Меню

Ветеринарная служба Ханты Мансийского автономного округа Югры

Ветеринарные и санитарные правила и инструкции

\’e3.)>>>\sectd \linex0\sectdefaultcl\sftnbj <\rtlch\fcs1 \af0 \ltrch\fcs0 \insrsid16416301 \par >\pard\plain \ltrpar\s38\qj \li170\ri0\sb75\nowidctlpar\wrapdefault\faauto\rin0\lin170\itap0 \rtlch\fcs1 \af0\afs24\alang1025 \ltrch\fcs0 \f1\fs24\cf23\lang1049\langfe1049\chcbpat22\cgrid\langnp1049\langfenp1049 <\rtlch\fcs1 \af0\afs16 \ltrch\fcs0 \fs16\cf1\insrsid16416301 \'c3\'c0\'d0\'c0\'cd\'d2: \par ><\rtlch\fcs1 \af0 \ltrch\fcs0 \insrsid16416301 <\*\bkmkstart sub_534702152>\’c2 \’f1\’ee\’ee\’f2\’e2\’e5\’f2\’f1\’f2\’e2\’e8\’e8 \’f1 \’ef\’ee\’f1\’f2\’e0\’ed\’ee\’e2\’eb\’e5\’ed\’e8\’e5\’ec \’c3\’eb\’e0\’e2\’ed\’ee\’e3\’ee \’e3\’ee\’f1\’f3\’e4\’e0\’f0 \’f1\’f2\’e2\’e5\’ed\’ed\’ee\’e3\’ee \’f1\’e0\’ed\’e8\’f2\’e0\’f0\’ed\’ee\’e3\’ee \’e2\’f0\’e0\’f7\’e0 \’d0\’d4 \’ee\’f2 19 \’e8\’fe\’eb\’ff 2010 \’e3. N 87 «\’ce\’e1 \’ee\’f2\’ec\’e5\’ed\’e5 \’d1\’cf 3.1.086-96» \’ed\’e0\’f1\’f2\’ee\’ff\’f9\’e8\’e5 \’d1 \’e0\’ed\’e8\’f2\’e0\’f0\’ed\’fb\’e5 \’ef\’f0\’e0\’e2\’e8\’eb\’e0 \’f3\’f2\’f0\’e0\’f2\’e8\’eb\’e8 \’f1\’e8\’eb\’f3 \’e2 \’f7\’e0\’f1\’f2\’e8 \’f1\’e0\’ed\’e8\’f2\’e0\’f0\’ed\’ee-\’fd\’ef\’e8\’e4\’e5\’ec\’e8\’ee\’eb\’ee\’e3\’e8\’f7\’e5\’f1\’ea\’e8\’f5 \’f2\’f0\’e5\’e1\’ee\’e2\’e0\’ed\’e8\’e9, \’f3\’f2\’e2\’e5\’f0\’e6\’e4\’e5\’ed\’ed\’fb\’f5 \’cf\’ee\’f1\’f2\’e0\’ed\’ee\’e2\’eb\’e5\’ed\’e8\’e5\’ec \’e7\’e0\’ec\’e5\’f1\’f2\’e8\’f2\’e5\’eb\’ff \’c3\’eb\’e0\’e2\’ed\’ee\’e3\’ee \’e3\’ee\’f1\’f3\’e4\’e0\’f0 \’f1\’f2\’e2\’e5\’ed\’ed\’ee\’e3\’ee \’f1\’e0\’ed\’e8\’f2\’e0\’f0\’ed\’ee\’e3\’ee \’e2\’f0\’e0\’f7\’e0 \’d0\’d4 \’ee\’f2 31 \’ec\’e0\’ff 1996 \’e3. N\

11 \’e8 \’c3\’eb\’e0\’e2\’ed\’fb\’ec \’e3\’ee\’f1\’f3\’e4\’e0\’f0\’f1\’f2\’e2\’e5\’ed\’ed\’fb\’ec \’e2 \’e5\’f2\’e5\’f0\’e8\’ed\’e0\’f0\’ed\’fb\’ec \’e8\’ed\’f1\’ef\’e5\’ea\’f2\’ee\’f0\’ee\’ec \’d0\’d4 18 \’e8\’fe\’ed\’ff 1996 \’e3. N\

