Меню

Учимся сочинять текст повествование

Р.р. Создание текста-инструкции

Урок развития речи. Создание текста-инструкции

Содержимое разработки

Развитие речи. Создание текста-инструкции

Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.

Материалом урока являются упражнения 550—552.

На доске проблемный вопрос: Что такое инструкция? Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь.
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.

3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.

4. Работа с готовым текстом-инструкцией.

У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.

— Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.

— Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)

— Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).

— В какой части предложения стоят глаголы? В начале

План написания инструкции

Что необходимо приготовить для работы.

6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:

важную роль играют глаголы повелительного наклонения.

стоят в начале предложения (1,2 место)

употребляются в одной форме

7. Упражнения творческого характера:

Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции?
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки — нарушен порядок действий)
«Как приготовить борщ»

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель

2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

3.Налейте воды в кастрюлю.

4. Ждите пока свариться суп.

5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу

«Как приготовить борщ»

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1. Налейте воды в кастрюлю.

2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.

5. Ждите пока свариться суп.

Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод:
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)

— Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
Прочитаем третий текст.

Перед вам инструкция по изготовлению табурета.

-Чем она отличается от первых двух?

— А что указывает на порядок действий?

— Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию?
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)

Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.

Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.

Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.

— Что же самое главное в тексте-инструкции?

— Из каких частей состоит текст-инструкция?

План написания инструкции:

1. Что необходимо приготовить для работы.

2. Порядок действий.

3. Вывод( не всегда)

12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно.
Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.

16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…

-82%

Источник

Учимся сочинять текст-повествование

    Учить создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста.
Читайте также:  Составьте должностную инструкцию специалиста

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за планом текста-повествования; составление текста по заданному плану. Выполняется фронтально.

Сначала ученики анализируют план текста (приведён без ошибок). Такую запись событий действительно можно считать планом текста, так как в нём передаётся последовательность совершения действий: мы словно видим, как на киноплёнке меняются кадры. Затем проводится обсуждение основной мысли текста (чему он посвящён, зачем создан, о чём в нём будет рассказано) и подбирается заголовок. Учитель на доске фиксирует основную мысль текста и его заголовок, ученики записывают их в тетради вместе с планом текста (из учебника). Если темп работы учеников невысокий, можно ограничиться выполнением этих заданий.

Дополнительное задание (индивидуальная работа для хорошо успевающих учеников с последующим обсуждением). Составить собственный текст на основе коллективно составленного плана.

Упражнение 2 (работа в группе) в учебнике — создание текста-повествования (инструкция к работе).

Перед началом работы в группах учитель предлагает обсудить ситуацию: кто-то из детей младшего возраста не знает, как выполняется какая-то домашняя работа (предварительно нужно выяснить у учащихся, знают ли они сами, как заваривать чай, мыть посуду, убирать свою комнату). Малышам необходимо помочь, составив для них текст, объясняющий, как нужно действовать. Затем анализируется конкретное задание: например, нужно заварить чай.

Во время обсуждения результатов работы ученики называют последовательность действий, а учитель записывает предложения на доске, при необходимости корректируя их. Один из понравившихся всему классу текстов записывается в тетради. Если уровень подготовленности класса высокий, можно предложить самостоятельно составить по образцу другие тексты-инструкции с последующим их обсуждением (при проверке текстов учитель отмечает ошибки, но не оценивает грамотность работы).

Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — аналогично упр. 2. Рекомендуется для проведения в классах с высоким темпом работы учащихся. Форма проведения — по выбору учителя.

Если упражнение проводится фронтально, то, как и в упр. 2, ученики вспоминают правила игры, а учитель записывает их на доске в виде текста. Если ученики работают самостоятельно, необходимо помогать им в записи новых слов, напоминать о необходимости передавать последовательность событий. По окончании работы ученики по цепочке читают свои тексты, а остальные должны по изложенным в тексте правилам угадать название игры (как и на предыдущих уроках, при проверке правильности записи учитель отмечает ошибки, но не оценивает грамотность работы).

Записать слово посуда, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради.

Источник



Как составить текст-повествование 2 класс

С разными видами текста учащиеся знакомятся во 2 классе: описание, сравнительное описание, повествование, рассуждение. Знания построения каждого текста в отдельности разовьют навыки детей по написанию сочинений.

В данной статье нас интересует текст-повествование.

Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается действиях кого-либо или чего-либо, а также событиях, которые произошли в определенный промежуток времени. К тексту-повествование можно поставить вопрос что произошло? Текст-повествование представляет собой серию кадров из фильма.

