420.3182-1700010

3. Разборка коробок передач 420.3181-1700010-02, 420.3182-1700010

3.1. Снятие первичного вала
3.2. Снятие вторичного вала
3.3. Снятие промежуточного вала

4. Неисправности и их устранение

5. Сборка коробок передач 420.3181-1700010-02, 420.3182-1700010

5.1. Сборка
5.2. Требования

6. Инструкция по установке коробок передач 420.3181-1700010-02, 420.3182-1700010 на автомобили УАЗ

6.1. Инструкция по установке коробки передач 420.3181-1700010-02 на автомобили УАЗ-3160, УАЗ-3162 Симбир, УАЗ Хантер
6.2. Инструкция по установке коробки передач 420.3182-1700010 на автомобили УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-2206, УАЗ-3909

7.Установочные комплекты для коробок передач 420.3182-1700010 производства ОАО Автодеталь-Сервис

8. Детали для ремонта пятиступенчатых коробок передач производства ОАО Автодеталь-Сервис

9. Перечень быстроизнашиваемых деталей коробок передач

Источник



КПП УАЗ 469

Коробка передач УАЗ 469 служит для изменения крутящего момента от двигателя через сцепление. КПП УАЗ 469 преобразовывает энергию вращения коленчатого вала в поступательное движение трансмиссии. Благодаря четырем передачам, которые имеет редуктор для движения вперед и одну заднюю, энергия передается колесам. Автомобиль может осуществлять движение в любом направлении. Трансмиссия УАЗ 469 подразделяется на два вида по типам КПП – старого образца и нового образца.

КПП УАЗ 469

Общие характеристики

Все УАЗовские коробки передач сходны по конструкции и схеме функционирования. Сильно различаются только КПП производства компании Hyundai-Dymos, Корея. Это редукторы для моделей УАЗ Патриот и УАЗ Хантер 452-й и 469-й комплектации. Фирма производит пятиступенчатые редукторы, синхронизированные на всех четырех передачах переднего хода.

Выпускаемые же российскими производителями коробки унифицированы и могут взаимно заменять друг друга. В Российской Федерации коробка УАЗ 469 производится двумя предприятиями. Первое – ОАО Автодеталь-Сервис (АДС), г. Ульяновск и второе – АО АМЗ, г. Арзамас.

Обе компании выпускают УАЗовские КПП, в Ульяновске четырехступенчатые с синхронизаторами на III и IV передачах, четырехступенчатые и пятиступенчатые с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. В Арзамасе производятся пятиступенчатые, полностью синхронизированные коробки.

Четвертым поставщиком и производителем коробок передач для автомобилей УАЗ 469 выступает компания-партнер ОАО АДС, г. Ульяновск, под торговой маркой EXPERT, Китай. Она поставляет на главный конвейер сборочного завода в Ульяновске пятиступенчатые, полностью синхронизированные автомобильные редукторы.

Устройство КПП УАЗ 469

Коробка передач УАЗ 469 имеет следующее устройство:

  1. первичный вал;
  2. крышка подшипника;
  3. манжета первичного вала;
  4. стопорное кольцо;
  5. шариковый подшипник первичного вала;
  6. роликовый подшипник вторичного вала;
  7. шлицевой венец первичного вала;
  8. блокирующее кольцо;
  9. муфта синхронизатора III—IV передач;
  10. ступица муфты;
  11. шпонка;
  12. шлицевой венец шестерни III передачи;
  13. шестерня третьей передачи;
  14. втулка шестерни;
  15. шестерня II передачи;
  16. картер;
  17. шлицевой венец шестерни II передачи;
  18. муфта синхронизатора II—I передач;
  19. шлицевой венец шестерни I передачи;
  20. шестерня I передачи;
  21. втулка шестерни I передачи;
  22. роликовый подшипник вторичного вала;
  23. втулка вторичного вала;
  24. шестерня ведомая V передачи;
  25. картер V передачи;
  26. двухрядный шариковый подшипник вторичного вала;
  27. шлицевая шайба;
  28. стопорное кольцо;
  29. вторичный вал;
  30. болт;
  31. опорное кольцо;
  32. ведущая шестерня V передачи;
  33. шлицевой венец ведущей шестерни V передачи;
  34. пружина синхронизатора;
  35. сухарь синхронизатора;
  36. муфта синхронизатора V передачи;
  37. шариковый подшипник промежуточного вала;
  38. роликовый подшипник шестерни заднего хода;
  39. шестерня заднего хода;
  40. ось шестерни заднего хода;
  41. блок шестерни привода промежуточного вала и III передачи;
  42. промежуточный вал;
  43. роликовый подшипник промежуточного вала;
  44. крышка подшипника.

Схема КПП УАЗ 469

Схема КПП УАЗ 469

Схема КПП УАЗ 469 старого образца показана на верхнем рисунке. Здесь наглядно показаны все основные запчасти КПП УАЗ 469 и комплектующие изделия коробки. Такие изделия, как пыльник, сальник, резиновые уплотнения являются расходными материалами и меняются по мере износа. Для автомобиля УАЗ 469 схема типовая.

Коробка переключения передач в машине УАЗ 469 крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в него. Шестерни привода промежуточного вала, второй и третьей передач изготавливаются с косыми зубьями, первой передачи – с прямыми зубьями.

Шестерни расположены на валах и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни первой, второй и третьей передач установлены на ведомом валу на игольчатых подшипниках. Ведущий вал 1 имеет две опоры. Передний подшипник расположен в гнезде коленчатого вала, задний – в передней стенке картера коробки передач.

Принцип действия

Устройство КПП УАЗ 469 старого образца выполнено так, чтобы для включения 1-й передачи водителю необходимо было переместить верхний конец рычага 37 с набалдашником вперед и на себя. После такой манипуляции нижний конец рычага заходит в переводную головку штока 56 1-й передачи, перемещая его назад. Усилие посредством вилки 49 сообщается скользящей муфте синхронизатора 12.

