Меню

Юрист рассказал как должно проходить освидетельствование водителя

Юрист рассказал, как должно проходить освидетельствование водителя

Автомобилисты знают, что даже небольшая бутылка кваса, выпитая перед тем, как сесть за руль, может показать небольшие промилле на алкотестере. Когда ваша совесть чиста в плане алкоголя, то некоторые сотрудники ГИБДД все равно могут прибегнуть к психологическому прессингу с предложением «подуть в трубочку».

Как должна происходить процедура освидетельствования и какие права есть у водителя? Член Ассоциации юристов России Захар Глушков рассказал aif.ru все нюансы подобных ситуаций.

Вопросы инспектора ГИБДД о возможном употреблении алкоголя водителем сами по себе юридической силы не имеют. Бывает так, что разговор приобретает провокационный характер. Задача сотрудника полиции — определить степень адекватности водителя заранее. Всем психологическим приемам инспекторов обучают, готовя к службе.

Когда совесть водителя чиста — можно попробовать отшутиться. Самое главное при этом — не дошутиться до подписания документов, где автовладелец признает себя пьяным, не будучи таковым.

Если сотрудник ГИБДД намерен провести предварительное освидетельствование водителя на состояние опьянения, то последнему стоит знать все тонкости, обязательные к соблюдению при проведении этой процедуры. Если что-то будет упущено инспектором — освидетельствование может быть обжаловано в суде.

Для начала инспектор должен разъяснить водителю его права и порядок проведения процедуры. Затем продемонстрировать целостность клейма на алкотестере и предъявить свидетельство о проверке прибора. В сертификате устройства обязательно должна быть запись на соответствие прибора ГОСТу.

Сама процедура от начала до конца проводится лишь в присутствии понятых. Водитель должен расписаться в протоколе или указать какие-то замечания при их наличии.

Водитель имеет право отказаться от этой процедуры на дороге и потребовать медицинского освидетельствования уже в специализированном учреждении.

Если в ходе предварительного освидетельствования на дороге прибор показал наличие определенного промилле, то это является основанием для углубленной экспертизы, выполняемой медиками. Врачи сделают забор воздуха из легких, анализы крови и мочи. Результат подтверждается беседами с неврологом и наркологом.

Отказаться от процедуры медицинского освидетельствования водитель уже не сможет. Отказ в данном случае будет расцениваться как признание вины. По части 1 статьи 12.26 КоАП РФ водителю грозит штраф до 30 тысяч рублей и лишение прав на срок до двух лет.

Источник

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Узнайте, как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей, кто имеет право его проводить. Скачайте образцы документов, которые нужно подготовить для проведения предрейсового медосмотра.

Образцы документов, которые необходимо оформить для проведения предрейсовых медосмотров, скачайте ниже >>>

Предрейсовый медосмотр: кого направлять

Организации, которые ведут деятельность по эксплуатации транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медосмотры водителей. Для этого нужно составить списки сотрудников и заключить договор с медорганизацией. Как это сделать, читайте в Системе Кадры: Как провести предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников >>>

Предрейсовый медосмотр для водителей: новый закон

Внимание! Скоро предрейсовый медицинский осмотр водителей будут проводить дистанционно

Депутаты Госдумы подготовили законопроект, который позволит проводить медосмотры водителей с помощью телемедицинских технологий. При выявлении у работника отклонений в параметрах состояния здоровья, признаков употребления алкоголя, медработник должен направить данного гражданина на медосмотр с проведением химико-токсикологического исследования на наличие в организме каких-либо веществ.

Помимо этого, в отношении таких водителей, осмотр которых проводится с применением телемедицины, планируется установить обязанность проходить один раз в шесть месяцев профилактический медосмотр, включающий химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств и психотропных веществ. Порядок такого медосмотра будет установлен дополнительно.