В тексте-повествовании выделяют логически связанные между собой три части. Не стоит забывать, что каждая часть текста-повествования пишется с красной строки – новый абзац:

  1. Начало (завязка)
  2. Основная часть (развитие действия)
  3. Заключение (развязка)

Каждая часть текста-повествования имеет свои особенности

Начало текста (в сказках – это зачин) может состоять из 2-3 предложений. Они повествуют от том, что, где, с кем и когда произошло. Здесь характерны такие слова: однажды, это случилось и другие.

Основная часть — развитие события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.

В заключительной части – окончание истории. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Здесь характерны такие слова: вот и …, наконец, так и закончилось и другие.

Пример текста-повествование

Данный текст относится к повествованию, так как рассказывает о прилете скворцов.

Первые весенние птицы.

Едва сойдёт снег, как на деревьях появляются первые вестники весны — скворцы. Люди всегда с нетерпением ждут их и развешивают для них деревянные домики. Само слово «скворечник» означает «домик для скворцов», хотя селиться в них могут и другие мелкие птички: мухоловки, зарянки, стрижи, горехвостки. Происхождение названия связано с тем, что скворец — птица достаточно распространённая, полезная и интересная. Полезна она своими пищевыми пристрастиями: в основном питается мелкими насекомыми-вредителями. За тёплое время года семья пернатых может уничтожить несколько тысяч мелких букашек! Кроме того, скворцы красиво поют, умеют подражать песням соловья и других певчих птиц.

Читайте также:  Маски медицинские для лица своими руками 5 мастер классов

Считается, что деревянный скворечник — русское изобретение. Наши предки совместили в скворечнике две основные функции: с одной стороны, он служит убежищем для птиц, с другой стороны, является произведением искусства. Русские умельцы строили скворечники в виде теремка: на отрезе бревна с полостью в центре вырезали фигуры людей и животных, раскрашивали их, из досок сооружали двускатную крышу и балкон, украшенный фигурками. Когда смотришь на эти творения, поражаешься: сколько вложено в них любви, заботы и таланта наших предков!

В честь птиц отмечали даже народные праздники, сочиняли приметы. По народному календарю, девятое марта — «Птичье потенье, гнёзд обретенье». В этот день перелётные птицы возвращаются из жарких стран на родину: «Видишь скворца — знать, весна у крыльца». В марте же справляли именины жаворонка, а детям пекли сдобные хлебцы — «жаворонки», по форме напоминающие птичку, с изюминами вместо глаз. Хлебцем, по обычаю, полагалось поделиться с пернатыми: поклюют — звонче запоют.

К данному тексту можно составить план:

  1. Вестники весны — скворцы.
  2. Скворечник — русское изобретение.
  3. Видишь скворца — знать, весна у крыльца.

Далее учитель может предложить учащимся разные задания по составлению текста-повествования:

    1. Текст-повествование на заданную тему. Например, «Мой выходной день», Как я провел летние каникулы» и другие.
    2. Текст-повествование по серии картинок
    3. Редактирование заданного текста-повествования.

Как на костре испечь картошку.

Сначала надо разгрести горящую золу костра и положить туда картошку. Но пред этим надо просушить, чтобы не прилипла зола. Когда картошку положили, ее нужно засыпать золой. После этого надо еще сверху нагрести углей. Нужно печь картошку примерно один час. Когда он пройдет, нужно отодвинуть угли, разгрести золу и вынуть картошку.

4. Текст-повествование по плану

План текста

  1. Гроза и молния.
  2. Начался пожар!
  3. Пожар потушили.

Примеры текста-повествования на тему «Начался пожар»

Тушение пожара

Летом Катя отдыхала в деревне у бабушки. Однажды во время сильной грозы молния попала в сарай. Он сразу же загорелся.

Начался пожар, который мог распространиться на дома, находящиеся рядом. Соседи увидев, что горит сарай вызвали пожарных. Пока они ехали люди сами вышли тушить пожар. Носили воду из колодца, поливали сарай, посыпали его песком.

Служба приехала очень быстро и потушила огонь. Люди были благодарны пожарным за их смелость и помощь в трудную минуту!

Пожар в лесу

Однажды ветер нагнал тучи. Начался сильный дождь с грозой и молнией.

Молния попала в сухое дерево. Дерево загорелось, и начался пожар. Огонь стал быстро распространяться по лесу.

Лесник увидел, что горит лес. Он позвонил в пожарную службу. Пожарные приехали быстро, и потушили огонь.