Источник



Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 января 1996 г. N 1005

4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

врача Российской Федерации

4 декабря 1995 года

СБОРА, УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ

(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400,

с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ

от 13.06.2006 N КАС06-193)

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем «Правила») являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

— трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

— абортированные и мертворожденные плоды;

— ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

— другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п. 1.9 настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.8. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

— сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

— энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

— болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1 x 10Е-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

— сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

— нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

— предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

— охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Уборка и перевозка

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

2.2. В соответствии с абзацем 4 пункта 6 Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. N 1162, в случае заболевания животного болезнью, указанной в п. 1.9 настоящих Правил, представитель государственного ветеринарного надзора дает обязательное для исполнения всеми лицами указание об убое или уничтожении животных. До их убоя или уничтожения эти лица обязаны принять меры, исключающие доступ к ним посторонних граждан, а также животных, включая птиц и насекомых.

2.3. Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах — коммунальная служба).

2.4. При обнаружении трупа в автотранспорте в пути следования или на месте выгрузки животных их владелец обязан обратиться в ближайшую организацию государственной ветеринарной службы, которая дает заключение о причине падежа, определяет способ и место утилизации или уничтожения павшего животного.

2.5. Транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.

2.6. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.

Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

2.7. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.

Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.

Источник

Ветеринарные и санитарные правила и инструкции

от 13 февраля 2018 года N 27

2. Установить, что в отношении организаций и лиц, включенных до даты вступления настоящего Решения в силу в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства — члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза, в течение 18 месяцев с даты вступления настоящего Решения в силу допускается осуществление деятельности в соответствии с обязательными требованиями к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), ранее установленными законодательством государства — члена Евразийского экономического союза, на территории которого располагается соответствующий объект.

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
Т.Саркисян

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 13 февраля 2018 года N 27

Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)

I. Общие положения

1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), в которых осуществляется деятельность по выращиванию (разведению и содержанию), изготовлению, переработке и хранению товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и сведения о которых включаются (включены) в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства — члена Евразийского экономического союза (далее — государство-член) на территорию другого государства-члена, а также собственниками (владельцами) транспортных средств, осуществляющих перемещение указанных товаров.

Читайте также:  Регулировка температуры в морозильном отделении Регулировка

2. При проведении проверки (инспекции), в том числе совместной проверки (инспекции) объектов, включаемых (включенных) в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, инспекторы оценивают их на соответствие настоящим Требованиям, актам, входящим в право Евразийского экономического союза, а также предъявляемым к данным объектам требованиям законодательства государства-члена, на территории которого располагаются эти объекты.

II. Определения

3. Для целей настоящих Требований используются понятия, которые означают следующее:

«биологические отходы» — трупы животных и птицы, абортированные и мертворожденные плоды и плодные оболочки, ветеринарные конфискаты, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, ткани животных, полученные в ходе ветеринарных манипуляций;

«ветеринарно-профилактический пункт» — здание (помещение), предназначенное для амбулаторного и стационарного лечения животных, в том числе птицы и рыбы, проведения профилактических ветеринарных мероприятий;

«ветеринарно-санитарный пропускник» — здание (помещение), расположенное при входе на территорию объекта и (или) при входе в обособленные производственные зоны и предназначенное для проведения санитарной обработки обслуживающего персонала и посетителей, а также для дезинфекции их одежды и обуви;

«ветеринарный конфискат» — продукция животного происхождения, признанная по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы непригодной для использования в пищевых целях, а также продукция животного происхождения, отобранная для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;

«дезинвазия» — комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде яиц и личинок паразитических червей (глистов), вызывающих гельминтозные заболевания животных;

«дезинсекция» — комплекс мероприятий, направленных на уничтожение насекомых с использованием специальных физических, химических и биологических методов;

«дезинфекция» — комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней и прерывание путей передачи инфекционных агентов;

«деларвация» — комплекс мероприятий, направленных на уничтожение личинок паразитов с использованием физических, химических и биологических методов;

