Меню

The Interpreter опубликовал учебные пособия КГБ Вот несколько фрагментов о работе советской разведки

Инструкция комитета государственной безопасности

ВЫПИСКА ИЗ ПРОКОЛА № 200 ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС С УТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОЕКТА ПОЛОЖЕНИЯ О КГБ ПРИ СМ СССР

9 января 1959 г.

Строго секретно

тт. Кириченко, Шелепину, Желтову, Смиртюкову; Секретариату ЦК КПСС

Проект Положения о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР

Утвердить с принятой на заседании Президиума ЦК поправкой проект Положения о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах (приложение – особая папка).

К пункту XVIII прот. № 200

Сов. секретно

Особая папка

о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах

Общие положения

1. Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органы на местах являются политическими органами, осуществляющими мероприятия Центрального Комитета партии и Правительства по защите Социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственных границ СССР. Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства.

2. Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР образован на правах союзно-республиканского министерства.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР для выполнения возложенных на него задач имеет свои органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, военных округах, соединениях и частях Советской Армии, на флотах и флотилиях Военно-Морского Флота, в войсках МВД, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также пограничные и специальные войска.

3. Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС.

Комитет госбезопасности при Совете Министров СССР несет ответственность за обеспечение государственной безопасности в стране и систематически отчитывается о всей проводимой им работе перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР, а местные органы КГБ – соответственно перед ЦК компартий союзных республик, крайкомами, обкомами, горкомами, райкомами партии и Комитетом госбезопасности при Совете Министров СССР.

4. Комитет государственной безопасности и его органы на местах в своей практической деятельности обязаны держать тесную связь с трудящимися, постоянно опираться на их помощь в борьбе с антисоветскими и враждебными элементами и принимать активное участие в проводимой партийными организациями среди трудящихся работе по повышению политической бдительности.

5. Комитет государственной безопасности возглавляет председатель, который утверждается ЦК КПСС и назначается Президиумом Верховного Совета СССР. Заместители председателя Комитета утверждаются ЦК КПСС и назначаются Советом Министров Союза ССР.

6. Председатель Комитета, заместители председателя в пределах своей компетенции издают приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Руководителям местных органов КГБ предоставляется право издавать приказы и указания по оперативной и служебной работе на основе приказов и инструкций Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР и решений соответствующих партийных органов.

Задачи и обязанности Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органов на местах

7. На Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его местные органы возлагается:

а) разведывательная работа в капиталистических странах;

б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентурой внутри страны;

в) борьба с вражеской деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР;

г) контрразведывательная работа в Советской Армии, Военно-морском флоте, ГВФ, в пограничных войсках и войсках МВД с целью предупреждения проникновения в их ряды агентуры иностранных разведок и иных вражеских элементов;

д) контрразведывательная работа на специальных объектах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;

е) охрана государственных границ Союза ССР;

ж) охрана руководителей Партии и Правительства;

з) организация и обеспечение Правительственной связи;

и) организация радиоконтрразведывательной работы и учет необходимых данных действующих на территории страны ведомственных радиостанций;

к) разработка мобилизационных планов по развертыванию органов госбезопасности и войсковых частей Комитета и выполнение других поручений ЦК КПСС и Правительства Союза ССР.

8. Для выполнения поставленных задач Комитет государственной безопасности имеет соответствующую структуру и штатную численность, утверждаемые ЦК КПСС и Советом Министров СССР.

Права органов государственной безопасности

9. Комитету государственной безопасности и его органам на местах для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

а) вести агентурно-оперативную работу в целях выявления и пресечения враждебной деятельности, направленной против Советского Союза, для чего иметь необходимую агентуру, создавать конспиративные и явочные квартиры для работы с агентурой;

б) производить в установленном законом порядке обыски, задержания и аресты лиц, изобличенных или подозреваемых в преступной деятельности;

в) вести следствие по делам о государственных преступлениях с последующей передачей дел по подсудности;

г) проводить специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение преступной деятельности агентуры иностранных разведок и антисоветских элементов;

д) в случаях необходимости по согласованию с начальниками милиции привлекать работников милиции для обеспечения выполнения заданий органов государственной безопасности;

е) вести оперативный учет государственных преступников и лиц, разрабатываемых по подозрению в принадлежности к агентуре иностранных разведок, участии в антисоветских организациях и иной враждебной деятельности;

ж) производить проверку состояния шифровальной службы и секретного делопроизводства в министерствах и ведомствах, а также в подчиненных им предприятиях и учреждениях;

з) производить специальную проверку лиц, имеющих по службе отношение к сохранению государственной и военной тайны, а также выезжающих за границу и въезжающих из-за границы в СССР;

и) вести под надзором органов прокуратуры следствие по делам о преступлениях, совершаемых офицерским, сержантским составом, служащими и рабочими органов КГБ, если совершенные преступления связаны с оперативной деятельностью органов госбезопасности, с последующей передачей дел по подсудности;

к) издавать литературу, учебные и наглядные пособия по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.

Коллегия Комитета государственной безопасности

10. Для решения вопросов организации работы органов госбезопасности по выполнению постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также рассмотрения других вопросов практической деятельности органов госбезопасности образуется коллегия Комитета госбезопасности. В состав коллегии входят: председатель Комитета, заместители председателя Комитета, руководящие работники Комитета и местных органов КГБ. Члены коллегии утверждаются ЦК КПСС и Советом Министров СССР.

Коллегия несет ответственность перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР за правильное и своевременное разрешение вопросов деятельности органов и войск государственной безопасности.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает:

— вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, охраны государственной границы и другие практические вопросы деятельности органов госбезопасности;

— отчеты руководителей главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата, местных органов и войск КГБ;

— проекты наиболее важных приказов, указаний и инструкций о деятельности органов и войск КГБ;

— вопросы структуры и штатов органов и войск КГБ;

— предложения о назначении и освобождении руководящих работников центрального аппарата Комитета и подчиненных ему органов и войск, о присвоении званий генералов, адмиралов, полковников;

— предложения о награждении орденами и медалями Советского Союза работников органов и военнослужащих войск КГБ.

Предложения о присвоении званий адмиралов, генералов и полковников, а также о награждении орденами и медалями работников местных органов госбезопасности рассматриваются после согласования с соответствующими партийными органами.