Гроза в лесу

В выходные дни мы с папой пошли в лес. Вдруг налетела огромная черная туча, сверкнула молния, началась гроза. Мы поспешили выйти из леса и направились домой.

Внезапно молния ударила в самую высокую сосну. В лесу начался пожар.

Мы не могли уйти и оставить лес гореть. Папа вызвал пожарных. Вскоре они приехали и потушили пожар. Лес был спасен.

Лесной пожар

Была хорошая погода. Вдруг началась гроза, и одна молния угодила прямо в дерево!

В лесу начался пожар! Деревья горели и распространяли огонь всё дальше и дальше, а дым всё был выше и выше!

Недалеко от горящего леса находилась дорога, по которой ехала машина. Водитель увидел дым и вызвал пожарных. Вскоре они приехали и потушили лесной пожар.

Летняя гроза

Однажды в летний тёплый день сильно подул ветер. Небо стало тёмным, начался сильный дождь. Засверкала молния, и раздался гром.

Вдруг молния ударила прямо в дерево, стоящее у деревни. Начался пожар. Жители вызвали пожарников, и они его потушили.

Все обошлось благодаря оперативности пожарной службы.

Пожар в лесу

Однажды мы всей семьёй отправились в лес. Стоял тёплый день. Мы гуляли по лесу и собирали грибы.

Вдруг надвинулись тучи, прогремел гром, ударила молния, и пошёл сильный дождь. От удара молнии загорелось дерево, и начался пожар. Мы очень напугались и стали тушить огонь. Рядом была речка. Мы таскали воду и старались потушить огонь.

Наконец нам это удалось, и мы потушили пожар, и спасли лес.

Читайте также:  Doctor s Best Ультра Кордицепс Плюс 60 вегетарианских капсул

Лесной пожар

В небе раздался звук грома. Молния свернула и озарила лесную чащу. Вдруг одно дерево загорелось.

Вскоре загорелся и весь лес. Начался пожар! Звери, птицы и другие лесные жители в ужасе стали разбегаться в разные стороны. Началась лесная паника.

Но вдруг послышался звук вертолётов. Это пожарная охрана вовремя отреагировала на катастрофу. Их работа — Подвиг! Пожар был потушен.

Пожар в лесу

Долго не было дождей. Трава и старые деревья стали засыхать. Исчезли ручейки и большие лужи. Птицы и звери стали перебираться поближе к большим водоёмам. Все хотели пить. Вдруг подул долгожданный ветер. Он дул все сильнее. Небо стало серым, и по нему поплыли черные лучи. Началась гроза. Дождь стих, а ветер дул все сильнее. Бьющие молнии летели во все стороны.

Молния ударила в старый засохший тополь. От удара тополь повалился и вспыхнул. Он был похож на горящий столб. Языки огня летали в разные стороны и попадали на другие деревья. Начался пожар! Огонь стал распространяться по кругу. Горели кусты, трава, деревья. Казалось огонь не остановить.

В это время из леса возвращались мальчики, которые ходили за грибами. Они были напуганы грозой. И вдруг увидели пожар в лесу. Ребята сообщили взрослым о пожаре по телефону. Вскоре приехали пожарные и потушили огонь.

Пожар в лесу

Была жаркая погода. В лесу животным было очень тяжело переносить такую жару. Вдруг небо стало черным. Сверкнула молния. Затем ещё одна, она попала в дерево.

Дерево загорелось. Начался пожар. Животные стали убегать. Пламя распространялось очень быстро, потому что всё высохло от жары.

Люди в деревне увидели пожар и побежали в лес. Лесник уже пытался потушить огонь. И тут полил дождь. Пожар был потушен.

Опасная ночь

Темной весенней ночью шел проливной дождь. Гремел гром, сверкала молния. И вдруг в дерево, стоящее рядом с домом ударила молния.

Дерево загорелось, и огонь попал на крышу дома. Начался пожар!

Соседи позвонили пожарным. Они приехали и потушили пожар.

Пожар в лесу

В один летний день резко изменилась погода. На небе засверкала молния. Началась гроза.

Молния попала в дерево. Оно вспыхнуло, как свеча. Огонь перешел и на другие деревья, и начался лесной пожар!

Свидетелем пожара стал маленький мальчик. Он сообщил о пожаре взрослым. Бороться с пожаром помогал дождь. Вскоре пожар был потушен.

Источник

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Создание текста-инструкции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Создание текста-инструкции»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Создание текста-инструкции»»

Русский язык 3 класс УМК «Гармония» Создание текста-инструкции Составила: учитель начальных классов МБОУ Лиховской СОШ Журавлёва И. В.

