Меню

Версии происхождения слова религия

Что такое религия?

С древних времен люди пытались понять, что такое религия? В основе слова «религия» лежит связь или повторное обращение к чему-либо. Религия связывает людей разной этнической принадлежности, профессии, характера и образа мыслей. У представителей каждой религии есть свои традиции, которые заставляют их снова и снова возвращаться к основам своего вероучения, напоминая о том, что и в повседневной жизни нам нельзя забывать о Боге, Он везде и повсюду с нами. Удивительное устройство мира, в котором создано все для того, чтобы в нем развивалась жизнь всегда наталкивало людей на мысли о том, что существует Творец. Даже там, где сейчас люди не знают Священного Писания, они продолжают верить в высшие силы. Из Священного Писания мы знаем, что отношения человека с Богом развивались на протяжении многих тысячелетий. Именно поэтому нам кажется непонятным многое из того, что описано в Ветхом Завете. В те времена Бог еще являлся людям, открывал им Свою волю. Мы живем во времена Нового Завета и наша вера основана на нашем духовном опыте, который иногда может служить более явным доказательством существования Бога, чем иные материальные чудеса и подтверждения Его существования. Но духовный опыт каждого человека различен. В мире существует множество религий. И сказать, что «Бог един для всех религий» было бы неправильно, потому что Бог — не обезличенная Сущность. Несмотря на то, что в монотеистических религиях есть много общего — Бог един и совершенен, в них есть и существенные различия, которые не позволяют последователям религий окончательно объединиться. Для христиан Богом является Иисус Христос, мы говорим о триединстве Бога. В основе христианства лежит Завет, как некий «договор», заключенный человечеством с Богом. Было бы неправильным обеднять роль религии до определенного свода правил или «закона», по которому живут люди во всем мире. На самом деле, у религии гораздо больше функций, о которых мы расскажем в этой статье.

Что такое религия?

Сейчас нам многое известно даже о тех религиях, которые мы не исповедуем. Если в прежние времена основа учения той или иной религии была открыта только ее последователем, то сейчас многие историки занимаются изучением того, что такое религия? Уже известно, что религия неизбежно влияет на многие общественные процессы. Религиозные воззрения людей сыграли огромную роль в истории современного мира и продолжают менять его. Мировые религии существуют очень давно. Самая молодая из них — Ислам, но и она насчитывает более 1600 лет. Христианству более 2000 лет, а иудаизму боле 4000 лет, а индуизму более 5500 лет. Во все времена люди старались ответить себе на вопрос — кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? На этом построены древние мифы, легенды и сказки. Религия — это система взглядов, построенная на твердой вере во что-либо из нематериального мира. Многие большие ученые — Эйнштейн, Курчатов, Павлов, Вернадский и другие не скрывали, что они являются верующими религиозными людьми. Понятие «религия» тесно связано с такими понятиями как «Бог» и «Церковь», потому что любая религия, будь то мировая или небольшой культ какого-либо племени построена на вере в Бога или богов и связана с организацией, имеющей традиции и обычаи — Церковью. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами. С развитием цивилизации к человечеству пришло понимание того, что Бог един и политеизм ушел в прошлое, появились монотеистические религии. Это религии, в которых Бог един.

Что такое религия? Библия

Роль религии в жизни человека

Религия играет огромную роль во всех социальных сферах. Что такое религия, если она влияет на культуру, развитие науки, медицину, социальные институты и многое другое? Это — удивительная духовная общность, которая возникает у людей с разным культурным наследием, разными взглядами и традициями. Даже такие сферы, как брак и создание семьи не обходятся без участие религиозных воззрений человека. Так, например, католическому духовенству запрещено вступать в брак. Медицинская этика сформирована не без участия религии. Многочисленные споры о возможности клонирования во многом были связаны с тем, что Церковь не считает должным брать на себя роль Творца. Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды.

Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера.

Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства.

Если говорить научным языком, то у религии существуют регулятивная, коммуникативная, интегративная, воспитательная и компенсаторная функция в жизни общества. Регулятивная устанавливает сложные общественные процессы и влияет на поведение людей и их жизнь в обществе. Коммуникативная заключается в объединение людей в группы по религиозному признаку. Интегративная позволяет каждому последователю той или иной религии стать частью целого и считается продолжением коммуникативной функции. Компенсаторная функция помогает человека справиться с жизненными трудностями, религия поддерживает людей в трудные моменты их жизни, объясняя, с чем могут быть связны неприятности, как их преодолеть или научиться с ними жить. Воспитательная формирует нравственные ценности у отдельно взятого человека или у целой группы людей.

Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании.

Что такое религия? Мировые религии

Виды религий

Изначально религии были основаны на многобожии. В древнем Египте, конечно, пытались ввести культ единого бога (Ра, бога солнца), но людям было привычнее думать, что каждое божество «отвечает» за вверенную ему «епархию». Монотеизм был важен и с политической точки зрения, ведь собрать множество древних племен в единое государство было возможно только, если все они были готовы исповедовать одну религию. Иначе это могло грозить распрями и религиозными войнами.

В современном мире религии в основном являются монотеистическими. Несмотря на то, что неоязычество стало модным явлением в наши дни, в том числе, на территории бывших стран СНГ и в Европе. Иудаизм, христианство и ислам — монотеистические религии. Каждая из них претендует на вневременную религию, являющуюся постоянной и вечной системой ценностей для тех, кто ее исповедует.

Свою веру люди, как правильно, основывают на священных книгах. Для Христиан это — Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, для мусульман — Коран. В книгах содержатся основы вероучения и история возникновения той или иной религии.