Она перемещается вдоль шлицов каретки и сцепляется с зубчатым венцом шестерни 13 первой передачи вторичного вала 16. С первичного вала 1 крутящий момент передается шестерне привода промежуточного вала 23. Затем через шестерню 1-й передачи промежуточного вала – на шестерню 13 1-й передачи вторичного вала 16. Эти две пары шестерен существенно повышают крутящий момент, снижая частоту вращения вторичного вала.

С шестерни 13 1-й передачи вторичного вала крутящий момент передается через зубчатый венец на муфту синхронизатора 12 и далее через каретку на вторичный вал 16. От вторичного вала крутящий момент через шлицы передается на раздаточную коробку и далее к агрегатам трансмиссии.

При включении 2-й передачи муфта синхронизатора 12 подается вперед. Внутренними зубьями она зацепляется с зубчатым венцом шестерни 11. Через шестерни привода промежуточного вала, потом через шестерню 2-й передачи промежуточного вала крутящий момент передается шестерне 2-й передачи вторичного вала.

От шестерни 1-й передачи вторичного вала крутящий момент передается посредством зубчатого венца к муфте синхронизатора. Следующий этап – через каретку и далее на вторичный вал.

3-я передача включается, когда водитель перемещает муфту синхронизатора 9 в заднее положение. Шестерня 10 3-й передачи посредством ступицы и муфты синхронизатора заходит в свой вал. Через шестерню 10 крутящий момент передается на синхронизатор 9. Далее под воздействие крутящего момента попадает на вторичный вал 16.

Работа 4-й передачи осуществляется в момент, когда муфта синхронизаторов 9 соединяет первичный 1 и вторичный 16 валы между собой. С одного вала на другой крутящий момент передается напрямую, без посредников.

Задний ход устроен так, что для его включения рычаг КПП УАЗ 469 должен подвинуть вперед промежуточную шестерню заднего хода 25. Она зацепляется своими зубьями с шестерней передачи заднего хода промежуточного вала 23. Одновременно зацепление осуществляется и с зубчатым венцом синхронизатора 12.

Через шестерню промежуточного вала 23 крутящий момент передается промежуточной шестерне заднего хода 25. Оттуда крутящий момент переходит к зубчатому венцу синхронизатора 12. Далее он задействует вторичный вал 16. Итого при включении ЗХ работают три пары шестерен, а первичный со вторичным валом осуществляют разнонаправленное вращение.

Особенность трансмиссии

Коробки старого образца и нового образца имеют некоторые несущественные различия. КПП УАЗ 469 старого образца:

Комплектуются все транспортные средства легкового модельного ряда машин УАЗ. Первичный вал изготовлен с толщиной 35 мм.

Применяется на транспортных средствах УАЗ 469, 31512, 31514.

Устанавливается в грузовики УАЗ.

Применяется на транспортных средствах УАЗ 452, 3303,3909 (фермер), 3962 (санитарный фургон), 2206 (автобус), 3741 (промтоварный фургон).

Вес коробки с раздаткой УАЗ 469 составляет 34 кг.

Новый тип коробки передач УАЗ 469:

Применяемость – авто УАЗ легкового типа.

Комплектуются транспортные средства УАЗ 469, 31512, 31514.

КПП УАЗ 469 представляет собой редуктор с синхронизаторами на всех передачах.

Применяемость – грузовые транспортные средства УАЗ 452, 3303,3909 (фермер), 3962 (санитарка), 2206 (автобус), 3741 (промтоварный фургон).

Такие разновидности имеет коробка на УАЗ 469. Цена агрегатов на столичных рынках и порталах по продаже автомобильных улов и деталей в зависимости от комплектации, изготовителя и исполнения составляет от 15 до 25 тысяч рублей. В российских регионах цена КПП на УАЗ 469 может составлять от 8 до 12 тысяч рублей.

Ремонт и облуживание КПП УАЗ 469

Ремонт КПП УАЗ 469 осуществляется в специализированных сервисных центрах, автомобильных мастерских. В практической эксплуатации часто возникают моменты, когда неожиданно ломается коробка передач УАЗ 469. Устройство редуктора несложное и позволяет, чтобы каждый автовладелец мог осуществить ремонт коробки передач УАЗ 469 своими руками.

Любой ремонт коробки УАЗ 469 начинается со снятия агрегата с автомобиля, разборки, выявления неисправности, замены изношенных деталей и последующей сборки. Отремонтировать ее можно при наличии необходимого инструмента в собственном гараже. Чтобы осуществить ремонт КПП УАЗ 469 своими руками, должны быть навыки обращения с техникой.

Обслуживание редуктора состоит в периодической проверке уровня масла и его доливку. Важно также проверять все резьбовые соединения и подтягивать крепеж. Если выявлена течь трансмиссионного масла, следует выявить причину, устранить ее. Заменить поврежденные прокладки, манжеты.

Читайте также:  Вакцина АНТРАВАК 55 против сибирской язвы животных живая жидкая

Возможные неисправности, причины, методы устранения

Поломка: Шум в КПП
Причина: Ослабление крепежа со стороны картера сцепления либо РК
Устранение: Подтянуть крепежные элементы

Причина: Грязное масло с включением твердых частиц
Устранение: Заменить

Причина: Низкий уровень масла либо оно не соответствует Инструкции производителя
Устранение: Долить либо заменить

Причина: Износ, разрушение деталей КПП
Устранение: Разобрать, отремонтировать

Поломка: Передачи включаются с видимым усилием
Причина: Ведет сцепление. Из-за этого синхронизатор блокирует включение передачи
Устранение: Отрегулировать сцепление, при необходимости заменить накладки фередо

Причина: Шарик выскакивает из гнезда либо изношены элементы синхронизатора
Устранение: Устранить причину неисправности

Причина: Клинит шестерня 1-й передачи на вторичном валу. Заусеницы, задиры посадочной поверхности. Из-за периодических ударов зубья и торцы шлицев шестерни второй передачи деформированы
Устранение: Разобрать, устранить неисправность, заменить изношенные шестерни и валы

Поломка: Передачи самопроизвольно выключаются во время движения машины
Причина: Ослабление посадки шестерен на валах. Центрирующие поверхности не удерживают деталей вследствие износа
Устранение: Принять меры к уплотнению посадки, Заменить изношенные элементы