«дератизация» — комплекс мероприятий, направленных на уничтожение грызунов;

«животноводческий объект» — подлежащий ветеринарному контролю (надзору) объект по выращиванию (разведению и содержанию) животных, включающий в себя комплекс производственных зданий (помещений);

«забеловка» — совокупность выполняемых вручную операций по частичному снятию шкуры с отдельных участков туши;

«изолятор» — здание (помещение), предназначенное для содержания животных, больных заразными болезнями и подозрительных на наличие заболевания;

«ихтиопатологическое исследование» — исследование, направленное на выявление инфекционных, инвазионных, незаразных болезней и отравлений рыбы;

«карантинирование» — комплекс мер, обеспечивающий изолированное от других животных содержание животных на период проведения соответствующих обследований, диагностических исследований и (или) лечебно-профилактических ветеринарных обработок;

«принцип «все свободно — все занято» — технологический прием, при котором отдельная секция или здание (помещение) освобождается одновременно от всех животных и после технологического перерыва между циклами производства одновременно заполняется одновозрастными животными;

«производственная территория» — территория объекта, на которой располагаются производственные здания;

«производственное здание» — здание или сооружение, в которых располагаются производственные помещения;

«производственное помещение» — помещение, которое расположено в производственном здании и в котором постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется деятельность, связанная с выращиванием (разведением и содержанием) животных, производством (изготовлением) и хранением товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

«скотомогильник» — определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов;

«убойно-санитарный пункт» — здание (помещение), предназначенное для вынужденного убоя животных и птицы.

Иные понятия, используемые в настоящих Требованиях, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

III. Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к животноводческим объектам

1. Общие ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к животноводческим объектам

4. Действие настоящего подраздела не распространяется на животноводческие объекты, предназначенные для содержания рыбы и пчел.

5. Выбор системы содержания животных определяется в зависимости от вида и породы животных, их производственного назначения, а также от климатических условий и состояния кормовой базы (наличия пастбищ, водопоя, условий для хранения кормов).

6. При строительстве производственных помещений животноводческого объекта используются материалы, которые не причиняют вред здоровью животных, легко очищаются и дезинфицируются.

7. Запрещается ввод в эксплуатацию животноводческих объектов при наличии недостроенных систем сбора, удаления, хранения, обеззараживания и утилизации навоза, производственных стоков, дезинфекционных барьеров, ветеринарно-санитарных пропускников, очистных сооружений.

8. Территория животноводческого объекта должна иметь сплошное ограждение или иным способом исключать возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивать доступ диких и бродячих животных.

9. Все производственные здания (помещения), предназначенные для содержания животных, должны иметь специализацию в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями животных.

10. Производственные помещения, предназначенные для содержания животных, должны соответствовать зоогигиеническим нормам для конкретного вида и возраста животных и проектироваться с соблюдением норм площади на животное соответствующей половозрастной группы, которые определяются законодательством государств-членов.

В производственных помещениях, предназначенных для содержания животных, поддерживается микроклимат, оптимальный для соответствующей половозрастной группы.

11. Во избежание травмирования животных производственные помещения и оборудование для содержания животных не должны иметь выступающих частей, в том числе остроконечных выступов. Поверхность пола должна быть жесткой, ровной, устойчивой.

12. В случае если технологией не предусмотрено круглогодичное пастбищное содержание животных, производственная территория животноводческого объекта разделяется на следующие зоны:

а) производственная зона;

б) административно-хозяйственная зона;

в) зона хранения и приготовления кормов;

г) зона временного хранения и (или) утилизации биологических отходов.

13. В производственной зоне располагаются производственные помещения для разведения и содержания животных.

14. В административно-хозяйственной зоне располагаются здания и сооружения административно-хозяйственных служб, объекты для инженерно-технического обслуживания (гараж, технические склады, механические мастерские).

15. В зоне хранения и приготовления кормов должны быть обустроены сухие складские помещения, ограничивающие возможность доступа к ним диких и бродячих животных, грызунов, птиц и насекомых. Условия хранения кормов должны обеспечивать их безопасность в течение всего срока хранения.