Для совершения богослужений и таинств, люди строят храмы. В каждой религии свое название для места, в котором можно воздать поклонение богу. Мусульмане посещают мечеть, христиане — храм. Причем в каждой христианкой конфессии у храма есть свое название. В католицизме это — костел, в протестантизме — кирха. Они имеют разное архитектурное устройство и оформление.

Кроме того, в каждой религии Бог почитается по-разному, существуют разные таинства и обряды. Так Сикхизм предполагает медитации, христианство — богослужения с Причастием.

Религии мира

Что такое религия? Причастие

Существует расхожее мнение, что существует три мировые религии:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

На самом деле, буддизм не может считаться религией, так как не включает в себя поклонение богу. Будда считал себя просветленным, но никогда не причислял себя к богам. Наряду с даосизмом и индуизмом, буддизм — это лишь определенная система ценностей, вера в сверхъестественные силы природы.

К монотеистическим религиям в данный момент относятся:

  1. Иудаизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Сикхизм

Иудаизм сформировался у еврейского народы и остается по сей день одной из древнейших монотеистических религий. В мире более тринадцати миллионов иудеев. Исходная точка этической идеи иудаизма — единство человеческого рода и равенство между людьми. Согласно иудаизму не этническая или другая принадлежность различают людей, а участие в их жизни нравственной силы. Единство мироздания, согласно иудаизму, обязано своим существованием Воле Творца. Наряду с единством Бога иудаизм подчеркивает Его бестелесность. Бог — не одна из сил природы или материального мира, Он над природой и над материальными законами. Заповеди, которые Моисей получил на горе Синай являются продолжением союза, который Бог заключил с Авраамом. Согласно иудаизму человек своими деяниями должен очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нем. Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог Един, Всемогущ и Вечен. Человек не способен познать Бога, кроме той меры, в которой Господь являет себя людям. Воля Божья является через пророков. Он оставляет каждому человеку свободу воли и не насаждает веру силой. Иудеи ждут Царства добра и справедливости, которое наступит, когда придет Мессия.

Что такое религия? Иудаизм

Христианство в свое время считалось иудейской сектой, но истинность веры во Христа позволило скромному течению иудаизма превратиться в мировую религию с множеством последователей. В мире более двух миллиардов христиан, которые верят, что Христос и есть Мессия. Он пришел спасти Нас и принял Крестную смерть за нас. Христианство не отрицает ветхозаветный принцип монотеизма и почитания Единого Бога. Новозаветный Бог есть любовь. Основа христианской добродетели — смирение и любовь к ближним. Христианство также говорит о равенстве всех людей. Каждого человека Бог любит, как свое дитя и у каждого есть средства спасения — свободная воля и Божественная благодать.

Что такое религия? Христианство

Ислам — самая молодая из всех монотеистических мировых религий. Коран — священная книга для мусульман. Основателем Ислама считается пророк Мухаммед. Ислам пришел на замену язычеству в в Западную Аравию, в Мекку. Основа Ислама — вера в единого Бога, братство верующих и соблюдение норм морали. Согласно Исламу Иисус — один из пророков. Христиан в Исламе называют «людьми Писания». Этим термином последователи иудаизма и христианства отделяются от язычников.

Что такое религия? Ислам

Сикхизм — также монотеистическая религия. Она основана духовным учителем сикхизма Нанаком. В мире более 22 миллионов человек исповедуют сикхизм. Он возник в XVI веке. Бог, согласно сикхизму, никому не раскрывает цель творения материального мира, но исполнен любви и лишен ненависти. Бог присутствует повсеместно — в природе, милосердии, правде и красоте. Ему поклоняются с помощью медитативных практик.

Что такое религия? Сикхизм

Не стоит также путать религии и конфессии. Одна религия может содержать несколько конфессий. Так в христианстве основными являются православие, католицизм и протестантизм. В Исламе крупнейшими направлениями являются суннизм и шиизм.

Одной из крупных политеистических религий является индуизм. Это — не совсем религия в привычном понимании слова, скорее, сложный комплекс верований. Главными божествами в индуизме считаются Брахма , Вишну и Шива .

Важно помнить о том, что наш Бог есть любовь и ненависть к людям, исповедующим другие религиозные взгляды, никак не поможет нам в деле Спасения. Лучший способ миссионерства — являть своей жизнью пример христианской любви и благочестия. Не стоит забывать о том, что Иисус не обращал никого в христианство силой, но являл миру чудеса любви.

Читайте также

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник



Введение. Что такое религия?

Версии происхождения слова «религия»

Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.

Первая из них принадлежит римскому оратору и политическому деятелю Цицерону (106–43 гг. до н. э.), который возводил religio к латинскому глаголу relegere, что значит «перечитывать», «вновь собирать», «снова обсуждать», «вновь обдумывать» 1 . Выдающийся отечественный мыслитель XX века И.А. Ильин, комментируя данную версию, отмечал, что ценность толкования Цицерона – в акценте на весьма важной стороне религиозности: обостренном чувстве ответственности, в том числе и коллективной, – ответственности за свою связь с миром духовным. Приобщение к сакральному заставляет человека осознать собственное недостоинство и несовершенство. «Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт, – писал И. А. Ильин. – Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать свои силы и относиться критически к своим слабостям, он становится благоговеен, а потому осторожен и совестлив» 2 . Эта ответственность побуждает человека вновь и вновь обдумывать свои слова, мысли и поступки, побуждает людей собираться для совместного обсуждения или молитвы, поскольку во все времена религия считалась делом общественной важности, а не просто вопросом личных убеждений и духовных пристрастий.