Причина: Износ внутренней поверхности втулок шестерен
Устранение: Заменить либо реставрировать

Причина: Деформация вилок перевода шестерен, перекос деталей
Устранение: Привести в соответствие

Причина: На шестернях износились зубья
Устранение: Заменить шестерни

Причина: Вследствие чрезмерного износа деталей появился осевой люфт шестерен и валов
Устранение: Произвести замену

Поломка: Масло вытекает из КПП
Причина: Уровень заливки масла завышенный
Устранение: Привести уровень масла в норму

Причина: Попадание воды либо масло некачественное. Оно вспенивается и бурлит в картере КПП
Устранение: Заменить некачественное масло

Причина: Ослабление затяжки деталей с прокладками: боковая крышка, опора рычага переключения, разъем соединения с РК, передняя крышка первичного вала, крышка промежуточного вала. Повреждение прокладок
Устранение: Подтянуть крепление. Заменить прокладки

Причина: Трещины крышек либо картера
Устранение: Заварить трещины

Причина: Выпадение заглушек из отверстий под штоки
Устранение: Установить заглушки на свои штатные места

Автовладельцам необходимо точно знать, сколько масла в коробке УАЗ 469 должно быть согласно Инструкции по эксплуатации автомобиля. Нормальный объем масла в КПП УАЗ 469 должен быть в пределах 1 литра. Необходимо регулярно контролировать данный уровень.

Проведение диагностики

Диагностика редуктора УАЗ 469, ремонт коробки передач осуществляется с помощью прибора КИ-24038.

При диагностировании уровня ТО-1 анализируют состояние зубьев шестерен и шлицевых валов. Торцы зубьев переключаемых шестерен могут быть забиты от ударов. Для этого необходимо вскрыть крышку и осмотреть состояние валов со шлицами и зубьев шестерен.

При ТО-2 проверяются подшипники, герметичность прокладок, уровень масла в картере коробки передач.

При ТО-3 диагностика трансмиссии проводится на качество масла, целостность прокладок, каждый пыльник КПП УАЗ 469. Проверяется плавность включения передач, уровень шума, вибрации внутри агрегата.

Демонтаж коробки своими руками

Снятие КПП УАЗ 469 осуществляется на ровной горизонтальной площадке со смотровой ямой с участием двух человек. Последовательность операций:

  • Слить масло из КПП и РК.
  • Снять РК.
  • Поставить домкрат под картер сцепления.
  • Отсоединить проводные наконечники от датчика освещения заднего хода. Во избежание повреждения контактов сам датчик лучше снять.
  • Открутить гайки, вынуть болты крепления задних опор двигателя.

  • Ключом на 12 открутить 4 болта, крепящих опору рычага переключения передач.

  • Снять рычаг вместе с пружиной.

  • Ключом на 10 открутить 4 болта крепления накладки чехла вилки выключения сцепления.

  • Ключом на 19 открутить 3 гайки крепления КПП. Две гайки расположены справа и одна – внизу слева. Последняя гайка упирается в картер коробки. Технологически она со шпильки не снимается.
  • Домкратом слегка приподнять двигатель с упором в картер сцепления.

  • Ключом на 19 открутить левую верхнюю гайку крепления КПП.
  • Сдвинуть КПП назад. Окончательно открутит все крепежные гайки.

  • Снять коробку со своего штатного места.

Снятие КПП не занимает много времени и ресурсов. Для этого достаточно 3 ключа, ровная горизонтальная площадка с ямой и напарник.

Разборка коробки передач

Разборка КПП УАЗ 469 осуществляется в закрепленном состоянии на монтажном столе. Чтобы разобрать агрегат, боковую крышку при демонтаже необходимо удерживать сверху. Последовательность разборки:

  • Откручиваются крепежные болты боковой крышки, снимается крышка с механизмом переключения, откручиваются болты крышки заднего подшипника ведущего вала, снимается муфта подшипника выключения сцепления, оттяжная пружина муфты, скоба крепления пружины, крышка подшипника.
  • Ведущий вал вынимается из картера. Вынимается стопорное кольцо роликов переднего подшипника на ведомом валу, вынимаются ролики. Выкручивается штифт с резьбой с задней стенки картера. Ударяя спереди молотком, выпрессовать ось блока шестерен заднего хода, снять блок.
  • Снять в радиальном направлении стопорное кольцо со ступицы синхронизатора. Открутить крепежные винты стопорных пластин заднего подшипника ведомого вала. Осторожно выбить его назад медной либо деревянной выколоткой. Синхронизаторы с шестернями соскользнут с вала, подшипник к элементами крепежа останется.

Разобранную КПП тщательно осмотреть на предмет износа каждой детали, узла, механизма. Элементы с явными признаками разрушения, с забоинами, сколами, задирами подвергнуть ремонту либо замене. Сборка КПП УАЗ 469 осуществляется в обратном порядке.

Замена масла в коробке УАЗ 469

Объем масла в КПП УАЗ 469 составляет 1 литр. Для внутренней смазки шестерен и валов используется трансмиссионное масло ТАД-17. Чтобы сменить масло, машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку с ямой. Сливать старое масло необходимо после длительной езды на разогретом двигателе и коробке.

Подставить снизу под КПП емкость объемом около 2-х литров. Шестигранным ключом на 12 открутить сливную пробку. Слить масло в емкость. Очистить магнит от металлических крошек, стружки, мелких частиц. Закрутить пробку. Шприцем для заливки масла залить в КПП один литр ТАД-17. Для пятиступенчатой коробки необходимо 1,3 л масла.

Видео: Ремонт КПП УАЗ 469

Часть 1

Часть 2

Источник

КПП : правильный выбор для УАЗ

Коробка передач джипа

Коробка передач УАЗ

Многие владельцы отечественных автомобилей часто сталкиваются с неисправностями в коробке переключения передач на УАЗ. Но русский человек устроен так, что он всегда предпочитает откладывать ремонт на потом. Вследствие этого рычаг КПП УАЗ нередко начинает барахлить.