Кормоцех (при наличии) конструируется и оборудуется таким образом, чтобы исключить контакт готовой кормосмеси с компонентами для ее приготовления, поступающими в кормоцех.

16. Зону временного хранения и (или) утилизации биологических отходов размещают в соответствии с розой ветров для данной местности так, чтобы большую часть теплого времени года она находилась с подветренной стороны по отношению к производственной зоне животноводческого объекта.

17. На каждом животноводческом объекте должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз из животноводческого объекта, неблагополучного по заразным болезням, обеззараживают в соответствии с действующими инструкциями государств-членов.

18. На животноводческом объекте должны быть обеспечены в соответствии с законодательством государств-членов условия для сбора трупов животных (птицы), ветеринарных конфискатов и других биологических отходов с целью их последующего уничтожения (утилизации). Трупы животных (птицы), ветеринарные конфискаты и другие биологические отходы собирают отдельно от бытового мусора в промаркированные контейнеры.

19. Входы (выходы) в производственную зону животноводческого объекта должны быть оборудованы ветеринарно-санитарными пропускниками для сотрудников и посетителей.

20. Ветеринарно-санитарный пропускник должен быть оборудован раздевалкой для домашней одежды (с индивидуальными шкафами, закрепленными за каждым работником), душевыми комнатами со сквозным проходом из раздевалки в гардероб со спецодеждой и спецобувью. Не допускается входить в домашней одежде и обуви, вносить их и другие предметы и пищевые продукты в производственные помещения животноводческого объекта, а также выходить из производственных помещений в спецодежде и спецобуви и выносить их за пределы животноводческого объекта.

Спецодежда и спецобувь должны подвергаться обеззараживанию или стирке с применением дезинфицирующих растворов.

Читайте также:  Сигнально громкоговорящее устройство СГУ Standard Horizon VLH 3000

21. При въезде (выезде) на территорию (с территории) животноводческого объекта должна обеспечиваться эффективная дезинфекция въезжающего и выезжающего транспорта при любых погодных условиях.

22. На территории животноводческого объекта не допускается пересечение путей перемещения навоза, трупов животных, отходов убоя и других биологических отходов с путями перемещения животных, продукции животного происхождения, кормов.

23. Животноводческий объект должен располагать необходимыми помещениями (конструкциями), чтобы при непрерывном содержании животных обеспечивался принцип «все занято — все свободно».

24. Вне зависимости от специализации животноводческого объекта на нем должны быть выделены отдельные помещения или место для хранения ветеринарных лекарственных препаратов, а также ветеринарных сопроводительных документов и документации (журналов), подтверждающей осуществление на животноводческом объекте комплекса противоэпизоотических, профилактических и лечебных мероприятий.

Ветеринарные лекарственные препараты должны храниться в соответствии с требованиями инструкции по их применению.

25. В зависимости от особенностей воспроизводства и содержания животных на животноводческом объекте оборудуют:

а) здание (помещение) для карантинирования животных;

в) пункт искусственного осеменения;

г) ветеринарно-профилактический пункт;

д) убойно-санитарный пункт для убоя больных и подозреваемых в заболевании животных в рамках производственного цикла;

е) место для первичных патологоанатомических исследований и отбора патологического материала для лабораторных исследований.

26. На животноводческий объект могут поступать только здоровые животные, что должно подтверждаться ветеринарными сопроводительными документами.

27. В период проведения карантина запрещается перегруппировка животных. Диагностические исследования и профилактические обработки проводятся в соответствии со схемой лечебно-профилактических мероприятий, предусмотренной уполномоченным органом в области ветеринарии государства-члена, на подконтрольной территории которого располагается хозяйство, и утвержденной руководителем соответствующей сельскохозяйственной организации.

28. На животноводческих объектах осуществляется постоянный ветеринарный контроль за состоянием здоровья животных.

Источник

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВЕТЕРИНАРИИ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВЕТЕРИНАРИИ

Помимо общих статей КоАП РФ, протоколов, которые уполномочены составлять большинство органов государственного контроля (надзора), лицензирующих органов и правоохранительных органов, органы государственного ветеринарного надзора в полном объеме уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 10.6, 10.7, 10.8 КоАП РФ.