Автор второй версии – европейский мыслитель и оратор Лактанций (250–325 гг.), стяжавший за свою образованность и красноречие славу «христианского Цицерона». В своем труде «Божественные установления» Лактанций высказал предположение о том, что слово religio могло быть образовано от латинского глагола religare со значением «связывать», «привязывать». Такое объяснение позволило ему определить религию как союз Бога и человека 3 .

Подхватывая мысль о религии как богочеловеческом союзе, блаженный Августин (354–430 гг.) отметил, что наличие в слове вычленяемой приставки re-, имеющей значение повторного действия по основному глаголу, позволяет заключить, что religio есть не что иное, как восстановление утраченной связи между человеком и Богом 4 .

Подобная трактовка была поддержана многими христианскими мыслителями и получила свое дальнейшее развитие в различных богословских и философских трудах, в том числе и отечественных исследователей. Ощущение связи с миром духовным или, выражаясь словами протоиерея Сергия Булгакова, «переживание связи с Богом и опознание Бога» 5 составляют суть религиозного опыта человека. При этом, как указывал мыслитель, «понятие “божество, бог” берется в самом широком и неопределенном смысле, объемлющем различные религии, как формальная категория, применимая ко всевозможному содержанию. Существенным признаком, установляющим природу религии, является объективный характер этого поклонения, связанный с чувством трансцендентности божества» 6 .

Итак, «религия, – продолжает данную мысль другой известный отечественный философ Семен Франк, – есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости» 7 . И. А. Ильин, давая определение религии, также отмечал, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом» 8 .

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

Читайте также:  Как снять показания счетчика электроэнергии

На этот вопрос протоиерей Сергий Булгаков предлагает следующий ответ: «Народный, экзотерический буддизм, которому, собственно, и обязана эта религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной “нетовщиной”, но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма. Сверх того, – и это самое главное, – буддийское ничто, небытие, нирвана, всеединство безразличия , отнюдь не представляет собой только отрицательного понятия, но вполне подходит под наше общее определение Божества. Это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение» 9 .

Отличительные особенности религиозного мировоззрения

Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.

Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).

Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.

В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.

В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.

Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.

В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.

Аспекты религии

Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.

Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.

Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:

духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;

доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;

этику: учение о нравственности;

религиозную практику: обряды и аскезу.

Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:

1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);

2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);

3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;

4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.

Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.

Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).

То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.

Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.

Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.

Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.

Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.

См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.

«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).

См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.

Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.

Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.

Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.

Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.

Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7

Вам может быть интересно:

  1. Курс истории религий – протоиерей Александр Смирнов
  2. О религии – cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
  3. Путь разума в поисках истины – Глава II. Религия – профессор Алексей Ильич Осипов
  4. Религия, ее сущность и происхождение. Книга I – Глава II. Натуралистическая гипотеза о происхождении религии в роде человеческом – протоиерей Тимофей Буткевич
  5. История религии – священник Александр Ельчанинов
  6. Ереcь Filioque – митрополит Иерофей (Влахос)
  7. Краткий обзор отношений православия и иудаизма – священник Георгий Максимов
  8. Божественные установления – Лактанций
  9. Христианство и иудейство – архиепископ Нафанаил (Львов)
  10. Диспут со «Свидетелями Иеговы» – протоиерей Олег Стеняев

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Суть и цели любой религии от А до Я. Что такое религия для простого человека

Сразу оговорюсь, что цель этой статьи никак не принизить какую-либо религию, а разобрать каковы же цели религии. Также Вы вообще не найдете здесь призыва вступить в ту или иную религию, тем более — в секту. Во всех моих статьях Вы также не найдете ничего подобного. Мы разберем только, что такое религия, цели религии от А до Я.

И описание всех религий мы сделаем очень кратким. Наша цель, раз и навсегда а разобраться в важных для нас пяти вопросах:

  • Главная и единственная цель любой религии
  • Пять главных религий
  • Чем хороши религии и что стоит простым людям в них опасаться
  • Как, на самом деле, религии связаны между собой
  • Если Вы верующий человек, нужна ли Вам религия
  • Что такое религия для простого человека
  • 7 отличий религии от секты

Итак, мы знаем несколько основных религий:

Христианство. (Православная, Католическая и Протестантская ветка), Ислам, Буддизм, Иудаизм, Индуизм.

Что значит религия? Размышляем вместе

Во всех религиях есть разные течения, но пяти перечисленных религий нам достаточно для того, чтобы ответить на интересующие нас вопросы.

Каждый приверженец своей религии искренне верит, что именно его религия истинная, и чем фанатичней адепт религии, тем он яростней отстаивает свои позиции. Трудно себе представить священное писание, в котором говорилось, что мы хороши, а вот другая религия будет для Вас лучше.

Часто люди относят себя к той или иной религии просто потому, что родились там, где географически и исторически доминирует их религия, или их родители были последователями выбранной ими религии.

Мы так и говорим, — я Русский, значит я Христианин, я православный. При этом, давайте будем честными, кто из Русского населения перечислит 10 заповедей или 7 смертных грехов?

Мы даже не говорим о том, чтобы прочитать Библию. =)

Мы говорим, я верю в Бога, или, наверное, я верю в Бога. И так как я Русский, я выбираю Православие. Звучит, казалось бы, логично, но почему, если мы Русские, мы пьем не только квас, но и колу, едим не только щи, но и пиццу и так далее? Где наша приверженность нашему, Русскому, если мы часто предпочитаем иномарку нашему Отечественному автомобилю?