Коллегия собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц. Решения коллегии принимаются на основе делового обсуждения большинством голосов. Решения коллегии обязательны для всех ее членов. В случае разногласий по обсуждаемому вопросу между председателем Комитета и членами коллегии председатель Комитета докладывает содержание разногласий в ЦК КПСС и Совет Министров СССР для окончательного решения. Каждый член коллегии имеет право также доложить свое мнение ЦК КПСС и Совету Министров СССР. При решении важнейших вопросов деятельности органов государственной безопасности Комитет советуется с Комитетами государственной безопасности при Советах Министров союзных республик и другими местными органами КГБ.

Решения коллегии объявляются приказами председателя Комитета. По наиболее важным вопросам агентурно-оперативной и следственной работы приказы председателя Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР издаются с одобрения ЦК КПСС.

В Комитетах госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик образуются коллегии, которые в своей работе руководствуются принципами, изложенными в настоящем пункте. Члены коллегий Комитетов госбезопасности утверждаются ЦК КП республик и обкомами КПСС автономных республик по представлению председателей Комитетов.

Кадры органов и войск государственной безопасности

11. Одной из важных задач Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и его местных органов является подбор, расстановка и воспитание кадров.

Оценивая деятельность ВЧК, В. И. Ленин говорил, что от сотрудников органов государственной безопасности «требуется решительность, быстрота, а главное – верность».

Комитет и его органы на местах должны подбирать в органы государственной безопасности людей, беспредельно преданных Коммунистической партии, социалистической Родине и своему народу, идейно стойких и, в первую очередь, из числа партийных, советских и комсомольских работников.

Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах госбезопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам.

Работники органов государственной безопасности должны быть партийно принципиальными, честными, смелыми, дисциплинированными, строго хранить военную и государственную тайну, постоянно работать над повышением своего идейно-политического уровня, над освоением основ марксизма-ленинизма и повышением деловой квалификации.

12. Органы государственной безопасности во всей своей деятельности должны строго соблюдать социалистическую законность. Они обязаны использовать все предоставленные им законом права, чтобы ни один враг Советского государства не уклонился от заслуженной кары и чтобы ни один гражданин не подвергся необоснованному привлечению к ответственности. Должны сурово пресекаться нарушения социалистической законности и произвол как действия, посягающие на социалистический правопорядок и права советских граждан.

Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допустили политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости.

Надзор за следствием в органах госбезопасности осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР.

13. Партийные организации и руководители всех звеньев органов госбезопасности ведут политическую работу с сотрудниками, воспитывают их в духе партийной принципиальности, беззаветной преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, в духе бдительности, честного отношения к делу и строжайшего соблюдения социалистической законности. Партийные организации проводят партийно-политическую и организационную работу и обеспечивают развитие деловой критики и самокритики. Партийные организации и каждый коммунист имеют право, руководствуясь Уставом КПСС, сигнализировать о недостатках в работе органов госбезопасности в соответствующие партийные органы.

14. Руководящие работники органов госбезопасности, входящие в номенклатуру ЦК КПСС, утверждаются в должности Центральным Комитетом КПСС.

Работники, входящие в номенклатуру местных партийных органов, утверждаются в должности соответственно ЦК компартий союзных республик, крайкомами и обкомами КПСС.

Перемещения работника с одной должности на другую, состоящего в номенклатуре ЦК КПСС или местных партийных органов, может быть произведено только после решения ЦК КПСС или местных партийных органов.

В случае разногласий по конкретным предложениям о назначениях между Комитетом госбезопасности и местными партийными органами вопрос вносится на рассмотрение ЦК КПСС.

Правовое положение личного состава Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР

15. Генералы, адмиралы и офицеры органов и войск Комитета проходят службу в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота и пользуются соответствующими дисциплинарными правами.

Сержантский (старшинский) и рядовой состав войск и оперативных служб Комитета также проходит службу в соответствии с Положениями о прохождении службы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.

16. В органах госбезопасности весь офицерский состав периодически аттестуется. Для рассмотрения вопросов о присвоении очередных и внеочередных воинских званий до подполковника включительно в Комитете госбезопасности создается аттестационная комиссия. Приказы о присвоении воинских званий подписываются председателем Комитета.

17. Личному составу Комитета госбезопасности предоставляется право ношения и хранения оружия, согласно табелям, утвержденным председателем Комитета государственной безопасности.

18. Генералы, адмиралы, офицерский, сержантский (старшинский) и рядовой состав Комитета состоят в кадрах, в действующем резерве или запасе Комитета государственной безопасности со снятием с воинского учета Министерства обороны СССР.

19. Условия труда рабочих и служащих Комитета регулируются действующим законодательством о труде. Председатель Комитета госбезопасности для некоторых категорий рабочих и служащих издает инструкции о порядке несения службы и по дисциплине, исходя из специфики работы органов госбезопасности.

Читайте также:  Прибор приемно контрольный пожарный Радуга 2А

20. Органы и войска Комитета государственной безопасности содержатся за счет средств союзного госбюджета по смете расходов, утверждаемой в порядке, установленном для общесоюзных министерств.

Средства, выделяемые по смете Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР на «особые расходы», расходуются согласно положениям, утверждаемым председателем Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Работники государственной безопасности, облеченные высоким доверием Коммунистической партии и советского народа, должны с честью выполнять возложенную на них почетную задачу по обеспечению государственной безопасности социалистической Родины.

РГАНИ. Ф. 4. Оп. 13. Д. 45. Л. 79-83. Подлинник. На бланке ЦК КПСС.

Источник



Рекомендации от КГБ СССР

Выдержки из пособия «Способы вербовки агентуры» и инструкция для сотрудников КГБ СССР 70-х годов — «Признаки присущие вражескому нелегалу»…
Способы вербовки агентуры
Основополагающее впечатление о Вас складыва­ется у визави и по вашим первым фразам; именно начальные предложения рождают у него желание или нежелание продолжать исходный разговор…
Психологическим приемом, облегчающим началь­ный контакт, является общение с объектом как со своим старым знакомым. Эту уловку, впрочем, можно использовать только при соответствующей пси­хологии человека и подходящей ситуации. Приемы знакомства, обеспечивающие оптималь­ный повод для начального обмена фразами могут быть, скажем, такими:
1. Провоцирование объекта на оказание помощи Вам:
— симулирование падения на улице, вывиха ноги, внезапной слабости и иных симптомов, связанных со здоровьем;
— имитация неловкости, выронив в удобный мо­мент что-либо из рук;
— «забывание» своей вещи рядом с объектом;
— обращение с просьбой дать закурить или подска­зать несложную (улицу, магазин, время. ) информа­цию;
— вызов сочувствия своей беспомощностью (сло­манная машина, тяжелые вещи, растерянность на улице. ); это — женский вариант.