Сразу следует сказать, что ст. 10.7 КоАП РФ применяется крайне редко (например, должностными лицами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея за четыре года составлено только два протокола и вынесено такое же количество постановлений по делам об административном правонарушении), в связи с тем что доказать вину в данном случае чрезвычайно сложно, и, кроме того, правоохранительные органы, как правило, изначально квалифицируют подобные правонарушения как уголовные.

Исходя из целей и задач, законодательно поставленных перед ветеринарией и государственным ветеринарным надзором в РФ, ст. 10.6 КоАП РФ, видимо, следует относить к нарушению правил, связанных с предупреждением болезней животных, их лечением; а ст. 10.8 КоАП — к нарушению правил, связанных с выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства, хотя в обеих статьях четкой грани не проведено. Более того, эти две задачи никак не отделить от третьей — защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Практика также показывает, что ст. 10.6 КоАП РФ органы по контролю и надзору в сфере ветеринарии применяют за нарушение любого нормативно-правового акта, в названии которого присутствует слово «правила».

Административная практика по ст. ст. 10.6 и 10.8 КоАП РФ весьма значительна. За пять месяцев 2005 г. (с августа, момента начала работы Управления в области административной практики ветнадзора, по декабрь) должностными лицами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено 187 постановлений по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 КоАП и 277 — по ст. 10.8 КоАП РФ, наложено штрафов по этим двум статьям на 270,5 тыс. руб.; в 2006 г. вынесено 481 постановление по ст. 10.6 КоАП РФ и 662 — по ст. 10.8, наложено штрафов на 901,6 тыс. руб.; в 2007 г. вынесено соответственно 568 и 710 постановлений и наложено штрафов на 6090,2 тыс. руб.; за 2008 г. — 563 и 598 и штрафов на 7176 тыс. руб.

Итак, следует разобраться, нарушение каких нормативно-правовых актов является основой состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 10.6 и 10.8 КоАП РФ. В данных статьях идет речь о нарушении ветеринарно-санитарных правил, а в ст. 10.6, кроме того, — правил карантина животных.

Что же это за правила, какова их система и о чем в них говорится? Попробуем прояснить этот вопрос, тем более что при рассмотрении данных дел в судах (а согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 данные дела имеют право рассматривать мировые судьи) и при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере ветеринарии первый вопрос, который задают судьи «Какие именно ветеринарно-санитарные правила нарушены?», делая акцент именно на нарушение нормативно-правового акта с названием «Ветеринарно-санитарные правила».

В качестве аналогии возьмем близкую по целям, задачам и мерам воздействия систему санитарных правил. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дает понятие санитарных правил, относит эти правила к нормативно-правовым (т.е. общеобязательным для исполнения) актам, определяет общие принципы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, разработки, утверждения и введения в действие санитарных правил. Государственный надзор за их выполнением осуществляют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Имеется классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, например, определено, что срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на пять лет. И такие продления, в том числе для санитарных правил, принятых еще в СССР, проводятся регулярно и очень системно, последний раз — в 2007 г., например, в области гигиены питания.

Однако о системе санитарных правил можно рассуждать очень долго, вернемся к теме данной статьи.

Закон РФ «О ветеринарии» не дает понятия «ветеринарно-санитарные правила», при этом в нескольких статьях данного Закона (ст. ст. 5, 8, 9, 12, 16) есть упоминание о ветеринарных правилах и о ветеринарных нормах (также без расшифровки понятия), хотя из смысла ст. 8 можно понять, что ветеринарные правила являются нормативным актом, обязательным для исполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; однако там же указывается, что эта сфера может регулироваться и другими нормативными актами (какими — не конкретизировано).

В то же время в ст. 18 данного Закона сказано, что предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, а в ст. 21 — что порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами. Получается полный разнобой. При этом сразу оговорюсь, что четкая законодательная классификация ветеринарных подзаконных нормативно-правовых и других актов (какая имеется в области санитарно-эпидемиологического надзора) совершенно отсутствует.