Уверен, ответ также будет логичным. Потому, что дело вкуса, разнообразия или иностранная техника пока и в целом объективно лучше нашей. Что касается пищи, то мы делаем вывод, когда пробуем ее. Не попробуешь, не узнаешь.

Читайте также:  Должностная инструкция ведущего специалиста по организации физкультурно спортивной работы с населением

Суть религии или промежуточный вывод 1

Итак, взрослые люди не отказываются от пищи только потому, что она не традиционная. Что касается брендовой одежды или автомобиля, то это также вопрос наших предпочтений, основанных на возможностях, опыте личном и знакомых. В конце концов, при покупке автомобиля, который должен уложиться в определенный бюджет, мы точно изучаем этот вопрос. Многие изучают очень скрупулёзно.

Если мы связываем это с религией, то так поступают единицы. Это лишь говорит о том, что религия для большинства людей носит поверхностный характер. Пример с Русским человеком и колой, это только пример, наиболее понятный и близкий нам по смыслу.

Здесь лишь суть. Повторюсь, я ни в коем случае я не намекаю, что Русский человек должен сделать выбор в пользу другой религии. Это дело каждого. Мы о другом. Эти примеры служат в виде затравки для развития мысли.

Здесь чуть отвлечемся на очень сжатое описание пяти основных религий

Суть религий. Краткое описание христианства.

Как знаем, Христианству — 2000 лет. Около 1000 лет назад, в следствие раскола церковь разделилась на Западную и Восточную части, как Католическая и Православная церковь. Есть отличная в догмах и обрядах. О православной церкви мы знаем больше, поэтому совсем немного о Католической.

Во главе Католической церкви стоит папа Римский, который данной церковью считается прямым наместником Бога на земле. Также у католиков есть особое почитание Девы Марии (матери Иисуса Христа). В отличие от православных священников, католические священники обязаны соблюдать целибат (обед безбрачия).

Протестантская церковь — сравнительно молодое движение, существует со средних веков. Здесь главной подсказкой для понимания и запоминания служит слово протест. Протест средних сословий и простых людей против отживших себя средневековых порядков и стоящей на их страже Католической церкви.

Также существенным отличием является то, что упразднено понятие священника в плане, что каждый может им стать из разряда верующих, где священник и церковь не должны быть некой прослойкой между людьми и Богом.

Цель Христианина обрести спасение своей души и вернуться в Богу.

Краткое описание ислама, иудаизма, буддизма и индуизма

Ислам к нам пришел около 1500 лет назад. В переводе с арабского означает покорность. Согласно Исламу, Аллах передал своему пророку, через ангела — Коран. Три основных ветки Ислама — суннизм, шиизм и исламизм. Суннизм исповедуют около 80% мусульман. Как и в Христианстве, ислам признает бессмертную душу. Главный духовный путь мусульманина, это благочестивая жизнь с верой в Бога (Аллаха)

Иудаизм — еще более древняя религия, чем Христианство, более, чем 3300 лет. Эту религию называют еврейской религией, хотя и весьма условно. Бог — как единственный властитель и создатель. Называть Иудаизм религией, по мнению иудеев не до конца верно. Опять же, как считают сами иудеи, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Бог вывел иудеев с Египта, открылся им на горе Синай, даровал Тору, (свод правил для иудея) — по мнению Иудеев вовсе не вопрос веры, это знание.

Буддизм — зародился в Индии, около 2500 лет назад. Основоположником считается реальный человек Сиддхартха Гаутама, впоследствии получив имя Будда, что значит просветленный. Он с юности был озадачен причиной людских несчастий. В итоге, посредством молитв и медитации пришел к просветлению и исповедовал доктрину — Нирвана, свобода от влияния пагубных желаний и эмоций. Это состояние необходимое для того, чтобы слиться с Божественной энергией, Божественным началом, — состоянием полного блаженства и счастья.

Индуизм возник более 5000 лет назад. Веды — свод духовных и материальных знаний от уклада общества до космического мироздания. Индуизм подразумевает пантеон Богов, между поклонниками, которых нет вражды. Главными Богами выступают Брахма, Вишну (Кришна) и Шива. Брахма отвечает за создание материальной вселенной, Вишну за создание как всего материального, так и духовного мироздания, а Шива — за разрушение материальных миров. Цель адептов любого течения в Индуизме — достичь духовной связи с Богом.

Что такое религия или место, время и обстоятельства

Возвращаемся к цели любой фундаментальной религии. Что их объединяет? Какова конечная цель любой религии. Набрать как можно больше последователей и в конечном итоге вытеснить другие религии? Собрать как можно больше средств для постройки как можно большего количества храмов/мест поклонения? Есть люди, которые приблизительно так и думают.

Но давайте поднимемся чуть выше и посмотрим на это с точки зрения Бога, как бы смешно или надменно это не звучало. Вы сейчас поймете, почему.

Любая мировая религия Богом дается в соответствие с местом (менталитетом народа) , временем и обстоятельствами, когда необходимо дать людям новый или скорректированный путь.

С точки зрения многодетного отца, нет разницы, кто лучше или хуже из его детей. Он их отец, все они его дети, он всех их любит одинаково. Но! Мудрый отец или родители, внимательно смотрят за наклонностями своих детей, их развитием. Кто-то склонен к точным наукам, кто-то подает надежды, как талантливый музыкант.

Всех учить одинаково? До определенного возраста — несомненно. Дальше — специальное образование и подготовка для развития максимальных талантов и достижений ребенка.