Из трансмиссии постоянно доносится грохот шестерней, а иногда коробка и вовсе перестает отзываться. Самое время заняться ее ремонтом или заменой на более совершенную, например, КПП АДС или КПП “Даймос”.

Пятиступенчатая коробка передач для УАЗ Патриот

Российская организация «Автодеталь-Сервис» (АДС) специализируется на производстве КПП для автомобилей УАЗ. 5-ступенчатая КПП “АДС Эксперт” поставляется на Ульяновский автозавод, где ею оборудуются актуальные модели отечественных внедорожников. Она представляет собой цельный картер и синхронизируется на всех передачах фронтального хода.

КПП комплектуется как прямозубой, так и косозубой раздаточной коробкой. Современные коробки “АДС Эксперт” имеют следующие особенности.

  1. За счет увеличения длины рычага смены передач механизмы коробки функционируют более плавно.
  2. Переработанный стержень раздаточной коробки оборудован кронштейном крепления обратной пружины ручного тормоза, что позволяет гораздо проще собирать КПП в процессе монтажа.
  3. Общая схема КПП и выборочное устройство смены передач несколько изменились. Это позволило предотвратить утечку масла и обезопасить обшивку КПП от проникновения земли и воды.
  4. В конструкцию вмонтирован специальный датчик, который обеспечивает бесперебойное питание задних фонарей.
  5. Заправочное отверстие камеры коробки передач смещено на 2 см ниже. Это сделано для улучшения циркуляции масла внутри КПП. Его попадание в раздаточную коробку полностью исключено.

Помимо “АДС Эксперт”, в 2013 году для УАЗ Патриот была разработана улучшенная версия коробки передач от компании “Даймос”, основанная на электрическом управлении. Это позволило полностью исключить использование рычага РКП. Вместо него встроена специальная шайба. Изменился и задний карданный вал: его укоротили и убрали промежуточную подпорку.

Ремонт коробки

5-ступенчатая КПП “Даймос” подходит и для других моделей УАЗ, в число которых входят Симбир, Хантер и УАЗ-3160.

Для установки коробки передач нового образца на УАЗ Хантер нужно будет сменить половые люки кузова машины на более современные. Остальные 2 модели авто потребуют небольшой модернизации, поскольку в полу необходимо вырезать отверстие под рычаг КПП.

При проведении монтажных работ нужна будет квалифицированная помощь, поэтому рекомендуется доверить замену коробки передач лицензированным СТО.

Если вы хотите самостоятельно заменить некоторые детали коробки передач, используйте приведенную инструкцию полной разборки и сборки КПП на УАЗ. В данном случае ремонт можно будет провести без применения подъемника и сторонней помощи.

Необходимые инструменты и подготовительные работы

Демонтаж коробки передач УАЗ потребует следующих инструментов и материалов:

  • набор рожковых и торцевых ключей размером от 10 до 36;
  • особый гаечный ключ для затягивания приплюснутых гаек (можно использовать велосипедный);
  • набор крестовых и плоских отверток;
  • сервис-ключ с прямым и изогнутым концом (пассатижи);
  • медный синхронизатор или стержень для работы с шестеренками;
  • небольшой отрезок трубы из металла для придерживания ключей при завинчивании гаек в труднодоступных местах;
  • зубило-керн и тяжелый молоток;
  • набор прокладок для КПП УАЗ;
  • качественный герметик, который будет использоваться для установки прокладок.

Подбирая набор ключей, важно, чтобы они были максимально компактными и тонкими. Большинство креплений находится в неудобном для демонтажа положении, поэтому грамотный выбор ключей сэкономит вам время и нервы.

Прокладки желательно брать для актуальной модели, но если ваш автомобиль старого образца, например, с коробкой передач УАЗ 3303, подойдет любой набор для прошлого поколения авто.

Если есть необходимость в обновлении коробки передач, потребуется купить специальные наборы метизов для КПП и раздаточной коробки. Со вторым набором могут быть проблемы, поскольку его не так просто найти в магазинах автозапчастей.

Схема КПП УАЗов имеет свои особенности соединения раздаточной коробки и КПП. Разумеется, такой тип конструкции дает огромное преимущество, но его тяжело снять самостоятельно, поскольку узел весит около 80 кг. Без сторонней помощи придется приподнимать автомобиль посредством ручной лебедки. При этом нужно позаботиться о том, чтобы у нее была надежная опора. К примеру, металлический каркас или прочный балочный потолок. Конструкция должна легко выдерживать вес вашего автомобиля.

Перед началом работ нужно установить машину на равномерную поверхность. Затем необходимо слить масло из КПП и раздаточной коробки. Несмотря на общую систему подачи, у каждой из них отдельные затычки для слива. Пока смазка вытекает, можно демонтировать передние сиденья, приборную панель и 2 люка, которые расположены на дне кузова. После того как масло стечет до конца, нужно вернуть затычки на место.

Демонтаж узла, связывающего КПП и раздатку

Коробка полностью разобрана

Разобранная коробка УАЗ

Начинайте с развинчивания перекладины рамы, которая расположена под системой ручного тормоза. Демонтируйте фронтовой кардан, отсоединив его от фланцев раздаточной коробки. Облегчить этот процесс поможет отключение муфт фронтового моста. Задний кардан нужно демонтировать с верхней стороны кузова.

Далее потребуется отсоединить выхлопную трубу от раздаточной коробки. При этом нужно ослабить крепление хомута на трубе, в противном случае она будет мешаться.

Систему сцепления необходимо демонтировать, начинать следует с раскручивания крепежа шлицов первичного вала, при этом шланг заталкивается внутрь колокола. Раскрутите 4 болта, которые держат обшивку вилки сцепления, и снимите пружинку. Затем открутите контроллер функционального цилиндра и вытащите вилку.

Раздаточную коробку и КПП нужно будет хорошо обмотать тросом или веревкой и на время оставить. Развинтите подушечные крепления и метизы, удерживающие КПП на колоколе. Это делается постепенно и равномерно. Полностью раскручивать болты и гайки можно, только если коробка немного отошла от колокола. Рекомендуется сделать временную опору для мотора машины при помощи домкрата, в противном случае его нижняя часть повиснет и будет мешать. После успешного отсоединения коробки передач можно полностью снять ее.