Законопроект находится на первом рассмотрении Госдумы. О его дальнейшей судьбе мы обязательно сообщим, следите за новостями на нашем сайте >>>

Кого нужно направить на предрейсовый медицинский осмотр

Предрейсовый медосмотр водителей проводится для всех сотрудников, выполняющих работу, связанную с движением, управлением транспортом (пункт третий статьи 23 Закона № 196-Ф3 от 10.12.1995 года). Послерейсовые осмотры проходят только те сотрудники, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: законодательство

Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры проводятся в порядке, утвержденном приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н. Указанные осмотры проходят за счет средств работодателей. Организация таких видов обследований возложена также на работодателя (п. 7, 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня или смены, рейса, чтобы выявить:

  • признаки воздействия вредных, опасных производственных факторов;
  • состояний или заболеваний, которые препятствуют выполнению трудовых функций, в том числе и алкогольного, наркотического, токсического опьянения или остаточных явлений таких видов опьянения.

Работодатель должен организовать проведение предрейсового медицинского осмотра водителей для своевременного выявления противопоказаний, ограничений к выполнению должностных обязанностей, предупреждения возникновения ДТП.

Такие нормы содержатся в пункте втором статьи первой, в пункте шестом статьи 23 Закона под № 196-Ф3 от 10.12.1995 года, а также в абзаце пятом раздела «Введение» методических рекомендаций, которые приведены в письме Минздрава № 2510/9468-03-32 от 21.08.2003 года.

Узнавайте последние новости по теме в изданиях Актион Кадры и HR

  • Что кадровику важно знать о новом порядке медосмотров
  • Режим работы и отдыха водителей изменили: что должен сделать кадровик
  • Как отстранить от работы работника, который не прошел обязательный медосмотр, освидетельствование или вакцинацию
  • Какие проблемы с медосмотрами нужно срочно решить компании, чтобы избежать штрафа

Как оборудовать медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

В организации необходимо оборудовать специальное помещение, которое должно состоять из нескольких комнат (не менее двух). В одной комнате проводится непосредственный осмотр, в другой – отбор биологических сред (выдыхаемого воздуха, мочи). Проводить забор крови у сотрудников в условиях медпункта, оборудованного в организации, категорически запрещено.

В помещении для медосмотра водителей перед рейсом и после рейса устанавливают:

  • кушетку;
  • письменный стол и стулья;
  • настольную лампу;
  • шкаф и вешалку для одежды;
  • коврик;
  • сейф;
  • два прибора для определения артериального давления;
  • несколько термометров;
  • два стетофонендоскопа;
  • два прибора для определения паров спирта в выдыхаемом обследуемым сотрудником воздухе;
  • экспресс-тесты на алкоголь, наркотики;
  • алкометр;
  • не менее 10 медицинских шпателей;
  • сумку с необходимым набором медикаментов, чтобы при необходимости оказать неотложную медпомощь.

Кадровый вопрос: Вправе ли сотрудник организации, например бухгалтер с медицинским образованием, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не имеет собственного медпункта?

Нет, не вправе. Если организация самостоятельно проводит предрейсовый и послерейсовый медосмотры, необходимо, чтобы это делали только медицинские работники. Они должны пройти обучение по программе подготовки медработников по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей и получить сертификат. Такие требования указаны в письме Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: кто имеет право проводить

Медосмотры сотрудников проводят медицинские сотрудники сторонней организации или медперсонал работодателя.

Читайте также:  Инструкция по охране труда для оператора работающего на компьютере

Кто проводит предрейсовый осмотр водителей зависит от того, оборудовал ли работодатель специальное помещение и есть ли в организации медицинские сотрудники.

Медработники, которые проводят предрейсовые медосмотры водителей, должны не только иметь соответствующие сертификаты, но и пройти спецобучение по программе подготовки, приведенной в приложении 8, утвержденном приказом № 308 Минздрава от 14.07.2003.

Кадровый вопрос: Нужно ли проводить предрейсовые медицинские осмотры сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт?