А если дети разного возраста? Тем более, каждому нужно то, что он может принять именно сейчас. Отец или старший брат никогда не критикует первоклассника за то, что он учится писать, а наоборот, поощряют это. Если в одной религии джихад меча это норма, то, в другой, даже животных не убивают и не едят, так как-не убий. Иисус говорил, — я много, что могу сказать, но все вы не вразумите. То есть всему свое место и время.

Цели религии от А до Я, или промежуточный вывод 2

Подчеркну, что нет плохих или хороших религий, нет такого понятия выше или ниже. Бог дает ту или иную религию, той или иной народности в зависимости, что они могут принять и выполнять.

Он мудрее, чем мы полагаем. А вот “мудрость” и понимание сути дела многих “служителей Бога” обратна.

Если кто-то критикует другую религию или объявляет ее не истинной, совсем не понимает того, что говорит, потому, что все религии идут от одного Бога. Точно также как урок математики ведет один учитель в разных классах.

Мы давно заметили, что в каждой религии есть свод правил, ограничений, что такое хорошо, а что такое плохо. Грехом везде считается воровство, жадность и другое. Это начальная школа, где учат элементарному, как писать и читать. То есть, не убий, не укради, и т д это основа любой религии. (экстремизм и политику в расчет не берем)

Но и атеист, может быть благочестивым человеком, бывает куда более порядочным. Поэтому, конечно, целью религии никак не является научить нас порядочности. Это, скорее, подцель, также, как выучить таблицу умножения вовсе не является целью образования. Это маленькая ступень.

Что же тогда является целью религии? В чем суть религии? Что их всех объединяет?

Главная и единственная цель религии

Суть и цель всех религий, это развитие отношений с Богом. Ваших личных отношений с Богом. Это главная и единственная цель всех религий.

А все правила, ограничения, это только для того, чтобы мы могли выше подняться по ступеням благочестия. Иначе, как мы вообще придем в Богу? Просто жить текущей жизнью и потом оказаться в раю если никого не убил и ничего не своровал? =).

Это уже действительно очень хорошо, но как мы рассчитываем вернуться к Богу, если мы о нем ничего не знаем? А нет, знаем. Это ведь старик с седой бородой и палочкой, который только и озабочен как исполнить наши желания, но очень редко их исполняет=)).

Как мы рассчитываем к нему попасть, если целью нашей жизни не является возвращение к нему, развить с ним духовную связь? Ведь цель нашей жизни, это обустроить свой личный быт здесь. Когда мы становимся взрослыми, то и обеспечить часть быта наших детей.

В старости, для нас важен покой, да и мы уже “сами с усами” и часто говорим, что мне уже все поздно, надо было об этом думать в молодости. Хотя, молодые, говорят, нам пока не до этого, вот выйду на пенсию и уделю этому должное внимание. Это все вовсе не грех, но возвращаясь к вопросу, — как можно развить отношения с Богом, если мы не знаем, кто это такой?

Точно также, как юноша может завоевать расположение девушки, если почти ничего не знает о ней? Как и не знает, что она действительно хочет и любит. Он даже не пытался связаться с ней! Или он знает, что она хочет от него, и даже выполняет, как может, но и взамен просит исполнения своих желаний, причем части желаний не высокого плана. Еще и при том, что ни разу с ней еще не виделись. Хороша картина, верно?

Проецируем на себя

Например, у нас два сына. Первый всегда интересуется нашей жизнью, помогает нам, когда нуждаемся в этом, знает все наши нужды и заботы. С нами в счастье и несчастье. Есть второй сын. Он всегда просит помощи. Приходит к нам, когда ему плохо. Когда же решил свои проблемы — забывает нас, до следующего раза. А если мы не можем исполнить очередную просьбу, говорит, что нас для него больше нет. При этом оба сына благочестивы в плане того, что не крадут, не пьют и т д.

Да, как родители, мы будем любить обоих. Блага и счастья мы желаем для первого и второго. Мы даже свой дом, как наследство можем оставить на двоих. (а может и нет).

Но, что у Вас в душе? Кому, в первую очередь, вы дадите все свои благословения?

Думаю, не стоит продолжать, ход мыслей понятен.

Также и Бог любит нас всех. Никого не бросит. Но на кого Он первым обратит внимание и захочет забрать к себе? Здесь мы не говорим, что просить у Бога плохо. Нет. Мысль в том, что, одно дело просить и использовать его с своих целях, когда только нам это нужно, и проклинать Его, когда у нас беда.

Другое дело, если прося Его, мы мысленно говорим ему, что я стану ближе к тебе, я стану лучше и т д. Это не отдаляет, а приближает нас к нему, хотя и не напрямую.

Нужна ли религия верующему человеку?

Это по желанию и личному комфорту. Кто, что бы не говорил, наличие или отсутствие храма, службы и обряды не являются неотъемлемым условием, билетом к Богу. Это помогает, но не гарантирует. Если хотите примкнуть к той или иной религии, так скажем, официально, то в идеале, изучить разные, выбрать, что по душе. Другой вопрос, что в обществе единомышленников Ваш рост может быть быстрее.

Важный нюанс, или что такое обратная сторона религии

Принятие религии хорошо, если это помогает Вам обрести целостность, делает Вас лучше, тем более дает цель в жизни.

По-настоящему мудрый наставник может не только ускорить Ваш путь, но и помочь разобраться в себе, уберечь от ошибок на этом пути. А они бывают почти у каждого.

Обратная сторона религии, это религиозный фанатизм не зависимо от вероисповедания. Религиозный фанатизм всегда плохо отражается на близких. Бывает случается непоправимое.

Нужно понять, что Бог не властен над свободой выбора человека, поэтому вера в Бога и следование религиозным правилам, это выбор одного, но неготовность, страх или бессмысленность — для другого. Этим Вы человеку не поможете, а только оттолкнете. Всему свое время.