2. Прибегание к помощи, которую оказываете объекту Вы:
— четкое использование случайной (или организо­ванной) неловкости объекта в связи с недостатком ин­формации о чем-либо (показать определенное место, объяснить как что-то сделать. );
— ловкое задействование случайной (а то и предус­мотренной или созданной) потребности для объекта в какой-либо услуге (пособить в наладке машины, пред­ложить лишний билетик, подвезти куда-либо. );
— предложение себя объекту в качестве необходи­мого ему в данный момент компаньона (для распития алкогольных напитков, игры в карты или шахматы, «изливания души». );
— подключение к ситуациям, обусловливающим нарушения дорожного движения («спасение» объек­та. );
— имитирование нападения на объект криминаль­ных элементов и «спасение» его в этой ситуации.
3. Знакомство через общих знакомых:
— выверенные по времени визиты к определенным лицам, у которых часто бывает объект;
— непосредственная просьба к общему знакомому познакомить вас;
— подведение общего знакомого к мысли свести вас как людей с общим увлечением (хобби) или способный быть полезными друг другу (прямой просьбы при этом нет);
— заинтересовывание общего знакомого его лич­ной выгодой в вашем знакомстве с объектом.

4. Знакомство на различных культурных или спортивных мероприятиях (в кино, театре, на концерте, лекции, стадионе. ), обеспечив себе соседство с объектом посредством «лишнего» билетика, билетами от общего знакомого или каким-либо иным трюком:
— подключение к эмоциональному реагировании: объекта на зрелище;
— инсценирование роли «новичка», интересующе­гося мнением «специалиста»;
— выдача безадресных замечаний, могущих заин­тересовать объект;
— кратковременное оставление своего места с про­сьбой присмотреть за ним.
5. Знакомство в очередях (за конкретным товаром, театральными или транспортными билетами, в ОВИР.к врачу. ), учитывая, что общность ситуации в какой-то мере сближает людей: организация общего разговора на какую-либо актуальную тему (путем подачи безадресных реплик или реагирования на таковые);
— кратковременное покидание очереди с просьбой присмотреть за оставляемой вещью и местом.

Источник

The Interpreter опубликовал учебные пособия КГБ. Вот несколько фрагментов о работе советской разведки

В 2017-2018 годах один из основателей сайта The Interpreter Майкл Уэйс опубликовал в The Daily Beast несколько советских документов, которые имеют гриф «секретно». Это были брошюры, посвященные работе в КГБ и предназначавшиеся для обучения сотрудников ведомства. В ноябре 2018-го The Interpreter собрал их в одном месте, добавив еще несколько пособий, не появлявшихся в The Daily Beast. «Медуза» изучила опубликованный архив и выбрала несколько отрывков, которые показывают, как работал КГБ в 1970-1980-х годах.

Брошюра « Разоблачение подстав противника в процессе разработки лиц, представляющих разведывательный интерес ». 1971 год

Из главы «Специальные проверочные мероприятия»

…Другой пример. На Международной ярмарке в Лейпциге советский разведчик Петров познакомился с сотрудником бельгийского МИДа «Шарлем», приехавшим туда в служебную командировку. Изучая «Шарля», Петров выяснил, что его можно использовать для получения интересной информации. «Шарль» придерживался прогрессивных взглядов, симпатизировал Советскому Союзу и Коммунистической партии Бельгии.

В Бельгии с «Шарлем» продолжил контакт другой оперативный работник Антон. В беседах с ним «Шарль» делился сведениями о внешнеполитическом курсе бельгийского правительства, представлявшими некоторый интерес как информация.

Создавалось впечатление, что «Шарль» — честный человек, искренне желавший помочь делу мира и прогресса. Однако при внимательном анализе поступивших от «Шарля» материалов и его поведения на встречах и других признаков возникли некоторые сомнения в его искренности. «Шарль» постоянно жаловался на тяжелое материальное положение, но, судя по его костюму, привычке хорошо поесть и весело провести время, нельзя было сделать вывод, что он плохо обеспечен. Он смело шел на контакт с оперативным работником и проявил знание отдельных приемов конспиративной связи.

Часть информации «Шарля» через некоторое время после ее передачи «Петрову» опубликовывалась в той или иной форме в западно-европейской прессе. Отдельные сообщения «Шарля» нельзя было перепроверить или они не подтверждались другими данными, а иногда носили явно интригующий характер и, вероятно, сообщались разведчику, для того, чтобы заставить резидентуру поставить перед «Шарлем» дополнительные задания и тем самым выявить интересовавшие разведку вопросы.

В связи с возникшими подозрениями было решено установить за «Шарлем» наружное наблюдение. Однако наблюдение за местами встреч и на маршруте движения «Шарля» после встречи никаких результатов не дало. Тогда организовали наружное наблюдение за «Шарлем» вечером при выходе его из министерства и утром, когда он выходил из дома на работу. Эта проверка позволила установить, что на следующий день после встречи с оперативным работником «Шарль» выходил из дома утром на час раньше, встречался в парке с неизвестным нам человеком, который после встречи с «Шарлем» шел в здание контрразведки.

Таким образом, тщательно проведенное наружное наблюдение дало возможность разоблачить подставу бельгийской контрразведки.

Брошюра «Основные направления и объекты разведывательной работы за границей», 1970 год

Из главы «Агентурно-оперативные мероприятия по воздействию на отдельные стороны жизни капиталистических государств»

Дезинформация — одно из эффективных средств воздействия на те или иные стороны политической и экономической жизни, партии, организации; это заранее разработанные мероприятия с целью ввести противника в заблуждение по тем или иным вопросам в выгодном для социалистических стран направлении.

Задача дезинформации — распространить сведения, которые могут ввести в заблуждение правительства, генеральные штабы, враждебные разведки и рассчитаны на срыв их подрывных планов против стран социалистического содружества, на обострение противоречий в их лагере.

Работа по дезинформации требует от разведки исключительного внимания, знания в деталях вопроса, по которому готовится дезинформация, тщательного изучения всех обстоятельств, касающихся объекта дезинформации. По возможности надо знать, какими средствами располагает или может располагать противник по добыванию достоверной информации по данному вопросу, степень осведомленности противника в этом вопросе и т. д.