При этом в ст. 2 Закона имеется понятие «ветеринарное законодательство»: ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Входят ли в группу иных нормативно-правовых актов ветеринарно-санитарные правила, непонятно.

При поиске в любой электронной информационно-поисковой правовой системе такого документа, как ветеринарно-санитарные правила, неискушенный человек не получит впечатляющего результата. Так, поиск через вид документа вообще ничего не даст, в случае использования этого словосочетания в названии документа будут выданы всего лишь ветеринарно-санитарные правила: для птицеводческих хозяйств (1973 г., скорее всего, не действуют, так как в 2006 г. Минсельхозом России были утверждены соответствующие ветеринарные правила), для предприятий по переработке птицы (1987 г.), по биологическим отходам (1996 г.), по дератизационным мероприятиям (2001 г.), еще два касаются использования навоза и животноводческих стоков (1993 и 1997 гг.). Причем однозначно об общеобязательности для исполнения можно говорить для двух из них: по биологическим отходам (зарегистрированы в Минюсте России) и — для птицепереработки (в эпоху СССР обязательной регистрации нормативных актов в Минюсте не было). Если заняться вопросом поиска более глубоко и детально, то можно наткнуться на сборник «Ветеринарное законодательство» (т. 1 — 4), в котором найдется еще около двух десятков ветеринарно-санитарных правил (все приняты еще в СССР).

Читайте также:  Быстрый ввод в эксплуатацию преобразователя частоты IDS Drive серии M

Может ли быть, что такая сфера деятельности, как ветеринария, задачами которой являются предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, регулируется таким мизерным количеством нормативных актов?

Помимо ветеринарно-санитарных правил имеются нормативно-правовые акты с другими названиями, регулирующие эту сферу, например: санитарные правила (именно так, но только те, контроль за которыми прямо возложен на государственную ветеринарную службу или органы государственного ветеринарного надзора, например, Санитарные правила для предприятий мясной промышленности, или Санитарные правила для колхозных рынков; хотя их количество невелико, и в основном такие правила принимались еще в СССР, но есть и исключения, к примеру, СаНПиН (санитарные правила и нормы) «Производство и реализация рыбной продукции», правила (например, Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов), в том числе и утвержденные актами других ведомств, в частности касающиеся перевозок (например, железнодорожных), санитарные и ветеринарные правила (например, для молочных ферм). В 1996 г. совместно с Госсанэпиднадзором была принята серия из двух десятков документов под названием «Санитарные правила.

Ветеринарные правила», касающихся профилактики и борьбы с заразными болезнями, общими для человека и животных, например, бешенством, другими заболеваниями. В 1999 г. приняты ряд (более сорока) ветеринарных и ветеринарно-санитарных требований, регулирующих вопросы ввоза в РФ животных (суточных цыплят ), пищевых продуктов животного происхождения (молока), кормов и сырья животного происхождения (напр., растительных кормов). В 2006 г. в связи со вспышками птичьего гриппа было принято несколько ветеринарных правил по этому вопросу, например Ветеринарные правила для птицеводческих хозяйств закрытого типа. Последние утверждались приказами Минсельхоза России, регистрировались в Минюсте России, и их статус вполне ясен. Но непонятно, влечет ли нарушение этих правил административную ответственность, ведь они не называются ветеринарно-санитарными правилами.

Некоторые акты в сфере ветеринарии в своем названии вообще не имеют слов «ветеринарные», «санитарные» и «правила»: инструкции (по ветеринарному клеймению мяса), порядки (по поставкам гуманитарной помощи), указания (о ввозе кормов для пушного звероводства), в том числе и других ведомств, письма (о продуктах, поступающих из стран Евросоюза).

Большинство из вышеперечисленных документов принимались Минсельхозом России (в том числе ранее — его Департаментом ветеринарии), который является органом нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии согласно указу Президента РФ, и Россельхознадзором (который в настоящее время структурно также подчиняется Минсельхозу). Несмотря на данную функцию Минсельхоза России, ряд вопросов в сфере ветеринарии не имеют глубокого раскрытия в его подзаконных актах, а регулируются в общем порядке нормативно-правовыми актами более высокой юридической силы.