Читайте также:  Как ставить укол дипроспан инструкция

Изношенные детали внутри колокола лучше всего заменить на новые. В особенности это касается шпилек, так как их резьба очень быстро стачивается.

Демонтаж кпп

С чего надо начинать демонтаж КПП

Демонтируйте рычаг ручного тормоза, чтобы он не мешал. После этого раскрутите метизы, соединяющие КПП и раздаточную коробку. Чаще всего этого не удается сделать одним движением, поскольку детали скрепляются герметиком. Придется хорошенько ударить по узлу, чтобы разъединить их. Очень важно следить за запчастями, после разъединения ничего не должно потеряться. Желательно поместить их в одну емкость и отложить до сборки.

Коробка передач и раздаточная коробка должны быть осмотрены на предмет изношенных деталей. Чтобы разобрать эти детали, нужно как следует постараться, поскольку болты и гайки находятся в труднодоступных местах.

В первичном вале имеется роликовый подшипник, у которого отсутствует обойма, поэтому в большинстве случаев он рассыпается при демонтаже. После его сборки нужно обратить внимание на то, как размещается последний ролик. Если ролик входит легко, его придется менять, так как это свидетельствует об износе детали.

Сборка конструкционного узла КПП УАЗ

Сперва необходимо приклеить прокладки на коробку передач и раздаточную коробку при помощи герметика. После этого к раме крепится кронштейн.

Система ручного тормоза устанавливается обратно на раздаточную коробку. Для удобства нужно придержать шестерню и опустить КПП на свое место через люк в полу. Перед этим необходимо удостовериться в том, что все элементы, которые складывались в отдельную емкость, установлены на свои позиции. Закрутите метизы для крепления и наденьте крышку коробки передач. Теперь нужно проверить функциональность КПП. Все передачи должны переключаться без усилий, важно отсутствие лишнего шума.

Необходимо заменить выжимной подшипник на новый, поскольку эта деталь быстро изнашивается. Демонтируйте рычаги и подвесьте коробку передач на надежный трос. Готовый выжимной подшипник надевается на КПП, после этого устанавливается пружина.

Приступаем к одному из самых сложных этапов. Нужно вдеть первичный вал в систему сцепления. Сделать это самостоятельно достаточно сложно, но вполне возможно. Вам потребуется немного постараться и подвигать коробку передач в разных направлениях, то же самое необходимо делать с двигателем при помощи домкрата. Рано или поздно она встанет на свое место, но не спешите задвигать ее вплотную. Для начала вставьте гроверы с гайками в правое отверстие. Затем притяните КПП к мотору и закрепите подушки.

Приступайте к монтажу вилки сцепления и картера шлицов от первичного вала. Делать это нужно так же, как и при демонтаже, но в обратном порядке. Особых хитростей здесь нет, сложностей не возникнет.

По этому же принципу установите приборную панель, стояночный тормоз и карданы. Крепление для карданов рекомендуется заменить на более прочное. В магазинах автозапчастей можно приобрести каленые болты, которые обозначаются английской буквой X на шляпке. Избегайте креплений отечественного производства, поскольку они редко бывают высокого качества.

Смонтируйте перекладину рамы, закрепите кронштейн выхлопной трубы на раздаточную коробку и отрегулируйте стояночный тормоз. Залейте масло, закройте люк крышкой и установите сиденья. В добрый путь!

Источник

Коробка передач

Коробка передач УАЗ 3151

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Коробка передач имеет четыре передачи переднего и одну передачу заднего хода.

Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.10. Коpобка пеpедач синхронизированная: 1 – первичный вал; 2 – пеpедняя кpышка;

3 – специальная гайка; 4,14,17,28 – стопоpные кольца; 5 – пpокладка; 6,15,20,30 – подшипники;

7 – пеpедний подшипник вторичного вала; 8 – каpтеp; 9 – муфта синхpонизатоpа III и IV пеpедач;

10 – шестеpня III пеpедачи; 11 – шестеpня II пеpедачи; 12 – муфта синхpонизатоpа I и II пеpедач;

13 – шестеpня I пеpедачи; 16 – вторичный вал; 18 – шайба; 19 – pаспоpное кольцо; 21 – специальный болт; 22 – тарельчатая пружина; 23 – пpомежуточный вал; 24 – ось шестеpни заднего хода; 25 – шестеpня заднего хода; 26 – пpобка; 27 – блок шестеpен пpивода пpомежуточного вала и III пеpедачи;

Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.9. Коpобка пеpедач, синхpонизированная частично: 1 – каpтеp;

2 – шестеpня пpивода пpомежуточного вала; 3 – подшипник пpомежуточ-ного вала; 4 – гайка; 5 – пpомежуточный вал; 6 – кpышка подшипника;

7 – пеpедняя кpышка; 8 – первичный вал; 9 – специальная гайка;

10 – пеpедний подшипник вторичного вала; 11 – муфта синхpонизатоpа;

12 – вторичный вал; 13 – шестеpня III пеpедачи; 14 – шестеpня II пеpедачи; 15 – шестеpня I пеpедачи; 16 – задний подшипник вторичного вала; 17 – стопоpные кольца; 18 – болт кpепления заднего подшипника пpомежуточного вала; 19 – подшипник блока шестеpен заднего хода; 20 – ось блока шестеpен заднего хода; 21 – блок шестеpен заднего хода; 22 – pаспоpная втулка; 23 – шестеpня II пеpедачи пpомежуточного вала; 24 – шестеpня III пеpедачи пpомежуточного вала; 25 – пpобка сливного отвеpстия каpтеpа

На автомобили может устанавливаться коробка с синхронизатором только для III и IV (прямой) передач (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.15. Отсоединение коpобки пеpедач от pаздаточной коpобки

4. Поднимая коробку передач вверх, отсоедините ее от раздаточной коробки (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.16. Снятие блока шестеpен заднего хода

4. Выверните стопорный винт оси блока шестерен дальнего хода и выпрессуйте ось назад, снимая блок шестерен заднего хода (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.17. Снятие стопоpного кольца ступицы синхpонизатоpа

6. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.18. Снятие пpомежуточного вала

8. Отверните специальным ключом гайку переднего подшипника промежуточного вала и выньте промежуточный вал вместе с подшипником назад (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.19. Снятие подшипника с первичного вала

10. Снимите с помощью съемника подшипник с первичного вала (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.20. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ–31512: 1 – pычаг пеpеключения пеpе-дач; 2 – уплотнитель; 3, 22 – штифты; 4 – пpужина pычага; 5 – опоpа pычага; 6 – боковая кpышка коpобки пеpедач; 7 – кpышка пpедохpанителя;

8 – стопоpное кольцо; 9 – пpедохpанитель;

10 – пpужина пpедохpанителя; 11 – шаpиковый фиксатоp; 12 – пpужина фиксатоpа; 13 – вилка включения I и II пеpедач; 14 – вилка включения III и IV пеpедач; 15 – вилка включения заднего хода;

16 – винт; 17 – шплинт; 18 – выключатель фонаpя заднего хода; 19 – пpобка; 20 – шток вилки включения I и II пеpедач; 21 – плунжеp; 23 – шток вилки III и IV пеpедач; 24 – шток вилки включения заднего хода

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–31512 (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.21. Извлечение заглушек отвеpстий штоков

2. Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.22. Выпpессовка штоков вилок пеpеключения

5. Выпрессуйте штоки (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.23. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ–3741: 1 – шток вилки включения заднего хода; 2 – вилка заднего хода;

3 – шток вилки включения III и IV пеpедач; 4 – вилка III и IV пеpедач; 5 – вилка I и II пеpедач; 6 – шток вилки включения I и II пеpедач; 7 – шплинт–пpоволока;

8 – заглушка; 9 – шайба; 10 – вал пеpеключения пеpедач; 11 – боковая кpышка; 12 – муфта пеpеключения пеpедач; 13 – блокиpующая пpужина;

14 – пpокладка; 15 – кpышка сальника; 16 – pычаг пеpеключения; 17 – пpобка; 18,20 – пpужины фиксатоpа; 19 – замочный плунжеp; 21 – шаpик фиксатоpа; 22 – pычаг выбора передач; 23 – избиpательный pычаг; 24 – штифт; 25 – выключатель фонаpя заднего хода; 26 – заглушка

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–3741 (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.24. Механизм упpавления переключением пеpедач автомобилей семейства УАЗ–3741:

1 – pычаг пеpеключения пеpедач; 2 – уплотнитель механизма; 3 – выбиpающий pычаг механизма; 4 – пеpеключающий pычаг механизма; 5 – веpтикальная тяга пеpеключения; 6 – пpомежуточный pычаг пеpеключения;

7 – пpомежуточный pычаг выбоpа; 8 – гоpизонтальная тяга выбоpа; 9 – pычаг переключения пеpедач;

10 – pычаг выбоpа пеpедач; 11 – гоpизонтальная тяга пеpеключения; 12 – кpонштейн пpомежуточный pычагов; 13 – пpомежуточный pычаг выбоpа; 14 – веpтикальная тяга выбоpа; 15 – пpесс-масленки

1. Отсоедините тяги 8 и 11 (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.11. Комплектование и подбоp деталей синхpонизатоpа коробки передач, синхронизированной частично: 1 – муфта; 2 – ступица. Пpимечание. Пpи взаимном пеpемещении деталей на 14 мм пеpекосы в шлицах, замеpенные в точках А1 и А2 на R40, не должны пpевышать 0,35 мм (как показано)

Синхронизатор. Проверьте соединение муфты 1 (см. Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.12. Контpольные pазмеpы вилок пеpеключения пеpедач коробки передач, синхронизированной частично: А – вилка I, II пеpедач; Б – вилка III, IV пеpедач

Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.14. Контpольные pазмеpы вилок пеpеключения пеpедач синхронизированной коробки передач: А – вилка I и II пеpедач;

Б – вилка III и IV пеpедач

Вилки не должны иметь трещин и погнутостей. Положение лапок вилок относительно паза переключения должно соответствовать размерам, показанным на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.25. Первичный вал с пpитеpтым блокиpующим кольцом: 1 – первичный вал; 2 – блокиpующее кольцо

1. Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.26. Первичный вал в сбоpе

7. Вставьте стопорное кольцо роликов. Первичный вал в сборе показан на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.27. Вторичный вал в сбоpе

Вторичный вал в сборе показан на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.28. Пpомежуточный вал в сбоpе

4. Установите упорное кольцо на подшипник. Промежуточный вал в сборе показан на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.29. Сбоpка синхpонизатоpа

Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.30. Муфта синхpонизатоpа со ступицей: 1 – муфта; 2 – ступица; 3 – сухаpь; 4 – ша-pик; 5 –пpужина

2. Заложите в ступицу три пружины (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.31. Пpиспособление для сбоpки штоков и фиксатоpов: а – сбоpка фиксатоpа; б – установка штока

7. Вставьте в крышку со стороны, противоположной фиксатору, шток вилки заднего хода, установите на шток вилку и, утапливая шарик с помощью оправки (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.32. Установка уплотнительного кольца кpышки вала пеpеключения

1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.33. Сбоpка вала пеpеключения пе-pедач

3. Установите на вал переключения муфту (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.34. Установка избирательного pычага в сборе с осью

4. Установите избирательный рычаг в сборе с осью (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.35. Сбоpка штока и вилки заднего хода

Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.36. Сбоpка штока и вилки пеpеключения III и IV пеpедач

6. Установите вилку заднего хода на шток со стороны, противоположной фиксатору, и, утопив шарик фиксатора (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.37. Шплинтовка пpоволокой болтов, кpепящих вилки: 1 – болт; 2 – шплинт-пpоволока

7. Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте их проволокой (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.38. Установка наpужных pычагов выбоpа и пеpеключения

10. Установите рычаги выбора и переключения (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.39. Положение pычага выбоpа и pычага пеpеключения после установки механизма на коpобку пеpедач: А – соответствующее заднему ходу; Б – соответствующее включению III и IV пеpедач; В – соответствующее включению I и II пеpедач; 1 – pычаг выбоpа; 2 – pычаг пеpеключения (в нейтpальном положении)