Дезинформационные документы разрабатываются так, чтобы они были правдоподобны как по содержанию, так и по форме. Вымышленные «факты» или «события» в таких документах должны быть логически оправданными, сообразными с существующими ходом событий и должны сочетаться с действительными фактами.

Средства для продвижения к противнику дезинформационных материалов могут быть различны: пресса, радио, агентура, «конфиденциальные» разговоры перед выявленной техникой подслушивания противника, «утеря» документов или умышленное создание условий для «похищения» или «секретного» изъятия противником документов, содержащих дезинформацию.

Наиболее часто применяемым и эффективным средством распространения дезинформации являются агентурные каналы и использование выявленной техники подслушивания противника. Передача дезинформационных материалов иностранной разведке через подставленных ей агентов имеет то преимущество, что эти сведения, если они хорошо подготовлены, быстро будут доложены в инстанции (в правительство, генштаб и др.).

Брошюра «Политическая разведка с территории СССР», 1989 год

Из главы «Вербовка агентов из советских граждан и организация работы с ними»

Вербовка агентов из советских граждан осуществляется как в форме постепенного вовлечения вербуемого в выполнение заданий органов КГБ, так и в форме прямого вербовочного предложения. Она может быть закреплена письменным обязательством (подпиской) агента о добровольном согласии на конфиденциальное (секретное) сотрудничество с разведкой и о сохранении в тайне самого факта и содержания сотрудничества. В подписке указывается избранный агентом псевдоним.

Право санкции на вербовку агентов из советских граждан предоставлено начальнику Главка, его заместителям и руководителям КГБ — УКГБ. Вербовка оформляется рапортом, после утверждения которого на агента заводятся личное и рабочее дела.

В качестве агентов-групповодов вербуются лица, способные по своим политическим, моральным, деловым данным и возможностям обеспечивать успешное руководство агентами из советских и иностранных граждан, доверительными связями и доверенными лицами и эффективно использовать их в интересах решаемых разведкой задач. Кандидат на вербовку на роль групповода должен обладать волевыми качествами, способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами такого агента являются душевная теплота, доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми.

Содержатели конспиративных и явочных квартир вербуются из надежных в политическом и моральном отношении советских граждан, дающих добровольное согласие оказывать помощь разведке. Как и другие агенты, они обязуются сохранять в тайне свое сотрудничество с органами КГБ.

Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных и комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппарата, политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик и местных советов народных депутатов, работников суда и прокуратуры использовать в качестве агентов не разрешается.

Информация агента о выполнении заданий разведки, сведения, добытые им по собственной инициативе, представляются, как правило, в виде письменного агентурного сообщения. В нем должны содержаться ответы на вопросы, поставленные в задании, указываться обстоятельства, связанные с получением сведений, излагаться события и факты, заслуживающие внимания разведки.

Поступающая от агента устная информация оформляется оперативным работником (групповодом) в виде информационного сообщения. Разрешается фиксировать сообщение агента на звукозаписывающей аппаратуре (гласно и негласно) с последующим составлением справки.

Запрещается принимать от агентуры письменные сообщения о советских гражданах, изучаемых в качестве кандидатов на вербовку, в связи с выездом за границу, допуском к совершенно секретной и особой важности работе, призывом в Пограничные войска КГБ СССР, особорежимные части Вооруженных Сил СССР, оформлением на службу (работу) в органы КГБ, если они характеризуются агентами положительно. В этих случаях информация оформляется справкой оперативного работника.

Брошюра «Связь с агентурой», 1970

Из главы «Выбор мест и способов проведения личных встреч»

При выборе мест и способов проведения личной встречи с агентом необходимо учитывать агентурно-оперативную обстановку, время встречи и ее характер (длительная беседа, необходимость ведения записей, передача громоздких или небольших по объему материалов), служебное и общественное положение, возраст и пол разведчика и агента.

Чтобы уметь правильно подбирать подходящие, с точки зрения конспирации, места для встречи с агентом, необходимо хорошо знать город: многолюдные и малочисленные его районы, работу городского транспорта, расположение подходящих для встреч улиц, переулков, площадей, парков, скверов, местонахождение зрелищных предприятий, музеев, библиотек, магазинов, кафе, ресторанов, время их работы. Необходимо изучить также окрестности города, места загородных прогулок и т. п.

Разведчик должен предусмотреть, чтобы место встречи находилось вдали от полицейских постов, от пунктов, где обычно сосредоточиваются сотрудники и агентура контрразведки и полиции (особо охраняемые объекты, запретные зоны, правительственные учреждения, иностранные посольства и миссии, места проживания иностранных дипломатов, места сборищ уголовных элементов и т. д.), чтобы условия окружающей обстановки в районе позволяли как разведчику, так и агенту выявить возможное наружное наблюдение противника.

При выборе места встречи следует учитывать методы работы местной контрразведки, квалификацию ее работников и оснащенность их современной оперативной техникой.

Читайте также:  Форма выпуска упаковка и состав продукта Артелак Всплеск

Особенности быта и нравов местного населения также оказывают влияние на выбор места встречи. Это бывает особенно важно в странах Востока, где, прежде всего, следует выяснять, не вызовет ли появление европейца в этом месте любопытства или подозрения со стороны окружающих. В США и в других странах необходимо учитывать существующую расовую дискриминацию.

Встречу, предназначенную для приема от агента разведывательных материалов, возвращения ему документов или для передачи письменных заданий, можно проводить в музеях, на выставках, в библиотеках, в кино и театрах, у театральных касс, в лифтах больших магазинов. При этом следует учитывать размер передаваемых материалов.

Такие встречи бывают, как правило, кратковременными (моментальными) и организуются так, чтобы ни наружное наблюдение, если бы оно оказалось и не было выявлено разведчиком и агентом, ни кто-либо из посторонних не заметил передачи. Для этого надо выбирать такие места или создавать такую обстановку, чтобы наружное наблюдение либо потеряло из вида хотя бы на несколько секунд объект наблюдения (поворот за угол, вход в тамбур магазина, в толпу и т. д.), либо не сумело зафиксировать передачу вследствие высокой техники осуществления передачи, синхронности действий разведчика и агента.

Для передачи громоздких материалов можно воспользоваться незаметным для постороннего глаза обменом внешне похожих предметов — чемоданов, связок книг, свертков, журналов и газет в трамваях, метро, автобусах, поездах, читальнях, в гардеробах спортивных залов, бассейнов, лыжных станций, при сдаче белья в стирку, то есть везде, где наличие чемодана или свертка у разведчика и агента не вызывало бы подозрения.