Что такое религия. Отличие секты от истинной религии.

7 важных различий:

  1. Истинная религия призывает к развитию отношений с Богом, в конечном счете вернуться к Богу. Объект поклонения и стремления — Бог, как высшая личность и разум, создатель всего мироздания.
  2. В истинной религии нет принуждения к тому, что вы не хотите или не можете выполнять. Все только по доброй воле. Нет попыток подавления Вашего рационального сознания.
  3. В истинной религии уважают общечеловеческие, моральные и семейные ценности. Призывает к миру.
  4. Истинно ориентированная религия помогает воспитывать такие добродетельные качества, как: честность, доброта, скромность, забота о ближних, терпение, порядочность, свобода от алчности, миролюбие и т д.
  5. Истинная религия “обеспечена” священными писаниями идущими с древних времен.
  6. Последователи истинной религии не противопоставляют себя миру и обществу. Окружающий мир и общество, это неотъемлемая часть жизни верующих.
  7. Истинная религия не обязывает к взносам или пожертвованиям.

Мы не берем отдельные случаи, когда “духовные лидеры” на местах прикрываясь саном или авторитетом, спекулируя или манипулируя священными писаниями, или вообще не опираясь на них, впадают во все тяжкие. Думаю, они не знают, что такое религия. Но, Бог им судья.

Итак, все цели религии от А до Я укладываются именно в развитие духовной связи с Богом. Ничто не может быть иным. Все остальные шаги служат только этому. Как это сделать, с чего начать свой путь, что такое религия сегодня, можно прочитать в другой моей статье “Дороги к Богу”. Пожалуйста, оставляете комментарии и отзывы. Если статья понравилась, делитесь с друзьями, вступайте в мою группу Вк.

Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.

Источник

Что такое религия? (+ВИДЕО)

Цикл «Защита веры». Беседа 2-я

Всякая ли вера – религия? Можно ли определить суть религии исходя из этимологии этого слова? Что непременно должна включать в себя религия? И как квалифицировать те учения, которые допускают существование Бога, но не видят Его связи с человеком и миром?

Здравствуйте! Продолжаем цикл бесед по апологетике – и продолжаем с темы, которая на первый взгляд может показаться скучной, ненужной, академической: что такое религия? Но эта тема, тем не менее, очень важна для того, чтобы впоследствии подойти к более серьезным, непосредственным проблемам отношений между религией и наукой, между религией и нашей жизнью.

Я не оговорился: я говорю именно о религии, а не о христианстве. Мы будем говорить, конечно, прежде всего о христианстве, а точнее – о православном христианстве, о его отношении ко всем областям нашей жизни, но ведь нужно признать сначала, что христианство – это религия.

Можно ли считать «религией» атеизм?

Так чем же отличается религиозное мировоззрение от нерелигиозного? Казалось бы, вопрос простой, очевидный, но при попытке ответить на него возникает много трудностей, недоумений и даже грубейших ошибок, которые приводят апологета или просто православного христианина ко многим серьезным ошибкам и заблуждениям. Например, очень часто приходится слышать такую фразу: «Все люди верят. Одни верят, что Бог есть; другие верят, что Бога нет, – и то и другое недоказуемо». Все мы помним эти слова из замечательного советского фильма «Берегись автомобиля». Да, вроде бы правильно всё сказано: о человеке, который не верит в Бога, можно говорить, что он верит в то, что Бога нет. Он свое неверие не доказывает. Но для атеиста эти слова звучат как очевиднейшая глупость: образованный атеист никогда с таким подходом не согласится. Он никогда не скажет: «А зачем мне доказывать, что Бога нет?» Он может обратиться к нам с требованием: «А докажите, пожалуйста, что нет Деда Мороза, что нет кентавров. Ах, вы не можете доказать, что нет Деда Мороза?! Значит, вы, наверное, верите. Вы – тайный дедоморозопоклонник». Поэтому атеист скажет: «Мне не нужно доказывать, что Бога нет, это вам нужно доказывать, что Бог есть. А я без Бога прекрасно обхожусь, как мы, взрослые люди, прекрасно обходимся без Деда Мороза. Ну, разве что, может быть, на детском утреннике играем роль Деда Мороза иногда сами». «Поэтому атеизм – это не религия, – скажет любой подкованный грамотный атеист. – И нельзя говорить, что не-вера в Бога и вера в отсутствие Бога – это одно и то же».

Читайте также:  Характеристики IP телефона Unify OpenStage 40 HFA V3 Ice blue

С другой стороны, если согласиться с позицией, что любой человек верит и все люди религиозны, то тогда в чем же проблема? Зачем нужна проповедь веры? Чем отличается верующий во Христа от верующего в отсутствие Христа? Нет, такой подход явно не годится.

Альберт Эйнштейн и «своя религия»

Второй вопрос: многие люди называют себя религиозными, но при этом не ходят в храм, не соблюдают посты, не молятся, то есть не делают того, что считает должным, обязательным делать любой нормальный верующий человек, неважно, кто он – христианин, мусульманин, даже язычник. Но при этом такой «религиозный» человек говорит: «У меня своя религия!» Много таких людей называют среди великих ученых. Очень часто упоминают в этом ряду имя Альберта Эйнштейна. Одни говорят, что он явно религиозен, другие говорят: «Нет, ну что вы! Эйнштейн – явно атеист!» Берут его фразы из статей «Религия и наука», «Наука и религия», или же из его знаменитого письма к Морису Соловину, где Эйнштейн говорит: «Я не могу найти выражения лучше, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию». Да, явно Эйнштейн говорит о себе, что он религиозный человек. А с другой стороны, тот же Эйнштейн говорит, что «Бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед Богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным». Бог никак не влияет на нас, нет Бога как Личности. Вот и возникает вопрос: религиозен ли Эйнштейн или нет? Религиозен ли тот человек, который говорит, что «Бог в моей душе» и поэтому в церковь ходить не нужно, а посты соблюдать тем более глупо и даже вредно? Вот и давайте сначала разберемся с вопросом: а что такое религия?