Русский язык

УМК «Гармония»

Создание текста-инструкции

учитель начальных классов

МБОУ Лиховской СОШ

Журавлёва И. В.

Деловой текст: записка; письмо; поздравление; инструкция.

Деловой текст:

поздравление;

Инструкция – это деловой текст, в котором говорится о действиях и порядке их выполнения.

Инструкция это деловой текст, в котором говорится о действиях и порядке их выполнения.

с. 55, упр. 462.

Работаем по плану: 1. Ставим цель. 2. Наблюдаем. 3. Замечаем. 4. Рассуждаем. 5. Делаем выводы.

Работаем по плану:

1. Ставим цель.

2. Наблюдаем.

4. Рассуждаем.

5. Делаем выводы.

Цель: Выяснить, как устроен текст-инструкция.

Выяснить, как устроен текст-инструкция.

Текст-инструкция: Что нужно приготовить. Для приготовления… возьмём… Чтобы изготовить …, понадобится… Чтобы сделать …, нужны… (сшить, слепить…) 2. Порядок действий. Все глаголы употребляйте в одной форме. Не повторяйте одно слово.Используйте: в первую очередь, сначала, затем, после этого, потом, наконец…

Текст-инструкция:

  • Что нужно приготовить.

Для приготовления… возьмём…

Чтобы изготовить …, понадобится…

Чтобы сделать …, нужны…

(сшить, слепить…)

2. Порядок действий.

  • Все глаголы употребляйте в одной форме.
  • Не повторяйте одно слово.Используйте:

в первую очередь, сначала, затем, после этого, потом, наконец…

Текст-инструкция: Что нужно приготовить. Для приготовления… возьмём… Чтобы изготовить …, понадобится… Чтобы сделать …, нужны… (сшить, слепить…) 2. Порядок действий. Все глаголы употребляйте в одной форме. Не повторяйте одно слово.Используйте: в первую очередь, сначала, затем, после этого, потом, наконец…

Текст-инструкция:

  • Что нужно приготовить.

Для приготовления… возьмём…

Чтобы изготовить …, понадобится…

Чтобы сделать …, нужны…

(сшить, слепить…)

2. Порядок действий.

  • Все глаголы употребляйте в одной форме.
  • Не повторяйте одно слово.Используйте:

в первую очередь, сначала, затем, после этого, потом, наконец…

 Как сделать текст лучше? Памятка («Редактор») Если нужно, исправляй так: ► убирай лишние мысли, слова: // ; ► вставляй те, которых недостаёт: V ; ► меняй порядок предложений, слов: 1,2,3 . ; ► аккуратно зачёркивай слова, которые заменяешь, и надписывай другие.

Как сделать текст лучше?

Памятка («Редактор»)

Если нужно, исправляй так:

убирай лишние мысли, слова: // ;

вставляй те, которых недостаёт: V ;

меняй порядок предложений, слов: 1,2,3 . ;

аккуратно зачёркивай слова, которые

заменяешь, и надписывай другие.

Мы слепили снежный ком. Будешь, ком, снеговиком! Сверху мы поставим два. Самый верхний - голова. Нос - морковка. Это раз! Два - стекляшки вместо глаз. Свёклой мы при счёте «три!», Рот рисуем. Посмотри!

Мы слепили снежный ком.

Будешь, ком, снеговиком!

Сверху мы поставим два.

Самый верхний — голова.

Нос — морковка. Это раз!

Два — стекляшки вместо глаз.

Свёклой мы при счёте «три!»,

Рот рисуем. Посмотри!

Наш текст получился бы еще лучше, если бы … Самым интересным на уроке было … Работа над этим проектом помогла … Думаю, что наша группа работала: Дружно Недружно Считаю, что моя работа в группе во время подготовки была …

  • Наш текст получился бы еще лучше, если бы
  • Самым интересным на уроке было
  • Работа над этим проектом помогла
  • Думаю, что наша группа работала:

Дружно Недружно

Домашнее задание: 1.Записать текст-инструкцию «Как слепить снеговика», поработать над орфограммами. 2.Составить и записать текст-инструкцию на выбранную вами тему.

  • Считаю, что моя работа в группе во время подготовки была

Домашнее задание:

1.Записать текст-инструкцию «Как слепить снеговика», поработать над орфограммами.

2.Составить и записать текст-инструкцию на выбранную вами тему.

Источник

Adblock
detector