Аналитическая записка «Приобретение и подготовка агентов-вербовщиков в целях разведывательного проникновения в учреждения США (на примере ряда североафриканских стран)», 1988 год.

Из главы «Воспитание агентов-вербовщиков»

Независимо от того, каким путем приобретен агент-вербовщик — переведен ли он из другой категории агентов или специально завербован — а также на какой основе он сотрудничает с нами, первостепенное значение в работе с ним имеет воспитание. Усилия, затрачиваемые на воспитание агента-вербовщика, в конечном итоге окупаются успешной работой его самого и приобретенных через него агентов.

В воспитательной работе с вербовщиками всегда нужно учитывать, что они постоянно находятся под воздействием буржуазной, антисоветской и антикоммунистической пропаганды и могут воспринимать происходящие в мире события через призму этой пропаганды. Поэтому в беседах с агентом-вербовщиком целесообразно освещать актуальные и принципиальные вопросы отношений СССР с США, СССР со страной, гражданином которой является вербовщик, а при необходимости и основные направления политики той страны, под флагом которой предстоит работать вербовщику. Помнить об этом обстоятельстве очень важно, поскольку агент-вербовщик должен оказывать соответствующее влияние на людей, изучение и разработку которых он ведет по заданию разведки.

Вместе с тем необходим дифференцированный подход к каждому кандидату в агенты-вербовщики с учетом его общего уровня развития, классовой принадлежности, политических взглядов, служебного и общественного положения, психологической характеристики и сложившихся между ним и разведчиком отношений.

В работе по идейно-политическому воспитанию агента-вербовщика, близкого к нам в идейном отношении, оперработнику нужно направлять свои усилия на укрепление его убеждений. Наряду с этим нередко вербовщика приходится обучать приемам маскировки истинных политических взглядов от окружения. Все это требует от оперативного работника постоянного наблюдения за возможной эволюцией мировоззрения агента-вербовщика и оказания на него соответствующего воздействия в нужном нам плане.

При организации идейно-политического воспитания агента-вербовщика, не разделяющего в полной мере наших политических взглядов и привлеченного к сотрудничеству с советской разведкой на материальной или морально-психологической основе, разведчику нужно тщательно изучить его политическое лицо, в частности выяснить, как формировались его убеждения. В зависимости от результатов анализа следует определить возможности и целесообразность идейно-политического перевоспитания агента-вербовщика, перевода его на наши идейные позиции. Делать это нужно осторожно, не допуская наставлений и безапелляционных утверждений.

Возможности идеологического воздействия многообразны, и применение того или иного метода зависит от подготовленности оперативного работника, его умения оказывать влияние на другого человека. Разъяснительные беседы нужно заранее планировать, строить на конкретных примерах, острых противопоставлениях, которые позволяют делать вывод о справедливости политики СССР, необходимости ее поддержки и, следовательно, о моральной оправданности сотрудничества с представителями Советского государства. Это особенно важно в работе с агентами-вербовщиками, используемыми для приобретения источников в объектах США.

Идейно-политическое влияние на агента-вербовщика должно сочетаться с воспитанием его в духе честности, искренности в отношениях с разведчиком, преданности сотрудничеству с нами, а также с привитием агенту таких качеств, как дисциплинированность, организованность, аккуратность и исполнительность.

Пособие «Использование возможностей Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом в разведывательной работе», 1968 год.

Из главы «Использование возможностей Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом в интересах органов государственной безопасности»

Хотя на первый взгляд может показаться, что получение информации в беседах с соотечественниками не представляет большого труда, к этим беседам всегда надо тщательно готовиться. При этом необходимо учитывать личные качества соотечественника, страну, где он живет, его окружение, с кем он общается, какая по счету встреча с ним проводится и т. д. Без учета этих данных трудно не только провести нужную беседу, но и составить представление о возможностях соотечественника, то есть по каким вопросам он располагает или может располагать сведениями.

В беседе с соотечественником Лабукасом, посетившим Представительство Советского комитета в Берлине, намечалось получить информацию о деятельности литовских националистов в ФРГ. Однако проводивший эту беседу работник не учел, что Лабукас проживал в деревне, вдалеке от центров литовской эмиграции и поэтому о литовских организациях в ФРГ ничего не знал. Беседа с целью получения такой разведывательной информации оказалась беспредметной в самом начале. Между тем, как выяснилось впоследствии, Лабукас проживал как раз в том районе Баварии, где создаются базы бундесвера, и кто знает, какие сведения по этому вопросу от него можно было бы получить, если бы работник построил беседу с ним в другом плане.

Совсем иначе прошла беседа нашего работника с соотечественником Колесниченковым, который также проживал в ФРГ. Оперативный работник заблаговременно подготовился к встрече с Колесниченковым, изучил его переписку с Советским комитетом, ознакомился с районом его проживания в ФРГ, установил, что этот район представляет для нас интерес, как место возможного расположения американских военных баз. В результате такой подготовки стало ясно, что основное внимание в беседе с Колесниченковым надо было направить на получение информации об американских военных базах, зашифровав при этом наш интерес к выяснению разведывательных данных. Намечалось также в ходе беседы получение наводок втемную на интересующих нас лиц. Учитывая характер предстоящей встречи, был разработан подробный план беседы. Основу плана составили вопросы о положении соотечественников в районе г. Кемптена, где проживал Колесниченков, их трудоустройстве и правовом положении, отношении к ним местных граждан.

Предполагалось, что среди соотечественников могли быть лица, работавшие у американцев, и Колесниченков, говоря о трудоустройстве своих знакомых, мог упомянуть об этом.

Когда Колесниченков прибыл в Берлин, оперативный работник встретился с ним и от имени Советского комитета провел запланированную беседу. Колесниченков довольно обстоятельно охарактеризовал положение эмигрантов, отношение к ним предпринимателей и местных властей. Об американцах Колесниченков, однако, ничего не рассказал, так как сам он и его знакомые работали на немецких фирмах. Видя такое развитие беседы, оперативный работник поинтересовался у Колесниченкова его знакомыми в других городах ФРГ и тот назвал ряд соотечественников, проживавших в крупных городах Баварии. Это дало возможность спросить Колесниченкова о том, что рассказывают ему знакомые из Франкфурта-на-Майне и Штуттгарта об отношении к ним американцев.

Отвечая на этот вопрос, Колесниченков заявил, что об отношении американцев к соотечественникам он хорошо знает и сам, так как недалеко от села, где он проживает, имеется американская ракетная база, солдаты которой — частые гости сельского кафе. Колесниченков подробно рассказал о случаях стычек американцев с немецким населением и с соотечественниками. Он назвал также ряд известных ему соотечественников, работающих при американских воинских частях.