Связь с Богом или воссоединение с Богом?

«Определение религии сложно и дискутируемо» – единственное нормальное определение в «Википедии»!

Как ни странно, этот кажущийся на первый взгляд простым вопрос вызывает огромные трудности у религиоведов. В настоящее время насчитываются десятки, если не сотни определений того, что такое религия. Я посмотрел в «Википедии», в ее разноязыких вариантах, как определяется слово «религия». Меня позабавило определение религии в итальянской «Википедии» – очень простое: «Определение религии сложно и дискутируемо». Единственное нормальное определение, которое я нашел.

Кстати, можете сами посмотреть, как определяется религия в энциклопедиях на тех языках, в которых чувствуете себя немножко разбирающимися, – увидите огромнейшее разнообразие.

А может быть, само слово «религия» поможет нам определить, что это такое? Считается, что слово происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать», поэтому религия определяется как связь человека и Бога. Но уже здесь возникает вопрос: если религия – это связь человека и Бога, то тогда, допустим, язычество, как наиболее яркий для нас пример ошибочного учения, – не религия? Потому что, как пишет апостол Павел, «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20). Какая связь с Богом может быть в язычестве? Вот и выходит, что если религия есть связь с Богом, то язычество – это не религия. Но с этим не согласится ни один человек. Язычество – это одна из религий.

Блаженный Августин предполагает, что слово «религия» происходит от «re-eligere» – «воссоединять»

Точка зрения, что слово «религия» происходит от латинского religare – это лишь одна из многочисленных точек зрения, предложенная римским христианином Лактанцием. И великий Августин, один из величайших отцов Церкви, уже не соглашается с Лактанцием. Он тоже не знает, каково происхождение этого ставшего знаменитым слова «религия». Но по смыслу, предполагает Августин, оно, скорее всего, происходит от «re-eligere» – «воссоединять». Религия – это стремление восстановить утраченную связь человека и Бога, ту связь, которая была до грехопадения, ту связь, которую потеряли мы вследствие этого грехопадения и ищем ее восстановить. Может быть, ищем ее сами – создаем языческие, то есть народные, религии, начиная поклоняться твари вместо Творца, как пишет апостол Павел. Кто-то поклоняется солнцу, морю, земле, видя в них проявление той какой-то могущественной силы. А кто-то поклоняется истинному Богу, потому что Бог тоже ищет связь с человеком – Он заключает с ним завет, Ветхий Завет, затем Сам приходит к человеку, дает человеку новые заповеди, Новый Завет. Это тоже стремление восстановить ту утраченную связь. Или мы сами, или Сам Бог. Августин, наверное, более прав.

Существуют и другие версии происхождения слова «религия», на которых мы не будем останавливаться: версии, предложенные Цицероном, Сульпицием Сервием и т.д. Поэтому современные религиоведы предпочитают не обращать внимание на значение этого слова, которое было непонятно уже древним римлянам, а смотреть на некоторые сущностные черты этого феномена.

«Организованное поклонение высшим силам» – и только?

И здесь обнаруживается, что религия – достаточно емкое, глубокое, обширное явление, которое включает в себя столь много важнейших положений, что даже не сразу разберешься, какие из них важнейшие, а какие нет. Мне очень нравится то определение религии, которое дал знаменитый русский философ князь Сергей Трубецкой в статье «Религия», написанной для словаря Брокгауза и Эфрона. Князь Сергей Трубецкой пишет: «Религия – это организованное поклонение высшим силам». Всего лишь четыре слова, но каждое на своем месте.

Во-первых, религия – это всегда организация. Так, в христианстве мы говорим о Церкви. С другой стороны, религия обязательно включает в себя культ, выраженный здесь словом «поклонение». В-третьих, религия всегда подразумевает существование некоего сверхъестественного мира, в этом определении показанного словом «высшим». И это не просто мир статичный – это мир действующий, активный: «высшим силам». Емкое, хорошее определение, но здесь много чего нет. Нет, например, учения о бессмертии души, нет учения о святости. Знаменитый немецкий религиовед Рудольф Отто включает это понятие «святое, священное» в своей знаменитой книге, которая так и называется – «Священное».

Поэтому одно из самых популярных, по крайней мере в русском религиоведении, определений религии дает профессор МГУ В. Гараджа, который пишет, что «религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, то есть культ, основанные на вере в существование одного или нескольких богов, священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного». Это точка зрения ученого. Я не знаю, Гараджа – человек верующий или атеист, не знаю, к сожалению, о его личном отношении к Богу, и тем более ценным мне кажется это определение. Определение, которое показывает, что религия включает в себя целый мир.

Религиозный человек не может замыкаться сам в себе – он должен быть всегда членом Церкви. Религиозный человек не должен говорить, что достаточно какого-то моего внутреннего размышления, – этот человек должен всегда соблюдать некоторый культ. Религиозный человек всегда обязан соблюдать некоторые заповеди: безнравственный христианин, согласимся, такое же логически бессмысленное выражение, как круглый квадрат или обезжиренное сало. Если ты христианин, то ты обязан соблюдать по крайней мере десять заповедей Моисеевых и стремиться соблюдать Заповеди Блаженства.