Так, вопрос об обязательности наличия маркировки и срока годности пищевых продуктов (с точки зрения ветеринарного надзора за этим нормативом) содержится только в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в Постановлении Правительства РФ N 1263. Вопросы оформления перевозок подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов вообще урегулированы международным соглашением.

Некоторые вопросы в сфере ветеринарного надзора вообще урегулированы только нормативными актами субъектов РФ (в связи с этим также возникает вопрос о правомерности надзора за такими вопросами со стороны федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере ветеринарии, т.е. Россельхознадзора, однако этот вопрос не совсем относится к теме статьи).

В частности, в письме Минсельхоза России «Об усилении ветеринарно-санитарного контроля» содержится требование о проведении аттестации всех предприятий по заготовке и убою скота (птицы) и переработке продукции животного происхождения (в том числе мясоперерабатывающих), а также рынков и выдаче этим предприятиям по результатам аттестации (в случае если они отвечают предъявляемым к ним ветеринарно-санитарным требованиям) ветеринарного регистрационного удостоверения.

Однако насколько данный документ можно считать нормативным (по вышеперечисленным причинам), неизвестно. В настоящий момент требование о наличии у подконтрольных государственному ветеринарному надзору предприятий ветеринарного регистрационного (или ветеринарного, ветеринарно-санитарного) удостоверения содержится в нормативно-правовых актах некоторых субъектов РФ, например Краснодарского и Алтайского краев, г. Москвы.

Исходя из всего вышеизложенного возникает главный вопрос — правомерно ли квалифицировать нарушения вышеперечисленных правовых актов (особенно тех, которые не называются ветеринарно-санитарными правилами) как административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 10.6 и 10.8 КоАП РФ?

К счастью, судебная практика, как правило, дает на это положительный ответ.

Так Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем Постановлении признал правомерным привлечение юридического лица Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай к ответственности в соответствии со ст. 10.8 КоАП РФ при отсутствии у юридического лица ветеринарного регистрационного удостоверения (предусмотренного Законом Алтайского края «О ветеринарии»), разрешающего и подтверждающего соответствие ветеринарным требованиям условий заготовки, переработки, хранения, перевозки и реализации безопасной продукции и сырья животного происхождения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.03.2007 по делу N А29-1297/2007, которое, в свою очередь, признало законным и обоснованным постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности в соответствии со ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения, учета и отпуска лекарственных средств списков А и Б, предназначенных для ветеринарных целей.

Суд также признал, что эти правила не затрагивают права, свободы, обязанности человека и гражданина и не устанавливают правовой статус организаций, не имеют межведомственного характера и, таким образом, подлежат государственной регистрации в Минюсте России. Кроме того, суд также определил, что данное правонарушение является также нарушением Закона «О лекарственных средствах», который распространяется не только на деятельность организаций — производителей лекарственных средств, но и на деятельность специалистов, использующих лекарственные средства, в том числе и ветеринарного назначения.

Этот же Федеральный арбитражный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.07.2006 и Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2006 по делу N А82-5122/2006-31, признавшие законным и обоснованным постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области о привлечении юридического лица к административной ответственности в соответствии со ст. 10.6 КоАП РФ за нарушение Закона РФ «О ветеринарии» и ветеринарно-санитарных требований при ввозе в Российскую Федерацию овечьей (козьей) шерсти. Суд в своем Постановлении прямо указал, что нарушение этих документов является нарушением правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2007 по делу N А32-27509/2006-45/406-41АЖ-2007-3/37-5АЖ, которое признало правомерным привлечение юридического лица к административной ответственности в соответствии со ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение Закона РФ «О ветеринарии» и Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства.

Имеются и другие аналогичные решения и постановления судов по данной тематике. Таким образом, судебная практика в целом признает большинство перечисленных в статье групп правовых актов в сфере ветеринарии ветеринарно-санитарными правилами. Однако имеются и противоположные судебные акты по данному вопросу. Таким образом, полагаться только на судебную практику — весьма шаткая позиция, необходимо четкое нормативно-правовое регулирование и систематизация этой сферы.

Автор статьи: Г.И. КАЛИНИН

Источник