Источник

Инструкция комитета государственной безопасности

Маша Иванова

— Памятка оперативной группы КГБ http://constitutions.ru/archives/6978
— Приказ об обязанностях органов контрразведки http://constitutions.ru/archives/7922
— Обзор оперативной деятельности КГБ ЛССР http://constitutions.ru/archives/7926
— Положение об агентурном аппарате http://constitutions.ru/archives/6980
— Положение об органах военной контрразведки http://constitutions.ru/archives/6982
— Соглашение между КГБ СССР и МВД ЧССР http://constitutions.ru/archives/7004
— Соглашение о системе учета данных о противнике http://constitutions.ru/archives/7008
— Указ об образовании КГБ http://constitutions.ru/archives/7014

— Положения о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах http://constitutions.ru/archives/6988

Перечень наименований документов Кгб Ссср

ИЗ ДИРЕКТИВЫ НКВД СССР И НКГБ СССР № 782/Б/265/М О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ГОСБЕЗОПАСНОСТИ В СВЯЗИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ НКВД СССР НА ДВА НАРКОМАТА http://nkvd.borda.ru/?1-17-0-00000059-000-0-0-1179586..

РУКОВОДСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА http://lib.misto.kiev.ua/DPEOPLE/bezopasn.txt

о задачах и обязанностях оперативных работников контрразведывательных подразделений органов КГБ, направляемых в кратковременные командировки за границу в составе делегаций, туристских групп, творческих и спортивных коллективов, групп военных и иных специалистов http://xyu3putin.zxq.net/xyu3vvp/docs/740112kgb_state..

Инструкция по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР
http://constitutions.ru/archives/8057

Маша Иванова

Положение о военнопленных
О порядке содержания военнопленных в лагерях НКВД
http://army.armor.kiev.ua/hist/nem-plennye.shtml

Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД СССР
http://slavs.org.ua/ob-osnovnykh-kriteriyakh-pri-otbo..

ВЧК:
Обязанности работающих по политическому сыску
Инструкция наружного наблюдения
http://constitutions.ru/archives/8065

О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах
http://www.allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=60883

Временная инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции
http://www.rg.ru/2012/04/20/instrukciya-dok.html

Маша Иванова

Маша Иванова

Инструкция о порядке приема и увольнения сотрудников ВЧК

ИНСТРУКЦИЯ
1. Прием на службу, увольнения, перемещения, командировки, предоставления отпусков сотрудникам ВЧК отдаются приказами по Управлению делами.
2. Прием новых сотрудников производится начальниками соответствующих отделов и утверждается председателем ВЧК или управляющим делами.
В случае несогласия на утверждение управляющего делами того или иного сотрудника вопрос переносится на решение Президиума.
3. Для приема необходимо принимаемому подать рапорт о своем желании поступить на службу в ВЧК и приложить:
1) Документы с места последней службы.
2) Документы, удостоверяющие отношение к воинской повинности.
3) Партийные документы.
4) Рекомендации.
5) Заполненный анкетный лист из отделения личного состава Управления делами.
4. Увольнение сотрудников производится председателем ВЧК по представлению управляющего делами или начальника соответствующего отдела, и обязательно о каждом увольнении сообщать в Управление делами для отдачи в приказе.
5. Всякое перемещение сотрудников с одной должности на другую происходит по соглашению начальников отделов, из которого и в который переводится сотрудник с ведома управляющего делами, и отдастся приказом по Управлению делами.
6. Начальники отделов, командирующие своих сотрудников в провинцию, заблаговременно упреждают Управление делами об откомандировании запиской с указанием: 1) фамилии командируемого,
2) должности,
3) места командировки,
4) приблизительной продолжительности командировки и
5) задания.
Управление делами заготовляет и выдает согласно этой записке:
1) удостоверение личности командируемому,
2) документы для проезда,
3) суточные деньги и отдает о командировке в приказе. Каждый командируемый должен на месте командировки визировать свой командировочный документ в местной чрезвычайной комиссии или особотделе.
Никакие отступления от данного приказа недопустимы.
ЦА ФСБ России. Ф. 1. Оп. 4. Д. 1288. Л. 345–346. Типографский экз.

Источник

КГБ СССР — самый большой секрет Советского Союза

Во все времена в истории государств огромную роль в сфере обороны и безопасности играли секретные организации, которые со временем трансформировались в целые секретные службы. С годами крепла роль секретных спецслужб в работе государственной машины, увеличивалась структура организаций, совершенствовались методы работы. Разведка, методы контрразведывательной борьбы становятся важнейшими инструментами достижения политических целей. Во многом именно разведслужбы являются виновниками развязывания или предотвращения вооруженных конфликтов. Получение секретной информации из-за рубежа, контроль над основными государственными институтами внутри политической системы и социально-общественной жизнью становятся столпами государственной безопасности.

Не будет преувеличением сказать, что современная история разведывательных служб будет неполной, если не вспомнить о КГБ, самой секретной службе в мире. Именно в Советском Союзе была создана самая мощная и самая многочисленная разведывательная служба, державшая почти полвека весь мир под контролем.

Знак КГБ

Об СССР принято говорить, как о самом тоталитарном государстве в истории XX века. Страна, которая постоянно находилась во враждебном внешнеполитическом окружении, вынуждена была иметь не только мощные и боеспособные вооруженные силы. Хорошо организованная секретная разведслужба становится эффективным инструментом тайной, тихой войны, непрекращающейся с самого первого дня существования Советского Союза. Про КГБ написано много, включая исследования историков и мемуары сотрудников самой секретной в мире разведывательной структуры.

Читайте также:  Импульсный массажер Rio Optima Plus

На сегодняшний день большая часть информации о советской разведслужбе – это результат открытых в начале 90-х годов государственных секретных архивов. Важная часть информации о методах и стилях работы советской разведслужбы, история КГБ становится понятной только сегодня, спустя 26 лет с момента официального прекращения деятельности организации. Ограниченность информации о работе одной из самых мощных разведок мира объясняется тем, что правопреемницей советской спецслужбы сегодня является российская Федеральная Служба Безопасности. Данная организация является основой государственной безопасности современной России, продолжая дело своей предшественницы. Про КГБ сегодня вспоминают уже не как о тайной организации-монстре, а как о самой продуктивной и боеспособной службе внешней и внутренней разведки.