Если ты христианин, если ты называешь себя человеком религиозным, то ты обязан знать, во что ты веришь. Так, в Православии мы всегда на Литургии поем Символ веры, показывая хотя бы основные азы того, в Кого мы верим.

Без любви к Богу, без страха Божия не может быть религии

И, конечно же, должен быть страх Божий – основа премудрости: без любви к Богу, без страха Божия также не может быть религии, иначе религия превращается в какое-то начетничество, фарисейство.

Так что религия – это целый мир. И очень печально слышать от наших оппонентов-атеистов, противников Церкви призывы «не вмешиваться в дела» – в дела политики, школы, спорта: мол, «ваше дело – это воспитание нравственности». Да, безусловно, воспитание нравственности – это важное – может быть, одно из самых важных – социальное служение христианина.

Религия – это мировоззрение, а мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Поэтому религиозный человек всегда имеет мировоззрение, у него всегда есть свои взгляды. Они могут быть правильными, могут быть научными, могут быть ошибочными, но они обязаны иметь место.

А если, возвращаясь к теме предыдущей беседы, мы все-таки с вами веруем во Христа, то есть веруем в Истину, то наше христианское мировоззрение, православное мировоззрение обязано включать в себя и истины научные, и истины нравственные, и истины эстетические, и любые истинные учения. Нельзя, по моему убеждению, быть истинно религиозным человеком – истинно религиозным православным христианином – и выбрасывать из сферы своего знания, жизни, действий ту огромную область культа, знания, наук, чувствований. И, безусловно, нельзя выбрасывать важную область нравственного поведения – именно потому, что Сам Господь устами апостола Иоанна нам говорит: если ты говоришь, что Бога, Которого не видишь, любишь, а ближнего, которого видишь, не любишь, то ты лицемеришь (см.: 1 Ин. 4: 20). Возлюбите друг друга – вот в этом смысл новой заповеди, которую дает нам Христос. Возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя – в этом весь Закон и пророки. Этих слов, посвященных любви к ближнему, к другому человеку, мы в Евангелиях, в Посланиях апостолов можем найти десятки, и мы понимаем, что это критерий нашей истинной веры, нашей истинной религиозности.

А пантеизм и деизм – религии?

Поэтому, возвращаясь к тем проблемам, с которых я начал сегодняшнюю нашу с вами беседу, я повторю: религия – это не любая вера. Нельзя сказать, что атеист – это религиозный человек. Атеист – не религиозный. Примерно так же, как нельзя сказать, что слепец – это своеобразная форма зрения. Нет, слепота – это отсутствие зрения, атеизм – это отсутствие религии. С другой стороны, да, бывают сложные формы отношений человека и Бога. Тот же Эйнштейн говорит: «Без религии не бывает науки», но при этом он не верит в Личного Бога. Мировоззрение Эйнштейна правильнее было бы назвать словом «пантеизм» – он сам и называет себя пантеистом. Он сторонник религии Спинозы: «Бог и мир – это одно и то же». Да, в пантеизме нет Личного Бога, Бога-Творца, но в пантеизме Бог есть – вот такого рода религиозно-философское учение занимает как бы промежуточную позицию между атеизмом – полным отрицанием существования Бога – и теизмом – учением о Личном Боге, о Боге-Творце, Боге-Промыслителе.

В деизме нет главного – нет культа, молитвы, общения человека и Бога

Некоторые мыслители идут на другой компромисс: они разделяют учение, которое получило название деизм – от латинского слова Deus (Бог). Деизм утверждает, что Бог сотворил мир, дал ему законы, дал человеку законы нравственности, а дальше как бы от мира отстранился, а мир действует, как заведенная машина, самостоятельно. Бог не промышляет, Он наблюдает за сотворенным Им миром. Эта концепция очень многих ученых устраивает: они говорят: «Мы верим в Бога», но при этом говорят и так: «Чудес не бывает, потому что Бог в этот мир не вмешивается. Мы спокойно можем познавать законы природы, спокойно можем заниматься наукой». Но деисты называть себя людьми религиозными никак не могут, потому что в деизме нет главного – нет культа, нет молитвы, нет общения человека и Бога, нет страха Божия, нет любви к Богу. Как можно бояться того, кто никак в этот мир не вмешается? Как можно любить того, кто от этого мира отстранился и не желает спасения сотворенных им существ.

Такого рода концепции – деизм и пантеизм – принято называть религиозно-философскими, отличая их от собственно религии, которая включает в себя, повторяю, целостный комплекс: и догматику – основу вероучения, и культ, и нравственные положения, и эмоциональное отношение к Творцу, и какую-то общность, общину, и отношение к Богу как к чему-то священному, и учение о бессмертии души и пр.

Возникает и много других вопросов, которые, боюсь, мы с вами сегодня не успеем рассмотреть. Часто спрашивают: а как относиться к определенным религиям, например, к буддизму? Есть ли там учение о Боге, или там чистая нирвана? К сожалению, рамки наших бесед не позволят ответить на все подобные вопросы, но главное, что мы с вами должны иметь в виду: религия – это целый сложный мир, и каждая из современных религий отвечает на эти вопросы, которые мы выделили в качестве существенных для того, чтобы отделить религиозное мировоззрение от нерелигиозного. А как же эти все сущностные черты религии проявляются в нашем мире, как они относятся к конкретным ситуациям – к науке, к нравственным, к философским проблемам, об этом мы поговорим в наших следующих беседах.

Источник

Adblock
detector