Да, нужно. Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей. При этом в законе нет исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые иногда управляют служебной машиной. Эти категории участников дорожного движения равноправны. Новые правила медосмотров. Что важно знать кадровику >>>

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Организуйте медпункт или заключите договор со сторонней организацией

Организовать предрейсовый осмотр водителей работодатель вправе в собственном медпункте или в специализированном учреждении, которое оказывает услуги по медицинской деятельности, имеет лицензию. С таким учреждением следует заключить соответствующий договор. Если осмотры будут проводиться в собственном медицинском пункте, созданном в организации, необходимо получить лицензию на проведение таких обследований.

Шаг 2. Издайте приказ о назначении ответственного за проведение медосмотра

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей начинается с выбора ответственного сотрудника. Руководитель организации издает приказ, которым назначает ответственного сотрудника за проведение осмотров перед началом и окончанием каждой смены. Водители должны приходить в медпункт с путевым листом на транспортное средство. По итогам обследования в этом листе медицинский сотрудник проставит соответствующую отметку.

Скачайте документы, которые необходимо оформить для проведения предрейсовых медосмотров:

Шаг 3. Направьте водителя на обследование

При обследовании осуществляют визуальный осмотр, общую термометрию, измеряют давление, исследуют пульс. Выявляют признаки или остаточные явления алкогольного, наркотического, токсического опьянения, наличие психоактивных веществ в моче и т.д.

Если сотрудник успешно прошел осмотр, пометку об этом ставят в путевом листе. При обнаружении заболеваний или состояний, препятствующих выполнению должностных обязанностей, сотрудника направляют в медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи.

Кадровый вопрос: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд?

Предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно. Как провести предрейсовый и послерейсовый медосмотры сотрудника в собственном медпункте >>>

Какие документы подготовить кадровику для предрейсового медосмотра

По результатам исследования медицинский работник выносит заключение о наличии, отсутствии вредных, опасных факторов, заболеваний или состояний, препятствующих выполнению должностных обязанностей. Результаты исследований вносят в журнал регистрации, указывая реквизиты сотрудника и медработника, проводившего осмотр, сделавшего заключение. После чего свою подпись должен поставить сотрудник и медработник.

Журналы ведут на бумажных или электронных носителях. При использовании бумажных носителей страницы прошнуровывают, пронумеровывают, скрепляют печатью. При ведении журналов в электронном виде соблюдают требования законодательства о персональных данных, внесенные сведения заверяют квалифицированной усиленной электронной подписью.

Скачайте готовые журналы учета медицинских осмотров водителей:

Перед тем, как направить водителей на медосмотр, составьте список сотрудников, которым нужно проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Сделайте это, если ваши сотрудники, например, управляют автомобилем, перевозят пассажиров или опасные грузы. Чтобы организовать медосмотр, заключите договор с медицинской организацией или создайте свой медпункт с лицензией. Если медосмотры проводят в организации, назначьте ответственных за это лиц приказом работодателя.

Источник

Порядок проведения освидетельствования на на состояние опьянения

Порядок проведения освидетельствования на на состояние опьянения

Существуют три основания для освидетельствования:
1) факт дорожно-транспортного происшествия;
2) наличие у водителя признаков опьянения;
3) заявление граждан об употреблении водителем алкогольных напитков.

Прежде чем проводить освидетельствование, сотрудник ДПС должен отстранить водителя от управления автомобилем. Порядок отстранения подробно описан в пунктах 126-127 административного регламента. Достаточным основанием для отстранения управлением является выявлением сотрудником ДПС признаков опьянения у водителя (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке). При отстранении от управления автомобилем составляется протокол. Отстранение должно проходить в присутствии двух понятых. Поэтому не стоит сразу дуть в алкотестер, пусть сотрудник ГИБДД сначала потрудится отстранить вас от управления транспортным средством.

После отстранения водителя от управления автомобилем, происходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Эта процедура также имеет свои особенности, которые закреплены в пунктах 129-135 административного регламента МВД РФ, а именно:

  • основанием для проведения освидетельствования на состояние опьянения являются признаки опьянения у водителя (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке);
  • сотрудник ДПС до проведения измерения должен рассказать водителю о том, что он будет делать, и показать, что он использует качественный алкотестер;
  • при выяснении наличия или отсутствия состояния опьянения должна учитываться допустимая погрешность прибора;
  • во время проведения проверки должны присутствовать два понятых, которые должны контролировать правильность действий сотрудника ГИБДД;
  • в случае выявления состояния опьянения составляется Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который подписывается водителем, инспектором и понятыми.