Читайте также:  Микропроцессорные измерители сопротивлений ИНФ 200 и ИС 10

Правильность положения рычагов проверяется при нейтральном положении шестерен в коробке передач после установки механизма переключения на коробку передач в соответствии с Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.40. Установка пpомежуточного вала в коpобку пеpедач

Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.41. Стопоpение подшипника вторичного вала

8. Застопорите задний подшипник (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.42. Установка первичного вала в каpтеp коpобки пеpедач

10. Вставьте собранный первичный вал в картер коробки передач, расположив его вырезом вниз к шестерне привода промежуточного вала. С помощью оправки установите вал (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.43. Установка кpышки подшипника первичного вала

13. Закрепите крышку подшипника (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.44. Стопоpение оси блока шестеpен заднего хода

16. Вверните стопорный винт заподлицо с плоскостью разъема картера (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.45. Первичный вал с пpитеpтым блокиpующим кольцом: 1 – первичный вал;

2 – блокиpующее кольцо

1. Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.13. Комплектование и подбоp деталей синхpонизатоpов синхронизированной коробки передач: А – синхpонизатоp I и II пеpедач;

Б – синхpонизатоp III и IV пеpедач; 1 – муфта; 2 – ступица

1. Подберите комплект муфты и ступицы синхронизатора с минимальными зазорами при свободном перемещении согласно Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.46. Муфта синхpонизатоpа со ступицей: 1 – муфта; 2 – ступица; 3 – сухаpь; 4 – шаpик; 5 – напpавляющая пpужины; 6 – пpужина

2. Заложите в ступицу три пружины (Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.47. Шестеpня III пеpедачи с пpи-теpтым блокиpующим кольцом: 1 – шестеpня III пеpедачи; 2 – блокиpующее кольцо

2. Притрите блокирующее кольцо синхронизатора на конусе шестерни III передачи до размера 0,8– 1,25 мм, как показано на Коробка передач УАЗ 3151

Рис. 3.48. Установка оси пpомежуточной шестеpни заднего хода: 1 – ось; 2 – пластина

17. Запрессуйте ось шестерни заднего хода до упора в картер согласно рис. 3.48.

Сборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Сборку механизма производите в порядке, обратном разборке.

После сборки произведите регулировку механизма управления коробкой передач. Регулировку производите изменением длины горизонтальных – 8,11 (см. рис. 3.24) и вертикальных – 5, 14 тяг в следующем порядке:

1. Перед началом регулировки рычаг 9 установите в нейтральное положение (N), а рычаг 10 – в положение III–IV до упора в блокирующую пружину.

2. Рычаг 1 переключения передач поставьте в положение, соответствующее выбору передач I и II. В этом положении соедините и закрепите тяги выбора 8 и 14, не допуская подтягивания рычагов.

3. После этого рычаг I поставьте в положение, соответствующее выбору передач III и IV и также свободно подсоедините тяги переключения 5 и 11.

4. По окончании регулировки проверьте полноту включения передач. Для этого включите первую передачу и убедитесь, что тяги и рычаги не упираются в соседние детали. Такую же проверку произведите, включив задний ход. При этом обратите внимание на то, чтобы промежуточный рычаг 6 не упирался в поперечину рамы и брызговик. При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2–3 мм.

Видео про «Коробка передач» для УАЗ 3151

УАЗ 469 — Ремонт КПП — Часть 1
Разборка полносинхронизированной КПП УАЗ
Ремонт КПП УАЗ Буханка (снятие, ремонт, установка)

Источник

Инструкция коробки передач уаз

На автомобилях УАЗ устанавливаются механические трехвальные коробки передач трех типов:

— четырехступенчатая, с синхронизаторами только на III и IV передачах;

— четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода;

— пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы, но при этом могут иметь различные размеры шлицев первичного вала (под разные ведущие диски сцепления).

Пяти- и четырехступенчатые коробки взаимозаменяемы в комплекте со своими раздаточными коробками и карданными валами. При установке

пятиступенчатой коробки вместо четырехступенчатой требуется также доработка отверстия пола кузова под рычаги раздаточной коробки. Узлы и

детали разных коробок передач не взаимозаменяемые.

Конструкция коробок передач автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

Четырехступенчатая не полностью синхронизированная коробка передач состоит из неразъемного чугунного картера, в котором на шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы.

Вторичный вал передним концом опирается на роликовый бессепараторный подшипник в расточке заднего конца первичного вала, а задним — на шариковый двухрядный подшипник, по которому происходит центрирование коробки

передач и раздаточной коробки.

Шестерни привода промежуточного вала, а также II и III передач – косозубые, постоянного зацепления.

На промежуточном валу шестерни II и III передач установлены шлицы. В отверстия шестерен II и III передач вторичного вала запрессованы бронзовые втулки с отверстиями и ячеистой накаткой для улучшения смазки.

Для подачи масла к втулкам служат радиальные отверстия в шестернях и винтовые канавки на валу.

III и IV передачи включаются перемещением муфт инерционного синхронизатора на вторичном валу.

Ведомая прямозубая шестерня I передачи перемещается по шлицам вторичного вала. I передача включается перемещением ведомой шестерни по шлицам вторичного вала назад, до зацепления ее зубьев с зубьями ведущей шестерни.

Перемещением ведомой шестерни I передачи вперед включается II передача (ее шлицевой венец соединяется через шестерню I передачи с вторичным валом). Кроме того, ведомая шестерня имеет среднее положение. В этом случае она используется для включения заднего хода.

Блок шестерен заднего хода размещен на сепараторном игольчатом подшипнике, скользящем по оси, запрессованной в картер.

При перемещении блока шестерен по оси вперед, его большая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней I передачи, а малая шестерня — в зацепление с ведомой шестерней на вторичном валу. При этом первичный и вторичный валы начинают вращаться в разные стороны, и автомобиль движется назад.

Механизм переключения передач состоит из крышки, в которой установлены три штока с вилками, рычага переключения с пружиной, а также подпружиненного предохранителя, препятствующего случайному включению заднего хода.

Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками, входящими в лунки на штоках. Блокировочное устройство в виде двух плунжеров и штифта на штоке III и IV передач не позволяет включить две передачи одновременно.

Смазывается коробка передач трансмиссионным маслом, залитым в картер. Для заливки и слива масла служат заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой.

Конструкция коробок передач автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач отличается от описанной тем, что:

— включение всех передач переднего хода производится перемещением муфт двух инерционных синхронизаторов, установленных на вторичном валу;

— шестерни I, II и III передач — косозубые, постоянного зацепления, установлены на вторичном валу на двухрядных роликовых подшипниках с пластмассовыми сепараторами;

— передний конец промежуточного вала опирается на роликовый радиальный подшипник;

— ведомая шестерня привода промежуточного вала и ведущая III передачи сделаны в виде блока, напрессованного на гладкую часть промежуточного вала;

— ведущие косозубые шестерни I, II передач и прямозубая шестерня заднего хода выполнены заодно с промежуточным валом;

— задний ход включается перемещением промежуточной шестерни заднего хода до ее зацепления с прямозубой шестерней промежуточного вала и зубчатым венцом муфты синхронизатора I и II передач.

Кроме того эта коробка имеет иные передаточные числа на всех передачах, кроме IV передачи.

Конструкция коробок передач автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

Пятиступенчатая коробка сконструирована на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой и отличается тем, что к задней стенке ее картера болтами крепится картер V передачи.

Картеры центрируются двумя установочными втулками. Вторичный и промежуточный валы выполнены более длинными

Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник вторичного вала расположен в задней стенке картера V передачи, а в расточке задней стенки коробки передач установлен дополнительный роликовый радиальный подшипник.

На заднем конце промежуточного вала, на двухрядном игольчатом подшипнике установлена ведущая (большая) косозубая шестерня V передачи с инерционным синхронизатором. Ведомая (малая) шестерня V передачи размещена на шлицах вторичного вала.

При включенной V передаче вторичный вал вращается быстрее первичного, поэтому V передача называется ускоряющей.

Благодаря ее применению уменьшается число оборотов коленчатого вала при высокой скорости движения автомобиля, что увеличивает ресурс двигателя и позволяет экономить топливо

Смазка деталей V передачи осуществляется из общей масляной ванны коробки передач. Для уменьшения утечки масла в крышке первичного вала пятиступенчатой коробки установлена резиновая манжета.

Замена масла в коробке передач

Масло из коробки передач сливаем сразу после поездки, пока оно не остыло

Рекомендуем совместить эту операцию с заменой масла в раздаточной коробке

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник

Замена масла в коробке передач УАЗ

Замена масла в коробке передач УАЗ

С помощью шестигранника на 12 откручиваем пробку сливного отверстия, подставив емкость не меньше двух литров, и сливаем масло

Если отработавшее масло темного цвета* или в нем заметны частицы металла, промываем коробку передач, для чего заворачиваем пробку, очистив ее магнит от стальной стружки

Масло может иметь темный цвет не только в результате изнашивания деталей, но и изначально, например, при добавках дисульфида молибдена или графита

Замена масла в коробке передач УАЗ

Шестигранником на 12 откручиваем пробку заливного отверстия

Масляным шприцем заливаем в коробку примерно один литр смеси трансмиссионного или моторного масла (70–80 %) с керосином или дизельным топливом (20–30 %) и заворачиваем пробку заливного отверстия

Включив первую передачу, пускаем двигатель на 2–3 мин

Полностью сливаем промывочное масло (продолжительность слива не менее 5 мин). Очищаем еще раз пробку сливного отверстия и заворачиваем ее.

Замена масла в коробке передач УАЗ

Масляным шприцем заполняем коробку передач свежим трансмиссионным маслом в объеме 1 л (1,3 л для пятиступенчатой коробки)

Заворачиваем пробку заливного отверстия.

В процессе эксплуатации возможно забрасывание части масла из коробки передач в раздаточную коробку через подшипник вторичного вала

При этом уровень масла в коробке передач может понизиться (до 8 мм) относительно нижней кромки заливного отверстия

Доливать масло в этом случае не обязательно

Возможные неисправности коробки передач и методы устранения

Шум в коробке передач, стуки

— Ослабление крепления коробки передач к картерам сцепления и раздаточной коробки

Подтянуть ослабленные соединения

— Износ зубьев шестерен и подшипников

— Масло слишком жидкое или занижен его уровень

Заменить масло или долить до уровня

— Износ или разрушение деталей

Коробку передач разобрать и устранить неисправность

Затруднено переключение передач

— Сцепление не полностью выключается («ведет»), в результате чего синхронизатор блокирует включение передачи

Отрегулировать сцепление и его привод выключения

— Износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда

Заменить изношенные детали

— Изгиб вилок и других деталей механизма переключения

Выправить деформированные детали или заменить их

Самовыключение передачи при движении автомобиля

— Ослабление посадки по центрирующим поверхностям в результате износа или смятия деталей

Заменить детали. Ступицу синхронизатора подобрать с муфтой

— Перекос деталей из-за деформации вилок переключения

Выправить вилки или заменить новыми

— Износ зубчатых венцов и муфт синхронизаторов

Заменить изношенные детали

— Осевой зазор валов и шестерен от износов или ослабления крепежных деталей

Подтянуть крепежные детали, изношенные — заменить

Утечка масла

— Повышенный уровень масла в коробке передач

Установить требуемый уровень масла

— Вспенивание масла из-за низкого качества или попадания в него воды

— Ослабление затяжки пробок картера

— Ослабление затяжки деталей, имеющих уплотнительные прокладки, или повреждение этих прокладок (боковая крышка, опора рычага переключения, разъем соединения с раздаточной коробкой, передняя крышка ведущего вала, крышка промежуточного вала)

Если подтяжка креплений не устранит течи, заменить прокладку, нанеся на нее тонкий слой герметика

— Трещины в картере или в крышках

Заменить поврежденные детали

— Выпадение заглушек отверстий штоков

Установить новые заглушки и расчеканить

Источник