Здание КГБ

Этапы формирования самой крупной разведслужбы в мире

С самых первый дней существования советского государства на самом верху предпринимались активные меры по организации мощной разведывательной и контрразведывательной службы. Первоначально (1917-1922 гг.) эти функции были возложены на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (ВЧК). Позже на базе первой советской спецслужбы было создано Главное Политическое Управление, входящее в структуру Народного Комиссариата Внутренних Дел. Эта секретная структура заложила основы государственной безопасности Советского Союза, которая стала одним из важнейших звеньев обороноспособности молодого государства. С этого момента начинают обрастать слухами и мифами деятельность советских спецслужб, рождаются первые тайны КГБ, о которых станет известно только спустя многие десятилетия.

Эмблема ВЧК-ОГПУ

Руководили советской секретной службой в те годы лица, деятельность которых в последствие получила неоднозначную оценку. Сначала Главное Управление Госбезопасности возглавил Генрих Ягода, заложивший основы будущих массовых политических репрессий. Его на посту сменил Николай Ежов, который раскрутил маховик репрессий 1937-38 гг.

На смену этим двум временщикам пришел Лаврентий Берия, возглавивший НКВД, которому было перепоручены функции разведывательной службы. Именно с периодом пребывания Берии на посту Народного Комиссара связан стремительный качественный рост советской разведывательной службы, несмотря на противоречивые методы и стиль работы этого руководителя.С этого времени на высшую руководящую должность советской разведки ставились только профессионалы, лица, с непререкаемой репутацией и богатым послужным списком.

Руководители ГПУ, ОГПУ, НКВД

История создания самой секретной спецслужбы

Окончание Второй Мировой войны означало начало нового военно-политического противостояния, в которое послевоенный мир стал погружаться после антикоммунистического выступления Уинстона Черчилля в Фултоне. Опыт работы советских разведслужб временем вооруженного противостояния показал необходимость в организации качественно новой организации. Для успешного сдерживания антисоветского и идеологического влияния Запада, для противодействия агрессивным стремлениям США и их союзников, для сохранения внутренней политической стабильности в стране, требовалась независимая и мощная разведывательная спецслужба. Про КГБ принято говорить, как про отдельную структуру, однако долгие годы этот огромный механизм работал в сложной и запутанной межведомственной системе.

МГБ СССР

Подведомственная подчиненность советской разведки Министерству Внутренних Дел, которая существовала до 1954 году, была прервана. Это было вызвано острым партийным кризисом, возникшим в системе руководства Советского Союза после смерти И. Сталина. Сосредоточение в руках Лаврентия Берии руководства самыми влиятельными силовыми структурами советского государства могло привести к непредсказуемым последствиям. Тем более что, по мнению самих разведчиков, пребывание службы разведки и контрразведки в структуре системы внутренних дел было крайне неудобно и неправильно с точки зрения качества работы.

На 1954 год пришлось сразу два важных решения, касающиеся трансформации органов государственной безопасности. Сначала появился Указ Президиума Центрального Комитета КПСС, которым разведывательная служба выводилась из подчинения Министерства Внутренних Дел. Буквально через месяц, 13 марта 1954 года этот вопрос решился на уровне Президиума Верховного Совета СССР и окончательно принял законодательную форму. В Указе говорилось о создании Комитета Государственной Безопасности Советского Союза, который будет подчиняться Совету Министров СССР. В таком виде с некоторыми внутриведомственными и подведомственными изменениями советская разведка, управления и отделы КГБ в целом просуществовали до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Указ о создании КГБ

Инициировал создание новой структуры Сергей Круглов, бывший в то время Министром Внутренних Дел. После исторических Указов Председателем Комитета госбезопасности СССР стал Иван Серов. Так как Комитет имел функциональную структуру и права Министерства, его руководители назначались Указами Президиума Верховного Совета СССР по представлению Главы советского правительства.

После Серова высокий пост занимали А.Н. Шелепин, генерал-полковник КГБ В.Е. Семичастный, Ю.В. Андропов, В.В. Федорчук, В.М. Чебриков и В.А. Крючков.

В.Е. Семичастный был едва ли не единственным руководителем, который сумел воплотить в работу вверенного ему ведомства весь свой огромный боевой опыт. Все последующие после Семичастного Председатели Комитета были люди новой формации, воспитанные на идейных соображениях.

В.Е. Семичастный

Из этого списка три фамилии наиболее примечательны не только в истории советской секретной спецслужбы, но и всего советского государства. На годы руководства ведомством В.Е. Семичастного пришлись самые острые и критические моменты новой советской истории. Пражская весна, война во Вьетнаме, Карибский кризис – это только наиболее известные внешнеполитические кризисы, во время разрешения которых операции КГБ сыграли едва ли не решающую роль.

Ю.В. Андропов является человеком, который занимал пост Председателя Комитата долгих 15 лет, с 1967 года по 1982 год. Крючков возглавлял КГБ в самый критический период его истории и отметился своим участием в славно известном ГКЧП, положившим начало концу советского периода правления.

Андропов

Шелепин был единственным гражданским человеком, возглавлявшим советскую разведслужбу. Все последующие Председатели имели высокие воинские звания, начиная со звания генерала — полковника, заканчивая званием генерала армии. Ю.В. Андропов, Чебриков и Крючков имели генеральские воинские звания, приравниваемые к званию генерал КГБ, за время пребывания на посту Председателя КГБ оставались в разное время членами Политбюро ЦК КПСС.

Шелепин

О роли Коммунистической Партии Советского Союза в деятельности советской спецслужбы отдельный разговор. В мировой истории это едва ли не единственный случай, когда правящая партийная верхушка контролировала деятельность секретной организации, направляя и контролируя ее деятельность.

Правовая основа деятельности Комитета Госбезопасности и его основные функции

В отличие от иностранных разведывательных служб, таких как американские ЦРУ и АНБ, британские Ми 5 и Ми 6, немецкая БНД, которые были подотчетны своим Правительствам и Президентам, советская спецслужба весь свой период деятельности оставалась государственно-партийным учреждением. По своему статусу сотрудник службы – это коммунист, он же офицер КГБ, член Коммунистической Партии. Сам Комитет полностью находился в подчинении ЦК и Политбюро КПСС. Руководящая роль партии закреплена в статусе комитета, поэтому налицо тесное сращивание партийной номенклатуры с отделами и управлениями КГБ.