Что делать в случае несогласия?

Если водитель не согласен с результатами теста, то сотрудник ГИБДД обязан провести медицинское освидетельствование. Для проведения освидетельствования, необходимо выразить в протоколе несогласие с результатами теста и потребовать провести медицинское освидетельствование.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения оформляется протоколом в присутствии двух понятых. Сотрудники ГИБДД обязаны препроводить водителя к месту медицинского освидетельствования (в соответствующее медицинское учреждение). В случае, если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, сотрудники ГИБДД обязаны препроводить водителя и обратно к его транспортному средству.

Если вам требуется срочная консультация автоюриста, позвоните по телефону: +7 (903) 508-29-11 (с 8.00 до 23.00, в экстренных случаях можно звонить круглосуточно).

Публикацию подготовил заслуженный юрист РФ, адвокат Григорьев Виктор Александрович

Источник



Порядок проведения освидетельствования водителей

Административная ответственность, предусмотренная статьями 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Читайте также:  Сьес активатор цвета палитра инструкция

Соотношение между мг/л и промиллями = 0,45

1 промилле = 0,45 мг/л

сохраняя пропорцию 0,16 мг/л=0,16 / 0,45 = 0,3555

0,16 мг/л = 0,356 промилле

С учетом всех погрешностей алкотестера показания не должны превышать 0,16 мг/л или 0,356 промилле

Существует два вида освидетельствования.

Медицинское освидетельствование (МОСО)— проводит врач (в сельской местности — фельдшер) в соответствии с нормативными документами Минздрава РФ.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО)— проводится инспектором ДПС в присутствии двух понятых или фиксации процедуры на видео.

Водитель может отказаться от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, тогда он подлежит направлению на медицинское освидетельствование или инспектор может отпустить водителя.

Водитель может согласиться или не согласиться с результатами. Если водитель не согласен с результатами, то ИДПС обязан направить водителя в медицинское учреждение, для проведения медицинского освидетельствования или инспектор может отпустить водителя.

ИДПС может направить водителя на медицинское освидетельствованиепри отрицательных показаниях прибора, имея основания полагать, что водитель находится в состоянии наркотического или иного опьянения.

В Акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения нужно указывать, что с результатами не согласен, тогда ИДПС обязан направить водителя в больницу, где освидетельствование проведет врач.

Врач проводит освидетельствование на основании Приказа Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
Врач сможет установить состояние опьянения только при показания алкотестера более 0,16 мг/л = 0,356 промилле.

Согласно изменениям в указанный приказ Минздрава РФ, врач выносит заключение о состоянии опьянения несмотря на отсутствие или наличие клинических признаков опьянения.

Требоваиня предъявляемые к процедуре медицинского освидетельстваования на состояние опьянения (МОСО).

Освидетельствование может проводиться:
– в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг;
– в специально оборудованном для проведения медицинского освидетельствования передвижном медицинском пункте, соответствующем установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

В приказе Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» содержатся требования к передвижному медицинскиму пункту:
– салон должен быть оборудован резиновой дорожкой шириной 0,6 м и длиной не менее 3 м для проведения пробы на устойчивость походки;
— высота салона при этом должна быть не менее 1,85 м;
– проемы дверей должны быть оборудованы подножками;
– салон должен быть оборудован 2 рабочими сиденьями для медицинского персонала, сиденьем для освидетельствуемого и рабочим столом. Встроенная мебель должна иметь в своем составе вешалку для верхней одежды;
– бортовой холодильник для хранения биологических проб должен иметь объем не менее 10 л;
– салон ППМО должен быть оборудован умывальником с запасом чистой воды не менее 7 л и емкостью для сбора отработанной воды объемом не менее 10 л, биотуалетом, а также съемным пластмассовым (герметичным) мусоросборником не менее 30 л;
– передвижной пункт (автомобиль) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава России.

Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденной приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308. Данная подготовка у врача должна подтверждаться документом с указанием даты выдачи, подписью руководителя наркологического учреждения и печатью учреждения. Срок действия такого документа составляет 3 года.

Процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения состоит из двух этапов:
– проведение клинического обследования (описывается поведение человека, его реакции, давление, нистагм и прочие признаки) ;
– использование специальных приборов для определения алкогольного или забор биологической жидкости для определения наркотического опьянения.

При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта (моча) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2006 г. № 6840-ВС. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке. Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг). Результаты химико-токсикологических исследований при определении наличия наркотических средств или психотропных веществ оформляются справкой о результатах химико-токсикологических исследований, форма и инструкция по заполнению которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475).

В случае, когда состояние опьянения установлено , согласно ст. 27.13 КоАП РФ производится задержание транспортного средства путем его направления на специализированную стоянку либо предоставление для управления транспортным средством иного лица (при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством). Водителю задержанного транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства и порядке его возврата при вручении копии протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства.

Если по результатам освидетельствования состояние опьянения не установлено, то транспортное средство не задерживается, а производство делу прекращается путем вынесения постановления.

В связи с тем, что точное определение наркотического вещества, которое вызвало опьянение, занимает продолжительное время (до 12 часов), транспортное средство задерживается. По готовности результатов исследования водитель вызывается для составления протокола о правонарушении или вынесении определения о прекращении производства по делу.

Источник

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Из этой статьи вы узнаете, кто и в каком порядке проводит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. Также сможете скачать образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра СКАЧАТЬ
Образец журнала послерейсового медицинского осмотра СКАЧАТЬ
Рекомендации по проведению предрейсовых медосмотров СКАЧАТЬ

Необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей прописана в ч. 5 ст. 23 ФЗ №196. Очередные коррективы и дополнения к этому закону вступили в силу с 30.12.2018 г.

предрейсовых – не позволить лицам, которые не в состоянии безопасно управлять транспортными средствами, садиться за руль. Это делается для:

  • обеспечения безопасности дорожного движения;
  • сохранения жизни и здоровья водителя, пассажиров, окружающих людей;
  • сохранности автомобиля, груза;
  • защиты окружающей среды от попадания в нее опасных веществ, которые перевозит автомобиль.
Читайте также:  Преимущества и недостатки решения

послерейсовых – выявить случаи воздействия на трудящихся ОПФ и производственных вредностей, проконтролировать поведение водителей после того, как их путевые листы заполнены.

Все эти медосмотры обязательны даже в тот день, когда работник прошел ежегодную медкомиссию.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Пред рейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

Кем проводятся предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей

Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:

  • привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  • вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2020 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец 2020 года

Сегодня в российских законодательных актах нет единого образца журнала предрейсового медицинского осмотра водителей. Поэтому этот образец каждая компания вправе разработать самостоятельно с учетом своих потребностей. Базовые требования к наполнению и оформлению журнала содержатся в специальной Методике, которую разработал Минздрав. Для этого в 2003 году было издано специальное письмо, требования которого обязательны к исполнению. По утвержденной этим письмом Методике, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей:

  • исключает возможность подмены страниц. Для этого журналы шнуруются, скрепляются печатью, все страницы нумеруются. Печать может ставить работодатель либо медучреждение, если контроль проводится в больнице.
  • содержать графы для записи ФИО водителя, его возраста, места работы, даты, времени медосмотра, заключения врача, принятых мер, ФИО медработника.

Примерные образцы журналов для фиксации предрейсовых медицинских осмотров и послерейсовых медицинских осмотров приведены ниже. Вы можете доработать их по своему усмотрению. Если в вашей компании сохранились советские журналы, утвержденные еще в 1989 году, и вы собираетесь заполнять их, это не станет ошибкой. Главное, чтобы их содержание подходило вам по сфере деятельности и включало приведенную в утвержденной Минздравом Методике информацию.

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец обложки:

Источник