Действуя, таким образом, Коммунистическая Партия Советского Союза имела в своих руках мощный репрессивный силовой аппарат, обеспечивающий поддержку руководящей партийной верхушке на внешней политической арене и осуществляющий жесткий контроль внутри советского общества.

Заседание политбюро

Вся работа Комитета до 1991 года регулировалась Постановлениями Пленумов и Президиумами ЦК КПСС, Постановлениями Правительства СССР, на позднем этапе Постановлениями Кабинета Министров Советского Союза. Всего истории известно о более пяти тысячах документов, решений, постановлений, регламентирующих деятельность советской спецслужбы. В большинстве случаев деятельность КГБ не была привязана к действующему советскому законодательству. Нередко возникали острые противоречия и расхождения в методах работы, которыми руководствовались управления и отделы КГБ СССР на местах, с правовыми нормами.

Несмотря на то, что общее представление о деятельности Комитета, так или иначе, понятно, на протяжении всей истории существования КГБ немало существует спорных моментов в деятельности органов безопасности в системе управления тоталитарного государства. Основными функциями учреждения, которые прописаны и утверждены в Положении о Комитете Государственной Безопасности СССР, являлись:

  • первоочередная задача заключалась в осуществлении разведывательной деятельности за рубежом;
  • внутренняя и внешняя борьба со шпионажем в пользу иностранных спецслужб;
  • контроль и противодействие утечке важной научной и технической информации за рубеж;
  • охрана государственной границы Советского Союза;
  • охрана стратегических объектов на территории СССР;
  • охрана политических деятелей и руководителей советского государства;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата на всех уровнях.

На базе основных функциональных задач, строилась внутренняя структура организации. В зависимости от сферы деятельности и направлений, работу выполняли управления КГБ, имевшие в свою очередь массу специальных и профильных отделов.

Схема структуры КГБ

Всего в структуре Комитета было 9 основных управлений, главными из которых являлись 1, 2, 3 и 4 управления. Самое мощное в техническом плане и в плане подготовки персонала являлось Первое управление, отвечающее за внешнюю разведку. В этой огромной и сложной структуре тесно взаимодействовало множество других управлений и подотделов, занимающихся смежными вопросами. Сюда можно отнести такие важные функции, как оперативный анализ и планирование, контрразведывательная работа за рубежом. Содействовали этим службам отделы по созданию нелегальной резидентуры, научно-технической разведки и оперативно-технической службы. Полковник КГБ по рангу был выше, чем его армейский коллега, тем более, когда речь заходила о полномочиях. Отличались от армейских офицеров сотрудники спецслужбы и своей формой. Для каждого ранга были введены свои отличительные детали обмундирования. Высший офицерский состав носил кителя цвета морской волны, обрамленные золотым шитьем, офицерский состав имел кителя серо-стального цвета.

Кадры для столь специфического учреждения готовила высшая школа КГБ им. Дзержинского. Основной контингент — это кадровые военнослужащие Советской Армии, флота и пограничной службы.

Качественно отличались обмундирование у рядового и сержантского состава. Войска погранслужбы имели свою, отличную от других парадную униформу. Для солдат, сержантов и офицеров всех рангов были введены новые знаки отличия. Воинские погоны рядового состава имели синий, васильковый цвет. Аналогичного цвета был просвет на офицерских погонах. Форма КГБ постоянно менялась ввиду проведения общевойсковой реформы. От кителей со стоечкой перешли к двубортным и однобортным кителям. Вместо брюк галифе синего цвета были введены брюки тональные с цветом мундира прямой формы.

Форма КГБ

Особого внимания заслуживают отделы Первого Управления, занимающиеся активными мероприятиями. В эту сферу входило внедрение агента в структуру западных спецслужб, создание подрывных организаций на территории враждебных государств, заброска диверсантов. Большую часть секретных миссий, проработанных этим управлением, выполнял спецподразделение «А», подразделение «Вымпел» или спецназ КГБ, входящий в структуру Седьмого управления. Эти военизированные подразделения Комитета Госбезопасности выполняло самые рискованные и опасные операции за пределами страны, направленные на защиту и освобождение политических лидеров, захват стратегических объектов за рубежом.

Советский спецназ КГБ отличился во время операции по захвату дворца Амина в Республике Афганистан. Принимали участие спецназовцы подразделения «А» в спецоперациях в Баку (январь 1990 года), во время событий в литовской столице в 1991 году и во время августовского путча в Москве в августе 1991 года.

Спецназ КГБ

Специальные подразделения, входящие в состав КГБ, имели армейскую структуру и представляли вместе с пограничниками войска КГБ кадровые дивизии, бригады и отдельные отряды.

В заключение

По состоянию на 1991 год штатная численность кадрового состава всех управлений и отделов, военизированных подразделений Комитета госбезопасности составляла 480 тыс. человек. Только пограничные войска насчитывали 220 тыс. человек. Количество оперативных работников всех рангов насчитывалось около 1000 человек.

Из мемуаров последнего председателя КГБ СССР В. В. Бакатина стало известно, что в 1991 году численность сотрудников КГБ составляла около 480 000 человек, включая военизированные подразделения.

Пограничные войска

Второе и третье управление КГБ СССР занимались контрразведывательной деятельностью, с той разницей, что третье управление полностью контролировало военную сферу, взаимоотношения с зарубежными странами, работу военно-промышленного комплекса. В сфере ответственности и деятельности Четвертого управления находилась работа по борьбе с антисоветскими элементами. Этот отдел еще называли идеологическим департаментом.

Для анализа деятельности многочисленных отделов, подотделов и управлений, имеющихся в структуре Комитета, потребуется гораздо больше времени и места. Если сказать просто, то советская спецслужба контролировала все сферы советского государства, начиная с внешней политики и заканчивая внутренними социально-общественными процессами. Официально КГБ прекратил свое существование в 1991 году, сначала став Межреспубликанской службой безопасности, далее став центральной службой разведки. Высшая школа КГБ в августе 1992 года была переименована в академию ФСБ Российской Федерации.

Значок КГБ-ФСБ

Сегодня ФСБ Российской Федерации является основополагающим звеном государственной безопасности в современных условиях, продолжая славные традиции воинов плаща и кинжала советской эпохи.

В этом году отмечается 100 летний юбилей со дня организации советской спецслужбы. По этому поводу выпущена памятная медаль «100 лет ВЧК-КГБ-ФСБ», которая подчеркивает преемственность современной отечественной спецслужбы, Федеральной Службы Безопасности с органами безопасности советского периода.

Источник